Беспилотный летательный аппарат

Изобретение относится к системам, использующим беспилотные летательные аппараты для обзора земной поверхности и передачи сигналов, указывающих местоположение наземных объектов. Технический результат состоит в повышении выходного напряжения, необходимого для электропитания бортового передающего модуля радиолокационной аппаратуры БПЛА за счет развязки электропитания бортовой аппаратуры БПЛА от электропитания бортового передающего модуля РЛС БПЛА, позволяющей уменьшить электрические помехи в общей системе электропитания. При этом за счет такого решения повышается дальность действия бортовой РЛС. Устройство содержит генератор с постоянными магнитами, управляемый синхронный выпрямитель, накопитель электроэнергии, стабилизатор напряжения и электронный блок управления системой. Количество N витков постоянных магнитов дополнительного миниатюрного синхронного генератора задают соотношением N≥0.005 lrB, где l - длина ротора, r - внутренний радиус (м), В - магнитная индукция электромагнитного поля ротора. Применение электрогенератора. Система передатчика упрощается за счет исключения модуля повышающего преобразователя напряжения, что повышает надежность системы. Напряжение позволяет увеличить энергетический потенциал бортовой РЛС. 2 ил.

 

Изобретение относится к области создания источников электрического питания для радиоэлектронной аппаратуры, как общего назначения, так и для специальной техники, в частности в системах питания аппаратуры бортовых радиолокационных станций (РЛС) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Известны различные способы создания системы электропитания на борту (1). Для питания большинства бортовых электронных приборов используется сеть постоянного напряжения с номинальным уровнем 27 В. С целью получения необходимых уровней напряжений и обеспечения гальванической изоляции выходных цепей в системах электропитания применяются DC/DC-преобразователи. При этом массогабаритные показатели DC/DC-преобразователей позволяют их использовать в состав БПЛА и легких планеров.

В том случае, если для питания электронного оборудования не требуется гальваническая изоляция выходных цепей, используются импульсные регуляторы. Но, как правило, такие изделия не содержат встроенных фильтров, что в конечном итоге может привести к нарушению работы отдельных электронных приборов.

Чтобы свести к минимуму вероятность сбоев в работе электрооборудования, возникающих в связи с кратковременными перебоями питания, применяют специализированные устройства поддержания напряжения. Принцип работы этих устройств заключается в поддержании требуемого уровня напряжения в цепи питания за счет использования ранее накопленной энергии в конденсаторах большой емкости. К сожалению, несмотря на применение высоконадежных компонентов, в системе электропитания могут возникнуть ситуации внештатного отключения, например, отказ генератора. Именно поэтому для сохранения работоспособности наиболее важных узлов и агрегатов летательного аппарата должна обеспечиваться возможность подачи резервного питания. В реальных условиях на включение дополнительного генератора, находящегося в «теплом» резерве, требуется от единиц до десятков секунд. Поэтому предпочтительнее, если наряду с резервным генератором будут установлены аккумуляторные батареи (АКБ).

Для обеспечения питания энергоемкого бортового оборудования чаще всего применяются трехфазные авиационные генераторы переменного напряжения, которые значительно компактнее и легче своих наземных аналогов. Авиационные генераторы осуществляют питание бортового оборудования напряжением 115/200 В 400 Гц по однофазной либо трехфазной электрической сети.

Такое построение системы обладает существенным недостатком: для получения электропитания энергоемкого бортового оборудования, такого как бортовой передатчик радиолокационной аппаратуры, необходимо использовать дополнительный авиационный генератор переменного напряжения, обладающий большими габаритами и массой, либо разрабатывать отдельный модуль повышающего преобразователя напряжения для работы бортовой радиолокационной аппаратуры.

Наиболее близким техническим решением является БПЛА (2), включающий блок бортовой аппаратуры, блоки бортовой радиолокационной аппаратуры, микропроцессорную систему управления, и источник первичного электропитания, состоящий из тягового двигателя внутреннего сгорания и установленного на оси его коленчатого вала миниатюрного синхронного генератора с постоянными магнитами, который используется для обеспечения электропитания всей бортовой аппаратуры. Синхронный генератор конструктивно расположен перед винтом и имеет малые продольные размеры, поэтому для обеспечения требуемой мощности для питания бортовой аппаратуры, они выполняются с большой постоянной наводимого обратного ЭДС от 1000 об./мин/В. Это обуславливает низкое напряжение на выходе такого синхронного генератора с постоянными магнитами, что требует дополнительных блоков повышения уровня напряжения для электропитания блока бортовой радиолокационной аппаратуры БПЛА (высоковольтной).

Такой электрогенератор обладает рядом недостатков:

1) В передней части такого электрогенератора нельзя разместить синхронный генератор, обладающий большими удельными энергетическими показателями из-за ограничения по габаритным размерам.

2) Наводимое в обмотках синхронного генератора с постоянными магнитами напряжение требует дополнительных электронных узлов для его повышения, чтобы обеспечить работу бортовой радиолокационной аппаратуры.

Технической задачей при разработке настоящего изобретения является возможность увеличения выходного напряжения, необходимого для электропитания бортового передающего модуля радиолокационной аппаратуры за счет развязки электропитания бортовой аппаратуры БПЛА от электропитания бортового передающего модуля РЛС БПЛА, позволяющей уменьшить электрические помехи в общей системе электропитания. При этом за счет такого решения повышается дальность действия бортовой РЛС.

Для решения данной задачи в беспилотный летальный аппарат, содержащий блоки бортовой и радиолокационной аппаратуры БПЛА, источник питания, включающий синхронный генератор с постоянными магнитами, систему охлаждения, тяговый двигатель, соединенный через синхронный генератор к блокам бортовой аппаратуры БПЛА, и микропроцессорную систему управления, входы которой соединены с выходами блоков бортовой аппаратуры и выходу синхронного генератора (источника питания), в него введены, дополнительный синхронный генератор с постоянными магнитами, связанный через кинематическое звено с тяговым двигателем, управляемый синхронный выпрямитель, накопитель электроэнергии, стабилизатор напряжения, и блок контроля и управления выходного напряжения, подаваемого на блоки радиолокационной аппаратуры, при этом выход дополнительного синхронного генератора соединен через активный синхронный выпрямитель с накопителем энергии, выход которого соединен со входом стабилизатора напряжения, второй вход которого соединен с выходом активного синхронного выпрямителя, выход стабилизатора напряжения соединен со входами блоков радиолокационной аппаратуры, а входы и выходы блока контроля и управления выходным напряжением соединены соответственно со входами и выходами активного синхронного выпрямителя и стабилизатора напряжения, количество (число) N витков постоянных магнитов дополнительного синхронного генератора удовлетворяет условию

N≥0,005 lrB

где l - l длина ротора,

r - внутренний радиус ротора,

В - индукция магнитного поля ротора.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 показана структурная схема БПЛА, а на фиг.2 - схема питания БПЛА.

На чертеже обозначено: блоки 1 бортовой аппаратуры, питающиеся от основной системы электропитания БПЛА, микропроцессорная система 2 управления блоками бортовой аппаратуры, блоки 3 бортовой радиолокационной аппаратуры, синхронный генератор 4 основной системы электропитания, дополнительный миниатюрный синхронный генератор 5 с постоянными магнитами системы электропитания для бортовой радиолокационной (высоковольтной) аппаратуры, тяговый двигатель 6 БПЛА, накопитель 7 электроэнергии, кинематическое звено 8, активный синхронный выпрямитель 9, стабилизатор 10 напряжения; блок 11 контроля и управления.

При этом система питания бортовой радиолокационной аппаратуры БПЛА (фиг.2) содержит дополнительный (миниатюрный) синхронный генератор 5 с постоянными магнитами соединенный с тяговым двигателем 6 БПЛА через кинематическое звено 8, активный синхронный выпрямитель 9, на вход которого поступает выпрямляемое напряжение до 200 В, а выход соединен со стабилизатором 10 напряжения и накопителем электроэнергии 7. Блок контроля 11 и управления обеспечивает требуемый уровень выходного напряжения для работы бортовой радиолокационной аппаратуры. В накопителе 7 электроэнергии сохраняется достаточный запас электроэнергии, обеспечивающий бесперебойную работу устройства в случае резкого изменения величины нагрузки. Выход стабилизатора 10 напряжения соединяется с бортовой радиолокационной аппаратурой БПЛА.

Тяговый электродвигатель вращает дополнительный синхронный генератор с постоянными магнитами. Наводимое в обмотках дополнительного синхронного генератора напряжение поступает на высоковольтный выпрямитель 9, а выпрямленное напряжение поступает на конденсаторный накопитель 7 электроэнергии и стабилизатор 10 напряжения. К выходу стабилизатора напряжения подключаются блоки бортовой радиолокационной аппаратуры. Блок контроля 11 и управления контролирует уровень выходного напряжения и управляет активным синхронным выпрямителем 9 и стабилизатором 10 напряжения.

Существенно то, что, что размеры миниатюрного синхронного генератора с постоянными магнитами, можно задать существенно большими, чем размеры синхронного генератора, размещаемого перед тяговым винтом, что позволяет увеличить наводимое ЭДС в обмотках и исключить дополнительные блоки преобразования напряжения для электропитания бортовой радиолокационной аппаратуры.

Исходя из требований к напряжению на выходе устройства, необходимо подобрать соответствующее число витков, опираясь на номинальную скорость вращения тягового двигателя БПЛА. Известно, что наводимое в обмотках синхронного генератора с постоянными магнитами ЭДС описывается формулой:

ε=NlrBω

где N - число витков, приходящихся на одну фазу, l - длина ротора, (м), r - внутренний радиус ротора, (м), В - магнитная индукция поля ротора, (Тл), ω - угловая скорость вращения ротора, (рад/с).

Таким образом, произведение NlrB должно быть не менее 1/200 В/об/мин. Т.е. число витков N статора синхронного двигателя следует подобрать из следующего соотношения: N≥0,005 lrB.

Такое решение обеспечивает высокое напряжение электропитания для работы бортовой радиолокационной аппаратуры без введения дополнительных блоков преобразования уровня напряжения.

Изобретение может применяться для электропитания бортовой аппаратуры в БПЛА, в частности для электропитания бортовой радиолокационной аппаратуры, позволяющей увеличить дальность действия радиолокатора и надежность всей системы.

Источники информации

1. Особенности проектирования систем электропитания авиационного электронного оборудования / М. Никитин / КОМПОНЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ №4, 2011.

2. Патент США №7274978, МПК B64D 41/00, опублик. 25.09.2007.

Беспилотный летальный аппарат, содержащий блоки бортовой и радиолокационной аппаратуры (БПЛА), источник питания, включающий синхронный генератор с постоянными магнитами, систему охлаждения, тяговый двигатель, соединенный через синхронный генератор с блоками бортовой аппаратуры БПЛА, и микропроцессорную систему управления, входы которой соединены с выходами блоков бортовой аппаратуры и с выходом синхронного генератора, отличающийся тем, что в него введены дополнительный синхронный генератор с постоянными магнитами, связанный через кинематическое звено с тяговым двигателем, управляемый синхронный выпрямитель, накопитель электроэнергии, стабилизатор напряжения и блок контроля и управления выходного напряжения, подаваемого на блоки радиолокационной аппаратуры, при этом выход дополнительного синхронного генератора соединен через активный синхронный выпрямитель с накопителем энергии, выход которого соединен со входом стабилизатора напряжения, второй вход которого соединен с выходом активного синхронного выпрямителя, выход стабилизатора напряжения соединен со входами блоков радиолокационной аппаратуры, а входы и выходы блока контроля и управления выходным напряжением соединены соответственно со входами и выходами активного синхронного выпрямителя и стабилизатора напряжения, при этом количество N витков постоянных магнитов дополнительного синхронного генератора удовлетворяет условию N≥0,005lrB, где l - длина ротора; r - внутренний радиус; В - индукция магнитного поля ротора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается автономных источников электрического питания, в частности к конструкциям генераторных установок с двигателем внутреннего сгорания и синхронным генератором с постоянными магнитами, и может быть использовано в качестве автономного портативного источника электропитания для различных устройств, применяемых как в быту и походных условиях, так и для устройств специального предназначения.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве привода. .

Изобретение относится к авиационным системам электроснабжения. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регуляторе мощности и регуляторе процесса или устройства (1) регулировки мощности, которые предназначены для регулирования гибридного источника энергии для летательного аппарата.

Изобретение относится к подаче электричества на электрическое оборудование в двигателе летательного аппарата и/или в окружении. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к вспомогательной силовой установке для самолета. .

Изобретение относится к системе и способу распределения электроэнергии внутри летательного аппарата. .

Изобретение относится к электроснабжению летательных аппаратов. .

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов вспомогательного назначения. .

Изобретение относится к области электрооборудования летательных аппаратов и направлено на создание устройства и способа подачи электропитания на борт летательного аппарата при аварийной ситуации для обеспечения питания «существенной» части электрической силовой цепи летательного аппарата.

Группа изобретений относится к области авиации. Высотная платформа включает связку из летательных аппаратов, которые соединены между собой посредством гибкого кабель-троса, обеспечивающего передачу усилий и содержащего каналы передачи электроэнергии и информационного управляющего сигнала от одного аппарата к другому. На одном из летательных аппаратов установлен ветрогенератор. Способ размещения высотной платформы характеризуется тем, что летательные аппараты располагают в устойчивых ветровых потоках, движущихся с различной относительно земли скоростью и(или) в различном направлении, а удержание данной связки в заданной точке или передвижение ее относительно земли в заданном направлении обеспечивают с помощью аэродинамических органов управления и силовых установок, используя разность энергий ветровых потоков при сохранении постоянной высоты полета, и(или) за счет энергии, полученной от ветрогенератора на одном из летательных аппаратов и передаваемой через кабель-трос на силовые установки других летательных аппаратов. Полезную нагрузку размещают на летательных аппаратах или на соединяющем их кабель-тросе. Группа изобретений направлена на продолжительное барражирование высотной платформы. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Цепь подачи электропитания летательного аппарата содержит сеть (17) распределения мощности на борту летательного аппарата для электрических устройств (5b), расположенных в авиационном двигателе или вблизи упомянутого двигателя, и генератор (27) подачи мощности, встроенный в авиационный двигатель с тем, чтобы подавать мощность переменного тока в противооблединительную или антиобледенительную систему (5а). Генератор подачи мощности соединен с электромеханическим приводом реверсора тяги (5с) через выпрямитель (1) для подачи мощности постоянного тока в упомянутый привод. Уменьшаются технические требования к выпрямителю. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам технического обслуживания вспомогательной силовой установки. Способ содержит шаг снятия воздухозаборного канала в обшивке воздушного судна. Осуществляется вывод воздухозаборного канала на внешнюю сторону обшивки. Воздухозаборный канал закреплен с возможностью съема и имеет возможность соединения с вспомогательной силовой установкой как в установленном положении, так и в положении технического обслуживания. В каждом из положений воздухозаборный канал находится в собранном состянии. Достигается упрощение технического обслуживания вспомогательной силовой установки. 3 н.п., 11 з.п. ф-лы; 9 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов, и может быть использовано в конструкциях устройств выпуска аварийных энергетических установок пассажирских самолетов. Устройство перевода в рабочее положение ветродвигателя самолета размещено в отсеке фюзеляжа. Отсек снабжен обшивкой и силовыми элементами, люком с крышкой, шарнирно закрепленной на силовых элементах, поперечной и продольной стенками. Ветродвигатель снабжен корпусом, на котором жестко закреплена первым концом штанга. Устройство содержит замок убранного положения ветродвигателя, силовой привод выпуска ветродвигателя, и механизм открытия крышки люка. Второй конец штанги шарнирно закреплен на поперечной стенке отсека в ее нижней части. Опорная часть силового привода шарнирно закреплена на поперечной стенке отсека в ее верхней части, а его исполнительная часть шарнирно соединена со вторым концом штанги ветродвигателя. Шарнирное соединение крышки люка с силовыми элементами отсека снабжено серпообразными кронштейнами, основания которых жестко соединены с крышкой люка, а консоли шарнирно соединены с силовыми элементами отсека. Механизм открытия крышки снабжен тягой, выполненной из размещенных соосно друг другу корпуса и стержня, соединенных с обеспечением возможности поворота друг относительно друга вокруг общей оси, и двумя цапфами, первые концы которых шарнирно соединены с концами указанной тяги, второй конец одной из них шарнирно соединен со штангой вблизи ее первого конца, а второй конец другой из них шарнирно соединен с крышкой люка. Достигается возможность перемещения тяги открытия крышки люка в нескольких плоскостях, которая обеспечивает исключение асинхронности перемещения и одновременный поворот штанги ветродвигателя и крышки люка отсека в разных плоскостях, упрощение конструкции, повышение надежности, снижение массы, повышении безопасности. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

Система обеспечения электрической энергией воздушных судов относится к силовым установкам вспомогательного назначения для воздушных судов. Система содержит аккумуляторные батареи, аппаратуру регулирования, управления и защиты, преобразователь постоянного тока в переменный ток, термоэлектрические элементы, состоящие из теплообменников горячих и холодных спаев, контроллер заряда. Теплообменники горячих спаев расположены на внутренних поверхностях камер сгорания, стабилизаторов пламени, форсажной камеры турбореактивного двигателя. Теплообменники холодных спаев расположены на внешней обшивке воздушного судна. Контроллер заряда соединен с выходом термоэлектрических устройств и с входом аккумуляторных батарей, а также со входом преобразователя постоянного тока в переменный ток. Выходы преобразователя постоянного тока в переменный ток, а также выходы DC-DC являются выходами устройства. Выход преобразователя постоянного тока в переменный соединен со входом блока регулирования, управления и защиты. Выход аккумуляторных батарей соединен со входом DC-DC преобразователя. Выход DC-DC преобразователя соединен с входом блока регулирования, управления и защиты. Выход блока регулирования, управления и защиты соединен со входом аккумуляторных батарей. Обеспечивается снабжение потребителей электроэнергией при отсутствии генераторов. 2 ил.

Устройство относится к машиностроению и может быть использовано в авиационных двигателях для разъединения приводного вала (2) вспомогательного оборудования и ведущего вала (3). Устройство имеет в своем составе кулачок (5) муфты сцепления, снабженный первыми зубьями (8) и первыми выемками (6), предназначенными для того, чтобы перемещаться в продольном направлении вдоль первого из валов (2) в результате взаимодействия со вторыми выемками (7), размещенными на вале (2), и вводить в зацепление или выводить из зацепления упомянутые первые зубья (8) с вторыми зубьями (9), размещенными на вале (3). Устройство имеет в своем составе средство продольного перемещения, содержащее фиксированную часть (10), воздействующую на подвижную в продольном направлении деталь (11) для перемещения кулачка (5) муфты сцепления между положением соединения валов и положением разъединения этих валов. Средство продольного перемещения приводит в движение кулачок (5) муфты сцепления в результате взаимодействия неподвижной по вращательному движению детали (13) с деталью (14), связанной с кулачком этой муфты сцепления и приводимой во вращательное движение вместе с этим кулачком, причем в процессе нормального функционирования поддерживается некоторый продольный зазор (15) между фиксированной по вращательному движению деталью и деталью, приводимой во вращательное движение. Достигается снижение износа деталей. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА). Способ управления аэродинамическими характеристиками гиперзвукового летательного аппарата включает установку плоских МГД-генераторов попарно симметрично относительно плоскости симметрии элементов оперения ГЛА, а между ними располагают магнитоэкранирующие пластины, выполненные из ферромагнитного материала с точкой Кюри, превышающей рабочую температуру элементов ГЛА, обеспечивающих устойчивость, управляемость и балансировку. Управляющие команды от бортовой системы управления подают на соленоиды плоских МГД-генераторов, расположенных под той обтекаемой поверхностью элементов оперения ГЛА, на которую производят управляющее усилие. Магнитоэкранирующую пластину изготавливают из кобальта. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей управления ГЛА по каналам тангажа, рыскания и крена. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к гондолам турбореактивных двигателей. Схема электропитания гондолы турбореактивного двигателя содержит по меньшей мере один электрический генератор, механически связанный с валом турбореактивного двигателя и по меньшей мере два силовых устройства, отличных от блока контроля или мониторинга. Генератор выполнен с возможностью подачи электропитания непосредственно, без подачи электропитания в сеть летательного аппарата, на первое и второе силовые устройства. Одно из электрических силовых устройств представляет собой электрическое противообледенительное устройство, а другое - устройство реверса тяги. Устройство реверса тяги содержит входную линию электродинамического торможения с возможностью частичного запитывания электрического противообледенительного устройства. Достигается упрощение системы распределения энергии, уменьшение её объема и веса. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиации и касается конструкции хвостовой части фюзеляжа летательного аппарата (ЛА), имеющего модульный хвостовой обтекатель. Хвостовая часть фюзеляжа ЛА содержит хвостовой обтекатель, присоединяемый к остальной конструкции хвостовой части фюзеляжа посредством системы соединения. Система соединения содержит три кронштейна, расположенных в углах треугольника, компенсатор и дополнительное резервное соединительное звено. Первый и второй кронштейны расположены на одной высоте либо вверху, либо внизу, каждый с одной из боковых сторон хвостовой части фюзеляжа. При этом компенсатор расположен между первым и вторым кронштейнами. Дополнительное резервное соединительное звено установлено противоположно компенсатору и расположено под третьим кронштейном, если тот расположен вверху, и над третьим кронштейном, если тот расположен внизу. Достигается облегчение сборочных операций, заменяемость хвостового обтекателя при необходимости. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх