Способ струйно-капельной пропитки обмоток электротехнических изделий

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей. Способ заключается в том, что пропиточный состав из емкости подают в виде вращающейся вдоль лобовых частей обмотки струи, при этом струю пропиточного состава заряжают электростатическим зарядом путем пропускания ее вдоль поверхности высоковольтного электрода, заземляют провод обмотки, а вращение струи осуществляют путем пропускания ее через индуктор, создающий вращающееся магнитное поле. Знак электростатического заряда струи периодически изменяют на противоположный, для чего на высоковольтный электрод подают инвертированные высоковольтные импульсы, длительность каждого из которых равняется периоду вращения струи вдоль лобовой части. Заявляемый способ позволяет повысить коэффициенты пропитки обмоток в 1,3-1,4 раза. 2 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей.

Известен способ пропитки обмоток электрических машин, при котором пропиточный состав через дозирующее устройство подают на лобовые части обмотки и для обеспечения равномерного полива обмотки вращают вокруг собственной оси [1].

Недостатком известного способа является то, что он не обеспечивает достаточного скрытия дефектов эмалевой изоляции проводов обмотки проникающим во время пропитки в межвитковые полости пропиточным составом и, кроме того, для подвода тока к обмотке и обеспечения токовой сушки используют скользящие контакты, что усложняет реализацию способа.

Известен способ струйно-капельной пропитки, при котором равномерный полив лобовых частей осуществляют благодаря вращению шланга, через который подается пропиточный состав [2].

Недостатком указанного способа является то, что он также не обеспечивает достаточной скрытия дефектов эмалевой изоляции проводов и, кроме того, для вращения струи пропиточного состава требуется механический привод, что усложняет способ.

Наиболее близким к заявляемому, является струйно-капельный способ пропитки электротехнических изделий, при котором пропиточный состав из емкости подают в виде вращающейся вдоль лобовых частей обмотки струи, при этом струю пропиточного состава заряжают электростатическим зарядом, путем пропускания ее вдоль поверхности высоковольтного электрода, заземляют провод обмотки, а вращение струи осуществляют путем пропускания ее через индуктор, создающий вращающееся магнитное поле [3].

Недостатками способа-прототипа относительно низкие коэффициенты пропитки обмоток, что снижает их надежность.

Техническая задача, на которое направлено настоящее изобретение, заключается в повышении коэффициента пропитки обмоток.

Задача решается тем, что в способе струйно-капельной пропитки обмоток электротехнических изделий, при котором пропиточный состав из емкости подают в виде вращающейся вдоль лобовых частей обмотки струи, при этом струю пропиточного состава заряжают электростатическим зарядом, путем пропускания ее вдоль поверхности высоковольтного электрода, заземляют провод обмотки, а вращение струи осуществляют путем пропускания ее через индуктор, создающий вращающееся магнитное поле, при этом знак электростатического заряда струи периодически изменяют на противоположный, для чего на высоковольтный электрод подают инвертированные высоковольтные импульсы, длительность каждого из которых равняется периоду вращения струи вдоль лобовой части.

На фиг.1 представлено устройство, реализующее способ. На фиг 2. приведены импульсы электростатической зарядки пропиточного состава. На фиг.1 введены следующие обозначения: 1 - емкость; 2 - электрод; 3 - высоковольтный источник импульсного биполярного напряжения; 4 - пропиточный состав; 5 - лобовая часть обмотки; 6 - электромагнитные катушки; 7 - нижняя лобовая часть.

В емкость 1, выполненную из диэлектрического материала, заполненную пропиточным составом, помещают электрод 2, который соединяют с выходом биполярного импульсного источника высокого напряжения 3. Для вращения струи пропиточного состава, поступающего на лобовую часть обмотки 5, служит комплект катушек 6, подключенных к источнику переменного напряжения. Второй полюс от биполярного импульсного источника высокого напряжения 3 подключен к проводам пропитываемой обмотки, которая подсоединена к земле.

Сущность изобретения заключается в следующем. В способе-прототипе частицы пропиточного состава в струе заряжены одноименным по знаку электростатическим зарядом. Пропиточный состав попадает в межвитковые и прикорпусные полости обмотки, а витки обмотки изолированы друг от друга и от корпуса магнитного сердечника, поэтому в обмотке для заряда отсутствует пути утечки. По мере пропитки в полостях обмотки накапливается электростатический заряд того же знака, который имеет электростатический заряд частиц пропиточного состава струи. Электростатически заряженные частицы одного и того же знака по закону Кулона отталкиваются друг от друга. Поэтому накопление электростатического заряда на лобовых частях и внутри полостей обмотки проводит к тому, что падающие на лобовую часть 5 обмотки частицы струи, имеющие тот же знак, что и знак пропиточного состава в обмотке, начинают отталкиваться от лобовой части 5. Это препятствует процессу пропитки, и приводит к снижению коэффициента пропитки обмотки.

В заявляемом способе наблюдается противоположный процесс. Это происходит следующим образом.

На электрод 2 (фиг.1), помещенный в емкость 1 с пропиточным составом, подают высокое импульсное напряжение с выходом биполярного импульсного источника высокого напряжения 3, относительно провода пропитываемой обмотки, причем импульсы периодически инвертируют. Длительность каждого инвертируемого импульса, равняется периоду вращения струи обмотки вдоль лобовой части (см. фиг.2). При инвертировании импульсов знак электростатического заряда струи периодически изменяется на противоположный. Так как длительность каждого из инвертированного импульса равняется периоду вращения струи вдоль лобовой части 5 (фиг.2), то через каждый оборот струи вдоль лобовой части 5 электростатический заряд струи меняется на противоположный. Это приводит к тому, что частицы пропиточного состава, попавшие на лобовую часть 5 и проникшие в полости обмотки за предыдущий период вращения струи, имея один знак электростатического заряда, притягивают к себе частицы, падающей на лобовую часть струи пропиточного состава, имеющие противоположный заряд. Наряду с этим послойное распределение знака электростатического заряда внутри обмотки, препятствует вытеканию пропиточного состава из обмотки.

Струя заряженного пропиточного состава, проходя сквозь комплект катушек 6, на которые подается переменное напряжение, отклоняется и вращается в этом вращающемся магнитном поле. При этом происходит равномерный полив лобовых частей.

Пример конкретного выполнения. По заявляемому способу и способу-прототипу пропитывались по 5 обмоток статоров электрических машин типа 4А112М.

При пропитке обмоток по способу - прототипу на электрод 2 подавался постоянный положительный потенциал, относительно заземленного провода, величиной +5 кВ.

При пропитке обмоток по заявляемому способу на электрод 2 подавались периодически инвертируемые импульсы, амплитуда которых относительно заземленного провода изменялась от -5 кВ до +5 кВ (см. фиг.2). На комплект катушек 6, подавалось переменное напряжение с амплитудой 30В и частой ϑ=1 Гц. При этом один оборот струи вдоль лобовой части обмоток происходил с периодом Т=1 с. В связи с этим длительность Ти каждого инвертируемого импульса в заявляемом способе, была равна периоду Т вращения струи вдоль лобовой части Т=Ти=1 с. Пропитка обмоток осуществлялась компаундом КП-34. По завершению пропитки и сушки обмоток в каждой из них определялся коэффициент пропитки Кпр, под которым понимается отношение массы сухого состава в обмотки mc оставшегося в обмотке после пропитки и сушки, к предельной массе пропиточного состава то, которую можно разместить в полостях обмотки. Массу пропиточного состава те в каждой обмотке определяют по привесу, взвешивая каждую обмотку до пропитки и после нее. Предельную массу m0 обычно рассчитывают, используя конструктивные данные обмоток. Коэффициент пропитки характеризует степень насыщенности полостей обмотки пропиточным составом. Именно по этому коэффициенту обычно оценивают качество пропитки обмоток, так как от его величины зависят такие параметры обмоток, степень скрытия дефектных участков межвитковой и корпусной изоляции, тепловые и механические свойства обмоток, их монолитность и влагостойкость. При этом, чем выше коэффициент пропитки, тем лучше упомянутые выше свойства обмоток, и тем выше их надежность.

Коэффициенты пропитки для обмоток, пропитанных по способу-прототипу и по заявляемому способу, приведены в таблице 1

По окончанию сушки оба макета вновь подвергались испытанию на электрическую прочность.

Таблица 1
Значения коэффициентов пропитки
По способу-прототипу По заявляемому способу
Кпр Кпр
1 0,31 1 0,42
2 0,28 2 0,41
3 0,33 3 0,44
4 0,26 4 0,43
5 0,34 5 0,40
Кпр.ср. = 0,30 5 Кпр.ср. = 0,42

Таким образом, заявляемый способ по сравнению со способом-прототипом позволил повысить коэффициенты пропитки обмоток в 1,4 раза.

Используемые источники

1. Авторское свидетельство СССР №699613, кл. H02K 15/12, 1978.

2. Патент ФРГ №2251239, H02K 15/12, 1978.

3. Авторское свидетельство СССР №1150704. Способ струйно-капельной пропитки обмоток электротехнических изделий. / Г.В. Смирнов, К.Г. Пугачев, Носов и В.М. Федоров. - Опубл. 15.04.85. Бюл. №14 (прототип).

Способ струйно-капельной пропитки обмоток электротехнических изделий, при котором пропиточный состав из емкости подают в виде вращающейся вдоль лобовых частей обмотки струи, при этом струю пропиточного состава заряжают электростатическим зарядом, путем пропускания ее вдоль поверхности высоковольтного электрода, заземляют провод обмотки, а вращение струи осуществляют путем пропускания ее через индуктор, создающий вращающееся магнитное поле, отличающийся тем, что знак электростатического заряда струи периодически изменяют на противоположный, для чего на высоковольтный электрод подают инвертированные высоковольтные импульсы, длительность каждого из которых равняется периоду вращения струи вдоль лобовой части.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается к способа изготовления обмоток электрических машин постоянного тока тягового электродвигателя.
Изобретение относится к способу изготовления изоляции обмоток электрических машин. Способ изготовления заключается в том, что вначале осуществляют пропитку стеклослюдоленты первым компаундом.

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться, в частности, для контроля качества пропитки изоляционным составом обмоток электродвигателей, катушек трансформаторов и дросселей.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин и аппаратов.
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при пропитке изоляции обмоток электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при пропитке изоляции обмоток электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. .

Изобретение относится к электротехнике, к корабельному электромашиностроению, в частности к погружным электрическим машинам, работающим в морской воде. .

Изобретение относится к области электротехники, касается технологии пропитки изоляции обмоток электрических машин и электротехнических изделий и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей.

Изобретение относится к области электротехники, предназначено для контроля сопротивления изоляции обмоток электродвигателя и сушки его обмоток токами нулевой последовательности при снижении сопротивления ниже заданного уровня.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в производстве статоров электрических машин. Способ пропитки многовитковой обмотки электрической машины заключается в подаче на лобовые части обмотки тонкой струи пропиточного состава из сопла на нагретую лобовую часть обмотки и во вращении струи вдоль лобовой части обмотки. Перед пропиткой в пропиточный состав добавляют мелкодисперсный ферромагнитный наполнитель, который предварительно дезинтегрируют. Смешивают пропиточный состав с измельченным ферромагнитным наполнителем, перемешивают полученную смесь и заливают ее в пропиточную установку. Перед пропиткой по обмоточным данным рассчитывают предельную массу пропиточной смеси mпр, которую можно разместить в полостях каждой из однотипных обмоток в процессе пропитки. Вводят в сопло электрод и подают на него потенциал, осуществляют процесс пропитки каждой из однотипных обмоток. В процессе пропитки частицы пропиточной смеси компаунда с мелкодисперсным ферромагнитным порошком электростатически заряжают, формируют струю. Осуществляют окончательное компаундирование проникшей в обмотку пропиточной смеси. Заявляемый способ позволяет в среднем в 1,55 раз повысит коэффициент пропитки обмоток и существенно повысить стабильность их значений от обмотки к обмотке. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин, соединенных в звезду с изолированной нейтралью. В способе определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин, характеризующего степень заполнения пропиточным составом полостей обмотки, у каждой обмотки из данной партии измеряют электрические параметры до пропитки и после пропитки и сушки, в качестве электрических параметров выбраны емкости двух фаз обмотки, соединенной в звезду, которые поочередно измеряют до пропитки Сдп12, Сдп13, Сдп23 и после пропитки Спп12, Спп13, Спп23 относительно корпуса, после чего по результатам измерений определяют коэффициент пропитки каждых двух фаз Кпр12, Кпр13, Кпр23 по математической зависимости, после чего определяют коэффициенты пропитки каждой фазы обмотки по математическим зависимостям. Техническим результатом является возможность определять не только усредненный коэффициент пропитки, но и распределение пропиточного состава по фазам обмотки, что существенно повышает информативность и точность контроля. 2 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к технологии электрических машин, например обмоток вращающихся электрических машин тягового подвижного состава. Способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин состоит из трех последовательных этапов: 1) удаление влаги инфракрасным (ИК) нагревом из изоляции лобовой части перед пропиткой с предельно допустимой температурой для данного класса изоляции; 2) нанесение на лобовую часть пропиточной смеси при помощи автоматических распылителей высокого давления; 3) транспортировку пропиточной смеси вглубь изоляции обмотки при помощи коротковолновых и средневолновых импульсных керамических преобразователей ИК-излучения. При этом удаление влаги из изоляции лобовой части обмотки перед ее пропиткой и транспортировку пропиточной смеси вглубь изоляции обмотки осуществляют в спектрально-осциллирующих режимах энергоподвода с циклическим чередованием коротковолнового и средневолнового ИК-излучения. Технический результат - повышение качества процесса пропитки в несколько раз при одновременном сокращении времени пропитки в 7-10 раз и обеспечении 2- или 3-кратного эффекта от ресурсоэнергосбережения. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в производстве статоров электрических машин. Согласно данному изобретению после разогрева обмотки перед пропиткой до заданной температуры подают в нее импульсы тока, амплитуда которых лежит в диапазоне (10-50)А, а длительность (0,5-10) с, при этом частота следования импульсов тока лежит в диапазоне (5-10) Гц. Одновременно с подачей упомянутых импульсов тока в обмотку подключают к магнитному сердечнику обмотки инфразвуковой излучатель. При этом изменяют частоту звуковых колебаний инфразвукового излучателя непрерывно и циклически в диапазоне частот от 0,5 кГц до 10 кГц и обратно. По завершении пропитки отключают от магнитного сердечника инфразвуковой генератор, отключают от обмотки источник импульсного тока, подключают к обмотке греющий постоянный или переменный ток, при помощи которого разогревают пропитанную обмотку до температуры полимеризации пропиточного состава, и сушат обмотку до полного отверждения в ней пропиточного состава. Технический результат, достигаемый при осуществлении данного способа, состоит в сокращении времени пропитки в 1,8 раза и в повышении коэффициента пропитки в 1,8 раза при одновременном снижении в три раза разброса коэффициентов пропитки от обмотки к обмотке. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к контролю качества пропитанной изоляции электротехнических изделий, и может быть использовано для контроля процесса отверждения пропитанной изоляции обмоток электротехнических изделий. Согласно изобретению, предварительно подготавливают партию образцов пропиточного состава, с различными, отличающимися от образца к образцу, степенями высушенности, и у каждого из упомянутых образцов снимают зависимость диэлектрической проницаемости от частоты электромагнитного поля. По снятым зависимостям выбирают две частоты измерения, одна из которых f1 лежит в дисперсионной области не отвержденного изоляционного пропиточного состава, а другая - f2 в оптической области не отвержденного изоляционного пропиточного состава. Затем, используя снятые для образцов частотные зависимости, строят график зависимости степени высушенности пропиточного состава от отношения диэлектрических проницаемостей lg ε п с ( f 2 ) lg ε п с ( f 1 ) , где εпс(f1) εпс(f2) - диэлектрические проницаемости пропиточного состава, измеренные на частотах f1 и f2 электромагнитного поля соответственно. После этого у каждой из контролируемых обмоток измеряют на выбранных двух частотах емкости относительно корпуса до пропитки Cдп(f1) и Cдп(f2), и емкости у тех же обмоток после их пропитки и сушки Cпп(f1) и Cпп(f2), и по результатам измерений вычисляют отношение lgε пс ( f 2 ) lgε пс ( f 1 ) = lnC пп (f 2 ) + ln[C экв ( f 2 ) − C дп ( f 2 ) ] − lnC дп ( f 2 ) − ln[C экв ( f 2 ) − C пп ( f 2 ) ] lnC пп (f 1 ) + ln[C экв ( f 1 ) − C дп ( f 1 ) ] − lnC дп ( f 1 ) − ln[C экв ( f 1 ) − C пп ( f 1 ) ] , где C экв ( f 1 ) = 2pSε 0 ε э ( f 1 ) ε к ( f 1 ) 3[d э ε к ( f 1 ) + d к ε э ( f 1 ) , C экв ( f 2 ) = 2pSε 0 ε э ( f 2 ) ε к ( f 2 ) 3[d э ε к ( f 2 ) + d к ε э ( f 2 ) - эквивалентные емкости последовательно соединенных емкостей эмали и корпусной изоляции контролируемой обмотки на частотах f1 и f2 электромагнитного поля соответственно, p - количество пазов в магнитном сердечнике, в которые всыпана контролируемая часть обмотки; S - площадь паза; ε0=8,854187·10-12 - электрическая постоянная; εэ(f1), εэ(f2), - диэлектрические проницаемости эмалевой пленки провода обмотки на частотах f1 и f2 электромагнитного поля соответственно; εк(f1), εк(f2) - диэлектрические проницаемости корпусной изоляции на частотах f1 и f2 электромагнитного поля, соответственно; dэ - толщина эмалевой изоляции провода; dк - толщина корпусной изоляции, после чего по вычисленной по результатам измерения величине lg ε п с ( f 2 ) lg ε п с ( f 1 ) определяют из графика зависимости степени высушенности пропиточного состава степень высушенности пропиточного состава в каждой контролируемой обмотке. Предлагаемый способ обеспечивает достижение технического результата, состоящего в исключении необходимости измерения собственной емкости обмоток на трех частотах с применением эталонной индуктивности при одновременном обеспечении существенного упрощения его (способа) осуществления (реализации) за счет исключения необходимости изготовления и использования для контроля таких элементов, как стабилизатор тока, измеритель времени разогрева и измеритель приращения температуры обмоток в процессе их разогрева. 1 табл., 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к неразрушающим способам контроля качества технологических процессов производства электротехнических изделий, в частности пропитки обмоток электрических машин. Согласно предлагаемому способу определения коэффициента пропитки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин у каждой обмотки из данной партии до пропитки и после пропитки полимерным составом и сушки измеряют емкости Скдп и Скпп относительно корпуса. Затем после пропитки и сушки обмоток измеряют температуру у каждой обмотки Т1пп и через провод каждой контролируемой обмотки пропускают постоянный стабилизированный ток I0, величину которого выбирают в зависимости от площади сечения S жилы провода обмотки в интервале предельно допустимых для материала провода обмотки плотностей тока от jmin до jmax в диапазоне значений jminS ≤ I0 ≤ jmaxS. При этом упомянутый выбранный ток I0 пропускают через обмотку в течение определенного времени t0 и измеряют падение напряжения на обмотке U1п в момент подвода к ней стабилизированного тока и падение напряжения на обмотке U2п в момент упомянутого времени t0. После упомянутых выше операций у каждой контролируемой обмотки по результатам измерений определяют коэффициент пропитки прикорпусных полостей Кки обмотки и коэффициент пропитки Кмв межвитковых полостей обмотки по формулам К к и = 1 ln ε п с × ln С к п п ( С э к в − С к д п ) С к д п ( С э к в − С к п п ) ,                                        ( 4 ) К м в = 1 m 0 м в с с { I 0 × t о [ U 1 п ( U 1 п + U 2 п ) α 2 ( U 2 п − U 1 п ) [ 1 + α ( Т 1 − 20 ] ] − [ 1 + α ( Т 1 − 20 ) ] B 2 U 1 п + B 1 } ,       ( 5 ) где С э к в = р S п ε 0 ε э ε к ( d э ε к + d к ε э ) - эквивалентная емкость последовательно соединенных емкостей эмали и корпусной изоляции обмотки; р - количество пазов в магнитном сердечнике, в которые всыпается контролируемая часть обмотки; Sп - площадь поверхности паза; ε0=8,854187·10-12 - электрическая постоянная; εэ - диэлектрическая проницаемость эмалевой пленки провода обмотки; εк - диэлектрическая проницаемость корпусной изоляции; dэ - толщина эмалевой изоляции провода; dк - толщина корпусной изоляции провода; cс - удельная теплоемкость высохшего пропиточного состава; m 0 м в = d c S c l w ( 1 − р 4 К з ) × р 2 − р S п 2 ε 0 ( С э к в − С д п С д п С э к в ) - предельная масса сухого пропиточного состава, которую можно разместить в межвитковых полостях обмотки при их 100% заполнении; dc - плотность высохшего пропиточного состава; Sс - площадь сечения паза; lw - длина витка обмотки; Кз - коэффициент заполнения паза; α - температурный коэффициент сопротивления провода обмотки; B1 = Сээм + Сэк - эквивалентная теплоемкость слоев теплоемкостей эмали С э э м = с э π ( D э 2 − D п р 2 ) 4 1 п р ρ э м и корпусной изоляции Сэк = Ски × П × dки × L × р × ски; сэ - удельная теплоемкость эмали; Dэ - диаметр эмалированного провода обмотки; Dпр - диаметр жилы провода обмотки; lпр - номинальная длина провода контролируемой части обмотки; ρэм - плотность эмали; ски - удельная теплоемкость корпусной изоляции; П - периметр паза; dки - толщина корпусной изоляции; L - длина паза; ρки - плотность корпусной изоляции; В 2 = с п р × ρ 2 0 × I 0 2 ρ п р l п р 2 - постоянный коэффициент; спр - удельная теплоемкость материала жилы провода обмотки; ρ20 - удельное сопротивление материала жилы провода обмотки при 20°С. Технический результат - упрощение способа за счет исключения необходимости у одной из произвольно выбранных обмоток измерять емкость относительно корпуса и собственную емкость до пропитки, затем погружать упомянутую обмотку в пропиточную жидкость с известной диэлектрической проницаемостью и вновь измерять емкость этой обмотки относительно корпуса и собственную емкость обмотки, не вынимая обмотку из пропиточной жидкости, а также исключения необходимости у каждой из контролируемых обмоток дважды измерять собственные емкости: до пропитки и после нее, повышение точности, так как значение коэффициента пропитки не зависит от взаимного расположения витков в пазу, а также повышение информативности контроля, так как данный способ позволяет определить, как пропиточный состав распределился внутри обмотки и каковы коэффициенты пропитки прикорпусных и межвитковых полостей обмоток. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к производству и ремонту электрических машин, например обмоток тяговых электрических машин (ТЭМ) локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. Согласно предлагаемому селективному способу сушки увлажненной и пропитанной изоляции сушка изоляции обмоток равномерно вращающегося якоря ТЭМ осуществляется длинноволновыми импульсными керамическими инфракрасными (ИК) излучателями, расположенными по длине активной части якоря, а также со стороны его лобовой части. Предлагаемое устройство для реализации данного способа состоит из станины (1) с пристроенным частотно-регулируемым асинхронным электроприводом (3) и стойки (2), на которой располагаются длинноволновые импульсные керамические ИК-излучатели. Якорь ТЭМ приводится во вращение , и одновременно увлажненная или пропитанная лаком (компаундом) изоляция лобовой и активной частей обмотки якоря вращающейся ТЭМ нагревается до температуры 100 … 120° С при помощи указанных ИК-излучателей, что обеспечивает сушку изоляции. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемого изобретения, состоит в обеспечении равномерности нагрева изоляции обмоток по всей площади якоря, что повышает качество сушки изоляции обмоток якоря ТЭМ при одновременном сокращении энергозатрат и времени на технологический процесс сушки изоляции. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления обмоток электрических машин, преимущественно якорей тяговых электродвигателей - машин постоянного тока. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении электрофизических характеристик изоляции, водо- и влагостойкости обмоток. При пропитке компаундом, вязкость которого составляет 70-100 секунд по В3-4, на бандаже возникают вмятины и неровности. Это явление связано с тем, что при глубоком вакууме ≤1 мбар после вакуумирования, заполнения компаундом и создания избыточного давления, компаунд не успевает проникнуть в обмотку под бандаж, в результате чего создается перепад давления между внешней поверхностью бандажа и внутренней обмоткой, происходит доопрессовка вылетов катушек, что влечет возникновение вмятин и неровностей на поверхности бандажа. Неровности на бандаже недопустимы, так как они являются местом скопления пыли, грязи, влаги и т.п. Согласно предлагаемому способу разогретый до температуры пропитки якорь помещают в пропиточный котел, вакуумируют, затем под вакуумом подают пропиточный компаунд. При этом согласно данному изобретению для устранения перечисленных недостатков и достижения указанного технического результата подачу давления осуществляют постепенно до 6-8 бар в течение не менее 15 минут.1 з.п. ф-лы,1 табл.

Композиция для получения покрытия для снижения механических потерь высокоскоростного ротора электрической машины относится к гибридным органо-неорганическим нанокомпозиционным покрытиям, способным снижать механические потери высокоскоростного ротора электрической машины в охлаждающей газообразной среде. Композиция включает золь с силикатной составляющей на основе водно-спиртового раствора тетраэтоксилана или метилтриэтоксилана и дополнительно содержит модифицирующую добавку в виде соединения, обладающего пиро- и/или пьезоэлектрическими свойствами с размером частиц и их агрегатов 50-100 нм, при следующем соотношении компонентов (вес.%): золь с силикатной составляющей - 96-99; модифицирующая добавка - 1-4. Использование в составе золя метилтриэтоксилана обеспечивает адгезию с нержавеющей сталью без высокотемпературной обработки и 11-12 класс шероховатости поверхности. Использование в качестве модифицирующей добавки кристаллов пьезоэлектрика турмалина в виде спиртовой суспензии или порошка кристалла обеспечивает антифрикционные свойства покрытия. 1 ил., 3 пр.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Техническим результатом является создание наиболее оптимального режима сушки изоляции, обеспечивающего увеличение ресурса электрических машин. Способ сушки изоляции электрических машин включает пять ступеней. На первой ступени поверхностные слои изоляции сушат методом электроосмотической сушки изоляции. На второй ступени поверхностные слои изоляции сушат воздушным потоком. На третьей ступени сушку осуществляют воздушным потоком без подогрева. На четвертой ступени сушка осуществляется на открытом воздухе во время сборки электрической машины. На пятой ступени сушка осуществляется путем пропускании электрического тока через обмотку электрической машины.
Наверх