Способ определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. Период движения точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. При каждом периоде оборота точечного объекта по окружности в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Для каждого периода оборота точечного объекта по окружности вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле t = i = 1 n t i / n , где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки. Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции испытуемого на движущийся объект, характеризующее точность его двигательных действий, находится в допустимой зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине зоны допустимых значений времени реакции испытуемого на движущийся объект. Способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, определить максимальную скорость двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта, при которой сохраняется их точность за счет инструментальных измерений. 6 ил., 3 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [2], обусловленных способностью совершать двигательные действия в пределах короткого времени, называемой быстротой [3], и точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [4].

Известны способы оценки быстроты путем определения времени скрытого периода двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоты движений в единицу времени и производной от этих показателей - скорости передвижения [5].

Недостатком способов является невозможность определения точности двигательных действий в игровых видах спорта.

Известен способ исследования оптимальной скорости двигательных действий путем написания цифр «2», «3» и «6», предъявляемых в случайном порядке. В ходе исследований оптимальное время двигательной реакции (время начала написания цифр) и оптимальный период выполнения действий (интервал предъявления цифр) принимаются равным их минимальным значениям, при которых каждое действие и деятельность в целом длительное время (200-300 с) выполняются безошибочно [6].

Недостатком способа является длительность исследования, зависимость его результатов от уровня навыка и способа написания цифр (карандашом, ручкой, мелом и т.д.).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки, оценку точности двигательных действий испытуемого принимают равной максимальному абсолютному значению ошибки не совпадения точечного объекта и метки [7].

В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако точность серии двигательных действиях не оценивается.

Технический результат предлагаемого способа заключается в определении максимальной скорости двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта, при которой сохраняется их точность.

Технический результат достигается тем, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком - и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, причем новым является то, что период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с, для каждого периода T вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле

t = i = 1 n t i / n , ( 1 )

где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с; максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект, характеризующее точность его двигательных действий, находится в допустимой зоне; точность двигательных действий оценивают по величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект.

Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой (фиг.1), состоит в нахождении некоторой величины упреждения своих двигательных действий с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных действий [8]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена в игровых видах спорта, что позволяет определить максимальную скорость двигательных действий, при которой сохраняется их точность.

Для оценки времени реакции на движущийся объект вычисляется среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки [9]. Однако оценка времени реакции на движущийся объект спортсмена игровых видов спорта, вычисленная как среднеарифметическое значение, не позволяет адекватно оценить точность его двигательных действий. Путь при тестированиия времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:

- для первого испытуемого +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10 мс, представленные на фиг.2;

- для второго испытуемого +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5 мс, представленные на фиг.3.

Среднеарифметические значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки обоих испытуемых совпадают, но их вариационный размах и рассеяние у второго испытуемого меньше, чем у первого, следовательно, точность двигательных действий второго испытуемого выше.

На фиг.1 представлена окружность, предъявляемая испытуемому на экране видеомонитора, где 1 - метка, 2 - точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

На фиг.2-3 представлены диаграммы значений ошибок запаздывания и упреждения двух испытуемых, на фиг.4-6 - графики зависимости времени реакции на движущийся объект от периода оборота движущегося объекта по окружности, построенные по результатам тестирования трех испытуемых.

Предлагаемый способ определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом.

Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся по окружности (фиг.1). Период T движения точечного объекта 2 по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с.

При каждом периоде T оборота точечного объекта 2 по окружности в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта 2 по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта 2 и метки 1 - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком - и через заданное время возобновляют движение точечного объекта 2 по окружности.

Для каждого периода T оборота точечного объекта 2 по окружности вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле (1). Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта 2 по окружности, равном 2,0 с.

Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта 2 по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект, характеризующее точность его двигательных действий, находится в допустимой зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект.

Заявляемый способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, определить максимальную скорость двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта, при которой сохраняется их точность.

Таким образом, заявляемый способ определения скорости и точности двигательных действий в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение технического результата.

Пример 1.

Испытуемому А., 17 лет, имеющему 1 разряд по волейболу, на экране видеомонитора персонального компьютера предъявили окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по часовой стрелке по окружности, совершая один оборот за 2,0 с (фиг.1)

Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения точечного объекта с положением метки нажимал клавишу клавиатуры компьютера «Пробел», выполняющую функцию кнопки «Стоп». Компьютер в момент нажатия клавиши «Пробел» останавливал движение точечного объекта по окружности, вычислял ошибку не совпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, заносил значение времени ошибки в запоминающее устройство и через 1 с продолжал движение точечного объекта по окружности.

Испытуемый в соответствии с рекомендациями [8] выполнил 13 остановок движения точечного объекта в области положения метки, первые три из которых при оценке времени реакции на движущийся объект не учитывались. В результате тестирования получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки, мс: 9, 15, 19, 11, 6, 15, 20, 12, 22, 4. Оценка времени реакции испытуемого на движущийся объект, вычисленная по формуле (1), равна 13,3 мс.

Аналогичным образом испытуемый A. выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект при периоде T оборота точечного объекта по окружности, последовательно равном 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Оценки времени реакции испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), приведены в таблице 1, график функции t=f(T) - на фиг.4.

Таблица 1
Период T, с 2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7
Оценка t, мс 13,3 10,1 10,9 10,2 12,8 19,8 22,1

На графике функции t=f(T) отметили зону Δ=13,3 мс допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, равному 1,08 с, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне. Точность двигательных действий приняли соответствующей величине зоны допустимых значений Δ времени реакции t испытуемого на движущийся объект, равной 13,3 мс.

Пример 2.

Испытуемый Л., 18 лет, имеющий 1 разряд по баскетболу, аналогично испытуемому А., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект при периоде T оборота точечного объекта по окружности, последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с.

Оценки времени реакции испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), приведены в таблице 2, график функции t=f(T) - на фиг.5.

Таблица 2
Период T, с 2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7
Оценка t, мс 16,4 13,3 14,2 10,2 10,7 17,3 21,6

На графике функции t=f(T) отметили зону Δ=16,4 мс допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, равному 0,93 с, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне. Точность двигательных действий приняли соответствующей величине зоны допустимых значений Δ времени реакции t испытуемого на движущийся объект, равной 16,4 мс.

Пример 3.

Испытуемый В., 18 лет, имеющий 1 разряд по бадминтону, аналогично испытуемому А., выполнил тест по оценке времени реакции на движущийся объект при периоде T оборота точечного объекта по окружности, последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с.

Оценки времени реакции испытуемого на движущийся объект, вычисленные по формуле (1), приведены в таблице 3, график функции t=f(T) - на фиг.6.

Таблица 3
Период T, с 2,0 1,7 1,5 1,3 1,1 0,9 0,7
Оценка t, мс 17,7 14,8 13,9 15,2 13,7 15,9 19,0

На графике функции t=f(T) отметили зону Δ=17,7 мс допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого, при которой сохраняется их точность, приняли соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, равному 0,8 с, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне. Точность двигательных действий приняли соответствующей величине зоны допустимых значений Δ времени реакции t испытуемого на движущийся объект, равной 17,7 мс.

Анализ результатов тестирования свидетельствует, что минимальный период оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне, у испытуемого В. (1 разряд по бадминтону) меньше, чем у испытуемых Л. (1 разряд по баскетболу) и А. (1 разряд по волейболу). Следовательно, максимальная скорость двигательных действий испытуемого В., при которой сохраняется их точность выше, чем у испытуемых Л. и А.

Зона допустимых значений времени реакции испытуемого А. (1 разряд по волейболу) на движущийся объект, соответствующая значению времени реакции при периоде оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с, меньше, чем у испытуемых Л. (1 разряд по баскетболу) и В. (1 разряд по бадминтону). Следовательно, точность двигательных действий испытуемого А. выше, чем у испытуемых Л. и В.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет определить скорость и точность двигательных действий спортсмена в игровых видах путем тестирования реакции на движущийся объект за счет изменения скорости движения точечного объекта по окружности.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С.16-19.

2. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С.3-9.

3. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике // Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4. - С.45-49.

4. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов. - 2010. - №3. - С.3-8.

5. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Тера-Спорт, 2003. - 208 с.

6. Маршинин Б.А. Оптимальный темп сенсомоторной деятельности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №1. - С.71-74.

7. Патент РФ 2457785, МПК A61B 5/16. Способ оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М. Роженцов В.В. - №2011122491/14; заявл. 02.06.2011; опубл. 10.08.2012.

8. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов; Под ред. В.М. Шадрина. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. - 238 с.

9. Патент РФ 2326595, МПК A61B 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - №2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008.

Способ определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком - и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, отличающийся тем, что период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с, для каждого периода T вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле
t = i = 1 n t i / n ,
где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки; строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с; максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект, характеризующее точность его двигательных действий, находится в допустимой зоне; точность двигательных действий оценивают по величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений. Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3).

Изобретение относится к области медицины, конкретно к экспериментальной медицине. Осуществляют однократное тестирование белых крыс в установке «открытое поле».
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической медицине, и предназначено для выявления лиц молодого возраста с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний для своевременной его коррекции.

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения рейтинга спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ожирения гиноидного типа. Для этого определяют тип нарушения пищевого поведения и проводят его психофизиологическую коррекцию.

Изобретение относится к медицине, судебной медицине, области измерений для диагностических целей, в том числе, в следственной практике. Интерактивное психофизиологическое тестирование (ПФТ) включает предъявление тестируемому вопросов теста, определение, анализ параметров психогенеза, используя датчики физических параметров тестируемого, индикацию результатов и вынесение суждения.

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и может быть использовано для выявления лиц с риском развития гипертонической болезни. В течение 10 лет у практически здоровых мужчин на основании их базового обследования определяют нормативные значения относительного риска развития заболевания, а также показатели шкал стандартного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), и строят график их соответствия, при показателях шкал: «невротический сверхконтроль» - свыше 45 баллов, «пессимистичность» - свыше 49 баллов, «ригидность» - свыше 58 баллов, «тревожность» - свыше 67 баллов, «индивидуалистичность» - свыше 50 баллов.
Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например, анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, в рекламном деле, функциональной диагностике, педагогике, психологии, судебной практике и криминалистике.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. На первом этапе период T оборота точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. При каждом периоде T в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый заданное число раз нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Для каждого периода Т вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле где ti - i-e значение ошибки запаздывания или абсолютное значение ошибки упреждения, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки. Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, соответствующую значению времени реакции при периоде T оборота точечного объекта по окружности, равном 2,0 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду Tmin оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект находится в допустимой зоне. На втором этапе период T задают равным Tmin, строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки - времен ошибок запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, вычисляют вариационный размах ряда по формуле R=tmax-tmin где tmax и tmin - соответственно наибольший и наименьший члены вариационного ряда, мс, и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по меньшей величине зоны допустимых значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект, меньшему периоду T оборота точечного объекта по окружности, при котором значение времени реакции t испытуемого на движущийся объект, находится в допустимой зоне, меньшему значению вариационного размаха R ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности; по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки при периоде Tmin оборота точечного объекта по окружности, наиболее близком к симметрии относительно нулевой точки. Заявляемый способ позволяет, задавая различный период движения точечного объекта по окружности, выполнить отбор подростков для занятий игровыми видами спорта путем определения скорости и точности двигательных действий, тем самым повысить достоверность отбора. 10 ил., 3 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, и к эргономике. Предварительно в состоянии высокой бдительности при активной зрительно-моторной деятельности и в процессе реальной деятельности проводят анализ частотных характеристик электроэнцефалограммы методом периодометрического анализа. Определяют число волн тета-, альфа- и гамма-диапазона в секунду. Сравнивают полученные значения. При выходе значений числа тета-, альфа- и гамма-волн в секунду за пределы значений чисел, характерных для состояния высокой бдительности, анализатор ЭЭГ преобразует комбинацию этих чисел в сенсорный сигнал и подает в автоматическом режиме предупреждающий сигнал по типу биологической обратной связи о состоянии выхода человека-оператора из контура управления. Способ повышает достоверность контрольных измерений, позволяющих своевременно подать сенсорный сигнал, что достигается за счет предварительного определения комбинации частот тета-, альфа- и гамма-ритмов ЭЭГ в состоянии высокой бдительности. 1 ил., 2 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях. Испытуемому предъявляют комплект карточек, содержащих тестирующие изображения. Используют комплект из 24 карт, каждая из которых содержит изображение, соответствующее образу одного из двенадцати образов архетипов системы К. Пирсон, таких как Невинный, Воин, Сирота, Служитель, Искатель, Разрушитель, Влюбленный, Созидатель, Мудрец, Маг, Шут и Правитель. При этом половина карт представляет собой конкретные образы архетипов, а вторая половина карт содержит абстрактные образы, символизирующие названные архетипы. Испытуемый ранжирует изображения на картах по убыванию их привлекательности для него. Карточки, фигурирующие в группе «привлекательных», показывают ведущие архетипы личности испытуемого, а карточки, фигурирующие в группе «непривлекательных», показывают архетипы, отвергаемые сознательным эго испытуемого. Группы составляют из четырех или пяти карт, причем при необходимости уточнения состава ведущих архетипов обеих групп в них оставляют архетип с наибольшим рангом в группе и/или архетипы, конкретные и абстрактные образы которых оказались в одной группе. Способ обеспечивает возможность установления ведущих архетипов и архетипов, отвергаемых сознанием человека, характеризующих личность испытуемого за счет выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности. 24 ил., 5 пр.
Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения. Используют скрининговый опросник. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. Наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов. Затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл. Отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл. Отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла. При значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия. Способ позволяет провести исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия за счет использования скринингового опросника. 2 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки быстроты и точности двигательных действий спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок не совпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Быстроту двигательных действий испытуемого оценивают по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок не совпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутому в область отрицательных значений, точность двигательных действий - по меньшему значению вариационного размаха ошибок не совпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет повысить достоверность оценки двигательных действий спортсменов-единоборцев путем определения их быстроты и точности за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий единоборствами. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутом в область отрицательных значений, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет оценить быстроту и точность двигательных действий испытуемого, тем самым повысить достоверность отбора подростков для занятий единоборствами за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психогигиене и психофизиологии, и может быть использовано для оценки динамики психофизиологического развития групп детей и подростков в процессе их взросления и обучения. Проводят психофизиологические обследования группы учащихся одного года поступления в школу на двух этапах их обучения с интервалом времени в один год с помощью «Компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат». После чего по каждому показателю психофизиологических функций дифференцированно определяют возрастной и образовательный компоненты динамики их развития. При этом возрастной компонент динамики развития определяют как среднее значение двух коэффициентов регрессии показателей психофизиологических функций относительно возраста обследуемой группы учащихся. Каждый коэффициент оценивают по результатам одного обследования. Образовательный компонент динамики развития определяют как разность между среднегрупповой величиной изменения показателя за год и возрастным компонентом развития. Затраты организма оценивают по изменению психологических и психофизиологических показателей текущего состояния нервно-психической сферы за год обучения. При этом влияние образования на развитие психофизиологических функций учащихся считают полноценным при высоких значениях образовательного компонента динамики развития в комплексе с низкими психологическими и психофизиологическими затратами за пройденный год обучения. Способ позволяет провести дифференцированную оценку возрастного и образовательного компонентов динамики психофизиологического развития в комплексе с психологическими и психофизиологическими затратами учащихся за пройденный год учебной деятельности за счет определения психофизиологических параметров. 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. Испытуемому лицу предъявляют набор изображений с персонажами. В качестве набора изображений испытуемому лицу предъявляют по 40 изображений с различными персонажами и ситуациями, которые распределены по четырем сферам: семья; интимная и сексуальная сфера; профессиональная сфера; сфера межличностных отношений и досуг. Затем испытуемому предлагают посмотреть на изображения и выбрать из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют его жизненной ситуации, и два изображения, которые неприятны или не соответствуют его жизненным ситуациям по каждой сфере. Каждому изображению соответствует номер и знак, которые определяют, фиксируют выбранные номера со знаками изображений в соответствующие ячейки в бланке. Далее определяют кодовый номер архетипа и его знак, причем знак соответствует положительной и отрицательной психологической характеристике архетипов. Каждый выбранный архетип оценивают в 1 балл, после чего подсчитывают частоту выбора испытуемым архетипов и проводят обработку данных с помощью компьютера. По результатам обработки составляют портрет психологического профиля личности. Способ позволяет повысить эффективность и объективность интегральной оценки психологического профиля личности за счет определения, подходящего для каждого индивида, архетипических изображений в различных сферах жизнедеятельности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 10 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии труда. По критериям и классификациям условий труда согласно Р.2.2.2006-05 определяют класс условий труда, на основании которых определяют величину показателей, относящихся к видам трудовой нагрузки - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной, и режим работы. Вычисляют уровень каждого вида из трудовых нагрузок - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной и режима работы по математической формуле. Далее определяют продолжительность смены, уровень личностной тревожности по тесту Спилбергера, уровень мотивации к труду по шкалам теста САН. На основании полученных данных определяют уровень функционального напряжения организма человека, процент от значения в начале смены при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках по математическому выражению. По полученному значению уровня напряжения организма человека при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках определяют стадию функционального напряжения организма: как оптимальное напряжение, как допустимое напряжение, как перенапряжение I степени, как перенапряжение II степени или как перенапряжение III степени. Способ позволяет осуществить количественное определение стадий последовательного перехода функционального состояния от напряжения к перенапряжению различной степени выраженности, а также снижение трудоемкости определения функционального напряжения организма человека при воздействии факторов напряженности трудового процесса в любых производственных условиях за счет определения и расчета условий труда и видов трудовой нагрузки, а также психологических свойств личности. 4 табл., 2 пр.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их состояния работоспособности. Оператору в случайном порядке предъявляют одинаковые по характеристикам стимулы и регистрируют время сенсомоторной реакции нажатием на кнопку. Предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, причем единовременно на текущей дискретной позиции предъявляют только одно пятно, цвет которого отличен от цвета пятна на предыдущей и последующей позициях, а длительность свечения пятен характеризуется первой и второй, увеличенной относительно первой, длительностью. Регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают работоспособность оператора. Способ позволяет повысить достоверность определения отклонений в состоянии работоспособности оператора по снижению уровня показателей внимания за счет инструментальных исследований. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх