Вибротрамбовка для уплотнения дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к области строительной техники, в частности к поверхностным вибрационным плитам, используемым для послойного уплотнения материалов. Вибротрамбовка включает плиту с платформой, несущей привод, кинематически связанный с вибратором, размещенным на плите. Платформа установлена на опорах качения и связана с плитой посредством шарнира с горизонтальной осью. Последний расположен противоположно вибратору на конце плиты, имеющей закругленную рабочую поверхность, описанную радиусом с центром, лежащим на оси шарнира. Киематическая связь вибратора с приводом выполнена в виде двухступенчатой ременной передачи, промежуточные шкивы которой установлены соосно с горизонтальным шарниром. Вибратор и шарнир смонтированы на плите по разные стороны относительно центра тяжести плиты и расстояние между ними определяется по математической формуле. Соединение платформы, снабженной опорами качения, с плитой посредством шарнира с горизонтальной осью, отстоящего от вибратора на расстоянии, определяемом по формуле, исключает передачу на платформу, несущую привод, вертикальных колебаний в процессе работы вибротрамбовки, а следовательно, и передачу этих колебаний на двигатель и рукоять оператора. Технический результат - повышение эффекта уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительной техники, в частности к поверхностным вибрационным плитам, используемым для послойного уплотнения предварительно спланированных насыпных грунтов, гравийно-щебеночных материалов на различных площадках, например дорожках парков и приусадебных участков, в стесненных условиях строительства - траншеях и пазухах, а также для уплотнения асфальтобетонных смесей при ямочном ремонте дорог.

Плиты, как правило, имеют плоский рабочий орган, который вводится в состояние колебательных движений и перемещается по поверхности грунта. Они (плиты) в большинстве случаев имеют центробежный возбудитель колебаний или вибратор, представляющий собой вал с эксцентриком, вращение которого преимущественно осуществляется от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Для изоляции последнего от вибрации его располагают на отдельной раме (платформе), которая связана с плитой посредством различного рода амортизаторов. При работе вибратора возникает центробежная или вынуждающая сила, которая приводит в колебательное движение плиту. За счет кинетической энергии плиты в состояние колебательного движения вводятся контактирующие с ней частицы грунта, что и способствует его уплотнению. При отсутствии ударных импульсов со стороны уплотнителя частицы грунта оказываются под воздействием только инерционных сил, характерных для вибрации. Поэтому вибрированием уплотняются несвязные и слабо связные грунты - пески, супеси, у которых связи между частицами невелики. Связный грунт, характеризуемый значительными силами связи между частицами, может быть уплотнен вибрированием, сочетающимся с дополнительной нагрузкой, имеющей ударный (трамбующий) характер. Для уплотнения связных грунтов используются вибротрамбующие плиты. В данном случае эффективность уплотнения оценивается величиной ударного импульса, который определяется как произведение массы падающего тела на его скорость в момент удара. При работе вибротрамбующей плиты взаимодействующий с ней материал подвергается совместному воздействию вибрации и удара, что существенно расширяет диапазон грунтов различной связности, подвергаемый уплотнению.

Важным параметром вибрационного уплотнителя является его способность к самостоятельному перемещению в процессе уплотнения. Для этого используют вибраторы направленного или ненаправленного действия. В первом случае корпус вибратора устанавливают под углом к горизонту. Во втором случае вибратор смещают относительно центра тяжести плиты вперед по ходу ее движения [Хархута Н.Я. Машины для уплотнения грунтов. Л., «Машиностроение», 1973, 176 с.].

Известна вибротрамбовка [SU №1470834], предназначенная для уплотнения грунта, содержащая трамбующую плиту (далее плита) с крышкой, образующих корпус. На плите расположен привод, соединенный с вибратором клиноременной передачей. Для возможности работы плиты в режиме вибротрамбования и одновременного ее передвижения, вибратор смещен относительно центра тяжести плиты вперед. Плита установлена под острым углом к уплотняемой поверхности, а на ее опорной части, передней по ходу ее движения, выполнены канавки трапециевидной формы. Канавки служат для исключения отката плиты назад и получения возможности устойчивого движения вперед.

Основными недостатком описанной вибротрамбовки является наличие на передней части плиты канавок трапецеидальной формы, которые существенно ухудшают условия уплотнения различных дорожно-строительных материалов. В процессе работы вибротрамбовки верхний слой уплотняемого материала разрушается этими канавками, что вызывает необходимость проведения дополнительных работ по выравниванию и уплотнению. Этот недостаток особенно проявляется, при уплотнении асфальтобетона, оставляя на его поверхности бороздки, что недопустимо по условиям СНиП. Другим недостатком рассматриваемой конструкции является расположение привода вибратора на плите. Здесь он подвергается воздействию вибрационных и виброударных нагрузок в процессе работы.

Конструкция вибротрамбовки (РФ №2164973), принятая за прототип, частично свободна от недостатков, описанного выше аналога. Она предполагает размещение привода на отдельной платформе, связанной с плитой через амортизаторы. Однако это не позволяет полностью изолировать двигатель привода, кинематически связанный с вибратором, от воздействия рабочих динамических нагрузок на подшипниковые узлы. При этом значительно ухудшаются условия смазки двигателя, нарушаются зазоры в узлах сопряжений. В результате, двигатель (как правило, ДВС) выходит из строя раньше положенного срока. Кроме того, оператор, который управляет вибротрамбовкой с помощью рукояти, закрепленной на платформе, также подвергается вибрационному воздействию. Это приводит к ухудшению условий труда, выражающихся в повышенной утомляемости оператора и снижении производительности его труда.

Таким образом, задачей изобретения является увеличение срока службы привода вибратора и улучшение условий работы оператора.

Поставленная задача решается за счет того, что в вибротрамбовке, включающей плиту с платформой, несущей привод, кинематически связанный с вибратором, размещенным на плите, платформа установлена на опорах качения и связана с плитой посредством шарнира с горизонтальной осью. Последний расположен противоположно вибратору на конце плиты, имеющей закругленную рабочую поверхность, описанную радиусом с центром, лежащим на оси шарнира. Киематическая связь вибратора с приводом выполнена в виде двухступенчатой ременной передачи, промежуточные шкивы которой установлены соосно с горизонтальным шарниром. При этом вибратор и шарнир смонтированы на плите по разные стороны относительно центра тяжести плиты и расстояние между ними определяется по формуле:

L≥Jв/M*В;

где Jв - момент инерции опорной плиты относительно центра масс опорной плиты;

L - горизонтальная проекция линии, соединяющей ось вибратора с осью шарнира;

М - масса плиты с вибратором;

В - расстояние от оси шарнира до центра масс плиты.

Техническая сущность изобретения заключается в том, что соединение платформы с плитой с помощью шарнира с горизонтальной осью, отстоящего от вибратора на расстоянии, определяемом по вышеприведенной формуле, исключает передачу на платформу, несущую привод, вертикальных колебаний в процессе работы вибротрамбовки, а следовательно, и передачу этих колебаний на двигатель и рукоять оператора. Это обеспечивает как благоприятные условия работы оператору, так и двигателю, в виде продления срока его службы. Кроме того, взаимное расположение вибратора и шарнира, расстояние между которыми определяется по вышеуказанной формуле, способствует повышению эффекта уплотнения. В этом случае под действием вынуждающей силы плита совершает колебания относительно шарнира. При этом передняя часть плиты колеблется с большой амплитудой в вертикальной плоскости, что обеспечивает ей наиболее эффективный виброударный режим работы. И в дополнение этому, задняя часть опорной плиты совершает осцилляции по уплотняемой поверхности, вращаясь вокруг шарнира. Такой комбинацией силовых воздействий на уплотняемый материал достигается максимальный эффект уплотнения.

На чертежах, прилагаемых к описанию, даны следующие изображения:

- на фиг.1 - общий вид вибротрамбовки в рабочем положении;

- на фиг.2 - схема, поясняющая работу вибротрамбовки;

- на фиг.3 - общий вид вибротрамбовки в транспортном положении.

Вибротрамбовка содержит плиту 1, которая с помощью шарнира 2, имеющего горизонтальную ось, связана с платформой 3, опирающуюся на опоры качения 4 и несущую рукоятку 5. На переднем конце плиты 1, противоположно шарниру 2, установлен вибратор 6, а на платформе 3 размещен привод 7 (ДВС). Последний посредством двухступенчатой клиноременной передачи 8 связан с вибратором 6. Промежуточные шкивы 9 ременной передачи установлены соосно с шарниром 2, который с вибратором 6 размещен на плите 1 по разные стороны ее центра тяжести (Ц.Т.). Конец плиты 1 в зоне расположения шарнира 2 имеет рабочую поверхность закругленной формы, описанной радиусом R с центром, лежащим на оси шарнира 2. Расстояние между шарниром 2 и вибратором 6 определяется по формуле:

L≥Jв/M*В;

где Jв - момент инерции опорной плиты относительно центра масс опорной плиты;

L - горизонтальная проекция линии, соединяющей ось вибратора с осью шарнира;

М - масса плиты с вибратором;

В - расстояние от оси шарнира до центра тяжести плиты.

Индексами A, D и С на фиг.2 обозначены направления движения плиты 1 в рабочем положении.

Работает вибротрамбовка следующим образом. При вращении вала вибратора возникает центробежная сила, которая каждый момент времени изменяет свое направление. Под действием этой силы, передняя часть опорной плиты совершает колебания относительно точки соединения ее с рамой привода. При этом передняя часть опорной плиты колеблется с большой амплитудой в вертикальной плоскости, что обеспечивает ей наиболее эффективный виброударный режим работы. В дополнение этого задняя часть опорной плиты совершает осцилляции по уплотняемой поверхности относительно точки присоединения рамы привода с опорной плитой, радиусом равным расстоянию от точки присоединения до уплотняемой поверхности. Такой комбинацией силовых воздействий на уплотняемый материал достигается максимальный эффект уплотнения. Указанный режим работы уплотнителя обеспечивается при определенных соотношениях его параметров определяемых формулой - L≥Jв/M*В.

1. Вибротрамбовка, включающая плиту с платформой, несущей привод, кинематически связанный с вибратором, размещенным на плите, отличающаяся тем, что платформа установлена на опорах качения и связана с плитой посредством шарнира с горизонтальной осью, расположенного на конце плиты противоположно вибратору, которая имеет закругленную рабочую поверхность, описанную радиусом с центром, лежащим на оси шарнира.

2. Вибротрамбовка по п.1, отличающаяся тем, что кинематическая связь вибратора и привода выполнена в виде двухступенчатой ременной передачи, промежуточные шкивы которой установлены соосно с шарниром.

3. Вибротрамбовка по п.1, отличающаяся тем, что вибратор и шарнир смонтированы на плите по разные стороны относительно центра тяжести плиты и расстояние между ними определяется по формуле:
L≥Jв/M*B;
где Jв - момент инерции опорной плиты относительно центра масс опорной плиты;
L - горизонтальная проекция линии, соединяющей ось вибратора с осью шарнира;
M - масса плиты с вибратором;
B - расстояние от оси шарнира до центра масс плиты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, в частности к контролю уплотнения насыпных строительных грунтов. Устройство автоматического управления исполнительным механизмом рабочего органа грунтоуплотняющей машины состоит из акселерометра, усилителя, полосового фильтра, усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, фильтра первой гармоники, преобразователя частоты в аналоговый сигнал, алгебраического сумматора, задатчика степени уплотнения грунта, аналого-цифрового преобразователя, компаратора, триггера, формирователя импульсов, блока памяти.

Способ уплотнения балласта рельсового пути посредством принудительного внедрения в среду и извлечения из нее инструмента. В качестве инструмента используется по меньшей мере один стержень, предназначенный для уплотнения среды, установленный с возможностью вращения вокруг своей продольной оси и/или вокруг оси параллельной или непараллельной продольной оси стержня.

Группа изобретений относится к области строительства, а именно к устройству и способу для уплотнения грунта. Уплотнительное устройство содержит, по меньшей мере, один перемещающийся барабан, выполненный с возможностью вращения вокруг вала барабана, соединенные вибровозбудители, создающие колебательный момент вокруг вала барабана, причем указанные вибровозбудители имеют неуравновешенные массы, вращающиеся не в фазе 180° в одном и том же направлении вращения, и имеют приводной вал, движущийся коаксиально к валу барабана, для приведения в движение вибровозбудителей.

Изобретение относится к устройствам, выполняющим ударное глубинное трамбование грунта, и может использоваться для изготовления набивных свай, а также для уплотнения грунта и улучшения его структуры.

Изобретение может быть использовано в строительстве для улучшения физико-механических свойств грунта и повышения его несущей способности. Устройство содержит базовую машину со стрелой, шарнирно соединенный с ней рабочий орган, включающий ударный трамбующий механизм со штампом и гидроцилиндры.

Изобретение относится к строительной техники, применяемой при устройстве фундаментов в вытрамбованных котлованах. .

Изобретение относится к строительству, а именно к оборудованию для уплотнения грунта и образованию котлованов при возведении фундаментов. .

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в сельском хозяйстве при обработке почвы, для уплотнения грунта при производстве земляных работ в строительстве и для разрушения гололедных образований на автодорогах и тротуарах.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в сельском хозяйстве, при содержании автодорог и в коммунальном хозяйстве для разрушения гололедных образований, в строительстве при производстве земляных работ.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в сельском хозяйстве при обработке почвы, для уплотнения грунта при производстве земляных работ в строительстве и для разрушения гололедных образований на автодорогах и тротуарах.

Виброблок // 2380475
Изобретение относится к машинам для земляных работ и может быть использовано в строительстве для уплотнения несвязных грунтов. .

Изобретение относится к строительству и позволяет упростить процесс уплотнения грунта в траншеях и других труднодоступных местах за счет размещения и крепления виброплиты в раме с помощью канатов подвески и гидроцилиндра.

Изобретение относится к машинам земляных работ и может быть использовано в строительстве для уплотнения несвязных и малосвязных грунтов как на горизонтальных, так и на поверхностях земляных сооружений, находящихся под углом к горизонту.

Изобретение относится к дорожно-строительному оборудованию, а именно к конструкции виброплиты для уплотнения гравийно-щебеночных материалов, несвязных грунтов, асфальтов и других аналогичных материалов.

Изобретение относится к дорожно-строительному оборудованию, а именно к конструкции виброплиты для уплотнения гравийно-щебеночных материалов, несвязных грунтов, асфальтов и других аналогичных материалов.

Изобретение относится к области дорожно-строительной техники. .

Изобретение относится к грунтоуплотняющей технике ударными импульсами, применяемой при строительстве, и может быть использовано для послойного уплотнения связанных грунтов, например суглинков, для образования противофильтрационного экрана.
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при устройстве аэродромных и дорожных покрытий повышенной надежности и устойчивости к высоким нагрузкам при эксплуатации.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в других областях промышленности. Каток ударного действия включает внешнюю и внутреннюю цилиндрические поверхности, продольную ось вращения катка с осевым цилиндрическим элементом, с закрепленными к нему, размещенными дискретно и регулярно в параллельных плоскостях радиальными направляющими стержнями и ударными элементами, перемещающимися по направляющим, воздействующими на внутреннюю поверхность катка и далее на обрабатываемую поверхность, причем радиальные направляющие стержни снабжены консольными выступами с возможностью временного закрепления на них ударных элементов и размещены внутри ударных элементов, а закрепление каждого радиального направляющего стержня к внутренней поверхности катка выполнено с возможностью ограниченного перемещения поверхности катка относительно радиального стержня. Радиальные направляющие стержни могут выступать за образующую внешней цилиндрической поверхности катка. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх