Способ управления трехфазным вентильным двигателем

Изобретение относится к управляемым электрическим двигателям, в частности к вентильным двигателям, и может быть использовано в регулируемых приводах переменного тока. Техническим результатом является повышение кпд вентильного двигателя за счет уменьшения динамических (коммутационных) потерь в автономном трехфазном инверторе из состава вентильного двигателя. Способ управления трехфазным вентильным двигателем включает преобразование напряжения задания в преобразователе координат в фазные управляющие напряжения задания в функции сигнала угла с датчика поворота ротора электродвигателя, преобразование фазных управляющих напряжений задания в трехфазном автономном инверторе напряжения с широтно-импульсным модулятором на входе в питающее трехфазное напряжение статора синхронного электродвигателя, фазные управляющие напряжения задания формируют в преобразователе координат в соответствии с выбранным алгоритмом. 3 ил.

 

Изобретение относится к управляемым электрическим двигателям, в частности к вентильным двигателям, и может быть использовано в регулируемых приводах переменного тока.

Известен способ управления трехфазным вентильным двигателем [Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным управлением. М.: Издательский центр «Академия», 2006, С.122], принятый за прототип, заключающийся в том, что фазные управляющие напряжения задания формируют в преобразователе координат ПК с помощью обратных координатных преобразований Парка-Кларка из вращающейся ортогональной системы координат, связанной с ротором электродвигателя, в трехфазную систему синусоидальных задающих сигналов, связанную со статором электродвигателя в функции сигнала угла с датчика поворота ротора электродвигателя, с последующей широтно-импульсной модуляцией фазных напряжений и преобразованием их в трехфазном автономном инверторе напряжения (АИН) в напряжения на статорных обмотках синхронного электродвигателя. Образовавшиеся при этом фазные и линейные напряжения имеют симметричную синусоидальную форму и сдвинуты между собой по фазе на 120 электрических градусов.

Синусоидальные фазные управляющие напряжения задания при этом выражаются формулами:

U À z ( t ) = U z S i n ( φ z ) U B z ( t ) = U z sin ( φ z + 2 π 3 ) U C z ( t ) = U z sin ( φ z + 4 π 3 ) } ,                             (1)

где UÀz(t), UBz(t) è UCz(t) - фазные управляющие напряжения задания;

U z = u q 2 + u d 2 - модуль вектора задания управляющего напряжения во вращающейся системе координат;

uq и ud - проекции вектора задания в ортогональной вращающейся системе координат;

φz=θ+φ0+δ - аргумент задания в трехфазной неподвижной системе координат;

θ - угол поворота ротора электродвигателя с учетом количества пар полюсов (электрический угол);

ϕ 0 = a r c t g u q u d - аргумент задания во вращающейся ортогональной системе координат;

δ - поправочный угол, учитывающий скорость вращения ротора электродвигателя.

Недостатком данного способа является то, что все шесть ключей автономного трехфазного инвертора напряжения непрерывно коммутируются с частотой ШИМ, что приводит к повышенным потерям в автономном трехфазном инверторе напряжения и, как следствие, к снижению кпд вентильного двигателя.

Заявленное техническое решение направлено на повышение кпд вентильного двигателя за счет уменьшения динамических (коммутационных) потерь в автономном трехфазном инверторе напряжения из состава вентильного двигателя.

Данная задача решается тем, что в известном способе управления вентильным двигателем, основанном на преобразовании напряжений задания в преобразователе координат в фазные управляющие напряжения задания в функции сигнала угла с датчика поворота ротора электродвигателя, преобразовании фазных управляющих напряжений задания в трехфазном автономном инверторе напряжения с широтно-импульсным модулятором на входе в питающее трехфазное напряжение статора синхронного электродвигателя, фазные управляющие напряжения задания формируют в преобразователе координат в соответствии с алгоритмом:

1) при 0 φ z < 2 π 3

U A z = 0 U C z = 3 U z sin ( φ z ) U B z = 3 U z sin ( φ z + π 3 ) } ,                       (2)

2) при 2 π 3 φ z < 4 π 3

U B z = 0 U A z = 3 U z sin ( φ z 2 π 3 ) U C z = 3 U z sin ( φ z π 3 ) } ,                                   (3) ,

3) при 4 π 3 φ z < 2 π

U C z = 0 U B z = 3 U z sin ( φ z 4 π 3 ) U A z = 3 U z sin ( φ z π ) } .                                        (4)

Сущность изобретения поясняется фигурами:

на фиг.1 представлена структурная схема, реализующая способ управления вентильным двигателем;

- на фиг.2 показана графическая интерпретация предлагаемого способа;

- на фиг.3 приведены графики фазного управляющего (а) и линейного (б) напряжений.

Предлагаемый способ управления трехфазным вентильным двигателем реализуется в устройстве (фиг.1), содержащем последовательно соединенные между собой преобразователь координат (ПК) 1, автономный трехфазный инвертор напряжения с широтно-импульсной модуляцией на входе (АИН) 2 и синхронный исполнительный электродвигатель (ЭД) 3 с датчиком угла поворота ротора (ДУПР) 4. В ПК 1 формируются алгоритмы выработки фазных управляющих напряжений UAz(t), UBz(t), UCz(t) по формулам (2), (3) и (4), которые, после широтно-импульсной модуляции и усилению в АИН 2, управляют синхронным исполнительным ЭД 3. Сигнал угла поворота ротора ЭД 3, необходимый для формирования фазных управляющих напряжений UAz(t), UBz(t), UCz(t), вырабатывается датчиком угла поворота ротора ДУПР 4, механически соединенным с валом ЭД 3.

Принцип предложенного способа управления заключается в том, что потенциал одной из фаз принимается равным нулю и при вращении магнитного поля статора электродвигателя удерживается в этом состоянии на участке 120 электрических градусов. Потенциалы двух других фаз при этом вычисляются из условия, что треугольник линейных напряжений АВС (фиг.2) поворачивается последовательно вокруг одной из трех вершин. Равенство нулю фазных напряжений означает, что на одном из трех участков φz одно из фазных напряжений не подвергается широтно-импульсной модуляции.

Геометрическая интерпретация предлагаемого способа показана на фиг.2. На нем представлена последовательность из трех циклов поворота треугольника линейных напряжений АВС, имитирующих поворот вектора магнитного потока статора электродвигателя на 360 электрических градусов по часовой стрелке.

В первом цикле вершины В и С треугольника АВС вращаются вокруг точки «1» (вершина А). Поворот векторов фазных напряжений на угол φz (угол задания) вызывает поворот линейных напряжений на тот же угол φz, т.к. эти векторы жестко связаны между собой.

Вектор линейного напряжения A C при вращении вокруг точки «1» движется по дуге 0-k-m с радиусом, равным длине вектора | A C | = U C z = 3 U z .

Вектор линейного напряжения A B аналогично движется по дуге k-m-2 с радиусом | A B | = U B z = 3 U z . Когда (при φz=120°) вектор A B придет в точку 2, вершина В треугольника фиксируется и дальнейший поворот треугольника линейных напряжений во втором цикле осуществляется вокруг вершины В, аналогично предыдущему диапазону по траектории l-m-h для вектора B A и m-h-3 для вектора B C .

Когда (при φz=240°) вершина С придет в точку 3, начинается третий цикл, в котором поворот треугольника АВС осуществляется вокруг вершины С. Через 120° (при φz=360°) цикл повторяется снова, начиная с вершины А.

В предлагаемом способе, если совместить φz с аргументом вектора A C , для каждого цикла, могут быть записаны уравнения (2), (3) и (4), представляющие собой алгоритм формирования фазных управляющих напряжений задания.

В фазных управляющих напряжениях задания по данному алгоритму формируются прямолинейные горизонтальные отрезки, один раз за период протяженностью по 120° электрических градусов. Фаза на этих отрезках «привязана» к минусу (или к «земле») питающего напряжения. Поскольку линейные напряжения на трехфазной обмотке статора представляют собой разность соответствующих фазных напряжений, форма линейных напряжений остается синусоидальной.

На фиг.3 показаны графики управляющего фазного напряжения задания а и результирующего сглаженного линейного напряжения б, полученные путем моделирования.

Из графиков видно, что на участках с постоянным уровнем напряжения, коммутация фазы отсутствует. Преимуществом предлагаемого способа по сравнению с прототипом является отсутствие коммутации с частотой ШИМ двух ключей инвертора из шести, что приводит к уменьшению коммутационных потерь в автономном инверторе напряжения и повышению кпд вентильного привода в целом, особенно на больших скоростях вращения электродвигателя.

Современная база полупроводниковых и микропроцессорных устройств позволяет реализовать устройство, реализующее данный способ управления вентильным двигателем. Так, в действующей модели заявляемого вентильного двигателя схема его управления была построена на основе микроконтроллера dsPIC30F40K-30РТ Microchip Technology/, а схема реализации автономного инвертора напряжения с широтно-импульсной модуляцией на входе описана в [Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с частотным управлением. М.: Издательский центр «Академия», 2006, С.88].

В ОАО «ВНИИ «Сигнал» был изготовлен опытный образец и его эксплуатация подтвердила вышеуказанный технический результат.

Способ управления трехфазным вентильным двигателем, заключающийся в преобразовании напряжений задания в преобразователе координат в фазные управляющие напряжения задания в функции сигнала угла с датчика поворота ротора электродвигателя, преобразовании фазных управляющих напряжений задания в трехфазном автономном инверторе напряжения с широтно-импульсным модулятором на входе в питающее трехфазное напряжение статора синхронного электродвигателя, отличающийся тем, что фазные управляющие напряжения задания формируют в преобразователе координат в соответствии с алгоритмом:
1)при
,
2) при
,
3) при
.
где UAz(t), UBz(t), UCz(t) - фазные управляющие напряжения задания;
- модуль вектора задания управляющего напряжения во вращающейся системе координат;
uq и ud - проекции вектора задания в ортогональной вращающейся системе координат;
φz=θ+φ0+δ - аргумент задания в трехфазной неподвижной системе координат;
θ - угол поворота ротора электродвигателя с учетом количества пар полюсов (электрический угол);
- аргумент задания во вращающейся ортогональной системе координат;
δ - поправочный угол, учитывающий скорость вращения ротора электродвигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использована в быстродействующих системах регулирования со стабилизацией скорости вращения двигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для закрывания, затемнения защиты от солнца или для экранирования в здании. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах передачи и воспроизведения информации, например в приводе устройств видеозаписи. .

Изобретение относится к области электромашиностроения и может использоваться в качестве электродвигателя в системах управления. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленных, транспортных и приборных электромеханических системах. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах передачи и воспроизведения информации, а также в обзорно-поисковых и сканирующих системах.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения силовых трансформаторов под нагрузкой.

Изобретение относится к устройству и способу для управления гибридным двигателем, а более конкретно к устройству и способу для управления гибридным двигателем, в котором в роторе вместо катушки индуктивности используется постоянный магнит.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных устройствах различного назначения. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных системах различных механизмов с широким диапазоном регулирования скорости.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в различных отраслях (энергетика, горнодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленности, жилищно-коммунальное хозяйство, судостроение и т.д.). Преимущественная область применения - системы электродвижения подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, в том числе морских торпед. Технический результат - обеспечение экстремального режима, когда главные параметры могут кратковременно значительно превышать номинальные значения. Вентильно-индукторный электропривод содержит внешнюю систему управления (1), шину информационного обмена (2); микропроцессорную систему управления (3), состоящую из местной панели управления (4), адаптера шины информационного обмена (5), блока базы данных (6), блока сравнения значений скорости (7), блока пропорционально-интегрального регулятора скорости (8), блока определения углов коммутации (9), блока управления (10), блока драйверов силовых ключей (11) и блока определения скорости (12); сеть напряжения постоянного тока (13), конденсаторный фильтр (14), инвертор (15), блок снаббера (16), индукторный двигатель (17) и датчик положения ротора (18).6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу. При фазировании вала электродвигателя формируют импульсы FОС на выходе ДПР (15) и импульсы фазирования FОП на выходе ДЧ (4). При сравнении FОС и FОП блок (9) фазового рассогласования определяет величину углового рассогласования Δα. При сравнении fOП и fOC определяют величину фазового рассогласования γ=Δϕ. На выходах управляемых делителей (2,3) частоты формируют частоту fОП для управления электродвигателем (12) и частоту fП = fОП/2. При условии fП<fОС значение |ΔfП|≤0,02fП. При условии fП<fOП значение fП = fОП. Вычислительное устройство (14) формирует значение Δω рассогласования по угловой скорости, а также сигналы задания N1 и N2 для управляемых делителей частоты (2,3). На основе обработки значений Δα и Δω блок (13) регулирования переводит электродвигатель (12) в тормозной режим или в двигательный. Технический результат состоит в уменьшении погрешности измерения фазового рассогласования вращающегося вала электродвигателя. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в составе управляющих двигателей-маховиков (УДМ) систем ориентации и стабилизации космических аппаратов (КА) и в областях, где требуется высокоточное управление бесколлекторными электрическими двигателями и устойчивость к сбоям компонентов блока управления. Техническим результатом является повышение точности управления бесколлекторными электродвигателями, обеспечение выносливости к разрушающим факторам и техническим сбоям, создание блока управления, адаптированного под широкий спектр питающего напряжения. Блок управления бесколлекторным электрическим двигателем включает два независимых канала питания, снабженных автоматическими ключами для защиты от протекания избыточного тока, канал управления на микроконтроллере и канал управления на программируемой логической интегральной схеме (ПЛИС), и выполнен с возможностью комбинирования независимых каналов управления для повышения производительности вычислений, в котором каждый из независимых каналов управления снабжен соответствующей группой датчиков, включающей датчики положения ротора, а также датчики температуры и датчики силы тока для самодиагностики исправности, подключенные соответственно ко входу микроконтроллера и ПЛИС, выходы которых связаны с соответствующей группой инверторов, при этом микроконтроллер канала управления и ПЛИС взаимосвязаны, по меньшей мере, с одним соответствующим микроконтроллером, обеспечивающим связь с внешним управляющим устройством. Блок управления снабжен ПЗУ, к которому ПЛИС имеет прямой доступ, а микроконтроллер канала управления имеет доступ, опосредованный через ПЛИС. В качестве датчиков положения ротора могут быть использованы датчики Холла. Два независимых канала управления способны работать как единый канал с повышенной производительностью вычислений, обеспечен подбор элементной базы, защита компонентов схемы автоматическими ключами. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх