Информационно-вычислительная система дистанционно-управляемого подвижного объекта

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к бортовым информационно-вычислительным системам (ИВС) и устройствам, обеспечивающим решение задач управления движением дистанционно-управляемых подвижных объектов, реализацию задач навигации и топопривязки, представление индикационно-управляющих параметров в реальном текущем времени. Технический результат - расширение функциональных возможностей за счет интеллектуального аппаратного обеспечения. Для этого ИВС дистанционно-управляемого подвижного объекта состоит из двух бортовых цифровых вычислительных машин в виде промышленных одноплатных компьютеров. При этом первый компьютер связан с одноплатной платформой, сформированной на базе программируемой логической интегральной схемы (ПЛИС), которая в свою очередь связана с управляющими каналами правого и левого рулевого механизма (ПРМ и ЛРМ), коробки переключения передач (КПП), рычага газа (РГ), с информационными каналами инерциальной системы ориентации в пространстве (ИСОП), спутниковой навигационной системы (СНС), одометрическими и ультразвуковыми датчиками (ОД и УЗД), а также с аппаратными средствами подвижного объекта: тахометром (Т) и спидометром (С). 1 ил.

 

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к бортовым информационно-вычислительным системам и устройствам, обеспечивающим решение задач управления движением дистанционно-управляемых подвижных объектов, реализацию задач навигации и топопривязки, представление индикационно-управляющих параметров в реальном текущем времени.

Известен программно-аппаратный комплекс топопривязчика (см. патент №2468338 С1, G01С 23/00, 27.11.2012 г.), принятый за прототип. Программно-аппаратный комплекс содержит комплекс аппаратных средств бортовой цифровой вычислительной машины, устройства, обеспечивающие взаимосвязь с бортовым оборудованием, проведение вычислительных процессов и представление индикационно-управляющих параметров, программно-алгоритмические средства. Связь комплекса аппаратных средств бортовой цифровой вычислительной машины с бортовым оборудованием осуществляется через дополнительные согласующие модули: блок согласования, выполненный с возможностью обеспечения управления работой первичных навигационных датчиков и состоящий из центрального процессора, приемопередатчика интерфейса RS-232, приемопередатчика интерфейса радиального последовательного, модулей памяти, буферированного регистра разовых команд ввода-вывода и модуля питания, блок обработки данных, выполненный с возможностью приема информации от датчика температуры и измерителя цифрового атмосферного давления, ее преобразования и вычисления значения высоты, а также для выработки напряжения питания для датчиков и состоящий из четырех субблоков: контроллера, интерфейса, стабилизатора напряжения и инвертора. Программно-аппаратный комплекс дополнительно оснащен вспомогательной ЭВМ, выполняющей задачи по хранению, отображению, обработке информации. Комплекс программно-алгоритмических средств выполнен в виде специального программно-математического обеспечения, выполненного с возможностью решения прямой и обратной навигационных задач, комплексирования сигналов навигационных систем, работы с цифровыми электронными картами, поддержки интерфейса оператора, решения сервисных задач.

Недостатками прототипа являются:

- высокая конфигуративная сложность системы;

- отсутствие возможности внедрения гибких алгоритмов управления;

- ограниченные возможности применения.

Предлагаемым изобретением решается задача по расширению интеллектуальных и функциональных возможностей информационно-вычислительных систем дистанционно-управляемых подвижных объектов.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании информационно-вычислительной системы дистанционно-управляемого подвижного объекта, обеспечивающей сбор данных и управление сложными электромеханическими системами подвижного объекта за счет интеллектуального аппаратного обеспечения.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемой информационно-вычислительной системе дистанционно-управляемого подвижного объекта, содержащей бортовую цифровую вычислительную машину, обеспечивающую взаимосвязь через дополнительные согласующие модули с бортовым оборудованием, проведение вычислительных процессов, работу с цифровыми электронными картами, поддержку интерфейса оператора и представление индикационно-управляющих параметров, программно-алгоритмические средства, новым является то, что информационно-вычислительная система оснащена двумя бортовыми цифровыми вычислительными машинами в виде промышленных одноплатных компьютеров: первый компьютер для обработки основных алгоритмов движения, управления, ориентации в пространстве, решения информационных и аналитических задач, второй компьютер для обработки видеосигнала, поступающего с видеокамер дистанционно-управляемого подвижного объекта, компьютеры, видеокамеры через сетевой коммутатор связаны с одноплатной платформой, сформированной на базе программируемой логической интегральной схемы и связанной с управляющими каналами правого и левого рулевого механизма, коробки переключения передач, рычага газа и информационными каналами инерциальной системы ориентации в пространстве, спутниковой навигационной системы, одометрическими и ультразвуковыми датчиками, а также с аппаратными средствами подвижного объекта: тахометром и спидометром.

Оснащение информационно-вычислительной системы двумя бортовыми цифровыми вычислительными машинами в виде промышленных одноплатных компьютеров позволяет:

- разделить информационные потоки канала системы технического зрения подвижного объекта и каналов системы управления движением и ориентации;

- обеспечить формирование управляющих алгоритмов, определяющих направление, скорость, направление движения.

Соединение компьютеров, видеокамер через сетевой коммутатор с одноплатной платформой, сформированной на базе программируемой логической интегральной схемы, позволяет:

- проводить отработку основных алгоритмов, обеспечивающих управляемость приводами и ориентацию подвижного объекта на местности;

- при необходимости за счет применения программируемой логической интегральной схемы сформировать новый облик системы сбора данных и управления;

- обеспечить наличие небходимого количества линий аналогового и цифрового ввода/вывода на одной плате.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где показана структурная схема информационно-вычислительной системы дистанционно-управляемого подвижного объекта.

Информационно-вычислительная система (ИВС) дистанционно-управляемого подвижного объекта состоит из двух бортовых цифровых вычислительных машин в виде промышленных одноплатных компьютеров: первого компьютера (К) 1 для обработки основных алгоритмов движения, управления, ориентации в пространстве, решения информационных и аналитических задач, второго одноплатного компьютера (К) 2 для обработки видеосигнала, поступающего с видеокамер (ВК) 3 дистанционно-управляемого подвижного объекта. Первый компьютер 1 связан с одноплатной платформой (П) 4, сформированной на базе программируемой логической интегральной схемы (ПЛИС) 5, которая в свою очередь связана с управляющими каналами правого и левого рулевого механизма (ПРМ и ЛРМ) 6 и 7, коробки переключения передач (КПП) 8, рычага газа (РГ) 9, с информационными каналами инерциальной системы ориентации в пространстве (ИСОП) 10, спутниковой навигационной системы (СНС) 11, одометрическими и ультразвуковыми датчиками (ОД и УЗД) 12 и 13, а также с аппаратными средствами подвижного объекта: тахометром (Т) 14 и спидометром (С) 15. Платформа 4 имеет промышленный процессор (ПП) 16, позволяющий создавать многопоточные встраиваемые системы для детерминированного управления, анализа, регистрации данных и создания протоколов связи, а также аналоговые и цифровые устройства ввода / вывода (АУ и ЦУ) 17 и 18. Управление правым и левым рулевым механизмами 6 и 7 с платформы 4 осуществляется через линейные двигатели (ЛД) 19 и 20 и сервоусилители (СУ) 21 и 22. Управление механизмом коробки переключения передач 8 с платформы 4 осуществляется через двигатель (Д) 23 и сервоусилитель (СУ) 24. Управление рычагом газа 9 с одноплатной платформы 4 осуществляется через сервомашинку (СМ) 25. Для соединения оборудования служит сетевой коммутатор (СК) 26.

Информационно-вычислительная система дистанционно-управляемого подвижного объекта функционирует следующим образом. Она решает информационные и расчетные задачи, обрабатывает и передает информацию с управляющих устройств и датчиков, а также управляет приводами исполнительных механизмов. В качестве вычислителя используется П 4, предназначенная для создания крупносерийных интеллектуальных встраиваемых систем сбора данных и управления сложными механизмами. Встраиваемые П 4 соответствуют высоким стандартам надежности и производительности. Они позволяют оперативно создавать конкурентоспособное оборудование за счет интеллектуального аппаратного обеспечения на базе ПЛИС 5. П 4 имеет ПП 16 реального времени и высокопроизводительную ПЛИС 5, а также АУ 17 и ЦУ 18 на одной плате. Все линии ввода/вывода напрямую соединены с ПЛИС 5. Это позволяет внедрять алгоритмы формирования и обработки сигналов на уровне цифровых логических схем, реализуемых внутри ПЛИС 5. Благодаря тому, что П 4 имеет открытую архитектуру, появляется возможность создания собственных модулей ввода/вывода сигналов, соответствующих специальным требованиям по вводу/выводу сигналов, а также по наличию определенных протоколов связи, необходимых для корректной работы.

К 1 служит для отработки основных алгоритмов движения, управления и ориентации в пространстве. Он собирает всю информацию, анализирует ее и передает команды управления приводам. Также решает информационные и аналитические задачи. Основным интеллектуальным элементом подвижного объекта является информационно-вычислительная система, которая координирует работу всех систем, формирует управляющие команды. В частности, исполнительные механизмы, отвечающие за отработку поворотов, направления движения, скорости, страгивания с места и остановку, получают управляющие команды от информационно-управляющей системы.

К 2 служит для обработки видеосигнала, поступающего с видеокамер 3, и дальнейшей обработки изображения. В связке с видеокамерами 3 данный компьютер работает в режиме технического зрения. К 1, К 2, П 4 информационно объединены СК26.

Таким образом, в предлагаемом изобретении решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании информационно-вычислительной системы, обеспечивающей сбор данных и управление сложными электромеханическими системами подвижного объекта за счет интеллектуального аппаратного обеспечения.

Информационно-вычислительная система дистанционно-управляемого подвижного объекта, содержащая бортовую цифровую вычислительную машину, обеспечивающую взаимосвязь через дополнительные согласующие модули с бортовым оборудованием, проведение вычислительных процессов, работу с цифровыми электронными картами, поддержку интерфейса оператора и представление индикационно-управляющих параметров, программно-алгоритмические средства, отличающаяся тем, что информационно-вычислительная система оснащена двумя бортовыми цифровыми вычислительными машинами в виде промышленных одноплатных компьютеров: первый компьютер для обработки основных алгоритмов движения, управления, ориентации в пространстве, решения информационных и аналитических задач, второй компьютер для обработки видеосигнала, поступающего с видеокамер дистанционно-управляемого подвижного объекта, компьютеры, видеокамеры через сетевой коммутатор связаны с одноплатной платформой, сформированной на базе программируемой логической интегральной схемы и связанной с управляющими каналами правого и левого рулевого механизма, коробки переключения передач, рычага газа и информационными каналами инерциальной системы ориентации в пространстве, спутниковой навигационной системы, одометрическими и ультразвуковыми датчиками, а также с аппаратными средствами подвижного объекта: тахометром и спидометром.



 

Похожие патенты:

Изобретения относится к устройству для отображения критической и второстепенной информации, установленному в кабине экипажа летательного аппарата. Техническим результатом является повышение скорости обработки и отображения полетной информации в реальном времени.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в составе комплексов навигационно-пилотажного оборудования летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в управлении летательными аппаратами, в том числе пассажирскими самолетами. Система управления общесамолетным оборудованием содержит панели управления, систему связи, компьютеры, блоки защиты и коммутации постоянного и переменного электрического тока, блоки преобразования сигналов.

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенная комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система (КЭНС) предназначена для обеспечения автономной высокоточной коррекции на основе использования информации о нескольких поверхностных физических полях Земли, полученной датчиками технического зрения.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах продольного эшелонирования самолетов. Технический результат - повышение безопасности.

Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия содержит фюзеляж с силовой установкой, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, органы оперативного управления.

Изобретение относится к средствам информационного обмена и управления. Информационно-управляющая система робототехнического комплекса содержит магистрали обмена, датчики и вычислительную систему.

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена.

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания напряжения питания в полете ЛА.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в инерциальных навигационных системах (ИНС) авиационных и наземных носителей. Задача - существенное повышение точности счисления скоростей и координат движущегося объекта с малогабаритной бесплатформенной ИНС (БИНС) средней точности в автономном режиме без использования постоянно обновляемых в реальном времени сигналов работающей спутниковой навигационной системы (СНС).

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) с использованием комплексного способа навигации, функционально объединяющего инерциальный способ навигации и спутниковый способ навигации, и может быть использовано при осуществлении навигации ЛА, в том числе навигации высокодинамичных ЛА в сложных навигационных условиях, характеризующихся повышенным уровнем изменчивости состава рабочего созвездия навигационных спутников. Способ состоит в том, что между входной и выходной обработками данных инерциальных датчиков и спутникового приемника с использованием для комплексной обработки фильтра Калмана производят промежуточную обработку, учитывающую ориентацию ЛА в пространстве. Она включает: формирование данных рабочего созвездия на основе уточненного положения ЛА и информации об ориентации ЛА, альманахе спутников, диаграмме направленности антенны спутникового приемника, а также формирование корреляционной матрицы ошибок измерений спутникового приемника на основе данных рабочего созвездия спутников. Предложен вариант способа, в котором в промежуточной обработке проводят выбор рабочего созвездия спутников, формирование векторов направления на спутники, определяют весовые коэффициенты спутников, сопоставляя направления на спутники и диаграмму направленности антенны спутникового приемника, и формируют корреляционную матрицу ошибок спутникового способа с учетом весовых коэффициентов и отношений сигнал/шум для спутников рабочего созвездия. Предложен вариант способа с целевым управлением поиском рабочего созвездия спутников. Результатом использования способа является оценивание координат ЛА с большей точностью и непрерывностью. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в малогабаритных бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС), интегрированных как со спутниковой навигационной системой (СНС), так и с одометрической системой для использования в мобильных наземных аппаратах различного типа. Технический результат - повышение точности при использовании «грубых» или среднеточных чувствительных элементов БИНС. Для этого система содержит блок чувствительных элементов (ЧЭ), блок вычисления линейных и угловых скоростей и географических координат, блок формирования сигналов демпфирования, первый и второй блоки кватернионных вычислений, блок вычисления матрицы направляющих косинусов и углов ориентации системы, приемник сигналов спутниковой навигационной системы (СНС), блок определения качества сигнала СНС, коммутатор векторных сигналов, первый и второй сумматоры-вычитатели векторных сигналов, блок коррекции угла курса, а также дрейфа курсового (азимутального) гироскопа, блок стоп-детектора, блок одометрической системы, со множеством связей различных сигналов между блоками и переключениями связей в разных маневрах объекта-носителя БИНС. 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в малогабаритных бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС), интегрированных с различными внешними системами беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Технический результат - повышение точности. Для этого БИНС содержит: блок чувствительных элементов (ЧЭ), блок вычисления линейных и угловых скоростей и географических координат, блок формирования сигналов демпфирования, блоки кватернионных вычислений, блок вычисления матрицы направляющих косинусов и углов ориентации, приемник сигналов спутниковой навигационной системы (СНС), блок определения качества сигнала СНС, коммутатор векторных сигналов, первый и второй сумматоры-вычитатели векторных сигналов, блок системы воздушных сигналов (СВС), блок определения ошибки курса, блок определения и коррекции скорости ветра. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам отображения информации. Командно-пилотажный индикатор вертолета содержит экран, на котором индицируются неподвижный относительно центра отсчетный индекс «Самолет», обозначающий текущее положение вертолета в пространстве, и подвижный индекс "Лидер", имеющий возможность поворота вокруг своего центра симметрии, а также перемещения по вертикали и горизонтали относительно индекса "Самолет" и обозначающий требуемое положение в пространстве, генератор символов, соединенный с экраном, средства управления подвижным индексом "Лидер", выполненные в виде блока вычисления характеристик "Лидера". Индексы "Самолет" и "Лидер" выполнены с возможностью одновременного отображения угла скольжения и угла тангажа, путем индикации треугольника, основание которого равно длине горизонтальной прямой линии, символизирующей крылья ЛА, а положение вершины треугольника соответствует текущему значению угла тангажа и угла скольжения индекса "Самолет" и отклонению от заданного значения угла тангажа и угла скольжения индекса «Лидер». Командно-пилотажный индикатор дополнительно снабжен блоком учета расхода в полете массы полезной нагрузки вертолета, блоком, индицирующим указатель скорости полета вертолета, индексами указателей текущей и заданной скоростей, блоком вычисления положения центра масс, моментов инерции. Достигается повышение безопасности и упрощение пилотирования вертолета на горизонтальном участке маршрута в процессе изменения текущей скорости полета. 8 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых телевизионных или радиотехнических системах летательных аппаратов. Технический результат - повышение точности автономной работы инерциальной навигационной системы при прерывании радиосвязи с внешней неавтономной радионавигационной системой. Для этого система содержит три акселерометра с ортогональными осями чувствительности, блок определения матрицы угловой ориентации объекта, блок вычисления производных матрицы угловой ориентации, соединенные последовательно блок выработки приращений скоростей, блок выработки скоростей объекта, блок выработки приращений перемещений и блок выработки координат объекта, жестко установленные по ортогональным осям чувствительности подвижного объекта с первого по третий гироскопы, блок оценки гравитационного ускорения, неавтономную радионавигационную систему, соединенную посредством радиолинии с блоком бортовой радиоаппаратуры объекта, блок оценки инструментальных погрешностей, с первого по пятый блоки коррекции, сумматор, блок определения кажущихся ускорений, первый и второй блоки вычитания. 3 з.п. ф-лы, 8 ил., 3 табл.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах контроля целостности выходных сигналов бортовых спутниковых навигационных приемников. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого на борту оцениваемого в полете воздушного судна (ВС) и на ВС, находящихся в полете вблизи оцениваемого спутникового навигационного приемника, получают информацию о барометрической и геометрической высоте от n окружающих ВС по каналу штатного оборудования автоматического зависимого наблюдения (АЗН). На оцениваемом ВС вычисляют разницу между барометрической и геометрической высотами для каждого из n окружающих ВС и осредняют полученные значения, получают для оцениваемого ВС разницу между его барометрической и геометрической высотами, сопоставляют осредненную разницу высоте разницей высот данного ВС. Вводят поправки на давление и температуру воздуха в соответствии с дифференциальным уравнением статики атмосферы. При получении данных АЗН от наблюдаемых ВС в наземном оборудовании АЗН контролируют целостность навигационной аппаратуры потребителей (НАП) на всех наблюдаемых ВС. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к информационно-вычислительным системам и устройствам, обеспечивающим решение задач дистанционного управления движением подвижных объектов по заданному алгоритму в автоматическом и ручном режимах. Технический результат заключается в обеспечении движения платформы по заданному алгоритму в ручном и автоматическом режимах, топопривязки и навигации, управления приводами шасси, телекодового обмена видеоинформацией платформы с пунктом дистанционного управления. Технический результат достигается за счет боевой роботизированной платформы, которая содержит управляющую ЭВМ, пункт управления, функциональные подсистемы, аппаратные средства, навигационное оборудование, датчики, устройства связи, систему электропитания, согласующие устройства. Система управления в части информационно-управляющего обеспечения имеет структуру типа «звезда», центральным элементом системы управления является управляющая ЭВМ, обеспечивающая контроль и управление всеми подсистемами платформы и имеющая интерфейс Ethernet. 2 ил.

Изобретение относится к области техники навигации наземных транспортных средств и представляет собой объединение аппаратуры счисления координат (АСК) и спутниковой навигационной аппаратуры (СНА). Технический результат - повышение точности комплексной аппаратуры счисления координат (КАСК) в паузах работы СНА за счет введения периодической калибровки АСК по пути. Это достигается путем автоматического использования во время работы на маршруте двух режимов: режима СНА и режима "Память". В первом режиме выходные координаты СНА являются выходными координатами КАСК. При контакте с малым числом спутников (меньше четырех) КАСК автоматически переходит на работу от аппаратуры счисления координат с начальными координатами, равными последним координатам, полученным СНА, и приращениями координат по откалиброванным в первом режиме путевой и курсовой системам. 2 ил.

Изобретения относятся к области приборостроения, являются средствами навигации, у которых система ориентации интегрирована с гидростатическим блоком наклона (ГБН) и трехосевым компасом, и могут быть использованы.для морских объектов. Единый технический результат группы изобретений - повышение точности определения выходных навигационных параметров бесплатформенной инерциальной системы ориентации (углов ориентации, линейных скоростей и координат местоположения) за счет определения углов наклона между связанной и навигационной системами координат и определения угла азимута. Сущность изобретения-устройства: бесплатформенный навигационный комплекс содержит инерциальную систему ориентации (ИСО) на "грубых" чувствительных элементах, которая подключена к вычислительной платформе и включает расположенные по трем ортогональным осям ИСО три акселерометра и три датчика угловых скоростей. Комплекс также содержит подключенные к вычислительной платформе трехосевой магнитный компас и гидростатический блок наклона (ГБН), содержащий три дифференциальных датчика гидростатического давления, расположенных по трем ортогональным осям ГБН на концах равных по длине баз. Сущность изобретения-способа: по сигналам трех акселерометров и трех датчиков угловых скоростей, расположенных по трем ортогональным осям ИСО, вычисляют углы ориентации путем расчета матрицы направляющих косинусов между связанной и навигационной системами координат. Производят компенсацию погрешностей сигналов ускорений акселерометров, производят пересчет ускорений из связанной системы координат в навигационную систему и определяют текущие скорости и приращения координат. Производят измерения трехосевым магнитным компасом и тремя дифференциальными датчиками давления, расположенными по трем ортогональным осям на концах равных по длине баз. По показаниям компаса и датчиков давления вычисляют углы наклона между связанной и навигационной системами координат, по показаниям компаса, вычисляют угол азимута. С учетом полученных значений углов наклона и азимута корректируют показания акселерометров и датчиков угловых скоростей. 2 н. п-та ф-лы.

Группа изобретений относится к автономным цифровым интегрированным комплексам бортового электронного оборудования многодвигательных воздушных судов. Бортовая система информационной поддержки содержит модуль динамики взлета, модуль высотно-скоростных и метеорологических параметров, модуль летно-технических характеристик, модуль аэродинамики, модуль тяги силовых установок, модуль базы данных аэродромов и мировую базу данных рельефа подстилающей поверхности EGPWS повышенной точности в 3D формате и минимальных безопасных высот, модуль анализа и принятия решений и другие модули. В предлагаемом когнитивном формате представления информации на взлетном пилотажном индикаторе выполнены синтезированное отображение взлетно-посадочной полосы с осевой линией, номером порога взлетно-посадочной полосы, отображение границ максимально допустимого бокового отклонения судна на разбеге, другие важные отображения. На пилотажном индикаторе на фоне лобового стекла дополнительно отображены команды на подъем передней стойки, отрыв, доразгона судна до безопасных скоростей набора высоты и команды на выдерживание оптимального угла тангажа на воздушном участке взлетной дистанции, а также команды на отворот и экстренный набор высоты для предотвращения столкновения с рельефом подстилающей поверхности и искусственными препятствиями. Форматы указанных параметров отображены с использованием принципов активации визуального восприятия информации в информационной поддержке экипажа в его когнитивной деятельности с использованием принципов искусственного интеллекта, полноты представления информации, актуальности и интерактивности. В результате упрощается управление летательным аппаратом, повышается безопасность полетов. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 10 ил., 3 табл.
Наверх