Способ обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес

Изобретение относится к области обработки резанием и может быть использовано в производстве цилиндрических зубчатых колес. Обработку торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес осуществляют резанием на токарном станке с двух сторон одновременно двумя подрезными резцами. Подрезным резцам, выполненным с удлиненными режущими кромками, в исходном положении, при котором их режущие кромки расположены по касательной к наружной окружности зубчатого венца, сообщают круговую подачу, монотонно изменяющуюся от нулевого до максимального значений в соответствии с принятой схемой резания, до совпадения их режущих кромок с осевой плоскостью обрабатываемого зубчатого венца. В результате обеспечивается уменьшение вибраций при точении заготовок с предварительно оформленными зубьями и повышение стойкости инструмента путем уменьшения ударных нагрузок. 1 ил.

 

Предполагаемое изобретение относится к области обработки резанием и может быть использовано в производстве цилиндрических зубчатых колес.

Известен способ обработки торцовых поверхностей цилиндрических зубчатых колес (см. книгу И.А. Коганов, Ю.Н. Федоров, Е.Н. Валиков «Прогрессивные методы изготовления цилиндрических зубчатых колес» - М.: Машиностроение, 1981. - 136 с, С.129-130). Суть этого способа заключается в том, что обработка торцовых поверхностей цилиндрических зубчатых колес осуществляется вращающейся резцовой головкой с двумя рядами резцов, расстояние между которыми равно ширине обрабатываемого зубчатого венца, при одновременном вращении зубчатого колеса.

Основным недостатком этого способа обработки торцовых поверхностей цилиндрических зубчатых колес является большая трудоемкость изготовления резцовой головки и сложность их наладки для обеспечения требуемого размера ширины зубчатого венца обрабатываемых колес.

Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является способ одновременной обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес двумя подрезными токарными резцами (см. книгу Справочник технолога-машиностроителя, в 2-х т.Т. 1 / Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М: Машиностроение, 1985. - 656 с, С.290, Рис.110, позиция VI).

Токарную обработку торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес в условиях серийного и крупносерийного производства, характерных для авто-, мотопроизводства, осуществляют одновременно с двух сторон, используя токарные подрезные резцы.

Существенным недостатком этого способа обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес является неизбежность возникновения вибраций при точении заготовок с предварительно оформленными зубьями, что приводит к существенному снижению стойкости инструментов и возможным сколам режущих кромок подрезных резцов, особенно при обработке зубчатых колес из легированной стали.

Задачей предполагаемого изобретения является обеспечение стабильности процесса обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес при точении заготовок с предварительно оформленными зубьями путем уменьшения ударных нагрузок, уменьшение вибраций и повышение за счет этого стойкости инструментов.

Поставленная задача решается тем, что в предложенном способе обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес резанием на токарном станке с двух сторон одновременно двумя подрезными резцами, используют подрезные резцы, выполненные с удлиненными режущими кромками, причем в исходном положении, при котором упомянутые режущие кромки расположены по касательной к наружной окружности обрабатываемого зубчатого венца, им сообщают круговую подачу с монотонным изменением от нулевого до максимального значений в соответствии со схемой резания, до совпадения их режущих кромок с осевой плоскостью обрабатываемого зубчатого венца.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлена схема взаимного расположения резцов и обрабатываемого цилиндрического зубчатого колеса в начале обработки (штрихпунктирные линии) и в конце обработки (основные линии) торцовых поверхностей зубчатого венца.

Для практической реализации предложенного способа обработки торцовых поверхностей цилиндрических зубчатых колес целесообразно использовать серийные токарные станки с ЧПУ.

Обрабатываемое цилиндрическое зубчатое колесо 1 устанавливают на цилиндрической оправке 2, а подрезные резцы 3 с удлиненными режущими кромками - в специальной поворотной державке 4 в начальном положении, при котором их лезвия располагаются вдоль касательной к наружной окружности зубчатого венца обрабатываемого цилиндрического колеса.

Обработку торцовых поверхностей цилиндрического зубчатого колеса 1, установленного на цилиндрической оправке 2, подрезными резцами 3 начинают из начального их положения с включения вращательного движения поворотной державки 4. Обработку торцовых поверхностей цилиндрического зубчатого колеса 1, установленного на цилиндрической оправке 2, заканчивают после завершения вращательного движения подрезных резцов 3 в поворотной державке 4 и фиксации их в конечном положении, при котором их режущие кромки совпадают с осевой плоскостью обрабатываемого цилиндрического зубчатого колеса 1.

Изменение круговой подачи подрезных резцов от нулевого значения до максимального значения, определяемого по нормативам режимов резания в зависимости от материала заготовки и глубины резания, осуществляют с монотонным возрастанием по линейной зависимости, что обусловлено монотонным уменьшением момента силы резания также по линейной зависимости.

В теории резания металлов используется зависимость для определения составляющих сил резания при точении (см. книгу Справочник технолога-машиностроителя, в 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Машиностроение, 1986. - 496 с., С. 271)

Pz,y,x=10CPtxSyVnKP,

где S - величина подачи (мм/оборот заготовки).

Из приведенной зависимости следует, что величина составляющих сил резания при точении пропорциональна величине подачи. В предложенном способе обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес токарными подрезными резцами с удлиненными режущими кромками существенным признаком является то, что в начале обработки величина круговой подачи минимальна, следовательно, минимальны и составляющие сил резания, а в конце обработки величина круговой подачи максимальна, но на данном этапе обработки отсутствует прерывистое резание. В итоге повышается стабильность протекания процесса обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес за счет существенного уменьшения ударных нагрузок, что дает основание считать его использование в производственных условиях изготовления зубчатых колес экономически целесообразным.

Способ обработки торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес резанием на токарном станке с двух сторон одновременно двумя подрезными резцами, отличающийся тем, что используют подрезные резцы, выполненные с удлиненными режущими кромками, причем в исходном положении, при котором упомянутые режущие кромки расположены по касательной к наружной окружности обрабатываемого зубчатого венца, им сообщают круговую подачу с монотонным изменением от нулевого до максимального значений в соответствии со схемой резания, до совпадения их режущих кромок с осевой плоскостью обрабатываемого зубчатого венца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке зубьев цилиндрических зубчатых колес. Способ включает свободный обкат инструмента и обрабатываемого колеса, установленных на параллельных осях.

Изобретение относится к области машиностроения. .

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых или косозубых цилиндрических колес.

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке круговых или арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес. .

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес. .

Изобретение относится к области машиностроения, производству зубчатых колес. .

Изобретение относится к области технологии машиностроения, обработке резанием. .

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес. .

Изобретение относится к технологии машиностроения. .

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано при изготовлении цилиндрических зубчатых колес. Устройство для зубообработки цилиндрических колес содержит резцовую головку, состоящую из двух полуголовок, установленных на цилиндрической оправке с возможностью их осевых перемещений, и приводной червяк. Полуголовки с внутренних сторон выполнены со ступицами, имеющими наружные резьбовые поверхности разного направления, которые сопряжены с внутренними разнонаправленными резьбовыми поверхностями червячного колеса. Достигается повышение точности зубообработки цилиндрических колес по параметру длины общей нормали за счет управления расстоянием между резцами двух полуголовок. 2 ил.

Изобретение относится к комбинированной чистовой обработке зубчатых колес. Располагают обрабатываемое колесо относительно плоского производящего колеса с гипоидным смещением. Осуществляют внеполюсное зацепление плоского производящего колеса с обрабатываемым колесом. Используют производящее колесо с режущими кромками на его боковых поверхностях. Осуществляют обкат зубчатого колеса плоским производящим колесом, образующим с обрабатываемым колесом плоскую зубчатую передачу. Производят срезание припуска за счет поперечного и продольного скольжения боковых поверхностей зубьев плоского производящего колеса относительно боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса. В результате повышается производительность и точность чистовой обработки. 8 ил.

Обработка цилиндрического зубчатого колеса включает вращение двухрядной резцовой головки и согласованные поступательное и вращательное движения обката заготовки обрабатываемого колеса в одном направлении с монотонно возрастающей по приведенной зависимости скоростью, при котором правый ряд резцов двухрядной резцовой головки формирует одну боковую сторону зуба цилиндрического колеса. После этого следует возврат заготовки в исходное положение. Затем согласованные поступательное и вращательное движения обката осуществляют в противоположном направлении также с монотонно возрастающей скоростью, в результате чего левый ряд резцов двухрядной резцовой головки формирует противоположную сторону другого зуба цилиндрического зубчатого колеса. Далее следует возврат заготовки в исходное положение и деление ее на один зуб. Затем цикл повторяют до тех пор, пока не будут обработаны все зубья цилиндрического колеса. Достигается повышение качества зубчатых передач за счет уменьшения погрешности профиля зубьев обрабатываемых колес путем уменьшения и стабилизации величины огранки профиля зубьев. 1 ил.
Наверх