Осевой подшипник скольжения

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения, одна из рабочих поверхностей которых выполнена из силицированного графита (или других антифрикционных материалов с близкими характеристиками), и может быть использовано в узлах электромашин и гидромашин с упорными подшипниками больших габаритов (диаметром до 900 мм), преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов реакторных установок, например на АЭС. Отличительной особенностью заявленного осевого подшипника является то, что опорный диск выполнен с чередующимися опорными поясками и канавками со стороны обращенной к комплекту секторов из антифрикционного материала. По внешнему и внутреннему диаметрам опорного диска выполнены посадочные поверхности, в которых установлены внешнее и внутреннее кольца, крепящие сектора через упругие элементы. Фиксация секторов от вращения относительно опорного диска выполнена установкой промежуточных планок между секторами, которые зафиксированы осью планки в отверстиях опорного диска. Сектора выполнены со ступеньками под внешнее и внутреннее кольца, в верхней части сектора выполнены радиусные закругления, а в нижней части - пазы, обеспечивающие взаимную осевую фиксацию. Кромка заходная сектора имеет форму, приближенную к параболической. Охлаждение и смазывание осуществляют по чередующимся каналам, образованным планками, секторами, внешним и внутренним кольцами. Технический результат - уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от изгибных напряжений и термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта при использовании сплошной формы накладки; улучшение циркуляции охлаждающей и смазывающей воды на поверхности гребня осевого подшипника скольжения; улучшение технологичности изготовления накладки и обеспечение ее ремонтопригодности; повышение надежности; снижение пожароопасности; предотвращение вращения комплекта секторов по опорному диску. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита (или других антифрикционных материалов с близкими характеристиками). Основной областью его применения являются соответствующие конструктивные узлы электромашин и гидромашин с упорными подшипниками больших габаритов (диаметром до 900 мм), преимущественно электродвигатели, служащие приводом главных циркуляционных насосных агрегатов (ГЦНА) и сами главные циркуляционные насосные агрегаты водоохлаждаемых реакторных установок, например на атомных электростанциях (АЭС). Силицированный графит (как антифрикционный подшипниковый материал) характеризуется температуростойкостью (по меньшей мере до 300°C) и допускает применение вместо масла воду в качестве смазочно-охлаждающей жидкости. Такое решение используют в радиальных и упорных подшипниках лопастных насосов, входящих в состав ГЦНА.

Однако вследствие хрупкости, более низкого коэффициента линейного расширения, чем у металла, сложности процесса изготовления накладки в виде единой детали с максимальным габаритным размером до 900 мм и обеспечения равномерного и эффективного отвода тепла из зоны трения при использовании цельной накладки делает невозможным получение накладок для упорных подшипников скольжения большого диаметра с использованием в качестве антифрикционного материала силицированный графит, смазываемый и охлаждаемый водой.

Известны осевые подшипники скольжения для мощных паровых турбин (Сережкина Л.П., Зарецкий Е.И. Осевые подшипники мощных паровых турбин. Машиностроение, 1988 г., стр.39...41), установленные на валу с гребнем, перемещающимся между двумя комплектами колодок с выравнивающей рычажной системой Кингсбери, использующей в качестве охлаждающей и смазывающей жидкости масло.

Недостатком известных подшипников скольжения, использующих в качестве охлаждающей и смазывающей жидкости масло, является повышенная пожароопасность оборудования атомных станций, в том числе и главных циркуляционных насосов, работающих в необслуживаемом помещении. Для обеспечения пожаробезопасности требуется переход на негорючую смазывающе-охлаждающую жидкость-воду. Осуществление перехода на воду потребует изменения конструкции, в частности установку на гребень накладки с антифрикционным материалом работоспособным при охлаждении и смазке водой.

Известен упорный подшипник скольжения (пат. RU №2242645, F16C 17/04, опубл. 15.07.2003 г.), содержащий корпус и закрепленный на валу гребень с фланцем, на опорной поверхности которого установлен упорный диск, а между корпусом и диском расположен узел с самоустанавливающимися колодками, снабженными антифрикционными накладками, контактирующими с диском по их опорным поверхностям, включает закрепленное на рабочей поверхности узла с самоустанавливающимися колодками и антифрикционными накладками прижимное кольцо с окнами (сепаратор) для антифрикционных накладок, выполненных в виде вкладышей и свободно расположенных в окнах прижимного кольца, причем рабочая поверхность антифрикционных вкладышей выступает над торцевой поверхностью прижимного кольца. Упорный диск выполнен в виде сплошного антифрикционного кольца. Антифрикционные вкладыши выполнены в поперечном сечении ступенчатой формы, при этом ступеньки удерживают вкладыши от выпадания из окон прижимного кольца.

Недостатком известного упорного подшипника скольжения является использование на фланце (гребне) диска в виде сплошного антифрикционного кольца, выполненного в виде моноблока, что невозможно в случае создания подшипника скольжения больших габаритов (до 900 мм в диаметре). Кроме того, выравнивание нагрузок в зоне контакта за счет пружинящего в осевом направлении кольца с вкладышами из антифрикционного материала невозможно в осевом подшипнике скольжения при больших удельных нагрузках.

Известен упорный подшипниковый узел скольжения (пат. RU №1745004, F16C 17/04, опубл.28.02. 1994 г.), содержащий корпус и вал с фланцем, на опорной поверхности которого установлен диск с кольцевыми выступами, а между корпусом и диском самоустанавливающиеся колодки с контактом с диском по их рабочим поверхностям.

Это известное техническое решение, обеспечивающее возможность работы упорного подшипника скольжения при высоких удельных нагрузках с использованием антифрикционных накладок из силицированного графита, при использовании в качестве смазочно-охлаждающей жидкости воду, имеет недостатком отсутствие выравнивания удельных нагрузок на самоустанавливающиеся сектора и наличие возможности эрозионных повреждений от гидродинамического воздействия потока смазачно-охлаждающей жидкости при длительной работе осевого подшипника скольжения больших габаритов.

Задача, решаемая изобретением, состоит в формировании накладкой контактной поверхности гребня вала с установленным осевым подшипником скольжения больших габаритов, с рычажной выравнивающей системой Кингбери, работающего с использованием силицированного графита (или других материалов с близкими характеристиками) в качестве антифрикционного материала в условиях охлаждения и смазки подшипника водой, соответствующих эксплуатации ГЦНА на АЭС.

При осуществлении предлагаемого изобретения могут быть получены следующие технические результаты:

- уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от изгибных напряжений и термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта при использовании сплошной формы накладки;

- улучшение циркуляции охлаждающей и смазывающей воды на поверхности гребня осевого подшипника скольжения;

- улучшение технологичности изготовления накладки гребня осевого подшипника скольжения больших габаритов;

- обеспечение ремонтопригодности накладки гребня осевого подшипника скольжения больших габаритов;

- повышение надежности;

- снижение пожароопасности;

- предотвращение вращения комплекта секторов по опорному диску.

Как решение задачи, позволяющее достигнуть эффекта с указанными характеристиками, предлагается осевой подшипник скольжения, содержащий корпус и вал с фланцем, на опорной поверхности которого установлен диск с кольцевыми выступами, а между корпусом и диском - самоустанавливающиеся колодки с контактом с диском по их рабочим поверхностям, самоустанавливающиеся колодки, снабженные антифрикционными накладками, на опорной поверхности диска выполнены два кольцевых выступа, а на его рабочей поверхности установлены антифрикционные сегменты, согласно изобретению предложено опорный диск выполнить с чередующимися опорными поясками и канавками со стороны, обращенной к комплекту секторов, по внешнему и внутреннему диаметрам опорного диска выполнить посадочные поверхности, в которых установлены внешнее и внутреннее кольца, крепящие сектора из антифрикционного материала через упругие элементы, фиксацию секторов от вращения относительно опорного диска выполнить установкой промежуточных планок между секторами, которые зафиксированы осью планки в отверстиях опорного диска,

сектора из антифрикционного материала выполнить со ступеньками под внешнее и внутреннее кольца, в верхней части сектора выполнить радиусные закругления, в нижней части - пазы, обеспечивающие взаимную осевую фиксацию, кромку заходную сектора выполнить формой, приближенной к параболической,

при этом охлаждение и смазывание осуществлять по чередующимся каналам, образованным планками, секторами, внешним и внутренним кольцами.

Желательно, крепление накладки к гребню выполнить в промежутке между опорными поясками болтами или винтами с возможностью стопорения от самоотворачивания.

Предпочтительно, сектора выполнить из силицированного графита или карбида кремния.

Технические результаты достигаются следующим образом.

Для уменьшения возможности повреждения и передачи при работе изгибающих деформаций и термических деформаций от гребня на сектора из силицированного графита (или другого материала с близкими характеристиками) опорный диск содержит на поверхности, обращенной к гребню, опорные пояски, выполненные в зоне, близкой к центру равновесия внутренней и внешней поверхности секторов из силицированного графита.

Для предотвращения вращения комплекта секторов по опорному диску при работе каждый сектор стопорится боковой поверхностью (промежуточной) планки, устанавливаемой между секторами. Планки фиксируются относительно опорного диска осью планки, устанавливаемой в отверстие опорного диска, в частном случае, сектора могут стопориться от вращения группами, стопорение производится планками, имеющими ось крепления и устанавливаемыми в начале и конце группы секторов. Планки совместно с (профилированными) секторами из силицированного графита (или другого материала с близкими характеристиками) и внешним и внутренним фиксирующими кольцами образуют каналы, обеспечивающие при работе улучшение циркуляции охлаждающей и смазывающей воды на поверхности контакта гребня осевого подшипника скольжения.

Использование комплекта секторов из силицированного графита (или другого антифрикционного материала с близкими характеристиками) обеспечивает улучшение технологичности изготовления накладки гребня осевого подшипника скольжения больших габаритов.

Возможность проведения замены отдельных секторов накладки в процессе изготовления и эксплуатации обеспечивает ремонтопригодность накладки гребня осевого подшипника скольжения больших габаритов.

Для снижения пожароопасности оборудования атомных станций, в том числе и главных циркуляционных насосов, работающих в необслуживаемом помещении, используют негорючую охлаждающую и смазывающую жидкость - воду, и производят установку на гребень накладки с антифрикционным материалом, работоспособным при охлаждении и смазке водой.

Заявляемое изобретение, в частном выполнении, поясняется чертежами:

Фиг. 1 - осевой подшипник скольжения;

Фиг. 2 - накладка осевого подшипника скольжения - общий вид;

Фиг. 3 - каналы накладки - вид Б (фиг.2);

Фиг. 4 - накладка - разреза А-А (фиг.2);

Фиг. 5 - сектор накладки - общий вид;

Фиг. 6 - сектор накладки - вид сбоку (фиг.5);

Фиг..7 - планка накладки - общий вид;

Фиг. 8 - планка накладки - вид Г (фиг.7).

Осевой подшипник скольжения большого габарита выполнен в корпусе (не показан), установлен на гребне вала с перемещающимся между двумя комплектами колодок, с выравнивающей рычажной системой Кингбери, расположенной между корпусом и опорным диском 1, гребнем 26 и установленными на него накладками 27 (фиг.1). Накладка 27 (фиг.2) включает опорный диск 1 (фиг.4), выполненный в виде кольца с посадочной поверхностью по внутреннему диаметру.

Со стороны, обращенной к комплекту секторов (фиг 4), опорный диск 1 выполнен с поверхностью в виде чередующихся канавок 2 и опорных поясков 3, создающих необходимые, из условий прочности для силицированного графита, опорные условия при обеспечении минимальной площади обработки поверхности взаимного прилегания.

Со стороны, обращенной к гребню 26, опорный диск 1 выполнен с двумя опорными поясками 4 (фиг 4), расположенными в зоне, близкой к центру равновесия внутренней и внешней поверхностей секторов из силицированного графита для уменьшения возможности повреждения и передачи при работе изгибающих деформаций и термических деформаций от гребня на сектора.

По внутреннему и внешнему диаметрам опорного диска 1 (фиг.4) со стороны секторов выполнены соосные посадочной поверхности опорного диска кольцевые проточки (ступеньки) 5 и 6 для центровки соответственно внешнего 7 и внутреннего 8 колец. На верхнюю опорную поверхность опорного диска 1 устанавливают комплект секторов 9 (фиг.2,4) из силицированного графита, выполненных геометрической формы в виде сектора и его рабочей контактной поверхности. Использование комплекта секторов из силицированного графита обеспечивает улучшение технологичности изготовления накладки гребня осевого подшипника скольжения больших габаритов, повышение надежности и ремонтопригодность при эксплуатации.

Для предотвращения возникновения гидродинамических возмущений кромка 10 входная (фиг.2, 5) секторов 9 выполнена отклоняющейся от радиального направления в сторону вращения на большем диаметре секторов. Для обеспечения плавного изменения направления потока охлаждающей и смазывающей воды в пазах на входе и выходе между секторами с окружного направления на радиальное и, наоборот, кромка 10 заходная сектора имеет форму, приближенную к параболической (фиг.3), а по внешнему и внутреннему контурам выполнены соответствующие радиусные закругления 11, 12, и 13, 14 (фиг.5). Используя в качестве охлаждающей и смазывающей жидкости воду, обеспечивается пожаробезопасность.

Фиксацию секторов 9 при работе от вращения относительно опорного диска 1 производят с использованием боковой поверхности (промежуточной) планок 15 (фиг.4, 7), устанавливаемых осью 16 в отверстия 17 опорного диска 1, упорами 18 (фиг.8) в пазы 19 (фиг.6) сектора, обеспечивая взаимную осевую фиксацию.

Крепление секторов 9 относительно опорного диска 1 (фиг.4) производят внешним 7 и внутренним 8 кольцами и упругими элементами 20 и 21 (фиг.4).

Дополнительную фиксацию секторов 9 от вращения относительно опорного диска 1 выполняют стопорением заклинкой секторов относительно внешнего 7 и внутреннего 8 колец.

Крепление фиксирующих внешнего 7 и внутреннего 8 колец к диску производят, в частном случае, болтами 22 и винтами 23 (фиг.4), стопорящимися шайбами 24 и 25 (фиг.4).

Крепление накладки 27 осевого подшипника скольжения к гребню 26 производится в промежутке между опорными поясками 4 (в частном случае болтами или винтами, имеющими стопорение от самоотворачивания).

Сборку накладки выполняют установкой на опорный диск 1 планок 15 с последующей установкой секторов 9, упругих элементов 20, 21 и фиксирующих внешнего 7 и внутреннего 8 колец с выполнением их крепления к опорному диску.

1. Осевой подшипник скольжения, содержащий корпус и вал с фланцем, на опорной поверхности которого установлен диск с кольцевыми выступами, а между корпусом и диском - самоустанавливающиеся колодки с контактом с диском по их рабочим поверхностям, самоустанавливающиеся колодки снабжены антифрикционными накладками, на опорной поверхности диска выполнены два кольцевых выступа, а на его рабочей поверхности установлены антифрикционные сегменты, отличающийся тем, что опорный диск выполнен с чередующимися опорными поясками и канавками со стороны, обращенной к комплекту секторов, по внешнему и внутреннему диаметрам опорного диска выполнены посадочные поверхности, в которых установлены внешнее и внутреннее кольца, крепящие сектора из антифрикционного материала через упругие элементы, фиксация секторов от вращения относительно опорного диска выполнена установкой промежуточных планок между секторами, которые зафиксированы осью планки в отверстиях опорного диска, сектора из антифрикционного материала выполнены со ступеньками под внешнее и внутреннее кольца, в верхней части сектора выполнены радиусные закругления, в нижней части - пазы, обеспечивающие взаимную осевую фиксацию, кромка заходная сектора выполнена формой, приближенной к параболической, при этом охлаждение и смазывание осуществляются по чередующимся каналам, образованным планками, секторами, внешним и внутренним кольцами.

2. Осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что крепление накладки к гребню выполнено в промежутке между опорными поясками болтами или винтами с возможностью стопорения от самоотворачивания.

3. Осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что сектора выполнены из силицированного графита или карбида кремния.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании, например, газотурбинных установок. Упорный подшипниковый узел состоит из подпятника и пяты (7), выполненной из немагнитного материала.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно к упорному подшипнику скольжения, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.

Газотурбинный двигатель, на цилиндрической втулке которого со стороны, прилегающей к колесу турбины, надета первая чашеобразная цапфа-пята первого радиально-упорного магнитного подшипника, ориентированная своим дном к колесу турбины, при этом на свободном конце вала последовательно установлены с упором друг в друга, вторая чашеобразная цапфа-пята второго радиально-упорного магнитного подшипника, ориентированная своим дном к колесу компрессора, первый и второй упорные лепестковые газовые подшипники, колесо центробежного компрессора и балансировочная шайба, зафиксированные гайкой.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании, например, газотурбинных установок. Упорный подшипниковый узел состоит из подпятника и пяты (8).

Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к упорным газодинамическим подшипникам скольжения (подпятникам), используемым в турбомашинах и других высокоскоростных машинах, в частности в турбогенераторах, используемых на газораспределительных станциях.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно, к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам, применяемым, например, для наддува двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к турбодетандеру с, по меньшей мере, одним установленным в упорном подшипнике ротором. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для крупногабаритных конструкций. .

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании, например, газотурбинных установок. Упорный подшипниковый узел состоит из подпятника и пяты (7). Подпятник образован корпусом (1), снабженным цилиндрической выемкой с плоским дном, образованной кольцевым выступом (2) по периметру корпуса (1). На дне цилиндрической выемки размещены сектора упругой прокладки (3) с опертыми на них секторами (5) газостатических подшипников, образующих, соответственно, кольцо упругой прокладки (3) и кольцо из немагнитного материала. Сторона секторов (5), обращенная к пяте (7), снабжена выемкой с плоским дном, образованной буртиками (8) по периметру сектора (5). В выемке каждого сектора (5) равномерно распределены по окружности и зафиксированы несколько секторных постоянных магнитов, намагниченных в осевом направлении, и контактирующие с ними секторные постоянные магниты, намагниченные в тангенциальном направлении. Поперечному сечению накладок (6) придана T-образная форма. Внешняя поверхность секторных постоянных магнитов составляет одну плоскость, обращенную к пяте (7), выполненной из немагнитного материала, с образованием с нею рабочего зазора (12). В объеме секторов (5) выполнена система сообщающихся каналов малого диаметра с возможностью подачи в нее сжатого воздуха от внешнего источника, выходные отверстия которой сообщены со сквозными отверстиями (20, 21), выполненными в секторных постоянных магнитах, сообщающимися с рабочим зазором (12). Технический результат: обеспечение высокой несущей способности упорного подшипникового узла в рабочем режиме (с уменьшением в нем потерь на трение, вплоть до вентиляционных), надежный запуск турбомашины, снижение деформации зазора в упорном подшипниковом узле от высокого давления наддува газа, демпфирование колебаний ротора турбомашины, обусловленных осевыми газодинамическими силами турбины и компрессора. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно, к упорному подшипнику скольжения, применимому в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства, а также к монтажной конструкции подвески стоечного типа с использованием упорного подшипника скольжения. Упорный подшипник (1) скольжения содержит нижний корпус (2) из синтетической смолы, верхний корпус (3) из синтетической смолы, наложенный на нижний корпус (2), и вкладыш (4) из синтетической смолы, помещающийся между корпусами (2, 3). Верхний корпус (3) наложен на нижний корпус (2) таким образом, что трубчатая наружная поверхность (34) внутренней трубчатой подвешенной части (29) кольцевой опорной части (25) расположена напротив трубчатой внутренней поверхности большого диаметра кольцевой опорной части (11) корпуса (2) с зазором между ними. При этом кольцевая нижняя торцевая поверхность части (29) расположена напротив поверхности с кольцевым заплечиком части (11) с зазором между ними. Цилиндрическая внутренняя поверхность (31) наружной трубчатой подвешенной части (32), имеющая большую толщину стенок, чем часть (29) в радиальном направлении, находится в скользящем контакте с цилиндрической наружной поверхностью (9) части (11). Внутренняя трубчатая вертикальная часть (38) стенки расположена в кольцевой части (18) с выемкой. Кольцевая крюковая часть (44) упруго посажена в кольцевой захватной выступающей части (20), в результате чего между упруго посаженной частью и входящей в плавный контакт частью поверхности (9) образуется уплотняющая часть лабиринтного типа относительно цилиндрической внутренней поверхности (31) за счет того, что часть (38) стенки находится в части (18), а трубчатая выступающая часть (19) и часть (20) находятся в кольцевой части (42) с выемкой. Технический результат: создание упорного подшипника скольжения с возможностью решения проблемы пространства для монтажа. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы. Упорный подшипник скольжения выполнен из синтетической смолы. Подшипник содержит верхний корпус из синтетической смолы, нижний корпус из синтетической смолы, узел упорного подшипника из синтетической смолы, наружный упругий уплотняющий элемент и внутренний упругий уплотняющий элемент. Узел упорного подшипника из синтетической смолы помещен между верхним корпусом и нижним корпусом. Достигается повышение защиты подшипника от попадания пыли и грязной воды. 8 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к машиностроению, более точно, к упорному подшипнику скольжения, а также к комбинированному устройству из упорного подшипника скольжения и поршневого штока. Упорный подшипник скольжения содержит корпус из синтетической смолы, кольцевую крышку, кольцевую металлическую пластину и узел упорного подшипника скольжения. Корпус имеет полую цилиндрическую часть с цилиндрической внутренней краевой поверхностью, образующей сквозное отверстие, кольцевую гребенчатую часть, как одно целое отходящую в радиальном направлении наружу от цилиндрической наружной краевой поверхности полой цилиндрической части. Кольцевая крышка имеет дисковую часть с внутренней краевой поверхностью, образующей сквозное отверстие, концентрическое со сквозным отверстием в корпусе подшипника. Кольцевая металлическая пластина имеет обращенную в радиальном направлении наружу наружную дисковую часть, верхняя кольцевая поверхность которой соприкасается с нижней кольцевой поверхностью дисковой части кольцевой крышки. Узел упорного подшипника скольжения находится между корпусом подшипника и нижней кольцевой поверхностью наружной дисковой части кольцевой металлической пластины. Комбинированное устройство из упорного подшипника скольжения и поршневого штока содержит упорный подшипник скольжения и поршневой шток гидравлического амортизатора. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к сегментным накладкам упорных подшипников скольжения, охлаждаемых водой, у которых хотя бы одна из рабочих поверхностей выполнена из силицированного графита, применяемых преимущественно в электродвигателях, служащих приводом главных циркуляционных насосных агрегатов на АЭС. На контактной поверхности накладки выполнен по радиусу подшипника разделительный канал, обеспечивающий циркуляцию смазывающей и охлаждающей среды на всей контактной поверхности. Разделительный канал делит контактную поверхность со стороны заходной кромки до канала и поверхность после канала до выходной кромки в соотношении не менее 3 к 2. Технический результат: обеспечение более эффективного теплоотвода из зоны контакта при эксплуатации представленной конструкции накладки в составе упорного подшипника скольжения главного циркуляционного насосного агрегата на АЭС, уменьшение возможности повреждения антифрикционных элементов из силицированного графита от термических деформаций из-за неравномерности теплоотвода из зоны контакта; улучшение технологичности изготовления накладок статорных элементов упорного подшипника скольжения больших габаритов, обеспечение ремонтопригодности накладок упорного подшипника скольжения и уменьшение пожароопасности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в установках погружных электроцентробежных насосов для добычи нефти. Упорный подшипник содержит пяту, установленную на валу с возможностью вращения совместно с валом и восприятия осевой силы со стороны вала и без возможности вращения относительно него, подпятник, содержащий самоустанавливающиеся сегменты и выполненный с возможностью восприятия осевой силы со стороны пяты. Опорная поверхность пяты и опорная поверхность подпятника, состоящая из опорных поверхностей сегментов, содержат твердосплавное покрытие, в частности, из карбида вольфрама со связкой из кобальта или карбида вольфрама со связкой из никеля, при этом опорная поверхность пяты твердосплавным покрытием контактирует с твердосплавным покрытием опорной поверхности подпятника, образованной сегментами, образуя пару трения. Опорная поверхность пяты и опорная поверхность подпятника, образованная сегментами, содержат твердосплавное покрытие толщиной 0,1 мм - 1,0 мм и более каждая. Сегменты содержат гидродинамические уклоны. Технический результат: повышение надежности работы упорного подшипника, увеличение межремонтного периода и долговечности работы упорного подшипника путем создания конструкции упорного подшипника работоспособной при повышенных осевых нагрузках, частотах вращения вала и температуре окружающей рабочей среды. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в энергетике, судостроении, металлургии, для обеспечения долговечной, надежной работы оборудования (турбины, компрессоры, двигательные установки, центрифуги и т.д.). Упорный подшипник жидкостного трения включает кольцевую пяту (1) с гладкой рабочей закаленной поверхностью и кольцевой подпятник (2), расположенные в корпусе (4) машины. На рабочей поверхности (3) подпятника (2) расположены выпуклые валики из мелкоигольчатого мартенсита, боковые поверхности которых образуют совместно с пятой (1) клинья. Валики расположены на рабочей поверхности (3) подпятника (2) по радиусам и они отстоят друг от друга на расстоянии L=(1,5÷3)h на внутреннем диаметре подпятника D0 (h - ширина валика) и продолжаются до наружного диаметра Dmax, образуя первую систему, на диаметре D1=2D0 расположены начала валиков второй системы, продолжающиеся до наружного диаметра Dmax и находящиеся посередине между валиками первой системы, а на диаметре D2=4D0 расположены начала валиков третьей системы, продолжающиеся до наружного диаметра Dmax и находящиеся посередине между валиками первой и второй систем. Валики могут быть одной длины и расположены по радиусам в диапазоне диаметров подпятника от (0,5÷0,8) Dmax дo Dmax. Технический результат: создание упорного подшипника жидкостного трения, могущего работать в двух направлениях его вращения, при незначительном количестве пусков и остановок, не боящегося кратковременных перегрузок и не требующего высокоточного станочного оборудования и многочисленных операций при его изготовлении, не нуждающегося в доводке и простого в монтаже и эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения, более точно к подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства. Упорный подшипник (1) скольжения имеет верхний корпус (100) из синтетической смолы, нижний корпус (200) из синтетической смолы и узел (300) упорного подшипника из синтетической смолы, помещающийся между верхним и нижним корпусами (100) и (200). Узел (300) содержит внутренние углубленные участки (306) и наружные углубленные участки (307), выполненные на его верхней поверхности (304) в два ряда, включающих внутренний ряд и наружный ряд, при этом каждый из этих множеств внутренних углубленных участков (306) и наружных углубленных участков (307) заполнен смазочным маслом, и внутренние углубленные участки (306) и наружные углубленные участки (307) расположены с угловым сдвигом, равным 6°. Технический результат - создание упорного подшипника скольжения, способного обеспечить более низкий коэффициент трения за счет сочетания низкого коэффициента трения вследствие постоянного присутствия смазочного масла на поверхностях скольжения во время скольжения и снижения трения синтетических смол вследствие уменьшения площади контакта с сопряженным элементом, по меньшей мере, верхней поверхности или нижней поверхности, которые служат поверхностями скольжения узла упорного подшипника скольжения. 14 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно к упорному подшипнику скольжения, применимому в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства, а также к монтажной конструкции подвески стоечного типа с использованием упорного подшипника скольжения. Упорный подшипник скольжения содержит нижний корпус (2) из синтетической смолы, верхний корпус (3) из синтетической смолы, наложенный на нижний корпус (2), и вкладыш (4) из синтетической смолы, помещающийся между корпусами (2, 3). Нижний корпус (2) содержит кольцевую опорную часть (11), которая имеет цилиндрическую наружную поверхность (9). Верхний корпус (3) содержит кольцевую опорную часть (25), внутреннюю трубчатую подвешенную часть (29), свисающую от внутренней стороны кольцевой опорной части (25), наружную трубчатую подвешенную часть (32), свисающую от внешней стороны кольцевой опорной части (25). Верхний корпус (3) наложен на нижний корпус (2) таким образом, что цилиндрическая внутренняя поверхность (31) наружной трубчатой подвешенной части (32) находится в плавном контакте с цилиндрической внешней поверхностью (9) кольцевой опорной части (11) нижнего корпуса. Технический результат: создание упорного подшипника скольжения с возможностью решения проблемы пространства для монтажа. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения, более точно к упорному подшипнику скольжения, применимому в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства, а также к комбинированному устройству из упорного подшипника скольжения и поршневого штока. Упорный подшипник скольжения содержит корпус (16), изготовленный из синтетической смолы, кольцевую крышку (28), закрывающую корпус (16), с возможностью вращения относительно корпуса (16), кольцевую металлическую пластину (34), имеющую наружную дисковую часть (32), верхняя кольцевая поверхность которой соприкасается с нижней кольцевой поверхностью дисковой части (24) кольцевой крышки (28), и расположенную между кольцевой гребенчатой частью (6) корпуса (16) и дисковой частью (24), и обращенную в радиальном направлении внутрь внутреннюю дисковую часть (33), образующую одно целое с частью (32) и помещающуюся в отверстии, образованном внутренней периферической поверхностью дисковой части (24), и узел (36) упорного подшипника скольжения, который находится между корпусом (16) и нижней кольцевой поверхностью (35) части (32) и придает пластине (34) способность вращаться в направлении (R) вокруг оси (O) корпуса (16) относительно корпуса (16). По второму варианту выполнения упорный подшипник отличается наличием первой кольцевой канавки (84), выполненной на внутренней краевой стороне верхней кольцевой поверхности корпуса (16), и по меньшей мере одной второй кольцевой канавки (85, 86), окружающей канавку (84) и имеющей меньшую глубину, чем канавка (84), и содержит смазочное вещество, которым заполнены канавки (84, 85, 86). Технический результат: создание упорного подшипника скольжения и комбинированного устройства из упорного подшипника скольжения и поршневого штока с возможностью предотвращения деформации кольцевой металлической пластины, ослабления аномального шума при относительном вращении поршневого штока и уменьшения высоты за счет сокращения числа составных частей даже при воздействии большого усилия на кольцевую металлическую пластину. 2 н.п. ф-лы, 18 ил.
Наверх