Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями. На одном из торцов тела колеса, радиально впадинам зубчатого венца, укреплены каналы-патрубки, входные отверстия которых соединены с осевой смазочной магистралью, а выходные подведены к впадинам зубчатого венца, изогнуты под прямым углом и направлены вовнутрь впадин в сторону другого торца колеса, на котором укреплена кольцевая накладка, перекрывающая торцы впадин зубчатого венца. В результате повышается эффективность смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, погруженными при работе колеса в масляную ванну с целью их смазывания - см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр.214.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что жидкий смазочный материал, захваченный зубьями, при вращении колеса и выходе зубьев из ванны стекает с этих зубьев, при этом смазочный слой на зубьях уменьшается, что ухудшает процессы трения сопряженных зубьев колес передачи и интенсифицирует процессы их изнашивания. Эти процессы проявляются тем больше, чем больше диаметр колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, во впадинах которого выполнены каналы для подачи смазки, ориентированные радиально относительно колеса и связанные с питающей магистралью, расположенной в валу зубчатого колеса - см. Старосельский Л.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967 г., стр.268, рис.163-а. При данной конструкции зубчатого колеса смазочный материал под действием центробежной силы или под принудительным давлением поступает в зону рабочих поверхностей зубьев через каналы во впадинах зубьев. Подачу можно регулировать количеством каналов и их диаметром.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что подача смазочного материала на трущиеся поверхности зубьев осуществляется посредством каналов, расположенных в теле колеса, выполнение которых достаточно затруднительно. Для обеспечения нормального смазывания зубьев, особенно при уширенных зубьях, таких каналов для каждой впадины требуется несколько, что увеличивает временные и материальные затраты на изготовление колеса.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и повышение эффективности его смазывания.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями, впадины которого соединены каналами с осевой смазочной магистралью вала, причем эти каналы выполнены в виде патрубков, укрепленных на одном из торцов тела колеса радиально по отношению к впадинам зубчатого венца и соединенных с осевой смазочной магистралью за пределами участка посадки тела колеса на валу, свободные концы патрубков подведены к впадинам венца, изогнуты под прямым углом и ориентированы в сторону другого торца колеса, на котором укреплена кольцевая накладка, перекрывающая торцы впадин зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо - вид сбоку.

На чертеже показаны: тело 1 колеса, зубчатый венец 2, зубья 3 колеса, вал 4, осевая смазочная магистраль 5, торцы 6 и 7 колеса, каналы (патрубки) 8, крепления 9 каналов на теле колеса, входные отверстия 10 каналов, выходные отверстия 11 каналов, основание впадины 12 зубчатого венца, кольцевая накладка 13.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Для смазывания рабочих поверхностей зубьев 3 зубчатого венца 2 смазочный материал поступает из осевой питающей магистрали 5 вала 4 через каналы-патрубки 8 во впадины зубчатого венца со стороны одного торца 6 колеса. При этом смазочный материал поступает на боковые поверхности зубьев вдоль их ширины. Кольцевая накладка 13, установленная на другом торце 7 колеса, перекрывает торцы впадин зубчатого венца и играет роль отражателя, не позволяя подаваемому во впадины зубчатого венца смазочному материалу выходить за пределы впадин зубчатого венца, оставаясь в зоне трения сопряженных зубьев.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет упростить процесс его изготовления и повысить качество смазывания рабочих поверхностей зубьев за счет подачи смазочного материала вдоль ширины зубьев, имеющей величину, большую, чем высота зубьев.

Зубчатое колесо, содержащее тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями, впадины которого соединены каналами с осевой смазочной магистралью вала, отличающееся тем, что эти каналы выполнены в виде патрубков, укрепленных на одном из торцов тела колеса радиально по отношению к впадинам зубчатого венца и соединенных с осевой смазочной магистралью за пределами участка посадки тела колеса на валу, свободные концы патрубков подведены к впадинам венца, изогнуты под прямым углом и ориентированы в сторону другого торца колеса, на котором укреплена кольцевая накладка, перекрывающая торцы впадин зубчатого венца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с осевым смазочным каналом 3, установленную на валу 2, и зубчатый венец 4 с зубьями 5.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования работы реальных зубчатых передач на их роликовых аналогах. Модель зубчатой передачи содержит пару сопряженных цилиндрических роликов 1 и 2, расположенных вертикально и установленных с возможностью вращения в корпусе 5 машины трения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6.

Изобретение относится к гидравлическому регулятору для системы привода транспортного средства. Гидравлический регулятор включает в себя устройство подачи текучей среды, осуществляющее подачу текучей среды в гидравлическое соединительно-разъединительное устройство, снабжаемый текучей средой блок и распределительный клапан, установленный в канале подачи текучей среды, соединяющем устройство подачи текучей среды со снабжаемым текучей средой блоком, или расположенный таким образом, чтобы отделять гидравлический канал, соединяющий устройство подачи текучей среды с гидравлическим соединительно-разъединительным устройством, от канала подачи текучей среды.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Маслоподъемники доставки масла к узлам планетарно-цевочного редуктора располагают в радиально расположенных продольных отверстиях (15, 16) вращающихся пальцев (14) механизма параллельных кривошипов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в области космической и вакуумной техники. Устройство осуществляет смазку передач при помощи ленты (3), изготовленной из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта.

Изобретение относится к промышленному роботу и системе очистки смазки его коробки передач. Промышленный робот содержит двигатель и коробку передач, содержащую смазку.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников качения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Каждое зубчатое колесо 1 с зубьями 2 зубчатой передачи снабжено тремя упругими пластинами 3, 4, 6, установленными неподвижно относительно вращающегося колеса на корпусе 5 в радиальной его плоскости, пара пластин 3, 4 установлена перпендикулярно вершинам зубьев, а третья пластина 6 смещена вдоль венца от пары пластин 3, 4 на величину окружного шага t. В результате повышается эффективность смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, смазкоудерживающие карманы в виде полок 3 с бортиками 4, расположенные у торцов 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними с минимальным зазором Δ относительно торцов зубьев этого колеса и зубьев 10 сопряженного в передаче парного колеса. Каждая полка крепится к торцу зуба посредством L-образного элемента 7 длиной, равной длине полки. Одной своей продольной частью 8, параллельной торцу зуба, L-образный элемент крепится на грани полки, обращенной к торцу зуба, эта часть ориентирована в сторону оси зуба и имеет длину h, по крайней мере, не меньшую, чем величина максимального износа боковой поверхности зуба. Второй своей частью 9 L-образный элемент крепится к торцу зуба. В результате обеспечивается работоспособность зубчатого колеса даже при изнашивании его зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием, преимущественно низкоскоростных нереверсивных. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, установленную на валу 2 с осевым смазочным каналом 3, и зубчатый венец 4 с зубьями 5. В основании 6 каждой впадины венца выполнено сквозное радиальное сверление 7, соединенное с каналом вала. Отверстие сверления со стороны впадины снабжено смазкораспределительным каналом 8 с профилем, аналогичным профилю основания впадины, соединенным со сверлением посредством переходного выступа 9 и укрепленным вдоль ширины впадины, например, наклеиванием, с зазором Δ относительно окружности вершин зубьев сопряженного колеса. Смазкораспределительный канал заглушен (10) с обоих торцов и имеет выходные отверстия 11, ориентированные в сторону рабочей поверхности зуба. В результате обеспечивается равномерность смазывания рабочих поверхностей зубьев по всей их ширине. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. В объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. На каждом торце зубчатого венца и прилегающем к нему теле колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу. В результате оптимизируется режим смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, установленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса. Каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, идентичный профилю боковых поверхностей расчетного зуба. Пластина, являющаяся отстающей по ходу вращения колеса, снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине зубчатого венца. Одна полка Г-образного элемента закреплена на этой пластине в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной, другая его полка ориентирована в сторону окружности впадин зубьев зубчатого венца с образованием зазора между элементом и второй пластиной. В другой пластине, на участке примыкания ее к телу колеса, вдоль ширины зубчатого венца выполнены сквозные отверстия. В результате снижаются издержки на изготовление зубчатых колес с сохранением их прочностных характеристик и обеспечением износостойкости рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, установленную на валу 2 с осевым смазочным каналом 3, и зубчатый венец 4 с зубьями 5. В основании 6 каждой впадины венца выполнено сквозное радиальное сверление 7, соединенное с каналом вала. Отверстие сверления со стороны впадины снабжено смазкораспределительным каналом 8 с профилем, аналогичным профилю основания впадины, соединенным со сверлением посредством переходного выступа 9 и укрепленным вдоль ширины впадины, например, наклеиванием, с зазором Δ относительно окружности вершин зубьев сопряженного колеса. Смазкораспределительный канал заглушен с обоих торцов и имеет выходные отверстия, ориентированные по оси симметрии впадины. В результате обеспечивается равномерное смазывание всей рабочей поверхности зуба. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. В объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. На каждом торце зубчатого венца и прилегающей к нему части тела колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу. В кольцах выполнены карманы для размещения в них вставок. В результате обеспечивается возврат вытесненного из зоны зацепления зубчатого колеса смазочного материала обратно в зону зацепления зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к смазке механизма, в частности коробки передач автомобиля. Механизм содержит установленный в картере (29) с возможностью вращения первый вал (18), смазочный канал (44), выполненный в первом вале (18) по его оси, и точки смазки (58, 59), снабжаемые смазочным материалом по питающей магистрали (44, 52) со смазочным каналом (44). Между выпускным отверстием смазочного канала (44) и точкой смазки расположен в первой стенке (53) картера (29) участок (52) питающей магистрали (44, 52). Изобретение направлено на снабжение смазочным материалом труднодоступных точек смазки. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство для охлаждения дифференциала моста автомобиля содержит воздухонаправляющую пластину для направления воздушного потока под автомобилем. Воздухонаправляющую пластину крепят к дифференциалу моста так, что внутреннее движение дифференциала моста вызывает регулировку воздухонаправляющей пластины. Способ охлаждения дифференциала моста автомобиля заключается в том, что на автомобиле используют упомянутое устройство для охлаждения дифференциала моста. При торможении автомобиля воздушный поток направляют к дифференциалу моста. При движении автомобиля с постоянной скоростью воздушный поток не направляют к дифференциалу моста. При ускорении автомобиля воздушный поток направляют от дифференциала моста так, что на дифференциале моста образуется отрицательное давление. Достигается повышение эффективности охлаждения дифференциала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для подачи жидкой смазки к узлам зубчатых передач содержит масляный картер, выполненный в корпусе передачи, частично погруженное в него черпаковое колесо, смонтированное на одном из валов передачи, черпаки, закрепленные на его торце и равномерно размещенные по диаметру колеса, а также накопитель для приема масла и систему подвода смазки к трущимся узлам. Каждый черпак выполнен в виде замкнутой емкости, снабженной двумя внутренними поперечными перегородками, размещенными в центральной части ее донной поверхности и образующими сообщающиеся полости. Между перегородками выполнено сливное отверстие, снабженное выпускной трубкой, оппозитно ему в верхней части емкости выполнено отверстие для забора масла из картера. Накопитель для приема масла выполнен в виде желоба с центральной поперечной перегородкой, закрепленного на корпусе параллельно плоскости колеса с возможностью размещения сливного отверстия черпака, находящегося в верхнем положении на колесе над желобом. Система подвода смазки к трущимся поверхностям выполнена в виде распределительных трубок, вмонтированных в днище желоба. В результате обеспечивается смазка нескольких зубчатых зацеплений реверсивного тихоходного черпакового колеса при одновременном исключении инерционных нагрузок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх