Топливная композиция

Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей, включающей среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, при этом присадка представляет собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99. Технический результат изобретения заключается в повышении цетанового числа и улучшении смазывающей способности топлив для дизельных двигателей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к производству топливных композиций для дизельных двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве топлив для двигателей, соответствующих нормам ЕВРО-3 и выше.

Известен способ изготовления дизельного топлива с использованием добавки циклогексилнитрата в количестве 0,5-1,5% от объема конденсата (Заявка на изобретение RU 94035543 A1). Недостатком данного изобретения является использование циклогексилнитрата, приводящего к снижению температуры вспышки, что ограничивает содержание добавки в концентрациях меньших, эффективных с точки зрения повышения цетанового числа, значений. Кроме того, циклогексилнитрат также имеет низкую смазывающую способность [Данилов A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей. - Справ. изд. - М.: Химия, 2000. - 232 с.].

Известно, что присадки на основе алкилнитратов заметно ухудшают смазывающую способность дизельного топлива, увеличивая диаметр пятна износа [Г.Н. Новацкий, С.В. Водолажский, Б.Г. Соколов. Современные методы улучшения качества дизельного топлива. // НефтьГазПромышленность. - 2004. - №1].

Это объясняется повышенной окислительной способностью данных присадок. Продукты окисления, попадая в зону трения, вызывают повышенный износ [Митусова Т.Н. Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству. // Мир нефтепродуктов. - 2009. - №9-10. - С.6-9].

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является дизельное топливо (авторское свидетельство SU 1113401, C10L 1/08). Для повышения качества топлива для дизеля и его удешевления используют фракцию парафиновых углеводородов C5-C9 в количестве 5-60 мас.%. Недостатком данного изобретения является применение парафиновых углеводородов, которые отрицательно влияют на низкотемпературные характеристики дизельного топлива, ограничивая тем самым их содержание в топливе.

Техническая задача предлагаемого изобретения заключается в улучшении пусковых свойств топливной композиции за счет использования присадки, полученной из побочных продуктов.

Поставленная задача достигается тем, что топливная композиция для дизельных двигателей, включающая среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, согласно изобретению в качестве присадки содержит алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена. Композиция содержит, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99. Целесообразно в качестве среднедистиллятного жидкого топлива использовать дизельное топливо.

Для приготовления топливной композиции присадку, представляющую собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.

В таблице 1 приведены физико-химические показатели топливной композиции, содержащей в составе присадку в количестве 1,0 мас.% и дизельное топливо - 99,0 мас.%, а также приведены нормируемые значения по ГОСТ Р 52368-2005 (EN590: 2004).

Из таблицы 1 следует, что значения физико-химических показателей топливной композиции, содержащей в составе присадку в количестве 1,0 мас.% и 99,0 мас.% - дизельное топливо, находятся в диапазоне нормируемых значений.

На чертеже представлена зависимость цетанового числа от содержания присадки в составе топливной композиции.

Из представленной на чертеже зависимости следует, что при увеличении содержания присадки в топливной композиции повышается цетановое число. Так, например, при концентрации 0,5 мас.% присадки в топливной композиции значение цетанового числа по сравнению с исходным дизельным топливом повысилось на 5,2 ед. (10,2%). Введение присадки в топливную композицию практически не влияет на противоизносные свойства топливной композиции. Наблюдается незначительное снижение скорректированного диаметра пятна износа - до 10%.

Топливная композиция, содержащая небольшое количество повышающей цетановое число присадку, представляющую собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, и дизельное топливо, обладает высокими значениями цетанового числа, что приводит к улучшению эксплуатационных свойств. За счет использования доступного исходного сырья для производства присадки, а также невысокого ее удельного расхода снижается себестоимость предлагаемой топливной композиции.

Таблица 1
Физико-химические показатели топливной композиции
№ п/п Наименование показателя Нормируемое значение Фактическое значение
1. Цетановое число, не менее 51,0 58,5
2. Плотность при 15°C, кг/м3 820-845 833,2
3. Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более 8,0 4,0
4. Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива: вид I 350 222
5. Температура вспышки в закрытом тигле, °C, выше 55 64
6. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более 0,30 0,05
7. Зольность, % (по массе), не более 0,010 0,005
8. Содержание воды, мг/кг, не более 200 14
9. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 4
10. Коррозия медной пластинки (3 ч. при 50°C), единицы по шкале Класс 1 Класс 1
11. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м, не более 25 21
12. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60°C, мкм, не более 460 429
13. Кинематическая вязкость при 40°C, мм2 2,00-4,50 2,48
14. Фракционный состав:
при t 250°C, % (по объему), менее 65 18
при t 350°C, % (по объему), не менее 85 96
95% (по объему) перегоняется при t, °C, не выше 360 350
15. Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более 7,0 -
16. Предельная температура фильтруемости, °C, не выше
A 5 -
B 0 -
C -5 -8
D -10 -
E -15 -
F -20 -

1. Топливная композиция для дизельных двигателей, включающая среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, отличающаяся тем, что в качестве присадки содержит алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
- среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99;
- алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00.

2. Топливная композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве среднедистиллятного жидкого топлива используют дизельное топливо.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу применения моторного топлива, полностью состоящего из твердых парафинов и нефтешламов, в котором твердое или вязкое топливо загружают в термоизолированный топливный бак, нагревают до температуры 70-85°С и через фильтр топливным насосом низкого давления подают к насосу высокого давления, а затем на топливные форсунки цилиндров или турбину мотора, причем фильтр, топливные насосы и трубопроводы топливной системы мотора выполнены теплоизолированными, что позволяет сохранять в них температуру топлива не ниже 70ºС.

Изобретение относится к бессвинцовой топливной композиции, которая содержит: (а) в качестве основной своей части смесь углеводородов в пределах кипения бензина и (b) небольшое количество смеси добавок, содержащей (i) одно или более соединений п-алкокси-N-алкилароматического амина, имеющего формулу I, в которой, R13 обозначает водород, и R12 обозначает метильную, этильную, пропильную или бутильную группу, и (ii)один или более дициклопентадиенов; при этом компоненты (b)(i) и (b)(ii) присутствуют в смеси добавок в соотношениях в пределах от примерно 1:19 до примерно 4:3.

Изобретение относится к применению продукта реакции (i) соединения, содержащего фрагмент -NR1R2, где R1 представляет собой группу, содержащую от 4 до 44 атомов углерода, а R2 представляет собой атом водорода или группу R1 , и (ii) карбоновой кислоты, содержащей от 1 до 4 карбоксильных групп, или ангидрида такой кислоты, или хлорида такой кислоты в качестве добавки для улучшения фильтруемости Вх топлива при температурах выше температуры помутнения Вх топлива.

Изобретение относится к ракетным топливам для жидкостных, твердотопливных и гибридных ракетных двигателей, а также для экстремальных поршневых и турбореактивных двигателей.
Изобретение относится к многофункциональной добавке к автомобильному бензину, характеризующейся тем, что включает многофункциональную присадку с моющими и антикоррозионными свойствами - 1,0-10,0% масс., стабилизатор цвета пиперазинэтанамин - 0,005-0,3% масс., углеводородную фракцию с температурой кипения внутри интервала температур от 30°C до 330°C - 20-50% масс.
Изобретение относится к гибридному эмульсионному топливу, включающему углеводород, воду, спирт и поверхностно-активное вещество, характеризующееся тем, что топливо представляет собой устойчивую эмульсию прямого типа, а в качестве углеводорода используют бензин, или керосин, или дизтопливо при следующем соотношении компонентов, об.%: бензин, или керосин, или дизтопливо - 70, вода - 18-30, спирт этиловый 0-12, ПАВ, ОП-7 - 0,3-0,8.
Изобретение относится к новым областям применения определенного типа компонента дизельного топлива и к способам улучшения эксплуатационных характеристик дизельного двигателя с турбонаддувом.

Изобретение относится к способу получения эфирной присадки, включающий смешение дикарбоновой кислоты со спиртом с получением воды, эфира и избыточного спирта с последующим отделением воды и спирта от эфира ректификацией, при этом в качестве кислоты используют щавелевую кислоту, а в качестве спирта-н-бутанол или 2-этилгексанол, при этом на смешение щавелевой кислоты со спиртом в качестве растворителя подают циклогексан, а ректификацию осуществляют в двух колоннах с получением в первой колонне растворителя-циклогексана, возвращаемого на стадию смешения с щавелевой кислотой и спиртом, и подачей остатка первой колонны во вторую с получением в ней спирта и целевого продукта-эфирной присадки.
Изобретение относится к топливу для импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, отличающемуся тем, что с целью повышения его детонационной активности в горючее дополнительно введен продетонатор - трет-бутилгидропероксид (% масс): горючее Т-10 99-99,3%; трет-бутилгидропероксид 0,7-1%.

Изобретение относится к применению азотсодержащего диспергирующего средства в качестве антиокислительной добавки для дизельной топливной композиции, включающей биотопливо.
Изобретение относится к способу получения реактивного топлива для сверхзвуковой авиации путем гидрирования концентрата ароматических углеводородов в присутствии водородсодержащего газа и катализатора, при повышенных температуре и давлении который характеризуется тем, что в качестве сырья используют высококипящий остаток производства ксилолов без его дополнительной ректификации.

Изобретение относится к противоизносной присадке для малосернистого дизельного топлива на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты при массовом соотношении полиэтиленполиамин: технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты, равном 0,007-0,035:1,0.

Изобретение относится к способу производства дизельного топлива с низкотемпературными свойствами, включающему предварительный подогрев топлива, нагнетание под действием центробежных сил в вихревом аппарате, ввод в топливо депрессионных присадок и подачу топлива к потребителям, заключается в том, что депрессионные присадки вводят в предварительно подогретое топливо перед его нагнетанием под действием центробежных сил в вихревом аппарате, а после нагнетания под действием центробежных сил в вихревом аппарате в смесь топлива с депрессионными присадками перед подачей топлива к потребителям дополнительно вводят авиационный керосин.

Изобретение относится к вариантам способа осуществления процесса Фишера-Тропша для получения жидких углеводородов, содержащих в основном дизельное топливо или дизельную смесь, с получением жидкого углеводородного продукта, содержащего менее 10 мас.% воска (>С23) и более 65% дизельной фракции (С 9-С23).
Изобретение относится к получению топливных композиций, содержащих дистиллятное топливо и определенный тип присадок. .

Изобретение относится к применению флоккулирующего и хелатирующего агента в качестве агента, облегчающего очистку органического раствора, включающего алкильные эфиры жирных кислот, в котором содержание воды в органическом растворе равно или меньше 5% по массе, и где рН органического раствора составляет от 9 до 12, и где флоккулирующий и хелатирующий агент выбирают из группы, состоящей из полиалюминиевых коагулянтов.
Изобретение относится к биохимии. .

Изобретение описывает присадку для снижения вязкости тяжелых фракций нефти - гудронов, которая представляет собой карбоксилат натрия - отход производства растительных масел, добавляемую к тяжелым фракциям нефти - гудронам, в количестве 20-50 мас%.
Наверх