Антенна малогабаритная коротковолновая

Изобретение относится к антенной технике и предназначено для работы в составе средств радиосвязи гектометрового диапазона между подвижными объектами на железнодорожном транспорте. Техническим результатом является уменьшение в 4 раза длины и увеличение в 3-5 раз дальности действия при расширении полосы пропускания частот с 20 кГц до 27 кГц, повышение точности и существенное снижение трудоемкости согласования и настройки. Предложена антенна малогабаритная коротковолновая, содержащая излучатель, выполненный в виде провода, намотанного по спирали на диэлектрическую трубу, входной соединитель и устройство согласования и настройки, которое соединено первым входом с центральным проводом входного соединителя, вторым входом через провод заземления с крышей транспортного средства, а выходом с входом излучателя, при этом устройство согласования и настройки помещено в герметичный колпак, который надет на диэлектрическую трубу излучателя, а излучатель снаружи защищен герметичным покрытием и закреплен на крыше транспортного средства при помощи двух держателей, которые выполнены с возможностью перемещения излучателя относительно крыши транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к антенной технике и предназначено для работы в составе средств радиосвязи гектометрового диапазона между подвижными объектами на железнодорожном транспорте.

Известна (аналог) горизонтальная П-образная антенна для средств связи на железнодорожном транспорте [С.Т. Тропкин. Согласование высокочастотных нагрузок в радиосетях гектометрового диапазона. «Автоматика, связь, информатика», №5, 2001 г., стр.43.]. Антенна состоит из натянутого П-образного провода, заземленного на корпусе подвижного объекта со стороны противоположной вводу энергии. Геометрические размеры антенны составляют: высота подвеса горизонтального провода над крышей подвижного объекта порядка 0,6-0,9 метра, а длина порядка 7-9 метров.

Недостатками данного технического решения являются нестабильность электрических параметров антенны, обусловленная провисанием ее горизонтального провода и загрязнением изоляторов при эксплуатации; невысокая дальность действия, обусловленная малыми размерами антенны относительно длины волны гектометрового диапазона; низкая точность и высокая трудоемкость настройки и согласования.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой антенне является горизонтальная антенна для средств связи на железнодорожном транспорте (прототип), содержащая закрепленный горизонтально на крыше транспортного средства излучатель с входным соединителем [Россия, патент 38426, H01Q 9/04, 2003 г.].

Данному типу антенн присущи следующие недостатки:

нестабильность электрических параметров антенны, обусловленная провисанием ее горизонтального провода при эксплуатации;

низкая дальность действия, обусловленная малыми размерами антенны относительно длины волны гектометрового диапазона;

низкая точность и высокая трудоемкость настройки.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является антенна с уменьшенной в 4 раза длиной и увеличенной дальностью действия в 3-5 раз при расширении полосы пропускания частот с 20 кГц до 27 кГц (по сравнению с прототипом), повышении точности и существенном снижении трудоемкости настройки и согласования.

Этот технический результат достигается за счет того, что в антенне, содержащей закрепленный горизонтально на крыше транспортного средства излучатель с входным соединителем, излучатель выполнен в виде провода намотанного по спирали на диэлектрическую трубу и введено устройство согласования и настройки, которое соединено первым входом с центральным проводом входного соединителя, вторым входом через провод заземления с крышей транспортного средства, а выходом с входом излучателя, также, излучатель дополнительно снаружи защищен герметичным покрытием и закреплен на крыше транспортного средства при помощи двух держателей, которые выполнены с возможностью перемещения излучателя относительно крыши транспортного средства, а устройство настройки и согласования помещено в герметичный колпак, который надет на диэлектрическую трубу излучателя.

Сущность изобретения

Для сопряжения с высокочастной нагрузкой (антенной малогабаритной коротковолновой) низкочастотной радиостанции в изобретении используются устройство согласования и настройки, и два держателя, которые выполнены с возможностью перемещения излучателя относительно крыши транспортного средства. В совокупности эти устройства выполняет две функции: компенсации реактивной составляющей входного сопротивления нагрузки и согласование активной составляющей нагрузки с волновым сопротивлением фидера, соединяющего устройство согласования и настройки с низкочастотной радиостанцией. Входное сопротивление высокочастотной нагрузки имеет индуктивный характер. Для того, чтобы через активное сопротивление нагрузки протекал максимальный ток под действием приложенного напряжения, было необходимо скомпенсировать индуктивное сопротивление нагрузки. Функцию настройки антенны на рабочей частоте в резонанс в изобретении выполняет устройство согласования и настройки. Известно, что генератор, имеющий внутреннее сопротивление, отдает максимальную мощность в нагрузку при условии, если ее сопротивление равно внутреннему сопротивлению генератора. В изобретении для согласования и настройки активной составляющей нагрузки с волновым сопротивлением фидера, соединяющего антенну с низкочастотной радиостанцией, использованы устройство согласования и настройки (элементы согласующей цепи, детектор и индикатор) и два держателя, которые выполнены с возможностью перемещения излучателя относительно крыши транспортного средства. По яркости свечения индикатора с высокой точностью определяется наилучшая настройка антенны, которая осуществляется регулировкой держателей, путем изменения положения антенны по высоте над токопроводящей крышей транспортного средства.

На фиг.1 приведен эскиз антенны малогабаритной коротковолновой. На фиг.2 приведен эскиз варианта исполнения устройство согласования и настройки.

Антенна малогабаритная коротковолновая содержит (фиг.1) диэлектрическую трубу - 1, на которую по спирали намотан провод - 2 образующий излучатель, который снаружи защищен герметичным покрытием - 3 и закреплен на крыше транспортного средства - 4 при помощи двух держателей - 5.1 и 5.2, которые выполнены с возможностью перемещения излучателя относительно крыши транспортного средства, к входу излучателя со стороны ввода энергии выходом присоединено устройство согласования и настройки - 6, которое соединено первым входом с центральным проводом входного соединителя - 7, а вторым входом через провод заземления - 8 с крышей транспортного средства - 4, при этом устройство согласования и настройки - 6 помещено в герметичный колпак - 9, который надет на диэлектрическую трубу - 1 излучателя.

Устройство согласования и настройки - 6 может быть выполнено в виде устройства (фиг.2), имеющего в своем составе последовательно соединенные повышающий трансформатор - 10, индуктивность - 11 и первую емкость - 12, кроме того между трансформатором - 10 и индуктивностью - 11 параллельно присоединена вторая емкость - 13, а между первой емкостью -12 и индуктивностью - 11 параллельно присоединена электрическая цепь состоящая из детектора - 14 и индикатора - 15.

Антенна работает следующим образом.

В случае работы антенны в режиме передачи, сигнал через входной соединитель - 7 поступает на вход согласующей цепи, состоящей из последовательно соединенных индуктивности - 11 и первой емкости - 12 и с выхода согласующей цепи сигнал поступает на вход повышающего трансформатора - 10, а затем на вход провода - 2 (излучатель), с которого происходит излучение в пространство электромагнитных волн. Первая емкость - 12 согласующей цепи определяет входное сопротивление антенны и обеспечивает его согласование. Согласующая цепь обеспечивает на входе повышающего трансформатора - 10 увеличение напряжения входного сигнала до 3 раз по сравнению с напряжением на ее входе, а с выхода повышающего трансформатора - 10 на спиральный излучатель подается сигнал, напряжение которого в 10 - 12 раз выше, чем на входе входного соединителя - 7. Такой эффект достигается за счет второй емкости - 13, которая компенсирует индуктивную составляющую излучателя, электрическая длина которого выбрана таким образом, чтобы его собственная резонансная частота была ниже рабочей частоты антенны примерно на 8%, что обеспечивает повышение полосы пропускания антенны до 27 кГц. На собственной резонансной частоте спирального излучателя выходное сопротивление несколько десятков Ом, а на рабочей частоте антенны - порядка 6-7 кОм. Элементы согласующей цепи (индуктивность - 11 и первая емкость - 12) подобраны так, что максимум напряжения, поступающего на вход детектора - 14, соответствует наилучшему согласованию антенны с передатчиком. С выхода детектора - 14 постоянное положительное напряжение поступает на индикатор - 15 (например, светодиод). По яркости свечения индикатора - 15 с высокой точностью определяется наилучшие согласование и настройка антенны, которые достигаются регулировкой держателей - 5.1 и 5.2, путем изменения положения антенны по высоте над токопроводящей крышей транспортного средства - 4.

В режиме приема антенна работает без перестройки согласно принципу взаимности антенн.

Для реализации технического решения может быть использовано стандартное промышленное оборудование и материалы. Так, например, в качестве диэлектрической трубы - 1 может быть использована полипропиленовая труба.

Провод - 2 может быть выполнен из многожильного провода НВ - 0,2.

В качестве герметичного покрытия - 3 может быть использован материал - родпласт.

Держатель - 5.1 (5.2) может быть выполнен из трех отрезков полипропиленовых труб разного диаметра с технологическими отверстиями по образующей и стопорными винтами.

Устройство согласования и настройки - 6 может быть выполнено в виде устройства, имеющего в своем составе стандартные радиодетали: повышающий трансформатор, две емкости, индуктивность, детектор и индикатор.

Входной соединитель - 7 представляет собой разъем ВЧ кабеля, например, РК-50-3-11.

Герметичный колпак - 9 может быть выполнен из отрезка полипропиленовой трубы заглушенной с одного конца.

По материалам заявки изготовлена антенна со следующими данными:

1. Рабочая частота, кГц 2130
2. Полоса пропускания, кГц 27
3. Коэффициент стоячей волны на рабочей частоте не более 2,5
4. Волновое сопротивление, Ом 50
5. Номинальная мощность, Вт 10
6. Подводимая мощность, Вт 20
7. Длина антенны, мм 2050
8. Диаметр проводника спирали, мм 2
9. Диаметр диэлектрической трубы, мм 50
10. Длина спирали, мм 1900

Проведенный анализ уровня техники позволяет установить, что заявляемое устройство, характеризующееся совокупностью признаков, идентичным всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, отсутствует, что указывает на соответствие заявляемого изобретения критерию «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной и смежных областях техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными признаками заявляемой антенны малогабаритной коротковолновой, показали, что в общедоступных источниках информации не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с ее отличительными признаками. Из уровня техники также не подтверждена известность влияния этих отличительных признаков заявляемого устройства на полученный технический результат - разработана антенна малогабаритная коротковолновая с увеличенной дальностью действия и расширенной полосой пропускания частот при повышении точности и существенном снижении трудоемкость согласования и настройки, следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «изобретательский уровень».

Изобретение «Антенна малогабаритная коротковолновая» промышленно применимо, так как совокупность характеризующих его признаков, обеспечивает возможность его осуществления, работоспособность и воспроизводимость в составе средств радиосвязи гектометрового диапазона между подвижными объектами на железнодорожном транспорте, при этом для реализации заявляемой антенны могут быть использованы известные материалы и оборудование.

На радиополигоне открытого типа антенна малогабаритная коротковолновая прошла предварительные испытания, которые подтвердили ожидаемые технические характеристики. Кроме того, опытная эксплуатация антенны показала высокую надежность и высокие эксплуатационные характеристики.

1. Антенна малогабаритная коротковолновая, содержащая закрепленный горизонтально на крыше транспортного средства излучатель с входным соединителем, отличающаяся тем, что излучатель выполнен в виде провода, намотанного по спирали на диэлектрическую трубу, и введено устройство согласования и настройки, которое соединено первым входом с центральным проводом входного соединителя, вторым входом через провод заземления - с крышей транспортного средства, а выходом - с входом излучателя.

2. Антенна по п.1, отличающаяся тем, что излучатель снаружи защищен герметичным покрытием и закреплен на крыше транспортного средства при помощи двух держателей, которые выполнены с возможностью перемещения излучателя относительно крыши транспортного средства.

3. Антенна по п.1, отличающаяся тем, что устройство согласования и настройки помещено в герметичный колпак, который надет на диэлектрическую трубу излучателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к антенной технике, в частности к щелевым антеннам резонаторного типа с полунаправленной диаграммой направленности, и может быть использовано в технике связи, особенно на борту космического объекта для приема сигналов навигационных систем и для организации приемопередающего канала с Землей в командно-телеметрических системах.

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано при создании малогабаритных антенных устройств для аппаратуры связи и передачи данных в СВ, KB и УКВ диапазонах частот.

Изобретение относится к антенной технике и предназначено для использования в аппаратуре связи преимущественно на подвижных объектах в качестве низкопрофильного излучателя и приемника электромагнитного поля.

Изобретение относится к регулируемой антенне плоского типа. .

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано в качестве антенны приемного устройства спутниковой навигации. .

Изобретение относится к области радиотехники. .

Изобретение относится к области радиотехники. .

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано в качестве антенны приемного устройства спутниковой навигации. .

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано в качестве антенны приемного устройства спутниковой навигации. .

Изобретение относится к технике антенн уменьшенного размера, основанных на новой геометрии кривых, заполняющих пространство (КЗП). .

Изобретение относится к широкополосным микрополосковым антенным системам с пониженной чувствительностью к многолучевому приему. Технический результат - получение широкополосной микрополосковой антенной системы небольшого размера с широкой полосой пропускания и низкой чувствительностью к многолучевому приему. Широкополосная микрополосковая антенная система содержит плоскость заземления, содержащую: первую поверхность, имеющую первый поперечный размер; и полость, заполненную воздухом, причем полость содержит вторую поверхность, имеющую второй поперечный размер; и поверхность боковой стенки, имеющую первую высоту; и излучающий элемент, имеющий третий поперечный размер, причем излучающий элемент расположен поперечно в пределах полости, имеет вторую высоту от первой поверхности, причем вторая высота больше нуля и не больше чем 0,05λ, где λ - длина волны в свободном пространстве для широкополосной микрополосковой антенной системы, и имеет третью высоту от второй поверхности, и отделен от плоскости заземления воздухом; и проводник, соединенный с излучающим элементом и выполненный с возможностью ввода электромагнитных сигналов в излучающий элемент. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к антенной технике. Технический результат - повышение быстродействия фазированной антенной решетки. Волноводная антенная решетка, содержащая решетку излучателей и дополнительную решетку, излучатели расположены в узлах основной плоской двумерной сетки и выполнены в виде многосекционных сочленений отрезков волноводов, которые заполнены диэлектриками, отрезки волноводов имеют оси, параллельные друг другу и перпендикулярные плоскости решетки, дополнительная решетка выполнена из пассивных рассеивателей, которые расположены вне излучателей в узлах дополнительной плоской двумерной сетки, которая параллельна основной плоской двумерной сетке, при этом пассивные рассеиватели выполнены в виде электрических и магнитных диполей, оси которых перпендикулярны плоскости решетки. 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при конструировании малогабаритных печатных антенн, в частности, встроенных в приемопередающие модули или составляющих антенные решетки. Технический результат - создание нового варианта антенны, повышающего в четыре раза симметричность ДН антенны, обеспечивающего развязку расположенных рядом излучателей и более чем в два раза уменьшающего провал ДН. Для этого в антенну введена апертура, соединенная по периметру кругового отверстия проводящими штырями с основанием. Это позволило создать внутренний экранированный объем со свойствами резонатора, в котором энергия поверхностных волн за счет отражения от штырей возвращается в излучатель, что приводит к увеличению усиления антенны. 5 ил.

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано при создании аппаратуры связи для ДВ и СВ диапазонов частот. Сущность: емкостная антенна для ДВ и СВ диапазонов частот и способ ее перестройки содержит устройство согласования и развернутый в пространстве емкостной элемент, обкладки которого выполнены в виде двух плоских токопроводящих пластин, одна из которых располагается горизонтально, а другая устанавливается выше и перпендикулярно к ней. Последовательно с емкостным элементом включен блок перестройки частоты, содержащий вращающиеся диэлектрический и токопроводящий цилиндры, на которых оголенным проводом намотана катушка индуктивности. В процессе перестройки частоты провод перематывается с диэлектрического цилиндра на токопроводящий, где витки провода электрически закорачиваются. При этом индуктивность катушки, а значит, и резонансная (рабочая) частота антенного контура изменяются. Технический результат: снижение общей высоты емкостной антенны, увеличение ее КПД при излучении над токопроводящей заземленной поверхностью, а также обеспечение возможности перестройки рабочей частоты емкостной антенны в ДВ и СВ диапазонах частот. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к технике СВЧ. Технический результат - повышение чувствительности радиочастотной антенны и качества изображения. Для этого радиочастотная (РЧ) передающая и/или приемная антенна выполнена, в частности, в форме катушечной структуры, или катушки, или конструкции контура, имеющая один или более схемных проводников, в частности, для использования в системе магнитно-резонансной визуализации (МРВ) или магнитно-резонансном (МР) сканере, для передачи РЧ сигналов возбуждения (поле Bi) для возбуждения ядерных магнитных резонансов (ЯМР) и/или для получения ЯМР сигналов релаксации. РЧ антенна обеспечена так, что она может легко адаптироваться в соответствии с применением, которое требует большого проема через РЧ антенну или способности параллельной визуализации. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Улучшенный патч-излучатель отличается следующими дополнительными признаками: излучательная поверхность (11) выполнена в виде кольцевой и/или рамочной излучательной поверхности (11), которая проходит вокруг зоны выемки (13), излучательная поверхность (11) удлинена с переходом на боковые поверхности, соответственно, боковые стенки (3с), и на боковых поверхностях, соответственно, боковых стенках (3с), образована гальванически соединенная с излучательной поверхностью (11) излучательная структура (18) боковых поверхностей, которая в окружном направлении боковых поверхностей, соответственно, боковых стенок (3с), содержит участки (19) боковых излучательных поверхностей, между которыми предусмотрены электрически не проводящие зоны (20) выемки. Технический результат: уменьшение объема антенны относительно ее широкополосности. 30 з.п. ф-лы, 42 ил.

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано в качестве антенны приемного устройства спутниковой навигации. Антенна содержит диэлектрическую пластину, металлический экран и полосковый проводник, которые расположены соответственно на нижней и верхней поверхностях диэлектрической пластины, и не менее двух элементов возбуждения. При этом в полосковом проводнике выполнено отверстие, а в диэлектрической пластине с верхней стороны выполнено углубление, кромка углубления совпадает с кромкой отверстия в полосковом проводнике, поверхность диэлектрической пластины в области углубления металлизирована, причем металлизация углубления выполнена с электрическим контактом с полосковым проводником. Причем металлический экран, полосковый проводник, отверстие в полосковом проводнике и углубление могут быть выполнены в виде кругов с общей осью поворота, которая перпендикулярна плоскости диэлектрической пластины, число элементов возбуждения N выполнено не меньшим трех и расположены элементы возбуждения на окружности через одинаковые угловые расстояния Δβ, центр окружности совпадает с указанной осью поворота. Технический результат заключается в уменьшении габаритных размеров. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к антенной технике. Технический результат - обеспечение широкоугольного сканирования в коническом угле, превышающем 60 ° от оси антенны, сохранение хорошего коэффициента эллиптичности круговой поляризации в заданных частотных диапазонах, малого веса и малой толщины антенных элементов. Широкополосный антенный элемент на связанных кольцах, перекрывающий два смежных приемных поддиапазона, используется в К-диапазоне. Антенный элемент содержит проводящий резонатор на связанных кольцах, имеющий электромагнитную связь по меньшей мере с одним фидером. Проводящий резонатор и фидер также окружены клеткой Фарадея, которая имеет гальваническое соединение с обеспечивающей электромагнитное экранирование заземленной плоскостью и экранирует проводящий резонатор и фидер. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к компактным патч-антеннам, в частности для установки в транспортном средстве. Технический результат - меньшие размеры патч-антенны и высокая избирательность ширины пропускания на резонансной частоте. Для этого патч-антенна содержит питаемый электричеством полосковый излучающий элемент (1) и земляную плоскость (3). Полосковый излучающий элемент соединен с земляной плоскостью на первом конце (11) посредством металлического звена и на втором конце (12), противоположном первому концу, посредством переменного конденсатора (5). Патч-антенна также содержит печатную плату (2), нижняя поверхность которой составляет одно целое с земляной плоскостью (3), слой (6) диэлектрического материала, размещенный между полосковым излучающим элементом (1) и печатной платой (2); полосковый излучающий элемент (1), по существу, является параллельным земляной плоскости (3). Слой диэлектрического материала имеет относительную диэлектрическую постоянную в диапазоне от 3 до 6 и коэффициент потерь в диапазоне от 0,03 до 0,1. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к антенной технике. Особенностью заявленной малогабаритной антенны является то, что схема питания выполнена в виде равноамплитудного синфазного делителя мощности на N каналов, штыревые элементы возбуждения расположены на окружности, центр которой лежит на общей оси вращения, причем угловое расстояние между соседними штыревыми элементами возбуждения равно 2π/N, а, по крайней мере, в одном металлическом проводнике выполнены М кольцевых щелей, где М≥1, центры кольцевых щелей располагаются на общей оси вращения. Техническим результатом является создание излучения антенны с осесимметричной диаграммы направленности, уменьшение габаритных размеров антенны. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх