Способ диагностики интеллектуальной потенции обучаемого (группы обучаемых) и последующей коррекции обучающего воздействия

Изобретение относится к области психологии, а именно к педагогической психологии, и может быть использовано для получения объективных данных о ходе процесса обучения, усвоения материала, познавательной деятельности обучаемых во время проведения занятий. Предъявляют группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений физиологических параметров, не контролируемых сознательно в процессе восприятия обучающей информации. Каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям верхнюю и нижнюю границы эталонного коридора для каждого из m переменных условий обучения. В процессе обучения для каждого из m переменных условий сравнивают групповые текущие физиологические параметры с верхней и нижней границами эталонного коридора, а также со средним значением эталонного коридора. В случае их отклонения от среднего значения эталонного коридора проводится корректировка обучающего воздействия выбором одного из (n±j), j∈N предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации, таким образом, чтобы групповые текущие физиологические параметры стремились к среднему значению эталонного коридора. Способ позволяет повысить качество обучения путем оптимального сочетания сложности изучаемого материала и физиологических параметров и расширяет возможности педагога по контролю эффективности осуществляемого им обучающего воздействия. 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 пр.

 

Изобретение относится к психологии, а именно к педагогической психологии, и может быть использовано для получения объективных данных о ходе процесса обучения, усвоения материала, познавательной деятельности обучаемых во время проведения занятий. Способ включает предъявление группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений физиологических параметров, не контролируемых сознательно в процессе восприятия обучающей информации. Каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям верхнюю и нижнюю границы эталонного коридора для каждого из m переменных условий обучения. В процессе обучения для каждого из m переменных условий сравнивают групповые текущие физиологические параметры с верхней и нижней границами эталонного коридора, а также со средним значением эталонного коридора. В случае их отклонения от среднего значения эталонного коридора проводится корректировка обучающего воздействия выбором одного из (n±j), j∈N предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации, таким образом, чтобы групповые текущие физиологические параметры стремились к среднему значению эталонного коридора.

Изобретение относится к психологии, а именно к педагогической психологии, и может быть использовано для получения объективных данных о ходе процесса обучения, усвоения материала и познавательной деятельности обучаемых во время проведения занятий.

Известные методики для определения интеллекта обычно используют способ сравнения количества и качества задач, решаемых человеком в единицу времени, со средним показателем, полученным при тестировании большой совокупности людей, похожих на испытуемого по ряду социально-демографических характеристик (Немов Р.С. "Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика" Кн.3. М., Просвещение, Владос, 1995). Этот способ не отражает личностные особенности интеллектуальной деятельности индивида.

Для установления связи между умственной деятельностью индивида и теми психофизиологическими реакциями в структуре мозга, которые сопровождают эту деятельность, известен способ электроэнцефалографии, который заключается в записи разности потенциалов между электродами, приложенными к коже головы или, даже, вводимыми непосредственно в мозг. Сложность аппаратуры, методики исследования и расшифровки ЭЭГ исключают широкое использование этого способа. Способы исследования умственной работоспособности, профессиональной пригодности эмоциональной активности в процессе решения разных задач путем измерения электрического сопротивления кожи (кожно-гальванические реакции) относительно просты, по ним разработано достаточно много методик (SU 1822748, кл.5 А61В 5/16, 23.06.1993, SU 1377036, кл.4 А61В 5/16, 29.02.1988), однако связь кожно-гальванических реакций с эмоциями и мышечной напряженностью затрудняет использование этого метода в исследованиях интеллектуальной деятельности человека. Для функциональной диагностики, позволяющей дистанционно выявить лиц, находящихся в фазе устойчивого стресса - измененного психофизического состояния человека известен патент (RU 2203611, А61В 5/00, 28.12.2001). Однако он позволяет только измерять все физиологические параметры различными способами без возможности осуществления управляющего воздействия.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является патент (RU 2209032, А61В 5/01, А61В 5/16, 13.12.2001). В данном изобретении устраняется субъективная оценка интеллектуальной деятельности человека, благодаря установленной зависимости изменения неконтролируемого сознательно и постоянно изменяющегося в процессе мышления физиологического параметра (теплового излучения), это позволяет определить интеллектуальную потенцию испытуемого, степень его подготовленности и характер мышления, однако не установлена зависимость изменения неконтролируемых сознательно физиологических параметров от целенаправленной коррекции обучающего воздействия.

Задачей предлагаемого изобретения является диагностика интеллектуальной потенции группы обучаемых и целенаправленной коррекции обучающего воздействия, включающей предъявление группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений, не контролируемых сознательно в процессе обучения, физиологических параметров для m переменных условий обучения. При решении этой задачи в способе, заключающемся в диагностике группы обучаемых и целенаправленной коррекции обучающего воздействия на основе использования объективно измеренных данных о физиологическом состоянии обучаемых.

Предлагаемый способ иллюстрируется на фиг.1 в виде зависимости изменения физиологических параметров от времени в одном из m переменных условий обучения с одним из n уровней сложности обучающей информации.

На фиг.2 представлен обобщенный групповой показатель физиологических параметров, эталонный коридор и метки времени. Эталонный коридор формируется следующим образом: каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям текущие обобщенные групповые показатели физиологических параметров, которые определяют верхнюю и нижнюю границы эталонного коридора. Расстояние от верхней до нижней границы эталонного коридора нормализуется от 1 до -1 с шагом дискретизации а. Метками времени li разбивают весь временной интервал Т занятия m на контрольные точки измерения физиологических параметров. Преподаватель при подготовке к занятию m разрабатывает варианты учебного материала с определенным уровнем сложности n обучающей информации. В качестве базового, используемого на занятии уровня сложности n, выбирают средний уровень сложности n с возможностью (n±j), j∈N, что позволяет организовать устойчивую обратную связь по коррекции обучающего воздействия. Базовый уровень сложности выбирается преподавателем в зависимости от его педагогической подготовки.

Предлагаемая структурная схема способа иллюстрируется на фиг.3. Работа способа, представленного на фиг.3, осуществляется в соответствии с алгоритмом, изображенным на фиг.4.

Измеряют физиологические параметры для условия обучения m в интервале времени Т. Разбивают временной интервал Т на метки li. Измеряют физиологические параметры на первой метке li. Если среднее текущее значение физиологических параметров не отклоняется от среднего значения эталонного коридора, то продолжают обучение при базовом уровне сложности n. Если на интервале li физиологические параметры отклоняются от среднего значения эталонного коридора, то корректируют (n±j), j∈N, до тех пор, пока не будет осуществлен возврат текущего обобщенного группового показателя к среднему значению эталонного коридора. Продолжают обучение со сложностью (n±j), j∈N. Измеряют и корректируют физиологические параметры на каждой последующей метке li аналогично.

В эксперименте с привлечением более 100 испытуемых было достоверно установлено, что интеллектуальная потенция зависит от m переменных условий обучения по каждому из n предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации.

Пример.

На фиг.5 показаны результаты исследований испытуемых при проведении m занятия с n уровнем сложности с выводом обобщенного группового показателя физиологических параметров.

Анализируют обобщенный групповой показатель физиологических параметров, результатов исследований на интервале времени Т, шаг дискретизации a от 1 до -1 составляет 0,2. Преподаватель, проводит занятие m по базовому уровню сложности n и контролирует по монитору физиологические параметры обучаемых в соответствии с временной меткой l1. Текущее среднее значение физиологических параметров группы обучаемых на метке l1 соответствует уровню 0,75, что является значительным отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l2, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,58, что также является значительным отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l3, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,2, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l4, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню -0,28, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n+1), результат коррекции измеряет на метке l5, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню -0,1, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n+1), результат коррекции измеряет на метке времени l6, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0, что является средним значением эталонного коридора. Преподаватель дальнейшую коррекцию не осуществляет. Преподаватель продолжает контролировать значение физиологических параметров, на метке времени l7 текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,3, что является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l8, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,2, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке l9, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0,1, что также является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n-1), результат коррекции измеряет на метке времени l10,текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0, что является средним значением эталонного коридора. Преподаватель дальнейшую коррекцию не осуществляет. Преподаватель продолжает контролировать значение физиологических параметров, на метке времени l11 текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню -0,1, что является отклонением от среднего значения эталонного коридора. Преподаватель осуществляет дальнейшую коррекцию обучающего воздействия (n+1), результат коррекции измеряет на метке времени l12, текущее среднее значение физиологических параметров соответствует уровню 0, что является средним значением эталонного коридора. Преподаватель дальнейшую коррекцию не осуществляет, так как заканчивается время занятия Т.

Правильно определенный уровень сложности n обучающей информации позволяет проводить занятие m с высоким уровнем интеллектуальной потенции у обучаемых, таким образом необходимо уменьшить неопределенность ΔFi (разность между верхней и нижней границами эталонного коридора) уровня сложности n обучающей информации относительно момента начала занятия и на момент окончания занятия m. Анализ результатов эксперимента, представленный на фиг.5, показывает, что определенный эталонный коридор перед проведением занятия m представлял собой значение ΔF1, в соответствии с примером ΔF1∈[-1; 1|, таким образом ΔF1=2. В результате проведения корректирующего воздействия на основе объективной обратной связи эталонный коридор был сужен до ΔF2, в соответствии с примером ΔF2 ∈[-0,28; 0,75], таким образом ΔF2=1,03. Следовательно, эталонный коридор был уменьшен, в соответствии с отношением: W 1 = Δ F 1 Δ F 2 = 2 1,03 = 1,94 . В результате дальнейшего проведения корректирующего воздействия на основе объективной обратной связи эталонный коридор был сужен до ΔF3, в соответствии с примером ΔF3∈[-0,1; 0,3], таким образом ΔF3=0,4. Следовательно, эталонный коридор был уменьшен, в соответствии с отношением: W 2 = Δ F 2 Δ F 3 = 1,03 0,4 = 2,58 , тогда отношение между эталонным коридором перед проведением занятия и в конце занятия определяется: W 3 = Δ F 1 Δ F 3 = 2 0,4 = 5 . Уменьшение эталонного коридора относительно момента начала занятия и момента окончания занятия в 5 раз говорит о том, что правильно определен уровень сложности n обучающей информации на основе объективной обратной связи, что позволяет проводить занятие m с высоким уровнем интеллектуальной потенции у обучаемых.

Таким образом, предлагаемый способ повышает качество обучения путем оптимального сочетания сложности изучаемого материала и физиологических параметров. Способ дает возможность коррекции обучающего воздействия при отклонении текущего обобщенного группового показателя от среднего значения эталонного коридора на основе объективной обратной связи между обучающим и обучаемыми в квазиреальном масштабе времени. Данный способ может применяться в системе дистанционного обучения, основанной на использовании сети Интернет, для оценки степени влияния обучающего воздействия на удаленного обучаемого. Заявляемое изобретение расширяет возможности педагога по контролю эффективности осуществляемого им обучающего воздействия.

1. Способ диагностики интеллектуальной потенции группы обучаемых и последующей коррекции обучающего воздействия, включающий предъявление группе обучаемых обучающей информации, измерение и регистрацию изменений неконтролируемых сознательно в процессе обучения физиологических параметров, отличающийся тем, что предъявляют группе обучаемых обучающую информацию, измеряют и регистрируют изменения физиологических параметров, не контролируемых сознательно в процессе восприятия обучающей информации, каждой группе обучаемых предоставляют обучающую информацию с максимальным и минимальным уровнем сложности, измеряют неконтролируемые сознательно физиологические параметры для обоих уровней сложности и определяют по полученным значениям текущие обобщенные групповые показатели физиологических параметров, которые определяют верхнюю и нижнюю границу эталонного коридора для каждого из m переменных условий обучения, и в процессе обучения для каждого из m переменных условий сравнивают групповые текущие физиологические параметры с верхней и нижней границами эталонного коридора, а также со средним значением эталонного коридора, а в случае их отклонения от среднего значения эталонного коридора корректируют обучающее воздействие выбором одного из (n±j), j∈N предварительно определенных уровней сложности ограниченного объема обучающей информации, таким образом, чтобы групповые текущие физиологические параметры стремились к среднему значению эталонного коридора.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что коррекцию обучающего воздействия выполняют в процессе обучения в квазиреальном масштабе времени.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что коррекцию обучающего воздействия выполняют после анализа отклонения физиологических параметров от среднего значения эталонного коридора.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в нефрологии при заместительной почечной терапии у пациентов с терминальной стадией хронической болезни почек.
Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии. Проводят контрастную эхогистеросальпингоскопию.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, ортопедии, нейрохирургии, и может быть использовано для диагностики степени тяжести течения дегенеративно-дистрофического заболевания позвоночника.
Изобретение относится к медицине, а именно к способу прогнозирования повышения сердечно-лодыжечно сосудистого индекса жесткости у больных хронической обструктивной болезнью легких в сочетании с ишемической болезнью сердца, при котором исследуют исходные значения биомаркеров системного воспаления C-реактивного белка (СРБ), фактора некроза опухоли-альфа (ФНО-альфа) и противовоспалительного интерлейкина 4 (ИЛ-4) и решают дискриминантное уравнение Д=1,42*(ФНО-α)+0,78*(СРБ)-0,534*(ИЛ-4), и при величине Д больше 4,82 прогнозируют повышение сердечно-лодыжечно сосудистого индекса жесткости в течение года, а при Д меньше или равной 4,82 прогнозируют отсутствие повышения сердечно-лодыжечно сосудистого индекса жесткости.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для оценки количественной характеристики эргономичности любых средств индивидуальной защиты человека от воздушной акустической вибрации, обусловленной высокоинтенсивными шумами с уровнем звукового давления более 120 дБ.
Изобретение относится к медицине, в частности к оториноларингологии, и может быть использовано в предоперационном периоде реконструктивно-санирующей отохирургии у пациентов с хроническим средним отитом для прогнозирования степени потери слуха.
Изобретение относится к медицине, в частности к травматологии. Осуществляют сбор анамнеза пациента, осмотр, пальпацию, гониометрию коленного сустава.
Изобретение относится к области медицины, а именно к неонатологии и педиатрии, в частности, к прогнозированию развития внутрижелудочковых кровоизлияний (ВЖК) у недоношенных детей с ЭНМТ.

Группа изобретений относится к области медицинского приборостроения. На кожу и калибровочный образец посылают световое излучение не менее чем в Nλ≥3 узких или широких спектральных участках Λk (k=1,…,N).

Изобретение относится к медицинской технике. Устройство для измерения деятельности спинного мозга позвоночных содержит основной зонд, передатчик для передачи волны, способной взаимодействовать со спинным мозгом, а также сопряженный приемник для приема волны, вступившей во взаимодействие со спинным мозгом, и формирования сигнала с информацией о деятельности спинного мозга.

Изобретение относится к области медицины, в частности к физиологии. Создают учетную запись, идентифицируемую фамилией и именем обследуемого человека-оператора, и вносят в ее данные: пол, год рождения, дата и временя проведения измерения, жизненная емкость легких, масса тела, рост, а также продолжительность выполнения им профессиональных обязанностей. Затем в стандартных условиях регистрируют и записывают электрокардиограммы, вычисляют частоту сердечных сокращений, изменение значений угла электрической оси сердца, временные интервалы вдоха, выдоха и паузы по вычисленным значениям угла электрической оси сердца. После чего выделяют кардиоинтервалы в интервалах элементов дыхательного цикла и, используя синхронную запись электрокардиограмм в период паузы дыхательного цикла, вычисляют временные параметры интервалов RR, PQ, QT, амплитудно-временные параметры сегментов PQ, ST, комплекса QRS, зубцов P, Q, R, S, T, (U), площади зубцов, скорости нарастания и убывания зубцов. Затем полученные результаты вводят в базу данных. Сохраняют в базе данных ограничения на ошибки измерений и вычислений, предварительно вычисленные индивидуальные области допустимых значений физиологических индивидуальных характеристик. При этом значения вычисленных и измеренных физиологических индивидуальных характеристик человека-оператора принимают за исходные, характеризующие начальное физиологическое состояние сердечно-сосудистой системы человека-оператора. Затем как минимум дважды повторяют комплекс измерений, вычислений и ввод физиологических индивидуальных характеристик в базу данных через интервалы времени. После чего вычисляют время достижения каждой отдельной физиологической индивидуальной характеристикой границы области допустимых значений. Анализируют полученную информацию, определяют физиологическое состояние организма человека-оператора, вычисляют остаточный ресурс сердечно-сосудистой системы человека-оператора. Способ позволяет оперативно и объективно, с гарантированной достоверностью, производить массовые обследования физиологического состояния людей, участвующих в управлении сложными техническими системами, организовывать индивидуальное планирование контроля состояния здоровья обслуживающего персонала, формировать основания для принятия решений о возможности дальнейшего выполнения ими профессиональных обязанностей. 4 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для прогнозирования риска развития стрессовых переломов костей нижних конечностей. Для этого пациенту измеряют рост и массу тела. Затем вычисляют индекс массы тела (ИМТ). Далее рассчитывают отношение длины размаха рук к росту, отношение длины верхнего сегмента тела к нижнему сегменту тела, процентное отношение длины стопы к росту и процентное отношение длины кисти к росту. Затем исследуют уровень кальция в сыворотке крови пациента. Далее пациента обследуют на наличие признаков недифференцированной дисплазии соединительной ткани. Значимость каждого показателя выражают в баллах. Затем пациенту выполняют остеоденситометрию поясничных позвонков. Определяют плотность костной ткани и производят подсчет баллов по определенным математическим формулам для пациентов от 18 до 20 лет и для пациентов от 21 до 27 лет. Суммируют баллы всех показателей. При сумме баллов у пациентов от 18 до 20 лет больше 52 баллов, а у пациентов от 21 до 27 лет больше 64 баллов считают риск возникновения стрессового перелома в нижних конечностях высоким. Способ обеспечивает прогнозирование риска возникновения стрессового перелома костей у мужчин 18-27 лет, что, в свою очередь, позволяет производить отбор призывников в разные виды вооруженных сил, а также спортсменов в секции профессионального спорта. 1 пр., 2 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области возрастной психофизиологии и отоневрологии. Через головные телефоны сначала стимулируют только одно ухо серией последовательно суммирующихся подпороговых звуковых щелчков. При этом число щелчков доводят до порогового уровня. После этого стимуляцию повторяют, но одновременно с завершающим стимулом серии предъявляют надпороговый одиночный щелчок на другое ухо, превращая последний звуковой стимул в серии в дихотический. По локализации звукового образа в субъективном звуковом поле головы слушателя судят о морфофизиологическом состоянии неперекрещенных слуховых путей и о состоянии звуколокализационной функции испытуемого. Способ позволяет исследовать звуколокализационный механизм пространственного слуха человека.
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии и аллергологии, и может быть использовано для лечения бронхиальной астмы (БА) у детей и подростков. Для этого определяют клинические, функциональные, цитологические, биохимические, иммунологический маркеры активности аллергического воспаления (МААВ). Далее эти маркеры оценивают по разработанным шкалам. Подсчитывают сумму баллов по каждой шкале отдельно. Затем рассчитывают индексы активности аллергического воспаления (ИААВ) по определенным математическим формулам с учетом подсчитанной суммы баллов по каждой шкале. Вычисляют интегративный ИААВ. Затем определяют степень активности аллергического воспаления (СААВ) в зависимости от величины интегративного ИААВ. При 0-й СААВ проводят лечение, соответствующее I-й ступени базисной противовоспалительной терапии БА. При I-й СААВ проводят лечение, соответствующее II-й ступени базисной терапии. При II-й СААВ проводят лечение, соответствующее III-й ступени терапии, при III-й СААВ проводят лечение, соответствующее IV-й ступени базисной противовоспалительной терапии БА. Способ обеспечивает дифференцированный подход к выбору объема базисной терапии данного заболевания за счет точного диагностирования степени активности аллергического воспалительного процесса в стенке дыхательных путей, что, в свою очередь, приводит к сокращению частоты приступов и продолжительности обострений при увеличении ремиссии БА. 2 пр., 10 табл.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к гепатологии, и может быть использована в диагностике заболеваний печени при формулировке предварительного диагноза. Заявляемый способ и аппаратно-программный комплекс позволяют на базе использования простых параметров сформулировать один из предполагаемых диагнозов: неалкогольная жировая болезнь печени, алкогольная болезнь печени, гепатит C, гепатит B, холестатическое заболевание печени, аутоиммунное заболевание печени, лекарственное поражение печени, другие заболевания печени; или сделать вывод об отсутствии отклонений, характерных для заболеваний печени в момент обследования пациента путем использования комбинации ряда простых лабораторных тестов (АЛТ, ACT, ЩФ, ГГТП, гамма-глобулины, общий билирубин, антитела к вирусу гепатита C (anti-HCV), поверхностный антиген вируса гепатита B (HBsAg) и непосредственных характеристик пациента (пол и возраст, рост и вес), данных анамнеза о систематическом приеме алкоголя и приеме каких-либо лекарственных препаратов в указанные в изобретении сроки. Для построения предварительного диагноза (один из перечисленных выше) также необходимо рассчитать индекс Де-Ритиса (отношение АСТ/АЛТ) и индекс массы тела (ИМТ=вес/рост, вес изменяется в килограммах, вес - в метрах, возведенных в квадрат). При этом процесс аналитической обработки основан на том, что каждому параметру в алгоритме придается определенный вес (сила значимости). 2 н.п. и 15 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл., 2 пр.
Изобретение относится к медицине, в частности к пульмонологии, и может быть использовано для выявления алекситимии у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), осложненной хроническим легочным сердцем. Для этого оценивают клинико-анамнестические данные, определяют показатели функции внешнего дыхания, газового состава крови, состояния легочной гемодинамики больного. Рассчитывают показатель алекситимии по определенной математической формуле, определяя по значению этого показателя наличие, отсутствие явлений алекситимии у больного или наличие пограничного состояния психопатологических расстройств. Способ обеспечивает выявление алекситимии без использования известной алекситимической шкалы, приводя к повышению эффективности лечебно-профилактических мероприятий и улучшению прогноза заболевания у больных ХОБЛ. 2 пр.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для определения клинической вероятности развития тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА). Определяют возраст, вычисляют индекс массы тела (ИМТ) и наличие клинических данных: наличие одышки, тахипноэ, тахикардии, симптомов тромбоза глубоких вен. Каждый клинический признак оценивают в баллах: наличие симптомов тромбоза глубоких вен оценивают в 3 балла, одышки оценивают в 1 балл, наличие тахикардии оценивают в 1,5 балла, наличие тахипное оценивают в 1,5 балла. Полученные баллы конкретного пациента суммируют и значение суммы используют при расчете величин Р1 и Р2. Величины Р1 иР2 вычисляются следующим образом: Р1=-34,2+0,28×возраст+2,17×ИМТ+0,05×(сумма баллов клинических признаков), Р2=-41,8+0,30×возраст+2,41×ИМТ+0,55×(сумма баллов клинических признаков). При Р1>Р2 определяют низкую вероятность развития ТЭЛА, а при Р1<Р2 определяют высокую вероятность ТЭЛА. Способ позволяет с высокой точностью определить вероятность развития ТЭЛА, что обусловлено учетом комплекса значимых факторов риска развития заболевания. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области медицине, а именно к терапии. Осуществляют исследование аппаратом лазерной доплеровской флуометрии «ЛАКК-2», датчик которого крепят на ладонной поверхности указательного пальца кисти при горизонтальном и неподвижном положении исследуемой кисти. Производят запись колебаний показателя микроциркуляции в режиме красного спектра волны в течение пяти минут с последующей обработкой информации и расчетом индекса микроциркуляторного сдвига (ИМС) по оригинальной формуле. При достижении ИМС уровня 1,5, оценивают терапию сосудорасширяющими препаратами как эффективную, причем первоначальное исследование проводят до приема сосудорасширяющего препарата, а затем назначают сосудорасширяющий препарат в дозировке, подобранной по уровню ИМС. Способ позволяет оценить эффективность сосудорасширяющей терапии, повысить эффективность проводимого лечения за счет возможности подбора индивидуальной дозы препаратов, а также неинвазивен. 1 пр., 2 ил.
Изобретение относится к медицине, педиатрии, перинатологии, детской неврологии и может быть использован для ранней диагностики нарушения движений у детей с перинатальным поражением нервной системы. В качестве признака раннего проявления нарушений движений диагностируют гиперкинезы мышц глазных яблок путем сочетанной оценки наличия симптома псевдо-Грефе и повышения уровня непрямого билирубина более 275 ммоль/л в течение первого месяца жизни ребенка. Способ обеспечивает раннюю диагностику нарушений движения у грудных детей с перинатальной патологией нервной системы, раннее распознавание симптомов поражения подкорковых ядер головного мозга за счет выявления наиболее патогномоничных признаков раннего начала болезни. 1 пр.
Изобретение относится к медицине, в частности к эндокринологии, и может быть использовано для экспресс-диагностики липогипертрофии у больных сахарным диабетом, получающих инсулинотерапию. У больного определяют длительности заболевания сахарным диабетом и инсулинотерапии, рост больного и его вес, вычисляют индекс массы тела. Затем определяют коэффициенты: обучения в Школе диабета, использования типа инсулина, смены мест инъекций, наличия капли на конце иглы по окончании инъекции, удержания иглы в подкожно-жировой клетчатке во время инъекции, болевого восприятия инъекции, а также максимальное количество инъекций, совершенных больным одной иглой. На основании полученных данных вычисляют коэффициент диагностики липогипертрофий, на основании значения которого определяют ее наличие. Способ позволяет осуществить неинвазивную экспресс-диагностику наличия липогипертрофии у больного сахарным диабетом. 5 пр.
Наверх