Фрикционная передача



Фрикционная передача
Фрикционная передача
Фрикционная передача
Фрикционная передача
F16N15/00 - Смазка веществами, отличающимися от масла или консистентных мазей; смазка, отличающаяся применением особых смазочных материалов в специальных аппаратах или при особых условиях ( F16N 17/00 имеет преимущество; смазочные составы, выбор определенных веществ в качестве смазочных материалов вообще C10M; подшипники с поверхностями, содержащими смазочные вещества F16C 33/04; смазка, относящаяся только к определенным машинам или устройствам, предусмотренным только в одном другом классе, см. в соответствующем классе для этих машин или устройств)

Владельцы патента RU 2538857:

Демьянов Александр Анатольевич (RU)
Демьянов Алексей Александрович (RU)
Павлицкий Борис Игоревич (RU)

Устройство относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с фрикционной передачей. Цилиндрические элементы, выполненные из твердого материала, рабочие поверхности которых прижимаются к друг к другу настолько, что сила трения, возникающая на контакте, равна величине передаваемого окружного усилия, имеют углубления, заполненные твердым смазочным веществом и расположенные таким образом, что траектории, описанные любой точкой периметра углублений, не пересекаются и не накладываются в зоне контакта. Указанные углубления могут иметь форму круга, форму равностороннего прямоугольника, одна из диагоналей которого совпадает с образующей цилиндрического элемента, или форму прямоугольного четырехугольника, одна из сторон которого совпадает с образующей цилиндрического элемента. Углубления могут быть расположены на образующих цилиндрических элементов, формируя ряды, находящиеся на заданном расстоянии друг от друга. Расширяется зона устойчивой работы и повышается передаваемое усилие. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных передачах разного типа, для расширения области устойчивой работы и повышение передаваемого окружного усилия.

Известна фрикционная передача содержащая цилиндрические элементы, прижатые друг к другу настолько, что сила трения возникающая на контакте, равна величине передаваемого окружного усилия, в которых для обеспечения устойчивой работы и повышения передаваемого усилия контактирующие поверхности имеют тонкослойное фрикционное покрытие (Патент RU №2404383 C2, Фрикционная планетарная передача, от 20.11.2010, F16H 1306).

Недостатком такой передачи является то, что при попадании абразива, такие покрытия быстро изнашиваются, а восстановить их можно только при капитальном ремонте.

Кроме этого, при работе на предельных режимах, т.е. в условиях перегрузок, передача попадает в режим буксования - трение качения между катками перейдет в трение скольжения, что в свою очередь также приведет к быстрому износу покрытия.

Известна фрикционная передача состоящая из двух цилиндрических элементов выполняемых из металла, рабочие поверхности которых прижимаются друг к другу настолько, что сила трения, возникающая на контакте, равна величине передаваемого окружного усилия (Добровольский В.А., Заблонский К.И., Мак С.Л. Детали машин. Учебник для Маш. вузов. М.: Машиностроение, 1972 г., 503 с/).

Недостатком такой передачи является достаточно низкий коэффициент трения на контакте, что значительно сужает область устойчивой работы и величину передаваемого окружного усилия.

Изобретением решается задача расширения области устойчивой работы и повышения передаваемого окружного усилия путем введения в элементы передачи смазочной системы.

Это достигается тем, что во фрикционной передаче, состоящей как минимум из двух цилиндрических элементов, выполненных из твердого материала, рабочие поверхности которых прижимаются к друг к другу настолько, что сила трения, возникающая на контакте, равна величине передаваемого окружного усилия, согласно изобретению рабочие поверхности имеют углубления, заполненные твердым смазочным веществом, расположенные таким образом, что траектории, описанные любой точкой их периметра, не пересекаются и не накладываются в зоне контакта.

Указанные углубления имеют форму круга.

Указанные углубления имеют форму равностороннего прямоугольника, одна из диагоналей которого совпадает с образующей цилиндрического элемента.

Указанные углубления имеют форму прямоугольного четырехугольника, одна из сторон которого совпадает с образующей цилиндрического элемента.

Указанные углубления, выполненные на образующих цилиндрических элементов, формируют ряды, расположенные друг от друга на некотором расстоянии.

Сущность изобретения поясняется графически на фиг 1-4.

На фиг 1-3 показан пример конструктивного исполнения цилиндрических элементов 1 и 2, расположенных на осях 5 и 6, с углублениями 3, имеющими траекторию движения 4 крайних по образующей 7 точек a и b.

На фиг.1 углубления выполнены в виде круга.

На фиг.2 углубления выполнены в виде равностороннего прямоугольника.

На фиг.3 углубления выполнены в виде прямоугольного четырехугольника.

На фиг.4 показан пример конструктивного исполнения цилиндрических элементов с рядом углублений, расстояние между которыми определяется углом φ.

При взаимном вращении цилиндрических элементов под действием прижимающей силы поверхности контакта будут изнашиваться. Вместе с продуктами износа в зону трения попадет смазочное вещество, содержащее добавки, повышающие коэффициент трения, которое будет вдавливаться в микронеровности поверхности трения, образуя защитную пленку. Эта пленка, повышая коэффициент трения, расширит зону устойчивой работы и повысит передаваемое окружное усилие. По мере истирания пленки процесс будет повторяться.

1. Фрикционная передача, состоящая как минимум из двух цилиндрических элементов, выполненных из твердого материала, рабочие поверхности которых прижимаются к друг к другу настолько, что сила трения, возникающая на контакте, равна величине передаваемого окружного усилия, отличающаяся тем, что рабочие поверхности имеют углубления, заполненные твердым смазочным веществом и расположенные таким образом, что траектории, описанные любой точкой их периметра, не пересекаются и не накладываются в зоне контакта.

2. Фрикционная передача по п.1, отличающаяся тем, что указанные углубления имеют форму круга.

3. Фрикционная передача по п.1, отличающаяся тем, что указанные углубления имеют форму равностороннего прямоугольника, одна из диагоналей которого совпадает с образующей цилиндрического элемента.

4. Фрикционная передача по п.1, отличающаяся тем, что указанные углубления имеют форму прямоугольного четырехугольника, одна из сторон которого совпадает с образующей цилиндрического элемента.

5. Фрикционная передача по пп.1, 2, 3, 4, отличающаяся тем, что указанные углубления расположены на образующих цилиндрических элементов и формируют ряды, находящиеся на заданном расстоянии друг от друга.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к триботехнике и может использоваться для снижения силы трения и повышения стойкости к задирам рабочих поверхностей деталей узлов трения машин.
Изобретение относится к области разработки, производства, эксплуатации и технического обслуживания узлов трения технологических, энергетических и транспортных машин и может быть использовано в машиностроении, самолетостроении, производстве железнодорожных транспортных средств, судов, автомобилей, станков, электрических и других машин, где необходимо обеспечивать высокую долговечность трущихся деталей.
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов. .
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы.
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов. .

Изобретение относится к трансмиссиям с фрикционным роликом, перемещаемым при введении его в зацепление с периферией ведущего колеса. .

Изобретение относится к авиации, конкретно к боевым самолетам. .

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное и может применяться для различных исполнительных механизмов, в том числе и в качестве стеклоподъемников в автомобилях.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к базовым, строительным, дорожным, землеройным машинам и их оборудованию, а также к смежным областям техники, имеющим тормозные или фрикционные передачи.

Изобретение относится к деталям машин, в частности к фрикционным передачам с постоянной или постоянно-переменной скоростью. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических и малонагруженных механических приводах. .

Передача // 2081359

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в качестве редуктора ли мультипликатора. .

Изобретение относится к механике, а именно к устройствам для передачи механического движения, и может найти применение в приборостроении. .

Настоящее изобретение относится к фрикционным деталям, работающим в среде со смазкой, содержащей модификатор трения, при этом по меньшей мере на одну из деталей нанесено покрытие, при этом модификатором трения является MoDTC, покрытие является отличным от DLC и для по меньшей мере одной детали является нитридом хрома, при этом нитрид хрома присутствует в кристаллизации со структурой типа NaCl с микротвердостью 1800+/-200 HV. Также настоящее изобретение относится к применению фрикционных деталей. Техническим результатом настоящего изобретения является объединение свойств нитрида хрома и MoDTC с обеспечением существенного снижения коэффициента трения без снижения твердости. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 ил.
Наверх