Электроимпульсное противообледенительное устройство

Электроимпульсное противообледенительное устройство относится к импульсным устройствам и может быть использовано для механического удаления льда с металлических обшивок транспортных средств, таких как самолеты, вертолеты, экранопланы, суда. Содержит электромагнитные индукторы, распределитель управляющих импульсов и датчик обледенения. Электромагнитные индукторы подключены через тиристоры параллельно накопительному конденсатору, соединенному с зарядным устройством. Распределитель управляющих импульсов включает в себя последовательно соединенные тактовый генератор, счетчик импульсов и дешифратор. Тактовый генератор содержит задающий генератор, трехразрядный двоичный счетчик, мультиплексор, три компаратора и выполнен управляемым по частоте. Выводы дешифратора соединены через импульсные усилители к управляющим электродам тиристоров. К управляющему входу тактового генератора подключен выход датчика обледенения. Обеспечиваются щадящие режимы обработки импульсами силового воздействия на очищаемую ото льда обшивку. Снижается вероятность повреждения обшивки, уменьшается потребляемая мощность устройства и увеличивается срок службы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к противообледенительным импульсным устройствам и может быть использовано для механического удаления льда с металлических обшивок транспортных средств, таких как самолеты, вертолеты, экранопланы и суда.

Известно противообледенительное устройство (Патент RU 2112708, МПК B64D 15/16, 10.06.1998), содержащее зарядный элемент, накопительный конденсатор, катушки, тиристоры, блок управления и формирователь импульсов напряжения.

Недостаток устройства заключается в том, что независимо от степени обледенения обшивки устройство создает импульсы силового воздействия неизменной максимальной величины. При этом в обшивке возникает остаточная деформация, что, с одной стороны, приводит к ее повреждению, а с другой - к снижению эффективности противообледенительного устройства.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является электроимпульсное устройство для удаления льда с крыльев самолета (Патент US 5129598, МПК B64D 15/00, В64D 15/16, 14.07.1992), содержащее индукторы, расположенные внутри крыльев вблизи от металлической обшивки, зарядное устройство с накопительным конденсатором, к которому через тиристоры параллельно подключены индукторы, и блок распределения управляющих тиристорами импульсов.

Недостаток устройства также состоит в том, что амплитуда импульсов силового воздействия на обшивку крыльев не меняется в зависимости от степени их обледенения и во многих случаях является избыточной. Это приводит к повреждению обшивки, увеличению зазоров между индукторами и обшивкой и, как следствие, снижению эффективности устройства.

Предлагаемое устройство позволяет менять амплитуду импульсов силового воздействия на очищаемую ото льда поверхность в зависимости от степени ее обледенения, обеспечивая щадящий режим работы.

На фиг.1 представлена функциональная схема электроимпульсного противообледенительного устройства, а на фиг.2 - временные диаграммы напряжения на накопительном конденсаторе - uс и импульсов разрядного тока - iразр в различных режимах работы устройства.

Устройство содержит укрепленные вблизи металлической обшивки 1 электромагнитные индукторы 2, подключенные через тиристоры 3 параллельно накопительному конденсатору 4, соединенному с зарядным устройством 5, и распределитель управляющих импульсов, включающий в себя последовательно соединенные тактовый генератор 6, счетчик 7 импульсов и дешифратор 8. Выходы дешифратора 8 через импульсные усилители 9 подключены к управляющим электродам тиристоров 3. Устройство снабжено датчиком 10 обледенения очищаемой поверхности 1, а тактовый генератор 6 выполнен управляемым по частоте, причем выход датчика 10 подключен к управляющему входу 11 генератора 6.

Генератор 6 содержит задающий генератор 12, соединенный с входом трехразрядного двоичного счетчика 13, выходы которого подключены к информационным входам мультиплексора 14, с выходом которого связан выход 15 генератора 6, и три компаратора 16, 17, 18. Общий вход компараторов 16, 17, 18 соединен с входом 11 генератора 6, а выходы - с адресными входами мультиплексора 14. Неиспользуемые информационные входы мультиплексора 14 подключены к земле (на фиг.1 не показаны).

Электроимпульсное противообледенительное устройство работает следующим образом.

С образованием льда на металлической обшивке 1 оператор включает противообледенительное устройство. При этом зарядное устройство 5 начинает заряжать конденсатор 4, а на выходе датчика 10 появляется напряжение, величина которого пропорциональна толщине льда. Одновременно с этим начинает работать генератор 12, запускающий счетчик 13, на первом (верхнем) выходе которого частота импульсов будет в два раза выше, чем на втором (среднем), и в четыре раза выше, чем на третьем (нижнем) выходе. При малой толщине льда напряжение, поступающее от датчика 10 на вход 11 генератора 6, мало и в нем из трех компараторов 16, 17, 18 срабатывает только компаратор 16. В результате на выходах компараторов 16, 17, 18 образуется кодовая комбинация 100, переводящая мультиплексор 14 в состояние, при котором на его выход проходят импульсы, поступающие на его вход «01» с первого выхода счетчика 13, то есть импульсы с наибольшей частотой. Период следования импульсов выбран равным четверти времени полного заряда конденсатора 4 (3T/4=0,75Т). Под действием этих импульсов заполняется счетчик 7, управляющий дешифратором 8, который поочередно с указанной частотой открывает тиристоры 3, разряжающие конденсатор 4 на индукторы 2, удаляющие с обшивки 1 лед. В этом режиме конденсатор 4 успевает зарядиться до величины, составляющей примерно половину от максимального значения напряжения конденсатора при неограниченном времени его заряда. Амплитуда импульса тока разряда также равна половине от максимальной амплитуды. Таким образом, обработка обшивки при малой толщине льда осуществляется маломощными импульсами силового воздействия, но при высокой частоте их следования. Соответствующие этому случаю диаграммы приведены на фиг.2в).

При увеличении толщины льда на обшивке 1 увеличивается выходное напряжение датчика 10. В дополнение к компаратору 16 срабатывает компаратор 17 и к адресным входам мультиплексора 14 прикладывается кодовая комбинация 110, переводящая мультиплексор 14 в состояние, при котором на его выход проходят импульсы, поступающие на его вход «03» со второго выхода счетчика 13. В этом случае период следования импульсов будет равен половине времени полного заряда конденсатора 4 (3Т/2=1,5Т). За это время конденсатор 4 будет успевать заряжаться до величины примерно равной 77% от возможного максимального значения. Амплитуда импульса разрядного тока также составит эту величину от максимально возможной. В результате обработка обшивки будет осуществляться более мощными импульсами силового воздействия, но с частотой в два раза ниже предыдущего случая. На фиг.2б) приведены соответствующие диаграммы.

При дальнейшем увеличении толщины льда в дополнение к компараторам 16, 17 срабатывает компаратор 18, к адресным входам мультиплексора 14 прикладывается комбинация 111 и на его выход проходят импульсы с третьего выхода счетчика 13. Период их следования равен времени полного заряда конденсатора 4 (3Т). За это время конденсатор 4 будет заряжаться до своего максимального значения, а при его разряде сформируется импульс тока с максимальной амплитудой. При этом обшивка будет подвергаться воздействию наиболее мощных импульсов силы, но частота их следования будет минимальна. Временные диаграммы для этого режима показаны на фиг.2а).

Генератор 6 может быть также выполнен с помощью широко распространенных преобразователей напряжения в частоту, однако, в данном случае они обладают некоторой избыточностью, усложняющей их применение.

Для получения других соотношений между периодами следования тактовых импульсов и величинами импульсов силовых воздействий в различных режимах работы устройства могут быть применены более сложные схемы счетчика 13 и мультиплексора 14.

При отсутствии датчика 10 режим работы устройства можно задавать и с помощью дополнительно введенного переключателя, подающего на адресные входы мультиплексора 14 соответствующие кодовые комбинации.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает щадящие режимы обработки импульсами силового воздействия очищаемой ото льда обшивки. Режим работы устройства определяется степенью обледенения объекта. В результате снижается вероятность повреждения обшивки, повышается эффективность действия противообледенительного устройства, увеличивается срок его службы и уменьшается потребляемая мощность.

1. Электроимпульсное противообледенительное устройство, содержащее укрепленные вблизи металлической обшивки электромагнитные индукторы, подключенные через тиристоры параллельно накопительному конденсатору, соединенному с зарядным устройством, и распределитель управляющих импульсов, включающий в себя последовательно соединенные тактовый генератор, счетчик импульсов и дешифратор, выходы которого через импульсные усилители подключены к управляющим электродам тиристоров, отличающееся тем, что оно снабжено датчиком обледенения очищаемой поверхности, а тактовый генератор выполнен управляемым по частоте, причем выход датчика обледенения подключен к управляющему входу тактового генератора.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что управляемый по частоте тактовый генератор содержит задающий генератор, соединенный с входом трехразрядного двоичного счетчика, выходы которого подключены к информационным входам мультиплексора, с выходом которого связан выход тактового генератора, и три компаратора, общий вход которых соединен с управляющим входом тактового генератора, а выходы - с адресными входами мультиплексора.



 

Похожие патенты:

Способ предотвращения обледенения крыльев летательных аппаратов, в котором поверхности, подверженные обледенению, нагревают до температуры таяния льда. Образовавшуюся после таяния льда воду для предотвращения ее замерзания в виде барьерного льда собирают в емкости, установленные в полости крыла.

Изобретение относится к защите поверхности самолета от загрязнений и обледенений. .

Изобретение относится к средствам борьбы с обледенением элементов конструкции летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к масляной системе противообледенительной защиты переднего конуса турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к электроимпульсным противообледенительным системам. .

Изобретение относится к способам, системам и устройствам (конструкциям) для нагревания льда и снега и для изменения адгезионной прочности льда при контакте между льдом и выбранными объектами.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к антиобледенительным системам летательных аппаратов (ЛА), и может быть применено в любых областях энергомашиностроения, где можно использовать скоростной напор окружающего воздуха, например на лопастях ветряных электрогенераторов.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к противообледенительным системам летательного аппарата (ЛА), и может быть использовано в любых областях энергомашиностроения, где можно использовать скоростной напор окружающего воздуха.

Изобретение относится к области метеорологии и активным воздействиям на облака и осадки. .

Изобретение относится к оборудованию для борьбы с обледенением аэродинамической поверхности летательного аппарата. Комбинированная противообледенительная система состоит из теплового устройства, расположенного под обшивкой передней кромки крыла, и отклоняемого щитка. Щиток установлен на расстоянии 1-2 величин максимальной толщины профиля от передней кромки. Угол поворота щитка до 20°. Поверхность щитка и поверхность крыла перед щитком покрыты супергидрофобным покрытием, которое не допускает образования барьерного льда. Изобретение направлено на обеспечение безопасности полета путем защиты аэродинамических поверхностей от обледенения. 1 ил.

Импульсное устройство для удаления льда с обшивки транспортного средства содержит индукторы, укрепленные вблизи металлической обшивки, тиристоры, накопительный конденсатор, зарядное устройство, распределитель управляющих импульсов, датчика импульсов разрядного тока, элементов И, RS триггеров, светодиодов, тумблера фиксации результатов контроля исправности. Распределитель управляющих импульсов состоит из тактового генератора, счетчика импульсов и дешифратора. Датчик импульсов разрядного тока состоит из магнитодиода, подключенного к базе транзистора. Выход дешифратора соединен с тумблером фиксации результатов и с входами R RS триггеров, остальные выходы - с управляющими электродами тиристоров и вторыми входами элементов И. Коллектор транзистора соединен с инвертором и входами элементов И. Выходы элементов И соединены со входами S RS триггеров. К выходам RS триггеров подключены светодиоды. Индукторы подключены через тиристоры параллельно накопительному конденсатору, соединенному с зарядным устройством. Повышается безопасность и безаварийность эксплуатации транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Электроимпульсное противообледенительное устройство содержит электромагнитные индукторы, управляемые коммутационные элементы, накопительный конденсатор, зарядное устройство, распределитель управляющих импульсов, тиристор, соединенные определенным способом. Электромагнитные индукторы расположены вблизи металлической обшивки транспортного средства. Коммутационные элементы выполнены двунаправленными в виде выпрямительного моста с тиристором. Обеспечивается высокая эффективность устройства за счет снижения потерь мощности. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Способ и устройство для предотвращения образования и удаления льда с композитных конструктивных элементов. Для предотвращения и удаления льда поверхности, подверженные обледенению, нагревают до температуры таяния льда. Конструктивные элементы покрывают несколькими слоями, сначала элктротеплоизолирующим слоем, затем слоем из нагревательных элементов из электропроводящих полимерных материалов, затем гидрофобной электроизолирующей фторопластовой пленкой. Управляют нагревом на основании данных датчиков. Устройство предотвращения и удаления льда содержит блок управления, источник тока, коммутирующие элементы, датчики, расположенные на элементах конструкции. Обеспечивается удаление льда с конструктивных элементов и предотвращение образования барьерного льда. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов. Противообледенительная система композиционных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит систему датчиков контроля температуры, провода соединения с системой электроснабжения летательного аппарата, выведенные на внутреннюю поверхность обшивки аппарата, и электронагревательный элемент. Элемент из углеродного волокна встроен во внешнюю поверхность обшивки аппарата параллельно линии максимального обледенения передней кромки аэродинамических поверхностей. Достигается возможность равномерного разогрева наружных поверхностей аппарата в местах, подверженных обледенению. 2 ил.

Группа изобретений относится к летательному аппарату, устройству для устранения обледенения и предотвращению образования льда, профильному телу и способу устранения обледенения участка поверхности летательного аппарата. Устройство для устранения обледенения содержит теплоотдающее устройство или гибридное устройство, деформирующее устройство, устройство обнаружения льда. Профильное тело содержит устройство для устранения обледенения, устройство для предотвращения образования льда, снижающее адгезию льда покрытие, деформирующее устройство. Для устранения обледенения участка поверхности летательного аппарата, выполненного со снижающим адгезию льда свойством, вводят тепловую энергию на заданной определенным образом линии для последующего разлома льда путем деформации участка поверхности и удаления его с поверхности. Обеспечивается устранение льда с поверхности летательного аппарата и предотвращение его образования. 4 н. и 17 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к покрытию лопастей роторов ветрогенераторов. Применение покрытия, содержащего от 15 до 75 ат. % фтора, определенного методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии, и от 25 до 85 ат. % кислорода, водорода и/или углерода, определенных методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии, или покрытия, содержащего кремний, кислород и углерод, для нанесения по меньшей мере на одну поверхность лопасти ротора для понижения температуры замерзания, причем покрытие имеет структурирование в форме точечного или линейного изображения. Изобретение направлено на длительную и постоянную защиту от обледенения. 4 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.

Автоматизированное электроимпульсное противообледенительное устройство содержит источник питания, электромагнитные индукторы, тиристоры, защитный диод, накопительный конденсатор, зарядное устройство, распределитель управляющих импульсов, регулировочный резистор, конденсаторы, импульсные усилители, датчик напряжения, соединенные определенным образом. Распределитель управляющих импульсов содержит операционный усилитель, отсекающий диод, десятичный счетчик делителя. Дополнительно может содержать токоограничительный резистор и светодиод или управляемый выключатель, логический элемент ИЛИ, управляемый ключ. Обеспечивается повышение надежности и безопасности работы противообледенительного устройства. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх