Транспортное средство на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке высокой проходимости. Транспортное средство на воздушной подушке содержит платформу с отверстием, вертолет с несущим винтом, расположенный над отверстием платформы, устройство направления потока и устройство для соединения вертолета с платформой. Средняя часть лопастей несущего винта вертолета формирует воздушную подушку через отверстие платформы. Внешняя часть несущего винта вертолета формирует воздушную завесу по внешнему периметру платформы. Устройство соединения вертолета состоит из шасси и крепежного элемента. Устройство направления потока снабжено механизмом наклона и представляет собой передние, боковые левые, боковые правые и задние обтекатели. Каждый обтекатель снабжен поворотной осью и гидравлическим приводом. Платформа снабжена регулятором геометрических размеров отверстия в платформе, состоящим из четырех закрылков: переднего, бокового левого, бокового правого, заднего. Каждый закрылок снабжен осью и гидравлическим приводом. Передний и задний закрылки параллельны переднему и заднему обтекателям и направлены вперед или назад для формирования движения вперед или назад. Достигается изменение высоты подъема в процессе перемещения транспортного средства на воздушной подушке, возможность передвижения транспортного средства в любом заданном направлении. 5 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке высокой проходимости, предназначенным для решения задач военного и гражданского назначения, в том числе на малых высотах.

Известно устройство (РФ, "Транспортное средство на воздушной подушке", патент №59004, B60V 3/08, опубл. 10.12.2006), содержащее вертолет с несущим винтом, размещенный под ним контейнер с устройством для соединения с вертолетом. Контейнер выполнен в виде двух дисков, расположенных один над другим, с кольцевой бортовой обшивкой между дисками. При этом диаметр верхнего диска меньше диаметра нижнего диска.

Недостатком аналога является то, что вследствие рассеивания при обтекании поверхности верхнего диска и кольцевой бортовой обшивки дискообразиого контейнера имеют место потери воздуха основной струи, создаваемой несущим винтом, в результате чего теряется часть силы, необходимой для подъема транспортного средства над опорной поверхностью.

Наиболее близким аналогом (прототипом) является техническое решение (РФ, "Транспортное средство на воздушной подушке", патент №2068352, B60V 3/08, опубл. 27.10.1996), содержащее платформу с отверстием, выполненную из нижнего эластичного тора, наполненного воздухом, и верхнего гибкого тора, наполненного воздухом или газом легче воздуха, которые связаны между собой воздуховодным каналом, вертолет с двигателем и несущим винтом, расположенным над отверстием платформы, обтекатель, а также узел соединения платформы, двигателя и несущего винта. Устройство для соединения платформы с вертолетом выполнено из подвески и связанной с ней кран балки, на которой расположено устройство направления потока конической формы, снабженное плоским основанием.

Недостатком прототипа является то, что диаметр несущего винта меньше диаметра отверстия, воздушная струйная завеса формируется только после прохода воздушного потока, создаваемого несущим винтом, через отверстие, затем по извилистому воздуховодному каналу. После прохода по воздуховодному каналу давление воздушного потока уменьшается из-за извилистости воздуховодного канала, в результате часть силы, необходимой для подъема транспортного средства над опорной поверхностью, теряется, что сказывается на высоте подъема транспортного средства. Так как платформа связана на подвеске, то управлять перемещением транспортного средства в любом заданном направлении сложно. Устройство направления потока расположено на подвеске и имеет неизменную коническую форму с плоским основанием, что разворачивает воздушный поток на 90°, а это сказывается на неэффективности управления транспортного средства.

Техническим результатом заявляемого изобретения является возможность изменения высоты подъема в процессе перемещения транспортного средства на воздушной подушке за счет регулирования формы и геометрических размеров отверстия платформы, изменения наклона обтекателей, а также возможность передвижения транспортного средства в любом заданном направлении.

Технический результат достигается тем, что транспортное средство на воздушной подушке, содержит платформу с отверстием, вертолет с несущим винтом, расположенный над отверстием платформы, устройство направления потока и устройство для соединения вертолета с платформой, причем средняя часть лопастей несущего винта вертолета формирует воздушную подушку через отверстие платформы, внешняя часть несущего винта вертолета формирует воздушную завесу по внешнему периметру платформы;

устройство соединения вертолета состоит из шасси, крепежного элемента; устройство направления потока, снабженное механизмом наклона, представляет собой передние, боковые левые, боковые правые и задние обтекатели и каждый обтекатель снабжен поворотной осью и гидравлическим приводом; платформа снабжена регулятором геометрических размеров отверстия в платформе, состоящая из четырех закрылков, передней, боковой левой, боковой правой, задней и каждая закрылка снабжена осью и гидравлическим приводом; при этом закрылки передняя и задняя параллельны переднему и заднему обтекателям и направлены вперед или назад для формирования движения вперед или назад. Сущность, реализуемость и возможность промышленного применения изобретения поясняются чертежами, где

на Фиг.1 показано транспортное средство на воздушной подушке в изометрии;

на Фиг.2 показана платформа с устройством соединения с вертолетом, механизмом наклона обтекателей и регулятором геометрических размеров отверстия в изометрии;

на Фиг.3 показано продольное сечение транспортного средства на воздушной подушке при зависании на одном месте;

на Фиг.4 показано продольное сечение транспортного средства на воздушной подушке при движении вперед;

на Фиг.5 показана куполообразная платформа с отверстием, формирующим воздушную подушку в изометрии.

Заявляемое изобретение содержит:

1 - платформа;

2 - отверстие, формирующее воздушную подушку;

3 - несущий винт;

4 - вертолет;

5 - устройство соединения платформы с вертолетом;

6 - шасси;

7 - крепежной элемент;

8 - регулятор геометрических размеров отверстия;

9 - передний закрылок;

10 - боковой левый закрылок;

11 - боковой правый закрылок;

12 - задний закрылок;

13 - ось регулятора геометрических размеров отверстия;

14 - гидравлический привод регулятора геометрических размеров отверстия;

15 - передний обтекатель;

16 - боковой левый обтекатель;

17 - боковой правый обтекатель;

18 - задний обтекатель;

19 - механизм наклона обтекателей;

21 - поворотная ось механизма наклона;

20 - гидравлический привод механизма наклона.

Транспортное средство на воздушной подушке содержит куполообразную платформу 1 (фиг.5) с отверстием 2, формирующим воздушную подушку, двигатель (не указан) и несущий винт 3 (фиг.1), например от вертолета 4. Несущий винт 3 вертолета 4 расположен над отверстием 2 платформы 1. Вертолет 4 жестко соединен с платформой 1 через устройство соединения 5.

Устройство соединения 5 (фиг.2) состоит из шасси 6, крепежного элемента 7. Причем диаметр отверстия 2 (фиг.3) в платформе 1 меньше диаметра несущего винта 3 вертолета 4. При этом платформа 1 (фиг.2) снабжена регулятором 8 геометрических размеров отверстия 2 в платформе 1. Регулятор 8 геометрических размеров отверстия 2 состоит из четырех закрылков, передней 9, боковой левой 10, боковой правой 11, задней 12 и снабжен осью 13 и гидравлическим приводом 14. Устройство направления потока представляет собой передние 15, боковые левые 16, боковые правые 17 и задние 18 обтекатели и снабжено механизмом 19 наклона переднего 15, бокового левого 16, бокового правого 17 и заднего 18 обтекателей относительно оси вращения несущего винта 3. Механизм 19 наклона переднего 15, бокового левого 16, бокового правого 17 и заднего 18 обтекателей относительно оси вращения несущего винта 3 содержит поворотную ось 20 и гидравлический привод 21.

Транспортное средство на воздушной подушке работает следующим образом.

При работе несущего винта 3 (фиг.1, 3), создающего пропульсивную тягу вертолета 4, под действием средней части лопастей несущего винта 3 поток воздуха устремляется в отверстие 2 платформы 1. Под платформой 1 образуется слой сжатого воздуха, который приподнимает транспортное средство над опорной поверхностью, например над твердой земляной поверхностью, над селевыми потоками, над рыхлым снегом, над водной поверхностью или рельефной поверхностью.

Так как основной поток воздуха создается внешней частью лопастей несущего винта 3, то давление, создаваемое воздушным потоком по внешнему периметру днища платформы 1, больше, чем давление, создаваемое воздушным потоком внутри днища платформы 1. В результате по внешнему периметру платформы 1 образуется воздушная завеса, которая препятствует вытеканию воздуха из днища платформы 1.

Механизм наклона 19 переднего 15, бокового левого 16, бокового правого 17 и заднего 18 обтекателей относительно оси вращения несущего винта 3 позволяет регулировать скорость, направление движения транспортного средства и высоту подъема. Например, более пологий задний обтекатель 18 направляет поток воздуха так, что транспортное средство движется вперед. Например, при расположении всех обтекателей 15…18 (фиг.3) под 45° увеличивается высота подъема транспортного средства и оно зависает на одном месте. Регулятор 8 (фиг.1) геометрических размеров отверстия 2 обеспечивает изменение высоты подъема транспортного средства над опорной поверхностью, в процессе перемещения транспортного средства, например, если площадь отверстия 2 максимальная, то увеличивается высота подъема. Регулятор 8 (фиг.4) геометрических размеров отверстия 2 работает также совместно с механизмом 19 наклона обтекателей, например, если закрылки, передняя 9 и задняя 12, параллельны обтекателям, переднему 15 и заднему 18, и направлены вперед, то транспортное средство движется вперед, а если направлены назад, то транспортное средство движется назад.

Проведенные испытания модели транспортного средства на воздушной подушке подтверждают работоспособность конструкции и достижение заявляемых технических результатов, а именно возможность изменения высоты подъема в процессе перемещения транспортного средства на воздушной подушке за счет регулирования формы и геометрических размеров отверстия 2 (фиг.1, 3) платформы 1 за счет регулятора 8 геометрических размеров отверстия 2, состоящего из четырех закрылков 9-12, и изменения наклона обтекателей 15-18, за счет механизма наклона 19 переднего 15, бокового левого 16, бокового правого 17 и заднего 18 обтекателей относительно оси вращения несущего винта 3, а также возможность передвижения транспортного средства в любом заданном направлении.

Транспортное средство на воздушной подушке, содержащее платформу с отверстием, вертолет с несущим винтом, расположенный над отверстием платформы, устройство направления потока и устройство для соединения вертолета с платформой, отличающееся тем, что средняя часть лопастей несущего винта вертолета формирует воздушную подушку через отверстие платформы, внешняя часть несущего винта вертолета формирует воздушную завесу по внешнему периметру платформы, устройство соединения вертолета состоит из шасси, крепежного элемента, устройство направления потока, снабженное механизмом наклона, представляет собой передние, боковые левые, боковые правые и задние обтекатели, и каждый обтекатель снабжен поворотной осью и гидравлическим приводом, платформа снабжена регулятором геометрических размеров отверстия в платформе, состоящим из четырех закрылков: переднего, бокового левого, бокового правого, заднего, и каждый закрылок снабжен осью и гидравлическим приводом, при этом передний и задний закрылки параллельны переднему и заднему обтекателям и направлены вперед или назад для формирования движения вперед или назад.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке. .

Изобретение относится к авиации и касается создания самолета-амфибии с шасси на воздушной подушке. .

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, которые могут использоваться круглогодично в условиях полного бездорожья, в бассейнах рек, включая реки, не имеющие гарантированных глубин судового хода, для регулярной транспортной работы по доставке грузов, в качестве грузопассажирского парома, при ликвидации последствий наводнений, в спасательных операциях в тундре, на реках и на море.

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к судам с динамическим поддержанием корпуса над поверхностью воды. .

Изобретение относится к области воздухоплавания. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с плоским фюзеляжем на воздушной подушке. .

Изобретение относится к авиации и, в частности, касается создания механизированного корпуса поточно-принудительного воздушно-реактивного двигателя. .

Изобретение относится к авиации и касается создания тяжелых транспортных гидросамолетов-амфибий для работы в условиях катастроф и в труднодоступных районах территории Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гибридных летательных аппаратов со свойствами самолета, летательного аппарата легче воздуха и аппарата на воздушной подушке.

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания легких самолетов с шасси на воздушной подушке всеаэродромного базирования. .

Изобретение относится к экспериментальному оборудованию для определения вращательных производных аэродинамических сил и моментов модели в аэродинамической трубе, в том числе вблизи экрана. Стенд содержит модель с тензовесами, соединенную со стойкой, механизм угловых перемещений модели. Механизм угловых перемещений модели содержит коромысло, одно плечо которого соединено с энергоприводом, а другое плечо - с механизмом разгрузки энергопривода и с поводком двухзвенного механизма, второе звено которого выполнено в виде шатуна, соединенного со штоком посредством кронштейна и с опорой посредством рычага и промежуточной связи, соединенной с кронштейном, установленным на опоре. Рычаги расположены под углом к центральной части шатуна, что обеспечивает преобразование поступательного перемещения поводка в вертикальной плоскости в изменении угла рыскания модели. Стенд оснащен экраном с прорезью для стойки, выполненным с возможностью перемещения по высоте. Технический результат заключается в расширении возможностей стенда при получении вращательных производных сил и моментов. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к аппаратам на воздушной подушке (АВП) с системами демпфирования колебаний по высоте и автоматического управления по углам крена и тангажа. АВП содержит корпус, силовую установку, ограждение воздушной подушки. Ограждение снабжено воздуховодом, расположенным вдоль периметра корпуса и разделенным на две изолированные полости, пневматически связанные с ограждением. Силовая установка содержит один двигатель, кинематически связанный с нагнетателем, соединенным посредством воздуховода и дроссельной заслонки с соответствующей изолированной полостью. АВП также содержит канал, соединяющий камеру воздушной подушки с атмосферой посредством управляемого клапана. Система управления содержит по одному датчику вертикальной перегрузки и угловой перегрузки. Датчики связаны с вычислителем, вырабатывающим по сигналам от указанных датчиков сигнал на привод открытия соответствующих дроссельных заслонок и управляемого клапана. Привод открытия дроссельной заслонки и привод управляемого клапана выполнен электромеханическим. Система управления выполнена с обратной связью по угловому положению и по скорости АВП. Достигается обеспечение автоматического управления угловыми колебаниями и демпфирования вертикальных колебаний АВП, что уменьшает амплитуды угловых перемещений и вертикальных перегрузок АВП, обусловленных возмущающим воздействием взволнованной водной и неровной грунтовой поверхностей. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке (ВП), способным передвигаться в режимах аэростатической и аэродинамической поддержки, а также в режиме комбинированной поддержки. Аэротрансформер содержит фюзеляж, крыло, оперение, маршевые двигатели, нагнетатели воздуха и ограждение ВП, которое образуется под фюзеляжем и крылом симметричными боковыми скегами, передними и задними приводными подвижными элементами. Пространство ВП соединено с нагнетателями воздуха и разделено на секции с возможностью регулирования в них давления. Контуры крыла и ограждения ВП в плане выполнены в форме симметричных относительно главной плоскости равнобедренных пятиугольников с прямыми углами в основании и углами 80°-120° при средней вершине. При этом средние вершины пятиугольных контуров крыла и ограждения ВП в плане совпадают с носовой оконечностью фюзеляжа, пятиугольный контур крыла вписан в окружность с диаметром, равным длине фюзеляжа, пятиугольный контур ограждения совпадает с пятиугольным контуром крыла по части основания и части сторон при средней вершине на ширине, равной 0,9-1,1 длины крыла. Достигается обеспечение грузопассажирских перевозок по воде, земле и воздуху на крейсерских режимах с аэростатической, аэродинамической и комбинированной поддержкой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к морским летательным аппаратам и касается экранопланов, использующихся при поисково-спасательных работах. Спасательный экраноплан является тримаранным судном и содержит три фюзеляжа-корпуса, соединенные между собой прямоугольными крыльями. Центральный фюзеляж-корпус выдвинут вперед. Крайние фюзеляжи-корпуса в хвостовых оконечностях снабжены аппарелями, а палуба снабжена ролинговой дорожкой. Спуско-подъемные устройства для спуска и подъема спасательного подводного аппарата выполнены в виде гидравлического устройства. На экраноплане установлен автоматизированный навигационный комплекс, в состав которого входит модуль гидрометеорологической информации, эхолот, совмещенный индикатор, выполненный в виде электронной картографической навигационной информационной системы, высотомер, выполненный в виде радиовысотомера малых высот с функциями измерителя высоты движения экраноплана и параметров морского волнения. В состав средств поиска входит параметрический гидролокатор, гидролокатор шагового поиска с горизонтальным и вертикальным сканированием, приемопередающие антенны которого размещены в носовой части крайних фюзеляжей-корпусов, гидроакустический параметрический профилограф, размещенный в носовой части среднего фюзеляжа-корпуса. Достигается повышение эксплуатационных характеристик, безопасности и надежности выполнения поисково-спасательных работ на море. 6 ил.

Изобретение относится к авиации и касается летательных аппаратов, способных совершать полет на небольшой высоте в режиме экранолета, а также вблизи земной поверхности в режиме экраноплана и на большой высоте как обычный самолет. Экранолет внеаэродромного базирования содержит центроплан в виде пилотско-пассажирской кабины, тоннель, расположенный сзади внутри центроплана, нагнетатель воздушной подушки, размещенный в нижней части тоннеля, хвостовое оперение, закрепленное сзади центроплана на двух балках, имеющее два киля, сверху которых расположено горизонтальное оперение, взлетно-посадочное устройство в виде шасси на воздушной подушке (ШВП). ШВП содержит заднюю и переднюю поворотные заслонки и два поплавка-скега, расположенные под центропланом с его боков. При этом верхняя поверхность центроплана имеет профильный коллекторный канал. Достигается повышение безопасности на взлетно-посадочных режимах, увеличение аэродинамической подъемной силы, снижение массы конструкции. 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Помещение в амфибийном транспортном аппарате для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба содержит акустический потолок, к которому прикреплены штучные звукопоглотители, каждый из которых содержит звукопоглотители активного и реактивного типов, размещенные на жестком каркасе. Каркас выполнен из двух частей. Нижняя, реактивная, часть выполнена в виде конструкции сферической формы с внутренней конгруэнтной сферической резонансной полостью, образованной жесткой сплошной сферической оболочкой, эквидистантной внешней перфорированной сферической оболочке, соединенной с верхней, активной, частью, которая выполнена в виде жесткой перфорированной цилиндрической обечайки с перфорированной крышкой и сплошным основанием. Достигается повышение надежности и шумопоглощения аппарата при выполнении операций по ликвидации ЧС регионального масштаба. 5 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС, содержащий фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС, в верхней части которого размещен акустический потолок. К акустическому потолку прикреплены штучные звукопоглотители, каждый из которых выполнен в виде трехгранной пирамидальной конструкции. Достигается снижение уровня шума. 5 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и может быть использовано для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Амфибийный транспортный аппарат снабжен пространственной упругодемпфирующей рамной конструкцией, связывающей фюзеляж с платформой и состоящей из верхней упругой рамы, плотно и жестко облегающей фюзеляж, и нижней упругой рамы, плотно и жестко облегающей платформу по ее наружному контуру, обращенному к фюзеляжу. Упругие рамы соединены между собой посредством шарнирно закрепленных к упругим рамам упругодемпфированных стяжек, состоящих из двух жестких частей, соединенных посередине демпфирующим элементом. Аппарат снабжен помещением для размещения эвакуированных, которое представляет собой металлический штампосварной каркас, состоящий из несущих профильных конструкций, внутри которых установлены пакеты звуковибротеплоизоляционных элементов. При этом каркас соединен с несущими конструкциями судна посредством виброизолирующей системы. Внутри каюты к потолку прикреплены штучные звукопоглотители, каждый из которых выполнен в виде трехгранной пирамидальной конструкции. Достигается повышение надежности, снижение шума. 5 ил.

Изобретение относится к авиации и касается самолетов с шасси на воздушной подушке (СШВП). СШВП содержит фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, содержащую двигатель, соединенный с воздушным винтом, шасси на воздушной подушке (ВП), оснащенное вентилятором, воздуховодом, соединенным с камерой ВП, дроссельные заслонки, установленные в воздуховоде и оснащенные приводом их поворота. Камера ВП образована между днищем шасси, боковыми скегами и расположенными между скегами передним и задним поворотными щитками, разделенными на секции вдоль размаха и содержащими первое звено и соединенное с ним второе звено. Каждый из щитков оснащен приводом его выпуска и уборки. Вал воздушного винта кинематически соединен с насосом, который соединен посредством гидротрансмиссии с гидромотором привода вентилятора. В камере ВП установлен промежуточный щиток, разделяющий камеру на носовую и кормовую части. При этом дроссельные заслонки соединены с приводом с возможностью регулирования подачи воздуха в носовую и кормовую полости камеры ВП. Один из щитков содержит первое звено, шарнирно соединенное с днищем шасси, и второе звено, соединенное с первым звеном установленным между звеньями упругим элементом. Причем первое звено соединено гибкой связью с приводом выпуска-уборки щитка. Достигается повышение устойчивости СШВП посредством регулирования угла тангажа камеры ВП, снижение затрат энергии на создание ВП. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба, содержащий фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС, которое выполнено в виде одного помещения или в виде отдельных кают амфибийно-воздушного судна, каждая из которых представляет собой металлический штампосварной каркас. Каркас состоит из несущих профильных конструкций, внутри которых установлены пакеты звуковибротеплоизоляционных элементов. Каркас каюты соединен с несущими конструкциями судна посредством виброизолирующей системы, состоящей из верхнего подвеса, включающего в себя два резиновых виброизолятора верхнего подвеса и два нижнего. Виброизоляторы нижнего подвеса выполнены в виде виброизоляторов симметричных шайбовых сетчатых, каждый из которых содержит основание, упругие сетчатые элементы. При этом основание расположено в средней части виброизолятора и выполнено в виде пластины с крепежными отверстиями. Сетчатые упругие элементы жестко соединены с основанием посредством опорных колец. При этом в верхнем сетчатом упругом элементе в центре осесимметрично расположен демпфер сухого трения. Достигается снижение уровня шума и вибраций. 7 ил.
Наверх