Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства (варианты)

Изобретение относится к приводу вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания транспортных средств, например танков. Фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами. По второму варианту повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами. Вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии. Достигается обеспечение оптимального температурного режима двигателя внутреннего сгорания. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводу вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (двигатель) транспортных средств, например танков.

Известен привод вентилятора системы охлаждения двигателя танка (см. «Танк Т-72А». Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн.2, ч.1, стр.402-407. Москва. Военное издательство, 1988 г.), выбранный в качестве прототипа.

К недостаткам известного привода следует отнести то, что вентилятор системы охлаждения находится в постоянной кинематической связи с двигателем, в связи с чем невозможно обеспечить интенсивный прогрев при запуске и обеспечение оптимального температурного режима двигателя при пониженных температурах окружающей среды.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание привода вентилятора, лишенного указанных недостатков.

Техническим результатом является то, что в приводе вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающем фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, согласно изобретению фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

Поставленная задача решается также и тем, что в приводе вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, согласно изобретению повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображена кинематическая схема привода вентилятора, фрикцион которого выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства; на фиг.2 изображена кинематическая схема привода вентилятора, в котором повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства.

При конструктивном исполнении, когда кинематическая связь между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения прерывается посредством фрикциона вентилятора, привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства содержит повышающий редуктор 1, кинематически связанный с двигателем 2 внутреннего сгорания.

Повышающий редуктор 1 посредством карданного вала 3 связан с коническим редуктором 4.

Конический редуктор 4 карданным валом 5 связан с ведущим корпусом 6 фрикциона 7 вентилятора.

В ведущий корпус 6 установлен бустер 8, который через шпильки 9 связан с нажимным диском 10.

Между бустером 8 и нажимным диском 10 на шпильках 9 установлены пружины 11 сжатия.

Нажимной диск 10 под действием пружин 11 сжимает пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.

К фрикциону 7 вентилятора прикреплен вентилятор 14.

Золотниковая коробка 15 с электромагнитом 16 подключена к системе гидроуправления и смазки трансмиссии.

При конструктивном исполнении, когда кинематическая связь между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения прерывается посредством входного редуктора, привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства содержит двигатель 2 внутреннего сгорания, кинематически связанный с входным редуктором 17.

Во входной редуктор 17 установлен блок 18 шестерен, который посредством ведомой шестерни 19 связан с корпусом 20 фрикциона 7 вентилятора.

В корпус 20 установлен бустер 8, который связан с нажимным диском 10.

Между бустером 8 и нажимным диском 10 установлены пружины 11 сжатия.

Нажимной диск 10 под действием пружин 11 сжимает пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.

Ведомые диски 13 установлены на выходном валу 21.

Выходной вал 21 карданным валом 3 связан с коническим редуктором 4, который карданным валом 5 соединен с вентилятором 14.

Золотниковая коробка 15 с электромагнитом 16 подключена к системе гидроуправления и смазки трансмиссии.

Работа привода вентилятора системы охлаждения транспортного средства при прерывании кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения посредством фрикциона вентилятора осуществляется следующим образом.

Мощность от двигателя 2 (Фиг.1) внутреннего сгорания передается на вентилятор 14 через входной редуктор 1, карданный вал 3, конический редуктор 4, карданный вал 5, ведущий корпус 6, пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков.

Фрикцион 7 вентилятора закреплен на корпусе транспортного средства. К фрикциону 7 вентилятора прикреплен вентилятор 14. Вращение на вентилятор 14 передается через ведущий корпус 6, на зубьях которого установлены ведущие фрикционные диски 12. Момент трения между ведущими 12 и ведомыми 13 дисками создается пружинами 11, надетыми на шпильки 9 нажимного диска 10.

Отключение вентилятора 14 от двигателя 2 осуществляется подачей масла из системы гидроуправления и смазки трансмиссии в полость А под бустером 8 посредством включения электромагнита 16 золотниковой коробки 15. Масло, преодолевая силу пружин 11, оттягивает нажимной диск 10, освобождая пакет ведущих 12 и ведомых 13 фрикционных дисков. Ведущий корпус 6 и вентилятор 14 разъединяются, мощность от двигателя 2 к вентилятору 14 не передается. При отключении электромагнита 16 золотниковой коробки 15 нажимной диск 10 под действием пружин 11 возвращается в исходное положение, сжимая пакет фрикционных дисков 12 и 13, и, перемещая за собой бустер 8, бустер выдавливает из полости А через отверстия в ведущем корпусе 6 масло во внутреннюю полость Б фрикциона 7 вентилятора. Этим маслом смазываются фрикционные диски 12 и 13 и подшипники качения. Излишки масла сливаются по трубопроводу в систему гидроуправления и смазки трансмиссии.

Работа привода вентилятора системы охлаждения транспортного средства при прерывании кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения посредством входного редуктора осуществляется следующим образом.

Мощность от двигателя 2 (Фиг.2) внутреннего сгорания передается на вентилятор 14 через входной редуктор 17, в корпусе которого расположен фрикцион 7 вентилятора, карданный вал 3, конический редуктор 4, карданный вал 5.

Фрикцион 7 вентилятора расположен на выходном валу 21 входного редуктора 17. Вращение от двигателя 2 передается через блок 18 шестерен на ведомую шестерню 19, жестко связанную с корпусом 20, на зубьях которого установлены фрикционные ведущие диски 12. За счет момента трения между ведущими 12 и ведомыми 13 дисками, создаваемого пружинами 11, воздействующими на нажимной диск 10, вращение передается на выходной вал 21, на зубьях которого установлены фрикционные ведомые диски 13, жестко связанный с карданным валом 3, и далее через конический редуктор 4 и карданный вал 5 на вентилятор 14.

Отключение вентилятора 14 от двигателя 2 осуществляется подачей масла из системы гидроуправления и смазки трансмиссии в полость В под бустером 8 посредством включения электромагнита 16 золотниковой коробки 15. Бустер 8, преодолевая усилие пружин 11, оттягивает нажимной диск 10, жестко связанный с бустером 8, освобождая пакет ведущих 12 и ведомых 13 дисков. Корпус 20 и выходной вал 21 разъединяются, мощность от двигателя 2 к вентилятору 14 не передается. При отключении электромагнита 16 золотниковой коробки 15 нажимной диск 10 под действием пружин 11 возвращается в исходное положение, сжимая пакет фрикционных дисков и перемещая за собой бустер 8. Бустер выдавливает из полости В через отверстия в корпусе 20 масло во внутреннюю полость Г картера входного редуктора 17. Смазка фрикциона 7 вентилятора осуществляется за счет утечек из бустера и разбрызгиванием во входном редукторе. Излишки масла откачиваются насосом из картера по трубопроводу в систему гидроуправления и смазки трансмиссии.

1. Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, отличающийся тем, что фрикцион вентилятора выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе фрикциона вентилятора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.

2. Привод вентилятора системы охлаждения транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, вентилятор системы охлаждения, систему гидроуправления и смазки трансмиссии, включающий фрикцион вентилятора, повышающий редуктор, отличающийся тем, что повышающий редуктор выполнен с возможностью прерывания кинематической связи между двигателем внутреннего сгорания и вентилятором системы охлаждения транспортного средства посредством управляемого золотниковой коробкой бустера, размещенного в корпусе повышающего редуктора, выполненного с двумя дополнительными каналами, при этом вход золотниковой коробки соединен с магистралью гидроуправления системы гидроуправления и смазки трансмиссии, выход через первый дополнительный канал связан с входом бустера, выход которого через второй дополнительный канал соединен со сливной магистралью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.



 

Похожие патенты:

Устройство относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя. .

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В.

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения. .

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя. .

Изобретение относится к транспортному средству с приводной системой для системы охлаждения двигателя. Приводная система для вентилятора 5 системы охлаждения двигателя в транспортном средстве, причем транспортное средство содержит радиатор 2 для обратного охлаждения охлаждающей среды для охлаждения двигателя 3 внутреннего сгорания, и причем приводимый в действие посредством приводного вала 4 двигателя 3 внутреннего сгорания вентилятор 5 для охлаждения охлаждающей среды двигателя установлен между радиатором 2 и двигателем 3 внутреннего сгорания. Приводная система 1 содержит гидравлическую муфту 6 и амортизатор 7 с упругим элементом, амортизирующий и/или развязывающий колебания между выходом А двигателя 3 внутреннего сгорания, находящимся со стороны приводного вала, и вентилятором 5. Гидравлическая муфта 6 и амортизатор 7 установлены между двигателем 3 внутреннего сгорания и вентилятором 5, причем амортизатор 7 установлен между вентилятором 5 и гидравлической муфтой 6 и амортизирует и/или развязывает колебания, действующие между вентилятором (5) и гидравлической муфтой (6).Изобретение обеспечивает компактность приводной системы и уменьшение индуцируемого двигателем излучаемого шума вентиляторов. 9 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх