Устройство контроля уровня электролита и заряженности аккумулятора

Изобретение относится к электротехнике и электрохимии и касается аккумуляторов открытого типа. Техническим результатом является обеспечение постоянного контроля уровня электролита и степени заряженности аккумуляторов в составе аккумуляторной батареи с обеспечением его надежности работы за весь срок службы аккумуляторов и в диапазоне наружных температур от -50 до +50°С. Согласно изобретению, в котором в качестве датчика используется металлическая пластина, которая соединена через резистор с базой транзистора n-р-n типа, коллектор которого через светодиод подключен к положительному выводу аккумулятора, а эмиттер подключен к отрицательному выводу аккумулятора, при этом транзистор вместе со светодиодом и пластиной вмонтирован в крышку аккумулятора, а пластина располагается под основными электродами аккумулятора на расстоянии 5-10 мм. При этом, сопротивление резистора, включенного между базой транзистора и металлической пластиной, определяется как средняя величина между максимальным значением, полученным от произведения номинального тока светодиода на коэффициент 104, и минимальным значением, полученным от деления величины номинального тока светодиода на коэффициент усиления транзистора по току и умножаемого на коэффициент 105. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в аккумуляторах открытого типа, применяющихся в составе аккумуляторных батарей в различных сферах промышленности и транспорта.

Известно устройство - сигнализатор уровня электролита химических источников тока, включающее колпачок с прозрачным корпусом, под которым размещен поплавок со стержнем-указателем, и герметизирующий уплотнитель, причем корпус поплавка выполнен в виде перевернутого стакана со впадиной, имеющей форму усеченного конуса, а в стержне-указателе выполнено, по меньшей мере, одно отверстие, соединенное с трубкой, торец которой расположен на одном уровне с торцом поплавка (патент RU №2182389 С2, кл. Н01М 10/48 от 21.06.1999 г.).

Известно устройство контроля уровня электролита и заряженности аккумулятора, включающее светодиод, вмонтированный в верхнюю крышку аккумулятора и используемый в качестве прибора, регистрирующего величину тока через электролит, а также электрод, находящийся в электролите на 5-10 мм над основными электродами аккумулятора, выполненный в виде пластины из нержавеющей стали, жестко соединенный с корпусом светодиода и подключенный через резистор к положительному выводу аккумулятора (патент RU №2341852 С2, кл. Н01М 10/48 от 17.11.2005 г.).

Недостатком вышеуказанных устройств является их недостаточная точность и надежность из-за примерзания поплавка к деталям крышки аккумулятора при температурах окружающей среды ниже 0°С, а также низкий срок службы металлических пластин из-за интенсивного окислительного процесса (электролиза), вызванного повышенными токами в цепи контроля. При отрицательных температурах среды светодиод работает неустойчиво из-за уменьшения проводимости электролита и соответственно тока, необходимого для зажигания светодиода.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности устройства и точности определения уровня электролита и заряженности аккумулятора.

Указанный технический результат достигается в устройстве контроля уровня электролита и заряженности аккумулятора, содержащем металлическую пластину, введенную в электролит, резистор, светодиод, соединенный через металлическую пластину с положительным выводом аккумулятора, при этом устройство дополнительно содержит транзистор n-p-n типа, располагающийся в корпусе со светодиодом, причем коллектор транзистора подключен через светодиод к положительному выводу аккумулятора, эмиттер к отрицательному выводу аккумулятора, а база подключена через резистор к металлической пластине.

При этом сопротивление резистора определяется как средняя величина между максимальным значением, полученным от произведения номинального тока светодиода на коэффициент 104, и минимальным значением, полученным от деления величины номинального тока светодиода на коэффициент усиления транзистора по току и умноженного на коэффициент 105.

Работа устройства поясняется фиг.1 и фиг.2, на примере свинцового аккумулятора. На фиг.1 показан общий вид аккумулятора с устройством контроля уровня электролита и заряженности, а на фиг.2 - электрическая схема устройства.

Устройство содержит светодиод 3, транзистор 4 и резистор 5, расположенные в корпусе 2, закрепленном в крышке аккумулятора 7, а также металлическую пластину 10, нижний конец которой погружен в электролит 8 и находится над электродами аккумулятора 9.

Верхний конец пластины 10 соединен через резистор 5 с базой транзистора 4. Коллектор транзистора 4 соединен через светодиод 3 с положительным выводом аккумулятора 1. Эмиттер транзистора 4 подключен к отрицательному выводу аккумулятора 6.

При нормальном уровне электролита нижний конец пластины 10 погружен в электролит 8 и тем самым создается замкнутая цепь для прохождения электрического тока: от положительного вывода аккумулятора 1, через электролит 8, пластину 10, резистор 5 и база-эмиттерный переход транзистора 4 к отрицательному выводу аккумулятора 6. Величина этого тока не превышает 40-50 мкА и поэтому не приводит к интенсивному окислению и электролизу пластины 10, но обеспечивает включение транзистора 4 при температурах электролита от -40 до +50°С. Через светодиод 3 будет проходить электрический ток по цепи: положительный вывод аккумулятора 1, светодиод 3, коллекторно-эмиттерный переход транзистора 4, отрицательный вывод аккумулятора 6. При этом на светодиоде 3 появится напряжение 2÷3 В, достаточное для свечения светодиода. Свечение светодиода 3 является признаком нормального уровня электролита в аккумуляторе.

При снижении уровня электролита в аккумуляторе ниже допустимого нарушается контакт пластины 10 с электролитом 8, цепь прохождения электрического тока через база-эмиттерный переход транзистора 4 прерывается, транзистор выключается и светодиод 3 не светится. Отсутствие свечения светодиода 3 является признаком пониженного уровня электролита в аккумуляторе.

При понижении уровня напряжения на выводах аккумулятора за счет его разряда или саморазряда величина тока через светодиод автоматически уменьшается. Соответственно уменьшается интенсивность свечения светодиода. Уменьшение интенсивности свечения светодиода является признаком понижения напряжения аккумулятора. В процессе осмотра аккумуляторных батарей эксплуатационный персонал может визуально (т.е. без применения измерительных средств) определить понижение напряжения отдельных аккумуляторов по сравнительному изменению интенсивности свечения их светодиодов.

Таким образом, в предлагаемом устройстве за счет значительно небольшой величины тока, проходящего через металлическую пластину 10, по сравнению с прототипом, исключается разрушение металла в пластине и одновременно обеспечивается работоспособность светодиода во всем диапазоне температур электролита.

Экспериментальные исследования работы устройства, проведенные во всем диапазоне наружных температур в течение года, показали надежную работу описываемого устройства, что подтверждено отсутствием утончения металлических пластин и отсутствием следов электролиза.

Новое устройство позволит увеличить срок службы аккумуляторов до 10-15 лет.

1. Устройство контроля уровня электролита и заряженности аккумулятора, содержащее металлическую пластину, введенную в электролит и светодиод, соединенный через металлическую пластину с положительным и отрицательным выводом аккумулятора, а также резистор, отличающееся тем, что в него введен транзистор n-р-n типа, коллектор которого через светодиод подключен к положительному выводу аккумулятора, эмиттер к отрицательному выводу, а база подключена к металлической пластине через резистор.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что величина сопротивления резистора определяется как средняя величина между максимальным значением, полученным от произведения номинального тока светодиода на коэффициент 104 и минимальным значением, полученным от деления величины номинального тока светодиода на коэффициент усиления по току транзистора и умноженного на коэффициент 105.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля состояния аккумуляторных источников питания. .

Изобретение относится к области разработки и эксплуатации вторичных источников тока и может применяться для подготовки к хранению, проведения ресурсных и приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.

Изобретение относится к электротехнике и может применяться в качестве устройства для электропитания постоянным током носимых радиостанций. .

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вторичным элементам, в частности к никель-кадмиевым аккумуляторам, комбинированным с индикатором анализа, показывающим количественную оценку развития дендритов внутри сепарации аккумулятора, чем выше оценка, тем больше аккумулятор предрасположен к тепловому разгону.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контрольно-проверочной аппаратуре для зарядно-разрядного циклирования аккумуляторных батарей в процессе проведения испытаний, обслуживания и подготовки к работе никель-водородных аккумуляторных батарей на заводе-изготовителе и в эксплуатирующих организациях.

Изобретение относится к области измерения и контроля технологических параметров. .

Изобретение относится к электротехнике и касается аккумуляторов открытого типа. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния свинцовой аккумуляторной батареи (АБ). .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к бортовым системам контроля работоспособности и определения сроков обслуживания аккумуляторных батарей

Изобретение относится к области электроизмерительной техники. Техническим результатом является увеличение надежности устройства, уменьшение погрешности измерения электрической емкости ХИТ и упрощение конструкции устройства. Технический результат достигается тем, что в устройстве, реализующим зависимость Q=f(C,U,tзар,k) и содержащим измеряемый химический источник тока (ХИТ), ключ на замыкание цепи, конденсатор известной емкости, ключ сброса заряда конденсатора, АЗУ, делитель напряжения с коэффициентом деления k7=0.95, делитель напряжения с коэффициентом деления k8=0.5, компаратор, делитель с регулируемым коэффициентом деления, ждущий генератор (ЖГ) 10, ключ на переключение, счетчик числа импульсов, блок задержки, ГТИ, ЦАП, операционный усилитель, который совместно с ЦАП и соответствующими обратными связями является цифроаналоговым делителем напряжений, ключ на замыкание со схемой устранения дребезга, блок «И», инверторы, регистр, ФНЧ и индикатор, соединенные соответственно. Устройство функционально выполнено из двух блоков. Первый блок непосредственно подсоединен к клеммам измеряемого ХИТ и включает в себя ключ на замыкание и конденсатор известной емкости. Остальные элементы устройства входят в состав второго блока. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах, предназначенных для подзарядки группы аккумуляторных батарей установленных на транспортном средстве. Сущность изобретения состоит в том, что устройство, содержащее источник питания, накопительную емкость, датчик тока и электронные ключи, причем в режиме подзарядки аккумуляторная батарея одним из электронных ключей подключается по сигналу датчика тока к предварительно заряженному конденсатору от источника питания, снабжено двумя мультиплексорами повышенной мощности и группой электронных ключей на базе полевых транзисторов, группой накопительных емкостей, количество которых равно количеству аккумуляторных батарей, входящих в группу, группой датчиков тока, мультиплексором информационных сигналов, аналогово-цифровым преобразователем, при этом управляемые входы двух мультиплексоров, группы электронных ключей на базе полевых транзисторов и мультиплексор информационных сигналов подключены к соответствующим выходам микроконтроллера, а группа датчиков тока через мультиплексор информационных сигналов и аналогово-цифровой преобразователь подключены к входу в микроконтроллер. 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технологическому противодействию замене несертифицированной батареей. Устройство противодействия замене несертифицированной батареей для электрического транспортного средства содержит средство определения особенности батареи и средство ограничения выходной мощности источника мощности, когда определено то, что батарея после замены является несертифицированной батареей. Средство ограничения выходной мощности применяет конкретную конфигурацию ограничения вывода источника мощности, соответствующую уменьшению емкости вспомогательного источника мощности, из конфигураций ограничения вывода источника мощности, соответствующих уменьшению емкости вспомогательного источника мощности. Достигается возможность распознавания неисправного состояния транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при комплектовании батарей из аккумуляторов и диагностировании их технического состояния. Техническим результатом является расширение эксплуатационных возможностей. Способ позволяет в режиме реального времени при проведении заряд-разрядных циклов батареи и балансировки аккумуляторов по напряжению контролировать идентичность текущих значений напряжений аккумуляторов батареи. Для этого на аккумуляторы подают напряжения от индивидуальных источников, в качестве напряжения питания которых используют напряжение контролируемой батареи. При этом на выходах индивидуальных источников формируют напряжения, равные текущему среднему значению напряжений аккумуляторов батареи. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам диагностирования и контроля, а именно к диагностированию аккумулятора транспортного средства. Устройство диагностики аккумулятора транспортного средства, которое диагностирует статистику состояния использования аккумуляторной батареи, и, которое представляет меру подавления ухудшения характеристик аккумулятора. Устройство диагностики содержит средство хранения для хранения альтернативной меры подавления для фактора, обуславливающего ухудшение характеристик аккумуляторной батареи, и средство диагностики для запрещения представления альтернативной меры подавления в качестве меры подавления, если альтернативная мера подавления не удовлетворяет определенному критерию представления. Достигается повышение срока службы аккумулятора. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к зарядке транспортного средства. Система зарядки транспортного средства содержит зарядное устройство; устройство ввода для указания планируемого времени для окончания зарядки и контроллер управления зарядным устройством. Причем контроллер выполняет первую зарядную операцию управления с использованием целевого значения, которое ниже, чем заданное состояние полного заряда, до тех пор, пока состояние заряда не достигнет упомянутого целевого значения. Также контроллер может останавливать зарядку устройства накопления энергии и повторно запускать зарядку упомянутого устройства. Контроллер изменяет упомянутое целевое значение в соответствии с извлеченным значением упомянутого состояния заряда в момент времени, когда движение упомянутого транспортного средства завершено. Повышается способность приведения в движение транспортного средства. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к блоку аккумуляторной батареи для присоединения к электрическому инструменту. Техническим результатом является предоставление пользователю функции определения и отображения отклонения от нормы аккумуляторной батареи. Предложен блок аккумуляторной батареи, содержащий элемент отображения, устройство детектирования оставшейся емкости, устройство управления отображением оставшейся емкостью, устройство детектирования отклонения от нормы и устройство управления отображением отклонения от нормы. Устройство детектирования оставшейся емкости детектирует оставшуюся емкость аккумуляторной батареи. Устройство управления отображением оставшейся емкости отображает оставшуюся емкость, детектированную устройством детектирования оставшейся емкости, управляя состоянием свечения элемента отображения. Устройство детектирования отклонения от нормы детектирует отклонение от нормы аккумуляторной батареи. Устройство управления отображением отклонения от нормы отображает отклонение от нормы аккумуляторной батареи, детектированное устройством детектирования отклонения от нормы, управляя состоянием свечения элемента отображения в состояние отображения отклонения от нормы, которое отлично от состояния отображения оставшейся емкости, управляемого устройством управления отображением оставшейся емкости. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к комплексным контрольно-проверочным системам, а именно к бортовым системам для контроля работоспособности и диагностики неисправностей, обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторных батарей, состоящих из n последовательно включенных элементов, и в первую очередь Li-ion аккумуляторов, применяемых в системах автономного электроснабжения на транспортных средствах. Технический результат - автоматизация процесса определения технического состояния как аккумуляторной батареи в целом, так и ее элементов путем поэлементного контроля ее работоспособного состояния. Согласно изобретению способ автоматического контроля технического состояния элементов последовательной аккумуляторной батареи включает обработку информации результатов контроля в N+1 выходных зажимах подключения контролируемых аккумуляторов в n контрольных точках, нумерацию последовательно контрольных точек, масштабирование токов от каждого элемента аккумуляторной батареи с коэффициентом масштабирования от каждой контрольной точки, токи от каждой контрольной точки суммируют в точке суммирования и передают через канал связи в орган обработки информации, где преобразуют суммарный ток в пропорциональное напряжение. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх