Пазовое соединение для буровых коронок

Изобретение относится к области машиностроения и горной промышленности и предназначено для соединения и передачи момента вращения и усилия давления от цилиндрической кольцевой детали с радиальными пазами к деталям в виде пластин, в том числе для крепления пластинчатых резцов к буровой коронке. Суть изобретения заключается в формировании неподвижного пазового соединения путем обхвата хвостовика резцов установленными в кольцевые выемки по внешнему и внутреннему диаметру корпуса коронки охватывающим и внутренним кольцами и задавливания их части в радиальные пазы корпуса коронки с прижатием хвостовика резцов к набегающей стенке радиального паза. Таким образом, хвостовик резцов оказывается в радиальном и осевом направлениях зафиксирован охватывающим и внутренним кольцами, и зажатым в окружном направлении между, с одной стороны, деформированными охватывающим и внутренним кольцами, а с другой стороны, набегающей стороной радиального паза корпуса коронки. Вследствие этого хвостовик резца оказывается жестко закрепленным в кольцевой коронке, образуя прессовое соединение. Технический результат заключается в повышении работоспособности, повышении проходки на буровую коронку, увеличении нагрузки на коронку для бурения более крепких пород. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроительной и горной промышленности, в частности к пазовым соединениям с натягом, и может быть использовано при креплении пластинчатых резцов к корпусу буровых коронок.

Известно соединение твердосплавных резцов к корпусу твердосплавных буровых коронок пайкой при температуре 950-970°С [1]. Достоинством соединения резцов пайкой является возможность крепления резцов к корпусу кольцевой коронки с минимальной шириной. При этом в самозатачивающихся коронках резцы могут быть использованы почти на 100%. Однако существенным недостатком соединения пайкой является наличие температурных напряжений в зоне пайки, которые вызывают преждевременный выход из строя резцов буровых коронок.

Известно соединение твердосплавных вставок в корпуса шарошечных и ударных долот запрессовкой в цилиндрические гнезда [2]. Благодаря механическому креплению этих вставок термические напряжения во вставках отсутствуют. Механические напряжения в твердосплавных вставках от их запрессовки в стальные корпуса долот незначительны, ввиду высокого модуля упругости твердого сплава по сравнению со сталью. Однако существенным недостатком прессового соединения в породоразрушающих инструментах является то, что оно приемлемо только для цилиндрических вставок, работающих в условиях осевого давления или удара. В условиях значительных тангенциальных сил резания и узкого кольцевого забоя прессовое соединение малоприменимо из-за невозможности обеспечения надежной работы соединения.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту является разъемное соединение «ласточкин хвост» [3]. Соединение кроме стержневых деталей с шипом и гнездом под шип содержит охватывающую одну из деталей втулку, которая фиксирует шип от перемещения вдоль боковых поверхностей гнезда. Положительной особенностью этого соединения являются возможность крепления деталей различного размера, надежность, возможность получения жесткой фиксации соединяемых деталей, благодаря образованию закрытого паза, и отсутствие высокотемпературного нагрева, вызывающего дополнительные внутренние напряжения. Однако область применения такого соединения только стержневые тела вращения, что ограничивает его применение в технике, например, в креплении резцов в буровых коронках.

Таким образом, может быть поставлена задача значительного уменьшения внутренних напряжений в буровых резцах кольцевых коронок путем применения механического способа соединения деталей с использованием элементов разъемного соединения типа «ласточкин хвост» в механическом креплении резцов в буровой коронке. При решении этой задачи достигается определенный технический результат, выражающийся в повышении проходки на буровую коронку или нагрузки на коронку с целью бурения более крепких пород.

Поставленная задача решается тем, что в пазовом соединении одна из соединяемых деталей с шипом выполнена в виде пластинчатого резца с хвостовиком, подобным шипу под «ласточкин хвост», а другая соединяемая деталь выполнена в виде корпуса кольцевой буровой коронки с радиальными промывочными пазами и выполненными по его наружному и внутреннему диаметрам встречными кольцевыми выемками со скосом, отвечающим скосу хвостовика, и имеет контакт с задней стороной хвостовика резцов, а втулка выполнена в виде охватывающего кольца как деталь, ответная хвостовику резцов, и установлена в кольцевой паз по наружному диаметру корпуса коронки и взаимодействует с наружной боковой стороной и не более ½ частью передней стороны хвостовика резцов, при этом само соединение дополнительно включает внутреннее кольцо, которое установлено во внутренний паз корпуса коронки и выполнено взаимодействующим с внутренней боковой стороной и не более ½ частью передней стороны хвостовика резцов.

Дальнейшие возможные варианты осуществления следуют из зависимых пунктов 2-3 формулы изобретения.

В соответствии с п.2 изобретения, в сборном специальном пазовом соединении на боковых сторонах хвостовика резцов выполнены встречные прямоугольные пазы, при этом выемки по внешнему и внутреннему диаметру корпуса коронки выполнены соответствующими контурам пазов хвостовика резцов, а охватывающее и внутреннее кольца выполнены прямоугольными с возможностью установки в пазах хвостовика резцов и соотвествующие выемкм корпуса коронки.

В соответствии с п.3 изобретения, пазовое соединение для бурения крепких и трещиноватых пород, вызывающих большие динамические нагрузки на резцы, выполнено с повышенной надежностью путем жесткого фиксирования охватывающего и внутреннего колец к корпусу коронки, а в зоне промывочного паза -друг к другу, например, точечной сваркой (электрозаклепка), пайкой, винтами или заклепками.

Продавливание охватывающего и внутреннего колец в радиальные пазы корпуса коронки вызывает натяг по внешней и внутренней стороне хвостовика резцов, а выдавливание материала охватывающего и внутреннего кольца приводит к прижатию хвостовика резцов к стенке паза корпуса коронки. Таким образом, обеспечивается надежное жесткое крепление резцов к коронке.

Предлагаемое пазовое соединение, несмотря на многоэлементность, технологично при изготовлении и сборке и обладает высокой точностью. Требуемая прочность соединения может быть обеспечена применением высокопрочных и износостойких материалов, особенно для охватывающего и внутреннего кольца. Высокоамплитудное циклическое тепловое и механическое действие на резец в узлах крепления во время бурения не вызовет его разрушения, к тому же исключена пайка. Продавливание охватывающего и внутреннего колец в радиальный паз корпуса коронки не только фиксирует резцы, но и образует сообщение между внутренними и внешними промывочными каналами. Оригинальная конструкция соединения позволяет применять его для крепления резцов в буровых коронках и отказаться от пайки, вызывающей внутренние напряжения в резцах и их преждевременный выход из строя. В силу вышесказанного считаем, что наше предложение обладает новизной и изобретательским уровнем.

Предлагаемое соединение резцов к коронке имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом:

- новые конструктивные элементы и их связь придают известному пазовому соединению новое качество, а именно возможность его применения в креплении резцов к корпусу буровой кольцевой коронки;

- в данном случае соединение удачно решает двойную задачу: крепление резцов без наведения термонапряжений и формирование промывочного канала в буровой коронке;

- детали крепления получают при сборке соединения дополнительные напряжения сжатия и натяжения, ведущие к увеличению жесткости крепления резцов к коронке.

Суть изобретения иллюстрируется на примере кольцевой буровой коронки фиг.1…3. На фиг.1 изображен общий вид пазового соединения резцов к корпусу буровой коронки; на фиг.2 - разрез фиг.1 по А-А; на фиг.3 - фрагмент соединения в разрезе.

Соединение состоит из соединяемых деталей корпуса коронки 1 и пластинчатых резцов 2 с хвостовиком 3, охватывающего кольца 4, внутреннего кольца 5. Впадины 6, образованные охватывающим и внутренним кольцом, сообщаются с промывочными каналами 7 и радиальными пазами 8 (фиг.1, 2).

Хвостовик резцов обработан под «ласточкин хвост» или может иметь прямоугольные пазы на боковых сторонах. Для размещения охватывающего и внутреннего кольца на корпусе коронки по его внешнему и внутреннему диаметру выполнены встречные углубления (прямоугольные или трапециевидные пазы), контуры которых совпадают с контуром хвостовика резцов. Особенностью предлагаемого соединения является размещение части охватывающего и внутреннего кольца по центру радиальных пазов 8 с прижатием хвостовика резцов к набегающей стороне радиального паза корпуса коронки (фиг.3.) и, как следствие, образование сообщения между внутренними и внешними промывочными каналами. Для ограничения движения пластинчатых резцов в продольном направлении хвостовик контактирует верхними и нижними заплечиками своих пазов с охватывающим и внутренним кольцом, при этом торец хвостовика резцов взаимодействует с дном радиального паза корпуса коронки.

Благодаря этому осевое усилие от корпуса коронки передается через торец хвостовика резцам, а момент вращения от набегающей стороны радиального паза корпуса коронки - непосредственно тыльной стороне хвостовика резцов. При этом хвостовик резцов жестко зажат охватывающим и внутренним кольцами, которые по внешнему и внутреннему диаметру имеют натяг, а их участки, размещенные в радиальном пазе, прижимают хвостовик резцов к корпусу коронки. Жесткость соединения можно варьировать применением более прочных материалов различной прочности в зависимости от крепости буримых пород. Таким образом, можно сделать заключение, что предлагаемое соединение достаточно работоспособно и может применяться в различных горно-геологических условиях бурения.

Источники, принятые во внимание

1. Бурение разведочных скважин. Учеб. для вузов [Текст] /Н.В. Соловьев, В.В. Кривошеев, Д.Н. Башкатов и др./ Под общ. ред. Н.В. Соловьева. - М.: Высш. шк., 2007. - 904 с.: ил.

2. Крылов, К.А. Повышение долговечности и эффективности буровых долот [Текст] /К.А. Крылов, О.А. Стрельцова. - Москва: Недра, 1983. - 208 с.

3. А.с.1196553 СССР, F 16 В 2/14. Разъемное соединение типа «ласточкин хвост» [Текст] / А.И. Сырцев (СССР). - №4745981/03; заявл. 03.10.89; опубл. 07.12.1985, Бюл. №45. - 2 с.: ил.

1. Пазовое соединение для буровых коронок, включающее соединяемые детали, одна из которых имеет шип под «ласточкин хвост», а другая - ответный им паз и охватывающую одну из деталей втулку, отличающееся тем, что одна из соединяемых деталей с шипом выполнена в виде пластинчатого резца с хвостовиком под «ласточкин хвост», другая соединяемая деталь выполнена в виде корпуса кольцевой буровой коронки с радиальными промывочными пазами и выполненными по наружному и внутреннему диаметрам встречными кольцевыми выемками со скосом, отвечающим скосу хвостовика, и имеет контакт с задней стороной хвостовика резцов, а втулка выполнена в виде охватывающего кольца как деталь, ответная хвостовику резцов, и установлена во внутренний кольцевой паз корпуса коронки с возможностью взаимодействия с наружной боковой стороной и не более 1/2 частью передней стороны хвостовика резцов, а само соединение дополнительно включает внутреннее кольцо, которое установлено во внутренний кольцевой паз корпуса коронки и выполнено с возможностью взаимодействия с внутренней боковой стороной и не более 1/2 частью передней стороны хвостовика резцов.

2. Пазовое соединение по п.1, отличающееся тем, что хвостовик выполнен прямоугольным со встречными прямоугольными пазами на боковых сторонах, при этом кольцевые выемки по внешнему и внутреннему диаметру корпуса коронки выполнены соответственно контурам пазов хвостовика резцов, а охватывающее и внутреннее кольца выполнены прямоугольными с возможностью их установки в пазах хвостовика резцов и соответствующие выемки корпуса коронки.

3. Пазовое соединение по пп.1,2, отличающееся тем, что в зоне возможной деформации от нагрузок на хвостовик резца охватывающее и внутреннее кольца усилены неразъемным соединением к корпусу коронки, а в зоне промывочного канала - друг к другу, например, точечной сваркой (электрозаклепкой), пайкой, винтом или заклепкой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству, включающему в себя трубчатый корпус, предпочтительно корпус (1) зубчатой рейки (10), служащий для ее приема, и, по меньшей мере, одно удерживающее и/или опорное кольцо (2, 2´), по меньшей мере, частично расположенное внутри корпуса (1), причем удерживающее и/или опорное кольцо (2, 2´) запрессовано за счет своего расширения в корпус (1).

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к колесам составного типа, и может быть использовано для соединения по цилиндрическим поверхностям с натягом.
Изобретение относится к машино- и приборостроению и используется для соединения деталей из различных материалов, в том числе и хрупких, и направлено для упрощение процесса соединения деталей.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению роторов турбин, компрессоров и насосов, валов с зубчатыми колесами редукторов, осей и валов сельскохозяйственных машин и др.

Изобретение относится к способам соединения конструктивных элементов. .

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в судостроении и самолетостроении. .

Изобретение относится к машиностроению и энергетике и может быть использовано в соединениях различных механических, гидравлических и пневматических системах различных агрегатов, а также гибких элементов, в том числе из разнородных материалов.

Изобретение относится к соединительным устройствам. .

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может использоваться при проведении механосборочных работ. .

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту. Обеспечивает повышение ресурса коронки, увеличение механической скорости, снижение энергоемкости процесса бурения и сокращение времени на спуско-подъемные операции для ее замены.

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту. Обеспечивает повышение ресурса коронки, увеличение механической скорости, снижение энергоемкости процесса бурения и сокращение времени на спуско-подъемные операции для ее замены.

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту. Обеспечивает повышение ресурса коронки, увеличение механической скорости, снижение энергоемкости процесса бурения и сокращение времени на спуско-подъемные операции для ее замены.

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к коронкам, предназначенным преимущественно для бурения скважин большого диаметра с отбором керна.

Изобретение относится к коронкам, предназначенным для бурения по трещиноватым и перемежающимся по твердости породам. Обеспечивает повышение эффективности работы буровой коронки.

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано для искусственного искривления с отбором керна скважины, пробуренной в ледовых массивах Арктики и Антарктики.

Изобретение относится к коронкам, предназначенным для бурения скважин с отбором керна. .

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к буровым коронкам, предназначенным для разрушения, преимущественно абразивных и перемежающихся по твердости пород.

Изобретение относится к бурению, в частности к породоразрушающему инструменту, предназначенному для бурения преимущественно по твердым породам. .

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, предназначенному для геологоразведочного бурения преимущественно с применением двойных колонковых труб, в том числе со съемным керноприемником. В буровой коронке резцы, прочно связанные с ними державки, а также выполненные заодно с державками хвостовики, имеют цилиндрическую форму и общую ось вращения, которая расположена на среднем диаметре торца корпуса коронки. Цилиндрические хвостовики державок, вместе с упирающимся в них упорным подшипником, с минимальным зазором и возможностью вращения вокруг своей оси, входят в глухие отверстия, выполненные с торца тела коронки параллельно ее оси. Резцы удерживаются от выпадания из своих отверстий благодаря стальному шарику, установленному через боковое отверстие в теле коронки у ее торца в кольцевую проточку, выполненную у нижнего конца хвостовика. Технический результат заключается в повышении долговечности коронки, увеличении механической скорости и снижении энергоемкости процесса бурения. 2 ил.
Наверх