Система для подъема затонувших подводных лодок

Изобретение предназначено для подъема подводных лодок, затонувших на глубине, превышающей их длину. Система для подъема затонувших подводных лодок содержит установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи, взаимодействующие с ним средства крепления, содержащие корпус, палец со стопорным механизмом и обухи в верхней части корпуса, и судоподъемные понтоны. Система содержит траверсу, снабженную узлами крепления стропов обухов средств крепления, упорами с приводами, узлами крепления подъемных стропов, на которых один над другим остроплены судоподъемные понтоны. Установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи выполнены в виде установленной на шпангоуте пластины с подкреплениями с обеих сторон пластины в ее середине и центральным отверстием. Внутреннее пространство корпуса средств крепления идентично наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов. Достигается упрощение конструкции системы для подъема затонувших подводных лодок, улучшается удобство пользования системой. 7 ил.

 

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности, к системам для подъема затонувших подводных лодок.

Известна система для подъема затонувших подводных лодок, состоящая из комплекта ответных частей, установленного на подводной лодке, включающего круглый в сечении обух, закрепленный на прочном корпусе подводной лодки, и шток, соединенный с обухом посредством звеньев, средства крепления штокового захвата типа ШУ, взаимодействующего со штоком, и судоподъемных понтонов. Головка штока снабжена прорезью с роликом для закрепления в ней направляющего проводника, с помощью которого производят наведение и стыковку захвата и штока. В походном положении шток и звенья крепятся к откидному (отрывному) листу легкого корпуса подводной лодки, при этом крепление звеньев должно обеспечивать их отрыв усилием до 3 тс. Кроме того, для предотвращения взаимных перемещений при движении лодки звенья скреплены друг с другом с помощью прихваток. Штоковое устройство, в свою очередь, имеет корпус, внутри которого установлены приспособление полуавтоматического захвата и закрепления головки штока и упор штока, а снаружи - механизм отсоединения штока от приспособления. Сверху корпуса установлены проушины для судоподъемных скоб, с помощью которых к устройству присоединяются судоподъемные понтоны, см., Справочник специалиста АСС ВМФ, М., Воениздат, 1967, стр.135-138.

Недостатками данной системы являются достаточно большие масса и габариты штока и звеньев при небольшой грузоподъемности и занимаемый ими на лодке объем. Количество комплектов ответных частей и значения их параметров возрастает с увеличением подъемного веса подводной лодки. Это приводит к уменьшению полезного объема для размещения на лодке средств, обеспечивающих задач для которых создавалась подводная лодка. Штоковое устройство имеет сложную конструкцию, требует введение дополнительного приспособления для наведения устройства на шток. Наличие большого количества движущихся частей снижает надежность работы устройства. Кроме того, большое количество комплектов ответных частей и средств крепления проводит к увеличению количества судоподъемных понтонов, остропить которые на затонувшей подводной лодке можно только, если располагать понтоны на разной высоте над лодкой. Это приводит к увеличению количества ступеней процесса подъема и, как следствие, к возрастанию продолжительности подъема и его стоимости.

Известна система для подъема затонувших подводных лодок, состоящая из ответной части в виде круглого в сечении обуха, установленного на прочном корпусе лодки, средства крепления в виде грузозахватного устройства для обухов (типа «Скоба»), взаимодействующего с обухом, и судоподъемных понтонов, корпус средства крепления выполнен в виде корпуса судоподъемной скобы, пальца, имеющего на одном конце упор, а на другом - винт, помещенный внутри кожуха и взаимодействующий с гайкой, ползуна, установленного между щек корпуса и взаимодействующего во время работы с пальцем, и обуха, установленного на внешней стороне корпуса. Упор пальца и обух снабжены узлами для заводки в них направляющего каната при спуске средства крепления судоподъемных понтонов к обуху. Для крепления конца направляющего каната к подводной лодке на прочном корпусе рядом с обухом установлен штырь с патроном, см. например, грузозахватное устройство для обухов (типа «Скоба»), описанное в «Руководстве по судоподъемным работам» РСПР-ВМФ-88, М., Воениздат, 1991, стр.220-225. Данное устройство принято за прототип.

Исключение из комплекта ответных частей системы для подъема затонувших подводных лодок штока и звеньев уменьшили его массу. Уменьшение количества движущихся частей и упрощение конструкции средства крепления судоподъемных понтонов к обуху повышает надежность работы системы. Однако эта система имеет все остальные недостатки присущие описанной выше системе. Кроме того, конструкция средства крепления не только не уменьшило требуемое его для установки пространство на прочном корпусе подводной лодки вокруг обуха, а, наоборот, увеличило, что приводит к уменьшению полезного объема для размещения на лодке средств, обеспечивающих задач для которых создавалась подводная лодка. Использование средства крепления также требует введение дополнительного приспособления для наведения его на обух.

Задачей изобретения является упрощение конструкции системы для подъема затонувших подводных лодок, технологии ее использования и снижение стоимости работ по подъему.

Задача решается тем, что в известную систему для подъема затонувших подводных лодок, содержащую установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи, взаимодействующие с ним средства крепления, содержащие корпус, палец со стопорным механизмом и обухи в верхней части корпуса, и судоподъемные понтоны, включена траверса, снабженная узлами крепления стропов обухов средств крепления, упорами с приводами, узлами крепления подъемных стропов, на которых один над другим остроплены судоподъемные понтоны, при этом установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи выполнены в виде установленной на шпангоуте пластины с подкреплениями с обеих сторон пластины в ее середине и центральным отверстием, а внутреннее пространство корпуса средств крепления идентично наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов.

Новыми существенными признаками предложенного устройства являются:

- наличие в системе траверсы, снабженной узлами крепления стропов обухов средств крепления, упорами с приводами, узлами крепления подъемных стропов;

- выполнение установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов виде установленной на шпангоуте пластины с подкреплениями с обеих сторон пластины в ее середине и центральным отверстием;

- выполнение внутреннего пространства корпуса средств крепления идентичным наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов;

- остропка судоподъемных понтона один над другим на подъемных стропах.

Наличие траверсы позволяет острапливать на оптимальной высоте над затонувшей подводной лодкой за каждый обух большее количество существующих судоподъемных понтонов, что обеспечивает сокращение числа ступеней подъема.

Предложенная конструкция обухов обеспечивает увеличение их грузоподъемности и уменьшение количества на прочном корпусе затонувшей подводной лодки.

Выполнение внутреннего пространства корпуса средств крепления идентичным наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов позволяет упростить процесс его наведения и закрепления на обухе и исключить из состава системы дополнительного приспособления для наведения его на обух.

В целом обеспечивается упрощение конструкции системы для подъема затонувших подводных лодок, технологии ее использования и снижение стоимости работ по подъему.

На фиг.1 показана система для подъема затонувших подводных лодок.

На фиг.2 показано средство крепления на виде спереди.

На фиг 3 показано средство крепления на виде сбоку.

На фиг.4 показана траверса на виде сверху.

На фиг.5 показано наведение средства крепления на обух на прочном корпусе затонувшей подводной лодки на виде спереди.

На фиг.6 показано наведение средства крепления на обух на прочном корпусе затонувшей подводной лодки на виде сбоку.

На фиг.7 показана остропка судоподъемных понтонов на траверсе на виде сбоку.

Система для подъема затонувших подводных лодок состоит из обухов, каждый из которых выполнен в виде установленных на прочном корпусе 1 затонувшей подводной лодки пластин 2. В середине с каждой стороны пластина снабжена подкреплениями 3. Через тело пластины и подкреплений проходит центральное отверстие 4. С обухом взаимодействует средство крепления, содержащее корпус 5, внутреннее пространство которого выполнено идентичным наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов, и палец 6. В корпусе выполнено также сквозное отверстие 7, диаметр которого равен диаметру центрального отверстия обуха, а в верхней части корпуса установлены обуха 8, в которых в период использования средства крепления закреплены одним из своих концов стропы 9.

Другие концы стропов 9 закреплены на траверсе 10, на которой установлены узлы 11 для крепления концов стропов 9, узлы 12 закрепления на траверсе стропов 13 для спуска траверсы к затонувшей подводной лодке, узлы 14 для остропки на траверсе судоподъемных понтонов 15, а также упоры 16 с пятами 17 и приводами для перемещения упоров в направляющих 18 и их стопорения в заданном положении.

Использование системы при подъеме затонувшей подводной лодки осуществляется следующим образом:

На затонувшей подводной лодке водолазы производят удаление части наружного корпуса лодки в районе расположения обухов на прочном корпусе 1. Одновременно с этим на палубе обеспечивающего судна выполняются работы по подготовке средств крепления и траверсы 10 к спуску к затонувшей подводной лодке. Подготовка средства крепления заключается в прикреплении к обухам 8 концевых заделок стропов 9 и спусковых стропов 19 к другим концевым заделкам стропов 9. Подготовка траверсы 10 заключается в закреплении концы составных подъемных стропов 20 в узлах 14 траверсы, подсоединении к другим концам стропов 20 спусковых стропов 19, укладке подъемных стропов 20 на палубе траверсы и закреплении концов стропов 19 на обеспечивающем судне. После этого каждое средство крепления опускают к соответствующему обуху на прочном корпусе подводной лодки и под контролем водолаза производят его посадку на обух. Затем водолаз производит заводку пальца 6 в отверстие 4 обуха и отверстие 7 в корпусе средства крепления и закрепляет его в отверстиях одним из известных способом.

После стыковки средства крепления и обуха верхние концы спусковых стропов пропускают сквозь узлы 11 траверсы 10 и на стропах 13, присоединенных к узлам 12 траверсы, опускают ее к затонувшей подводной лодке по тех пор, пока концевые заделки стропов 9 не пройдут через узлы 11. Затем с помощью проводов опускают упоры 16 до касания их пят 17 корпуса 2 подводной лодки и обтягивания втугую стропов 9, после чего упоры в этом положении стопорят. Траверса готова к остропке на ней судоподъемных понтонов 15, при этом подъемные стропы 20 занимают вертикальное положение.

В клюзы одного из судоподъемных понтонов 15 с присоединенными продувочными шлангами заводят стропы 19 и по ним работой грузоподъемных механизмов спускают понтон 15 к траверсе 10 до тех пор, пока соединительные элементы составного подъемного стропа 19 не пройдут через клюзовые крышки понтона 15. Спуска понтона прекращается. Затем понтон поддувают и ставят его «на панер». Затем по этим стропам спускают следующий понтон 15 и ставят его «на панер» на первым понтоном. Остропку всех остальных понтонов на траверсе 10 производят аналогично.

После остропки необходимого количества судоподъемных понтонов на затонувшей подводной лодке производят их продувку и наращиванием их подъемной силы поднимают затонувшую подводную лодку на поверхность по появлением верхнего яруса судоподъемных понтонов. В таком положении затонувшую подводную лодку вместе с судоподъемными понтонами буксируют на мелководье и после перестройки понтонов производят окончательный подъем затонувшей подводной лодки.

Технико-экономическое преимущество предложенной системы для подъема затонувших подводных лодок по сравнению с известной системой, описанной в «Руководстве по судоподъемным работам» РСПР-ВМФ-88, М., Воениздат, 1991, стр.220-225 и принятой за прототип, заключается в упрощение конструкции системы для подъема затонувших подводных лодок, технологии ее использования и снижении стоимости работ по подъему.

Для разработки и изготовления средства крепления и траверсы предложенной системы для подъема затонувших подводных лодок требуются инвестиции порядка 35 млн. руб. В настоящее время выполнено эскизное проектирование конструкций средства крепления и траверсы предложенной системы.

Система для подъема затонувших подводных лодок, содержащая установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи, взаимодействующие с ним средства крепления, содержащие корпус, палец со стопорным механизмом и обухи в верхней части корпуса, и судоподъемные понтоны, отличающаяся тем, что в нее включена траверса, снабженная узлами крепления стропов обухов средств крепления, упорами с приводами, узлами крепления подъемных стропов, на которых один над другим остроплены судоподъемные понтоны, при этом установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи выполнены в виде установленной на шпангоуте пластины с подкреплениями с обеих сторон пластины в ее середине и центральным отверстием, а внутреннее пространство корпуса средств крепления идентично наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается выполнения средств для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам, предназначенным для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к устройствам подъема затонувших плавсредств на поверхность моря с разных глубин их залегания. .

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок. .

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах. .

Изобретение относится к подводным работам по подъему затонувших объектов с использованием надувных понтонов, закрепленных с наружной стороны затонувшего объекта.

Изобретение относится к средствам спасения, подъема и восстановления затонувших объектов, преимущественно подводных кораблей. .

Изобретение относится к способам и устройствам для спасения объектов, терпящих бедствие, и может быть использовано при спасении надводных, подводных, летательных аппаратов и людей.

Изобретение относится к устройствам для проведения подъемно-технических работ, в частности к работам по подъему затонувших объектов (ЗО). .

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов арктического шельфа. .

Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к устройствам остропки судоподъемных понтонов, снабженных клюзовыми крышками. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способу и устройству для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне. .

Изобретение относится к области водных перевозок тяжеловесных негабаритных грузов. .

Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к судоподъемным понтонам. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способу и устройству для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне. .
Наверх