Летательный аппарат

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертолетного типа. Летательный аппарат содержит ротор с закрепленными на его валу полусферами, приемник рабочего тела, выполненный в центральной части ротора, примыкающий к внешней окружности ротора направляющий аппарат. Ротор выполнен из неподвижных относительно друг друга мембран, с верхними и нижними сферическими поверхностями, разделенными бандажами и воздушными слоями. Указанные мембраны расположены между приемником рабочего тела и направляющим аппаратом. Направляющий аппарат содержит закрепленный на его внешней окружности пневматический кольцевой бандаж. Ротор выполнен с возможностью ускорения воздушных потоков пограничными слоями и центробежной силой. Поддержка геометрической формы выполненных в виде сфер пленочных поверхностей мембран выполнена за счет центробежной силы воздушных потоков, строп и бандажей. Лопатки направляющего аппарата выполнены из гибкой прочной пленки с опорной армирующей нитью в их передней кромке. Достигается увеличение времени полета и снижение заметности летательного аппарата. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, к летательным аппаратам тяжелее воздуха.

Известен летательный аппарат, содержащий корпус, двигатель, первый и второй соосные роторы, предназначенные для вращения в противоположных направлениях, валы, на которых закреплены указанные роторы, и заборник рабочего тела, в центральной части которого установлены валы, связанные с указанным двигателем. Роторы выполнены сферообразными и снабжены лопатками, которые закреплены на внутренней поверхности указанных роторов между внешних окружностей указанных роторов и заборником рабочего тела.

Недостатком данного технического решения является то, что лопатки роторов увеличивают вес Л.а. и не обеспечивают равномерного обтекания нижних и верхних сферических поверхностей роторов потоками воздуха, что существенно уменьшает подъемную силу Л.а. Это решение принято за прототип.

Патент РФ 2148530 (51) 7 В64С 27/10

Изобретение направлено на решение задачи устранения недостатков прототипа и создания летательного аппарата, использующего более совершенный принцип создания подъемной силы, чем те, что известны из уровня техники.

Техническим результатом от использования изобретения является то, что конструкция ротора Л.а., направляющего аппарата, верхнего и нижнего обтекателя испытывает силы - действующие на Л.а. в полете - только на растяжение, потому ротор и сам Л.а., изготовленный из сверхпрочных на разрыв пленок, имеет форму диска и крайне малый вес. Взлетный вес, например, БПЛА, распределенный на поверхности мембран, образующих подъемную силу, ничтожно мал и может составлять несколько сот грамм на 1 м2. Находящиеся между несколькими вращающимися, но неподвижными относительно друг друга поверхностями мембран воздушные слои могут испытывать сопротивление только ускорению собственной массы. А раз эта масса мала, то и большой мощности для вращения ротора не требуется. Зато огромная величина центробежной силы от такого вращения создает достаточную скорость воздушного потока и разницу атмосферного давления между верхними и нижними поверхностями мембран (общей площадью в несколько десятков м2), чтобы практически невесомому БПЛА подняться на условную высоту, разделяющую атмосферу и космос, используя для этого лишь солнечную батарею и аккумулятор. Таким образом, Л.а. может находиться в воздухе неограниченно долго - используя солнечную батарею и имея аккумулятор для работы в ночное время. Эти свойства Л.а., дополненные роторным двигателем Карфидова, позволяют использовать Л.а. в качестве беспилотного боевого робота, пилотируемого десантного или беспилотного, наблюдательного, разведывательного или спасательного средства, Л.а. может также использоваться в качестве индивидуального летательного аппарата и занимать объем обычного рюкзака, с приводом в рабочее положение, - в пределах нескольких минут. В беспилотном варианте вероятность обнаружения Л.а. радиолокационными станциями не велика, т.к. толщина пленки намного меньше длины волны радара и она не электропроводна. А ламинарные потоки воздуха с разным атмосферным давлением на верхние и нижние поверхности мембран могут создавать подъемную силу совершенно бесшумно.

Указанный технический результат достигается тем, что ротор Л.а. содержит расположенные одна над другой мембраны, сферические поверхности которых разделены воздушными слоями, сообщающими впускное окно рабочего тела, с направляющим аппаратом, примыкающим к ротору в его периферийной части. Тем, что направляющий аппарат содержит закрепленный на его внешней окружности пневматический кольцевой бандаж. Толщина воздушных слоев между верхними и нижними поверхностями, неподвижных относительно друг друга мембран, в приемнике рабочего тела существенно превышает толщину слоев в периферийной части ротора, примыкающей к направляющему аппарату. Технический результат достигается также тем, что пленочная солнечная батарея выполнена в виде обтекателя.

Заявленный Л.а. отличается от прототипа тем, что подъемная сила образуется за счет преодоления сил сцепления молекул газа, в пограничных слоях, на сферических поверхностях мембран, центробежной силой, а также ускорением сопутствующих слоев воздуха указанными пограничными слоями. Л.а. отличается от прототипа также тем, что изготовленный из сверхпрочных на разрыв пленок имеет форму диска и крайне малый по сравнению с прототипом вес. Геометрическая форма Л.а. и всех его элементов поддерживается центробежной силой, воздушными потоками, бандажами и стропами. Выполненные в роторе мембраны, с верхними и нижними сферическими поверхностями, разделенные бандажами и воздушными слоями, причем последние расположены между приемником рабочего тела и направляющим аппаратом. Что позволяет во время вращения ротора использовать трение находящегося между мембранами воздуха о поверхности мембран для его закрутки и образования центробежной силы, при помощи бандажей устанавливать толщину воздушных слоев между сферическими поверхностями мембран, передавать крутящий момент от двигателя к мембранам, при помощи бандажей и строп обеспечивать подъемной силой Л.а. К тому же кинетическую энергию высокоскоростных слоев воздуха позволяет преобразовать в дополнительную подъемную силу и компенсировать реактивный момент статора двигателя. Закрепленный на внешней окружности направляющего аппарата пневматический кольцевой бандаж, позволяет нагнетанием воздуха придать бандажу форму окружности, растянуть обтекатели, стропы и армированные сверхпрочными нитями статорные лопатки, ротор Л.а. при этом также расправляется под действием упругости мембран и также приводится в рабочее положение. Постоянство геометрической формы мембран поддерживается нагрузкой центробежной силы, воздушных потоков, подъемной силой мембран и пропущенными сквозь бандажи стропами. Что позволяет точно совместить воздушные потоки ротора с направляющим аппаратом и не допускать колебаний мембран в осевом направлении при изменении подъемной силы. Лопатки в направляющем аппарате выполнены из гибкой прочной пленки с опорной армирующей нитью в их передней кромке. Это позволяет изготовить статорную часть, как и весь Л.а., из гибкого и прочного материала, удобного для транспортирования и хранения в сложенном в чехол виде.

На фиг.1 изображен поперечный разрез летательного аппарата.

Сферолет содержит: ротор 1 с закрепленными на его валу 2 мембранами 3, последние разделены воздушными слоями 4, бандажами 5 и 6. Закреплены мембраны на неподвижном валу ротора, в верхней его части, стропами 7 через подшипник 8, а внизу - на дне 9 нижней мембраны через подшипник 10. Нижнюю часть бандажей 6 связывает замкнутый в кольцо трос 11. На верхнем обтекателе 12, в центральной части ротора, расположено впускное окно рабочего тела 13. Статорные лопатки 14 направляющего аппарата 15., своей внутренней окружностью совмещены с воздушными слоями 4, а наружная окружность содержит пневматический бандаж 16. Верхняя поверхность обтекателя 12 снабжена пленочной солнечной батареей 17. Центр тяжести 18 Л.а. расположен ниже несущих поверхностей мембран и вывешен на шарнирном подвесе 19, в виде аккумуляторных батарей 20, отдела полезной нагрузки 21 и отдела управления 22 БПЛА. Отдел управления, в свою очередь, содержит устройство 23, управляющее наклоном оси вала 2 ротора относительно оси центра тяжести 18 с помощью шарнира 19 и марионеточного управления тремя тросами 24. В нижней части впускного окна рабочего тела 13 под дном 9 расположен электродвигатель 25. В нерабочем положении ротор опирается кольцевым тросом 11 на ролики 26, закрепленные на нижнем обтекателе 27.

Сферолет действует следующим образом: летательный аппарат в сложенном виде извлекается из чехла. Затем при помощи насоса нагнетается воздух в пневматический бандаж 16. Направляющий аппарат 15, приобретая форму окружности, напрягает верхний обтекатель 12 и нижний 27, при этом ротор 1 под действием упругости мембран 3 расправляется и кольцевым тросом 11, становится на ролики 26, приобретает рабочую форму. После чего при пуске электродвигателя 25, вращении ротора 1 и действия на него центробежной силы кольцевой трос 11 снимается с роликов 26, а воздух, находящийся в слоях 4, между близко расположенных одна к другой поверхностями мембран 3, разделенных бандажами 5 и 6, приходит в движение. С увеличением числа оборотов, когда центробежная сила начинает превышать силу сцепления молекул газа в пограничных слоях, молекулы срываются и начинают ускоренное движение, отрываясь от верхних сферических поверхностей мембран 3, образуя на них пониженное атмосферное давление и налетая на нижние поверхности мембран образуя повышенное атмосферное давление на этих поверхностях. Созданная таким образом подъемная сила поднимает Л.а. в воздух. В зависимости от направления полета устройство 23 при помощи тросов 24 отклоняют ось вала 2 относительно центра тяжести 18 и Л.а. направляется в выбранном направлении. Для приземления все действия выполняются в обратном порядке.

Подъемная сила Л.а. образуется в многоярусном роторе. Каждый ярус - это мембрана со сферической поверхностью, изготовленная из тонкого, гибкого, прочного на разрыв материала, например армированной сверхпрочными волокнами синтетической пленки с большой общей площадью поверхности мембран. Каждая мембрана - часть поверхности сферы с большим радиусом и с окном впуска рабочего тела в центральной части ротора. Близко расположенные одна над другой сферические поверхности образуют межмембранные воздушные слои. Воздушные слои в периферийной части ротора примыкают к направляющему аппарату - статорным лопаткам, на которые направлен высокоскоростной поток, образуемый пограничными слоями на сферических поверхностях мембран (сопротивлением воздуха) и действием центробежной силы. Молекулы газа в воздушном слое между мембранами образуют на них верхний и нижний пограничные слои, в которых частицы газа сцеплены с поверхностями мембран и между собой. При ускоряющемся вращении ротора сцепление молекул заставляет их вращаться вместе с ротором до тех пор, пока величина центробежной силы не начинает превышать силу сцепления молекул в пограничных слоях. Тогда поток воздуха в межмембранных воздушных слоях начинает двигаться с ускорением. При этом оба пограничных слоя сжимаются на нижних - вогнутых поверхностях мембран, отклоняющих воздушный поток вниз, и разрежаются - на верхних, отрываясь от них центробежной силой, в сумме воздействия образуя подъемную силу. Подъемная сила каждой мембраны образует общую подъемную силу ротора. Кинетическая энергия воздушного потока в направляющем аппарате преобразуется в дополнительную подъемную силу и компенсацию реактивного момента статора двигателя. А так как на ротор Л.а. в воздухе действуют в основном только силы растяжения, то изготовлен он из прочной на разрыв пленки. Таким образом, решается задача создания Л.а., сочетающего в себе хорошее аэродинамическое качество за счет формы диска, большую площадь опоры воздушного потока на мембраны, (аналог крыла) и соответственно большую грузоподъемность в сочетании с беспрецедентно малым весом самого Л.а., вертикальный взлет и посадку, высокий потолок и соответственно высокую скорость полета. Использование Л.а. в бытовых условиях вместо автомобиля или мотоцикла позволит экономить его владельцу по нескольку часов ежедневно свободного времени, затрачиваемого обычно на транспорт, в то же время откроется транспортная доступность туда, куда по дороге не попадешь.

1. Летательный аппарат, содержащий ротор, с закрепленными на его валу полусферами, приемник рабочего тела, выполненный в центральной части ротора, примыкающий к внешней окружности ротора направляющий аппарат, отличающийся тем, что ротор выполнен из неподвижных относительно друг друга мембран, с верхними и нижними сферическими поверхностями, разделенными бандажами и воздушными слоями, причем расположены указанные мембраны между приемником рабочего тела и направляющим аппаратом.

2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что направляющий аппарат содержит закрепленный на его внешней окружности пневматический кольцевой бандаж.

3. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что изготовлен из сверхпрочных на разрыв пленок, имеет малый вес и выполнен в форме диска.

4. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что ротор выполнен с возможностью ускорения воздушных потоков пограничными слоями и центробежной силой.

5. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что поддержка геометрической формы выполненных в виде сфер пленочных поверхностей мембран выполнена за счет центробежной силы, воздушных потоков, строп и бандажей.

6. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что лопатки в направляющем аппарате выполнены из гибкой прочной пленки с опорной армирующей нитью в их передней кромке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам создания подъемной силы и к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Способ создания подъемной силы летательного аппарата заключается в использовании газовой струи, выходящей из сопла реактивного двигателя летательного аппарата, направляемой в несущее устройство, снабженное газоводом, в котором установлены разъединитель и подъемные элементы.

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам создания системы сил и летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Способ создания тяги заключается в направлении из сопла газовой струи по касательной к верхней выпуклой поверхности крыла аэродинамического сечения.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). СВВП состоит из фюзеляжа, крыла, стабилизатора, компрессора с воздухозаборником и двигателя.

Изобретение относится к авиации, в частности к конструкции топливных систем беспилотных летательных аппаратов. Система содержит N топливных баков, встроенных в кольцевой обтекатель.

Изобретение относится к области авиации, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки состоит из устройства для движения крыльев, кабины, двигателей, вентилятора.

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к летательным аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки с управлением высотой и направлением полета с помощью реактивной силы содержит корпус, двигатели, сопла, газовод, выполненный с возможностью разделения газового потока из сопла реактивного двигателя перегородкой на два тракта: тракт вертикальной и тракт горизонтальной тяги.

Изобретение относится к области авиации, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит корпус круглой формы или в форме эллипса с выпуклой верхней поверхностью и плоской нижней поверхностью, с выступающей вниз его центральной частью.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям индивидуальных летательных аппаратов. Летательный аппарат (1) содержит раму (3), снизу которой установлены два воздушных винта (5), (7) противоположного вращения на вертикальной оси, использующих общую ось (8) вращения.

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки, дисковидной компоновки содержит два привода и вентиляторы противоположного вращения, один из которых, центробежный, обеспечивает движение потока из внутреннего пространства дисковидного корпуса, а другой, осевой в кольце, нагнетает поток вдоль наружной поверхности «Коанда».

Изобретение относится к устройствам для создания аэродинамической подъемной силы. Аэродинамический движитель содержит корпус в виде цилиндрической камеры с плоской верхней крышкой, под корпусом закреплена нижняя крышка в виде конической поверхности вращения с установленным осевым воздухозаборником.

Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам, в частности к вертолетам. .

Вертолет // 2385266
Изобретение относится к области авиации и касается конструкции одновинтовых вертолетов. .

Вертолет // 2333867
Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам. .

Изобретение относится к авиации, в частности, к вертолетам, и может быть использовано для создания систем путевого управления вертолетов. .

Вертолет // 2247680
Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к конструкциям одновинтовых вертолетов с грузовой кабиной. .

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в качестве транспортных винтокрылых летательных аппаратов. .

Изобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании вертолетов, обладающих улучшенными функциональными свойствами. .

Изобретение относится к вертолето троению, Цель изобретения - расширение функциональных возможностей увеличение грузоподъемности и габаритности переносимых грузов, а также надежности крепления на стоянке.

Изобретение относится к авиации, а именно к области аэродинамики несущего винта (НВ) одновинтового вертолета. Способ уменьшения угла атаки несущего винта (НВ) на предпосадочных маневрах одновинтового вертолета включает определение составляющих тяги НВ, идущей на гашение поступательной скорости, начиная со скорости 75-60 км/час, измерение с помощью системы измерителей горизонтальной и вертикальной воздушной скорости, определение траектории посадки вертолета, угла отклонения автомата перекоса в продольном направлении, определение и сигнализацию о приближении НВ к зоне режима «вихревого кольца» на предпосадочных маневрах вертолета на режиме торможения. На режиме торможения производят увеличение вредного сопротивления путем увеличения угла скольжения вертолета вправо до 60-65° (разворот вправо) или производят увеличение вредного сопротивления путем плавного увеличения на режиме торможения вредного сопротивления до значения, равного эквивалентному ему сопротивлению при угле скольжения вертолета не менее 65°, за счет выпуска тормозных щитков или тяги вентиляторов, размещенных в месте стыковки фюзеляжа и хвостовой балки выше центра тяжести вертолета. Достигается уменьшение динамических нагрузок и увеличение ресурса лопастей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх