Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. В объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. На каждом торце зубчатого венца и прилегающей к нему части тела колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу. В кольцах выполнены карманы для размещения в них вставок. В результате обеспечивается возврат вытесненного из зоны зацепления зубчатого колеса смазочного материала обратно в зону зацепления зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр.96.

Недостаток данного колеса состоит в том, что консистентный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, при работе колеса вытесняется зубьями сопряженного колеса во впадины между зубьями и в дальнейшем процессе трения не участвует.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2390678, кл. F16H 57/04, опубл. 27.05.2010 г., Бюл. №15. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, в объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала. Наличие вставок не позволяет смазочному материалу накапливаться в нерабочих участках впадин зубьев - в зоне их сопряжения с телом колеса - и тем самым исключаться из процесса трения сопряженных колес.

Недостаток прототипа состоит в том, что вытесняемый с рабочих поверхностей зубьев смазочный материал при этом вытесняется частично на тело колеса, откуда его затруднительно возвратить обратно в зону зацепления. При этом вытесненный и попавший на тело колеса смазочный материал в дальнейшем процессе трения зубьев не участвует, что приводит к перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача оптимизации режима смазывания зубчатых колес консистентными материалами.

Для этого зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, в объемах впадин венца, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала, причем размер вставок вдоль ширины зубчатого венца больше ширины зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса; на каждом торце зубчатого венца и примыкающей к нему части тела колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая - перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу, а в кольцах выполнены карманы для размещения в них вставок.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо - вид с его торца (фиг.1) и сечения колеса (фиг.2, 3).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубья 2, рабочие поверхности 3 и 4 зубьев, торцы 5 и 6 зубьев, упругие вставки 7, кольца 8 и 9, карманы 10 и 11 вставок 7, зуб 12 сопряженного колеса, ширина b зуба колеса, ширина bш зуба сопряженного колеса, ширина h упругой вставки 7.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Консистентный смазочный материал, нанесенный на боковые рабочие поверхности 3 и 4 зубьев 2, при работе колеса в зацеплении с зубьями 12 сопряженного колеса, вытесняется с рабочих поверхностей зубьев в зону сопряжения ножек зубьев колеса с его телом 1 - в зону упругих вставок 7. Наличие этих вставок не позволяет смазочному материалу скапливаться в этих зонах, и смазочный материал вытесняется из впадин зубчатого венца - на торцы (5, 6) зубьев и в направлении тела 1 колеса. Наличие на торцах колеса колец 8 и 9 не позволяет смазочному материалу перемещаться на тело колеса; вытесненный смазочный материал скапливается на торцах (5, 6) зубьев 2 и стенках колец (8, 9), обращенных к сопряженному колесу, откуда его легко возвратить обратно в зону зацепления зубьев колес - например, посредством скребка, - на боковые поверхности 3 и 4 зубьев колеса. Выполнение вставок 7 удлиненными (длиной h) диной больше, чем ширина (bш) зубьев 12 сопряженного колеса (и больше, чем ширина b самого колеса), позволяет осуществлять сопряжение элементов колеса с зубьями сопряженного колеса без заклинивания, что особенно необходимо, если ширина зубчатого венца сопряженного колеса больше, чем ширина зубчатого венца данного колеса (например, если сопряженным колесом является шестерня, у которой ширина зубчатого венца больше, чем ширина зубчатого венца зубчатого колеса, - задается технологически).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечить возврат вытесненного из зоны зацепления смазочного материала обратно в эту зону, тем самым обеспечить требуемую износостойкость рабочих поверхностей зубьев колеса и повысить долговечность колеса в целом.

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, смазываемое консистентным смазочным материалом, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, в объемах впадин которого, не занимаемых при зацеплении зубьями сопряженного колеса, укреплены вставки, выполненные из упругого материала, отличающееся тем, что размер вставок вдоль ширины зубчатого венца больше ширины зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса, на каждом торце зубчатого венца и примыкающей к нему части тела колеса укреплено соосное колесу кольцо L-образного сечения, одна часть которого параллельна торцу колеса, а другая перпендикулярна торцу колеса и имеет диаметр, равный диаметру окружности, описываемой при вращении колеса частями вставок, обращенных к сопряженному зубчатому колесу, а в кольцах выполнены карманы для размещения в них вставок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, установленную на валу 2 с осевым смазочным каналом 3, и зубчатый венец 4 с зубьями 5.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием, преимущественно низкоскоростных нереверсивных.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, смазкоудерживающие карманы в виде полок 3 с бортиками 4, расположенные у торцов 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей на одном уровне с ними с минимальным зазором Δ относительно торцов зубьев этого колеса и зубьев 10 сопряженного в передаче парного колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с осевым смазочным каналом 3, установленную на валу 2, и зубчатый венец 4 с зубьями 5.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для исследования работы реальных зубчатых передач на их роликовых аналогах. Модель зубчатой передачи содержит пару сопряженных цилиндрических роликов 1 и 2, расположенных вертикально и установленных с возможностью вращения в корпусе 5 машины трения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6.

Изобретение относится к смазке механизма, в частности коробки передач автомобиля. Механизм содержит установленный в картере (29) с возможностью вращения первый вал (18), смазочный канал (44), выполненный в первом вале (18) по его оси, и точки смазки (58, 59), снабжаемые смазочным материалом по питающей магистрали (44, 52) со смазочным каналом (44). Между выпускным отверстием смазочного канала (44) и точкой смазки расположен в первой стенке (53) картера (29) участок (52) питающей магистрали (44, 52). Изобретение направлено на снабжение смазочным материалом труднодоступных точек смазки. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство для охлаждения дифференциала моста автомобиля содержит воздухонаправляющую пластину для направления воздушного потока под автомобилем. Воздухонаправляющую пластину крепят к дифференциалу моста так, что внутреннее движение дифференциала моста вызывает регулировку воздухонаправляющей пластины. Способ охлаждения дифференциала моста автомобиля заключается в том, что на автомобиле используют упомянутое устройство для охлаждения дифференциала моста. При торможении автомобиля воздушный поток направляют к дифференциалу моста. При движении автомобиля с постоянной скоростью воздушный поток не направляют к дифференциалу моста. При ускорении автомобиля воздушный поток направляют от дифференциала моста так, что на дифференциале моста образуется отрицательное давление. Достигается повышение эффективности охлаждения дифференциала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для подачи жидкой смазки к узлам зубчатых передач содержит масляный картер, выполненный в корпусе передачи, частично погруженное в него черпаковое колесо, смонтированное на одном из валов передачи, черпаки, закрепленные на его торце и равномерно размещенные по диаметру колеса, а также накопитель для приема масла и систему подвода смазки к трущимся узлам. Каждый черпак выполнен в виде замкнутой емкости, снабженной двумя внутренними поперечными перегородками, размещенными в центральной части ее донной поверхности и образующими сообщающиеся полости. Между перегородками выполнено сливное отверстие, снабженное выпускной трубкой, оппозитно ему в верхней части емкости выполнено отверстие для забора масла из картера. Накопитель для приема масла выполнен в виде желоба с центральной поперечной перегородкой, закрепленного на корпусе параллельно плоскости колеса с возможностью размещения сливного отверстия черпака, находящегося в верхнем положении на колесе над желобом. Система подвода смазки к трущимся поверхностям выполнена в виде распределительных трубок, вмонтированных в днище желоба. В результате обеспечивается смазка нескольких зубчатых зацеплений реверсивного тихоходного черпакового колеса при одновременном исключении инерционных нагрузок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к системе привода колес с электродвигателем. Электродвигатель (2А) и редуктор (12А) скорости типа планетарной зубчатой передачи последовательно расположены от внешней стороны в направлении ширины транспортного средства. Электродвигатель (2В) и редуктор (12В) скорости типа планетарной зубчатой передачи последовательно расположены от внешней стороны в направлении ширины таким образом, что редукторы (12А), (12В) скорости типа планетарной зубчатой передачи расположены между электродвигателями (2А), (2В). Часть радиально внешней кромки кольцевого зубчатого колеса (24А) редуктора (12А) скорости типа планетарной зубчатой передачи или радиально внешней кромки кольцевого зубчатого колеса (24В) редуктора (12В) скорости типа планетарной зубчатой передачи сформирована меньшей, чем меньший участок (Р1) радиально внешней кромки электродвигателя (2А) и участок (Р2) радиально внешней кромки электродвигателя (2В). Достигается возможность расширения емкости пространства, которое сообщается с внутренней частью кожуха. 20 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к смазке в приводном узле коробки передач. Приводной узел коробки передач со вторичным валом (10) содержит выполненное по его центральной оси (12) сверление (14) для подачи смазочного масла. Посредством маслопровода (22) расположенный на концевом участке (18) вторичного вала (10) роликоподшипник (20) сообщен со сверлением (14) косвенно. Достигается повышение надежности устройства. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус 1 и масляную ванну 2 с верхним уровнем 3 смазки, представляет собой разбрызгиватель смазки, выполненный в виде короба 4 без верхней крышки, укрепленный на одном плече 10 коромысла 6, установленного на шарнире 7 внутри корпуса редуктора с возможностью его перемещения в вертикальной плоскости. Кулачок 8, установленный на приводном валу 9, расположен с возможностью периодического контактирования со вторым плечом 5 коромысла 6. Коромысло снабжено пружиной 11, перемещающей плечо 10 коромысла с коробом - после освобождения плеча 5 от воздействия кулачка 8 - вверх, до выхода верха короба из масляной ванны 2, и снабжено ограничителем 12 его перемещения вверх. На месте отсутствующей крышки короба установлен формирователь разбрызгиваемой смазки, выполненный в виде решетки, равновеликой размеру этой крышки и составленной из пластин, ребра которых перпендикулярны верху короба. В результате повышается эффективность подачи жидкой смазки. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки содержит разбрызгиватель смазки 4, выполненный в виде короба без верхней крышки. Короб 4 укреплен на одном плече 10 коромысла 6, установленного на шарнире 7 внутри корпуса редуктора с возможностью его перемещения в вертикальной плоскости. Кулачок 8 установлен на приводном валу 9 и расположен с возможностью периодического контактирования со вторым плечом 5 коромысла 6. Коромысло снабжено пружиной 11, перемещающей плечо 10 коромысла с коробом после освобождения плеча 5 от воздействия кулачка 8 вверх, до выхода верха короба из масляной ванны 2. Устройство снабжено также ограничителем 12 для ограничения перемещения вверх плеча 10 коромысла 6. На месте отсутствующей верхней крышки короба 4 установлен рассеиватель разбрызгиваемой смазки 13 в виде сетки, имеющий размер, равный размеру этой отсутствующей крышки. В результате повышается эффективность подачи жидкой смазки на трущиеся элементы редуктора. 2 ил.

Изобретение относится к насосным устройствам с двумя ступенями для автомобильных трансмиссий. Насосное устройство (10) содержит ступень (11) низкого давления насоса и ступень (12) высокого давления насоса. Первая ступень (11) насоса подает текучую среду под низким давлением к системе (13) смазки/охлаждения и к входному отверстию второй ступени (12) насоса, которая подает текучую среду под высоким давлением к гидравлической системе (14) управления. Текучая среда от обеих систем (13 и 14) возвращается посредством резервуара (16) и фильтра (15) к первой ступени (11) насоса. Достигается повышение КПД устройства. 6 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к смазочной системе коробки передач автомобиля. Смазочная система с коробкой передач с подшипниками (4-9) валов, подшипниками (10-15) ступиц зубчатых колес, зубчатыми венцами (16-27) сцепляющихся друг с другом пар (29-34) зубчатых колес механизма переключения передач и с установленными с возможностью перемещения вдоль оси опорами синхронных элементов (35, 36, 37) сцепления. Циркуляция смазочного материала в контуре (38) поддерживается за счет силы тяжести и направляющих компонентов для подачи (40) смазочного материала. Для первой, второй и третьей областей (41, 42, 43) смазки предусмотрены соответственно первый, второй и третий смазочные желобки (44, 45, 46) с капельными отверстиями для соответствующих областей (41, 42, 43) смазки, расположенных под ними. Ведомое коническое зубчатое колесо (50) заходит в нижний сборный бак (49) для смазочного материала, а смазочный канал (51) проходит от внешней окружности ведомого конического зубчатого колеса (50) до верхнего сборного бака (53) для смазочного материала. Достигается повышение компактности и эффективности смазки 6 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания. Способ смазывания зубчатого колеса включает обкатывание рабочих поверхностей зубьев его зубчатого венца, с прижатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни, изготовленной из прессованного смазочного материала, причем в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения.
Наверх