Компенсационный акселерометр

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного измерения ускорений в системах коррекции дальности полета реактивных снарядов. Целью предлагаемого изобретения является уменьшение температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра. Компенсационный акселерометр содержит инерционный элемент (1), колебательную систему (2), преобразователь перемещения (3), усилитель цепи уравновешивания (4), обратный преобразователь (5), узел подключения масштабирующего резистора (6), термокомпенсирующий усилитель (7). В цепь отрицательной обратной связи термокомпенсирующего усилителя между его инвертирующим входом и резистором обратной связи включена цепь, состоящая из датчика температуры R01, зашунтированного резистором RШ1, значение электрического сопротивления которого выбирается из условия:

где

где K(t) - скомпенсированное значение температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра; Kt0(t0), Kt0(Δt1), Kt0(Δt2) - температурная характеристика усилителя термокомпенсации при отключенных датчиках температуры в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно; KA(t0), KA(Δt1), KA(Δt2) - температурная характеристика акселерометра при отключенных датчиках температуры в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно; Kt(t0), Kt(Δt1), Kt(Δt2) - температурная характеристика выбранной конфигурации термокомпенсирующего усилителя в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно; R0, R01 - электрическое сопротивление медных катушек, подключенных ко входу термокомпенсирующего усилителя и в цепь его отрицательной обратной связи соответственно, при номинальном значении окружающей среды; αR, αM - температурные коэффициенты сопротивления резисторов RП, RП1 и медных катушек R0, R01 соответственно; Δt - приращение значения температуры окружающей среды акселерометра относительно ее номинального значения. Подключение двух датчиков температуры в схему термокомпенсирующего усилителя позволяет линеаризовать скомпенсированную температурную характеристику акселерометра, что обеспечивает уменьшение температурной нестабильности его коэффициента преобразования и снижение трудоемкости процесса его температурной отладки. 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного измерения ускорений в системах коррекции дальности полета реактивных снарядов.

Известен компенсационный акселерометр [1], содержащий чувствительный элемент, датчик положения, магнитоэлектрический силовой преобразователь с постоянным магнитом и компенсационной катушкой, первый вывод которой подсоединен к выходу усилителя, соединенные последовательно своими первыми выводами первой и второй масштабные резисторы, балластный резистор, первый и второй компараторы, логическое устройство ИЛИ, реле, первый вывод балластного резистора подключен к второму выводу компенсационной катушки, к второму выводу балластного резистора подключен второй вывод первого масштабного резистора, точка соединения балластного и первого масштабного резисторов соединена с противоположными по знаку входами первого и второго компараторов, выход первого компаратора подключен к одному входу логического устройства ИЛИ, выход второго компаратора подключен к другому входу логического устройства ИЛИ, к выходу логического устройства ИЛИ подключено реле, первый замыкающий контакт которого подключен между точкой соединения компенсационной катушки с балластным резистором и точкой соединения первого и второго масштабных резисторов, а второй замыкающий контакт подключен между точкой соединения балластного резистора с первым масштабным резистором и точкой соединения первого и второго масштабных резисторов.

Недостатком указанного акселерометра является значительная температурная нестабильность его коэффициента преобразования, минимальное значение которой определяется минимально возможной температурной нестабильностью индукции магнитов обратного преобразователя.

Известен компенсационный акселерометр [2], содержащий инерционный элемент, колебательную систему, преобразователь перемещения, усилитель, выход которого соединен с последовательно соединенными обмоткой обратного преобразователя и масштабирующим резистором, конденсатор, включенный параллельно обмотке обратного преобразователя, резистор отрицательной обратной связи усилителя, один вывод которого подключен к его инвертирующему входу, а другой вывод - к точке соединения обмотки обратного преобразователя и масштабирующего резистора.

Недостатком акселерометра является низкая температурная стабильность его коэффициента преобразования из-за отсутствия в его составе цепей термокомпенсации, обеспечивающих значение температурной нестабильности коэффициента преобразования не хуже 0,004%/°C.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является компенсационный акселерометр [3], содержащий инерционный элемент, колебательную систему, датчик перемещения, усилитель цепи уравновешивания, выход которого соединен с последовательно соединенными обмоткой обратного преобразователя и масштабирующим резистором, резистор цепи отрицательной обратной связи усилителя, один вывод которого подключен к его инвертирующему входу, дополнительный усилитель и резистор его обратной связи, подключенной к его инвертирующему входу цепью, содержащей параллельное включение медной обмотки датчика температуры и шунтирующего ее резистора RП, соединенной последовательно с резистором RШ, а также дополнительный конденсатор CДОП, подключенный параллельно к масштабирующему резистору, а свободный вывод резистора отрицательной обратной связи усилителя цепи уравновешивания подключен к его выходу. Электрические сопротивления резисторов RП, RШ определяются из выражений

где γ - назначенное значение составной части общей погрешности;

R0 - электрическое сопротивление медной катушки при температуре, соответствующей середине температурного интервала;

αR, αM - температурные коэффициенты сопротивлений резистора RП и медной катушки R0;

n - установленное отношение температурных приращений сопротивлений RП и R0 (n>1);

ΔT - приращение температур относительно середины интервала температуры, воздействующей на акселерометр.

Недостатком акселерометра является значительная сложность регулирования температурного коэффициента усиления акселерометра при решении задачи компенсации температурных погрешностей на уровне менее 0,8%/100°C вследствие значительной нелинейности скомпенсированной температурной характеристики акселерометра, обусловленной наложением некомпенсированной температурной характеристики, нелинейность которой тем больше, чем меньше ее наклон, и обратно пропорциональной температурной характеристики термокомпенсирующего усилителя.

Целью предлагаемого изобретения является уменьшение температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра.

Поставленная цель достигается тем, что в компенсационный акселерометр, содержащий инерционный элемент, колебательную систему, датчик перемещения, усилитель цепи уравновешивания, выход которого соединен с последовательно соединенными обмоткой обратного преобразователя и масштабирующим резистором, резистор цепи отрицательной обратной связи усилителя, один вывод которого подключен к его инвертирующему входу, а его свободный вывод - к выходу усилителя цепи уравновешивания, термокомпенсирующий усилитель, резистор его обратной связи, подключенную к инвертирующему входу термокомпенсирующего усилителя цепь, содержащую параллельное включение медной обмотки датчика температуры и шунтирующего резистора RШ, соединенное последовательно с резистором RП, a также дополнительный конденсатор CДОП, подключенный параллельно к масштабирующему резистору, в цепь отрицательной обратной связи термокомпенсирующего усилителя согласно изобретению дополнительно введена цепь из датчика температуры R01, подключенного одним выводом к инвертирующему входу операционного усилителя, другим выводом - к резистору обратной связи RОС операционного усилителя, и зашунтированного дополнительным резистором RШ1, электрическое сопротивление которого выбирается из следующего условия

где

где K(t) - скомпенсированное значение температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра;

Kt0(t0), Kt0(Δt1), Kt0(Δt2) - температурная характеристика усилителя термокомпенсации при отключенных датчиках температуры в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно;

KA(t0), KA(Δt1), KA(Δt2) - температурная характеристика акселерометра при отключенных датчиках температуры в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно;

Kt(t0), Kt(Δt1), Kt(Δt2) - температурная характеристика выбранной конфигурации термокомпенсирующего усилителя в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно;

R0, R01 - электрическое сопротивление медных катушек, подключенных ко входу термокомпенсирующего усилителя и в цепь его отрицательной обратной связи соответственно, при номинальном значении температуры окружающей среды;

αR, αM - температурные коэффициенты сопротивления резисторов RП, RП1 и медных катушек R0, R01 соответственно;

Δt - приращение значения температуры окружающей среды акселерометра относительно ее номинального значения.

Подключение дополнительного датчика температуры в обратную связь термокомпенсирующего усилителя позволяет линеаризовать скомпенсированную температурную характеристику акселерометра, что обеспечивает уменьшение температурной нестабильности его коэффициента преобразования и снижение трудоемкости процесса его температурной отладки.

На фиг. 1 представлена обобщенная структурная схема компенсационного акселерометра, содержащего:

1 - инерционный элемент;

2 - колебательную систему;

3 - преобразователь перемещения;

4 - усилитель цепи уравновешивания;

5 - обратный преобразователь;

6 - узел подключения масштабирующего резистора;

7 - термокомпенсирующий усилитель.

На фиг. 2 представлена обобщенная конфигурация термокомпенсирующего усилителя, содержащего:

RП - последовательный резистор цепи, подключенной к инвертирующему входу термокомпенсирующего усилителя;

RОС - резистор обратной связи термокомпенсирующего усилителя;

R0(t), R01(t) - медные датчики температуры;

RШ, RШ1 - шунтирующие резисторы;

DA - операционный усилитель.

На фиг. 3 представлены результаты моделирования процесса термокомпенсации средствами программы Mathcad с термокомпенсирующим усилителем согласно [3] и согласно предложенному техническому решению:

а - при конфигурации термокомпенсирующего усилителя [3], содержащей цепь из датчика температуры R0(t), зашунтированного резистором RШ, подключенную к инвертирующему входу термокомпенсирующего усилителя;

б - при конфигурации термокомпенсирующего усилителя, содержащей цепь из датчика температуры R0(t), зашунтированного резистором RШ, подключенную к инвертирующему входу термокомпенсирующего усилителя, и дополнительную цепь, состоящую из датчика температуры R01(t), зашунтированного резистором RШ1.

Процесс термокомпенсации реализуется следующим образом. Предварительно экспериментальным путем определяется температурная характеристика акселерометра KA(t) при отключенных датчиках температуры. В том случае, если полученные значения KA(Δt1) и KA(Δt2) не удовлетворяют заданным требованиям, по результатам моделирования, реализующего алгоритм нахождения корней уравнений, описывающих условие (1) ,определяется конфигурация термокомпенсирующего усилителя, обеспечивающая минимизацию температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра:

- на основе полученных значений KA(Δt1), KA(Δt1) выбирается оптимальная конфигурация термокомпенсирующего усилителя;

- задаются начальные условия задачи: KA(t), RП, RОС, R0, R01;

- выполняется поиск решений (RШ, RШ1) системы неравенств, реализующих условие (1);

- оценивается соответствие заданным требованиям расчетной характеристики K(t) с выбранной конфигурацией термокомпенсирующего усилителя.

После подключения выбранной конфигурации термокомпенсирующего усилителя в измерительную цепь акселерометра экспериментальным путем определяется скомпенсированная характеристика K(t) акселерометра.

Результаты оценки эффективности предлагаемого решения на основе моделирования средствами программы Mathcad приведены в таблице 1.

Моделирование процесса термокомпенсации при конфигурации термокомпенсирующего усилителя с предложенной конфигурацией (Фиг. 3) при значениях K A 50 = 1 , 3 % , K A + 50 = 0 , 6 % дает результат K 50 = 0 , 007 % , K + 50 = 0 , 004 % , что подтверждает существенное расширение возможностей по минимизации температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра.

Эффективность решения подтверждена результатами серийного изготовления и испытаний в составе изделия акселерометров АЛЕ 055-01 по КД, откорректированной с применением предлагаемого технического решения, в 2012 году.

Источники информации

1. RU патент № 2155965, G01 Р 15/13. Компенсационный акселерометр. Опубл.10.09.2000.

2. RU патент № 2138822, G01 P 15/08. Компенсационный аселерометр. Опубл.27.09 1999.

3. RU патент № 2341805, G01 P 15/13. Компенсационный акселерометр. Опубл. 2012.2008.

Компенсационный акселерометр, содержащий инерционный элемент, колебательную систему, датчик перемещения, усилитель цепи уравновешивания, выход которого соединен с последовательно соединенными обмоткой обратного преобразователя и масштабирующим резистором, резистор цепи отрицательной обратной связи усилителя, один вывод которого подключен к его инвертирующему входу, а его свободный вывод - к выходу усилителя цепи уравновешивания, термокомпенсирующий усилитель, резистор его обратной связи, подключенную к инвертирующему входу термокомпенсирующего усилителя цепь, содержащую параллельное включение медной обмотки датчика температуры и шунтирующего резистора RШ, соединенное последовательно с резистором RП, а также дополнительный конденсатор CДОП, подключенный параллельно к масштабирующему резистору, отличающийся тем, что в цепь отрицательной обратной связи термокомпенсирующего усилителя дополнительно введена цепь из датчика температуры R01, подключенного одним выводом к инвертирующему входу операционного усилителя, другим выводом - к резистору обратной связи RОС операционного усилителя, и зашунтированного дополнительным резистором RШ1, электрическое сопротивление которого выбирается из следующего условия

где

где K(t) - скомпенсированное значение температурной нестабильности коэффициента преобразования акселерометра;
Kt0(t0), Kt0(Δt1), Kt0(Δt2) - температурная характеристика усилителя термокомпенсации при отключенных датчиках температуры в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно;
KA(t0), KA(Δt1), KA(Δt2) - температурная характеристика акселерометра при отключенных датчиках температуры в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно;
Kt(t0), Kt(Δt1), Kt(Δt2) - температурная характеристика выбранной конфигурации термокомпенсирующего усилителя в условиях воздействия номинальной, пониженной и повышенной рабочих температур акселерометра соответственно;
R0, R01 - электрическое сопротивление медных катушек, подключенных ко входу термокомпенсирующего усилителя и в цепь его отрицательной обратной связи соответственно, при номинальном значении окружающей среды;
αR, αM - температурные коэффициенты сопротивления резисторов RП, RП1 и медных катушек R0, R01 соответственно;
Δt - приращение значения температуры окружающей среды акселерометра относительно ее номинального значения.
.



 

Похожие патенты:

Акселерометр предназначен для применения в качестве чувствительного элемента в системах стабилизации и навигации. Изобретение может найти применение в приборах измерения механических величин компенсационного типа.

Изобретение относится к системам навигации и может применяться в приборах измерения механических величин компенсационного типа. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерительным преобразователям линейного ускорения. Компенсационный акселерометр содержит корпус со стойкой, первую пластину из монокристаллического кремния, вторую пластину с двумя неподвижными электродами дифференциального емкостного преобразователя положения, третью пластину, магнитоэлектрический силовой преобразователь с постоянным магнитом, усилитель, причем последовательно по длине стойки от основания стойки установлены постоянный магнит, вторая пластина, первая пластина и третья пластина.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа с дискретным выходом в системах стабилизации, навигации и наведения.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа с дискретным выходом в системах стабилизации, навигации и наведения.

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в микромеханических компенсационных акселерометрах. Чувствительный элемент содержит инерционную массу, упругие элементы, катушку обратной связи, проводящие дорожки для электрической связи катушек обратной связи со схемой управления, стеклянные обкладки, внешнюю рамку, с расположенными на ней площадками крепления к стеклянным обкладкам.

Изобретение относится к области точного приборостроения, в частности к приборам измерения параметров движения летательных аппаратов, и может быть использовано при изготовлении маятниковых компенсационных акселерометров, предназначенных для измерения значительных линейных ускорений.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в приборах компенсационного типа в системах стабилизации и навигации. .

Изобретение относится к устройствам для измерения ускорений и может быть использовано в системах стабилизации и навигации. Сущность: устройство содержит чувствительный элемент (1), датчик положения (2), выход которого соединен с входом усилителя (4) со стабильным коэффициентом усиления, магнитоэлектрический силовой преобразователь (15), включенный в отрицательную обратную связь. При этом в него введены аналоговая, интегрирующая и дискретная отрицательные обратные связи. Аналоговая отрицательная обратная связь реализована с выхода датчика (2) положения на один из входов магнитоэлектрического силового преобразователя (15) через последовательно соединенные по информационным входам усилитель (4) переменного тока, первый логический элемент (5), схему (8) исключающее ИЛИ, фильтр (9), первый преобразователь (10) напряжение-ток и сумматор (11). Интегрирующая отрицательная обратная связь реализована с выхода схемы (8) исключающее ИЛИ на вход магнитоэлектрического силового преобразователя (15) через последовательно соединенные по информационным входам первый интегратор (12), второй преобразователь (13) напряжение-ток и сумматор (11). Дискретная отрицательная обратная связь введена с выхода схемы (8) исключающее ИЛИ на вход магнитоэлектрического силового преобразователя (15) через последовательно соединенные по информационным входам триггер (14) и сумматор (11). Кроме того, генератор (3) опорного напряжения соединен как с датчиком (2) положения, так и с фазовым сдвигателем (6). Выход фазового сдвигателя (6) соединен с одним из входов схемы (8) исключающее ИЛИ через второй логический элемент (7). Один из выходов триггера (14) соединен с входом реверсивного двоичного счетчика (16), выход которого является дискретным выходом акселерометра. Технический результат: расширение полосы пропускания и увеличение точности измерения ускорений. 6 ил.

Компенсационный акселерометр предназначен для применения в системах стабилизации и навигации. Устройство содержит чувствительный элемент, датчик положения, выход которого соединен с входом усилителя со стабильным коэффициентом усиления, магнитоэлектрический силовой преобразователь, включенный в отрицательную обратную связь. При этом в него дополнительно введены аналоговая, интегрирующая и дискретная интегрирующая отрицательные обратные связи. Аналоговая отрицательная обратная связь реализована с выхода датчика положения на один из входов магнитоэлектрического силового преобразователя через последовательно соединенные по информационным входам усилитель переменного тока, первый логический элемент, схему исключающее ИЛИ, фильтр, первый преобразователь напряжение-ток и сумматор. Интегрирующая отрицательная обратная связь реализована с выхода схемы исключающее ИЛИ, на вход магнитоэлектрического силового преобразователя через последовательно соединенные по информационным входам первый интегратор, второй преобразователь напряжение-ток и сумматор. Дискретная интегрирующая отрицательная обратная связь введена с выхода схемы исключающее ИЛИ на вход магнитоэлектрического силового преобразователя через последовательно соединенные по информационным входам второй интегратор, триггер и сумматор. Кроме того, генератор опорного напряжения соединен как с датчиком положения, так и с фазовым сдвигателем, выход которого соединен с одним из входов схемы исключающее ИЛИ через второй логический элемент, а один из выходов триггера соединен с входом реверсивного двоичного счетчика, выход которого является дискретным выходом компенсационного акселерометра. Технический результат заключается в расширении полосы пропускания и увеличении точности измерения ускорений. 3 ил.

Изобретение относится к датчикам первичной информации (приборам) для измерения линейного ускорения. Сущность изобретения заключается в том, что в компенсационном маятниковом акселерометре, в котором магнитоэлектрический датчик момента представляет собой две магнитные системы, состоящие из постоянных магнитов, закрепленных с торцевой части в магнитопроводы в виде обода, катушка датчика момента напылена на верхней и нижней поверхностях единой пластины монокристаллического кремния маятникового чувствительного элемента, измерительный узел выполнен в виде компактного пакета, склеенного в не менее чем в четырех местах контакта пазов на плоских изолирующих платах и платиках единой пластины монокристаллического кремния маятникового чувствительного элемента, подача и вывод электрического сигнала на элементы измерительного узла от элементов электроники осуществляется с помощью токопроводящих контактов, выполненных в виде штырей, крепление элементов магнитных систем, измерительного узла и элементов электроники осуществляется с помощью направленных навстречу друг другу пар винтов, закрепленных в общей трубке с внутренней резьбой, при этом в основаниях головок которых расположены уплотняющие прокладки, элементы электроники и термодатчик расположены в отдельном отсеке, который изолируется крышкой, а в месте контакта элементов магнитной системы и платы электроники расположена изолирующая прокладка, кроме того, в защитном кожухе предусмотрено отверстие для осуществления вакуумирования внутреннего пространства прибора. Технический результат - повышение точности измерения. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, представляет собой компенсационный акселерометр и предназначено для использования в качестве измерительного преобразователя линейных ускорений. Акселерометр содержит корпус, первую пластину из монокристаллического кремния с подвижной и неподвижной частями и соединяющими их упругими перемычками по оси подвеса, дифференциальный емкостный преобразователь положения с двумя неподвижными электродами на второй пластине, третью пластину, магнитоэлектрический силовой преобразователь с постоянным магнитом и компенсационной катушкой, установленной на двух подставках на подвижной части, груз на подвижной части, усилитель. Для минимизации угловой деформации подвижной части первой пластины при температурных воздействиях на ней в области расположения установленных симметрично относительно оси подвеса подставок выполнены прорези. Техническим результатом является повышение точности измерения ускорения. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может найти применение в приборах измерения механических величин компенсационного типа. Компенсационный акселерометр содержит чувствительный элемент, датчик угла, фазовый детектор отрицательной обратной связи, интегрирующий усилитель. Генератор опорного напряжения соединен как с входом датчика угла, так и с входом фазового детектора отрицательной обратной связи. Выход компаратора соединен последовательно по информационным входам с входом датчика момента через преобразователь уровня, пару ждущих синхронных генераторов, реверсивный двоичный счетчик, суммирующий двоичный счетчик, выход которого соединен с одним из входов схемы сравнения, пороговый элемент, электронный ключ, генератор тока, соединенный с входом электронного ключа. Генератор вспомогательной частоты соединен с входами компаратора, пары ждущих синхронных генераторов, суммирующего двоичного счетчика и реверсивного двоичного счетчика. Один из выходов фазового детектора отрицательной обратной связи соединен с входом датчика момента через фильтр. На вход компаратора введена стабилизирующая цепь, содержащая два контура, вход которой соединен с выходом фазового детектора отрицательной обратной связи. Выход реверсивного двоичного счетчика является цифровым выходом компенсационного акселерометра. Технический результат заключается в возможности измерения ускорений, при этом компенсационный акселерометр работает в автоколебательном режиме, с астатизмом и с расширенной полосой пропускания и значительным быстродействием. 3 ил.

Изобретение относится к средствам измерения линейных ускорений. Сущность: акселерометр содержит корпус (1), в котором размещены маятниковый пластинчатый чувствительный элемент (МЧЭ) (2), упругий подвес, посредством которого МЧЭ связан с корпусом (1); магнитоэлектрический датчик (3) момента, фотоэлектрический датчик (6) угла перемещения, компенсационный усилитель (10). Упругий подвес состоит из двух соосно расположенных металлических растяжек (7) с прямоугольным поперечным сечением, закрепленных в МЧЭ (2) и в корпусе (1), и устройства (8) крепления растяжек (7). Металлические растяжки (7) являются токопроводами к выводам катушек (5) магнитоэлектрического датчика (3) момента. При этом обе растяжки (7) установлены так, что их большая сторона сечения параллельна продольной оси катушек магнитоэлектрического датчика (3) момента. Технический результат: увеличение динамического диапазона измерений, обеспечение малой величины и высокой стабильности смещения нуля прибора, обеспечение надежности в условиях механических воздействий. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно - к инерционным датчикам порогового действия, осуществляющим регистрацию и запоминание в автономном режиме (без источника электропитания) информации о достижении ускорением заданных предельных уровней. Датчик предельных ускорений содержит корпус с установленным в нем инерционным телом, предварительно поджатым к упору упругим элементом, установленным с возможностью перехода из одного устойчивого положения в другое путем прощелкивания. Упругий элемент выполнен в виде гибкой тарельчатой пружины с краевыми гофрами, имеющей на участке рабочего хода отрицательную жесткость, при этом в центральном отверстии тарельчатой пружины установлено инерционное тело сферической формы. Технический результат: повышение точности срабатывания датчика при действии ускорений, действующих вдоль и под углом к оси датчика, в том числе ударных импульсов произвольной формы, и повышение устойчивости в условиях вибронагружений. 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в приборах измерения механических величин компенсационного типа. Заявлен компенсационный акселерометр, содержащий чувствительный элемент, датчик угла, выход которого соединен с входом усилителя, датчик момента, отрицательную обратную связь, фазовый детектор отрицательной интегрирующей обратной связи, вход которой соединен с выходом усилителя. Дополнительные входы датчика угла и фазового детектора отрицательной интегрирующей обратной связи соединены с выходом генератора опорного напряжения. Выход фазового детектора отрицательной интегрирующей обратной связи соединен с входом интегрирующего усилителя, выходы которого соединены с входами пары ждущих синхронных генераторов через управляемый релейный элемент и преобразователь уровня. Выходы пары ждущих синхронных генераторов соединены с входом двоичного умножителя через последовательно соединенные по информационным входам реверсивный двоичный счетчик, преобразователь дополнительного кода в прямой и схему собирания, и выход двоичного умножителя соединен через цифровой фильтр с одним из входов знакового переключателя, другой вход которого соединен с выходом реверсивного двоичного счетчика. Выход знакового переключателя соединен с входом датчика моментов через сумматор. Выход двоичного умножителя является дискретным выходом. Дополнительные входы пары ждущих синхронных генераторов, управляемого релейного элемента соединены с выходом схемы синхронизации. В отрицательную обратную связь введен блок управления динамической ошибкой, вход которого соединен с выходом фазового детектора отрицательной обратной связи через сглаживающий фильтр, а выход блока управления динамической ошибкой соединен с одним из входов сумматора через преобразователь напряжение-ток. Кроме того, выход управляемого релейного элемента соединен с входом аналогового фильтра с передаточной функцией (где Т - постоянная времени, s - оператор преобразования Лапласа) и выход аналогового фильтра является аналоговым выходом устройства. Технический результат - повышение точности и расширение полосы пропускания. 3 ил.

Способ обеспечения линейности масштабного коэффициента маятникового акселерометра компенсационного типа относится к измерительной технике. Способ основан на использовании цифровой обратной связи, реализуемой микроконтроллером, в котором программным способом реализован ШИМ; ШИМ формирует последовательность рабочих импульсов, длительность которых равна τраб(n⋅T0), а таймер микроконтроллера формирует два равных по величине вспомогательных импульса длительностью τвсп и две равные по величине паузы длительностью τпауз. В способе задается правило выбора длительности интервала рабочего импульса τраб(n⋅T0), длительности вспомогательных импульсов и пауз на «n»-м такте дискретизации, а также правило взаимного размещения на каждом «n»-м такте дискретизации рабочего, вспомогательных импульсов и пауз. В начале каждого «nТ0»-го такта дискретизации размещают первый вспомогательный импульс тока; к этому вспомогательному импульсу тока присоединяют рабочий импульс; через определенный промежуток времени на интервале Т0 размещают второй вспомогательный импульс, при этом знак первого вспомогательного импульса совпадает со знаком рабочего импульса, а знак второго вспомогательного импульса противоположен знаку рабочего импульса. Среднее значение тока Iср, поступающего в обмотку датчика момента, выражается через постоянную по величине амплитуду тока в импульсе Iа, длительность рабочего импульса τраб(nТ0) и период Т0 работы ШИМ, т.е. Iср=Iа⋅τраб(nТ0)/Т0. Произведение Iа⋅τраб(n⋅Т0) - это площадь идеального импульса прямоугольной формы, которая искажается переходными процессами на передних фронтах тока в обмотку датчика момента. Требуемая линейность преобразования может быть достигнута, если в течение периода ШИМ подавать два одинаковых вспомогательных импульса разной полярности, а к одному из них присоединять рабочий импульс длительности τраб(nT0), то переходные процессы не будут искажать площадь рабочего импульса Iа⋅τраб(nТ0), т.к. переходные процессы на передних фронтах импульсов взаимно компенсируются с определенной точностью, а величина среднего за период Т0 тока, поступающего в обмотку датчика момента, будет пропорциональна только длительности рабочего импульса, т.е. измеряемому линейному ускорению. Техническим результатом изобретения является обеспечение линейности масштабного коэффициента маятникового акселерометра компенсационного типа. 1 табл., 6 ил.

Способ обеспечения линейности масштабного коэффициента маятникового широкодиапазонного акселерометра компенсационного типа относится к измерительной технике и может быть использован в области производства приборов для измерения линейного ускорения. В процессе наладки устанавливают акселерометр на центрифугу, задают последовательно ряд линейных ускорений в диапазоне измерения акселерометра, измеряют выходной сигнал акселерометра в зависимости от величины заданного линейного ускорения, корректируют параметры системы, обеспечивая линейность зависимости выходного сигнала от заданного линейного ускорения. Согласно изобретению после измерения последовательности значений зависимости выходной информации Qвых n от заданных линейных ускорений an=g⋅n, где n - значение перегрузки, определяют значения корректирующих коэффициентов Ккорр(n)=Qвых 1⋅n/Qвых n, где Qвых 1 - выходная информация при действии линейного ускорения a1=g, Qвых 1⋅n - значение выходной информации, которое должно было быть получено при условии линейности масштабного коэффициента; посредством внешнего компьютера выполняют аппроксимацию функции Ккорр(n), вводят в память микроконтроллера обратной связи акселерометра данные аппроксимирующего полинома, при эксплуатации акселерометра определяют микроконтроллером частичные отрезки полинома, к которым относятся измеренные акселерометром ускорения, определяют посредством микроконтроллера для измеренных ускорений корректирующие коэффициенты и выполняют корректировку микроконтроллером измеренной выходной информации путем ее умножения на соответствующие корректирующие коэффициенты. Технический результат изобретения – обеспечение линейности масштабного коэффициента широкодиапазонного маятникового акселерометра компенсационного типа. 5 ил.
Наверх