Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (2) и зубчатый венец с зубьями (3), имеющими боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (9) поверхности. У каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности (5) идентичен расчетному для данного колеса. Профиль боковой нерабочей поверхности (9) выполнен в виде радиальной плоскости, проходящей по оси симметрии (7) зуба с обеими боковыми поверхностями, идентичными расчетным для данного колеса. Изобретение направлено на оптимизацию конструкции зубчатого колеса и исключение издержек при его изготовлении. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими боковые поверхности, посредством которых оно сопрягается в передаче с парным зубчатым колесом (см., например, «Крайнев А.Ф. Словарь-справочник по механизмам. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987. - 560 с., ил.», стр.122).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при нереверсивном режиме его работы, одна из боковых поверхностей каждого зуба является нерабочей и в процессе зацепления не участвует, а профиль этой поверхности выполняется таким же, как и профиль другой - рабочей поверхности, в зацеплении участвующей. Это приводит к перерасходу материала, идущего на изготовление зубьев и усложняет процесс изготовления зубьев зубчатого венца, так как операции по созданию боковых поверхностей зубьев одинаковы - для рабочих и нерабочих поверхностей.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, состоящего из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими пару боковых поверхностей, посредством которых колесо определяется с парным зубчатым колесом в передаче, причем профили боковых поверхностей выполнены одинаковыми и идентичными расчетному для данного колеса - см. «Гавриленко В.А. Зубчатые передачи в машиностроении. М.: Машгиз, 1962. - 532 стр. с ил.», стр.76.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что если зубчатая передача работает в нереверсивном режиме, одна из боковых поверхностей каждого зуба является нерабочей и в процессе зацепления не участвует, а профиль обоих боковых поверхностей выполнен одинаковым - для рабочей и нерабочей боковых поверхностей - это усложняет как конструкцию самого колеса, так и технологию его изготовления, так как для изготовления нерабочих боковых поверхностей выполняются те же операции, что и для рабочих боковых поверхностей.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и издержек при его изготовлении.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело м зубчатый венец с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, причем у каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности идентичен расчетному для данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде радиальной плоскости, проходящей по оси симметрии зуба с обеими боковыми поверхностями, идентичными расчетным для данного колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого венца зубчатого колеса - вид с торца зубчатого венца. На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса; окружность впадин 2 зубьев; зуб 3; вершина 4 зуба; боковая рабочая поверхность 5 зуба; переходная галтель 6; ось симметрии 7 теоретического зуба; боковая нерабочая (теоретическая) сторона 8 зуба; боковая нерабочая (фактическая) сторона 9 зуба; нагрузка P1, передаваемая зубом зубчатого колеса в режиме зуба, ведущего звена в передаче; нагрузка Р2, воспринимаемая зубом зубчатого колеса в режиме зуба как ведомого звена в передаче.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении колеса в передаче с сопряженным колесом, передаваемые (P1) и воспринимаемые (Р2) им нагрузки воспринимаются боковой рабочей поверхностью 5, вторая боковая поверхность (9) является нерабочей и в процессе работы колеса в зацеплении не участвует.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса более проста, менее материалоемка и требует меньших затрат времени на его изготовление.

Зубчатое колесо, преимущественно нереверсивное и легконагруженное, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, отличающееся тем, что у каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности идентичен расчетному для данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде радиальной плоскости, проходящей по оси симметрии зуба с обеими боковыми поверхностями, идентичными расчетным для данного колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих в режимах ударного нагружения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазками. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. .

Изобретение относится к зубчатым передачам с геликоидальными лобовыми шестернями и может быть использовано в дифференциале. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к механике и предназначено для использования в машинных агрегатах различного назначения в качестве передаточного механизма. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции механических приводов в качестве механизма, обеспечивающего циклическое изменение передаточного отношения.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к зубчатым передачам внешнего зацепления, состоящим из двух цилиндрических колес с параллельными осями и с зубьями, имеющими арочные продольные и эвольвентные поперечные профили.

Изобретение относится к механическим передачам для преобразования вращательного движения во вращательное или возвратно-поступательное и может найти применение в цилиндрических, конических или планетарных редукторах, а также в реечных передачах.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к косозубым передачам. .

Изобретение относится к механическим передачам для преобразования вращательного движения во вращательное или возвратно-поступательное, использующим зубчатое зацепление профилей, и может найти применение в цилиндрических, конических или планетарных редукторах, в реечных передачах.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев. Зубчатое колесо состоит из пары зубчатых дисков с зубьями (4, 5), установленных соосно с возможностью их взаимного поворота с общим центром вращения, пружинного механизма принудительной установки дисков с обеспечением расположения соседних зубьев каждого колеса в одной радиальной плоскости и имеющего механизм регулирования угла взаимного поворота дисков. Образующие (11, 12) боковых поверхностей зубьев дисков расположены по дугам. Размеры дуг одинаковы для зубьев обоих дисков на каждом участке высоты зубьев. Изобретением решается задача оптимизации режимов нагружения зубьев зубчатого колеса при смещении пятен контакта вдоль образующих их боковых поверхностей. 5 ил.
Наверх