Способ определения планово-высотного положения крановых путей козлового крана

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам определения предельных отклонений рельсовых путей грузоподъемных кранов от проектного положения, и может быть использовано при периодических проверках планово-высотного положения наземных крановых путей козловых кранов. Способ заключается в измерении координат точек при помощи тахеометра, призмы которого закрепляют на кронштейнах П-образной формы, установленных на рельсах. Тахеометр устанавливают в пролете кранового пути так, чтобы в зоне его видимости находилось несколько точек n1…nk и c1…ck, расположенных на обеих рельсовых нитях. После проведения измерений из первоначального положения тахеометр переустанавливают в новое положение. Из этого положения тахеометра вновь определяют координаты точек bk и ck и по ним определяют координаты нового положения тахеометра. Затем призмы вместе с кронштейнами последовательно закрепляют в точках nk+1…nm и ck+1…cm, расположенных вдоль рельсовых нитей, производят измерение их координат, обработку результатов измерений и определяют фактическое планово-высотное положение кранового пути. Технический результат заключается в повышении точности измерения параметров планово-высотного положения кранового пути в зонах пролета, недоступных для измерения параметров оптическими и механическими средствами измерения. 2 ил.

 

Изобретение относится к инструментам для проведения контроля кранового пути и его элементов и может быть использовано при периодическом обследовании, преимущественно, наземных крановых путей козловых кранов.

При периодическом обследовании кранового пути геометрические размеры и параметры элементов наземных крановых путей проверяются методом приборно-инструментального контроля с использованием измерительных приборов и инструментов, в качестве которых для измерения геометрических размеров, в том числе отклонение между осями направляющих (размер пролета), используются металлические рулетки типа Р3-10, Р3-20, Р3-50 и др. (ГОСТ 7502 класс точности не ниже 3). Планово-высотное положение проверяется методом геодезического нивелирования при помощи теодолитов 2Т5к, 2Т30 (ГОСТ 10529) и нивелиров Н3, Н3К, 2Н-10КЛ, 2Н-3К (ГОСТ 10528). (Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей, РД 50:48:0075.01.05, М., ЗАО Научно-производственный центр «Путь К», 2005, с.50-51, 136; B.C. Котельников, Н.А. Шишков. Комментарий к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. - М.: МЦФЭР, 2004, с.275).

Анализ и оценка контрольных измерений выполняется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Госгортехнадзор России, М., ПИО ОБТ 2000, согласно которым для грузоподъемных кранов сужение или уширение колеи кранового рельсового пути (отклонение рельсов от проектного положения в плане) не должно превышать ±15 мм, а разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении не должна быть выше 40 мм.

Известно также принятое в качестве прототипа «Устройство для измерения пролета кранового пути грузоподъемного крана» (патент на изобретение №2425328 МПК G01C 3/02 (2006.01), G01B 11/14 (2006.01). Это устройство включает в себя лазерный дальномер и мишень, которые устанавливают на противоположных рельсах кранового пути. Измерение параметров кранового пути производят путем наведения лазерного дальномера на мишень и снятия дискретных показаний при последовательном перемещении приборов вдоль кранового пути.

Способ измерения, основанный на использовании данного устройства, позволяет повысить точность измерения параметров планово-высотного положения кранового пути и с успехом используется при нивелировке мостовых грузоподъемных кранов, когда в пролете крана нет препятствий на пути прохождения лазерного луча дальномера к мишени.

В случае, если в пролете наземного кранового пути, преимущественно козлового крана, на пути прохождения лазерного луча имеются препятствия (пролет заставлен оборудованием, имеются снежные сугробы, площадка пролета выполнена так, что поверхность ее лежит выше плоскости расположения рельсов и т.п.), точность измерения параметров значительно снижается, поскольку для измерения параметров необходимо поднять приборы на уровень, обеспечивающий прямое попадание луча лазера на мишень.

Задачей изобретения является создание способа, обеспечивающего повышенную точность измерения планово-высотного положения крановых путей в зонах пролета, недоступных для измерения параметров оптическими и механическими средствами измерения.

Поставленная задача решается тем, что при определении планово-высотного положения крановых путей козлового крана, включающим измерение величин пролета и высотного положения рельсовых нитей приборами, установленными на рельсах, измерение координат точек в горизонтальной и вертикальной плоскостях производят тахеометром, призмы которого устанавливают на кронштейнах П-образной формы и вместе с кронштейнами последовательно закрепляют на рельсах кранового пути в точках n1…nk и ń1…ńk, расположенных вдоль кранового пути на обеих рельсовых нитях, а сам тахеометр размещают в пролете так, что эти точки находятся в его поле зрения, из этого положения определяют их координаты, затем тахеометр перемещают в новое положение, при котором в его поле зрения находятся точки nk…nm и ńk…ńm, из этого положения вновь определяют координаты точек nk и ńk, по ним определяют координаты местоположения тахеометра, далее призмы с кронштейнами последовательно закрепляют в точках nk+1…nm и ńk+1…ńm, производят измерение их координат, обрабатывают результаты измерений и определяют фактическое планово-высотное положение кранового пути.

Совокупность отличительных признаков предложения, а именно:

- для измерений используется тахеометр;

- призмы тахеометра закрепляют на кронштейнах П-образной формы и вместе с кронштейнами последовательно закрепляют на рельсах кранового пути в точках n1…nk и ń1…ńk, расположенных вдоль кранового пути на обеих рельсовых нитях;

- сам тахеометр размещают в пролете так, что эти точки находятся в его поле зрения, из этого положения определяют их координаты;

- затем тахеометр перемещают в новое положение, из нового положения тахеометром вновь определяют координаты точек nk и ńk по ним определяют координаты местоположения самого тахеометра;

- после этого производят измерение координат точек nk+1…nm и ńk+1…ńm, обрабатывают результаты измерений и определяют фактическое планово-высотное положение кранового пути.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показан крановый путь в плане и установка на нем средств измерения, на фиг.2 - сечение АА на фиг.1.

Крановый путь включает две направляющие нити рельсов 1 и 2 с тупиковыми упорами 3. На крановом пути стоит козловой кран 4. Измерение планово-высотного положения кранового пути производят тахеометром 5, призмы 6 которого закрепляют на рельсах 7 и 8 (сначала устанавливают на кронштейнах 9, имеющих П-образную форму, а затем вместе с кронштейнами крепят на рельсах). В пролете 10 в районе измерений имеются «затемненные» зоны 11, в которых луч, направленный по стрелке Б, не может пройти от одного прибора (призмы) 6, закрепленного на рельсе 1, к другому прибору 6, установленному на противоположном рельсе 2. Тахеометр 5 устанавливают в пролете 10 в положение T1. В поле зрения тахеометра 5 находятся несколько видимых точек измерения n1…n6 и ń1…ń6, расположенных на обеих рельсовых нитях 1 и 2.

Измерение параметров проводят следующим образом.

Оператор производит определение координат всех видимых точек n1…n6 и ń1…ń6 из первоначального положения T1 тахеометра 5. Затем тахеометр 5 переставляют во второе положение T2. Из нового положения T2 тахеометра вновь определяют координаты точек n6 и ń6. После этого по координатам точек n6 и ń6, измеренным при первоначальном положении тахеометра 5, определяют координаты нового местоположения тахеометра. Далее кронштейны 9 с закрепленными на них призмами 6, последовательно переставляют в точки n7…n13 и ń7…ń13 и производят определение их координат. Затем производят обработку результатов измерений и определяют фактическое планово-высотное положение кранового пути.

В случае, если для обследования кранового пути недостаточно двух перемещений тахеометра, операции по дальнейшим измерениям повторяют аналогично тем, что и при перемещении тахеометра из положения T1 в положение T2.

Разработанный способ измерения пролета наземных крановых путей козловых кранов позволяет повысить точность измерения параметров планово-высотного положения кранового пути, в пролете которого размещено оборудование, препятствующее измерению параметров оптическими и механическими средствами измерения.

Способ определения планово-высотного положения крановых путей козлового крана, включающий измерение величин пролета и высотного положения рельсовых нитей приборами, установленными на рельсах, отличающийся тем, что измерение координат точек в горизонтальной и вертикальной плоскостях производят тахеометром, призмы которого устанавливают на кронштейнах П-образной формы и вместе с кронштейнами последовательно закрепляют на рельсах кранового пути в точках n1…nk и ń1…ńk, расположенных вдоль кранового пути на обеих рельсовых нитях, а сам тахеометр размещают в пролете так, что эти точки находятся в его поле зрения, из этого положения определяют их координаты, затем тахеометр перемещают в новое положение, при котором в его поле зрения находятся точки nk…nm и ńk…ńm, из этого положения вновь определяют координаты точек nk и ńk, по ним определяют координаты местоположения тахеометра, далее призмы с кронштейнами последовательно закрепляют в точках nk+1…nm и ńk+1…ńm производят измерение их координат, обрабатывают результаты измерений и определяют фактическое планово-высотное положение кранового пути.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области определения взаимного положения объектов, один из которых служит источником электромагнитного излучения в оптическом диапазоне, а второй - его измерителем и может использоваться для создания оптических дальномеров, пеленгаторов, теодолитов, телескопов и другой оптической аппаратуры аналогичного назначения.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к технологическому оборудованию для определения предельных отклонений рельсовых путей, и может быть использовано преимущественно для периодических измерений пролета (сужения или уширения колеи рельсового пути) и разности отметок головок рельсов в одном поперечном сечении.

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к изготовлению защитных корпусов измерительных приборов, таких как дальномер. .

Дальномер // 870920

Оптическая система дальномера содержит плоское зеркало с осевым отверстием, расположенное под углом к оптической оси, объектив, фотоприёмник и полупроводниковый лазерный излучатель. Объектив выполнен в виде положительной линзы и положительного мениска. При этом максимальная площадь входного зрачка больше либо равна сумме площадей центральной зоны входного зрачка для излучающего канала и площади эквивалентной площади кольцевого зрачка для приемного канала. Технический результат заключается в уменьшении габаритных размеров и уменьшении ошибок параллакса при измерении дальности. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области геодезического контроля в дорожно-строительной отрасли и может быть использовано при строительстве или реконструкции автомобильных дорог. В заявленном способе выполняют планово-высотное обоснование (ПВО) контролируемого участка автомобильной дороги с помощью наземной или мобильной сканерной геодезической съемки в прямом и обратном направлении, где в качестве опорных пунктов ПВО служат базовые станции GPS, размещенные по обочине автомобильной дороги, а также твердые точки по сторонам обочины дорожного полотна в виде оснований столбов дорожных знаков и элементов обустройства автомобильной дороги. Выполняют наземное или мобильное лазерное сканирование контролируемого участка по опорным пунктам ПВО, в результате чего определяют пространственные координаты по осям X, Y, Z точек отражения лазерного луча от поверхности дорожного полотна и опорные пункты ПВО, которые идентифицируются на сканах. Получают скан, передают результаты сканирования в ПЭВМ и с помощью компьютерной программы регистрируют в ней сканы, получают фактическую цифровую точечную трехмерную (3D) модель автомобильной дороги и придорожной полосы, Далее выполняют маршрутное фотографирование контролируемого участка дорожного полотна и прилегающей территории на ширину до 200 метров от оси автодороги в прямом и обратном направлении на базе беспилотного летательного аппарата. Передают результаты фотографирования в ПЭВМ, с помощью компьютерной программы регистрируют в ней ортофотопланы и производят построение цифровой фотограмметрической модели поверхности дорожного полотна и прилегающих к нему участков. По опорным пунктам ПВО трансформируют ее пространственные данные в данные фактической цифровой векторной трехмерной (3D) модели и получают интегральную реалистическую цифровую векторную трехмерную (3D) модель контролируемого участка автомобильной дороги и придорожной полосы, в этой же программе моделируют эталонную трехмерную модель автомобильной дороги и придорожной полосы. Совмещают ее по тем же опорным пунктам ПВО с полученной интегральной реалистической цифровой векторной трехмерной (3D) моделью автомобильной дороги и придорожной полосы. Далее формируют с заданной дискретностью продольные сечения, в автоматическом режиме распознают расхождения между фактическими значениями контролируемых параметров геометрических элементов интегральной реалистической цифровой векторной трехмерной (3D) модели и значениями эталонной трехмерной модели контролируемого участка автомобильной дороги и придорожной полосы, сравнивая полученные данные, определяют линейные геометрические параметры автомобильной дороги и придорожной полосы по поверхности измеряемого слоя, необходимые при строительстве или реконструкции автомобильных дорог. Технический результат - определение достоверных и точных значений параметров геометрических элементов автомобильной дороги и характеристик придорожной полосы с применением технологии лазерного сканирования. 3 ил.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано в многоканальных устройствах, предназначенных для контроля прицельно-наблюдательных систем. Устройство для контроля лазерного дальномера, содержащее входную и выходную оптические системы, связанные между собой волоконно-оптической линией задержки, выполненной в виде оптического волокна, входной и выходной торцы которой расположены в фокальных плоскостях входной и выходной оптических систем соответственно, причем входная собирающая и выходная коллимирующая оптические системы образованы одной оптической системой, обращенной вогнутой поверхностью к торцу оптического волокна, оптический элемент выполнен с вогнутой отражающей рабочей поверхностью, в фокальной плоскости которого расположен первый торец оптического волокна, являющегося как входом, так и выходом волоконно-оптической линии задержки, причем второй торец оптического волокна связан с узлом отражателя оптического сигнала. Кроме того, на вогнутую рабочую поверхность оптического элемента может быть нанесено просветляющее и/или защитное покрытие, нерабочие поверхности оптического элемента могут быть выполнены матированными, а в свою очередь покрытие оптического элемента может быть выполнено с показателем поглощения слоя толщиной 1 мм от 0,04 до 2 для излучения с рабочей длиной волны контролируемого лазерного дальномера. Кроме того, узел отражателя оптического сигнала может быть выполнен в виде волоконно-оптического разветвителя, общая ветвь которого оптически связана со вторым торцом оптического волокна, образующего линию задержки, ответвления соединены оптическим аттенюатором, а оптический аттенюатор может быть выполнен регулируемым по коэффициенту ослабления излучения контролируемого лазерного дальномера. Технический результат - компактность устройства контроля лазерного дальномера и его нерасстраиваемость при температурных и вибрационных воздействиях. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх