Способ обучения стрельбе при переменном ветре

Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса. После эталонного прицеливания наводку ствола винтовки и последующую юстировку сбивают. Затем осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение со средним выносом, что соответствует слабому ветру. Оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку. Обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.

 

Изобретение относится к спорту высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне.

Обучение спортсменов стрельбе на открытой местности (на стрельбище, полигоне и т.д.), когда ветер меняется каждую минуту, отличается от обучения стрельбе в закрытом помещении (тире), в условиях, когда отсутствуют внешние помехи на траекторию полета пули [1].

В настоящее время во время соревнований биатлонисты во время стрельбы при изменении ветра пользуются только внесением поправок в прицел [2]. Информацию об изменении ветра они получают от тренера на дистанции за одну или две минуты до подхода к стрельбищу. За это время направление и сила ветра могут существенно измениться. Ветер также может меняться и непосредственно во время нахождения биатлониста на стрельбище. В результате вероятность промахов в стрельбе увеличивается. Иногда бывает, что спортсмен из-за волнения или проблем со своим функциональным состоянием вносит поправки в противоположную сторону, что также всегда приводит к промахам.

По этим причинам спортсмены высокого уровня во всем мире давно уже отказались от внесения поправок в прицел при переменном ветре. Компенсация сноса пули производится ими за счет выноса мушки в сторону, противоположную ветру (коррекция прицеливания) [3].

Способов обучения, которые формировали бы у стрелков устойчивые навыки стрельбы при переменном ветре с учетом розы ветров (прицеливание с выносом мушки относительно центра мишени в сторону, противоположную направлению ветра), в настоящее время нет. Каждый спортсмен разрабатывает индивидуально для себя, путем проб и ошибок, методику стрельбы при переменном ветре, на которую зачастую тратится не один сезон.

Задача изобретения - разработать способ обучения стрельбе, который позволил бы осуществлять круглогодичную стрелковую подготовку спортсменов, в частности биатлонистов, для формирования и совершенствования у них в кратчайшие сроки навыка стрельбы при переменном ветре.

Поставленная задача решается тем, что при переменном ветре используют технику прицеливания с выносом мушки относительно центра мишени в сторону, противоположную направлению ветра, которую используют в пулевой стрельбе.

Прицел винтовки после эталонного прицеливания и последующей юстировки сбивают, вначале осваивают стрельбу в центр мишени с достижением наибольшей кучности, затем осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение - со средним выносом, что соответствует слабому ветру.

Фиксируется предыстория выстрела в виде траектории прицеливания, то есть отслеживается перемещение оружия относительно мишени, которая отображается на экране компьютера. Анализ траектории позволяет понять полученный результат выстрела, выявить ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска.

После идеального, по мнению стрелка, прицеливания производят юстировки и данную картину прицеливания принимают за эталон. Затем наводку в центр мишени сознательно сбивают. Стрелку предлагают вновь выставить идеальную, по его мнению, картину расположения относительно черного круга мишени. И так процедура повторяется от 5 до 20 выстрелов. После того как стрелок освоил стрельбу в центр мишени с достижением наилучшей кучности, он переходит ко второму этапу - осваивает прицеливание с далеким выносом, поочередно в «восьмерку» справа или слева, что соответствует сильному ветру. Затем, на третьем этапе, осваивает прицеливание со средним выносом, поочередно в «девятку» справа или слева, что соответствует слабому ветру. Данный способ позволяет контролировать однообразие прицеливания и наглядно предоставлять об этом информацию стрелку.

Примеры конкретного выполнения. Мастер спорта международного спорта России, член сборной России по биатлону Т., всегда вносила поправку на ветер, регулируя прицел поправочными винтами. На доведение данного технического действия до совершенства ей понадобилось 6 лет, но все равно данная техника внесения поправок на ветер не гарантировала Т. от промахов, так как очень часто на стрельбище менялись как направление, так и сила ветра.

Т. в виде эксперимента освоила технику прицеливания с выносом мушки относительно центра мишени в сторону, противоположную направлению ветра, за один спортивный сезон, одновременно участвуя в целой серии соревнований. Количество промахов существенно снизилось.

Заявляемый способ обучения стрельбе позволяет одновременно развивать два навыка: навык быстрого переключения внимания от оценки ветровой обстановки на процесс выполнения выстрела и развитие навыка прицеливания в зависимости от силы и направления ветра. Благодаря эффективной обратной биологической связи и точной имитации ветровой обстановки обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.

Литература

1. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового спорта / Л.М.Вайнштейн. - М., 1960. - 230 с.

2. Бордунова М.В. Спортивная стрельба / М.В.Бордунова. - М.: Вече, 2002. - 384 с.

3. Пуллэм Б. Спортивная стрельба из винтовки / Б.Пуллэм. - М.: Физкультура и спорт, 1991. С.155-172.

Способ обучения стрельбе при переменном ветре с использованием компьютерного комплекса, отличающийся тем, что наводку ствола винтовки после эталонного прицеливания и последующей юстировки сбивают, вначале осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, затем осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение - со средним выносом, что соответствует слабому ветру, при этом оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для выработки углов прицеливания и бокового упреждения пушки при стрельбе артиллерийскими и управляемыми снарядами, выработки временного интервала установки взрывателя для артиллерийских снарядов с подрывом на траектории, выработки сигнала “Запрет стрельбы” и времени задержки при стрельбе управляемыми снарядами, выработки зоны разрешения выстрела в системе управления огнем танка.

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для выбора рациональных способов поиска воздушных целей. .

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для выбора рациональных способов поиска воздушных целей. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей.

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер содержит оружие, формирователь изображения мишени, формирователь изображения прорези прицела, формирователь изображения мушки, установленный на шарнире, проекционное устройство, нижний и верхний поводки, установленные на шарнире, водило, экран, установленный на оружии.

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки операторов переносных зенитных ракетных комплексов. .
Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов танкового вооружения с управляемыми снарядами и ракетами. .
Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе. .
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. .

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для имитации стрельбы из стрелкового оружия при тактических учениях по целям и для отработки навыков прицеливания.

Изобретение относится к средствам обучения и тренировки операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами. .
Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). .

Изобретение относится к стрелковому огнестрельному оружию, предназначенному для проведения учебно-тренировочных стрельб при подготовке экипажей боевых машин без расходования боеприпасов основных изделий.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано в стендовой и пулевой стрельбе и на траншейном стенде. Способ заключается в определении наиболее оптимального темпа стрельбы индивидуально для каждого стрелка за счет использования управляемого звуком секундомера путем сопоставления субъективных ощущений о темпе стрельбы с реальным временем, при котором производится выстрел.

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения летного состава применению авиационных средств поражения (АСП). .

Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано для обучения стрельбе из огнестрельного и сигнального оружия. .

Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано в сигнальном оружии и средствах обучения стрельбе из огнестрельного оружия. .

Изобретение относится к оружейной технике и предназначено для имитации патронов стрелкового оружия в средствах обучения стрельбе из огнестрельного и сигнального оружия.
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. .

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройству для производства выстрела из стрелкового оружия дистанционно (без участия стрелка). .
Наверх