Статор газовой турбины

Изобретение относится к статорам газовых турбин авиационного и наземного применения. Статор газовой турбины включает наружный корпус с установленными по газовому потоку блоками сопловых лопаток, между которыми расположены секторы разрезного кольца. Блоки сопловых лопаток в осевом направлении посредством радиальных ребер зафиксированы L-образным стопорным кольцом, а в окружном направлении - осевыми выступами наружного корпуса, расположенными между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток. Секторы разрезного кольца посредством передних хвостовиков установлены в радиальном направлении между осевыми выступами L-образного стопорного кольца и осевыми выступами блоков сопловых лопаток. В окружном направлении секторы разрезного кольца установлены с образованием пазов между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток и зафиксированы посредством осевых выступов. Выступы секторов разрезного кольца расположены со стороны проточной части и направлены навстречу осевым выступам наружного корпуса. Передний хвостовик каждого сектора разрезного кольца расположен таким образом, чтобы отношение расстояния между хвостовиком сектора разрезного кольца и дном паза к радиусу перехода от дна паза к боковой стенке радиального ребра блока сопловых лопаток составляет 1,1-3. Изобретение позволяет повысить надежность статора газовой турбины. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к статорам газовых турбин авиационного и наземного применения.

Известен статор газовой турбины, содержащий наружный корпус и сопловые лопатки блочного исполнения (С.А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, с.183, рис.4.41д.).

Недостатком такой конструкции является низкая надежность, так как блок сопловых лопаток фиксируется в осевом и окружном направлениях специальным фиксатором через отверстие в наружном корпусе, которое является концентратором напряжений.

Наиболее близким к заявленному является статор газовой турбины, включающий наружный корпус с установленными по газовому потоку блоками сопловых лопаток, между которыми расположены секторы разрезного кольца (патент US №7407368, F01D 11/08, опубл. 05.08.2008 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность, так как блоки сопловых лопаток и секторы разрезного кольца зафиксированы в окружном направлении радиальными штифтами, отверстия под которые, выполненные в наружном корпусе статора, являются концентраторами напряжений.

Технический результат, который достигается изобретением, заключается в повышении надежности статора газовой турбины за счет окружной и осевой фиксации блоков сопловых лопаток и секторов разрезного кольца без дополнительных концентраторов напряжений.

Заявленный технический результат достигается тем, что в статоре газовой турбины, включающем наружный корпус с установленными по газовому потоку блоками сопловых лопаток, между которыми расположены секторы разрезного кольца, блоки сопловых лопаток в осевом направлении посредством радиальных ребер зафиксированы L-образным стопорным кольцом, а в окружном направлении - осевыми выступами наружного корпуса, расположенными между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток, при этом секторы разрезного кольца посредством передних хвостовиков установлены в радиальном направлении между осевыми выступами L-образного стопорного кольца и осевыми выступами блоков сопловых лопаток, а в окружном направлении секторы разрезного кольца установлены с образованием пазов между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток и зафиксированы посредством осевых выступов, расположенных со стороны проточной части и направленных навстречу осевым выступам наружного корпуса, причем передний хвостовик каждого сектора разрезного кольца расположен таким образом, чтобы соблюдалось условие h/R=1,1-3,

где h - расстояние между хвостовиком сектора разрезного кольца и дном паза;

R - радиус перехода от дна паза к боковой стенке радиального ребра блока сопловых лопаток.

При этом количество секторов разрезного кольца равно количеству блоков сопловых лопаток.

Фиксация блоков сопловых лопаток в осевом направлении L-образным в поперечном сечении разрезным кольцом повышает надежность статора, так как исключаются дополнительные концентраторы напряжений в виде отверстий. Также улучшается ремонтопригодность статора, так как L-образное стопорное кольцо с осевым кольцевым ребром легко демонтируется, освобождая, таким образом, блоки сопловых лопаток.

Фиксация блоков лопаток в окружном направлении относительно наружного корпуса задними радиальными ребрами относительно осевых выступов наружного корпуса, расположенными между задними радиальными ребрами блоков лопаток, повышают надежность статора турбины, так как осевые выступы корпуса расположены вне его силовой части и поэтому не уменьшают его долговечность.

Размещение переднего хвостовика каждого сектора разрезного кольца в радиальном направлении между осевым выступом L-образного стопорного кольца и осевым выступом блока сопловых лопаток обеспечивает надежную радиальную фиксацию как стопорного кольца, так и переднего хвостовика сектора разрезного кольца, что повышает надежность статора.

Фиксация в окружном направлении секторов разрезного кольца осевыми выступами, расположенными между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток, повышает надежность статора газовой турбины за счет отсутствия дополнительных концентраторов напряжений в силовой части наружного корпуса и блоков сопловых лопаток при минимальном весе конструкции.

Выполнение осевых выступов корпуса и секторов разрезного кольца направленными навстречу друг к другу позволяет использовать радиальные ребра блоков лопаток как для окружной фиксации блоков относительно наружного кольца, так и для окружной фиксации секторов разрезного кольца относительно блоков лопаток и наружного кольца, что снижает трудоемкость изготовления статора и повышает его надежность.

Размещение осевых выступов секторов со стороны проточной части относительно осевых выступов наружного корпуса экранирует выступы корпуса от высокотемпературного потока газа из проточной части статора турбины, что повышает надежность статора.

Повышение технологичности конструкции достигается путем выполнения количества секторов разрезного кольца равным количеству блоков сопловых лопаток, что позволяет выполнить все блоки лопаток разрезного кольца одинаковыми между собой по геометрии.

Передний хвостовик каждого сектора разрезного кольца расположен таким образом, чтобы соблюдалось условие h/R=1,1-3.

При h/R<1,1 возможна пластическая деформация осевых выступов секторов разрезного кольца при сборке и при работе статора, а при h/R>3 ухудшается прочность блока сопловых лопаток.

На фигуре 1 показан продольный разрез статора газовой турбины; на фиг.2 показан элемент I с фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 показано сечение А-А с фиг.2.

Статор 1 газовой турбины включает наружный корпус 2 с блоками 3 сопловых лопаток, установленными по течению газа 4 в проточной части 5 по газовому потоку. Между блоками 3 сопловых лопаток установлены секторы 6 разрезного кольца 7.

Каждый блок 3 сопловых лопаток посредством заднего радиального ребра 8 зафиксирован в осевом направлении L-образным в поперечном сечении стопорным кольцом 9, осевой кольцевой выступ 10 которого опирается на кольцевое ребро 11 наружного корпуса 2.

В окружном направлении каждый блок 3 сопловых лопаток зафиксирован осевыми выступами 12 наружного корпуса 2, которые расположены между радиальными ребрами 8 блока 3 сопловых лопаток.

Секторы 6 разрезного кольца 7 посредством передних хвостовиков 13 установлены в радиальном направлении между осевыми выступами 10 L-образного стопорного кольца 9 и осевыми выступами 14 блоков 3 сопловых лопаток, а в окружном направлении зафиксированы осевыми выступами 15, размещенными между радиальными ребрами 8 блоков 3 сопловых лопаток. Осевые выступы 12 наружного корпуса 2 и осевые выступы 15 секторов 6 направлены навстречу друг к другу, причем осевые выступы 15 секторов 6 расположены со стороны проточной части 5 по отношению к осевым выступам 12 наружного корпуса 2, что способствует снижению температуры выступов 12 и повышению надежности наружного корпуса 2.

Число секторов 6 разрезного кольца 7 равно числу блоков 3 сопловых лопаток, что повышает технологичность изготовления блоков 3 сопловых лопаток и секторов 6 разрезного кольца 7, а также улучшает ремонтопригодность статора 1 газовой турбины.

Для улучшения фиксации секторов 6 разрезного кольца 7 в окружном направлении, пазы 16 между радиальными ребрами 8 блоков 3 сопловых лопаток выполнены таким образом, что расстояние h от переднего хвостовика 13 каждого сектора 6 до поверхности дна 17 паза 16 больше радиуса R перехода от поверхности дна 17 к боковой стенке 18 радиального ребра 8 блока 3 сопловых лопаток.

Работает статор газовой турбины следующим образом.

При работе статора 1 газовой турбины L-образное стопорное кольцо 9 надежно защищено от газового потока 4 из проточной части 5 осевым выступом 14 блока 3 сопловых лопаток и передним хвостовиком 13 разрезного кольца 7, что способствует снижению температуры стопорного кольца 9 и надежной фиксации блока 3 сопловых лопаток.

1. Статор газовой турбины, включающий наружный корпус с установленными по газовому потоку блоками сопловых лопаток, между которыми расположены секторы разрезного кольца, отличающийся тем, что блоки сопловых лопаток в осевом направлении посредством радиальных ребер зафиксированы L-образным стопорным кольцом, а в окружном направлении - осевыми выступами наружного корпуса, расположенными между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток, при этом секторы разрезного кольца посредством передних хвостовиков установлены в радиальном направлении между осевыми выступами L-образного стопорного кольца и осевыми выступами блоков сопловых лопаток, а в окружном направлении секторы разрезного кольца установлены с образованием пазов между радиальными ребрами блоков сопловых лопаток и зафиксированы посредством осевых выступов, расположенных со стороны проточной части и направленных навстречу осевым выступам наружного корпуса, причем передний хвостовик каждого сектора разрезного кольца расположен таким образом, чтобы соблюдалось условие h/R=1,1-3, где:
h - расстояние между хвостовиком сектора разрезного кольца и дном паза;
R - радиус перехода от дна паза к боковой стенке радиального ребра блока сопловых лопаток.

2. Статор газовой турбины по п.1, отличающийся тем, что количество секторов разрезного кольца равно количеству блоков сопловых лопаток.



 

Похожие патенты:

Описан корпус осевого компрессора двигателя летательного аппарата, противостоящий титановому пожару. Выполняют комбинированный корпус, в котором несущую конструкцию для неподвижных лопаток выполняют в виде моноблочной детали из титана или титанового сплава, и в качестве средств тепловой защиты она содержит по меньшей мере один элемент, образующий экран из жаростойкого сплава, невоспламеняемого от горящего титана.

Сборка обоймы турбины содержит опорную конструкцию обоймы и множество секторов обоймы, каждый из которых содержит единый элемент из композитного материала с керамической матрицей.

Статор турбомашины включает фланцевое соединение корпусов, состоящих из радиальных кольцевых ребер и присоединенных к ним обечаек. В стыке фланцевого соединения со стороны проточной части установлено дополнительное, состоящее из секторов, разрезное кольцо.

Турбомашина содержит корпус, колесо турбины, установленное с возможностью вращения внутри корпуса, кольцо, образованное из сегментов и установленное концентрично вокруг колеса турбины, а также установочный элемент.

Радиальный кольцевой фланец элемента ротора или статора турбины газотурбинного двигателя содержит на внутренней периферийной части или на наружной периферийной части, соответственно, чередующиеся выпуклые части и части с углублениями, содержащие донные зоны.

Корпус (5) для ротора турбокомпрессора, в частности для вентилятора турбореактивного двигателя. Корпус содержит периферийный бандаж (6), формирующий кольцевой зажим вокруг корпуса.

Орган блокировки для устройства крепления секторов кольца на корпусе турбомашины летательного аппарата содержит две зажимные продольные ветви, проходящие в направлении назад и соединенные на своих задних концах поперечной соединительной ветвью, их передние концы предназначены для прижатия между ними, по меньшей мере, одного сектора кольца к одному элементу корпуса.

Кольцевой узел лопаток газотурбинного двигателя содержит лопаточный сегмент с дуговой направляющей и лопатками, проходящими от направляющей, а также полый цилиндрический корпус, имеющий кольцевую канавку для размещения направляющей.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при проектировании и модернизации конструкций теплофикационных паровых турбин.

Установочное устройство содержит становочный штифт, имеющий первый и второй концы, наружный корпус осевого компрессора газотурбинного двигателя и зажимную пластину для прижимания первого конца установочного штифта к первой стороне наружного корпуса.

Изобретение относится к статорам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор турбины низкого давления включает наружный корпус и разрезное кольцо. Разрезное кольцо состоит из секторов, расположенных между передней и задней сопловыми лопатками, и установлено на кольцевых ребрах наружного корпуса. Каждый сектор выполнен из слоев листового материала. Передняя по потоку газа часть сектора выполнена однослойной, центральная часть сектора - двухслойной и задняя часть сектора - частично двухслойной и частично трехслойной. Слои листового материала каждого сектора имеют одинаковую толщину, расположены радиально относительно друг друга и соединены между собой неразъемными соединениями. В переднем кольцевом ребре наружного корпуса выполнены каналы, соединяющие воздушную полость передней сопловой лопатки с воздушной кольцевой полостью между наружным корпусом турбины и передней однослойной частью сектора. Первый и второй от проточной части слои листового материала смещены относительно друг друга в окружном направлении с образованием уплотнительных козырьков. Третий от проточной части слой выполнен укороченным в окружном направлении и расположен в осевом пазу заднего кольцевого ребра наружного корпуса турбины. Изобретение позволяет повысить надежность статора турбины, а также его технологичность за счет выполнения секторов разрезного кольца из листового материала. 5 ил.

Изобретение относится к статорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор турбины включает наружный корпус и обтекатели стоек подшипниковой опоры, зафиксированные болтовыми соединениями в наружном корпусе. Внешние радиальные ребра обтекателей стоек подшипниковой опоры зафиксированы в осевом направлении относительно наружного корпуса U-образным в поперечном сечении стопорным кольцом. Переднее по потоку газа радиальное кольцевое ребро стопорного кольца установлено в кольцевой канавке наружного корпуса. Заднее радиальное кольцевое ребро стопорного кольца установлено с радиальным зазором относительно внешнего осевого кольцевого ребра наружного корпуса и выполнено с выемками. Отношение максимальной высоты стопорного кольца в поперечном сечении к величине радиального зазора между задним кольцевым ребром стопорного кольца и осевым кольцевым ребром наружного корпуса составляет 10-100. Отношение максимальной высоты стопорного кольца в поперечном сечении к осевой ширине стопорного кольца составляет 0,5-2. Изобретение позволяет повысить надежность статора турбины. 3 ил.

Изобретение относится к статорам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор высокотемпературной турбины включает размещенную в промежуточном корпусе сопловую лопатку и установленные ниже по потоку газа сектора разрезного кольца, выполненные с внутренней воздушной полостью. На внешней стороне каждого сектора разрезного кольца размещен полый патрубок, передним осевым цилиндрическим хвостовиком установленный в промежуточном корпусе. Внутренняя полость патрубка на входе соединена с воздушной полостью промежуточного корпуса, а на выходе - с внутренней полостью сектора разрезного кольца. Передний хвостовик сектора разрезного кольца установлен в сопловой лопатке соединением щип - паз с радиальными зазорами, а патрубок размещен по оси симметрии сектора разрезного кольца. Изобретение позволяет повысить надежность статора высокотемпературной турбины, за счет исключения паразитных утечек охлаждающего воздуха, поступающего на охлаждение секторов разрезного кольца. 5 ил.

Устройство крепления кольца газовой турбины, охватывающего подвижные лопатки, приводимые в движение газовым потоком, содержит входной и выходной зацепы. Входной зацеп обращен к входу турбины и размещен во входной канавке кольца, открытой к выходу. Выходной зацеп обращен к выходу и размещен в выходной канавке кольца, открытой к входу. Между входным и выходным зацепами сформирована полость повышенного давления, запитываемая охлаждающим газом. На входе входного зацепа расположены средства подачи охлаждающего газа для охлаждения входного зацепа, а на выходе выходного зацепа - средства подачи охлаждающего газа для охлаждения выходного зацепа. Средства подачи охлаждающего газа выполнены с возможностью подачи охлаждающего газа без прохождения через указанную полость повышенного давления. Еще одно изобретение группы относится к узлу, состоящему из указанного выше устройства и кольца турбины, содержащего входную канавку, открытую к выходу, и выходную канавку, открытую к входу. Входная и/или выходная канавки имеют контактную поверхность искривленной формы для контакта с соответствующим зацепом. Другие изобретения группы относятся к турбине, содержащей указанное выше устройство крепления или упомянутый узел, а также к турбинному двигателю, содержащему такую турбину. Группа изобретений позволяет обеспечить постоянство формы зацепов независимо от режима работы турбины, а также повысить их надежность. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Кожух компрессора осевой турбомашины и способ изготовления кожуха. Кожух содержит опору (34) в целом цилиндрической формы, изготовленную из композиционного материала, металлическое кольцо (36), прилегающее при помощи сцепления к внутрилежащей поверхности опоры (34), и слой истираемого материала (22), прилегающий при помощи плазменного напыления к внутрилежащей поверхности металлического кольца (36). Металлическое кольцо (36) предпочтительно изготовлено из нержавеющей стали и предпочтительно перфорировано. Перфорация дает возможность лучшего сцепления адгезива и позволяет осуществлять его дегазацию. Наружная поверхность металлического кольца (36) предпочтительно подвергнута пескоструйной обработке до сцепления. Ее внутрилежащая поверхность также предпочтительно подвергнута пескоструйной обработке до плазменного напыления истираемого материала. Достигается простота и эффективность изготовления такого кожуха, предоставляющая возможность снижения массы компрессора. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 5 ил.

Осевая газовая турбина содержит ротор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых рабочих лопаток и теплозащитных экранов ротора и статор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых направляющих лопаток и теплозащитных экранов статора, установленных на внутренних кольцевых элементах. Статор коаксиально охватывает ротор снаружи с формированием между ними тракта течения горячего газа так, что ряды рабочих лопаток и теплозащитных экранов статора и ряды направляющих лопаток и теплозащитных экранов ротора расположены напротив друг друга соответственно. Ряд направляющих лопаток и следующий ряд рабочих лопаток, расположенный ниже по ходу течения потока, образуют ступень турбины. Рабочие лопатки снабжены на их концах внешними платформами рабочих лопаток. Внешние платформы рабочих лопаток содержат на их внешней поверхности ряд зубцов, проходящих параллельно друг другу в окружном направлении и размещенных один за другим в направлении течения потока газа. Зубцы подразделяются на первые и вторые зубцы. Вторые зубцы расположены ниже по потоку от первых зубцов. Первые зубцы расположены напротив проходящего вниз по потоку выступа соседних направляющих лопаток ступени турбины, а вторые зубцы находятся напротив соответствующих теплозащитных экранов статора. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Ступень турбины содержит колесо ротора, установленное внутри разделенного на сектора кольца, удерживаемого внешним корпусом. Каждый кольцевой сектор содержит задний край, имеющий кольцевую выемку, ограниченную передним кольцевым упором, задним кольцевым упором и донной стенкой. Внешний корпус содержит окружной выступающий край, размещенный в этой выемке, для крепления заднего края кольцевого сектора. Донная стенка кольцевой выемки кольцевого сектора выполнена смещенной в радиальном направлении относительно окружного выступающего края внешнего корпуса с возможностью формирования между ними изолирующего теплового пространства. Донная стенка кольцевой выемки содержит средства радиального размещения на окружном выступающем крае, образованные двумя контактными накладками, выступающими над донной стенкой кольцевой выемки. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанную выше ступень турбины. Группа изобретений позволяет повысить надежность ступени турбины. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к радиальному детандеру. Радиальный детандер содержит по меньшей мере одну секцию радиального детандера, расположенную в едином корпусе. Секция радиального детандера содержит лопатки крыльчатки, а также множество диафрагм. Лопатки крыльчатки скомпонованы в две или более ступени между подшипниками на одном валу. Диафрагмы соединены в осевом направлении. Каждая диафрагма содержит крутоизогнутый отвод для соединения соседних ступеней. Каждый из крутоизогнутых отводов снабжен сопловой лопаткой и возвратной лопаткой. Каждая секция имеет газовый вход и газовый выход. Газовый вход сообщается со всасывающим отверстием единого корпуса. Газовый выход сообщается с выпускным отверстием единого корпуса. Изобретение направлено на повышение надежности детандера. 4 ил.

Опорная стойка (430) для диафрагмы паровой турбины содержит основную вертикальную часть (435) с утолщением (447), которое проходит от указанной части (435) по существу перпендикулярно ей. Утолщение содержит первое утолщение, проходящее от верхнего конца основной вертикальной части (435), и второе утолщение, проходящее от места вблизи нижнего конца основной вертикальной части (435). Первое утолщение отстоит на заданное расстояние от второго утолщения. Первое и второе утолщение предназначены для сопряжения с соответствующим пазом (450), выполненным в диафрагме турбины. В утолщениях имеется отверстие (455), которое проходит сквозь них вертикально и предназначено для размещения крепежного элемента (460), проходящего через первое и второе утолщения (447) с обеспечением вертикального прикрепления основной вертикальной части (435) и указанных утолщений (447) к диафрагме турбины. Достигается уменьшение продолжительности и стоимости цикла технического обслуживания, поскольку обеспечивается возможность доступа для извлечения нижней половины (410) диафрагмы для выполнения технического обслуживания без удаления ротора. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Паровая турбина (105) низкого давления имеет выхлопной патрубок (115). Внутренний корпус (125) опирается непосредственно на балочную стенку (131) фундамента (130) с помощью несущих кронштейнов (180). Благодаря этому исключено влияние перепадов давления в выхлопном патрубке (115), а влияние температурных изменений в выхлопном патрубке снижено по сравнению с расположением внутреннего корпуса и ротора внутри патрубка. Подшипники вала могут быть расположены снаружи выхлопного патрубка и установлены в цокольной опоре (140), выполненной непосредственно в фундаменте (130). Концевое вставное уплотнение ротора тоже может быть закреплено в опоре (140). Выхлопной патрубок (115) может иметь более простую конструкцию с меньшим количеством конструктивных опор, на изготовление которой требуется меньше времени. Упрощается техническое обслуживание, поскольку подшипники вала не скрыты под выхлопным патрубком (115) и концевые вставные уплотнения (166, 176) могут быть сняты без удаления крупногабаритной секции выхлопного патрубка. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх