Дымоход-теплообменник

Изобретение относится к устройствам для обогрева бытовых и производственных помещений, в частности к конструкциям дымоходов печей. Дымоход-теплообменник содержит полый корпус с входным и выходным патрубками, внутри которого установлено тормозное устройство для торможения дымовых газов и теплообмена, причем тормозное устройство выполнено в виде заслонок с вырезами, при этом заслонки установлены внутри корпуса и закреплены на поперечных осях с возможностью поворота так, что в положении, когда заслонки расположены поперек корпуса, их вырезы образуют зигзагообразный газоход, а на осях снаружи корпуса закреплены рычаги, свободные концы которых с помощью шарниров соединены с общей штангой для установки заслонок в заданное положение. Технический результат: повышение эффективности теплообмена путем регулирования положения заслонок для выбора оптимального соотношения тяги в дымоходе и эффективности теплообмена в тормозном устройстве, при сохранении высокой безопасности. 7 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для обогрева бытовых и производственных помещений, в частности, к конструкциям дымоходов печей.

Дымоход является одним из основных элементов печи, который с одной стороны обеспечивает вывод за пределы обогреваемого помещения продуктов сгорания - дымовых газов, а с другой стороны нагретая поверхность дымохода выполняет функции теплообменника, который передает тепловую энергию отходящих дымовых газов для дополнительного обогрева помещений.

Однако, при работе дымохода-теплообменника печи вместе с прямоточным потоком продуктов сгорания - дымовых газов теряется значительное количество тепловой энергии, которое могло бы быть использовано для дополнительного обогрева помещений.

Одной из основных задач, стоящих перед разработчиками печного оборудования, является создание устройств, повышающих эффективность теплообмена отходящих дымовых газов при обеспечении оптимальной и безопасной работы (тяги) дымохода-теплообменника печи.

Из уровня техники известна конструкция дымохода-теплообменника, содержащая полый корпус с входным и выходным патрубками, внутри которого установлено тормозное устройство для торможения дымовых газов и теплообмена [«Печь, воздуховод и дымоход для нее» RU 2276755 (C1) (Степанов В.А.) (RU), F24B 5/02, F23B 80/00, 20.05.2006, наиболее близкий аналог-прототип] [1].

В известной конструкции дымохода-теплообменника тормозное устройство для дымовых газов выполнено в виде полой трубы с радиально установленными пластинами и радиатором, выполненным в виде радиально установленных пластин с кожухом - полым корпусом.

Наличие в дымоходе-теплообменнике тормозного устройства для дымовых газов обеспечивает более полное сгорания топлива в печи, некоторое замедление скорости движения продуктов сгорания топлива в дымоходе тормозного устройства, снижение температуры дымовых газов на выходе из выходного патрубка, за счет чего достигается снижение потерь тепла и увеличение эффективности теплообмена.

Недостатком известного дымохода-теплообменника является то, что прямоточное движение дымовых газов не обеспечивает существенное их торможение, что не позволяет достичь более эффективного теплообмена.

Кроме того, известный дымоход-теплообменник не содержит элементов для регулирования проходного сечения газохода, настройки оптимального соотношения тяги и эффективного теплообмена между горячими дымовыми газами и теплообменными элементами тормозного устройства.

В основу изобретения поставлена техническая задача - усовершенствовать дымоход-теплообменник путем усовершенствованного выполнения и расположения теплообменных элементов в тормозном устройстве и дополнительного применения средств регулирования их положения, обеспечить в тормозном устройстве движение дымовых газов по извилистому более протяженному газоходу, более эффективное их торможение, а также регулирование проходного сечения газохода.

Технический результат, который достигается при решении поставленной технической задачи и использовании усовершенствованного дымохода-теплообменника, состоит в повышении эффективности теплообмена путем регулирования положения заслонок для выбора оптимального соотношения тяги в дымоходе и эффективности теплообмена в тормозном устройстве, при сохранении высокой безопасности.

Поставленная техническая задача решается, а технический результат достигается тем, что в дымоходе-теплообменнике, содержащем полый корпус с входным и выходным патрубками, внутри которого установлено тормозное устройство для торможения дымовых газов и теплообмена, согласно изобретению тормозное устройство выполнено в виде заслонок с вырезами, при этом заслонки установлены внутри корпуса и закреплены на поперечных осях с возможностью поворота так, что в положении, когда заслонки расположены поперек корпуса, их вырезы образуют зигзагообразный газоход, а на осях снаружи корпуса закреплены рычаги, свободные концы которых с помощью шарниров соединены с общей штангой для установки заслонок в заданное положение.

Выполнение тормозного устройства в виде заслонок с вырезами обеспечивает возможность повышения торможения потока дымовых газов и гарантированное минимальное проходное сечение газохода между заслонкой и корпусом, что повышает эффективность теплообмена при сохранении высокой безопасности и наличии вырезов в заслонках, в результате чего исключается полное перекрытие газохода упомянутыми заслонками и воздействие угарного газа на людей при поперечном положении заслонок в корпусе.

В связи с тем, что заслонки установлены внутри корпуса и закреплены на поперечных осях с возможностью поворота так, что в положении, когда заслонки расположены поперек корпуса, их вырезы образуют зигзагообразный газоход, то в тормозном устройстве обеспечивается движение дымовых газов по извилистому более протяженному пути - газоходу, что повышает эффективность торможения дымовых газов и теплообмена.

Благодаря тому, что на осях снаружи корпуса закреплены рычаги, свободные концы которых с помощью шарниров соединены с общей штангой для установки заслонок в заданное положение, обеспечивается возможность регулирования площади проходного сечения газохода путем одновременного изменения положения всех заслонок штангой и выбора такого их положения на поперечных осях, при котором достигается оптимальная тяга в дымоходе и эффективность теплообмена в тормозном устройстве.

В дальнейшем изобретение поясняется чертежами и примером его осуществления.

На фиг.1 изображен дымоход-теплообменник, общий вид, продольный разрез.

На фиг.2 изображен разрез A-A на фиг.1.

На фиг.3 изображен вид B на фиг.2.

На фиг.4 изображена заслонка дымохода-теплообменника, модификация 1.

На фиг.5 изображена заслонка дымохода-теплообменника, модификация 2.

На фиг.6 изображена компоновочная схема дымохода-теплообменника в составе печи, вариант 1.

На фиг.7 изображена компоновочная схема дымохода-теплообменника в составе печи, вариант 2.

Дымоход-теплообменник (фиг.1-7) содержит полый корпус 1 (фиг.1-3) с входным 2 и выходным 3 патрубками (2, 3), внутри которого (1) установлено тормозное устройство 4 для торможения дымовых газов и теплообмена.

Особенностью усовершенствованного дымохода-теплообменника является следующее выполнение конструкции его составных частей.

Тормозное устройство 4 выполнено в виде заслонок 5 с вырезами 6, модификация 1 (фиг.4) или модификация 2 (фиг.5).

При этом заслонки 5 установлены внутри корпуса 1 и закреплены на поперечных осях 7 с возможностью поворота так, что в положении, когда заслонки 5 расположены поперек корпуса 1, их (5) вырезы 6 образуют зигзагообразный газоход (фиг.1).

На осях 7 снаружи корпуса 1 закреплены рычаги 8, свободные концы которых (8) с помощью шарниров 9 соединены с общей штангой 10 (фиг.3) для установки заслонок 5 в заданное положение.

Для бань и саун дымоход-теплообменник, в том числе все его составные части (1-10), могут быть выполнены из нержавеющей стали.

Оптимальные геометрические параметры корпуса 1 дымохода-теплообменника могут иметь следующие размеры:

наружный диаметр корпуса 1 - 300 мм;

высота корпуса 1 - 600 мм.

В тормозном устройстве 4 дымохода-теплообменника на осях 7 в корпусе 1 могут быть смонтированы три заслонки 5 с вырезами 6, например модификации 1 (фиг.4) или модификации 2 (фиг.5).

Работает предложенный дымоход-теплообменник следующим образом.

От печи (фиг.6, 7) дымовые газы поступают в корпус 1 дымохода-теплообменника через входной патрубок 2 и взаимодействуют с тормозным устройством.

Если дымоход-теплообменник находится в исходном положении (фиг.1), когда в тормозном устройстве 4 с помощью штанги 10, рычагов 8 и осей 7, заслонки 5, например модификации 1 (фиг.2, 4), расположены поперек корпуса 1, то их (5) вырезы 6 образуют зигзагообразный газоход, с минимальным проходным сечением, обеспечивающим безопасную минимальную тягу, но имеющим извилистый более протяженный газоход, обеспечивающий максимальный теплообмен.

Когда дымоход-теплообменник переводится в положение, при котором в тормозном устройстве 4 с помощью штанги 10, рычагов 8 и осей 7, заслонки 5, например модификации 1 (фиг.2, 4), расположены вдоль корпуса 1, то их (5) вырезы 6 образуют прямоточный газоход, с максимальным проходным сечением, обеспечивающим максимальную тягу, и минимальную протяженность газохода, обеспечивающую минимальный теплообмен.

В зависимости от выбора заданной температуры в обогреваемом помещении оператор переводит дымоход-теплообменник в положение, когда в тормозном устройстве 4 с помощью штанги 10, рычагов 8 и осей 7, заслонки 5, например модификации 1 (фиг.2, 4), устанавливают в корпусе 1 в наклонное промежуточное положение, при котором достигается безопасная оптимальная тяга в дымоходе и необходимая эффективность теплообмена для обеспечения выбранной температуры в обогреваемом помещении.

Заданное положение заслонок 5 тормозного устройства 4 определяется температурным режимом нагрева помещения.

Наиболее эффективно использовать заявляемый дымоход-теплообменник в составе бытовых твердотопливных печей (котлов) с естественной циркуляцией дымовых газов.

При использовании заявленного дымохода-теплообменника существенно снижается расход топлива в печи.

Опытным путем установлено, что в печи, использующей заявленный дымоход-теплообменник, расход топлива на нагрев помещения на 15°C сокращается в два-три раза.

Таким образом, путем усовершенствованного выполнения и расположения теплообменных элементов заслонок 5 в тормозном устройстве 4 и дополнительного применения средств регулирования их положения - осей 7, рычагов 8 и штанги 10, в тормозном устройстве 4 обеспечивается движение дымовых газов по извилистому более протяженному газоходу, более эффективное их торможение, а также регулирование проходного сечения газохода.

За счет этого достигается повышение эффективности теплообмена путем регулирования положения заслонок 5 для выбора оптимального соотношения тяги в дымоходе и эффективности теплообмена в тормозном устройстве 4, при сохранении высокой безопасности.

Приведенные сведения свидетельствуют о возможности осуществления изобретения и промышленного применения предложенного дымохода-теплообменника, который обладает простотой конструкции, может быть многократно изготовлен на любом предприятии и может найти широкое применение в составе печей для обогрева бытовых и производственных помещений, работающих преимущественно на твердом топливе.

Перечень обозначений

1) полый корпус

2) входной патрубок

3) выходной патрубок

4) тормозное устройство

5) заслонка

6) вырез заслонки

7) ось заслонки

8) рычаг оси заслонки

9) шарнир

10) штанга

Дымоход-теплообменник, содержащий полый корпус (1) с входным (2) и выходным (3) патрубками (2, 3), внутри которого (1) установлено тормозное устройство (4) для торможения дымовых газов и теплообмена, отличающийся тем, что тормозное устройство (4) выполнено в виде заслонок (5) с вырезами (6), при этом заслонки (5) установлены внутри корпуса (1) и закреплены на поперечных осях (7) с возможностью поворота так, что в положении, когда заслонки (5) расположены поперек корпуса (1), их (5) вырезы (6) образуют зигзагообразный газоход, а на осях (7) снаружи корпуса (1) закреплены рычаги (8), свободные концы которых (8) с помощью шарниров (9) соединены с общей штангой (10) для установки заслонок (5) в заданное положение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области колпаков для дымоходов. Технический результат: создание пониженного давления в канале дымохода, снижение количества выбросов.

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для утилизации тепловых отходов, в частности для утилизации дымовых газов. .

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для удаления загрязненных газов в местах скопления автомобильного транспорта и значительного пылевыделения, например в карьерах для добычи полезных ископаемых или на загазованных участках городских улиц.

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для утилизации тепловых отходов, в частности для утилизации дымовых газов. .
Изобретение относится к области воздухоплавания. .

Изобретение относится к теплоэнергетическим устройствам и, в частности, к устройствам для нагрева воздуха, предназначенным для использования в системах воздушного отопления бытовых и производственных помещений и обеспечивает улучшение теплотехнических и гидродинамических характеристик, а также увеличение КПД теплогенератора.

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на котлах, сжигающих пыль твердого топлива со сбросом зологазовых отходов через дымовую трубу в атмосферу.

Изобретение относится к бытовым отопительным приборам, работающим на твердом топливе, в частности к устройствам для отвода дымовых газов - дымоходам. .

Изобретение относится к устройствам для отвода дымовых газов из отопительных печей и может быть использовано для упрощения технологии изготовления вертикальных дымоходов.

Изобретение относится к технике очистки дымовых газов от золовых частиц и может быть использовано на котлах тепловых электростанций. .

Группа изобретений относится к теплоэнергетике, а именно к системам отопления на твердом топливе, и может быть использована для создания отопительных приборов с повышенной эффективностью. Способ управления температурой дымовых газов, в котором изменяют объем входящего воздуха, а в процессе сжигания топлива разделяют дымовые газы на горячий и холодный потоки, изменяют величину горячего потока и объединяют его с холодным потоком. Способ может быть реализован в твердотопливных отопительных приборах прямого (печи), косвенного (котлы) и смешанного нагрева, а также отопительных приборах с верхним горением, верхней загрузкой, газогенераторных и др. Группа изобретений направлена на повышение эффективности твердотопливных отопительных приборов в широком диапазоне производимых тепловых мощностей, за счет стабилизации температуры дымовых газов. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструкциям печей и способам сжигания топлива и может быть использовано при разработке печей для сжигания любого вида топлива. Технический результат - повышение теплоотдачи путем понижения температуры выходящих дымовых газов. Дымовая труба для печи, преимущественно, для обогрева банных помещений содержит вертикально ориентированный корпус, нижняя входная часть которого соединяется с источником горячих газов, предпочтительно, продуктов сгорания топлива в печи, верхняя выходная - с окружающей атмосферой. В центральной части корпуса трубы ее нижняя и верхняя части соединены между собой при помощи нескольких изолированных друг от друга каналов круглого поперечного сечения, суммарная проходная площадь которых равна или превышает проходную площадь дымовой трубы. Упомянутые каналы установлены в ступенчатых расширениях, выполненных на смежных участках трубы, причем площадь каждого ступенчатого расширения превышает площадь проходного сечения дымовой трубы, при этом, как минимум, в одном канале, предпочтительно, в каждом, установлен завихритель. 3 ил.

Изобретение относится к конструкциям печей и способам сжигания топлива и может быть использовано при разработке печей для сжигания любого вида топлива. Технический результат - повышение теплоотдачи печи путем понижения температуры выходящих дымовых газов. Дымовая труба для печи содержит вертикально ориентированный корпус, нижняя входная часть которого соединяется с источником горячих газов, а верхняя выходная - с окружающей атмосферой. В центральной части корпуса трубы ее нижняя и верхняя части соединены между собой при помощи трех изолированных друг от друга профилированных каналов, одного центрального и двух периферийных, имеющих форму сегментов окружности, установленных с радиальным зазором по отношению друг к другу. При этом центральный канал в поперечном сечении имеет форму двояковыпуклой линзы, а периферийные каналы имеют форму выпукло-вогнутой линзы. Выпуклые части центрального канала и вогнутые части периферийных каналов образуют каналы для прохода воздуха. 3 ил.

Изобретение относится к конструкциям печей и способам сжигания топлива и может быть использовано при разработке печей для сжигания любого вида топлива. Технический результат - повышение теплоотдачи печи путем понижения температуры выходящих дымовых газов. Способ повышения эффективности теплоотдачи печных газов заключается в турбулизации основного потока и перемешивании пограничного ламинарного подслоя с основным потоком. Основной поток печных газов, проходящий через печную трубу, имеющую входную и выходную части, замедляют в расширителе, имеющем проходную площадь, превышающую площадь проходного сечения основного потока, затем указанный поток разделяют на несколько изолированных друг от друга потоков, при этом обеспечивают суммарную площадь упомянутых потоков равной или превышающей площадь основного потока. Каждому изолированному потоку в канале сообщают вращательное движение путем установки в канале завихрителя. После чего изолированные потоки соединяют в накопителе, имеющем проходную площадь, превышающую площадь проходного сечения основного потока, дополнительно турбулизируют образованный основной поток за счет остаточного вращения изолированных потоков, поступивших в накопитель, после чего основной поток печных газов направляют из накопителя в выходную часть трубы. 3 ил.

Изобретение относится к конструкциям печей и способам сжигания топлива и может быть использовано при разработке печей для сжигания любого вида топлива. Технический результат - повышение теплоотдачи путем понижения температуры выходящих дымовых газов. Дымовая труба для печи для обогрева банных помещений содержит вертикально ориентированный корпус, нижняя входная часть которого соединяется с источником горячих газов, предпочтительно продуктов сгорания топлива в печи, верхняя выходная - с окружающей атмосферой. В центральной части корпуса трубы ее нижняя и верхняя части соединены между собой при помощи нескольких изолированных друг от друга каналов круглого поперечного сечения, суммарная проходная площадь которых равна или превышает проходную площадь дымовой трубы. Упомянутые каналы установлены в ступенчатых расширениях, выполненных на смежных участках трубы. Как минимум в одном канале, предпочтительно в каждом, установлен завихритель, представляющий собой полосу металла, сдеформированную путем вращения ее концов в противоположные стороны. 3 ил.

Изобретение относится к конструкциям печей и способам сжигания топлива и может быть использовано при разработке печей для сжигания любого вида топлива. Технический результат - повышение теплоотдачи печи путем понижения температуры выходящих дымовых газов. Дымовая труба для печи содержит вертикально ориентированный корпус, нижняя входная часть которого соединяется с источником горячих газов, предпочтительно продуктов сгорания топлива в печи, верхняя выходная - с окружающей атмосферой. В центральной части корпуса трубы ее нижняя и верхняя части соединены между собой при помощи изолированных друг от друга профилированных каналов - одного центрального, имеющего форму поперечного сечения в виде окружности, и нескольких периферийных, имеющих форму поперечного сечения в виде дуговых секторов окружности, установленных с радиальным зазором по отношению друг к другу и к центральному каналу. Суммарная проходная площадь указанных каналов равна или превышает проходную площадь дымовой трубы. Упомянутые каналы установлены в ступенчатых расширениях, выполненных на смежных участках трубы. 3 ил.

Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к системам отопления на твердом топливе, и может быть использовано для создания отопительных приборов с повышенной эффективностью. Устройство повышения эффективности твердотопливного отопительного прибора содержит корпус отопительного прибора с загрузочной дверцей, патрубок для вывода дымовых газов, расположенный в верхней части корпуса возле одного из ребер, и подвижно соединенный с ним внутри корпуса угловой патрубок, имеющий фиксатор горизонтального положения или привод от загрузочной дверцы с фиксатором положения. Техническим результатом является упрощение и удешевление устройства повышения эффективности твердотопливного отопительного прибора, а также упрощение его эксплуатации. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам сброса взрывоопасного газа в атмосферу из сосудов паров криогенных жидкостей и может быть применено как на транспортных средствах доставки взрывоопасного газа под давлением, так и на стационарных установках. Дренажное устройство для сжиженных взрывоопасных газов содержит центростремительную активно-реактивную ступень турбодетандера, входной и выходной патрубки газа, тормоз, перфорированный коллектор. Устройство выполнено в виде единого блока. Входной патрубок газа активно-реактивной ступени соединен с парциальным клапаном, а патрубок выхода - с перфорированным коллектором. Тормоз выполнен в виде лопасти вентилятора, насаженного на вал активно-реактивной ступени турбодетандера. Изобретение направлено на безопасное рассеивание взрывоопасных газов. 2 ил.

Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к вспомогательному оборудованию котлов, работающих на серосодержащих топливах, и может быть использовано для создания комплексного оборудования, совмещающего функции газохода и воздухоподогревателя. Воздухоподогреватель-газоход содержит корпус, состоящий из каркаса и стеклоблоков с воздушными каналами, выполненными из термостойкого малощелочного стекла с упругой прокладкой между ними, уложенными с образованием продольных газоходов между ними. Корпус состоит из соединенных друг с другом секций, скомпонованных из боковых и внутренних стенок, днища, перекрытия и секционных воздушных коллекторов. Стеклоблоки выполнены различной конфигурации: со сквозным продольным воздушным каналом, с продольным воздушным каналом, заглушенным с торца, с продольным воздушным каналом, заглушенным с торца и соединенным с одним боковым заборным отверстием, с заглушенным с торца продольным воздушным каналом, соединенным с двумя боковыми заборными отверстиями: прямые П-образные, угловые Г-образные. Заборные отверстия и воздушные каналы боковых и внутренних стенок, днища, перекрытия в каждой секции сообщаются между собой и соединены со своим секционным воздушным коллектором, соответственно, в свою очередь соединенным через воздушный патрубок с главным воздушным коллектором. Техническим результатом является увеличение эффективности воздухоподогревателя-газохода. 8 ил.

Изобретение относится к строительству, а именно к модульным системам универсального двухконтурного дымохода. Технический результат: обеспечение устойчивости к коррозии и жаропрочности. Модульная система дымохода с изоляцией включает дымоходный модуль, выполненный по принципу «труба в трубе», содержащий наружный металлический ствол, выполненный в виде цилиндра, и внутреннюю металлическую газоотводящую трубу, выполненную цилиндрической формы, расположенные коаксиально оси дымоходного модуля, установленные с зазором относительно друг друга, заполненным теплоизоляционным материалом в виде вспученного перлита и снабженным прокладками, закрывающими указанный зазор сверху и снизу, и выполненные из листовой стали соединением внахлест, причем наружные поверхности наружного металлического ствола и внутренней металлической газоотводящей трубы на участках соединения снабжены ограничителями в форме выступов (зигов), расположенных на наружных поверхностях наружного металлического ствола и внутренней металлической газоотводящей трубы. Модульная система дымохода содержит не меньше двух дымоходных модулей, в каждом из которых теплоизоляционный материал дополнительно содержит кремнийорганический гидрофобизатор в количестве не меньше 5% при общем соотношении вспученного перлита 95% и 5% кремнийорганического гидрофобизатора, а в качестве прокладок использована набивка из муллитокремнеземистой ваты на основе глинозема и кварцевого песка и установлены заглушки из нержавеющей стали, плотно прижимающие набивку, кроме того, один из дымоходных модулей с одной стороны соединен с окончанием дымохода, а с другой стороны - с отводом, имеющим возможность присоединения второго дымоходного модуля с отопительным прибором посредством тройника, кроме того, для крепления модульной системы выполнены крепежные и стяжные хомуты, при этом наружный ствол и внутренняя газоотводящая труба каждого из дымоходных модулей, окончание дымохода, отвод, тройник, крепежные и стяжные хомуты выполнены из нержавеющей стали. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх