Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатая передача содержит пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела (1, 2) и зубчатого венца с зубьями. У каждого колеса на торцах зубьев и части тела, примыкающей к зубчатому венцу, жестко укреплена пара торцевых кольцевых накладок (3, 4 и 5, 6). Наружный диаметр накладок (3, 4) одного колеса выполнен с зазором относительно диаметра его начальной (делительной) окружности (7). Ширина головок (8) зубьев второго колеса на участке от их вершин (9) до начальной (делительной) окружности (7) выполнена с зазором относительно накладок (3, 4) первого колеса. Ножки (10) зубьев второго колеса выполнены уширенными с образованием зазоров между торцами головок (11) зубьев первого колеса и накладками (5, 6) второго колеса. Участки (12) тела второго колеса, примыкающие к его зубчатому венцу, выполнены с уширением, равным уширению ножек зубьев второго колеса. Изобретение направлено на повышение изгибной прочности зубьев обоих зубчатых колес зубчатой передачи. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с цилиндрическими колесами.

Известна зубчатая передача, включающая пару сопряженных зубчатых колес, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями - см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр.154).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что при тяжелых режимах работы передачи зубья зубчатых колес испытывают большие изгибные моменты, способные привести к излому зубьев и выходу передачи из строя.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по а.с. СССР №1578406, кл. F16H 55/12, опубл. 15.07.1990 г., бюл. №26. Сущность его состоит в том, что колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, на торцах которых установлена пара кольцевых накладок, повышающих изгибную прочность зубьев.

Недостаток прототипа состоит в том, что из пары таких колес - с кольцевыми накладками подобного исполнения - невозможно составить зубчатую пару, так как колеса не смогут войти во взаимное зацепление из-за того, что кольцевые накладки будут упираться своими внешними окружностями друг в друга и в вершины зубьев сопрягаемого колеса. Поэтому в передаче можно применить только одно зубчатое колесо с торцевыми накладками, зубья второго зубчатого колеса будут лишены накладок, повышающих их изгибную прочность.

Изобретением решается задача повышения изгибной прочности зубьев обоих зубчатых колес зубчатой передачи.

Зубчатая передача содержит пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела (1, 2) и зубчатого венца с зубьями, у каждого колеса на торцах зубьев и части тела, примыкающего к зубчатому венцу, жестко укреплена пара торцевых кольцевых накладок (3, 4 и 5, 6). Наружный диаметр накладок (3, 4) одного колеса выполнен с зазором Δ1 относительно диаметра его начальной (делительной) окружности 7; ширина головок 8 зубьев второго колеса - на участке от их вершин 9 до начальной (делительной) окружности 7 - выполнена с зазором Δ2 относительно накладок 3, 4 первого колеса; ножки 10 зубьев второго колеса выполнены уширенными с образованием зазоров Δ3 между торцами головок 11 зубьев первого колеса и накладками 5, 6 второго колеса; участки (12) тела 2 второго колеса, примыкающие к его зубчатому венцу, выполнены с уширением 2Δ=2Δ3, равным уширению ножек зубьев второго колеса.

Работает данная зубчатая передача следующим образом. При зацеплении зубчатых колес передачи нагрузка, передаваемая в передаче, воспринимается зубьями зубчатых колес, часть этой нагрузки, действующей изгибающее на зубья, передается зубьями на кольцевые торцевые накладки (3, 4 и 5, 6). Зуб зубчатого колеса рассматривается при его расчетах как балка с одним защемленным концом. При данной конструкции зубчатых колес кольцевые накладки перекрывают ножки зубьев (половину зубьев), при этом плечо максимальной нагружающей силы, воспринимаемой зубом (в вершине зубьев), уменьшается в два раза; тем самым повышается изгибная прочность зубьев. Наличие зазоров между торцами зубьев и торцевыми накладками колес предотвращает их взаимное зацепление и заклинивание; наличие зазора между накладками обоих колес предотвращает их взаимное зацепление.

По сравнению с прототипом, данная конструкция зубчатой передачи - за счет наличия торцевых накладок не у одного, а у обоих колес - позволяет повысить изгибную прочность зубьев не одного, а обоих колес и обеспечить их равнопрочность, особенно при небольшом передаточном отношении зубчатой передачи и небольшой разнице в количестве зубьев колес.

Зубчатая передача, содержащая пару цилиндрических зубчатых колес, состоящих из тела и зубчатого венца с зубьями, на торцах которых укреплены торцевые кольцевые накладки, отличающаяся тем, что наружный диаметр накладок одного колеса выполнен с зазором относительно диаметра его начальной (делительной) окружности; ширина головок зубьев второго колеса на участке от их вершины до начальной (делительной) окружности выполнена с зазором относительно накладок первого колеса; ножки зубьев второго колеса на участке от начальной (делительной) окружности до окружности впадин зубьев выполнены с уширением относительно ширины зубьев первого колеса с образованием зазоров между торцами головок зубьев первого колеса и торцевыми накладками второго колеса; наружный диаметр накладок второго колеса совпадает с диаметром его начальной (делительной) окружности; а часть тела второго колеса, примыкающая к его зубчатому венцу, выполнена с уширением, равным уширению ножек его зубьев.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов с прямозубыми и косозубыми чугунными колесами. Способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес заключается в нанесении на поверхность колес равномерного покрытия из износостойкого материала и выполнении на рабочей поверхности зубьев поперечных канавок с наполнителем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции зубчатых колес привода, в том числе кресла-коляски. Зубчатое колесо привода содержит зубчатые венцы, полую ступицу (3), выполненную за одно целое с зубчатыми венцами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к поршневым двигателям, в частности к балансировочному валу поршневого двигателя. Уравновешивающий вал (1) включает опорную шейку (2), на которой уравновешивающий вал (1) установлен в подшипнике, участок (10), на котором зубчатое колесо (5) соединено с уравновешивающим валом без возможности проворота или на котором уравновешивающий вал (1) и зубчатое колесо (5) выполнены монолитно, и участок (8) дисбаланса, на котором расположен дисбаланс, причем зубчатое колесо выполнено из чугуна с шаровидным графитом с незакаленными зубьями (11).

Изобретение относится к зубчатым колесам и может быть использовано в коробках передач. Зубчатое колесо (10) содержит ступицу (15), круглый зубчатый обод (11) с зубчатым венцом (12) и, по меньшей мере, одну промежуточную стенку (14), которая связывает зубчатый обод (11) и ступицу (15) таким образом, чтобы ступица (15) фиксировалась, по существу, около центра зубчатого обода (11).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, содержащим шевронные зубчатые колеса с разнесенными венцами. Шевронное зубчатое колесо с разнесенными венцами состоит из пары цилиндрических косозубых колес (1, 2), установленных на общем валу (3).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (2) и зубчатый венец с зубьями (3), имеющими боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (9) поверхности.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца. Каждая боковая сторона зубчатого венца снабжена плоским кольцом (3) с геометрическим центром, совпадающим с центром вращения колеса, ориентированным перпендикулярно боковой стороне тела (1) и расположенным на некотором удалении от венца. Изобретение направлено на оптимизацию процесса смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2). Смазкоудерживающие полки (7) расположены со стороны одного торца (4) зубчатого венца. На втором торце (3) зубчатого венца и прилегающем к нему теле (1) колеса укреплена торцевая накладка (8). Изобретение обеспечивает износостойкость рабочих боковых поверхностей и изгибную прочность зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6. На торцах зубьев вдоль всей длины боковых поверхностей для крепления полок выполнены уширения 7 зубьев 2, толщиной, большей, чем величина максимального износа боковых поверхностей. В результате обеспечивается работоспособность зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к многоступенчатым планетарным механизмам, используемым в автомобилестроении, в частности для открытия и закрытия крышек багажника автомобилей. Многоступенчатый планетарный механизм включает по меньшей мере два соединенных без возможности проворачивания с корпусом полых колеса с внутренними зубчатыми венцами (11, 21), два солнечных колеса (40, 50), которые находятся соответственно в зацеплении с установленными на водилах (42, 52) планетарными колесами (41, 51). Корпус цельно изготовлен из металла в виде цилиндрического корпуса (10) и снабжен внутренним зубчатым венцом (11). По меньшей мере одна ступень передачи включает полое пластмассовое колесо (20) с внутренним зубчатым венцом (21), которое размещается в корпусе (10) механизма. Вторая ступень передачи образуется солнечным колесом (50), планетарными колесами (51) и зубчатым венцом (11) корпуса (10). Для соединения без возможности проворачивания пластмассового полого колеса (20) с корпусом (10) механизма предусмотрены средства (22, 26a, 26b) фиксации от проворачивания. Изобретение направлено на улучшение шумовых характеристик и упрощение изготовления и монтажа. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса. Каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, соответствующий профилю боковых поверхностей расчетного зуба. В результате снижаются издержки на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности. У каждого зуба боковая рабочая поверхность имеет профиль, идентичный расчетному для зуба данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба, по центру этой плоскости расположен гребень с профилем, идентичным профилю боковой рабочей поверхности. В области каждого торца зуба на этой плоскости расположен гребень в виде прямоугольного треугольника, одна сторона которого расположена по оси симметрии расчетного зуба, а гипотенуза соединяет середину вершины этого зуба с его основанием. В результате уменьшается расход материала на изготовление зубчатого колеса, оптимизируется его конструкция. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано для зубчатых колес, работающих с перекосом валов. Для повышения контактной прочности зубьев зубчатых колес рабочие поверхности зубьев подвергают упрочнению путем повышения их твердости. Номинальную твердость, рассчитанную для случая контактирования зубьев по всей ширине их рабочих поверхностей, увеличивают по направлению смещения пятна контакта - от окружных плоскостей симметрии колес к торцам зубьев, доводя ее до максимальной величины у этих торцов. В результате повышается износостойкость зубьев зубчатых колес. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, смазкоудерживающие карманы в виде полок 3 с бортиками 4, расположенные у торцов 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними с минимальным зазором Δ относительно торцов зубьев этого колеса и зубьев 10 сопряженного в передаче парного колеса. Каждая полка крепится к торцу зуба посредством L-образного элемента 7 длиной, равной длине полки. Одной своей продольной частью 8, параллельной торцу зуба, L-образный элемент крепится на грани полки, обращенной к торцу зуба, эта часть ориентирована в сторону оси зуба и имеет длину h, по крайней мере, не меньшую, чем величина максимального износа боковой поверхности зуба. Второй своей частью 9 L-образный элемент крепится к торцу зуба. В результате обеспечивается работоспособность зубчатого колеса даже при изнашивании его зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, установленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса. Каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, идентичный профилю боковых поверхностей расчетного зуба. Пластина, являющаяся отстающей по ходу вращения колеса, снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине зубчатого венца. Одна полка Г-образного элемента закреплена на этой пластине в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной, другая его полка ориентирована в сторону окружности впадин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной. В другой пластине, на участке примыкания ее к телу колеса, вдоль ширины зубчатого венца выполнены сквозные отверстия. В результате снижаются издержки на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик и обеспечением износостойкости рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, преимущественно крупномодульных. Способ повышения контактной прочности зубьев зубчатых колес включает повышение твердости рабочих поверхностей зубьев. Твердость задается неравномерной вдоль указанных поверхностей, изменяющейся от максимальной - для участков с однопарным зацеплением, до минимальной - для участков с максимальной парностью зацепления. Изменение выполняется пропорционально изменению парности зацепления, а максимальная твердость соответствует расчетной для зубьев расчетного колеса. Обеспечивается повышение контактной прочности зубьев зубчатых колес и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.
Наверх