Многоразовый космический аппарат-буксир для уборки крупногабаритного космического мусора

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для уборки космического мусора (КМ). Многоразовый космический аппарат-буксир для уборки крупногабаритного КМ содержит корпус, приборный отсек с системой управления, двигательную установку, солнечные батареи, головку самонаведения, стакан с устройством дистанционного захвата КМ в виде космического копья с оперением и поршнем. Стакан в донной части содержит пороховой двигатель с двухмостиковым пиропатроном для поджига, в наружной части - пневматический клапан для поджига и подачи сжатого воздуха. Изобретение позволяет дистанционно захватить КМ и изменить траекторию движения КМ. 7 ил.

 

Многоразовый космический аппарат-буксир может быть использован при разработке космических аппаратов для решения актуальной задачи борьбы с крупногабаритными объектами «космического мусора» - верхними ступенями ракет-носителей, отработавшими космическими аппаратами, представляющими большую опасность для отдельных космических аппаратов. Известен, в частности, случай столкновения в 2009 г. выведенного из эксплуатации спутника «Космос-2251» с американским спутником Иридиум, при этом образовалось свыше 600 обломков.

Периодически возникают аварийные ситуации, касающиеся Международной Космической станции.

22 января 2013 года малый научный российский спутник BLITS был поврежден в результате столкновения с элементами «космического мусора».

По состоянию на 2012 год вокруг Земли летает 16000 объектов размером более 10 сантиметров и сотни миллионов более мелких кусочков мусора.

В этих условиях возникает необходимость в срочных и масштабных работах по созданию космических аппаратов для уборки «космического мусора».

Известен спутник-уборщик «космического мусора» CleanSpace One, разработанный швейцарскими учеными политехнической школы EPFL в г. Лозанна и представленный в электронном научно-популярном журнале «Мембрана» (http://www.membrana.ru).

Специалисты EPFL поясняют, что CleanSpace One - это проект по созданию целой линейки орбитальных уборщиков, размеры и детали строения которых будут приспособлены для захвата и сведения с орбиты самых разных старых аппаратов.

Новый спутник должен перехватывать «мертвые» аппараты или крупные обломки мусора и сводить их с околоземной орбиты, направляя в океан.

В качестве пробной цели разработчики намерены использовать один из двух пикоспутников. Кандидатура номер один - Swisscube. Это первый спутник швейцарского производства, созданный как раз в EPFL и запущенный в космос в 2009 году. Второй претендент на принудительное удаление с орбиты - опять же швейцарский Tlsat, запущенный в 2010 г.

Швейцарцы намерены стать пионерами в деле очистки околоземного пространства от космического мусора.

После вывода на орбиту CleanSpace One при помощи ионных двигателей начнет менять ее параметры так, чтобы аккуратно сойтись с целью, летящей несколько выше или ниже.

Сблизившись до минимального расстояния, мусорщик должен захватить бездействующий спутник или фрагмент разрушенного аппарата при помощи манипулятора. Строение этого универсального захвата будет подражать какому-нибудь природному аналогу - части растения или животного, сообщают швейцарцы.

Момент захвата, безусловно, самый ответственный во всей операции. Ведь спутник-цель не только способен сам маневрировать для стыковки, но некоторые такие аппараты вдобавок хаотично вращаются.

Принципиальным недостатком КА CleanSpace One является его оснащение устройством захвата КА-цели, рассчитанным на непосредственный контакт двух КА. Это определяет сложность конструкции устройства захвата и процесса маневрирования КА-буксира при его сближении с КА-целью.

Кроме этого, конструкция устройства рассчитывается на захват КА-цели с определенными габаритными размерами, что резко сокращает область применения конкретного КА-буксира. Многоразовое применение такого КА-буксира представляется также маловероятным.

Целью изобретения является устранение этих недостатков.

Указанная цель достигается тем, что в многоразовом КА-буксире, содержащем корпус, приборный отсек с системой управления, двигательную установку, солнечные батареи и устройства дистанционного захвата «космического мусора» для уборки «космического мусора», каждое устройство захвата выполнено в виде находящегося в стакане космического копья с оперением и поршнем, установленного на корпусе космического аппарата-буксира, при этом в донной части стакана имеется пороховой двигатель, снабженный двумостиковым пиропатроном его поджига, а снаружи стакана устройства захвата установлен пневматический клапан для подачи сжатого газа внутрь этого стакана.

На представленных на фиг.1 - фиг.3 изображены: корпус 1, приборный отсек 2 с системой управления 3, двигательная установка 4, солнечные батареи 5, головки самонаведения 6, оснащается несколькими устройствами дистанционного захвата «космического мусора» 7. Общий вид устройства дистанционного захвата «космического мусора» представлен на фиг.4-7.

Каждое устройство захвата выполнено в виде космического копья 8 с оперением 9 и поршнем 10. Оперение изготавливается из рессорно-пружинной стали.

Космическое копье размещается в стакане 11 и установлено на корпусе космического аппарата-буксира.

Две части космического копья, одна с оперением 9, а другая с поршнем 10 соединяются с помощью срезного элемента (проволоки) 14.

Снаружи устройства захвата «космического мусора» устанавливается пневматический клапан 15 для подачи сжатого газа внутрь стакана 11 и клапан 16 для стравливания пороховых газов из стакана 11.

Герметичность стакана обеспечивается уплотнительными кольцами 17 и 18.

КА-буксир функционирует следующим образом.

На первом этапе полета с использованием двигательной установки КА-буксира 4 и головки самонаведения 6 осуществляется сближение КА-буксира с КА-целью, на конечном этапе которого обеспечивается оптимальная ориентация КА-буксира относительно КА-цели, при которой продольная ось КА-буксира становится перпендикулярной к одной из граней корпуса КА-цели.

После достижения оптимального расстояния между КА-буксиром и КА-целью система управления КА-буксира 3 посылает электрический сигнал на двухмостиковый пиропатрон установки космического копья 8, с помощью которого срабатывает пороховой двигатель 12, обеспечивающий разгон космического копья 8 с оперением 9 и поршнем 10 с большой скоростью, его ударное заглубление внутрь корпуса КА-цели. Затем с помощью клапана 16 осуществляется стравливание пороховых газов из стакана 11.

После этого с помощью пневматического клапана 15 осуществляется подача сжатого газа внутрь стакана 11, в результате чего происходит перемещение космического копья 8 и одновременное подтягивание КА-цели к КА-буксиру вплоть до их контакта. Оперение 9 при этом препятствует выходу космического копья 8 из корпуса КА-цели. На этом заканчивается операция захвата КА-буксиром КА-цели.

На втором этапе осуществляется баллистический маневр по переводу связки КА-буксир - КА-цель на траекторию полета КА-цели к Земле или на орбиту хранения КА-цели.

На заключительном этапе полета с помощью двигательной установки 4 КА-буксира осуществляется отделение КА-цели от КА-буксира. При этом с помощью пневматического клапана 15 осуществляется подача сжатого газа внутрь стакана 11 с давлением достаточным для срабатывания срезного элемента 14 и разделения космического копья на две части: одна часть с оперением 9, уходящая с КА-целью, другая с поршнем 10, остающаяся на КА-буксире.

После этого КА-буксир осуществляет полет для захвата следующей КА-цели. Общее число таких КА-целей определяется запасами топлива двигательной установки КА-буксира и числом устройств захвата «космического мусора».

Техническим результатом предложения, основанного на использовании устройств захвата «космического мусора», является возможность дистанционного захвата КА-буксиром отработавших крупногабаритных космических объектов и возможность многоразового применения КА-буксира в процессе полета, а также его перевода на орбиту хранения или на траекторию входа в атмосферу Земли.

Конструкция КА-буксира основана на использовании существующей элементной базы, что обеспечивает минимальные сроки и стоимость его создания.

Представляется целесообразным использование КА-буксира в рамках Международного сотрудничества и на коммерческой основе для решения актуальных задач, в том числе для очистки орбитальных позиций спутника на геостационарной орбите (ГСО) от отработавших спутников, например, связных, путем их перевода на орбиту хранения, высота которой на ~200 км больше высоты ГСО.

Многоразовый космический аппарат-буксир для уборки крупногабаритного «космического мусора», содержащий корпус, приборный отсек с системой управления, двигательную установку, солнечные батареи, головку самонаведения, несколько устройств дистанционного захвата «космического мусора», отличающийся тем, что каждое устройство захвата выполнено в виде размещенного в стакане космического копья с оперением и поршнем и установленного на корпусе космического аппарата-буксира, при этом в донной части стакана размещен пороховой двигатель, снабженный двухмостиковым пиропатроном его поджига, а снаружи стакана устройства захвата установлен пневматический клапан для подачи сжатого газа внутрь этого стакана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многоразовым космическим системам и касается аэрокосмической системы горизонтального взлета продольной компановки. Двухступенчатая аэрокосмическая система содержит первую и вторую ступень с крыльями, воздушно-реактивные двигатели на первой ступени.

Изобретение относится к крылатым летательным аппаратам, в которых используется криогенное топливо, и касается ракетных блоков многоразового использования. Планер летательного аппарата включает корпус с криогенным цилиндрическим баком, крыло, элементы крепления крыла.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для уборки космического мусора (КМ). Многоразовый космический аппарат-буксир содержит корпус, приборный отсек с системой управления, двигательную установку, солнечные батареи, головку самонаведения, устройства дистанционного захвата КМ.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к космолётам. Космолёт содержит две ступени с крыльями, воздушно-реактивные двигатели (ВРД), центроплан, переднее горизонтальное оперение, крюк для вертикальной посадки, грузовой люк, блокировку отделения ступени, убирающиеся кили, ракетный ускоритель, сбрасываемые лонжероны и обтекатели.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Многоразовый возвращаемый ракетный блок содержит фюзеляж, крыло с двумя консолями, левый и правый блоки двигателей управления.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при разработке ракет-носителей. .

Изобретение относится к авиационно-космическим, преимущественно многоразовым средствам доставки космических аппаратов (КА) на орбиту. .

Изобретение относится к летательному аппарату со смешанным режимом аэродинамического и космического полета, а также к способу его пилотирования. .

Группа изобретений относится к космическим системам (КС) обслуживания спутниковых систем (СС) различного назначения (мониторинга, навигации, связи и др.). Предлагаемая КС содержит средства обслуживания на орбитах базирования, каждой из которых поставлена в соответствие своя область обслуживания.

Группа изобретений относится к информационным спутниковым системам (ИСС) различного назначения, задачи которых в общем аспекте сводятся к обеспечению обзора (непрерывного или периодического) планеты, в частности Земли.

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) и, конкретно, к удержанию геосинхронного КА в заданной области стояния и коллокации с другими геостационарными КА.

Изобретение относится к космической технике, а именно к компоновке космических аппаратов. Ёмкость изготавливают с тремя отверстиями для отвода пара, основное отверстие выполняют с центром, через который проходит центральная ось емкости, параллельная продольной оси спутника, направленная в сторону центра масс спутника, два дополнительных отверстия выполняют с центрами, через которые проходит другая параллельная ось емкости, параллельная оси спутника, направленная по направлению полета его.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для уборки космического мусора (КМ). Многоразовый космический аппарат-буксир содержит корпус, приборный отсек с системой управления, двигательную установку, солнечные батареи, головку самонаведения, устройства дистанционного захвата КМ.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в спутниковых системах связи и наблюдения. Спутниковая система связи и наблюдения содержит от 1 до 7 спутников с аппаратурой связи и наблюдения.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в системах искусственных спутников (СИС). СИС содержит минимум два искусственных спутника панельного типа (ИСПТ), соединенных в многофункциональную сеть (МС).

Изобретение относится к средствам получения и распространения спутниковых изображений земной поверхности. .

Изобретение относится к системам космических объектов (КО) с передачей между ними энергии и импульса посредством лазерного излучения и может быть использовано для КО, на борту которых создаются условия микрогравитации на уровне ~10-7 10-8 ускорения на поверхности Земли.

Группа изобретений относится к межорбитальным, в т.ч. межпланетным, перелетам космических аппаратов (КА) с реактивным двигателем. Способ построения оптимальной траектории перемещения КА основан на решении двухточечной краевой задачи принципа максимума Понтрягина и учитывает особенности макро- и микроструктуры функции стоимости. В качестве последней могут служить время перелета или расход топлива на перелет. Установлены аналитические основания для эффективного поиска начальных областей значений множителей Лагранжа на каждой итерации. Тем самым облегчено построение последовательности субоптимальных решений задачи, сходящихся к оптимальному. Соответствующий алгоритм дает это последнее либо - при его недостижимости (наличными ресурсами КА) - наиболее близкое к нему. Предложены также электронный процессор для реализации способа и КА с данным процессором. Техническим результатом группы изобретений являются повышение быстродействия, улучшение сходимости, снижение квалификационных требований и расширение сферы применения предложенного алгоритма и сопутствующих средств. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх