Устройство оперативной дегазации участков аварийного торможения железнодорожного транспорта при проливе жидких опасных химических веществ

Изобретение относится к оборудованию для защиты населения от пролива жидких опасных химических веществ, перевозимых железнодорожным (ж/д) транспортом, и может быть использовано для дегазации участков пролива на тормозном пути железнодорожного состава при разгерметизации емкости (резервуара). Устройство содержит емкость 1 с нейтрализующей жидкостью, установленную на шасси ж/д вагона, соединенную трубопроводами с запасным резервуаром сжатого воздуха вагона, используемого в системе торможения ж/д состава, и трубопроводом 12 для вылива нейтрализующей жидкости, при этом устройство располагается впереди первого из специальных вагонов-цистерн с опасными химическими веществами по ходу движения поезда, внутри емкости 1 с нейтрализующей жидкостью закреплен сифон 2, к штуцеру 4 коллектора 5 которого подсоединен воздушный трубопровод 6, на котором установлен автоматически срабатывающий при аварийном торможении поезда при разливе опасных химических веществ электропневматический клапан 7, который, в свою очередь, через редуктор 10 подключен к запасному резервуару сжатого воздуха, трубопровод 12 для вылива нейтрализующей жидкости снабжен двумя щелевыми клапанами 15 с углом раствора не менее 120°, расположенными под нижней частью ж/д вагона, причем выпускные отверстия клапанов 15 расположены симметрично на расстоянии 80 см от осевой линии вагона и обращены в противоположную сторону движения поезда. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности и оперативности обеспечения безопасности населения от пролива опасных химических веществ на участках аварийного торможения, вызванных разгерметизацией или частичным разрушением вследствие террористических актов специальных вагонов-цистерн с опасными химическими веществами, перевозимых ж/д транспортом, без схода их с рельс. 1 ил.

 

Изобретение относится к защите населения от пролива жидких опасных химических веществ, перевозимых железнодорожным транспортом, и может быть использовано для дегазации участков пролива на тормозном пути железнодорожного состава при разгерметизации емкости (резервуара).

Несмотря на общее количество уменьшения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на химически опасных объектах (ХОО) остается довольно высокая вероятность риска аварий (разрушений) в связи с появлением новых угроз, связанных с возможным осуществлением террористических актов на таких объектах в крупных населенных пунктах. Ежегодно транспортируется до 700 тысяч тонн опасных химических веществ (ОХВ) по территории России. Основная масса их перевозится железнодорожным транспортом. Пути транспортировки ОХВ железнодорожным транспортом в большинстве случаев вынужденно проходят по территории населенных пунктов, что увеличивает риск химического заражения селитебной части вблизи железнодорожного полотна и станций.

Развитие чрезвычайной ситуации при террористических актах на таких подвижных объектах будет иметь ряд отличий от аварий на стационарных объектах с ОХВ, в частности по способам инициирования события или по возможности одновременного развития событий на разных объектах. Ущерб от террористических актов на таких объектах и их последствия могут быть значительно большими, чем при промышленными авариях.

Особенностью их будет являться характер разлива жидкой фазы ОХВ при разгерметизации емкостей при движении в зависимости от площади пробоины, количества пробитых емкостей и наличия в них ОХВ, скорости перемещения, характера подстилающей местности.

При разгерметизации специальных вагонов-цистерн, перевозящих ОХВ, следует рассматривать наиболее возможные варианты:

- образование пробоины в днище специального вагона-цистерны;

- образование пробоины в боковой части специального вагона-цистерны;

- разрушение полностью специального вагона-цистерны с разбросом содержимого АХОВ.

Прогнозирование зон химического заражения, динамики развития такого рода ЧС и оценка ущерба имеют свои специфические особенности по сравнению с аварией (разрушением) стационарных объектов с ОХВ.

При выявлении химической обстановки при авариях такого рода объектов необходимо учитывать распространение зараженного облака как с участка пролива от момента разгерметизации специального вагона-цистерны до остановки транспорта, так и с участка последующего пролива при остановке.

В условиях первого и второго вариантов из пробоины в днище (боковой части) будет происходить вылив перевозимого ОХВ. При этом рассматривается ситуация, когда в результате взрыва, повлекшего образование пробоины, не происходит схода с рельсовых путей специального вагона-цистерны. Разлив ОХВ из пробоины в этом случае будет происходить до остановки железнодорожного состава. Пролив ОХВ на тормозном пути может происходить на протяженных участках железнодорожного полотна.

В связи с этим возникает проблема оперативной локализации таких аварий вследствие трудностей привлечения сил и средств аварийно-спасательных служб на участках торможения и их доставки к месту аварии. В целях решения этой проблемы предлагается данное изобретение.

Известны способы дегазации путем поливки участков заражения нейтрализующими растворами или присыпки землей, другими материалами, способными отсрочить испарение опасных химических веществ и не допустить распространения облака заражения на селитебную часть населенных пунктов.

Известны устройства для реализации способа дегазации с помощью нейтрализующего раствора [Защита от оружия массового поражения. Под ред. В.В.Мясникова, 2-е издание. - М.:Воениздат, 1989, с.315-318]. Устройство состоит из емкости (цистерны) с нейтрализующим раствором, насоса, жидкостных и газожидкостных распылителей и вспомогательных приспособлений, работающих на принципе выдачи распыленной струи жидкости путем эжектирования или за счет надува емкости с использованием давления воздуха от пневмосистемы или насоса. Устройство смонтировано на автомобильном шасси.

Недостатками использования известных устройств являются значительные затраты времени на прибытие к местам аварий при проливе опасных химических веществ на тормозном пути ж/д состава, сложности осуществления дегазации/пролива на протяженных аварийных участках торможения железнодорожного состава, что не позволяет оперативно предотвратить распространение зараженного воздуха с этих участков, представляющим 1000 м и более в зависимости от начальной скорости торможения состава и уклона пути.

Наиболее близким аналогом является устройство для орошения пылящих поверхностей специального вагона-цистерны при утечке перевозимого груза, например органических перекисей. Оно содержит: вагон-цистерну с омывающей жидкостью, ороситель в виде системы перфорированных труб, размещенных вдоль образующей котла специального вагона-цистерны, и источник сжатого воздуха [RU 2155688 C2, 10/09/2000].

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности проведения дегазации при проливе жидких ОХВ, т.к. в качестве омывающей жидкости используется в теплое время года вода, а в холодное время водно-солевой раствор, конструктивное расположение перфорированных труб оросителя не позволяет осуществлять равномерный полив дегазирующей жидкости при проливе ОХВ на железнодорожное полотно в случае ее использования.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и оперативности обеспечения безопасности населения от пролива опасных химических веществ на участках аварийного торможения, вызванных разгерметизацией или частичным разрушением вследствие террористических актов специальных вагонов-цистерн с опасными химическими веществами, перевозимых ж/д транспортом, без схода их с рельс.

Технический результат достигается тем, что к емкости с нейтрализующей жидкостью, установленной на шасси ж/д вагона, расположенного впереди первой из специальных вагонов-цистерн по ходу поезда с опасным химическим веществом, соединенной трубопроводом с запасным резервуаром сжатого воздуха, используемого для аварийного торможения ж/д состава, подсоединяются трубопроводы с выпускными щелевыми клапанами с углом раствора не менее 120°, расположенными непосредственно под нижней частью ж/д вагона, на котором установлена емкость, при этом выпускные отверстия клапанов обращены в противоположную сторону движения поезда и расположены симметрично на расстоянии 80 см от осевой линии вагона.

Устройство функционирует только при разгерметизации с последующим проливом ОХВ специальных вагонов-цистерн, на которых устанавливаются датчики, которые срабатывают при разгерметизации и подают электрический сигнал аварийной остановки поезда и срабатывания аварийного электропневматического клапана, при этом сжатый воздух поступает в емкость с нейтрализующей жидкостью и вытесняет ее в газожидкостной трубопровод, осуществляющий разбрызгивание ее на обрабатываемую поверхность железнодорожного полотна.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства оперативной дегазации участков аварийного торможения ж/д состава при проливе жидких опасных химических веществ, перевозимых ж/д транспортом.

Устройство содержит смонтированную на шасси ж/д вагона емкость 1 для разбрызгиваемой нейтрализующей жидкости, внутри которой закреплен сифон 2 с предохранительным клапаном 3. К штуцеру 4 коллектора 5 сифона подсоединен воздушный трубопровод 6, на котором установлен электропневматический клапан 7, манометр 8 низкого давления, обратный клапан 9, к которому подключен вентиль 16. Воздушный трубопровод подключается к вентилю через редуктор 10 к запасному резервуару сжатого воздуха. К штуцеру 11 коллектора сифона подсоединяется газожидкостный трубопровод 12, который через редуктор 13 подсоединен с помощью штуцеров 14 к двум выпускным щелевым клапанам 15 с углом раствора не менее 120º, смонтированным под нижней частью ж/д вагона, на котором установлена емкость 1 таким образом, чтобы выпускные отверстия клапанов были расположены симметрично на расстоянии 80 см от осевой линии вагона и обращены в сторону, противоположную движению поезда.

Устройство работает следующим образом.

Перед отправлением ж/д состава заправляют емкость нейтрализующей жидкостью соответственно перевозимому ОХВ, открывают вентиль запасного резервуара сжатого воздуха и вентиль 16. По манометру 7 проверяют наличие давления в воздушном трубопроводе (500-600 кПа), при этом сжатый воздух от резервуара через редуктор 10, вентиль 16 поступает в воздушный трубопровод 6.

При срабатывании в пути электропневматического клапана 7 от сигнала датчика разгерметизации специального вагона-цистерны с опасным химическим веществом сжатый воздух через воздушный трубопровод 6 поступает в сифон 2, создавая в емкости установленное давление. Под действием давления нейтрализующий раствор из емкости 1 вытесняется через сифон 2 в газожидкостной трубопровод 12 и через редуктор 13, щелевые клапаны 15 разбрызгивается на обрабатываемую поверхность ж/д полотна на ширину не менее 5 метров.

Устройство оперативной дегазации участков аварийного торможения железнодорожного (ж/д) состава при проливе жидких опасных химических веществ, перевозимых ж/д транспортом, содержащее емкость с нейтрализующей жидкостью, установленную на шасси ж/д вагона, соединенную трубопроводами с запасным резервуаром сжатого воздуха вагона, используемого в системе торможения ж/д состава, и трубопроводом для вылива нейтрализующей жидкости, отличающееся тем, что оно располагается впереди первого из специальных вагонов-цистерн с опасными химическими веществами по ходу движения поезда, внутри емкости с нейтрализующей жидкостью закреплен сифон, к штуцеру коллектора которого подсоединен воздушный трубопровод, на котором установлен автоматически срабатывающий при аварийном торможении поезда при разливе опасных химических веществ электропневматический клапан, который, в свою очередь, через редуктор подключен к запасному резервуару сжатого воздуха, трубопровод для вылива нейтрализующей жидкости снабжен двумя щелевыми клапанами с углом раствора не менее 120°, расположенными под нижней частью ж/д вагона, при этом выпускные отверстия клапанов расположены симметрично на расстоянии 80 см от осевой линии вагона и обращены в противоположную сторону движения поезда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию для разгрузки четырехосных железнодорожных полувагонов с сыпучим и кускообразным грузом вдоль траншеи рудного двора металлургических комбинатов, коксохимических производств и теплоэнергоцентралей.

Изобретение относится к устройствам для очистки железнодорожных путей. .

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. .

Изобретение относится к устройствам для очистки железнодорожных путей и касается конструкции снегоочистителей. .

Изобретение относится к коммунальному машиностроению. .

Изобретение относится к устройствам для ремонта рельсового пути, в частности к устройствам для уборки щебня, находящегося на рельсовом пути. .

Изобретение относится к коммунальной технике для очистки городских улиц, площадей, дорог и других территорий от пыли, мелких фракций песка и легкого мусора. .

Изобретение относится к машинам для уборки транспортного пути, преимущественно на рудных дворах металлургических комбинатов. .

Изобретение относится к области исследований или анализа защитных свойств сорбентов, поглощающих пары органических веществ по принципу физической адсорбции, весовым способом.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано в химической, металлургической и оборонной отраслях промышленности при очистке от компонентов ракетного топлива.
Изобретение относится к области очистки промышленных сточных или оборотных вод со слабощелочной реакцией от ионов тяжелых металлов путем перевода их в труднорастворимые в воде соединения, подвижность которых в природных средах сильно ограничена, а именно к получению реагентов для очистки данных вод на основе торфа.

Изобретение относится к способам уничтожения отравляющих веществ, а именно к утилизации отравляющего хлорсодержащего вещества 2-(2-хлорбензилиден)малонодинитрила (CS) с получением 2-хлорбензойной кислоты, являющейся товарным продуктом для синтеза различных органических соединений: пестицидов, красителе, лекарственных препаратов.

Изобретение относится к утилизации отравляющих веществ раздражающего действия (ирритантов) до нетоксичных продуктов, способных найти практическое применение в тонком органическом синтезе, химии физиологически активных веществ и лекарственных препаратов.
Изобретение относится к уничтожению отравляющих веществ кожно-нарывного действия - сернистых ипритов. Способ включает обработку в водной среде композиционной смесью из водного раствора гидроокиси щелочного металла, хлорида четвертичных триалкиламмониевых соединений в качестве катализатора межфазного переноса и дихлорамина в качестве сокатализатора.

Изобретение относится к технологии нейтрализации широкого спектра токсичных промышленных химикатов и материалов, включающих раздражающие вещества, тяжелые и радиоактивные металлы, кислоты и кислые раздражающие вещества, пестициды, и различные сельскохозяйственные химикаты, а также деконтаминации поверхностей, контактирующих с этими агентами.

Изобретение относится к способу уничтожения отравляющих веществ, в частности O-изобутил-S-2-(N,N-диэтиламино)-этилметилтиолфосфоната (вещества типа Vx). Уничтожение осуществляется путем фотохимического окисления вещества типа Vx при воздействии излучения в видимой области спектра с длиной волны 380-460 нм в присутствии перхлората 2,4,6-трифенилселенопирилия и хлороформа в соотношении 1:0,1.
Изобретение относится к области радиохимии и может быть использовано для утилизации промышленных отходов, содержащих хлороводород. Для этого улавливают радиоактивный хлороводород, барботируя газы или пары, содержащие хлороводород, через раствор реагента, образующего с хлорид-ионами малорастворимое соединение.
Изобретение относится к области безопасной эксплуатации химически опасных объектов (ХОО), а именно к разработке состава рецептуры, обеспечивающей дегазацию летучих токсичных фосфорорганических веществ внутри технологических помещений не только на поверхностях, но и в воздухе в виде паровой фазы.

Изобретение относится к средствам оперативного обнаружения отравляющих веществ и токсинов и моментальной их нейтрализации. Устройство содержит микропроцессорные комплекты первого 16 и второго 22 порядка, блок памяти эталонов 17, блоки для обнаружения отравляющих веществ и токсинов, аудио-видео-систему, при этом блоки обнаружения отравляющих веществ и токсинов выполнены в виде всасывающих устройств 3-7, имеющих на выходе датчики, определяющие уровень заражения воздушной среды, выходы которых подключены к усилителям-преобразователям 11-15, выходами-входами соединенными с микропроцессорным комплектом первого порядка 16, который выходами-входами подсоединен к блоку памяти эталонов 17, блоку ввода вопросов 18 и микропроцессорному комплекту второго порядка 22, блок памяти эталонов 17 входами-выходами подключен к матричному полю 21 в виде диодной кристаллической решетки на базе жидких кристаллов, блок ввода вопросов 18 соединен входами-выходами с блоком анализа ответов 19 и блоком анализа неизвестных химических соединений и комбинаций отравляющих веществ 20, который входами-выходами подключен к блоку анализа ответов и к матричному полю 21, соединенному с входами-выходами блока ввода вопросов 18 и к микропроцессорному комплекту второго порядка 22, соединенному входами-выходами с блоком предупреждения об опасности 23, блоком анализа неизвестных химических соединений и комбинаций отравляющих веществ 20, матричным полем 21 и блоком исполнительного устройства 24 по нейтрализации отравляющих веществ и токсинов, соединенным выходами с исполнительными механизмами 25-27. Техническим результатом изобретения является возможность определения концентрации токсических материалов и их нейтрализация в самые короткие сроки и моментальное предупреждение людей об опасности, т.е. максимально возможная защита человека от воздействия различных токсинов. 3 ил.
Наверх