Устройство виброизоляции с арретированием

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит корпус, рабочие тела из сплава с эффектом памяти формы и неподвижный постоянный магнит, установленный на корпусе. Подвижный якорь соединен с корпусом рабочими телами. Подвижный постоянный магнит установлен на якоре, несущем защищаемый объект. Последовательности расположения полюсов магнитов в двух крайних положениях якоря имеют различное чередование. Достигается повышение стабильности функционирования устройства. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для уменьшения негативного влияния вибрации на функционирование защищаемого объекта, например, для увеличения точности позиционирования инструмента. Арретирование предотвращает устройство от возможного повреждения при транспортировке или хранении. Виброизоляция и арретирование осуществляются рабочими телами из сплавов с эффектом памяти формы.

Известно устройство виброизоляции с арретированием [1], содержащее корпус, рабочие тела из сплава с эффектом памяти формы и связанный с ними защищаемый объект. Изолирование защищаемого объекта от вибрации корпуса осуществляется упругой и неупругой амортизацией колебаний в рабочих телах. Неупругое гашение вибрации или демпфирование происходит в рабочих телах наиболее интенсивно в мартенситном состоянии сплава или при мартенситном превращении, наведенном напряжением. Для предотвращения повреждений защищаемого объекта и устройства при транспортировке или хранении применяется арретирование. При арретировании увеличивают жесткость соединения защищаемого объекта с корпусом. Арретирование в данном устройстве производиться путем нагрева рабочих тел до аустенитного состояния сплава и удержания данной температуры во время арретирования. Существенным недостатком этого виброизолятора являются необходимость непрерывного подвода энергии для обеспечения арретирования и возможность потери арретирования при потере энергоснабжения.

Известно устройство виброизоляции с арретированием, содержащее в общем корпусе трансмиссию мартенситного двигателя арретира [2] и устройство [1]. Двигатель имеет два рабочих тела из сплава с эффектом памяти формы, установленных на корпусе. Каждое рабочее тело двигателя, кинематически связано с арретиром защищаемого объекта. Одно рабочее тело при нагреве включает арретирование, другое при нагреве производит разарретирование. В состоянии арретирования энергия не потребляется. Существенным недостатком данного устройства является сложность или избыточность конструкции, обусловленные наличием одной группы рабочих тел, предназначенных для виброгашения, и другой группы рабочих тел, участвующих в управлении арретированием.

Известно устройство виброизоляции с арретированием [3], содержащее корпус, рабочие тела из сплава с эффектом памяти формы и неподвижный постоянный магнит, установленные на корпусе, другой конец каждого рабочего тела оснащен ферримагнитным диском, подсоединяемым к защищаемому объекту и имеющим магнитную память. В состоянии виброизоляции диски вместе с защищаемым объектом находится вдали от неподвижного магнита. Защищаемый объект имеет возможность колебаться около положения равновесия сил, действующих со стороны неподвижного магнита и рабочих тел. В состояние арретирования устройство переходит при нагреве одного рабочего тела, оно перемещает защищаемый объект, приближая ферромагнитный диск к неподвижному магниту, который притягивает и удерживает его при арретировании. Для разарретирования или обратного перехода в состояние виброизоляции нагревается другое рабочее тело. Оно отрывает ферримагнитный диск вместе с защищаемым объектом от соответствующего неподвижного магнита, освобождая его от арретирования.

Недостатком данного устройства является нестабильность работы, связанная с возможностью функционального отказа, в виде неконтролируемого арретирования. В двух положениях защищаемого объекта: при арретировании и при виброизоляции сила, обеспечивающая арретирование, имеет одно и то же направление. Это сила электромагнитного притяжения магнитов. Она имеет минимальное значение в точке равновесия защищаемого объекта в положении виброизоляции, и возрастая, принимает максимальное значение в другом крайнем положении при арретировании. Таким образом, с ростом амплитуды колебаний возрастает возможность самопроизвольного арретирования.

Заявляемое изобретение свободно от указанных недостатков.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение стабильности функционирования, за счет того, что в крайних положениях защищаемого объекта: виброизоляция или арретирование, сила электромагнитного взаимодействия, обеспечивающая арретирование, имеет различные направления.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство оснащено подвижным якорем, соединенным с корпусом рабочими телами, и подвижным постоянным магнитом, установлены на якоре, несущем защищаемый объект, при этом последовательности расположения полюсов магнитов в крайних положениях якоря имеют различное чередование, а сила их электромагнитного взаимодействия отличается направлением.

Кроме того указанный технический результат достигается тем, что в положении якоря при виброизоляции одноименные полюса подвижного и неподвижного магнитов расположены на минимальном расстоянии, а сила их электромагнитного взаимодействия есть отталкивание.

Кроме того указанный технический результат достигается тем, что в положении якоря при арретировании разноименные полюса подвижного и неподвижного магнитов расположены на минимальном расстоянии, а сила их электромагнитного взаимодействия есть притяжение.

Таким образом, при самопроизвольном смещении якоря с защищаемым объектом из позиции виброизоляции якорь должен всегда пройти участок, на котором сила отталкивания магнитов будет нарастать, препятствуя его удалению от положения равновесия. Это обеспечивает стабильность функционального состояния виброизоляции, и исключает возможность неконтролируемого арретирования.

Сущность изобретения представлена на фиг.1-6.

На фиг.1 приведена кинематическая схема устройства с якорем, находящимся в положении виброизоляции.

На фиг.2 приведена кинематическая схема устройства с якорем, находящимся в положении арретирования.

На фиг.3 изображено рабочее тело, осуществляющее виброгашение и управление арретированием.

На фиг.4 представлен результат испытания взаимодействия подвижного и неподвижного постоянных магнитов.

На фиг.5 показаны виброграмма корпуса и амплитудно-частотная характеристика его вибрации. Единица измерения амплитуды - ускорение свободного падения.

На фиг.6 показаны виброграмма и амплитудно-частотная характеристика вибрации защищаемого объекта, снятые одновременно с виброграммой корпуса

Устройство виброизоляции с арретированием (см. фиг.1 или 2, они имеют единую нумерацию позиций), выполненное согласно данному изобретению, содержит якорь в виде трубы 1, на который монтируется защищаемый объект 2. Рабочие тела 3 и 4 из сплава с эффектом памяти формы (никелид титана) изготовлены в виде прорезных пружин (см. фиг.3), покрытых пленочным электронагревателем. Они фиксируются на якоре. Центра рабочих тел связаны с осью 5, являющейся частью корпуса. Для арретирования якоря служат два кольцеобразных постоянных магнита, закрепленных соответственно: подвижный 6 - на якоре, а неподвижный 7 - на корпусе.

При работе устройства (см. фиг.1) его якорь 1 связан с защищаемым объектом 2, а корпус - с источником вибраций. Низкая жесткость прорезных пружин 3 и 4 обеспечивает режим виброизоляции. Если частота вынуждающих вибраций будет близка к резонансной, амплитуда колебаний якоря возрастет, но ее величина вследствие высоких демпфирующих свойств никелида титана будет ниже, чем при использовании чисто упругих прорезных пружин. Эффективность изолирования падает на частоте резонансной для устройства. Для снижения вредных последствий данного явления возможно изменить частоту резонансных колебаний устройства. Для этого изменяют механические параметры рабочих тел путем изменения их температуры в интервале, содержащем температуры прямого и обратного мартенситных превращений. Контролируемое изменение температуры рабочих производится пленочными электронагревателями. Форма и размер арретирующих магнитов 6 и 7 выбраны такими, что они отталкивается при небольших смещениях якоря 1 при виброизоляции. Эта сила меняет направление на притяжение магнитов (см. фиг.2), если смещение превысит некоторую критическую величину. Чтобы арретирование было возможным, рабочие тела 3, 4 в виде прорезных пружин устанавливают с предварительным натягом, так что силы, с которыми они действуют на якорь 1, противоположны и равны друг другу. Арретирование производится посредством активации нагревом рабочего тела 3, которое создает силу, стремящуюся сблизить магниты 6 и 7. Когда перемещение достигает критической величины, сила взаимодействия магнитов становится притягивающей и перемещение скачком возрастает до предельного значения. Магниты обеспечивают состояние арретирования и после остывания арретирующего рабочего тела 3. Обратный переход в состояние виброизоляции или демпфирования можно производить только после остывания арретирующего рабочего тела 3. Для этого необходимо активировать другую прорезную пружину 4, которая создает силу, отдаляющую магниты друг от друга.

Заявленное изобретение было апробировано в лабораторных условиях Санкт-Петербургского Государственного Университета.

В результате испытаний было подтверждено достижение указанного технического результата: в двух крайних положения защищаемого объекта: виброизоляция или арретирование, сила электромагнитного взаимодействия, обеспечивающая арретирование, имеет различные направления.

Пример 1. Проводилось измерение силы электромагнитного взаимодействия двух магнитов. Результаты испытания взаимодействия подвижного и неподвижного постоянных кольцевых магнитов, размещенных соосно, приведены на фиг.4. В зависимости от относительного смещения магнитов преобладает одно из взаимодействий: либо взаимодействие разноименных полюсов - магниты притягиваются; либо взаимодействие одноименных полюсов - магниты отталкиваются. В положении, когда сила взаимодействия равна нулю, их относительное смещение или расстояние между ними принято равным нулю.

Пример 2. При испытании 2 проверялись виброизолирующие качества устройства. На якорь монтировался макет защищаемого объекта. Устройство устанавливалось на вибростенд. К якорю и корпусу устройства крепились датчики ускорения. В результате испытания были получены одновременные виброграммы и амплитудно-частотные характеристики вибрации корпуса и защищаемого объекта, (см. фиг.5 и 6). Вибростенд имитировал предельную вибрационную нагрузку. Анализ результатов показывает, что устройство обеспечивает как минимум десятикратное уменьшение ускорения, возникающего в процессе вибрации в широком диапазоне частот. Амплитуда ускорений защищаемого объекта, лежит в диапазоне величин, допустимом техническими требованиями. В процессе испытания на вибростенде самопроизвольного арретировании и разарретирования защищаемого объекта и якоря не наблюдалось.

Список использованных источников

1. Patent US 6290037 Vibration absorber using shape memory material; C1 F16F 7/10.

2. A.c. 11492833 Трансмиссия мартенситного двигателя. В.А. Лихачев, В.Ф. Мозгунов. F03G 7/06.

3. М. Kohl, В. Krevet Smart Microactuation Devices Using Shape Memory and Magnetic Effects/ Book of Abstracts/ 5th ECCOMAS Thematic Conference on Smart Structures and Materials SMART' 11, Saarbrucken, Juli 6-8, 2011.

1. Устройство виброизоляции с арретированием, содержащее корпус, рабочие тела из сплава с эффектом памяти формы и неподвижный постоянный магнит, установленный на корпусе, отличающееся тем, что устройство оснащено подвижным якорем, соединенным с корпусом рабочими телами, и подвижным постоянным магнитом, установленным па якоре, несущем защищаемый объект, при этом последовательности расположения полюсов магнитов в двух крайних положениях якоря имеют различное чередование.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в крайнем положении якоря при виброизоляции одноименные полюса подвижного и неподвижного магнитов расположены на минимальном расстоянии.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в крайнем положении якоря при арретировании разноименные полюса подвижного и неподвижного магнитов расположены на минимальном расстоянии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к виброзащитной технике. .

Изобретение относится к средствам виброзащиты объектов в различных областях техники, в частности к виброизолирующим магнитным опорам, и может найти применение в приборостроении, машиностроении, для виброзащиты сканирующих зондовых микроскопов и других прецизионных устройств.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам виброзащиты. .

Изобретение относится к области демпфирования и гашения механических колебаний и может быть использовано для гашения вредных колебаний в различных механических системах.

Изобретение относится к опорным виброзащитным элементам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям вибраций машиностроительного оборудования. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к демпфирующим устройствам индукционного типа, работающим на принципе торможения вихревыми токами, и может быть использовано для демпфирования движения, например колебаний в механических системах.

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению. .

Изобретение относится к приборостроению при проектировании датчиков перемещения, воздействия сил. .

Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к машиностроению. Амортизатор содержит заполненный магнитной жидкостью цилиндрический корпус с компенсационной камерой. В корпусе размещены полый шток со сборным поршнем. Поршень состоит из двух частей, вложенных одна в другую, установленных с зазорами и образующих систему чередующихся полюсов. Каждая часть поршня содержит полюсный диск с полюсными пальцами. Величина зазоров между торцами полюсных пальцев и полюсными дисками противоположных частей поршня в 3-4 раза больше величины зазоров между полюсными пальцами. Катушка управления снабжена герметичным немагнитным цилиндрическим кожухом и расположена в полости, образованной штоком и полюсными дисками с полюсными пальцами. Корпус выполнен из немагнитного материала. Поршень установлен в корпусе с зазором. Достигается расширение диапазона изменений силовой характеристики и увеличение срока службы амортизатора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Амортизатор содержит основание (1) и пару эластичных герметичных оболочек (2), расположенных зеркально симметрично с зазором друг относительно друга. Каждая эластичная герметичная оболочка снабжена демпфером в виде магнитоэлектрического двигателя (8). Неподвижный индуктор размещен внутри корпуса (9) и содержит внешний (10) и внутренний (11) цилиндрические магнитопроводы, на которых расположены четыре обмотки (12, 13). Между обмотками расположен подвижный якорь, состоящий из немагнитных направляющих реек (14), на которых расположены постоянные магниты (15). Достигается возможность управления амортизатором в широком диапазоне перемещений при различных значениях частоты колебаний и улучшение демпфирующих свойств. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Система управления содержит амортизатор, связанный со статором с фазными обмотками. Якоря выполнены в виде постоянных магнитов с возможностью возвратно-поступательного перемещения внутри фазных обмоток. Передающие элементы связывают по цепи фазные обмотки с потребителями и аккумуляторной батареей. На подрессоренной и неподрессоренной массах установлены датчики ускорений, а между ними установлен датчик относительных перемещений. Блок управления демпфированием подвески включает дифференцирующие, интегрирующие звенья и задатчик допустимого уровня колебаний подрессоренных масс. Передающие элементы между фазными обмотками и аккумуляторной батареей выполнены в виде связанных по цепи выпрямителей, силовых ключей, нагрузочных сопротивлений, накопительных конденсаторов, понижающе-повышающих преобразователей, блока управления зарядом аккумуляторной батареи, датчиков напряжения и тока. Блок управления демпфированием подвески связан с силовыми ключами каждой фазы, а блок управления зарядом аккумуляторной батареи - с понижающе-повышающими преобразователями каждой фазы. Достигается возможность регулирования параметров демпфирования колебаний подрессоренных масс и управления процессом передачи энергии на аккумулятор. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Амортизатор состоит из обоймы (1) и пуансона (2), соединенных резинокордной диафрагмой (3). В пуансон (2) установлены соленоиды (4, 5) с общим подвижным сердечником (7), жестко закрепленным на обойме (1). Сердечник (7) выполнен из двух магнитных частей (8), соединенных между собой немагнитной вставкой (9). Магнитные части (8) равны по длине соленоидам (4, 5) и расположены на равном расстоянии между ними. На пуансоне (2) и корпусе (6) жестко закреплены по два ряда сепараторов (10) с шариками (11). Достигается повышение эффективности гашения колебаний и вибрации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Управляемый магнитожидкостный амортизатор содержит корпус с магнитной жидкостью, в котором установлен шток с поршнем, катушку намагничивания, помещенные в кожух. Полюсы из ферромагнитного материала расположены в кожухе снаружи корпуса, на которых размещены катушки намагничивания. Поршень состоит из чередующихся пластин, выполненных из материала с высокой магнитной проводимостью, и пластин, выполненных из материала с низкой магнитной проводимостью. Пластины поршня ориентированы вдоль оси полюсов. В пластинах из материала с высокой магнитной проводимостью выполнены дроссельные каналы. Достигается увеличение диапазона силовой характеристики магнитожидкостного амортизатора. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Гидравлический демпфер содержит рабочий цилиндр, связанный с кожухом через тела качения. Поршень выполнен из магнитного материала. Магнитное кольцо, жестко закрепленное на кожухе, контактирует через воздушный зазор с поршнем. Внутри рабочего цилиндра соосно установлены два шлицевых стержня, выполненных из упругого материала. Шлицевые стержни взаимосвязаны с ответными шлицами половин поршня. Каждая из половин поршня подпружинена относительно рабочего цилиндра и снабжена вертикально расположенными дроссельными каналами. Каналы переходят на наружных поверхностях в каналы Г-образной формы. Выходные отверстия каналов примыкают с зазором к пластинам. Пластины жестко закреплены на половинах поршня. Достигается изменение демпфирующих характеристик. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Гидравлический амортизатор содержит рабочий цилиндр, связанный с кожухом через тела качения. Поршень выполнен из магнитного материала. Магнитное кольцо, жестко закрепленное на кожухе, контактирует через воздушный зазор с поршнем. Внутри рабочего цилиндра устанавлен шлицевой стержень, выполненный из упругого материала. Шлицевой стержень взаимосвязан с ответными шлицами поршня. Поршень снабжен вертикально расположенными дроссельными каналами. Каналы переходят на торцевых поверхностях в каналы Г-образной формы. Выходные отверстия каналов примыкают с зазором к пластинам. Пластины жестко закреплены на поршне. Достигается изменение демпфирующих характеристик. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Электромагнетический амортизатор содержит верхнюю крышку с подвижным штоком, на котором закреплен подвижный магнит, нижнюю крышку с неподвижным магнитом, левитирующие магниты, размещенные между подвижным и неподвижным магнитами, головки крепления. Шток выполнен полым. Магниты установлены на кассетах с центральным и периферийными сквозными отверстиями. Левитирующие кассеты с магнитами нанизаны на стержень, закрепленный на нижней крышке. Кассеты с магнитами концентрично размещены внутри каркаса из немагнитного материала, на который намотана катушка индуктивности. Катушка индуктивности снаружи закрыта электромагнитным экраном. Достигается расширение функциональных возможностей амортизатора, возможность работы в режиме выработки электроэнергии. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит вибрирующее и защищаемое основания, основной упругий элемент (3), направляющие компенсатора жесткости и компенсатор жесткости, опору, стойки, платформу, скобы, корпус с фиксирующими отверстиями и блок управления (12). Компенсатор жесткости установлен параллельно основному упругому элементу. Блок управления состоит из датчика пространственных колебаний (13), источника питания (15) и виброрегулятора (14). Направляющие компенсатора жесткости выполнены из тросовых упругих элементов (17). Компенсатор жесткости выполнен в виде цилиндра с шестью гранями с углом наклона до 90° и состоит из стального якоря (6) и круглых электромагнитных дисков (4, 5). Электромагнитный диск состоит из чередующихся немагнитных прокладок (16) и секторов электромагнитов постоянного тока, выполненных с углом 60°. Направляющие компенсатора жесткости жестко закреплены на скобах (10) и протянуты через фиксирующие отверстия (11) в корпусе. Корпус жестко закреплен на вибрирующем основании. Стальной якорь жестко связан с защищаемым основанием через опору и стойки. Диски жестко закреплены на вибрирующем основании. Достигается улучшение виброизолирующих свойств и упрощение конструкции направляющих компенсатора жесткости. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит вибрирующее (2) и защищаемое (1) основания, шток (8), основной упругий элемент (3), закрепленный между указанными основаниями, и компенсатор жесткости. Компенсатор жесткости установлен параллельно основному упругому элементу. Направляющий блок содержит крестовину (11) с фиксирующими отверстиями и протянутый через них тросовый упругий элемент (4). Тросовый упругий элемент жестко связан со штоком компенсатора жесткости. Компенсатор жесткости выполнен в виде магнитного якоря в форме конуса с шестью гранями с углом наклона до 90° и круглых дисков (5, 6). Диск состоит из чередующихся немагнитных прокладок и секторов неодимовых магнитов, выполненных с углом 60°. Рабочие грани выполнены параллельными граням магнитного якоря и расположены на расстоянии, не превышающем амплитуду колебаний вибрации. Магнитный якорь (7) жестко связан с защищаемым основанием через шток. Диски жестко закреплены на вибрирующем основании. Достигается уменьшение массогабаритных показателей, упрощение конструкции и сборки, улучшение виброизолирующих свойств. 5 ил.
Наверх