Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками. На наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки. В передней части внешней проставки выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла за счет обеспечения центрирования как внутренних, так и внешних проставок относительно смежных створок, а также повышения точности центрирования внутренних проставок. 5 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сопло ТРД, содержащее расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками с механизмом центрирования внутренних проставок относительно смежных с ними внутренних створок, содержащим рычаг, в средней своей части шарнирно закрепленный на продольной оси проставки, и две тяги, одними своими концами шарнирно соединенные с концами рычага, а другими - шарнирно соединенные со смежными с проставкой створками (патент ФРГ №2815259 класса F02K 1/12, опубл. в 1991 г.).

Недостатком известного устройства является отсутствие центрирования внешних проставок, а также возможное поперечное смещение оси проставки относительно смежных створок на различных режимах работы сопла, так как тяги, соединяющие установленные на внутренних проставках рычаги со створками, закреплены на последних на разном расстоянии в продольном направлении. Кроме того, механизм центрирования расположен на деталях сопла с наиболее высокой температурой, что снижает его надежность и ресурс.

Задачей настоящего изобретения является усовершенствование системы центрирования проставок относительно створок сопла.

Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сопле турбореактивного двигателя, содержащем расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками, согласно изобретению на наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки, причем в передней части последней выполнены пазы, размещенные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси, заведенные в пазы внешних проставок.

Такое выполнение устройства позволяет центрировать не только внутренние, но и внешние проставки относительно смежных с ними створок, повысить точность центрирования внутренних проставок, а также установить механизм центрирования в области сопла с относительно невысокими температурами, что повышает его надежность и ресурс и снижает потери тяги за счет уменьшения утечек газа.

На фиг.1 представлен продольный разрез сопла по проставкам;

на фиг.2 - вид сверху на внутреннюю проставку;

на фиг.3 - сечение А-А - поперечный разрез сопла в его задней части;

на фиг.4 - вид сверху на место соединения внешней проставки с внешними створками;

на фиг.5 - сечение Б-Б - поперечный разрез соединения внешней проставки с внешними створками.

Регулируемое сопло содержит внешние и внутренние поворотные створки 1 и 2 и установленные между ними соответственно внешние и внутренние проставки 3 и 4. На наружной поверхности внутренней проставки 4 выполнено ребро 5, размещенное на ее продольной оси симметрии, которое заведено в паз кронштейна 6, выполненного в задней части внешней проставки 3 (фиг.1 и 3). В передней части внешней проставки 3 выполнены пазы 7, размещенные под углом к ее продольной оси (фиг.4). На внешних створках 1 выполнены проушины 8, размещенные симметрично ее продольной оси. В проушинах установлены оси 9 с роликами 10, заведенные в пазы внешних проставок 3 (фиг.4 и 5). Внутренняя проставка подвешена на двух смежных створках с помощью ограничителей 11.

Устройство работает следующим образом. При повороте внешних створок относительно своих осей вращения происходит их взаимное сближение или удаление в зависимости от направления вращения. В результате этого установленные в проушинах 8 смежных створок оси 9 с роликами 10 перемещаются в пазах 7 установленных между ними проставок 3. Так как проушины 8 выполнены симметрично продольной оси створок, а пазы 7 - симметрично и под углом к продольной оси проставки, перемещения осей 9 в пазах 7 одинаковы и положение проставки 3 при движении створок симметрично относительно них. Так как продольное ребро 5 внутренней проставки 4 заведено в паз кронштейна, выполненного на внешней проставке, то и внутренняя проставка устанавливается в положение, симметричное смежным внутренним створкам 2, так как внутренние и внешние створки 2, 1 находятся в одних радиальных плоскостях. Таким образом, обеспечивается более точное центрирование внутренних проставок 4 относительно створок и равномерное перекрытие створок и проставок по боковым кромкам, благодаря чему оптимизируется охлаждение внутренних проставок и уменьшаются утечки газа.

Осуществление изобретения повысит надежность и ресурс работы сопла, а также уменьшит потери тяги двигателя.

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками, отличающееся тем, что на наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки, причем в передней части последней выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит поворотные створки и систему управления створками, включающую управляемые рычаги, соединенные с исполнительными механизмами, и следящие рычаги, кинематически связанные с управляемыми.

Изобретение относится к изогнутому шатуну. Изогнутый шатун (31) соединяет первый и второй узлы, которые выполнены подвижными относительно друг друга и через которые в ограничиваемом ими пространстве циркулирует поток, и снабжен по меньшей мере одним первым и одним вторым центрами вращения (35, 38), выполненными таким образом, чтобы обеспечить поворот шатуна (31) соответственно относительно указанных первого и второго узлов.

Гондола двухконтурного турбореактивного двигателя включает устройство реверса тяги, содержащее подвижный капот, установленный с возможностью смещения параллельно оси гондолы.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками, а также привод створок и механизм синхронизации. Механизм синхронизации выполнен в виде рычагов, установленных в окружном направлении между дозвуковыми створками и шарнирно соединенных тягами с двумя смежными дозвуковыми створками, а также кронштейнов, установленных на рычагах с возможностью вращения и шарнирно соединенных дополнительными тягами с двумя смежными внешними створками. Ось шарнирного соединения тяги и рычага размещена вдоль плоскости вращения рычага, а ось соединения тяги и дозвуковой створки - вдоль плоскости ее вращения. Ось шарнирного соединения дополнительной тяги и кронштейна размещена вдоль плоскости вращения кронштейна, а ось соединения дополнительной тяги и внешней створки - вдоль плоскости ее вращения. Изобретение позволяет устранить перелом осей тяг возле проушин и тем самым уменьшить их деформации при работе сопла, а также устранить отрицательное влияние осевых зазоров шарнирных соединений на синхронизацию движения дозвуковых и внешних створок. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом гондолы турбореактивного двигателя содержит реверсор тяги, систему привода реверсора тяги и средства фиксации. Реверсор тяги включает капот, линейно перемещаемый поочередно между закрытым положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле проход для отклоненного потока. Капот продолжен секцией регулируемого сопла, содержащей панель, установленную с возможностью поворота по меньшей мере в одно положение, при котором происходит изменение сечения сопла. Система привода содержит приводные средства, обеспечивающие перемещение капота и панели сопла и включающие простой линейный привод, соединенный с панелью. Средства фиксации обладают двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором средства фиксации могут фиксировать с капотом панель сопла в положении изменения выходного сечения сопла. Другое изобретение группы относится к гондоле двухконтурного турбореактивного двигателя, снабженной указанным выше устройством. Группа изобретений позволяет упростить систему привода реверсора тяги и обеспечить возможность реверсирования тяги двигателя без перемещения сопла в необходимое для этого положение. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 10 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к авиационному двигателестроению. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками. На внешних створках установлены пневмоцилиндры с подсоединенными к ним пневмоподводами. Каждый пневмоподвод выполнен в виде центральной трубки, размещенной вдоль продольной оси внешней створки, и снабжен пневмоперебросом, прикрепленным к корпусу сопла. Каждый пневмоподвод снабжен тройником, прикрепленным к внутренней поверхности внешней створки, полость которого сообщена с центральной и двумя дополнительными трубками, соединенными со штоковыми полостями смежных пневмоцилиндров. Трубки выполнены с криволинейными участками. Изобретение позволяет уменьшить термические напряжения, возникающие в элементах пневмоподвода и его соединениях со смежными узлами во время работы двигателя, а также уменьшить массу сопла. 4 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и описывает устройство регулируемого сопла с регулирующим приводом и механизмом синхронизации. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно закрепленные на нем дозвуковые и сверхзвуковые створки, образующие канал для истечения продуктов сгорания, привод створок и механизм синхронизации. Корпус сопла выполнен из двух жестко соединенных цилиндрической и ожевальной оболочек с уплотнением, обеспечивающим герметичность по внешнему обводу корпуса. Площадь входного и выходного сечений сопла нерегулируема, а дозвуковые и сверхзвуковые створки шарнирно скреплены с корпусом сопла. Дозвуковые створки, кинематически связанные с приводом створок, и соответствующие им сверхзвуковые створки являются ведущими. Дозвуковые и сверхзвуковые ведущие створки свободными концами попарно скреплены между собой с помощью оси вращения, размещенной в выполненном в створке пазу, с возможностью продольного перемещения. Привод сопла выполнен в виде осей, вилок, гидроцилиндров с поршнями и силового кольца синхронизации с роликами, опирающегося на корпус сопла. Гидроцилиндры объединены коллекторами, соединяющими соответствующие полости гидроцилиндров в кольцо, и шарнирно скреплены с корпусом сопла посредством осей вращения. Силовое кольцо синхронизации шарнирно скреплено через оси вращения со всеми штоками поршней гидроцилиндров с возможностью продольного перемещения вдоль оси сопла. Шарниры крепления дозвуковых створок, закрепленные по многограннику на корпусе сопла, вилки, оси вращения и тяги, скрепленные с ведущими дозвуковыми створками с одной стороны и с силовым кольцом синхронизации с другой, являются частью механизма синхронизации. Изобретение позволяет упростить конструкцию, уменьшить массу и габариты регулируемого сопла, повысить надежность его работы, уменьшить отклонение вектора тяги от оси сопла, увеличить диапазон регулирования критического сечения сопла и обеспечить герметичность по его внешнему обводу. 2 ил.

Изобретение может быть использовано в области авиационного двигателестроения. Регулируемое сверхзвуковое сопло газотурбинного двигателя содержит корпус, шарнирно закрепленные на нем дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками. Каждая внешняя створка выполнена в виде полой балки переменной жесткости с закрепленными на ней закладными кронштейнами - центральным и концевым. Концевой кронштейн снабжен сдвоенным в окружном направлении подшипником скольжения, контактирующим с направляющим пазом коробчатого профиля, открытым с торца у среза сопла и выполненным за одно целое со сверхзвуковой створкой. Направляющий паз коробчатого профиля выполнен наклонным к полотну сверхзвуковой створки под углом 5…8 градусов с вершиной, направленной к корпусу сопла. Изобретение позволяет улучшить охлаждение двигателя, повысить надежность работы сопла при минимальных щелях между внешними и сверхзвуковыми створками на всех режимах работы двигателя, а также уменьшить нагрузки на мотогондолу. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения. Сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно прикрепленные к дозвуковым створкам и подвижно соединенные с внешними створками, привод створок и механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, выполненный в виде основных и шарнирно связанных с ними дополнительных рычагов, соединенных шарнирно с дозвуковыми и внешними створками, телескопические тяги и пневмоцилиндры, установленные на внешних створках в окружном направлении. Каждая телескопическая тяга одним концом шарнирно соединена с дозвуковой створкой, а другим - с внешней створкой и имеет упоры для ограничения изменения диаметра выходного сечения сопла относительно его критического сечения, причем шарниры крепления размещены в области середины продольных осей створок. Изобретение позволяет устранить передачу нагрузки от внешних створок и пневмоцилиндров при закрытом и вытянутом положении телескопических тяг на корпус и основной рычаг, что уменьшит упругие деформации тяг и износ их подшипников, а значит улучшит синхронизацию движения внешних и сверхзвуковых створок, уменьшит искажение формы среза сопла и соответственно увеличит надежность двигателя. 7 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к области авиационного двигателестроения. Сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, сверхзвуковые створки, шарнирно прикрепленные к дозвуковым створкам и подвижно соединенные с внешними створками, привод створок и механизм синхронизации дозвуковых и внешних створок, выполненный в виде основных и шарнирно связанных с ними дополнительных рычагов, соединенных шарнирно с дозвуковыми и внешними створками, телескопические тяги и пневмоцилиндры, установленные на внешних створках в окружном направлении. Каждая телескопическая тяга одним концом шарнирно соединена с дозвуковой створкой, а другим - с внешней створкой и имеет упоры для ограничения изменения диаметра выходного сечения сопла относительно его критического сечения, причем шарниры крепления размещены в области середины продольных осей створок. Изобретение позволяет устранить передачу нагрузки от внешних створок и пневмоцилиндров при закрытом и вытянутом положении телескопических тяг на корпус и основной рычаг, что уменьшит упругие деформации тяг и износ их подшипников, а значит улучшит синхронизацию движения внешних и сверхзвуковых створок, уменьшит искажение формы среза сопла и соответственно увеличит надежность двигателя. 7 ил.
Наверх