Способ профилактики утомления обучающихся

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике. Ежедневно в течение 18 дней осуществляют проведение занятий. Занятия проводят по 5 часов в комнате, оборудованной двумя экранами, фильтром-насытителем и системой вентиляции. Экраны выполнены из натурального сильвинита. Площадь каждого экрана не менее 1,97 м2 . Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивают в комнате концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,08±0,004 мг/м3, с размером частиц - 0,4 мкм. Способ повышает эффективность профилактики утомления за счет увеличения устойчивости концентрации внимания. 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, и может быть использовано для коллективной профилактики утомления у обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

Известен способ снижения утомления с включением в учебный процесс физкультурных и музыкальных пауз (Белозерова Л.М. Умственная работоспособность: монография. - Пермь, 2007. - С.39-46).

Недостатки: физкультурные паузы должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях достаточного объема. Необходима разработка специально подобранных программ физических упражнений и музыкального сопровождения, специальная аппаратура.

Технический результат: повышение эффективности способа.

Указанный результат достигается путем применения учебной комнаты, оборудованной соляными экранами, размещенными на стенах вблизи учебных столов.

Соляные экраны смонтированы из природных сильвинитовых блоков Верхнекамского калийного месторождения, содержащих до 40% хлористого калия, 57% хлористого натрия, 0,95% сернокислого кальция, 0,2% хлористого магния. Входящий в состав сильвинита радиоактивный элемент К40 (0,01%)'"создает радиационный" фон, равный 0,16±0,002 мкЗв/ч и поддерживает в воздухе около экранов среднее содержание легких отрицательных аэроионов на уровне 1544,5±110 ион/см3 (Русанова Е.А., Сидорова Д.А., Кириченко Л.В., Баранников В.Г. // Материалы научной сессии 2012 года. Пермь: ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера, 2012.- С.109-111).

Оптимальная площадь данного соляного сооружения в расчете на один учебный стол должна составлять не менее 1,97 м2 (например, 1,4×1,5 м), при площади помещения на одного обучающегося 4,72 м2.

В помещении, оборудованном учебными столами и стульями, за 15 минут до начала занятий открывают специально оборудованную фрамугу, через которую наружный атмосферный воздух поступает в учебную комнату, затем с помощью побудителя движения воздуха он направляется в соляные фильтры через воздуховоды. Стены соляного фильтра выполнены из натурального материала, его внутренний объем заполнен деревянными пластинами с наклеенными на них осколками сильвинита. Воздух, прошедший через соляной фильтр, направляется на поверхность соляного экрана через патрубки. В результате в зону дыхания обучающихся поступает воздух, насыщенный легкими, электрически заряженными аэроионами и частицами соли, который смешивается с воздухом комнаты, ионизированным за счет радиоактивного излучения соляных поверхностей сильвинита и естественных процессов, связанных с диффузионным и динамическим отрывом легких заряженных соляных частиц с поверхностей экранов.

Для поддержания оптимальных параметров воздушной среды в соляной комнате использовалась система вентиляции, обеспечивающая скорость воздушного потока в воздуховодах - 2,16 м/с, производительность - 103,4 м3/ч и кратность воздухообмена по притоку - 3 раза/ч, при этом количество кубических метров воздуха, приходящееся на одного человека, составило 10-12 м3.

Дополнительное насыщение воздуха учебной комнаты мелкодисперсным соляным аэрозолем проводилось с помощью устройства для распыления аэрозоля (патент РФ №44500 от 23.11.04), концентрация которого в воздухе комнаты составила 0,08±0,004 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.

Способ осуществляют следующим образом: обучающиеся проходят профилактический курс 18 дней, по 5 часов ежедневно в комнате, оборудованной двумя экранами из натурального сильвинита, размещенными на стенах комнаты на уровне учебных столов обучающихся.

Данный способ может быть применен для сохранения работоспособности обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

Примеры конкретного выполнения.

Пример 1.

Обучающийся М., 22 года.

До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 72 удара в минуту; артериальное давление 99/66 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 16 в минуту; проба Генча 23 секунды; проба Штанге 35 секунд, температура кожи лба 35,4°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 184, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 5,0; активность - 7,0; настроение - 6,5.

Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,084 мг/м с размером частиц - 0,4 мкм.

После цикла обучения: частота сердечных сокращений 65 ударов в минуту; артериальное давление 104/90 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 14 в минуту; проба Генча 28 секунды; проба Штанге 40 секунд, температура кожи лба 36,7°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 254, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 5,6; активность - 6,0; настроение - 6,4.

Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.

Пример 2.

Обучающийся Г., 22 года.

До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 82 удара в минуту; артериальное давление 122/78 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 15 в минуту; пробы Генча 27 секунд; проба Штанге 44 секунды, температура кожи лба 35,0°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 262, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 4,6; активность - 5,3; настроение - 4,3.

Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,076 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.

После цикла обучения: частота сердечных сокращений 70 ударов в минуту; артериальное давление 120/71 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 12 в минуту; проба Генча 35 секунд; проба Штанге 52 секунды, температура кожи лба 36,5°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 322, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 4,8; активность - 5,4; настроение - 5,4.

Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.

Пример 3.

Обучающийся М., 23 года.

До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 80 ударов в минуту; артериальное давление 107/74 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 14 в минуту; проба Генча 38 секунд; проба Штанге 46 секунды, температура кожи лба 36,0°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 223, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 4,8; активность - 5,4; настроение - 5,4.

Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система

вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,084 мг/м с размером частиц - 0,4 мкм.

После цикла обучения: частота сердечных сокращений 67 ударов в минуту; артериальное давление 101/73 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 12 в минуту; проба Генча 40 секунд; проба Штанге 53 секунды, температура кожи лба 36,6°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 322, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 5,9; активность - 5,6; настроение - 6,0.

Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.

Способ профилактики утомления обучающихся, заключающийся в том, что обучающиеся в течение 18 дней по 5 часов ежедневно занимаются в комнате, оборудованной двумя экранами из натурального сильвинита площадью не менее 1,97 м2 каждый, фильтром-насытителем и системой вентиляции, обеспечивающими концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,08±0,004 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении храпа и обструктивного апноэ во сне. .
Изобретение относится к медицине, а именно к спортивной медицине, и может быть использовано при необходимости повышения физической работоспособности спортсменов после максимальных психофизических нагрузок.
Изобретение относится к спортивной медицине, физиологии и педагогике спорта и может быть использовано при интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузках.

Изобретение относится к способам и системам, предназначенным для введения циклоспорина в аэрозольной форме, которые содержат фильтр для выдоха или уловитель, позволяющий минимизировать или предупреждать выделение частиц циклоспорина в окружающую среду при выдохе находящегося в аэрозольной форме циклоспорина.
Изобретение относится к восстановительной медицине, а именно - к физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и может быть использовано при лечении угрожающего состояния беременности. .

Изобретение относится к области медицины. .
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и кардиологии, и может быть использовано при необходимости защиты органов и систем больных от ишемического и реперфузионного повреждений во время оперативного вмешательства.
Изобретение относится к медицине, в частности к наркологии, и может быть использовано для угнетения алкогольной мотивации при лечении алкоголизма. .

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к способам и барокамерам, действие которых основано на воздействии переменным вакуумом для безмедикаментозного лечения нарушений здоровья, и предназначено для применения в лечебно-профилактических и санаторных учреждениях, клиниках, а также в походных и экстремальных условиях по рекомендации врача.
Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано при лечении больных раком легких. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано для лечения подострого реактивного депрессивного психоза. .
Изобретение относится к медицине и представляет собой способ лечения больных с метаболическим синдромом, включающий на фоне базового лечения нахождение пациента в условиях пониженного атмосферного давления на высоте 1000, 1500 метров над уровнем моря, одновременное пероральное введение лечебного напитка, отличающийся тем, что проводят курс адаптации к гипоксии в два этапа, при этом на первом этапе путем ступенчатых подъемов на высоту 1000, 1500, 2000 и 2500 метров над уровнем моря, на втором этапе лечения, с пятого сеанса «рабочей высотой» является 2500 метров, при этом «подъем» и «спуск» осуществляют со скоростью 4-5 м/с при парциальном давлении кислорода 20-35 мм рт.ст., давлении в камере 75,5 кПа в течение 15-20 минут курсом 12-14 ежедневных процедур, а в качестве лечебного напитка вводят кумыс слабой и средней крепости с постоянной кислотностью 71-100° по Тернеру по 200-250 мл три раза перед едой продолжительностью курса 24 дня.

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для коллективной профилактики утомления и заболеваний органов дыхания, а также стимуляции защитных сил организма в условиях высших и средних учебных заведений.
Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии, физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно педиатрии, физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, травматологии, интенсивной терапии, и может быть использовано при лечении пациентов с тяжелой механической травмой.

Изобретение относится к медицине, в частности к неонатологии, и предназначено для проведения мероприятий по восстановлению жизненно важных функций новорожденных. Техническим результатом является повышение эффективности проведения восстановительных процедур новорожденного за счет обеспечения его оптимального температурного режима, а также снижение энергопотребления комплекса. Комплекс содержит передвижной стол с инкубатором с двойными стенками и верхней откидной и боковой выдвижной крышками. На дне инкубатора имеется гелевый противопролежневый матрас из высокотеплопроводного материала, ячейки которого заполнены гелем с высоким коэффициентом теплопроводности. Каждая из ячеек гелевого противопролежневого матраса находится в тепловом контакте с рабочими спаями термоэлектрической батареи, вторые спаи которой сопряжены с единым воздушным радиатором. Термоэлектрическая батарея разделена на секции с возможностью их последовательного подключения в соответствии с сигналами, поступающими с датчиков температуры, расположенных в различных точках противопролежневого матраса. 1 ил.
Наверх