Убирающаяся опора шасси летательного аппарата (варианты)

Группа изобретений относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов (ЛА) и касается конструктивных особенностей убирающихся опор шасси. Убирающаяся опора содержит рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой ЛА, и газогидравлический амортизатор. Газогидравлический амортизатор выполнен с возможностью заполнения полости рабочими средами через общий зарядный штуцер без их разделения и размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра. Гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в указанной полости, взаимодействующим со штоком амортизатора, и дополнительной неподвижной буксой. Достигается сокращение габаритов убирающейся опоры за счет объединения амортизатора и гидроцилиндра-подъемника в единый агрегат. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Группа изобретений относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, в частности к конструктивным особенностям убирающихся опор шасси.

Из уровня техники известна убирающаяся опора шасси летательного аппарата (далее ЛА), содержащая рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, гидроцилиндр уборки-выпуска с цанговыми замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой летательного аппарата посредством гидрозамков, и выносной газогидравлический амортизатор. В корпусе амортизатора подвижно установлен один конец штока. Другой конец штока с поршнем установлен в корпусе гидроцилиндра. Полость штока заполнена газом и выполняет функцию газовой камеры амортизатора. Гидроцилиндр снабжен плунжером, один конец которого жестко закреплен в корпусе, а другой, свободный конец посредством уплотнений установлен в полости штока с возможностью перемещения и изменения объема газовой камеры амортизатора (патент РФ №2183179, МПК В64С 25/10, В64С 25/58, опубл. 10.06.2002).

Данное техническое решение и принято в качестве прототипа для заявляемой группы изобретений.

В известной конструкции для уборки-выпуска шасси используется двухсторонний гидроцилиндр, включающий корпус, шток с поршнем, образующим две гидравлические камеры, связанные с гидросистемой ЛА через гидрозамки и плунжер. Кроме того, шток гидроцилиндра является штоком амортизатора, поэтому на него действуют значительные нагрузки при работе амортизатора, что вызывает необходимость установки в гидроцилиндре цанговых замков, предотвращающих перемещение штока относительно корпуса гидроцилиндра во время посадки и пробега по ВПП летательного аппарата. Это ведет к увеличению веса, так как требует обеспечения опирания штока и в корпусе амортизатора, и в корпусе подъемника, и габаритов опоры шасси.

В основу настоящей группы изобретений поставлена задача - создание комбинированного агрегата, обеспечивающего размещение убирающейся опоры шасси ЛА в минимальном габарите.

Технический результат, достигаемый при осуществлении настоящей группы изобретений, заключается в сокращении габаритов убирающейся опоры шасси ЛА за счет объединения амортизатора и гидроцилиндра-подъемника в единый агрегат, в котором ход штока используется и на амортизацию, и на уборку-выпуск.

Задача, положенная в основу настоящего изобретения, решается тем, что в убирающейся опоре шасси летательного аппарата по первому варианту выполнения, содержащей рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой летательного аппарата, и газогидравлический амортизатор, последний выполнен с возможностью заполнения полости рабочими средами через общий зарядный штуцер без их разделения и размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра, при этом гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в указанной полости, взаимодействующим со штоком амортизатора, и дополнительной неподвижной буксой.

Задача, положенная в основу настоящего изобретения, решается также и тем, что в убирающейся опоре шасси летательного аппарата по второму варианту выполнения, содержащей рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой летательного аппарата, и газогидравлический амортизатор, последний размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра, при этом гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в полости, и дополнительной неподвижной буксой.

Дополнительные существенные отличия настоящей группы изобретений по двум вариантам выполнения состоят в том, что корпус гидроцилиндра шарнирно соединен с рычагом, а шток амортизатора - с фюзеляжем.

Кроме того, дополнительные существенные отличия изобретения по первому варианту выполнения состоят в том, шток амортизатора выполнен с возможностью перемещения относительно корпуса амортизатора при обжатии последнего, при этом в нем выполнена полость, заполненная газом и жидкостью и сообщающаяся дросселирующими отверстиями с жидкостной полостью внутри корпуса амортизатора, и отверстие под зарядный штуцер для заливки жидкости в полость штока амортизатора, причем в штоке амортизатора выполнены отверстия для перетекания жидкости в жидкостную полость амортизатора при его заливке, минуя дросселирующие отверстия, а на штоке установлен подпружиненный клапан.

Кроме того, дополнительные существенные отличия изобретения по второму варианту выполнения состоят в том, шток амортизатора выполнен с возможностью перемещения относительно корпуса амортизатора при обжатии последнего, при этом в нем выполнена полость, заполненная газом и жидкостью, с разделительным поршнем и диафрагмой с калиброванным отверстием, которая разделяет жидкостную полость амортизатора.

Выполнение газогидравлического амортизатора по первому варианту с возможностью заполнения полости рабочими средами через общий зарядный штуцер без их разделения и его размещение в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра позволяет сократить продольные габариты амортизатора и гидроцилиндра-подъемника за счет параллельного включения в размерную цепь расстояния между опорами гидроцилиндра-подъемника, в то время как в известной конструкции указанное расстояние включено в размерную цепь последовательно.

Размещение газогидравлического амортизатора по второму варианту в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра также позволяет сократить продольные габариты амортизатора и гидроцилиндра-подъемника за счет параллельного включения в размерную цепь расстояния между опорами гидроцилиндра-подъемника.

Снабжение гидроцилиндра газовой камерой высокого давления (разгрузочной камерой) в двух вариантах выполнения позволяет данной конструкции выполнять двойную функцию - непосредственно камера разгрузки, для снижения усилия страгивания штока, и камера торможения гидроцилиндра в конце хода выпуска.

Перечисленные признаки являются существенными и взаимосвязанными между собой с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения указанного технического результата.

Проведенный сопоставительный анализ предложенного технического решения с выявленными аналогами уровня техники, из которого изобретение явным образом не следует для специалиста в области посадочных устройств летательных аппаратов, показал, что оно неизвестно, а с учетом возможности промышленного серийного изготовления убирающейся опоры шасси ЛА можно сделать вывод о ее соответствии критериям патентоспособности.

Настоящее изобретение поясняется конкретным примером выполнения предлагаемой убирающейся опоры шасси ЛА, который наглядно демонстрирует возможность получения указанного технического результата. Допускаются различные модификации и улучшения, не выходящие за пределы области действия изобретения, определенные прилагаемой формулой.

Представленные варианты исполнения группы изобретений описываются далее на основе представленных чертежей, где

на фиг.1 представлена схема убирающейся опоры шасси ЛА, вариант 1;

на фиг.2 показана убирающаяся опора шасси ЛА с необжатым амортизатором-подъемником в выпущенном положении, вариант 1;

на фиг.3 - то же, с амортизатором-подъемником в выпущенном положении, обжатым на ход разгрузки, вариант 1;

на фиг.4 - то же, с амортизатором-подъемником в выпущенном положении, обжатым на полный ход, вариант 1;

на фиг.5 - то же, с необжатым амортизатором-подъемником при снятии с замка выпущенного положения, вариант 1;

на фиг.6 - то же, с необжатым амортизатором-подъемником, снятым с замков, в промежуточном положении, вариант 1;

на фиг.7 - то же, с необжатым амортизатором-подъемником в убранном положении, вариант 1;

на фиг.8 представлена схема убирающейся опоры шасси ЛА, вариант 2;

на фиг.9 показана убирающаяся опора шасси ЛА с необжатым амортизатором-подъемником в выпущенном положении, вариант 2;

на фиг.10 представлено сравнение компоновочных схем прототипа и заявленного изобретения.

В графических материалах соответствующие конструктивные элементы убирающейся опоры шасси ЛА обозначены следующими позициями:

1 - рычаг;

2 - колесо;

3 - амортизатор-подъемник;

4 - шток;

5 - крышка корпуса;

6 - цилиндр амортизатора;

7 - букса подвижная;

8 - букса;

9 - букса;

10 - корпус гидроцилиндра-подъемника;

11 - букса неподвижная;

12 - полость выпуска;

13 - полость уборки;

14 - штуцер;

15 - штуцер;

16 - стакан;

17 - калиброванные отверстия;

18 - полость жидкостно-газовая;

19 - полость жидкостная;

20 - отверстия;

21 - втулка распорная;

22 - подпружиненный клапан;

23 - отверстия;

24 - штуцер зарядный;

25 - штуцер зарядный;

26 - разгрузочная камера (азотная камера высокого давления);

27 - поршень разгрузочной камеры;

28 - цанга замка выпущенного положения;

29 - упор замка выпущенного положения;

30 - фиксатор замка выпущенного положения;

31 - пружина замка выпущенного положения;

32 - толкатель замка выпущенного положения;

33 - цанга замка убранного положения;

34 - упор замка убранного положения;

35 - фиксатор замка убранного положения;

36 - пружина замка убранного положения;

37 - толкатель замка убранного положения;

38 - амортизатор-подъемник, вариант 2;

39 - шток, вариант 2;

40 - крышка корпуса, вариант 2;

41 - цилиндр амортизатора вариант 2;

42 - поршень разделительный;

43 - диафрагма с калиброванными отверстиями;

44 - азотная камера низкого давления;

45 - камера жидкостная;

46 - полость жидкостная;

47 - игла;

48 - штуцер зарядный;

49 - корпус разгрузочной камеры.

Убирающаяся опора шасси ЛА, по первому варианту выполнения, состоит из шарнирно подвешенного на корпусе ЛА рычага 1 (см. фиг.1) с закрепленным на нем колесом 2, и амортизатора-подъемника 3, проушиной на штоке 4 шарнирно закрепленного на корпусе ЛА, а проушиной на крышке корпуса 5 также шарнирно связанного с рычагом 1.

Шток 4 (см. фиг.2) установлен в цилиндре 6 амортизатора-подъемника при помощи подвижной буксы 7 и буксы 8, расположенной на штоке 4. Цилиндр 6 амортизатора-подъемника опирается посредством буксы 9, жестко с ним связанной, на внутреннюю поверхность корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника, а шток 4 на неподвижную буксу 11, установленную в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника. При этом цилиндр 6 амортизатора-подъемника вместе со штоком 4 имеет возможность перемещаться внутри корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника по указанным опорам при уборке и выпуске опоры шасси, а букса 9 является поршнем гидроцилиндра. Полость выпуска 12 и полость уборки 13 гидроцилиндра-подъемника соединены с гидросистемой ЛА (не показана) посредством штуцеров 14 и 15 соответственно. Внутри штока 4 устанавливается стакан 16 с калиброванными отверстиями 17, отделяющий полость 18, заполненную азотом и жидкостью, от жидкостной полости 19, расположенной внутри цилиндра 6 амортизатора-подъемника. Полость 18 также сообщается с жидкостной полостью 19 через отверстия 20 в штоке 4, отверстия в распорной втулке 21, подпружиненном клапане 22 и отверстия 23 в стакане 16. При этом отверстия в распорной втулке 21 могут быть перекрыты подпружиненным клапаном 22. В верхней части полость 18 соединена с зарядным штуцером 24. Зарядный штуцер 25 соединен с азотной камерой высокого давления 26 (разгрузочной камерой). Поршень 27 разгрузочной камеры 26 через подвижную буксу 7 имеет упор в шток 4. В торцах корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника расположены цанговые замки выпущенного и убранного положения. Замок выпущенного положения состоит из цанги 28, упора 29, жестко связанного с цилиндром 6 амортизатора-подъемника, фиксатора 30, пружины 31 и толкателя 32. Замок убранного положения состоит из цанги 33, упора 34, жестко связанного с цилиндром 6 амортизатора-подъемника, фиксатора 35, пружины 36 и толкателя 37.

В убирающейся опоре шасси ЛА, по второму варианту выполнения (фиг.8), рычаг 1 с закрепленным на нем колесом 2 аналогично конструкции на фиг.1 шарнирно подвешен на корпусе ЛА. При этом амортизатор-подъемник 38 перевернут. Проушиной на штоке 39 он шарнирно связан с рычагом 1, а проушиной на крышке корпуса 40 шарнирно закреплен на корпусе ЛА. Амортизатор-подъемник 38 состоит из штока 39 (см. фиг.9), установленного в цилиндре 41 амортизатора-подъемника при помощи подвижной буксы 7 и буксы 8, расположенной на штоке 39. Цилиндр 41 амортизатора-подъемника 38 опирается посредством буксы 9, жестко с ним связанной, на внутреннюю поверхность корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника, а шток 39 на неподвижную буксу 11, установленную в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника. При этом цилиндр 41 амортизатора-подъемника 38 вместе со штоком 39 имеет возможность перемещаться внутри корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника по указанным опорам при уборке и выпуске опоры шасси, а букса 9 является поршнем гидроцилиндра-подъемника. Полость выпуска 12 и полость уборки 13 гидроцилиндра-подъемника соединены с гидросистемой ЛА (не показана) посредством штуцеров 14 и 15 соответственно. Внутри штока 39 имеется подвижный разделительный поршень 42 и диафрагма с калиброванным отверстием 43. Разделительный поршень 42 отделяет азотную камеру низкого давления 44 от жидкостной камеры 45, расположенной в штоке 39. Диафрагма с калиброванным отверстием 43 отделяет жидкостную камеру 45 от полости 46, соединенной посредством иглы 47 с зарядным штуцером 24. Зарядный штуцер 48 служит для зарядки азотной камеры низкого давления 44, а зарядный штуцер 25 соединен с азотной камерой высокого давления 26 (разгрузочной камерой). Поршень разгрузочной камеры 27 перемещается в корпусе 49 разгрузочной камеры посредствам подвижной буксы 7 и имеет упор в шток 4. В торцах корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника расположены цанговые замки выпущенного и убранного положения. Замок выпущенного положения состоит из цанги 28, упора 29, жестко связанного с цилиндром 38 амортизатора-подъемника, фиксатора 30, пружины 31 и толкателя 32. Замок убранного положения состоит из цанги 33, упора 34, жестко связанного с цилиндром 38 амортизатора-подъемника, фиксатора 35, пружины 36 и толкателя 37.

Убирающаяся опора шасси летательного аппарата работает следующим образом.

Заливка амортизатора-подъемника, изображенного на фиг.2, гидравлической жидкостью происходит следующим образом. Через отверстие для зарядного штуцера 24 заливается жидкость в полость 18. Так как калиброванные отверстия 17 в стакане 16 достаточно малы, а давление столба жидкости в камере 18 сравнительно мало, заполнение полости 19 через них практически не происходит. Жидкость поступает в полость 19 через отверстия 20 в штоке 4, отверстия в распорной втулке 21 и клапане 22, который открыт под действием пружины, и отверстия 23 в стакане 16.

Амортизатор-подъемник 3 по варианту 1 (см. фиг.1), так же как и амортизатор-подъемник 38 по варианту 2 (см. фиг.8), является комбинированным агрегатом и может работать в двух режимах. В режиме амортизатора обеспечивается поглощение работы при посадке, пробеге и разбеге ЛА, а в режиме подъемника уборка и выпуск опоры и ее удержание в выпущенном и убранном положениях при помощи соответствующих замков.

Амортизатор-подъемник 3 (см. фиг.1) работает следующим образом.

В режиме амортизатора цилиндр 6 амортизатора-подъемника (см. фиг 2) неподвижен относительно корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника, от перемещения его удерживает замок выпущенного положения. При восприятии ударов амортизатором происходит его обжатие, то есть перемещение штока 4 относительно цилиндра 6 амортизатора-подъемника. Объем полости 19 при этом уменьшается, что приводит к перетеканию жидкости с торможением из полости 19 в полость над буксой 8 через отверстия в последней, а также в полость 18 через калиброванные отверстия 17, и сжатию газа в полости 18. Через отверстия 20 в штоке 4 жидкость в полость 18 не перетекает, так как подпружиненный клапан 22 их перекрывает. Энергия удара при этом аккумулируется в сжатом газе и частично рассеивается при перетекании через отверстия. При обжатии амортизатора-подъемника на ход, не превышающий ход поршня разгрузочной камеры 27 (см. фиг.3), указанный поршень под действием сжатого газа в азотной камере высокого давления 26 упирается через подвижную буксу 7 в шток 4, перемещаясь вместе с ним. Усилие на штоке 4 от поршня 27 разгрузочной камеры противоположно по направлению усилию, действующему на шток 4 со стороны среды жидкостной полости 19 и полости 18, но меньше его по величине, то есть оно снижает осевое усилие на штоке 4 амортизатора-подъемника. Таким образом, наличие азотной камеры высокого давления 26 (разгрузочной камеры) с поршнем 27 разгрузочной камеры позволяет значительно снизить усилие страгивания штока 4 амортизатора-подъемника. При обжатии амортизатора-подъемника на ход, превышающий ход поршня 27 разгрузочной камеры (см. фиг.4), внутри цилиндра 6 амортизатора-подъемника перемещается только шток 4. Ход буксы 7 и поршня 27 разгрузочной камеры ограничен упором в цилиндре 6 амортизатора, то есть снижения усилия на штоке 4 от азотной камеры высокого давления 26 не происходит. При работе в режиме подъемника шток 4 (см. фиг.5) неподвижен относительно цилиндра 6 амортизатора-подъемника и находится в выпущенном положении на упоре. От перемещения внутри цилиндра 6 амортизатора-подъемника его удерживает давление в полостях 18 и 19 амортизатора-подъемника. При уборке или выпуске опоры цилиндр 6 амортизатора-подъемника перемещается в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника до постановки на замок убранного либо выпущенного положения.

Процесс уборки опоры можно разделить на три этапа: снятие с замка выпущенного положения, перемещение амортизатора-подъемника в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника и постановка на замок убранного положения. Он происходит следующим образом.

Жидкость от гидросистемы ЛА подается в полость уборки 13, а полость выпуска 12 сообщается со сливом. При этом перемещается толкатель 32 вместе с фиксатором 30, сжимая пружину 31 и освобождая цангу 28. Давление гидросистемы в полости уборки 13 также действует на буксу 9, связанную с цилиндром 6 амортизатора-подъемника, и при этом перемещает его. При перемещении цилиндра 6 амортизатора-подъемника упор 29 разжимает освобожденную цангу 28, снимаясь с замка выпущенного положения (см. фиг.6). Также в начале хода уборки на амортизатор-подъемник действует усилие со стороны поршня 27 разгрузочной камеры. Перемещение амортизатора-подъемника происходит до постановки на замок убранного положения. В конце хода на уборку упор 34 (см. фиг.7) цилиндра 6 амортизатора-подъемника разжимает лепестки цанги 33 убранного положения и входит с ними в зацепление, после чего происходит закрытие замка за счет усилия пружины 36, прижимающей фиксатор 35, который удерживает лепестки цанги 33 от открытия.

Выпуск опоры происходит аналогично уборке в три этапа: снятие с замка убранного положения, перемещение амортизатора-подъемника в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника и постановка на замок выпущенного положения. При этом жидкость соответственно подается в полость выпуска 12, а полость уборки 13 сообщается со сливом. В конце хода выпуска на амортизатор-подъемник действует усилие со стороны поршня 27 разгрузочной камеры (см. фиг.6). В этом случае разгрузочная камера 26 работает как камера торможения гидроцилиндра.

Амортизатор-подъемник по второму варианту выполнения работает следующим образом.

В режиме амортизатора-подъемника цилиндр 41 (см. фиг.9) неподвижен относительно корпуса 10 гидроцилиндра-подъемника, от перемещения его удерживает замок выпущенного положения. При восприятии ударов амортизатором-подъемником происходит его обжатие, то есть перемещение штока 39 относительно 41 цилиндра амортизатора-подъемника. Объем полости 46 при этом уменьшается, что приводит к перетеканию жидкости с торможением из полости 46 в полость под буксой 8 через отверстия в последней, а также через калиброванное отверстие диафрагмы 43 в жидкостную камеру 45. Это в свою очередь приводит к перемещению разделительного поршня 42 и сжатию газа в полости азотной камеры низкого давления 44. Энергия удара при этом аккумулируется в сжатом газе и частично рассеивается при перетекании через отверстия.

При обжатии амортизатора-подъемника на ход, не превышающий ход поршня 27 разгрузочной камеры 26, указанный поршень под действием сжатого газа в азотной камере высокого давления (разгрузочной камере 26) упирается через подвижную буксу 7 в шток 39, перемещаясь вместе с ним. Усилие на штоке 39 от поршня 27 разгрузочной камеры 26 противоположно по направлению усилию, действующему на шток 39 со стороны среды полостей амортизатора-подъемника, но меньше его по величине, то есть оно снижает осевое усилие на штоке 39 амортизатора-подъемника. Таким образом, наличие азотной камеры высокого давления (разгрузочной камеры 26) с поршнем 27 позволяет значительно снизить усилие страгивания штока 39 амортизатора-подъемника.

При обжатии амортизатора-подъемника на ход, превышающий ход поршня 27 разгрузочной камеры 26, внутри цилиндра 41 амортизатора-подъемника перемещается только шток 39. Ход буксы 7 и поршня 27 разгрузочной камеры 26 ограничен упором в цилиндре 41 амортизатора-подъемника, то есть снижения усилия на штоке 39 от азотной камеры высокого давления 26 не происходит.

При работе в режиме подъемника шток 39 неподвижен относительно цилиндра 41 амортизатора-подъемника и находится в выпущенном положении на упоре. От перемещения внутри цилиндра 41 амортизатора-подъемника его удерживает давление в полостях амортизатора. При уборке или выпуске опоры цилиндр 41 амортизатора-подъемника перемещается в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника до постановки на замок убранного либо выпущенного положения.

Процесс уборки опоры можно разделить на три этапа: снятие с замка выпущенного положения, перемещение амортизатора-подъемника в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника и постановка на замок убранного положения. Он происходит следующим образом.

Жидкость от гидросистемы ЛА подается в полость уборки 13, а полость выпуска 12 сообщается со сливом. При этом перемещается толкатель 32 вместе с фиксатором 30, сжимая пружину 31 и освобождая цангу 28. Давление гидросистемы в полости уборки 13 также действует на буксу 9, связанную с цилиндром 41 амортизатора-подъемника, и при этом перемещает его. При перемещении цилиндра 41 упор 29 разжимает освобожденную цангу 28, снимаясь с замка выпущенного положения. Также в начале хода уборки на амортизатор-подъемник действует усилие со стороны поршня 27 разгрузочной камеры 26. Перемещение амортизатора-подъемника происходит до постановки на замок убранного положения. В конце хода на уборку упор 34 цилиндра амортизатора 6 разжимает лепестки цанги 33 убранного положения и входит с ними в зацепление, после чего происходит закрытие замка за счет усилия пружины 36, прижимающей фиксатор 35, который удерживает лепестки цанги 33 от открытия.

Выпуск опоры происходит аналогично уборке в три этапа: снятие с замка убранного положения, перемещение амортизатора-подъемника в корпусе 10 гидроцилиндра-подъемника и постановка на замок выпущенного положения. При этом жидкость соответственно подается в полость выпуска 12, а полость уборки 13 сообщается со сливом. В конце хода выпуска на амортизатор-подъемник действует усилие со стороны поршня 27 разгрузочной камеры 26. В этом случае разгрузочная камера 26 работает как камера торможения гидроцилиндра.

Основной отличительной особенностью предлагаемого изобретения является компоновка объединенного агрегата, амортизатора-подъемника. В прототипе данный агрегат скомпонован последовательно, а в обоих вариантах предлагаемого изобретения амортизатор-подъемник расположен внутри гидроцилиндра, перемещается внутри него при уборке и выпуске и, можно сказать, является штоком гидроцилиндра.

Если рассмотреть схематично из чего главным образом складываются продольные габариты обоих агрегатов (см. фиг.10), то можно заметить, что:

Lпрот=Sуб+b1+Sуб+b2+S

Lизобр=Sуб+b2+Sам+Sуб

где

Lпрот - продольный габарит прототипа;

Sуб - ход уборки гидроцилиндра-подъемника;

b1 - расстояние между буксами гидроцилиндра-подъемника;

b2 - расстояние между буксами амортизатора-подъемника;

Lизобр - продольный габарит предлагаемой конструкции.

То есть сокращение продольного габарита происходит за счет параллельного включения в размерную цепь расстояния между буксами гидроцилиндра-подъемника.

Образец предлагаемой убирающейся опоры шасси ЛА был разработан на основе детальных экспериментальных исследований параметров конструкции и процесса ее работы.

Изготовление предлагаемой убирающейся опоры шасси ЛА не требует разработки нового оборудования и переоснащения существующих производств, а используемые средства широко применяются в авиационной промышленности, что подтверждает возможность практической реализации и достижения технического результата.

1. Убирающаяся опора шасси летательного аппарата, содержащая рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой летательного аппарата, и газогидравлический амортизатор, отличающаяся тем, что последний выполнен с возможностью заполнения полости рабочими средами через общий зарядный штуцер без их разделения и размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра, при этом гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в указанной полости, взаимодействующим со штоком амортизатора, и дополнительной неподвижной буксой.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что шток амортизатора выполнен с возможностью перемещения относительно корпуса амортизатора при обжатии последнего, при этом в нем выполнена полость, заполненная газом и жидкостью и сообщающаяся дросселирующими отверстиями с жидкостной полостью внутри корпуса амортизатора, и отверстие под зарядный штуцер для заливки жидкости в полость штока амортизатора, причем в штоке амортизатора выполнены отверстия для перетекания жидкости в жидкостную полость амортизатора при его заливке, минуя дросселирующие отверстия, а на штоке установлен подпружиненный клапан.

3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что корпус гидроцилиндра шарнирно соединен с рычагом, а шток амортизатора - с фюзеляжем.

4. Убирающаяся опора шасси летательного аппарата, содержащая рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой летательного аппарата, и газогидравлический амортизатор, отличающаяся тем, что последний размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра, при этом гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в полости, и дополнительной неподвижной буксой.

5. Опора по п.4, отличающаяся тем, что шток амортизатора выполнен с возможностью перемещения относительно корпуса амортизатора при обжатии последнего, при этом в нем выполнена полость, заполненная газом и жидкостью, с разделительным поршнем и диафрагмой с калиброванным отверстием, которая разделяет жидкостную полость амортизатора.

6. Опора по п.4, отличающаяся тем, что шток амортизатора шарнирно соединен с рычагом, а корпус гидроцилиндра - с фюзеляжем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Демпфер содержит полый корпус (10), поршень (20) с поршневой головкой, которая образует две активные гидравлические камеры, шток и отклоняющие средства.

Изобретение относится к подшипнику в сборе, который служит в качестве опоры для трубчатого элемента, в частности к нижнему подшипнику скользящей трубы амортизационной стойки шасси воздушного судна.

Изобретение относится к пневмогидравлическим амортизаторам шасси транспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидромеханическим демпферам. .

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к посадочным устройствам. .

Изобретение относится к машиностроению и авиационной технике и, в частности, может быть использовано в конструкциях шасси летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации и касается создания посадочных устройств летательных аппаратов. .

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к машиностроению, к области амортизационной защиты машин и других объектов, допускающих ограниченный уровень механических нагрузок. .

Изобретение относится к устройству для привода и блокировки шасси со складывающимся подкосом. Шасси летательного аппарата (ЛА) содержит стойку, шарнирно установленную на ЛА с возможностью поворота вокруг оси уборки.

Изобретение относится к убирающимся стойкам шасси самолетов, в частности к трехколесным шасси. Переднее шасси содержит нишу, колесо, стойку и механизм выпуска.

Изобретение относится к устройству уменьшения длины шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к взлетно-посадочным шасси летательного аппарата и касается разблокировки средства стабилизации складывающегося подкоса шасси. .

Изобретение относится к авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата со средством уменьшения шума и летательному аппарату, снабженному таким шасси. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается вбирающегося шасси самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к опоре шасси самолета. .

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству шасси самолета. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным убираемым устройствам самолета для уборки-выпуска опор шасси. Устройство привода уборки-выпуска шасси содержит стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на оси стойки, расположенной в главном кронштейне, закрепленном в нише шасси, и рычаг стойки, жестко закрепленный на верхнем конце стойки, электромеханический линейный привод (ЭМЛП) поворота стойки относительно оси. Корпус ЭМЛП и соединение корпуса с кронштейном привода, закрепленным в нише шасси, образует вращательную пару. В корпусе ЭМЛП расположен электродвигатель, винтовой механизм, преобразующий вращательное движение вала электродвигателя в поступательное движение выдвижного звена, взаимодействующего с рычагом стойки. При этом выдвижное звено образует с рычагом стойки контактную пару с размыкаемой областью контакта. ЭМЛП имеет механизм направления выдвижного звена на рычаг стойки, обеспечивающий сохранение контакта выдвижного звена и рычага при повороте корпуса ЭМЛП в процессе работы шасси. Механизм направления образует с рычагом стойки одноподвижную вращательную кинематическую пару (ОВКП). В процессе работы устройства выдвижное звено отводится от рычага в диагностическое положение. Перед включением электродвигателя диагностируют работоспособность ЭМЛП. При этом включают электродвигатель, затем меняют направление движения выдвижного звена в пределах заданного диагностического диапазона его перемещения и при подтверждении работоспособности ЭМЛП доводят выдвижное звено до контакта с рычагом, после чего выключают электродвигатель. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности работы устройства. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх