Защитная смазка для стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственной техники

Настоящее изобретение относится к защитной смазке для стыковых и сварных соединений металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках, которая содержит отработанное моторное масло, при этом дополнительно содержит фосфатидный концентрат и порошок цинка, при следующем соотношении компонентов, мас.%: отработанное масло - 88; фосфатидный концентрат - 10; порошок цинка - 2. Техническим результатом настоящего изобретения является создание защитной смазки, позволяющей повысить коррозионную стойкость стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках. 2 табл.

 

Изобретение относится к смазкам, используемым для защиты от коррозии стыковых и сварных соединений металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

В силу специфических особенностей эксплуатации с/х техники, которая используется кратковременно и большую часть времени находится на хранении, стыковые и сварные соединения подвергаются электрохимической коррозии.

Частным случаем электрохимической коррозии является щелевая коррозия. Щелевая коррозия появляется в зазорах сочленений, деталей машин, работающих в агрессивных средах и в атмосферных условиях. Зазоры обычно колеблются от долей до нескольких миллиметров. Они могут быть обусловлены конструкцией машины и возникать в процессе эксплуатации (ослабление резьбовых соединений, разрушение сварных швов).

Для защиты машин от щелевой коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. (В.И. Лазаренко, Е.А. Тишина, Ф.Н. Ермолов и др. "Защитные свойства отработанных моторных масел". Ж. "Нефтепереработка и нефтехимия", М., 1982, 2, с.16-18).

Недостатком известных смазок является то, что отработанные моторные масла не обладают достаточной проникающей способностью в зазоры сочленений и поэтому не обеспечивают достаточной защиты от коррозионного воздействия.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, щавелевую кислоту и воду (Патент на изобретение РФ №2186836, МПК7 C10M 173/00, заявл. 17.04.2000 г., опубл. 10.08.2002 г.).

Недостатком известной смазки является слабая проникающая способность в зазорах стыковых и сварных соединений деталей и низкая адгезия с поверхностью металлических деталей в период хранения с/х машин на открытых площадках.

Слабая проникающая способность известной смазки в зазорах стыковых и сварных соединений деталей связана с повышенной вязкостью и низкой текучестью самого материала.

Низкая адгезия известной смазки с поверхностью металлических деталей связана с низким молекулярным взаимодействием между частицами самой поверхности и смазкой.

Задача изобретения - создание защитной смазки, позволяющей повысить коррозионную стойкость стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках.

Технический результат заключается в снижение скорости щелевой коррозии в стыковых и сварных соединениях металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках за счет высокой проникающей способности, адгезии к поверхности металлических изделий и снижения скорости электрохимических процессов, происходящих в соединениях.

Техническое решение достигается тем, что предлагаемая смазка содержит отработанное моторное масло, эмульгатор и наполнитель, в качестве эмульгатора применяется фосфатидный концентрат, в качестве наполнителя - порошок цинка, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное масло - 88;

фосфатидный концентрат - 10;

порошок цинка - 2.

Сопоставимый анализ с прототипом показывает, что заявляемая защитная смазка для стыковых и сварных деталей с/х машин соответствует критерию "новизна", так как имеет отличия от прототипа.

1. В защитной смазке в качестве эмульгатора применяется фосфатидный концентрат.

2. В защитной смазке в качестве наполнителя применяют порошок цинка.

3. Доля отработанного масла в защитной смазке при соотношении компонентов составляет 88%.

Фосфатидные концентраты - побочный продукт рафинации соевого и подсолнечного масел. Согласно ОСТ 18-277-75 пищевой фосфатидный концентрат должен иметь желтый или светло-коричневый цвет, запах и вкус, свойственные маслу, из которого они получены. Фосфатиды не растворяются в воде, а растворяются в горячих жирах и маслах, являются хорошими эмульгаторами (М.С. Арутюнян, Е.П. Корнена. Фосфолипиды растительных масел - М., АГРОПРОМИЗДАТ, 1986).

Фосфатиды содержат соединения с функциональными группами, включающие в себя следующие фракции: свободные жирные кислоты, глицириды и фосфолипиды.

Свободные жирные кислоты концентрата фосфатидов представлены преимущественно монокарбоновыми кислотами нормального строения.

Глицеридная фракция усиливает солюбилизирующую способность масел и в концентрации 5…10% оказывает больший защитный эффект при высокой относительной влажности и температуре.

Фосфолипидная фракция, в которой до 65% фосфатидилхолинов, фосфатидиламинов, фосфатидных кислот в основном и обеспечивает ингибирующий эффект по отношению к стали, меди, алюминию.

Концентрат фосфатидов относится к продуктам биологического происхождения, является экологически чистым и полностью разлагаемым в естественных природных условиях.

Порошок цинковый технические условия ГОСТ 12601-761. Настоящий стандарт распространяется на цинковый порошок, применяемый в электротехнической (для производства химических источников тока), химической, металлургической, фармацевтической и других отраслях промышленности, предназначенный для нужд народного хозяйства и экспорта. Получаемый порошок имеет светло-серый или серый цвет (Л.З. Вохрышева и др. Разработано и внесено Министерством цветной металлургии СССР).

В смазке порошок цинка применяют как наполнитель и его частицы представляют собой барьерные препятствия, удлиняющие путь молекул электролитов (воды) и кислорода воздуха, диффундирующих к поверхности защищаемого металла.

Эффект повышения защитной способности (снижение площади и скорости коррозионных поражений) смазки растет с увеличением объемной (массовой) доли цинкового порошка в диапазоне от 0 до 10%. Дальнейшее повышение доли наполнителя приводит к ослаблению механического (а следовательно электрического) сцепления (контакта) между частицами порошка из-за недостаточного количества связующего в защитной смазке и к усилению проникновения коррозионной среды к защищаемой поверхности.

Смазку готовили путем смешивания расчетных компонентов в отработанном масле при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 5-10 мин. Смазка на основе отработанных моторных масел имеет коричневый цвет и легко наносится разбрызгиванием под давлением на поверхность металлических деталей. Смазка обладает высокой проникающей способностью и адгезией к поверхности стыковых и сварных соединений деталей и наносится равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, фосфатидный концентрат, цинковый порошок. Для ускорения растворения фосфатидного концентрата смесь рекомендуется подогреть до 35-45°C.

После длительного хранения смазку желательно перемешать в течение 1-2 мин.

Перед производственными испытаниями смазки были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в климат камере "Tabal", где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении с/х машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:

1. Отработанное моторное масло; 2. Смазка НГ-204; 3. Смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода; 4. Отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + щавелевая кислота + вода; 5. Отработанное моторное масло + фосфатидный концентрат + порошок цинка, на поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в таблице 1.

Из табл.1 видно, что сравнительный коррозионный износ в климат камере составил за 800 ч испытаний с экспериментальным составом - 0,11 г/дм2, а со щавелевой кислотой - 0,15 г/дм2. Это говорит о том, что нанесенные на металлические детали смазки с фосфатидным концентратом имеют более высокую проникаемость и адгезию к поверхности стыковых и сварных соединений металлических изделий. Технические возможности защитной смазки с фосфатидным концентратом значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в климат камере составил 800 ч для смазки с фосфатидным концентратом, а для смазки со щавелевой кислотой - 720 ч.

При проведении производственных испытаний смазок на машинном дворе ООО "Ряжская МТС" Ряжского района Рязанской области в период 2011-2012 гг. детали сельскохозяйственной техники были покрыты опытными смазками, и одновременно на площадках были установлены контрольные образцы из стали 10 размером 100×150 мм, на поверхность образцов нанесены те же смазки.

Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок контрольных образцов в условиях хранения на открытых площадках приведены в табл.2.

Результаты производственных испытаний (см. табл.2) подтверждают, что коррозионный износ контрольных образцов смазки с фосфатидным концентратом значительно ниже и равен 0,0096 г/дм2, против 0,0123 г/дм2 со щавелевой кислотой.

Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена щавелевой кислоты на фосфатидный концентрат с добавлением цинкового порошка дает технический результат. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности K - 0,95-0,98 (см. табл.1), может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии контактных поверхностей стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственных машин при хранении на открытых площадках.

Использование защитной смазки позволит исключить щелевую коррозию в стыковых и сварных соединениях деталей сельскохозяйственных машин при хранении на открытых площадках за счет высокой проникающей способности, адгезии к поверхности металлических изделий и снижения скорости электрохимических процессов, происходящих в соединениях.

Таблица 1
Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок в климат камере "Tabal"
Наименование консервационного материала Коррозионный износ за 800 час. Испытания, г/дм2 Коэффициент защитной способности смазки, K Срок смывания покрытия, час
1 Отработанное моторное масло 0,87 0,12-0,35 120
2 Смазка НГ-204 0,55 0,65-0,71 236
3 ОММ+ОТП+H2SO4+H2O 0,23 0,92-0,97 560
4 ОММ+ОТП+C2H2O4+H2O 0,15 0,93-0,97 720
5 ОММ+КФ+Zn 0,11 0,95-0,98 800
Таблица 2
Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок в условиях хранения на открытых площадках
Наименование консервационного материала Время проведения производственных испытаний Средний коррозионный износ, г/дм2
Сентябрь-ноябрь Декабрь-февраль Март-май
1 Отработанное моторное масло 0,346 0,891 0,649 0,6286
2 Смазка НГ-204 0,101 0,324 0,216 0,2136
3 ОММ+ОТП+H2SO4+H2O 0,027 0,034 0,048 0,0363
4 ОММ+ОТП+C2H2O4+ H2O 0,006 0,012 0,019 0,0123
5 ОММ+КФ+Zn 0,005 0,01 0,014 0,0096

Защитная смазка для стыковых и сварных соединений металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках содержит отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит фосфатидный концентрат и порошок цинка, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
отработанное масло - 88;
фосфатидный концентрат - 10;
порошок цинка - 2.



 

Похожие патенты:
Настоящее изобретение относится к композиции функциональной жидкости, содержащей: базовое масло на основе нафтенового брайтстока и базовое масло процесса Фишера-Тропша, которая имеет индекс вязкости выше 95.
Настоящее изобретение относится к трансмиссионному маслу, содержащему, % масс.: серусодержащая присадка - 3,8; диалкилдитиофосфат цинка - 0,5; полиметакрилат - 1,5; кремнийорганическая присадка - 0,003; нефтяное масло до 100, при этом серусодержащая присадка представляет собой продукт взаимодействия фракции α-олефинов с монохлористой серой при нагревании, где используют фракцию α-олефинов C12-C14 с содержанием непредельных углеводородов (% масс.): C11 - 3,5; C12 - 63,1; C13 - 6,6; C14 - 25,9; C15 - 0,9.
Настоящее изобретение относится к трансмиссионному маслу, содержащему, мас.%: серусодержащая присадка - 3,8; диалкилдитиофосфат цинка - 0,5; полиметакрилат - 1,5; кремнийорганическая присадка - 0,003; нефтяное масло до 100.
Настоящее изобретение относится к трансмиссионному маслу, содержащему, % масс.: серусодержащая присадка - 3,8; диалкилдитиофосфат цинка - 0,5; полиметакрилат - 1,5; кремнийорганическая присадка - 0,003; нефтяное масло - до 100.
Настоящее изобретение относится к трансмиссионному маслу, содержащему, мас.%: серусодержащая присадка - 3,8; диалкилдитиофосфат цинка - 0,5; полиметакрилат - 1,5; кремнийорганическая присадка - 0,003; нефтяное масло до 100.
Настоящее изобретение относится к трансмиссионному маслу, содержащему диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, кремнийорганическую присадку, серусодержащую присадку - продукт взаимодействия фракции α-олефинов с серой при нагревании в присутствии катализатора, нефтяное масло, при этом используют фракцию α-олефинов C12-C14, а в качестве катализатора присадку к маслам ДФ-11К, представляющую собой 85% раствор в минеральном масле диалкилдитиофосфата цинка, при следующем соотношении компонентов в трансмиссионном масле, мас.%: серусодержащая присадка - 3,8; диалкилдитиофосфат цинка - 1,0; полиметакрилат - 1,5; кремнийорганическая присадка - 0,003; нефтяное масло до 100.
Настоящее изобретение относится к твердому смазочному материалу для абразивной обработки, содержащему стеариновую кислоту, дисульфид молибдена, при этом он дополнительно содержит ультрадисперсный порошок диатомита, пропитанный минеральным маслом с поверхностно-активными веществами и химически-активными присадками и ультрадисперсный порошок алмазнографитовой шихты при следующем соотношении компонентов, масс.%: порошок диатомита - 15-25; дисульфид молибдена - 10-15; порошок алмазографитовой шихты - 0,1-1; стеариновая кислота - остальное.
Изобретение относится к композиции для преобразования и восстановления металлических поверхностей трения, приготовленной в виде мелкодисперсного порошка, включающей хризотил, карбид кремния и окислы титана и меди, при этом она дополнительно содержит тальк и терморасширенный графит, содержащий не менее 7% элементов, присутствующих в природном графите, при следующем соотношении компонентов, мас.%: тальк Mg3Si4O10(OH)2 6-8; терморасширенный графит 8-12; SiC 6-8; TiO2 2-4; CuO 2-4; хризотил Mg6Si4O10(OH)8 остальное.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции на основе синтетического солидола, включающей антифрикционную и противоизносную присадки, при этом в качестве антифрикционной присадки она содержит ундецилат меди, а в качестве противоизносной присадки - миристат меди при следующем соотношении компонентов, масс.%: Ундецилат меди - 5-10; Миристат меди - 5-10; Синтетический солидол - до 100.
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%.
Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для шлифования плазменных покрытий на никелевой основе, содержащей эмульсол «ЭПМ-1ш» и воду, отличающейся тем, что смазочно-охлаждающая жидкость дополнительно содержит присадку ML - RM 20 и присадку ML - 5331 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Эмульсол «ЭПМ-1ш» 2,0-3,2 Присадка ML - RM 20 0,45-0,65 Присадка ML - 5331 0,05-0,08 Вода остальное Техническим результатом настоящего изобретения является достижение высокой производительности обработки и высокой стойкости абразивного инструмента, а также получение удовлетворительной шероховатости обрабатываемой поверхности.
Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для алмазной обработки стекла, включающей воду и соль полимерных производных аминогуанидинов, отличающейся тем, что она дополнительно содержит арабиногалактан при следующем соотношении компонентов, мас.%: соль полимерных производных аминогуанидинов - 0,1-0,3; арабиногалактан - 1.0-1.1; вода - остальное.
Изобретение относится к созданию композиционного антифрикционного твердого смазочного покрытия. Композиция антифрикционного твердою смазочного покрытия содержит дисульфид молибдена, азотную кислоту, фосфорную кислоту, азотнокислое серебро, оксид меди, дополнительно содержит тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс, суспензию фторопласта Ф-4Д и компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%: дисульфид молибдена 50-56; тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс 4-8; азотнокислое серебро 2-4; азотная кислота 3-7; фосфорная кислота 10-12; оксид меди 1-3; суспензия фторопласта Ф-4Д 13-15; вода остальное.
Изобретение относится к алмазно-абразивной обработке широкого класса материалов, а именно к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), и может быть использовано в оптико-механической, электронной и других отраслях промышленности при шлифовании стекла, керамики, сапфира, кварца, кремния, арсенида галлия, карбида кремния и других материалов.
Изобретение относится к получению и составам эмульсолов на основе минеральных масел (нефтепродуктов) и может быть использовано для смазки металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий.

Изобретение относится к композиции консистентной смазки. .

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, применяемым при механической обработке металлов. .

Настоящее изобретение относится к органической смазке, представляющей собой мелкие частички человеческого или животного волоса, при этом размещение данной смазки осуществляют на поверхности трения вращающейся шайбы со спиралевидной канавкой, идущей от края шайбы к центру с выходом в центре шайбы «на нет» и с хвостовиком шайбы, для осуществления вращения.
Наверх