Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазками. Зубчатое колесо состоит из ступицы (1) и зубчатого венца с зубьями (2). На торцах (3, 4) зубьев зубчатого венца укреплены накладки (5, 6) с внутренним диаметром, большим диаметра окружности впадин зубьев. Обе накладки снабжены кольцами (7, 8), а ступица - с обеих сторон - кольцами (9, 10). Кольца накладок и ступицы ориентированы перпендикулярно им, а их диаметры, соответственно, равны внутреннему диаметру накладок и диаметру окружности впадин зубьев. Между кольцами накладок и ступицы расположены упругие смазковозвращающие пластины (11, 12) с прорезями (13). Пластины укреплены неподвижно относительно колеса на основаниях (14), перпендикулярно торцам колеса и в его диаметральной плоскости. Изобретение направлено на повышение эффективности смазывания зубчатых колес, снабженных торцевыми кольцевыми накладками. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, тяжелонагруженным, смазываемым пластичными смазками.

Известно зубчатое колесо, состоящее из ступицы и зубчатого венца с зубьями, на торцах которых укреплены кольцевые накладки, внутренний диаметр которых больше диаметра окружности впадин зубьев (см., например, А.С. СССР №1578406, кл. F16Н 55/12, опубликованное 15.07.90 г., Бюл. №26).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что пластичная смазка, нанесенная на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них в процессе работы колеса в передаче, в частности - через зазоры между кольцевыми накладками и ступицей, - на торцы зубьев и прилегающие к ним участки ступицы; в дальнейшем эта вытесненная смазка в процессе смазывания трущихся поверхностей зубьев не участвует, что повышает изнашиваемость зубьев и требует дополнительного нанесения на них смазки, что приводит к ее перерасходу.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по А.С. СССР №1618973, кл. F 16 Н 57/04, опубликованному 07.01.91 г., Бюл. №1. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо, состоящее из ступицы и зубчатого венца с зубьями, снабжено смазковозвращающим приспособлением в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон колеса перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, длина пластин больше высоты зубьев зубчатого колеса, а на краях пластин, обращенных к зубьям, выполнены прорези.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что такое смазковозвращающее приспособление неприменимо для колеса, снабженного торцевыми кольцевыми накладками, - по причине своей конструкции, так как часть торцевых поверхностей зубьев перекрыта этими накладками и смазка вытесняется на свободные поверхности торцов зубьев и прилегающие участки ступицы в большом количестве, покрывая большие участки ступицы, а также прилегающие к ним участки торцевых накладок.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания зубчатых колес, снабженных торцевыми кольцевыми накладками.

Для достижения этой цели, зубчатое колесо состоит из ступицы и зубчатого венца с зубьями, на торцах которых укреплены кольцевые накладки с внутренним диаметром, большим диаметра окружности впадин зубьев, и снабженное смазковозвращающим приспособлением в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с обеих сторон колеса перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, причем накладки и ступица с обеих сторон снабжены кольцами, ориентированными перпендикулярно им, с диаметрами, равными, соответственно, внутреннему диаметру накладок и диаметру окружности впадин зубьев, а пластины расположены между этими кольцами.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показано данное зубчатое колесо.

Зубчатое колесо состоит из ступицы 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на торцах 3, 4 которых укреплены кольцевые накладки 5, 6 с внутренним диаметром, большим диаметра окружности впадин зубьев, обе накладки снабжены кольцами 7, 8, а ступица - с обеих сторон - кольцами 9, 10, кольца накладок и ступицы ориентированы перпендикулярно им, а их диаметры, соответственно, равны внутреннему диаметру накладок и диаметру окружности впадин зубьев, между кольцами накладок и ступицы расположены упругие смазковозвращающие пластины 11, 12 с прорезями 13, пластины укреплены неподвижно относительно колеса на основаниях 14, перпендикулярно торцам колеса и в его диаметральной плоскости.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Для нейтрализации больших изгибных нагрузок, действующих на зубья 2 колеса при тяжелонагруженных режимах его работы служат кольцевые торцевые накладки 5 и 6, повышающие прочность зубьев; пластичная смазка вытесняется при работе колеса в передаче - через зазоры между накладками 5, 6 и ступицей 1 - и поступает на внутренние поверхности колец 7, 8 и на наружные поверхности колец 9, 10 - откуда затем возвращается обратно в зону зацепления зубьев посредством смазковозвращающих упругих пластин 11, 12.

По сравнению с прототипом, данная конструкция зубчатого колеса позволяет не только повысить изгибную прочность зубьев, но и обеспечить оптимизацию режима их смазывания при наличии торцевых кольцевых накладок. Тем самым снижается расход смазки, и повышается износостойкость зубьев колеса.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, зубчатые венец с зубьями, на торцах которых укреплены кольцевые накладки с внутренним диаметром, большим диаметра окружности впадин зубьев, и смазковозвращающее приспособление в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон колеса перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, отличающееся тем, что накладки и ступица с обеих сторон снабжены кольцами, ориентированными перпендикулярно им, с диаметрами, равными соответственно внутреннему диаметру накладок и диаметру окружности впадин зубьев, а пластины расположены между этими кольцами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробке передач для установки непрерывного литья, которая применяется для привода роликов, соответственно валков установки непрерывного литья.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. .

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих в режимах ударного нагружения
Наверх