Механизм соединения-разделения элевона складываемого крыла летательного аппарата

Изобретение относится к устройствам соединения и разделения частей крыла. Механизм содержит корпус, в котором установлены поршень и гильза. В отверстиях гильзы свободно расположены шарики, скрепляющие корпус и гильзу. В гильзе расположен шток, который удерживается в гильзе при помощи разрезного пружинного кольца и заплечиками удерживает шарики. Поршень механизма снабжен поршневыми, разрезными кольцами. Механизм имеет газовый канал, который состоит из одной части, которая имеет поводок с коническим отверстием, шарнирно соединенный с обоймой, которая шарнирно соединена с валом механизма управления элевоном, и другой части, которая расположена в вале, соединена с газогенератором и имеет подпружиненный сферический наконечник, который при раскрытии входит в коническое отверстие поводка, образуя замкнутый газовый канал, по которому проходит газ для перемещения поршня, штока и гильзы. Изобретение направлено на обеспечение работоспособности при воздействии повышенных температур. 6 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам соединения и разделения двух элементов складываемых конструкций, в частности к устройствам разделения частей складываемых крыльев летательного аппарата (ЛА). Наличие складываемых конструкций продиктовано необходимостью уменьшения габаритов ЛА.

Наиболее близким техническим решением является шариковый замок для автоматической стыковки объектов (см. Е.И.Попов «Автоматические космические аппараты», издательство «Знание», Москва, 1984 г.), содержащий корпус с расположенными в нем, с возможностью осевого перемещения, гильзой и поршнем. В отверстиях гильзы свободно установлены шарики, которые скрепляют корпус и гильзу между собой. В гильзе расположен шток, заплечики которого удерживают шарики в закрытом положении. При срабатывании газогенератора в газовом канале образуется газ, который приводит в движение поршень. Поршень, в свою очередь, перемещает шток и освобождает карман для шариков, которые удерживают гильзу в корпусе. После того, как шарики под воздействием усилия перемещаются в карман, гильза разъединяется с корпусом.

Недостатком данной конструкции является невозможность применения данного устройства в летательных аппаратах (ЛА) со складывающими консолями крыльев для уменьшения площади органов управления (например, отделения панели элевона). Устройство разделения при этом находится в элевоне, а источник давления (например, газогенератор) в герметичном корпусе ЛА. Так же воздействие высоких температур (до 1500°C) на устройство разделения, которые возникают во время полета ЛА, приводит к температурным деформациям корпуса устройства разделения, что может привести к заклиниванию поршня и не разделению панели элевона.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение разделения двух панелей при воздействии повышенных температур в складываемой конструкции.

Указанная цель достигается тем, что механизм соединения-разделения элевона складываемого крыла летательного аппарата содержит корпус механизма (шариковый замок) и газовый канал, а элевон состоит из корневой и отделяемой панелями. Корпус механизма (шариковый замок) установлен в корневой части элевона и соединяет корневую и отделяемую панели элевона между собой. Газовый канал состоит из двух шарнирно соединенных между собой частей, одна часть установлена в корпусе ЛА и соединена с газогенератором, а другая установлена в корневой части элевона и соединена с корпусом механизма (шариковым замком). После раскрытия крыла две части газового канала соединяются между собой, образуя единую газовую полость для прохода газа.

Корпус механизма (шариковый замок) содержит корпус, который жестко закреплен в корневой панели элевона установленного на задней кромке складываемого крыла. В корпусе установлена гильза и поршень. На один конец гильзы, с помощью гайки, жестко закреплена отделяемая часть элевона, а на другом конце в отверстиях свободно установлены шарики, которые препятствуют выходу гильзы из корпуса и удерживаются заплечиками штока. Шток в гильзе удерживается разрезным кольцом, которое препятствует произвольному перемещению штока от вибраций. Поршень содержит разрезные поршневые кольца.

Газовый канал состоит из двух частей. Одна часть расположена в корневой панели элевона складываемого крыла, а другая расположена в корпусе ЛА. Газовый канал, расположенный в корпусе ЛА, с одной стороны соединен с газогенератором, а с другой проходит внутри вала механизма управления элевона и подпружиненного штока, на конце которого шарнирно закреплен полый сферический наконечник.

Газовый канал, расположенный в элевоне, проходит через поводок, жестко закрепленный на элевоне, ось подвеса элевона и трубопровод соединенного с одной стороны с осью подвеса элевона (при помощи переходника), а с другой с корпусом механизма (шариковым замком).

В поводке выполнено коническое отверстие, предназначенное для направления и ориентации сферического наконечника. Поводок при помощи оси соединен с обоймой, шарнирно соединенной с валом механизма управления элевоном. При этом ось шарнирного соединения поводка и обоймы совмещена с осью вращения крыла, а ось шарнирного соединения обоймы с валом расположена перпендикулярно к оси шарнирного соединения поводка. Во время раскрытия крыла сферический наконечник входит в коническое отверстие поводка и замыкает газовый канал. После подачи сигнала на газогенератор происходит его срабатывание и выработанный им газ поступает через газовый канал в корпус шарикового замка и перемещает поршень, который упирается в шток. Шток под воздействием поршня перемещается в гильзе и образует карман, куда под воздействием силы от поршня перемещаются шарики, после этого поршень выталкивает гильзу, на которой жестко закреплена отделяемая панель элевона, из корпуса шарикового замка и тем самым происходит отделение панели.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами - на фиг.1-6, где представлены общий вид крыла с механизмом соединения-разделения элевона складываемого крыла летательного аппарата и сечения по отдельным элементам конструкции механизма.

Предлагаемое устройство состоит из крыла 1 (крыло показано в раскрытом положении), шарнирно установленного на корпусе ракеты 2, газового канала 3 проходящего через вал 4 механизма управления элевоном 5, соединенного с газогенератором 6, установленного в корпусе ракеты 2, и входит в отверстие подпружиненного штока 7, который шарнирно соединен со сферическим наконечником 8. На задней кромке крыла 1 установлен элевон, состоящий из корневой 9 и отделяемой 10 панелей. В корневой панели 9 элевона находится трубопровод 11, с одной стороны жестко соединенный с переходником 12, который шарнирно закреплен на оси подвеса элевона 13, а с другой стороны соединенный с шариковым замком 14. Ось подвеса элевона входит в поводок 15, жестко закрепленный на корневой части элевона 9 и соединенный при помощи оси 16 с обоймой 17, шарнирно соединенной с валом 4 механизма управления элевоном 5. Шариковый замок 14 состоит из корпуса 18, в котором установлены поршень 19 с поршневыми кольцами 20, гильза 21, в которой установлены шарики 22 и шток 23, удерживающийся в гильзе 21 кольцом 24. На гильзу 21 с помощью гайки 25 закреплена отделяемая панель 10. В корпусе установлена втулка 26, которая устанавливается заподлицо с корневой панелью 9 набором прокладок 27.

Устройство работает следующим образом. При раскрытии крыла 1 и его фиксации в корпусе ракеты 2 сферический наконечник 8 входит в коническое отверстие поводка 14 и плотно замыкает газовый канал 3, образуя газовый канал от газогенератора 6 до корпуса 18. При подаче электросигнала происходит срабатывание газогенератора 6, в газовом канале образуется газ, который, пройдя газовый канал 3 в корпусе ракеты 2 и поводок 15, ось подвеса элевона 13, газовый канал 11 в корневой панели 9 элевона, попадает в корпус 17 шарикового замка 14 и приводит в движения поршень 18. Под воздействием усилия поршня 18 разрезное кольцо 23 обжимается, а шток 22 перемещается, при этом образует карман 27 для шариков 21. Под воздействием усилия поршня 18 шарики 21 перемещаются в карман 27 и гильза 20, на которой установлена отделяемая панель элевона 10, свободно выходит из корпуса 17 шарикового замка 13 и разъединяет панели элевона.

Предложенная конструкция механизма позволяет обеспечить разделение двух панелей в условиях воздействия повышенных температур в складываемой конструкции.

Механизм соединения-разделения элевона складываемого крыла летательного аппарата (ЛА), состоящий из корпуса, размещенного в элевоне складываемого крыла, гильзы, которая жестко соединена с отделяемой панелью элевона при помощи гайки, в отверстиях которой свободно расположены шарики, скрепляющие корпус и гильзу между собой, штока, расположенного в гильзе, который своими заплечиками удерживает шарики, поршня, расположенного в корпусе с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем, что поршень установлен в корпусе механизма с заданным зазором и снабжен размещенными на наружной поверхности не менее чем тремя разрезными кольцами, упирающимися во внутреннюю поверхность корпуса, в отверстие которого с возможностью перемещения установлен трубопровод, жестко скрепленный с переходником, шарнирно соединенным с осью подвески элевона, которая установлена в отверстии поводка, жестко закрепленного на элевоне, а корпус механизма, трубопровод, переходник и ось подвеса элевона установлены в элевоне, причем в оси подвески элевона выполнен газовый канал, а в поводке выполнена коническая воронка, при этом поводок шарнирно соединен с обоймой, которая шарнирно соединена с валом, установленным с возможностью поворота в корпусе ЛА, в отверстии вала расположен трубопровод, один конец которого соединен с газогенератором, а другой соединен с подпружиненным полым штоком, шарнирно соединенным с полым наконечником, с возможностью размещения в конической воронке поводка сферической части наконечника после раскрытия крыла, при этом обойма и газогенератор установлены в корпусе ЛА, при этом ось шарнирного соединения поводка и обоймы совмещена с осью вращения крыла, а вал механизма управления элевоном установлен соосно с осью подвеса элевона.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при разработке разъемных соединений разделяемых в процессе эксплуатации частей изделий. .

Изобретение относится к области морской техники, а именно к автономным гидроакустическим и сейсмогидроакустическим станциям наблюдения за подводной обстановкой. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано в узлах для механической фиксации разъемных частей.

Изобретение относится к подводному соединительному устройству. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к атомной технике, и может быть преимущественно использовано для удержания компенсирующих групп в крайнем нижнем положении через штоки тепловыделяющих сборок на судах с атомной паропроизводящей установкой.

Изобретение относится к замковым устройствам, а именно к замкам для раздвижных дверей, и касается замка, содержащего стакан, закрепленный на одной двери, имеющий на внутренней цилиндрической поверхности проточку в форме сегмента, цилиндр, закрепленный на другой двери или косяке проема двери, имеющий сквозное поперечное отверстие с размещенными в нем двумя шариками и продольное осевое отверстие, при этом имеется подпружиненный снаружи шток, имеющий возможность осевого перемещения, также шток размещен по оси стакана и один его конец закреплен штифтом, расположенным в пазу сухаря, а сухарь расположен в стакане с возможностью осевого перемещения и невозможностью разворота и взаимодействует с кулачком, жестко связанным с квадратом защелки либо с другим механизмом перемещения, при этом шток имеет плоскую форму, а осевое отверстие в цилиндре имеет прямоугольную форму с высотой и шириной больше, чем толщина и ширина штока, а ось этого отверстия, расположенная вдоль его ширины, перпендикулярна оси поперечного отверстия цилиндра, в котором расположены шарики.

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину.

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств. Преобразуемое наземное транспортное средство состоит из кузова, закрепленного на несущей раме, установленного на шасси с колесами, двигателя внутреннего сгорания с выхлопной трубой.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается устройств управления элевонов складываемого крыла ракеты. Механизм управления элевоном состоит из размещенного на корпусе ракеты вала вращения, соединенного с элевоном, шарнирно установленным на задней кромке крыла, рычага, закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе ракеты, шток которой шарнирно соединен с рычагом.

Изобретение относится к средствам фиксации складывающихся аэродинамических поверхностей летательного аппарата. Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит узел, обеспечивающий прилегание аэродинамических поверхностей к корпусу летательному аппарату, и связанный с ним исполнительный стопорящий механизм, который выполнен в виде пиропривода со штоком-толкателем и закреплен в корпусе.

Изобретение относится к летательным аппаратам. Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, крыло, V-образное оперение и силовую установку с тянущим воздушным винтом.

Изобретение относится к области ракетной техники и, в частности к конструкциям складываемых аэродинамических поверхностей, находящихся под воздействием сильных аэродинамических возмущений.

Изобретение относится к узлу уплотнения на воздушном судне и касается стыка между фюзеляжем и отсоединяемым крылом. .

Изобретение относится к устройствам летательного аппарата, предназначенным для улучшения посадочных свойств. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается средств раскладывания консолей крыльев летательных аппаратов. .

Изобретение относится к самолетам со складными крыльями и может быть использовано при проектировании транспортных средств для передвижения по воздуху и по земле. .

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Устройство фиксации в сложенном положении консолей крыла беспилотного летательного аппарата содержит корпус, в котором в деформированном состоянии установлена пружина сжатия, ось которой параллельна срединной плоскости консоли крыла, фиксирующий узел, контактирующий с пружиной и установленный с возможностью перемещения вдоль оси в сложенном положении консолей крыла. В состав фиксирующего узла входят два упорных ролика, каждый из которых входит в выемку на законцовке консоли крыла. Фиксирующий узел позволяет обеспечить фиксацию двух консолей крыла одновременно в сложенном положении. Изобретение направлено на многократную фиксацию и освобождение двух консолей крыла одновременно, обеспечение надежности и технологичности. 3 ил.
Наверх