Способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового акселерометра

Изобретение относится к измерительной технике, и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно способу акселерометр располагают в первом положении на подвижном основании, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, при этом подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы Uсм на первый вход устройства обратной связи, для каждого сигнала Uсм измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал U с м смещения на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от U с м , (статическую характеристику акселерометра «выходной сигнал» - «сигнал смещения»), поворачивают основание на малый угол и повторяют указанные действия, затем вычисляют параметры акселерометра. Техническим результатом является возможность прогнозирования стабильности положения оси чувствительности при смещении центра масс чувствительного элемента из-за дрейфа нуля со стороны входа устройства обратной связи, а также уровня выходного сигнала акселерометра в отсутствие ускорения силы тяжести. 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам измерения и упреждающего контроля на этапах изготовления и исследования прецизионных кварцевых маятниковых акселерометров.

В высокоточных приборах, предназначенных для измерения линейных ускорений движущихся объектов, находит применение пластина маятникового акселерометра [1], аналогичная приведенной на фиг.1а, б.

Пластина маятникового акселерометра включает в себя опорный (ОЭ) и чувствительный (ЧЭ) подвижные элементы, выполненные из наиболее совершенного упругого материала, в частном случае, из кварцевого стекла.

На фиг.1а чувствительный элемент 1 (ЧЭ) и опорный элемент 2 (ОЭ) разделены прорезью вдоль периметра пластины; подвес ЧЭ выполнен в виде упругих перемычек 3, связующих ОЭ и ЧЭ; ОЭ фиксируется в корпусе акселерометра консольно на двухсторонних трех выступах 4, расположенных с противоположной оси подвеса ЧЭ стороне.

Центр масс ЧЭ (ц.м. ЧЭ), с учетом обмоток датчика силы и обкладок 5 датчика смещения ц.м. ЧЭ (емкостного дифференциального датчика угла), определяется точкой пересечения осей симметрии ЧЭ пластины акселерометра (фиг.1а). При этом ц.м. ЧЭ смещен относительно противоположных выступов 4 (подвеса ОЭ) в сторону подвеса ЧЭ. Перпендикуляр из ц.м. ЧЭ к плоскости пластины (фиг.1а) является осью чувствительности акселерометра для моментов небаланса, тяжения и изгиба элементов пластины.

Таким образом, подвижные элементы пластины маятникового акселерометра по способу нагружения подобны консольным балкам, работающим на изгиб [5], предельные значения угла поворота (рабочая зона) которых ограничены прочностью упругого подвеса ЧЭ или конструктивными особенностями «заделки» ОЭ.

Исполнение пластины предполагает, при смещении ц.м. ЧЭ от линии «0-0» (фиг.1б), высокую стабильность положения оси чувствительности в широком диапазоне температур за счет оптимальной (соизмеримой) угловой жесткости элементов пластины. В рабочей зоне пластины ожидается плоскопараллельное перемещение ЧЭ, которое обеспечивается соизмеримой угловой жесткостью подвесов ОЭ и ЧЭ в точках фиксации (заделки) ОЭ с корпусом акселерометра и перемычек, связующих ЧЭ с ОЭ. При этом стабильность выходного сигнала акселерометра обеспечивает «температурная компенсация».

Известные способы выставки углового положения оси чувствительности акселерометра не выявляют угловую жесткость подвесов ОЭ и ЧЭ, а также смещение ц.м. ЧЭ и подвеса ОЭ в рабочей зоне пластины на этапах изготовления акселерометра и ввода температурной компенсации.

Смещение ц.м. ЧЭ в условиях эксплуатации возможно при дрейфе (смещении) нуля со стороны входа обратной связи акселерометра. При этом, из-за температурной недокомпенсации в отсутствии ускорения силы тяжести, изменяется выходной сигнал. Кроме того, при наличии смещения подвеса ОЭ в отсутствии соизмеримой угловой жесткости подвесов ОЭ и ЧЭ, возможно соприкосновение края ЧЭ с корпусом и, тем самым, возникновение ложного выходного сигнала.

Для измерения ускорения с высокой точностью предлагается, на этапах изготовления и исследования маятникового акселерометра, прогнозировать угловое положение оси чувствительности путем определения параметров акселерометра, а именно угловой жесткости подвесов ОЭ и ЧЭ, смещение подвеса ОЭ и ц.м. ЧЭ пластины.

Известны следующие способы определения параметров акселерометра, обеспечивающих измерение ускорения с высокой точностью в условиях эксплуатации.

В качестве аналога известен способ определения стабильности положения оси чувствительности маятникового компенсационного акселерометра, описанный в [2]. Способ осуществляется путем определения поворота плоскости, в которой лежит ось чувствительности, относительно связанной с корпусом базовой плоскости под воздействием дестабилизирующих факторов.

Для этого, до и после воздействия дестабилизирующих факторов, с помощью автоколлиматора ориентируют базовую плоскость горизонтально. Затем поворачивают акселерометр вокруг оси подвеса маятника в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна, при этом выходной сигнал равен нулю, и измеряют угол поворота акселерометра. О стабильности положения оси чувствительности судят по разности измеренных углов поворота до и после воздействия дестабилизирующих факторов.

Известен способ контроля до герметизации маятникового поплавкового компенсационного акселерометра, описанный в [3]. Способ осуществляется путем измерения выходных сигналов, коэффициента преобразования и положения измерительной оси акселерометра до и после механических воздействий. При этом устанавливают прибор маятником вниз, а механические воздействия проводят при разорванной обратной связи путем подачи в обмотку моментного датчика переменного тока с частотой собственных колебаний подвижной системы.

Способы, описанные в [2] и [3], не позволяют прогнозировать стабильность положения оси чувствительности при смещении центра масс ЧЭ из-за дрейфа нуля со стороны входа обратной связи акселерометра.

Наиболее близким, принятым за прототип, является способ определения параметров прецизионных акселерометров, описанный в [4].

Способ заключается в том, что акселерометр устанавливают на вертикальном основании в положение верхней маятниковости, поворачивают основание вокруг горизонтальной оси на углы 90, 180, 270° от начального положения, затем акселерометр разворачивают на основании вокруг оси чувствительности на угол 180°, при этом вычисляют по его выходным сигналам отдельно погрешности базовых установочных элементов акселерометра и угол деформации основания.

Способ, описанный в [4], не позволяет прогнозировать выходной сигнал и стабильность положения оси чувствительности акселерометра в условиях эксплуатации.

Задачей изобретения является:

- определение параметров пластины маятникового акселерометра, а именно угловой жесткости подвесов ОЭ и ЧЭ, смещения подвеса ОЭ и ц.м. ЧЭ на этапах изготовления и исследования акселерометра;

- прогнозирование стабильности положения оси чувствительности пластины и уровня выходного сигнала при дрейфе нуля со стороны входа обратной связи акселерометра.

Технический результат достигается тем, что акселерометр располагают в первом положении на подвижном основании, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, при этом, согласно изобретению, подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы Uсм на первый вход устройства обратной связи, для каждого сигнала Uсм измеряют выходной сигнал Uвых с выхода, и сигнал смещения U с м * , на втором входе устройства обратной связи, и определяют зависимость Uвых от U с м * , (статическую характеристику акселерометра «выходной сигнал» - «сигнал смещения»), затем устанавливают акселерометр во второе положение поворотом основания на малый угол φосн≈sinφосн и в этом положении повторяют указанные действия первого положения, затем вычисляют параметры акселерометра.

Предлагаемый способ определения параметров акселерометра имеет следующие преимущества:

- прогнозируется стабильность положения оси чувствительности при смещении ц.м. ЧЭ из-за дрейфа нуля со стороны входа устройства обратной связи, а также уровень выходного сигнала акселерометра в отсутствии ускорения силы тяжести;

- возможно исследование акселерометров как с аналоговой, так и с цифровой обратной связью.

Предлагаемый способ определения параметров акселерометра предусматривает проведение следующих операций:

1. Устанавливают базовую плоскость акселерометра на подвижном основании осью чувствительности в плоскости горизонта и перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания (приспособления, установленного на оптической делительной головке - ОДГ). При этом базовую плоскость акселерометра устанавливают аналогично [2] и [4].

2. С источника калиброванных по уровню и знаку электрических сигналов подают, на первый вход устройства обратной связи, сигнал Uсм («задаваемый сигнал смещения»), имитирующий смещение центра масс ЧЭ.

3. Измеряют уровень сигнала U с м * на втором входе устройства обратной связи, поданного с датчика смещения (через предварительный усилитель-преобразователь) («сигнал смещения») и уровень сигнала Uвых со стороны выхода устройства обратной связи («выходной сигнал»).

4. Повторяют операции по пп.2,3 для всего требуемого диапазона значений «задаваемого сигнала смещения».

5. Строят зависимость выходного сигнала Uвых от сигнала смещения U с м * («выходной сигнал» - «сигнал смещения», фиг.4).

6. Поворачивают оптическую делительную головку на малый угол φосн, sinφосн≈φосн.

7. Повторяют операции по пп.2, 3, 4, 5 для всего требуемого диапазона значений задаваемых сигналов.

8. Вычисляют параметры пластины маятникового акселерометра.

Сущность изобретения можно показать с учетом принятых предположений:

- пластина (фиг.1а, б) двухмассовая двумерная механическая система с сосредоточенными параметрами;

- угловые квазилинейные деформации элементов пластины в рабочей зоне достаточно малы;

- центр масс ЧЭ и подвес ОЭ в рабочей зоне 2Δ смещены относительно

внутренних поверхностей корпуса акселерометра (фиг.1 б);

- угловая жесткость подвеса ЧЭ и ОЭ соизмеримая;

На фиг.2 приведен пример устройства для реализации заявленного способа:

1 - пластина маятникового акселерометра;

2 - воспринимающая часть пластины;

3 - подвижная часть пластины;

4 - датчик смещения ц.м. ЧЭ;

5 - магнитоэлектрический датчик силы;

6 -предварительный усилитель-преобразователь (последовательно соединенные предварительный усилитель и фазочувствительный выпрямитель);

7 - устройство обратной связи;

8 - источник электрического сигнала, калиброванного по уровню и знаку;

Мдм - момент датчика силы 5;

M - суммарный момент дебаланса и тяжения пластины;

Муп - упругий момент при угловой деформации подвижной части пластины;

β - суммарная угловая деформация подвижной части пластины;

Uду- сигнал с датчика смещения ц.м. ЧЭ;

U с м * - «сигнал смещения» с предусилителя 6;

Uсм - «задаваемый сигнал смещения» с источника 8;

Uвых - «выходной сигнал» с выхода устройства 7

iдм - выходной ток через обмотки датчика силы 5;

Подвижная часть 3 связана с датчиком смещения 4, выход которого через последовательное соединение усилителя-преобразователя 6 и устройства 7 обратной связи акселерометра связан с датчиком силы 5.

Устройство обратной связи (формирователь сигнала обратной связи) (фиг.3) выполнено, например, на основе интегро-дифференцирующего усилителя (У1) и усилителя мощности на основе усилителей У2 и У3. Усилитель У1 инвертирующим входом через резистор R1 соединен с выходом источника 8. Выход усилителя У1 через цепь последовательно соединенных конденсатора C и резистора R3 соединен с инвертирующим входом усилителя У1, соединенным через резистор R2 с выходом фазочувствительного выпрямителя усилителя-преобразователя. Усилитель У2 соединен инвертирующим входом через резистор R4 с выходом усилителя У1. Выход усилителя У2 через усилитель У3 (эмиттерный повторитель по схеме Дарлингтона) соединен с началом обмотки датчика силы, конец которой соединен через нагрузку Rн с общей шиной, а также через резистор R5 с инвертирующим входом усилителя У2. Резисторы R1 и R2 усилителя У1, одними выводами соединенные с инвертирующим входом У1, другими выводами образуют соответственно первый и второй входы устройства обратной связи, а выходом устройства обратной связи может быть выход усилителя У1.

Устройство обратной связи может быть цифровым и выполнено на базе процессора с ЦАП на выходе, при этом в усилитель-преобразователь вводится АЦП.

Параметры акселерометра определяются из статической характеристики (зависимости) «выходной сигнал» - «сигнал смещения» (фиг.4).

Пологие участки статической характеристики на фиг.4 формируются при имитации смещения ц.м. ЧЭ до касания края ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны пластины, крутые участки на фиг.4 - последующим смещением ц.м. ЧЭ до противоположных сторон рабочей зоны пластины.

Наклон пологих участков характеристики определяется в основном суммарной угловой жесткостью пластины и моментом тяжения датчика смещения. При этом до имитации смещения ц.м. ЧЭ ось чувствительности акселерометра выставляется в горизонт (положение основания «угол 0») в соответствии с [2] и [4].

При имитации смещения ц.м. ЧЭ выполняются условия

β + ( Δ с м ц м ) 10 4 l ч э = 0 ( 1 )

M д м = M + M у п ( 2 )

где

β = β ч э + ξ β о э , ( 3 )

( Δ с м ц м ) = ( Δ с м ц м ) с Δ с м п л + Δ с м ц м , ( 4 )

M = M ч э + ξ С ч э С о э + ξ С ч э M о э , ( 5 )

M у п = C о э C ч э С о э + ξ С ч э ( Δ с м ц м ) 10 4 l ч э , ( 6 )

Выражения (1)-(6) используются при определении параметров акселерометра по кривой на фиг.3 и сформированы из математической модели вида

C о э C ч э 0 0 C Ч Э 1 ξ C О С C О С 1 β о э β ч э M д м = M о э M ч э M и м ( 7 )

где CОС - коэффициент передачи цепи «датчик смещения - датчик силы» (фиг.2), г·см/рад,

M и м = C о с ( Δ с м ц м ) 10 4 l ч э , ( 8 )

M ч э = M д ч э + M т ч э , M о э = M д о э + M т о э ( 9 )

M д ч э = m ч э l ч э q sin ( ϕ о с н ( β ч э β о э ) ) , ( 10 )

M д о э = m о э l о э q sin ( ϕ о с н + β о э ) , ( 11 )

Если справедливы соотношения sin βэ≈βэ, тогда

M д ч э = m ч э l ч э q ( sin ϕ о с н ( β ч э β о э ) cos ϕ о с н ) , ( 12 )

M д о э = m о э l о э q ( sin ϕ о с н + β о э cos ϕ о с н ) , ( 13 )

Математическая модель (7) с учетом (12) и (13) имеет вид

C о э m о э l о э q cos ϕ о с н C ч э 0 m ч э l ч э q cos ϕ о с н C ч э + m ч э l ч э q cos ϕ о с н 1 ξ C О С C О С 1 β о э β ч э M д м = M о э M ч э M и м ( 14 )

где M о э = m о э l о э q sin ϕ о с н + M т о э , M ч э = m ч э l ч э q sin ϕ о с н + M т ч э .

Математическая модель (14) используется при прогнозировании выходного сигнала и положения оси чувствительности акселерометра по формулам

β Δ = β ч э β о э , ( 15 )

U в ы х = M д м K в ы х , ( 16 )

В выражениях (1)-(16) введены обозначения:

βчэ, βоэ - угловая деформация ЧЭ и ОЭ, рад,

ξ = l l ч э l ч э (lчэ - расстояние между ц.м. ЧЭ и подвесом ЧЭ, см, l - расстояние между подвесами ОЭ и ЧЭ, см),

( Δ с м ц м ) = 10 4 l ч э β - суммарное смещение (расстояние ц.м. ЧЭ от подвеса ОЭ на фиг.1б), мкм,

( Δ с м ц м ) c - начальное (собственное) смещение ц.м. ЧЭ от линии «0-0» на фиг.1б, мкм,

Δ с м п л - смещение подвеса ОЭ (расстояние между подвесом ОЭ и линией «0-0» на фиг.1б), мкм,

( Δ с м ц м ) = U с м / K в х - смещение ц.м. ЧЭ при подаче сигнала UCM с источника 8, мкм,

Kвх - коэффициент преобразования цепи «сигнал U с м - смещение ц.м. ЧЭ», В/мкм,

Cоэ, Cчэ - угловая жесткость подвесов ОЭ и ЧЭ, г·см/рад,

M д о э , M д ч э - моменты небаланса ОЭ и ЧЭ, г·см,

M т о э , M т ч э - момент сопротивления ОЭ и ЧЭ с учетом тяжения датчика смещения, г·см,

mоэ, mчэ - масса ОЭ и ЧЭ, г,

lоэ - расстояние между ц.м. ОЭ и подвесом ОЭ, см,

q - ускорение, g,

φосн - угол поворота основания (угол ориентации корпуса акселерометра относительно ускорения),

Способ определения параметров пластины для прогнозирования по формулам (15) и (16) осуществляют следующим образом:

- вычисляют коэффициенты Kвх и Kвых по формулам

K в х = [ U с м + ] [ U с м ] 2 Δ , ( 17 )

K в ы х = 2 M д ч э | U в ы х + | + | U в ы х | , ( 18 )

где [ U с м + ] , [ U с м ] - сигналы ± U с м с предусилителя 7 при касании ц.м. ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны пластины, ( [ U с м + ] , [ U с м ] на крутых участках фиг.4 не показаны),

2Δ - расстояние между противоположными сторонами рабочей зоны,

M д ч э , U в ы х ± - момент дебаланса ЧЭ и сигналы ± U в ы х при ускорении силы тяжести ±1g,

- смещение (собственное) ц.м. ЧЭ (от линии «0-0» на фиг.1б) определяется по формуле

( Δ с м ц м ) c = ( U с м + + U с м ) / 2 K в х , ( 19 )

где ± U с м - сигналы U с м при касании края ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны пластины (конец пологого участка на фиг.4),

- суммарная жесткость пластины определяется (с учетом (2) и (6)) по формуле

C = K в ы х Δ U в ы х 2 ( Δ с м ц м ) c 10 4 l ч э , ( 20 )

где ΔUвых - приращение сигнала Uвых при подаче сигнала Uсм для смещения ц.м. ЧЭ от ( Δ с м ц м ) c до ( Δ с м ц м ) c относительно линии «0-0». При этом, если U с м = U с м , сигнал Uсм определяется по формуле

U с м = 2 K в х ( Δ с м ц м ) с , ( 21 )

- смещение подвеса ОЭ определяется по формуле (с учетом (2) и (6))

Δ с м п л = 10 4 l ч э K в ы х Δ U в ы х C , ( 22 )

где ΔUвых - приращение сигнала Uвых при подаче сигнала 0.5Uсм для смещения ц.м. ЧЭ от ( Δ с м ц м ) c до линии «0-0».

При этом приращение суммарного момента M практически отсутствует, а ц.м. ЧЭ равноудален от противоположных сторон рабочей зоны пластины (при перемещении ц.м. ЧЭ на ( Δ с м ц м ) c ).

- угловую жесткость подвеса ЧЭ определяют (до сборки пластины или из кривой на фиг.4) по формулам

C Ч Э = ( m Ч Э 2 m K ) l Ч Э α , ( 23 )

C Ч Э = C ( 1 + ξ ) ( Δ с м ц м ) 10 4 l Ч Э ( Δ с м ц м ) 10 4 l Ч Э ξ β Δ , ( 24 )

В выражении (23) введены следующие обозначения:

α - угловая деформация подвеса ЧЭ, измеряемая автоколлиматором на этапе изготовления пластины (до сборки),

mчэ - масса ЧЭ после сборки,

mK - масса катушки датчика силы,

lчэ - расстояние между ц.м. ЧЭ и подвесом ЧЭ.

Выражение (24) сформировано с учетом (4) и (15), при этом

( Δ с м ц м ) = ( Δ с м ц м ) с Δ с м п л + U с м ± K в х , ( 25 )

β Δ = 10 4 [ U с м ± ] U с м ± K в х ( l max l ч э ) , ( 26 )

где U с м ± - сигналы U с м при касании края ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны, [ U с м ± ] - сигналы U с м при касании ц.м. ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны, lmax - расстояние между краем ЧЭ и подвесом ЧЭ.

- угловая жесткость подвеса ОЭ определяется по формуле (с учетом (6) и (20))

C О Э = ξ C Ч Э C C Ч Э C , ( 27 )

- маятниковость ОЭ определяется по формуле (с учетом (2) и (5))

m о э l о э = K в ы х U в ы х ϕ m ч э l ч э q sin ϕ о с н ξ C ч э sin ϕ о с н ( C о э + ξ C ч э ) , ( 28 )

где U в ы х ϕ - приращение сигнала Uвых при повороте ОДГ на угол φосн.

- суммарный момент сопротивления пластины при смещении ц.м. ЧЭ определяется по формуле (с учетом (2) и (6))

M с м = K в ы х ( U в ы х ) с м C ( Δ с м ц м ) 10 4 l ч э , ( 29 )

где (Uвых)см - сигнал Uвых при подаче сигналов Uсм (для имитации смещения ц.м. ЧЭ) в требуемом диапазоне значений «задаваемого сигнала смещения». При этом калибровочное смещение Δ с м ц м в (4) определяется по формуле

Δ с м ц м = U с м / K в х ( 30 )

На фиг.3 уменьшение наклона статической характеристики на пологом участке практически определяется моментом тяжения датчика смещения, вычисляемым по формуле (с учетом (5) и (9))

M т ч э = M с м M д ч э ξ C ч э C о э + ξ C ч э M д о э . ( 31 )

Путем компьютерного моделирования по математической модели (14) с использованием определяемых параметров пластины возможно исследование влияния дебаланса элементов пластины M д ч э и M д о э на стабильность положения оси чувствительности и на выходной сигнал акселерометра.

При этом смещение подвеса и края ЧЭ (фиг.1б) определяются по формулам

Δ 1 = 10 4 β о э l + Δ с м п л , ( 32 )

Δ 2 = 10 4 [ ( β ч э β о э ) l m a x + β о э l ] + Δ с м п л . ( 33 )

Таким образом, заявлен способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового акселерометра, заключающийся в том, что на подвижном основании располагают акселерометр в первом положении, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта и перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания. Отличительная особенность способа заключается в том, что подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы на первый вход устройства обратной связи, имитируя смещение чувствительного элемента акселерометра, для каждого калиброванного сигнала измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал U с м на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от U с м , затем устанавливают акселерометр во второе положение поворотом основания на малый угол φосн≈sinφосн и в этом положении повторяют действия, выполненные при первом положении, затем вычисляют параметры акселерометра.

Источники информации

1. RU 2087927 C1. Опубл. 20.08.97.

2. SU 1839841 A1. Опубл. 10.08.05

3. SU 1840726 A1. Опубл.27.07.08.

4. RU 02117950 C1. Опубл. 20.08.98.

5. Распопов В.Я. Микромеханические приборы. - М.: Машиностроение, 2007.

6. Алексеенко А.Г., Шагурин И.И. Микросхемотехника. - М.: Радио и связь, 1982.

Способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового акселерометра, заключающийся в том, что на подвижном основании располагают акселерометр в первом положении, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта и перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, отличающийся тем, что подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы на первый вход устройства обратной связи, имитируя смещение чувствительного элемента акселерометра, для каждого калиброванного сигнала измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал U с м на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от U с м , затем устанавливают акселерометр во второе положение поворотом основания на малый угол φосн≈sinφосн и в этом положении повторяют действия, выполненные при первом положении, затем вычисляют параметры акселерометра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно заявленному способу в одну из точек замкнутого контура акселерометра подают синусоидальные, калиброванные сигналы Uг.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения динамических характеристик датчиков угловой скорости в условиях воздействия на них статических ускорений.

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к струнным акселерометрам для автономного определения параметров движения летательных аппаратов и может быть использовано при производстве струнных акселерометров.

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для испытаний и градуировок акселерометрических датчиков и другой навигационной аппаратуры, определяющей параметры движения различных по назначению объектов.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам и устройствам для определения чувствительности пьезоэлектрических акселерометров на низких частотах.

Изобретение относится к коррекции систематических ошибок в сенсорном устройстве. Сущность изобретения заключается в том, что производится коррекция систематической ошибки сенсорного устройства, имеющего множества акселерометров, сконфигурированных для измерения ускорения силы тяжести.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам, предназначенным для установки и предварительной оценки заявленных технических характеристик приборов для измерения угловой скорости и углового положения.

Изобретение относится к области приборостроения бесплатформенных инерциальных систем ориентации и навигации летательных аппаратов, морских и наземных подвижных объектов, внутритрубных инспектирующих снарядов магистральных трубопроводов и других подвижных объектов.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для калибровки термоанемометрических датчиков скорости потока жидкости и может быть использовано для повышения информативности геофизических исследований скважин, проводимых с применением термоанемометрических датчиков.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может применяться для поверки класса измерителей скорости (ИС) движения транспортных средств (ТС), использующих видеокамеру.

Изобретение относится к области пьезотехники, а конкретно к измерению параметров пьезоэлектрических акселерометров, вибродатчиков, сейсмодатчиков и других устройств, реагирующих на ускорение (вибрацию). Измерительный стенд для определения коэффициента преобразования пьезокерамических акселерометров состоит из рабочей поверхности с размещенными на ней калибруемым и калибровочным акселерометрами и источника основного внешнего воздействия - заданных ее вибраций, а также из контрольно-измерительного рабочего места, размещенного на остальной его части, для определения отношения коэффициентов преобразования калибруемого и калибровочного акселерометров, при этом калибруемый и калибровочный акселерометры размещены в рабочем объеме камеры дополнительных внешних воздействий, размещенной на рабочей поверхности стенда, а в качестве калибровочного акселерометра использован акселерометр с известной зависимостью коэффициента преобразования от дополнительных внешних воздействий. Технический результат - расширение функциональных возможностей стенда. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения погрешностей инерциальных измерительных приборов, в частности лазерных гироскопов и маятниковых акселерометров, при стендовых испытаниях на ударные и вибрационные воздействия. Технический результат - повышение точности. Для этого измерение показаний инерциальных измерительных приборов производят в три этапа с одинаковой продолжительностью по времени при различной для каждого из этапов пространственной ориентации инерциальных измерительных приборов, причем на первом этапе производят измерение показаний инерциальных измерительных приборов для определения начальной ориентации и интегрирования уравнения навигации, на втором этапе производят измерение показаний инерциальных измерительных приборов для интегрирования уравнений навигации, когда инерциальные измерительные приборы подвергают ударным и/или вибрационным воздействиям, а на третьем этапе производят измерение показаний инерциальных измерительных приборов для начальной ориентации и интегрирования уравнения навигации после ударных и/или вибрационных воздействий. 10 ил.

Изобретение относится к калибровке датчика ускорения. Способ калибровки датчика ускорения для определения показателей ускорения транспортного средства содержит этап определения характеристической постоянной для датчика ускорения. При этом устанавливают путем сравнения первого уровня топлива и второго уровня топлива, состоялась ли заправка транспортного средства. Во время заправки определяют упомянутую постоянную, которая служит в качестве нулевого уровня для датчика ускорения. Устройство калибровки датчика ускорения, определяющее характеристическую постоянную для датчика ускорения, содержит средство установления, состоялась ли заправка транспортного средства и средство определения упомянутой постоянной во время заправки. Моторное транспортное средство оснащено упомянутым устройством. Достигается оптимизация калибровки. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

Устройство (12) определения ускорения содержит блок (21) корректировки нулевой точки для корректировки положения нулевой точки значения сигнала (Gsen) датчика, используя величину корректировки (абсолютное значение для значения (Gd) корректировки) на основе ускорения (Gout), когда транспортное средство переходит от остановленного состояния на наклонной дороге к состоянию движения, и блок (20) ограничения величины корректировки для ограничения величины корректировки, тем самым пресекая вычисление избыточной величины корректировки вследствие неровностей поверхности дороги или перемещения пассажира. Достигается улучшение точности корректировки, ограничение величины корректировки или установление предела корректировки. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области сейсмоакустических исследований и касается устройства контроля динамических характеристик сейсмоакустических преобразователей. Устройство включает в себя излучающий элемент, исследуемый сейсмоакустический преобразователь, опорное зеркало, оптический фотоприемник, оптически квантовый генератор и оптическую призму с полупрозрачным зеркалом, расположенным под углом 45° к основанию. Призма расположена между излучающим элементом и исследуемым сейсмоакустическим преобразователем. В качестве излучающего и контролирующего элементов используется пьезокерамическое кольцо, концентрично с которым установлен оптический фотоприемник. Опорное зеркало и оптический фотоприемник акустически развязаны с излучающим элементом и призмой. Технический результат заключается в повышении чувствительности и упрощении конструкции устройства. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для обеспечения взаимозаменяемости пьезоэлектрических вибропреобразователей ускорения (вибродатчиков ускорения), входящих в состав акселерометров или измерительных систем, без дополнительной настройки электронных согласующих элементов акселерометра или измерительных систем. Согласно способу определяют начальное действительное значение коэффициента преобразования акселерометра. Дополнительно увеличивая массу основного инерционного тела вибродатчика ускорения, определяют зависимость действительного значения коэффициента преобразования от дополнительной массы инерционного тела. По известной зависимости определяют значение дополнительной массы, при которой регулируемое действительное значение коэффициента преобразования акселерометра будет соответствовать выбранному номинальному значению. К основному инерционному телу чувствительного элемента вибродатчика прикрепляют на постоянной основе дополнительное инерционное тело с массой, соответствующей выбранному номинальному значению коэффициента преобразования. Технический результат - обеспечение возможности регулировки суммарной реакции на ускорение всех деталей чувствительного элемента вибродатчика ускорения. 1 ил.

Изобретение относится к области пьезотехники и используется для измерения коэффициента преобразования акселерометров методом сравнения с калибровочным акселерометром. Предложен способ измерения коэффициента преобразования пьезокерамических акселерометров, в котором тестовое ускорение, необходимое для измерения коэффициента преобразования, создают в два этапа. Сначала создают ускорение источника вибраций, которым воздействуют на рабочую поверхность, на которой размещены измеряемый и калибровочный акселерометры, а затем используют ее механическую реакцию на это воздействие в качестве тестового ускорения. Технический результат, достигаемый от осуществления заявленного изобретения, заключается в существенном уменьшении зависимости от массогабаритных показателей калибруемых акселерометров. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к стендам поверочным для градуировки акселерометров с использованием более точных средств измерения. Стенд для градуировки акселерометров содержит тензометрическое устройство с градуируемым акселерометром, тензодатчиками и бойком, и наковальню. Стенд выполнен в виде копра с вертикальными стойками, закрепленными на фундаменте, между которыми установлено с возможностью перемещения тензометрическое устройство в виде двух дисковых оснований, соединенных цилиндрической оболочкой с фланцами, в полости которой установлен цилиндрический шток, один конец которого закреплен в верхнем основании, а другой конец выступает за нижнее основание и снабжен бойком, обращенным к наковальне, установленной на фундаменте, тензодатчики установлены на внешней поверхности центральной части оболочки равномерно по ее окружности, акселерометры установлены на верхней поверхности нижнего основания параллельно штоку. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам калибровки средств измерений, применяемых на стендах для определения моментов инерции изделий ракетной, авиационной и космической техники. Выходные параметры датчика снимают в двух положениях его установки на стенде для калибровки. Датчик углового ускорения устанавливают на оси подвески маятника, где он испытывает только угловое ускорение, и фиксируют его показания. При этом на расстоянии L от оси вращения на маятнике закреплен динамический аналог датчика. После выполнения измерений датчик и динамический аналог датчика меняют местами и опять фиксируют показания датчика при заданных амплитуде и частоте колебаний. Зная показания датчика при действии только углового ускорения и показания датчика при действии дополнительно линейного ускорения, при проведении измерений на стенде вводят поправки, позволяющие получить действующие значения углового ускорения с высокой точностью. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерениям воздушной скорости, и может быть использовано для определения и компенсации погрешности измерения воздушной скорости и определения скорости ветра на высоте полета летательного аппарата. Сущность изобретения по определению и компенсации погрешности измерения истинной воздушной скорости заключается в вычислении воздушной скорости по измерениям спутниковой навигационной системы и по вычисленным значениям составляющих скорости ветра и в сравнении вычисленного значения воздушной скорости с измеренным его значением при помощи измерителя воздушной скорости. По результатам сравнения составляется функционал. Далее путем минимизации функционала, методом Ньютона, рекуррентным способом определяются горизонтальные составляющие скорости ветра и погрешность измерения воздушной скорости с последующей ее компенсацией. Технический результат - повышение точности определения погрешности воздушной скорости. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх