Учебно-тренировочный комплект для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей. Имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце. На передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали. Источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса. 2 ил.

 

Предложение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).

Известен учебно-тренировочный комплект 9Ф663 (Техническое описание и инструкция по эксплуатации 9Ф663 ТО, издание г.Ковров, ОАО «ЗиД», 1991 г.), принятый за прототип. В один из вариантов поставки комплекта входят: изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты, механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей.

Кроме того, в состав могут входить изделие учебно-тренировочное в трубе и имитатор объекта.

Механизм тренировочно-практический обеспечивает подачу напряжения на электровоспламенитель стартового двигателя, блокировку схода при условии возвышения изделия тренировочно-практического менее 18° и более 73° и воспроизведение звуковой информации.

Механизм учебный обеспечивает работу комплекта в режиме «тренировочно-практический», а также подготовку учебного и штатного изделий к работе, осуществление работы, выдачу информации о работе оператора на прибор контроля, выдачу звуковой и световой информации.

Этот тренажерный комплект позволяет проводить обучение операторов правилам работы с ПЗРК, обеспечивает их психофизическую подготовку.

Прототип имеет следующие недостатки.

Конструкция стыковки стартового двигателя с имитатором ракеты неудобна для эксплуатации.

Подготовка к работе изделия проходит следующим образом:

- на хвостовике имитатора ракеты разжимается стопорное кольцо, вынимается стопорный штифт;

- двигатель стыкуется с имитатором ракеты, шток двигателя проходит в осевое отверстие заднего торца имитатора;

- двигатель затем штифтуются через отверстие, выполненное перпендикулярно продольной оси на хвостовике имитатора, штифт фиксируется стопорным кольцом;

- сборка имитатора с двигателем вставляется в трубу и фиксируется путем выдвижения из трубы стопора;

- контактная связь двигателя стыкуется с контактами трубы.

Следует отметить, что работы со стартовым двигателем, снаряженным взрывчатым веществом, относятся к взрывоопасным.

Так как труба и имитатор ракеты используется многократно (до 30 пусков) то после очередного пуска перед следующим снаряжением изделия необходимо проводить операцию отстыковки отработанного двигателя в порядке обратном сборке с предварительной очисткой мест стыковки от набившейся при падении имитатора грязи.

Также при падении имитатора в сцепке с двигателем может происходить деформация штифта, и разбивание отверстия под установку штифта, что приводит к выходу из строя имитатора ракеты.

Источник питания, составленный из двух щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей 11ФГ-400, имеет емкость 1,5Ач, что обеспечивает проведение только одного типового учебного занятия. После чего требуется проведение цикла «разряд - заряд», что неудобно в условиях многодневных полевых учений.

Зарядное устройство позволяет проводить цикл «разряд - заряд» только одной аккумуляторной батареи, в то время как в состав источника питания входят две батареи, что приводит к значительным временным затратам. Кроме того для проведения заряда батарей необходимо извлекать их из источника питания, что при имеющейся конструкции является трудоемким процессом.

Задачей изобретения является разработка конструкции учебно-тренировочного комплекта, имеющего продолжительную энергетическую автономность и высокие эксплуатационные параметры.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса.

Указанный технический результат достигается тем, что в учебно-тренировочном комплекте, содержащем изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей новым является то, что имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали; источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания.

В состав комплекта также могут входить изделие учебно-тренировочное в трубе и имитатор объекта.

Совокупность конструктивных элементов, их взаимное расположение, форма выполнения элементов и связь между ними позволяют обеспечить оптимальные эксплуатационные качества изделия, продолжительную энергетическую автономность, повысить безопасность и эффективность учебного процесса.

Выполнение ступенчатого осевого отверстия на заднем торце имитатора ракеты, осесимметричное закрепление на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя разрезных четырехсекторных держателей гарпунного типа, выполненных из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали позволяет быстро и без затруднений производить снаряжение тренировочно-практического изделия в полевых условиях и предупреждает поломку имитатора ракеты при падениях после пусков, так как в момент удара происходит расстыковка двигателя и имитатора ракеты. Кроме того повышается безопасность работ при подготовке изделия к использованию.

Использование в источнике питания никель-металлогидридных аккумуляторные батарей позволяет увеличить его энергоемкость до 8,5Ач, что повышает автономность комплекта более чем в пять раз по сравнению с прототипом.

Установка в зарядном устройстве разъема для подключения источника питания (с соответственным конструктивным изменением электрических схем источника и зарядного устройства) позволяет проводить цикл «разряд-заряд» одновременно двух аккумуляторных батарей без предварительной разборки источника питания, что приводит к значительной экономии времени и трудоемкости на обслуживание и подготовку аккумуляторных батарей.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:

- на фиг.1 - имитатор ракеты в сборе со стартовым двигателем;

- на фиг.2 - зарядное устройство.

Имитатор ракеты 1 имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на переднем торце двигателя стартового 2 осесимметрично закреплен разрезной четырехсекторный держатель гарпунного типа 3, выполненный из полиамида, с пружинной вставкой 4 из углеродистой закаленной стали.

На зарядном устройстве 5 установлен разъем 6 для подключения кабеля источника питания.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом учебных занятий источник питания заряжается с помощью зарядного устройства 5 через разъем 6.

Учебный комплект доставляется на позицию, составные части извлекаются из упаковок и соединяются с помощью комплекта кабелей в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Органы управления и переключатели устанавливаются в соответствующие положения. К прибору контроля подключается механизм учебный.

В режиме учебы «тренировочно-практический» проводится снаряжение стартовым двигателем изделия тренировочно-практического. В пусковой трубе с помощью стопора зафиксирован имитатор ракеты. Проводится механическое крепление стартового двигателя посредством вхождения его разрезного четырехсекторного держателя гарпунного типа 3, выполненного из полиамида, с пружинной вставкой 4 из углеродистой закаленной стали в осевое ступенчатое отверстие на заднем торце имитатора ракеты 1. Затем контактная связь двигателя стыкуется с контактами трубы (на чертежах не показано). К трубе подстыковывается механизм тренировочно-практический. Изделие готово к работе.

По команде инструктора обучаемый стрелок-зенитчик проводит следующие действия:

- кладет изделие на плечо;

- проводит прицеливание на указанную цель, например на имитатор объекта, с помощью механического прицела;

- переводит рычаг накола пусковой трубы в положение «накол»;

- переводит пусковой крючок на пусковом механизме в среднее положение, а затем до упора.

После этого происходит «сход» - электрический сигнал поступает на контактную связь и далее на электровоспламенитель стартового двигателя 2. В результате чего происходит срабатывание порохового заряда стартового двигателя и выброс имитатора ракеты из трубы.

Инструктор с помощью прибора контроля оценивает действия обучаемого и выставляет оценку.

Учебно-тренировочный комплект, содержащий изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей, отличающийся тем, что имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали; источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер содержит оружие, формирователь изображения мишени, формирователь изображения прорези прицела, формирователь изображения мушки, установленный на шарнире, проекционное устройство, нижний и верхний поводки, установленные на шарнире, водило, экран, установленный на оружии.

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки операторов переносных зенитных ракетных комплексов. .
Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов танкового вооружения с управляемыми снарядами и ракетами. .
Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе. .
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. .

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для имитации стрельбы из стрелкового оружия при тактических учениях по целям и для отработки навыков прицеливания.

Изобретение относится к средствам обучения и тренировки операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами. .
Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). .

Изобретение относится к средствам обучения стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов, в частности к устройствам имитации мишенной обстановки тренажеров. .
Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса. После эталонного прицеливания наводку ствола винтовки и последующую юстировку сбивают. Затем осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение со средним выносом, что соответствует слабому ветру. Оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку. Обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано для имитации стрельбы прямой наводкой в широком диапазоне дальностей. Лазерный имитатор стрельбы содержит оптически связанные объектив, транспарант, осветитель и лазер с устройством питания, при этом он оснащен сканирующим устройством, расположенным между лазером и транспарантом, и приводом, связанным со сканирующим устройством. Техническим результатом является расширение диапазона дальностей и углов прицеливания имитационной стрельбы. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к техническим средствам обучения и подготовки операторов переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), используемым в процессе учебных стрельб с пуском боевых ракет. Учебный пусковой механизм переносного зенитного ракетного комплекса включает в себя штатный пусковой механизм переносного зенитного ракетного комплекса, в состав которого введен радиомодем с приемопередающей антенной, преобразователь сигнала информации, блокиратор пуска, при этом выход штатного пускового механизма соединен с входом преобразователя сигнала информации, выход преобразователя соединен с входом радиомодема, вход блокиратора пуска соединен с выходом радиомодема, выход блокиратора соединен с входом штатного пускового механизма, механизм имеет индивидуальный сетевой адрес. Техническим результатом изобретения является разработка конструкции учебного пускового механизма, обеспечивающего обмен информацией (действия стрелка-зенитчика, получение от инструктора разрешения на пуск ракеты) между боевыми средствами ПЗРК и пультом инструктора посредством радиообмена.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения специалистов (номеров расчета) подразделений реактивных систем залпового огня сухопутных войск (РСЗО СВ), а также для комплексной тренировки специалистов звена управления подразделений РСЗО СВ. Комплексный тренажер для подготовки специалистов подразделений реактивных систем залпового огня содержит имитатор внешней тактической обстановки, моделирующее устройство боевой машины реактивной системы залпового огня, рабочее место инструктора, рабочие места обучаемых, аппаратуру контроля обучения и источник питания, причем в него дополнительно введены имитаторы транспортно-заряжающей машины, командно-штабной машины батареи, командно-штабной машины дивизиона, имитатор объекто-фоновой обстановки и приборы-имитаторы боевых, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин, при этом рабочее место инструктора связано информационно-управляющей магистралью второго уровня с имитаторами боевой машины и командно-штабных машин батареи и дивизиона и с приборами имитаторами боевых, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин, а также - двунаправленной шиной с имитатором транспортно-заряжающей машины, кроме того - с имитатором объекто-фоновой обстановки. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обучения специалистов подразделений РСЗО СВ в составе батареи и дивизиона. 5 з.п., 5 ил. Референт Федотов А.Г.

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер, установленный сбоку стрелкового оружия, содержит продольное основание, предплечник из съемного соединительного устройства, закрепляемого на предплечье стрелка, и поводков с шарниром на основании тренажера, взаимодействующих с предплечьем стрелка через соединительное устройство, двуплечий рычаг, шарнирно установленный на основании и взаимодействующий одним плечом с водилом на поводке предплечника, прицельные приспособления из мушки и целика с прорезью, установленные в одной плоскости с зазором, видеоустройство, изображение мишени. Лазерный указатель точки попадания шарнирно установлен в механизме поправок, закрепленном на поводке предплечника, и взаимодействует собственным поводком на корпусе с водилом, выполненным на конце двуплечего рычага, и электрически соединен с устройством, взаимодействующим с указательным пальцем стрелка, при этом прицельные приспособления установлены в передней части основания, мушка закреплена на основании тренажера, а целик с прорезью установлен на конце поводка предплечника, при этом изображение мишени устанавливают перед прицельными приспособлениями тренажера, а перед оружием, на дистанции стрельбы, устанавливают белый лист. Обеспечивается повышение эффективности обучения в прицеливании путем обеспечения визуального и инструментального наблюдения результатов процесса. 1 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может использоваться для имитации стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов с имитацией поражения и обстрела цели. Лазерный имитатор стрельбы и поражения содержит имитатор стрельбы, выполненный с возможностью установки на имитируемом оружии или макете оружия, и имитатор поражения, выполненный с возможностью установки на объекте поражения, причем, имитатор стрельбы содержит оптически связанные лазер с кодированным излучением, транспарант и объектив, имитатор поражения содержит фотоприемники с пороговым устройством и устройство определения поражения или обстрела по коду принятого лазерного излучения, а на транспаранте выполнены N зон, где N=1, 2, 3…К, с размерами r1<r2<…<rN и коэффициентами пропускания в зонах τ1>τ2>…>τN, при этом центры указанных зон совмещены или смещены относительно друг друга по вертикали, на транспаранте выполнена дополнительная зона, охватывающая упомянутые зоны или часть из них, коэффициент пропускания которой меньше коэффициентов пропускания указанных зон, а лазер выполнен с возможностью излучения при имитационном выстреле не менее двух пачек импульсов, имеющих отличные друг от друга кодирование и мощность излучения. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции, уменьшение массы и габаритов устройства. 4 ил.

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. Учебный тренажер содержит рабочее место (РМ) 1 командира и оператора пусковой установки (ПУ), РМ 7 руководителя тренировки, РМ 11 начальника станции, РМ 16 офицера управления ПУ, РМ 19 оператора второго, РМ 24 оператора первого, РМ 34 инструктора ПУ, РМ 38 командира зенитно-ракетного комплекса, сетевое оборудование, обеспечивающее управление и коммутацию в тренажере. В результате появляется возможность проводить обучение боевых расчетов зенитно-ракетного комплекса, входящего в зенитную ракетную систему «Антей-2500», расширяется арсенал известных учебных тренажеров боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. 3 ил.

Устройство для контроля параметров тепловизионных систем относится к оборудованию для контроля параметров наземных тепловизионных приборов (ТВП) наблюдения и прицеливания военного назначения в полевых условиях и может быть использовано при испытаниях и оценке качества ТВП. Достигаемый результат - обеспечение оценки параметров ТВП в реальных условиях их эксплуатации, повышение объективности получаемых результатов, снижение требований к оператору. Устройство для контроля параметров тепловизионных систем включает тепловой излучатель, выполненный в виде матрицы тепловыделяющих элементов (2), установленный на панель из материала с низкой теплопроводностью (1), цифровые датчики температуры (7), установленные на тепловыделяющих элементах, устройство управления на базе микропроцессора (6), обратная связь которого с тепловым излучателем осуществляется с помощью сигналов от цифровых датчиков температуры, а также источник питания (4). Панель имеет размеры реального наблюдаемого объекта. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки операторов стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов. Пульт инструктора включает в себя электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули. Первый приемопередающий модуль установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины. Имитаторы боевых средств выполнены в виде пусковой трубы и пускового механизма учебного. Второй приемопередающий модуль установлен в пусковом механизме учебном. В состав тренажера входят имитаторы боевых средств различных типов переносных зенитных ракетных комплексов, имитатор воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом. Второй радиомодем установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к проекционным мишеням. Согласно способу на экранную поверхность проецируют изображения мишенного объекта посредством двух проекторов, первый из которых осуществляет проецирование видимого изображения, а второй проектор - термограммы мишенного объекта. Мишенное устройство для осуществления способа содержит экранную поверхность, два проектора изображения, один из которых работает в видимом, а второй - в инфракрасном диапазоне излучения, а также управляющий компьютер, соединенный с ними соответствующими информационными каналами. В качестве второго проектора используется инфракрасный лазер, дополнительно снабженный системами наведения и регулировки мощности. Управляющий компьютер соединен с тепловизором дополнительным информационным каналом. Технический результат - повышение достоверности характеристик проецируемого мишенного объекта и ситуационных условий тренировочной стрельбы. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх