Атомная подводная лодка

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано преимущественно для атомных подводных лодок. Атомная подводная лодка содержит прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом, со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь через коммутатор электрическим кабелем с аккумулятором. К легкому корпусу с обеих сторон прикреплены боковые корпуса, имеющие входные и выходные отверстия для забора и сброса воды. Двигательная установка состоит из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменниками - охладителями, установленными внутри боковых корпусов. Электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы. Двигательная установка установлена внутри прочного корпуса, к ней валом присоединен электрогенератор, который электрическим кабелем соединен с коммутатором. Технический результат заключается в повышении надежности и эффективности эксплуатации подводной лодки. 8 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, преимущественно подводному флоту.

Известна подводная лодка (атомная подводная лодка - АПЛ), содержащая прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами и спасательную камеру, пристыкованную к АПЛ с возможностью отделения от нее (см. Павлов А.С. Военные корабли России 1997-1998 гг. Справочник. Якутск, Литограф, 1997 -151 с. Стр. 17, 18, 23, 24; Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. Л., Судостроение, 1968, стр.72-83).

Существующее расчленение среды обитания в прочном корпусе путем применения "прочных" межотсечных переборок подводной лодки носит иллюзорный характер, сохраняя взаимосвязь отсеков по проходящим через переборки многочисленным трубопроводам газов и жидкостей, воздуховодам вентиляции и кабельным трассам (силовым, управления, связи и др.), что зачастую приводит к невозможности локализации повреждений и пожаров на борту, потере управления отсеками и распространением повреждений в соседние отсеки. Такие ситуации неминуемо оканчиваются катастрофами, см. Букань С.П. По следам подводных катастроф. М.: Гильдия мастеров "Русь" - 1992.

Эти результаты (обеспечение безопасности экипажа) достигаются тем, что в атомной подводной лодке, содержащей прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами и спасательную камеру, пристыкованную к атомной подводной лодке, прочный корпус выполнен из отдельных жестко связанных между собой капсул с разделением их на капсулы для обитания экипажа и капсулы с энергетическими и другими потенциально опасными установками и системами, причем капсулы прикреплены к общей силовой килевой ферме, а спасательная камера выполнена в виде самоходной и управляемой подводной лодки, в которой размещен главный пункт управления атомной подводной лодкой и которая используется для спасения всего экипажа при аварии атомной подводной лодки, при этом капсулы сообщены между собой переходными люками с герметичными закрытиями и через соединительный блок и разъемный шлюз для прохода в спасательную камеру.

Кроме того, на атомной подводной лодке установлены реакторы, имеющие ответвления первого контура на термоэлектрические генераторы с естественной циркуляцией теплоносителя. Кроме того, каждая капсула снабжена автономными системами пожаротушения и живучести, а обитаемые капсулы имеют еще и автономные системы жизнеобеспечения и связи.

Помимо повышения безопасности экипажа в капсулах, дистанционированных от капсул с энергетическими и другими опасными установками и системами, значительный функциональный эффект предлагаемой атомной подводной лодки (АПЛ) обеспечивается применением дополнительных термоэлектрических генераторов (ТЭГ), работающих со штатными реакторами ядерной энергетической установки (ЯЭУ) АПЛ см. описание к патенту RU 2151083 С1). Это позволяет отказаться от аварийных дизель-генераторов и сократить емкость аккумуляторной батареи (резервной). Мощность ТЭГ ориентировочно на два порядка ниже, чем штатного турбогенератора, и выбирается из условий обеспечения бесшумного плавания АПЛ на малых ходах (3-7 узлов) в подводном рейсе с одновременным экономным снабжением электроэнергией основных бортовых систем управления, жизнеобеспечения, живучести и связи АПЛ, в том числе при ремонтах и/или авариях на борту без ограничения по времени пребывания в подводном положении.

Реальность предложения подтверждается достигнутыми в настоящее время показателями надежности и возможностями дистанционного управления сложных технических систем из удаленного центра с перенесением функций активной безопасности, саморегуляции и автоматического дублирования на локальные необслуживаемые компьютерные устройства, уже давно успешно используемые, например, в наземной ядерной энергетике и в технике пилотируемых космических полетов, авиации (см., например, Отраслевой семинар Минатома "Современные методы и средства диагностики ЯЭУ. Обнинск, 2001, 98 с., а так же опытом создания и эксплуатации автоматизированной АПЛ проекта 705, разработанной СКБ-142, см. Ильин В.Е. Подводные лодки России. М.: Астраль, 2002 - 287 с., стр.62-71).

Предлагаемые капсулирование и дистанционное управление саморегулирующимися установками АПЛ из главного пункта управления (ГПУ), размещенного в спасательной камере, позволяют резко сократить численность экипажа АПЛ, оставляя за специалистами только контроль по основным служебным постам. При трехсменной вахте получается 15 человек на борту.

Ряд вспомогательных функций, таких как питание, уборка помещений, медицина, организация досуга и др., будет обеспечиваться подвахтенной сменой. Реальность такого расширения функций подтверждается практикой длительных (более 1 года!) космических пилотируемых полетов. С набором опыта плавания в подобных условиях, можно ожидать дальнейшую интеграцию функций членов экипажа и снижение их численности.

Известна американская атомная подводная лодка "Тритон" (SSRN-586), имеющая кормовую оконечность (КО), содержащую прочный корпус, гребные валы с гребными винтами, а также главные упорные подшипники и дейдвуды в кормовом отсеке. (Быховский И.А. Атомные суда. Ленинград, 1961 г., стр.121-128, 144, табл. 13/3-я строка сверху).

Недостатком этой АПЛ является то, что ее КО не приспособлена для размещения в ней дополнительного оборудования контроля и защиты кормовой полусферы как из-за отсутствия необходимой площади для размещения, так и невозможности обеспечить условия для работы аппаратуры обнаружения.

Известна атомная подводная лодка по патенту РФ на изобретение №2466056, МПК D63G 8/00, опубл. 10.11.2012 г., прототип.

Эта подводная лодка содержит прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом, со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь через коммутатор электрическим кабелем с аккумулятором, вал которого соединен с главным валом двигательной установки, соединенной валом с электрогенератором.

Недостатки: ограниченное время пребывания АПЛ в подводном положении из-за тепловыделения ядерного реактора и относительно низкий кпд двигательной установки.

Задачи создания изобретения - увеличение времени пребывания подводной лодки в подводном положении и увеличение кпд ее двигательной установки.

Решение указанных задач достигнуто в атомной подводной лодке, содержащей прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом, со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь через коммутатор электрическим кабелем с аккумулятором, главный вал двигательной установки соединен с электрогенератором, тем, что согласно изобретению к легкому корпусу с обеих сторон прикреплены боковые корпуса, имеющие входные м выходные отверстия для забора и сброса воды, двигательная установка состоит из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменниками-охладителями, установленными внутри боковых корпусов, электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы, внутри прочного корпуса установлена двигательная установка, к которой валом присоединен электрогенератор, электрогенератор также электрическим кабелем соединен с коммутатором.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1…8, где:

- на фиг.1 приведена схема подводной лодки,

- на фиг.2 приведен вид сверху,

- на фиг.3 приведена двигательная установка,

- на фиг.4 приведен двигатель внешнего нагрева,

- на фиг.5 приведена схема электрооборудовании для первого варианта,

- на фиг.6 приведена схема электрооборудования для второго варианта,

- на фиг.8 приведена схема кормовой части подводной лодки.

Подводная лодка (фиг.1…8) содержит прочный корпус 1, охватывающий его легкий корпус 2, цистерны 3 между этими корпусами 1 и 2, прочную рубку 4 и спасательную всплывающую камеру 5, установленную внутри прочного корпуса 1 под прочной рубкой 4, кормовую оконечность 6 с гребным винтом 7 со ступицей 8, установленной на гребном валу 8, соединенном с электродвигателем 10.

Электродвигатель 10 электрическим кабелем 11 соединен с коммутатором 12, к которому также электрическим кабелем 11 присоединены аккумуляторы 13.

Внутри прочного корпуса 1 установлена двигательная установка 14, к который валом 15 присоединен электрогенератор 16. Электрогенератор 16 также электрическим кабелем 11 соединен с коммутатором 12.

Подводная лодка содержит палубы 17, переборки 18, разделяющие внутреннюю полость прочного корпуса 1 на отсеки 19. В одном или двух отсеках 18 установлены торпеды 20.

К легкому корпусу 2 с обеих сторон прикреплены два боковых корпуса 21, имеющих входные и выходные отверстия, соответственно 22 и 23 (фиг.2). Внутри боковых корпусов 21 установлены теплообменники-охладители 24. Крепление боковых корпусов выполнено узлами крепления 25.

Возможен второй вариант исполнения электрической схемы соединения агрегатов подводной лодки (фиг.6). В этом случае на горячей поверхности двигательной установки 14 установлен термоэлектронный блок 26 (например, блок горячих термопар), который электрическим кабелем 11 соединен с коммутатором 12 и позволяет получить дополнительную энергию.

Двигательная установка 14 подводной лодки (фиг.3) содержит закрепленные в одном из отсеков 14 прочного корпуса 1 к силовому шпангоуту 27 при помощи шарниров 28 и тяг 29 ядерный реактор 30 и двигатель внешнего нагрева (Стирлинга) 31.

Двигатель внешнего нагрева 31 (фиг.3 и 4) содержит цилиндр 32, внутри которого расположены рабочий поршень 33 и вытеснительный поршень 34. Двигатель внешнего нагрева 31 имеет главный вал 35. В свою очередь цилиндр 32 выполнен из двух частей: нагревательной части 36 и охлаждающей части 37. Для этого цилиндр 32 выполнен пустотелым и содержит торцовую стенку 38 и боковую стенку 39. Боковая стенка 39 выполнена пустотелой и содержит внутреннюю стенку 40 и внешнюю стенку 41 с полостью нагрева 42 и полостью охлаждения 43 между ними. На торцовой стенке 38 цилиндра 32 также может быть выполнена дополнительная полость нагрева 42

Рабочий поршень 33 установлен на штоке 44, а вытеснительный поршень 34 - на штоке 45, выполненном в виде втулки коаксиально штоку 44. На главном валу 35 установлен маховик 46 и с ним связан механизм преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное 47 и датчик частоты вращения 48. С главным валом 35 через редуктор 49 и вал 50 связан электрогенератор 16 (точнее его ротор). Далее приведено описание конструкции механизма преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное 47. К штоку 44 (фиг.4) шарниром 51 присоединен шатун 52, другой конец которого через шарнир 53 соединен с рычагом 54, жестко закрепленным на главном валу 35.

Вытеснительный поршень 34 установлен на штоке 45. К штоку 45 шарниром 55 присоединен шатун 56, другой конец которого через шарнир 57 соединен с рычагом 58, жестко закрепленным на главном валу 35.

Цилиндр 32 имеет открытый торец 59, имеющий отверстия 60 для сообщения полости 61 с атмосферой. На нагревательной части 36 цилиндра 32 может быть выполнена тепловая изоляция 62. Кроме того, между торцовой стенкой 38 и рабочим поршнем 33 выполнена «горячая» полость 63, а между рабочим поршнем 33 и вытеснительным поршнем 34 - «холодная» полость 64.

Кроме того, двигатель имеет систему нагрева 65 и систему охлаждения 66.

Система нагрева 65 содержит (фиг.1), по меньшей мере, одну полость нагрева 42 в корпусе цилиндра 32, к которой с одной стороны присоединен трубопровод отбора 67 с насосом 68, имеющим привод 69, трубопровод высокого давления 70, ядерный реактор 30, к выходу которого присоединен трубопровод подачи 71, который соединен с полостью нагрева 42 на другой стороне цилиндра 32.

Система охлаждения 66 содержит, по меньшей мере, одну полость охлаждения 43 внутри цилиндра 32, к которой присоединен трубопровод отбора 72, содержащий насос 73, имеющий привод 74, к выходу которого присоединен теплообменник-охладитель 24, к выходу которого присоединен трубопровод подачи 75, выход которого присоединен к полости охлаждения 43 на другой стороне цилиндра 32. В системе охлаждения 66 установлены запорные клапаны 76 и 77. К теплообменнику-охладителю 24 присоединены заборный трубопровод 78 и трубопровод сброса 79 соединяющие теплообменник-охладитель 74 с входным и выходным отверстиями 22 и 23 соответственно (фиг.2).

Насосы 68 и 73 выполнены с переменной регулируемой производительностью, что достигнуто соединением их с приводами 69 и 74, это позволяет настраивать наиболее оптимальный по экономичности режим работы двигательной установки 14.

Двигательная установка 14 оборудована системой управления с блоком управления 80, соединенным электрическими связями 81 с приводами 69 и 74 насосов 68 и 73.

Кроме того, система управления может быть оборудована четырьмя датчиками температуры;

- температуры нагревающей среды до теплообменника 82,

- температуры нагревающей среды после теплообменника 83,

- температуры охлаждающей среды до теплообменника 84,

- температуры охлаждающей среды после теплообменника 85.

При этом все датчики температуры 82…85 соединены электрическими связями 81 с блоком управления 80.

На атомной подводной лодке в качестве внешней охлаждающей среды для теплообменников-охладителей 74 (фиг.1 и 3) используется забортная вода, которая подается из входного отверстия 22 по заборному трубопроводу 78 и сбрасывается по трубопроводу сброса 79 в выходное отверстие 23. Это повысит кпд двигателя и позволит использовать бесплатный неограниченный по объему хладоресурс например, морской воды.

Работа агрегатов двигательной установки и электрооборудования атомной подводной лодки.

Одновременно включают системы нагрева 65 и охлаждения 66 (фиг.3 и 4).

Работа системы нагрева 65 осуществляется следующим образом.

Циркулирующая нагревающая среда отбирается из полостей нагрева 42 по трубопроводу отбора 67, насосом 38 по трубопроводам 70 и 71 подается в ядерный реактор 30, где нагревается и далее подается в полости нагрева 42.

Работа системы охлаждения осуществляется следующим образом. Циркулирующая охлаждающая среда отбирается из полостей охлаждения 43 по трубопроводу 72, насосом 73 подается в теплообменник-охладитель 24, где охлаждается и далее по трубопроводу 75 возвращается в полости охлаждения 43. За счет применения электронного блока управления 78 с использованием микропроцессора (на фиг 1…8 микропроцессоры не показаны) и датчиков температуры 80…83 можно автоматически выбрать оптимальные (по экономичности) варианты режима работы двигателя за счет воздействия через приводы 69 и 74 на насосы 68 и 73 при постоянном режиме работы ядерного реактора 30.

После запуска двигательной установки 14 через вал 15 приводится во вращение ротор электрогенератор 16. Электрогенератор 16 вырабатывает электрический ток, который по электрическому кабелю 11 через коммутатор 12 подается в аккумулятор 13 и в электродвигатель 10. Электродвигатель 10 через гребной вал 9 приводит во вращение ступицу 8 с гребными винтами 7. Подводная лодка движется в подводном положении. При необходимости подзарядки аккумуляторов 13 электродвигатель 10 отключается коммутатором 12.

В варианте 2 (фиг.6) термоэлектрический генератор 26 дополнительно вырабатывает электрическую энергию, например при отказе двигательной установки 14 или в течение нескольких часов после выключения двигательной установки 14 за счет остаточного тепла. Это повышает надежность и боевую живучесть подводной лодки. Наличие двух теплообменников-охладителей 24 также повышает живучесть подводной лодки.

Регулирование режима работы двигательной установки 14 осуществляют регулированием режима работы ядерного реактора 30 и приводами 69 и 74. Регулирование режима работы гребных винтов 7 не показано.

Применение изобретения позволило:

1. Обеспечить значительное увеличение длительности пребывания подводной лодки в подводном положение за счет повышения кпд двигательной установки и использования безграничного хладоресурса воды.

2. Повысить надежность двигательной установки и подводной лодки за счет:

- применения надежного двигателя внешнего нагрева,

- применения двух теплообменников-охладителей,

- применения запорных клапанов в системе охлаждения. При повреждении одного теплообменника-охладителя возможна длительная эксплуатация подводной лодки с незначительным на 5%…10% снижением мощности двигательной установки.

3. Значительно повысить надежность работы системы управления и КПД двигательной установки за счет применения блока управления и четырех датчиков температуры нагревающей и охлаждающей среды (забортной воды).

4. Улучшить компоновку отсеков подводной лодки за счет выноса вне ее прочного корпуса теплообменников-охладителей, имеющих большие габариты.

Атомная подводная лодка, содержащая прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом, со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь через коммутатор электрическим кабелем с аккумулятором, главный вал двигательной установки соединен с электрогенератором, отличающаяся тем, что к легкому корпусу с обеих сторон прикреплены боковые корпуса, имеющие входные и выходные отверстия для забора и сброса воды, двигательная установка состоит из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменниками-охладителями, установленными внутри боковых корпусов, электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы, внутри прочного корпуса установлена двигательная установка, к которой валом присоединен электрогенератор, электрогенератор также электрическим кабелем соединен с коммутатором.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается средств для осуществления подводных подъемно-транспортных операций с негабаритными подводными объектами, в том числе подо льдом без всплытия на поверхность.

Изобретение относится к судостроению, точнее к платформам для бурения скважин и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе. Судно снабжения содержит прочный корпус, легкий корпус затопляемой ходовой рубки.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Атомная подводная лодка содержит прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, прочную рубку и спасательную всплывающую камеру, установленную внутри прочного корпуса под прочной рубкой, кормовую оконечность с гребным винтом со ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, и, по меньшей мере, один ядерный реактор, соединенный трубопроводами контура циркуляции с турбогенератором, который электрическим кабелем соединен с аккумуляторами и с электродвигателем, ракетный отсек.

Изобретение относится к устройству хранения боевых средств, предназначенных для пуска с борта подводной лодки. Устройство (10) хранения боевых средств крепится на наружной стороне (8) корпуса (4) подводной лодки (8) и выполнено с возможностью размещения в нем боевых средств (14), предназначенных для пуска из устройства хранения при получении сигнала на пуск, переданного изнутри подводной лодки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам борьбы за живучесть подводных объектов в случае возникновения пробоины в их корпусе. Способ повышения живучести батиплана, содержащего корпус, в котором расположено техническое оборудование, обеспечивающее его функционирование и живучесть, при этом указанный корпус включает, как минимум, силовую внутреннюю оболочку, внешнюю обшивку, образующие межкорпусное пространство, сообщающееся с внешней средой и разделенное элементами конструкции на отсеки, заключается в том, что в указанных отсеках располагают устройство для восстановления функциональности корпуса подводного судна, которое выполняют в виде одного, предпочтительно двух-трех, слоев листовой накладки из эластичного материала, зафиксированных одним краем на конструктивных элементах межкорпусного пространства с возможностью перемещения незакрепленной части слоя/ев накладки по нормали к поверхности несущего корпуса и, как минимум, в одном направлении вдоль поверхности силовой оболочки несущего корпуса.

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному. .

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средств для осуществления подводных транспортных операций, например для транспортировки подводных технологических средств разведки, обустройства и эксплуатации морских месторождений полезных ископаемых, необходимых расходных материалов.

Изобретение относится к области водолазной техники, а именно к средствам передвижения водолазов под водой. .

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса транспортного средства. .

Изобретение относится к строительству и эксплуатации подводного танкера. .

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано преимущественно для атомных подводных лодок. Модульная атомная подводная лодка содержит три модуля, двигательный, установленный в средней части, и два боевых, прикрепленных к нему параллельно с обеих сторон. Боевой модуль содержит в свою очередь прочный корпус, охватывающий его легкий корпус, цистерны между этими корпусами, кормовую оконечность с гребным винтом и ступицей, установленной на гребном валу, соединенном с электродвигателем, соединенным в свою очередь электрическим кабелем с коммутатором. Корпус двигательного модуля имеет входное и выходное отверстия для забора и сброса воды, внутри него установлена двигательная установка, состоящая из двигателя внешнего нагрева, системы нагрева с ядерным реактором и системы охлаждения с теплообменником-охладителем. С двигательной установкой валом соединен электрогенератор, электродвигатель электрическим кабелем соединен с коммутатором, который установлен в двигательном модуле и к которому также электрическим кабелем присоединены аккумуляторы и электрогенератор. Технический результат заключается в повышении живучести и эффективности эксплуатации подводной лодки. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается несущих конструкций подводных аппаратов. Рама (1) для подводного телеуправляемого аппарата (ПТА) содержит рамные элементы (12), сформированные на каркасе (11) из материала с положительной плавучестью. При этом рамные элементы (12) содержат термоотверждаемый материал (121), нанесенный на поверхности каркаса (11) и образующий вокруг него твердую оболочку (12а). Каркас (11) содержит каркасные элементы (111), соединенные друг с другом с использованием средств, выбранных из группы, состоящей из адгезивов (16) и крепежных элементов (17) в форме стержней и/или пластин. Способ изготовления рамы (1) для ПТА включает следующие операции: изготовление каркасных элементов (111) из материала с положительной плавучестью; изготовление каркаса (11) путем соединения каркасных элементов (111) друг с другом; нанесение на поверхность каркаса (11) термоотверждаемого материала (121) и формирование интегрированных в термоотверждаемый материал (121) крепежных узлов (13) для установки компонентов ПТА. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик несущей конструкции (рамы) ПТА. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова в районе нахождения аварийного подводного объекта, например, подводной лодки. Способ основан на передаче акустических сигналов в водной среде. Сигнализатор связывают с буем прочным тросиком, например, из кевлара, выстреливают изделие через торпедный аппарат или отдают стопором из корпуса носителя, при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение. Устройство для подачи сигнала об аварии подо льдом по гидроакустическому каналу путем установки сигнализатора на заданной глубине включает плавучий буй. Буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда. Значительно облегчается проведение поисково-спасательной операции по обнаружению подводных судов в условиях Арктики за счет увеличения дальности прохождения сигнала аварийного сигнализатора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии. Хотя бы одна из декомпрессионных камер выполнена водолазной, сообщающейся с приемно-выходным отсеком, обеспечивающим перемещение водолазов в воду и обратно. В нижней части корпуса наделки выполнен вырез для прохода водолазов и размещена поворотная водолазная площадка. Повышается эффективность спасания подводников путём спасания «мокрым» способом из аварийного подводного объекта, находящегося на грунте или в приледненном положении. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается эксплуатации подводных лодок. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с экипажем, которую функционально связывают стыковочным устройством с кормовой частью дополнительной подводной лодки с дистанционным управлением и ходовыми винтами. Функциональную связь стыковочного устройства основной подводной лодки с кормовой частью дополнительной подводной лодки выполняют посредством троса, один конец которого в носовой части основной подводной лодки шарнирно закрепляют на оси разворота, а второй конец его закрепляют внутри дополнительной подводной лодки в позиционном положении оси ее симметрии. Стыковочное устройство выполняют в виде шарнирной связи. Ходовые винты позиционно располагают под углом 120° друг относительно друга в средней части корпуса дополнительной лодки для выполнения маневра. Технический результат заключается в улучшении маневренных характеристик подводной лодки. 4 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении маневра подводной лодки. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с экипажем и ходовыми винтами в кормовой ее части, носовую часть которой функционально связывают стыковочным устройством с кормовой частью дополнительной подводной лодки с дистанционным управлением. Носовую часть основной подводной лодки выполняют комбинированной полусферической формы и соосной конической частью в передней ее части, которую располагают внутри ее полусферической части, где располагают стыковочное устройство с возможностью разворота в любом направлении относительно оси основной подводной лодки, к которому зафиксирована внутренняя коническая часть дополнительной подводной лодки, которая зафиксирована основанием конической части внутри нее для совместного разворота в любом направлении. Технический результат заключается в улучшении маневренных характеристик подводной лодки. 3 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении маневра подводной лодки. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус подводной лодки цилиндрической конфигурации, на которой устанавливают несколько ходовых винтов с возможностью вращения, при этом несколько ходовых винтов выполняют в виде многовитковой спирали или в виде шнека и позиционно располагают и фиксируют с нижней носовой части корпуса подводной лодки с возможностью вращения в секторе относительно осевой плоскости корпуса подводной лодки. Технический результат заключается в улучшении маневренных характеристик подводной лодки. 3 ил.
Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации подводных судов в ледовых условиях. Подводная лодка содержит корпус, емкости для изменения плавучести лодки путем заполнения их забортной водой или воздухом. Для возможности плавания подо льдом по мелководью она имеет плоский корпус или корпус катамаран, снабженный вдоль верхней части двумя параллельными полозьями для защиты корпуса от контакта со льдом, экстренного торможения и стоянки. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик подводной лодки.

Изобретение относится к подводным обитаемым и необитаемым аппаратам с автоматическим и телеуправляемым регулированием, преимущественно тихоходным, используемым для освоения мирового океана. Камера плавучести подводного аппарата содержит гибкую оболочку, наполняемую газом по магистралям наполнения и выхлопа, устройство для складывания гибкой оболочки. Гибкая оболочка размещена между верхней и нижней платформами, которые по краям соединены друг с другом с помощью листовых пружин и шарниров, а в средней своей части снаружи между верхней и нижней платформами установлены диагонально-армированные рукава из эластичного материала, которые имеют пневматическое или гидравлическое исполнение. Обеспечивается быстрое всплытие или погружение подводного аппарата за счет изменения размеров гибкой оболочки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается эксплуатации подводных лодок. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с экипажем и гребными винтами, которую функционально связывают стыковочным устройством с дополнительной подводной лодкой с дистанционным управлением и ходовым винтом. Гребные винты основной подводной лодки позиционно располагают под углом 120° относительно друг друга в кормовой части корпуса основной подводной лодки для выполнения маневра. Функциональную связь стыковочного устройства основной подводной лодки позиционно располагают в ее кормовой части и временно фиксируют с носовой частью дополнительной подводной лодки для последующей расстыковки при появлении опасности ракетной атаки. Кормовую часть основной подводной лодки и среднюю часть дополнительной подводной лодки временно до появления опасности ракетной атаки фиксируют обтекаемым устройством с конической поверхностью. Технический результат заключается в улучшении маневренных характеристик подводной лодки. 2 ил.
Наверх