Способ контроля утечек из трубопроводов технологического тоннеля

Изобретение относится к области контроля технологических процессов функционирования трубопроводов, а именно к контролю технического состояния трубопроводов, предназначенных для транспортировки вязких жидкостей. Способ включает измерение уровня жидкости в контролируемом отсеке тоннеля, выполненном в его нижней части, посредством вибрационных датчиков предельного уровня жидкости, установленных на вертикально ориентированной опоре, располагаемой в непосредственной близости от торцевых участков защитных кожухов трубопроводов. Вибрационные датчики размещают на опоре с помощью крепежных элементов один над другим, а напротив опоры изготавливают лоток для аварийного сброса утечек. Техническим результатом является своевременное и надежное предотвращение возможной аварии, позволяющее избежать загрязнения окружающей среды нефтепродуктами в случае протечки трубы. 2 ил.

 

Изобретение относится к области контроля технологических процессов функционирования трубопроводов, а именно к контролю технического состояния трубопроводов, предназначенных для транспортировки вязких жидкостей.

Утечки нефтепродуктов из трубопроводов вследствие различных причин наносят значительный экономический и экологический ущерб. Затраты на восстановление нарушенного природного равновесия, в результате загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, значительно превышают стоимость самих потерь, при этом сложно ликвидировать ущерб нанесенный природе в полном объеме. Основная причина, определяющая количество утечек - техническое состояние труб и других элементов системы технологических трубопроводов в тоннеле. Анализ технического состояния трубопроводов внутри технологического тоннеля говорит о необходимости проведения ремонта или замены трубопровода.

В настоящее время используются различные системы и способы для контроля утечек вязкой жидкости из трубопроводов.

В частности, на всем подземном участке нефтепродуктопровод заключают в трубу. В межтрубное пространство заливают жидкость и устанавливают датчик давления. Когда нефтепродуктопровод прорывается, в межтрубном пространстве увеличивается давление. Использование данной методики экономически не целесообразно для протяженных, участков трубопроводов.

Утечки вязкой жидкости собираются в специальную емкость, где датчиком является поплавок, который при "всплытии" замыкает контактную группу и сигнал об утечке поступает в компьютер, который управляет технологической перекачкой продукта. Недостаток данной технологии в том, что имеется вероятность засорения трубопроводов, кроме того проблематично определять состояние дренажных трубопроводов.

Общим недостатком описанных выше технологий контроля утечек из трубопроводов является то, что расположение датчиков контроля утечек в межтрубном пространстве необслуживаемого тоннеля не позволяет производить ремонт либо замену датчиков в случае их неисправности.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа контроля утечек вязкой жидкости из трубопровода необслуживаемого технологического тоннеля, позволяющего своевременно и надежно предотвращать возможную аварию и позволяющего своевременно избежать загрязнение окружающей среды нефтепродуктами в случае протечки трубы, и связанных с этим возможных затрат по восстановлению экологии.

Техническим результатом при реализации предлагаемого изобретения является возможность ремонта или замены датчиков обнаружения утечек в случае их неисправности.

Указанная задача и технический результат достигаются тем, что способ контроля утечек жидкости из трубопроводов необслуживаемого технологического тоннеля, включает измерение уровня жидкости в контролируемом отсеке тоннеля, выполненном в его нижней части, посредством вибрационных датчиков предельного уровня жидкости установленных на вертикально ориентированной опоре, располагаемой в непосредственной близости от торцевых участков защитных кожухов трубопроводов, при этом вибрационные датчики размещают на опоре с помощью крепежных элементов один над другим, а напротив опоры изготавливают лоток для аварийного сброса утечек.

На фиг.1 представлен поперечный разрез места выхода трубопроводов из технологического тоннеля;

На фиг.2 изображено сечение А на фиг.1.

На представленных чертежах показаны вертикально ориентированная опора 1, трубопроводы 2, крепежные элементы 3, вибрационные датчик 4, лоток 5 для аварийного сброса утечек (фиг.1, фиг.2), предполагаемая утечка жидкости 6, межтрубное пространство 7, защитный кожух 8 и технологический тоннель 9 (фиг.2).

Предлагаемый способ контроля утечки жидкости из трубопроводов необслуживаемого технологического тоннеля осуществляется следующим образом.

Трубопроводы 2 в необслуживаемом технологическом тоннеле 9 проложены в защитных кожухах 8, имеющих диаметр больше диаметра самого трубопровода 2. В связи с этим образуется так называемое "межтрубное пространство". Таким образом, при разгерметизации трубопровода 2 в любом месте на всей протяженности необслуживаемого технологического тоннеля 9 на выходе трубопроводов 2 в месте торцевых участков защитных кожухов 8 трубопроводов 2 имеет место истечение жидкости из межтрубного пространства 7 в зону действия вибрационных датчиков 4. Данное изобретение основано на применении способа контроля утечек жидкости в контролируемом отсеке необслуживаемого технологического тоннеля 9, выполненного в нижней части тоннеля. Вибрационные датчики 4, для увеличения вероятности срабатывания располагаются один над другим, а полученный сигнал передается на автоматизированное рабочее место диспетчера в операторную нефтебазы (на фиг. не указано).

В случае утечки жидкости из трубопровода 2 выходя из зоны действия вибрационных датчиков 4 часть жидкости, которая успела вытечь из межтрубного пространства 7 попадает в лоток для аварийного сброса утечек.

Вибрационные датчики 4 размещаются на вертикально ориентированной опоре 1, которая может выполняться в виде кирпичной стены или металлической опоры (из круглой или квадратной трубы). Выбор основания для крепления датчиков может быть осуществлен при проведении проектных работ.

Вибрационные датчики 4 могут быть установлены один над другим с равномерным увеличением их расстояния от вертикально ориентированной опоры 1, тем самым возможно применить определенный алгоритм и определять интенсивность утечки.

Таким образом, обеспечивается своевременное оповещение диспетчера о появлении утечки жидкости в контролируемом отсеке необслуживаемого технологического тоннеля 9, что в свою очередь позволит незамедлительно произвести отключение подачи жидкости (нефти) через трубопровод 2, а следовательно, предотвратить крайне нежелательное загрязнение окружающей среды. Кроме того, надежность предлагаемого способа обеспечивается тем, что имеется возможность производить ремонт либо замену вибрационных датчиков, т.к. они располагаются в доступном контролируемом отсеке необслуживаемого технологического тоннеля 9.

Способ контроля утечек жидкости из трубопроводов необслуживаемого технологического тоннеля, включающий измерение уровня жидкости в контролируемом отсеке тоннеля, выполненном в его нижней части, посредством вибрационных датчиков предельного уровня жидкости, установленных на вертикально ориентированной опоре, располагаемой в непосредственной близости от торцевых участков защитных кожухов трубопроводов, при этом вибрационные датчики размещают на опоре с помощью крепежных элементов один над другим, а напротив опоры изготавливают лоток для аварийного сброса утечек.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при испытании на герметичность затворов запорных арматур, установленных на линейной части эксплуатируемого магистрального нефтепровода.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки жидкости и газа.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при эксплуатации трубопроводов. .

Изобретение относится к магистральным трубопроводным системам транспорта газа, а более конкретно, к непрерывному контролю за обеспечением взрывопожаробезопасности при производстве ремонтных (огневых) работ на отключенном и выведенном в ремонт со стравливанием газа подземном или надземном участке действующего объекта магистрального трубопровода.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для дистанционного контроля состояния магистральных газопроводов и хранилищ с помощью диагностической аппаратуры, установленной на носитель - дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА).

Изобретение относится к области гидравлики и предназначено для контроля технических характеристик магистральных трубопроводов, проложенных как на суше, так и в водной среде.

Изобретение относится к дистанционному контролю технического состояния теплотрассы и может быть использовано при создании систем автоматизации теплоснабжения. .

Изобретение относится к стационарным системам мониторинга исправности морского трубопровода газоконденсата. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в системах определения места утечки нефтепродуктов в нефтепродуктопроводах, а также определения мест течи и разгерметизации в труднодоступных местах нефтепродуктопроводов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для испытаний герметичности шаровых кранов запорно-регулирующей арматуры магистральных газопроводов в трассовых условиях.
Изобретение относится к магнитной внутритрубной диагностике и может использоваться в нефтегазовой промышленности при определении координат дефектов металла труб подземных трубопроводов. Маркер состоит из двух маркерных накладок, выполненных из ферромагнитного материала, а именно из предварительно намагниченного композиционного материала с высокими пластическими свойствами, установленных на верх трубопровода с определенным расстоянием между ними. Маркер также содержит вехи с информационным указателем. Накладки фиксируют за счет силы магнитного взаимодействия между накладкой и стальной трубой, а веху с информационным указателем устанавливают в грунт при засыпке трубопровода. Техническим результатом является снижение массы маркера и трудоемкости его установки, а также повышение качества монтажа и надежности его работы.

Изобретение относится, преимущественно, к нефтяной и газовой промышленности и, в частности, к области трубопроводного транспорта углеводородов. В поврежденный трубопровод закачивают раствор пенообразующего вещества на пресной или морской воде с образованием устойчивой грубодисперсной газовой эмульсии с размером пузырьков, обеспечивающим постоянную скорость их всплывания с глубины размещения подводного трубопровода на водную поверхность и не подверженных коалесценции. Определяют координаты места порыва трубопровода по координатам появившейся на водной поверхности локальной зоны - «метки» с явно выраженными характеристиками водной поверхности, отличными от окружающей водной поверхности, с учетом придонных и поверхностных течений в зоне появления «метки» по аналитическим зависимостям. Техническим результатом является повышение точности обнаружения места порыва подводного трубопровода. 10 з.п. ф-лы, 3 табл., 7 ил.

Устройство и фильтр предназначены для обработки воды. Устройство (1) содержит регулятор (2) расхода для управления потоком воды, причем регулятор (2) включает в себя дроссель (6) и противоутечное устройство (12), последовательно сообщающееся по текучей среде с дросселем (6), для прерывания потока, когда перепад давлений между впускным и выпускным отверстиями дросселя (6) меньше заданной величины, фильтр (34) для воды и сумматор потока (28, 29) для прибавления потока воды, прошедшего сквозь фильтр (34) для воды, при этом фильтр (34) сообщается по текучей среде с дросселем (6, 36), чтобы ограничить расход воды максимальным количеством воды, протекающей через фильтр (34) в заданный промежуток времени. Технический результат - снижение расхода воды. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники и, в частности, к технологии восстановления несущей способности трубопровода. Способ включает в себя лабораторные испытания на удар и растяжение-сжатие по схеме «стресс-теста» цилиндрических образцов с трещиноподобными дефектами, моделирование условий деформирования металла труб под действием внутреннего давления в направлении действия главного напряжения. По результатам испытаний определяют предельную величину деформации, обеспечивающую запас пластичности металла труб в условиях действия кольцевых напряжений, равных 110% предела текучести. С учетом результатов лабораторных испытаний осуществляют испытание участка трубопровода на удар методом «стресс-теста» и восстановление его несущей способности. Напряженно-деформированное состояние и прогнозируемый срок безопасной эксплуатации отремонтированного участка трубопровода определяют расчетным путем. Технический результат - повышение эффективности капитального ремонта трубопровода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 табл.

Использование: для предотвращения чрезвычайных ситуаций на линейной части подземного магистрального продуктопровода. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют возбуждение периодической последовательности виброакустических импульсов в заданном сечении трубы, регистрацию их в двух сечениях продуктопровода, удаленных примерно на одинаковые расстояния по обе стороны от сечения возбуждения, накопление суммы отсчетов интегралов от разностей регистрируемых сигналов, причем число накоплений в цикле определяют расчетным путем по задаваемой вероятности ложных решений для каждого предвестника чрезвычайной ситуации, оценке уровня ожидаемого сигнала в точках регистрации, среднеквадратическому отклонению регистрируемых отсчетов указанных интегралов, а решение о появлении предвестника чрезвычайной ситуации принимают при превышении накопленного за цикл результата одного из установленных эталонных уровней, причем решение о подготовке врезки трансформируется в сигнал тревоги через установленный на контролируемом участке громкоговоритель, а сигналы всех принимаемых решений передаются на мнемосхему в службе безопасности по каналам телемеханики. Технический результат: обеспечение возможности раннего обнаружения формирующейся чрезвычайной ситуации на линейной части подземного магистрального продуктопровода. 2 ил.

Предлагается способ, выполняемый в реальном времени, и динамическая логическая система для повышения эффективности работы трубопроводной сети. Система и способ осуществляют контроль работы трубопроводной сети, генерацию сигналов тревоги в ответ на различные уровни дестабилизирующих событий в трубопроводе, управляют генерацией сигналов тревоги на основе известных эксплуатационных событий и условий, диагностируют потенциальный источник обнаруженных дестабилизирующих событий и управляют работой трубопровода. 5 н. и 46 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

Устройство аварийного перекрытия трубопровода содержит корпус 1, клапан 2, седло 3 клапана и механизм возврата клапана. Корпус оснащен подающим 4 и расходным 5 патрубками для подключения к подающему и расходному участкам трубопровода. Седло 3 клапана установлено поперек проточной части корпуса, а клапан связан штоком 6 с механизмом возврата. Клапан расположен со стороны подающего патрубка 4 и закреплен на штоке 6. Шток установлен подвижно в направляющих корпуса. Механизм возврата включает уплотнение 7, регулируемую опору 8, предохранитель 9 и опорный стакан 10. Уплотнение закреплено в корпусе. Регулируемая опора подвижно установлена в опорном стакане 9 на предохранителе 10 из твердого растворимого вещества. Предохранитель установлен на дне опорного стакана, в котором выполнены отверстия под разлившуюся жидкость. Опорный стакан установлен на полу контролируемого помещения. Корпус 1 выполнен в виде цилиндра, закрытого крышками 11, 12, с уплотнительными кольцами 13, которые стянуты шпильками 14 и гайками 15. Технический результат заключается в повышении надежности устройства. 4 з.п.ф., 4 ил.
Способ предназначен для совместной обработки данных диагностирования по результатам пропуска комбинированного внутритрубного инспекционного прибора. Способ включает определение дефектов ультразвуковым и магнитным методами, при котором, оператору в каждый момент времени предоставляют результаты инспекции на двух экранах мониторов одновременно, причем результаты инспекции приводят к точке отсчета, имеющей одну и ту же дистанцию и угловое положение отображения реальной точки трубопровода. Технический результат - уменьшение времени инспекции дефектов трубопровода.
Изобретение относится к области теплоэнергетики и касается вопросов контроля эксплуатационного состояния тепловых сетей, и решает задачу по формированию программ ремонтно-профилактических работ на участках тепловых сетей. Это достигается тем, что способ включает в себя инфракрасную аэросъемку обследуемого объекта, обработку материалов инфракрасной съемки, выделение температурных аномалий, зафиксированных на земной поверхности, расчет избыточного количества выделяемой тепловой энергии и отличается тем, что включает в себя заверочные наземные работы методами теплометрии и акустометрии для установления истинных причин возникновения зарегистрированных температурных аномалий, а именно осмотр и сопутствующие измерения в теплофикационных камерах, дренажных колодцах и на поверхности трассы подземного теплопровода, комплексную оценку состояния изоляционного покрытия труб по результатам обследования методом инфракрасной аэросъемки и наземных диагностических работ, адресную привязку участков тепловых сетей с температурными аномалиями, выполнение наземных инструментальных измерений методами электрометрии для определения коррозионного состояния труб, сбор и обработку статистической информации для определения степени агрессивного воздействия окружающей среды на основе расчета численного показателя фактора «Дефектность» и определения периода протекания деструктивных процессов на основе фактора «Срок эксплуатации», расчет для каждого участка тепловой сети значения обобщающего параметра «Вероятность отказа», ранжирование участков ТС по эксплуатационному состоянию на основании численных значений параметра «Вероятность отказа», классификацию обследованных участков тепловой сети по эксплуатационному состоянию с учетом ранжирования, используя которую выполняют формирование программы ремонтно-профилактических работ на участках тепловых сетей. Предлагаемый способ за счет применения дополнительных контролирующих факторов и ранжирования участков по расчетному значению вероятностного параметра «Вероятность отказа» позволяет более обосновано формировать программу ремонтно-профилактических работ на участках тепловых сетей, что выгодно отличает его от прототипа.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для определения фактической величины тепловых потерь в водяных и паровых тепловых сетях системы теплоснабжения подземной прокладки в режиме эксплуатации. Заявленный способ включает одновременное измерение линейной плотности теплового потока в специально оборудованных опорных участках действующей тепловой сети и проведение дистанционной тепловой инфракрасной аэросъемки территории, на которой расположены тепловые сети. По материалам тепловой аэросъемки определяют численные значения превышения величины тепловых потерь с каждого участка теплопровода относительно опорных участков и рассчитывают фактические значения величины тепловых потерь по всей обследуемой тепловой сети. Способ применим для магистральных, распределительных и квартальных подземных теплопроводов любого диаметра, предназначенных для транспортировки теплоносителя с температурой <300°C. Технический результат - повышение точности определения транспортных тепловых потерь в подземной сети теплоснабжения произвольной конструкции и размера в эксплуатационном режиме без отключения конечных потребителей.
Наверх