Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ

Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения. Используют скрининговый опросник. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. Наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов. Затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл. Отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл. Отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла. При значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия. Способ позволяет провести исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия за счет использования скринингового опросника. 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения.

Известны методики для выявления депрессии у подростков, включающие шкалу суицидального риска (опросник детской депрессии CDI М. Ковак (Children′s Depression Inventory M. Kovacs, 1992), шкала депрессии В.В. Жмурова [2]), недостатками этих шкал являются большое количество вопросов или необходимость градации ответа (выбор из трех вариантов), недостаточная доступность некоторых вопросов для понимания детьми с расстройствами психологического развития. Следует также отметить, что у подростков суицидальное поведение не всегда является проявлением депрессивного расстройства.

При применении у подростков с ограниченными возможностями здоровья опросника для экспресс-диагностики суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой нами отмечены большие затруднения при заполнении, на все вопросы смогли ответить лишь 28% обследуемых учащихся. Шкалу депрессии М. Ковак смогли заполнить 52% учащихся, преимущественно, из числа подростков с нормальным уровнем интеллекта. В целом, при низких значениях общего результата шкалы выявлены положительные ответы по шкале суицидального риска у части детей. Вне диагностики оказались именно те подростки, психическое здоровье и эмоциональное состояние которых нас более всего и интересовало. Таким образом, применение существующих методик и опросников не представляется возможным у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, или не позволяет получить достоверные сведения.

Известен способ применения опросника для экспресс-диагностики суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой [1]. Данный способ является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и выбран в качестве прототипа.

Недостатком данного способа является затруднения в понимании, обусловленные психологическими особенностями подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития - недостаточно развитое абстрактное мышление, сниженный словарный запас, недостаточно сформированные произвольные компоненты высших психических функций (внимание, восприятие, память), низкий уровень социальной компетентности, а также следует отметить большое количество вопросов - 29, ответы на которые требуют длительного времени и, соответственно, напряжения зрительного анализатора, что особенно актуально для подростков с нарушениями зрения.

Задачей изобретения является первичное (скрининговое) исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в коррекционных школах для определения группы суицидального риска.

Поставленная задача решается путем упрощения опросника за счет более доступной формулировки вопросов для восприятия лицами с указанной патологией, определения минимального количества вопросов - 12, достаточного для выявления психологических феноменов и признаков суицидального поведения и степени выраженности суицидального риска, возможности оценки ответов по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и выделения групп низкого, среднего и высокого суицидального риска.

Предлагаемый опросник отличается доступностью для подростков указанной категории, не требует значительного количества времени, напряжения органа зрения, может быть использован для проведения скрининговых исследований в условиях коррекционной школы.

Опросник для выявления суицидального риска у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ содержит инструкцию и ключ к опроснику

Инструкция:

Укажи свой возраст, ты можешь не указывать свое имя и фамилию.

Оцени свое состояние за последние 1-2 месяца, отвечая на вопросы. Варианты ответов - «да» или «нет». При ответе «да» на вопрос №2 выбери вариант из предложенных или укажи свой.

1. Часто ли у тебя бывает плохое (сниженное, унылое) настроение?

2. Настроение портится чаще всего из-за:

- чувства одиночества

- проблем в любви, любимым человеком

- проблем с родителями, опекунами, близкими

- проблем в школе

- другие (укажите, какие)

3. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие

4. Тебе стало труднее учиться, чем раньше

5. Ты стал меньше общаться с друзьями, чем раньше

6. Посещали ли тебя когда-нибудь мысли о суициде?

7. Бывает ли тебе так плохо, что хочется умереть?

8. У тебя есть кто-нибудь, с кем ты можешь поделиться своими бедами и удачами?

9. Думал ли ты, как можно умереть?

10. Пытался ли ты когда-нибудь, даже в шутку, убить себя?

11. У тебя есть занятия (увлечения), от которых ты получаешь удовольствия (доставляют радость)?

12. Есть ли у тебя планы на будущее (будущая профессия, увлечения, общение с друзьями)

Ключ к опроснику:

По 1 баллу оценивают положительные ответы на вопросы №1, 2, 4, 5 и отрицательные ответы на вопросы №8, 11, 12.

По 2 балла оценивают положительные ответы на вопросы №3, 6, 7, 9.

В 3 балла оценивают положительный ответ на вопрос №10.

Баллы суммируют и определяют уровень суицидального риска:

17-10 высокий уровень,

9-6 средний уровень,

5 и ниже - низкий уровень.

Новым в предлагаемом изобретении является минимальное количество вопросов - 12, оценка ответов по степени клинической значимости в баллах и конкретизация оценки предлагаемых вариантов ответов, а также значения суммы баллов 6-9 для определения среднего суицидального риска и 10-17 для определения высокого суицидального риска.

Отличительные признаки проявили в заявляемой совокупности новые свойства, явным образом не вытекающие из уровня техники в данной области и не очевидные для специалиста. Идентичной совокупности признаков не обнаружено в патентной и научно-медицинской литературе. Предлагаемый в качестве изобретения способ может быть использован для диагностики суицидального риска у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ.

Исходя из вышеизложенного предлагаемое изобретение соответствует условиям патентноспособности «Новизна», «Изобретательский уровень» и «Промышленная применимость».

Изобретение будет понятно из следующего описания:

Предлагаемое изобретение апробировано на 160 учащихся специальных (коррекционных) учебных заведений в возрасте 12-18 лет, из них 100 человек с сенсорными нарушениями, 60 человек - с ДЦП. В группе учащихся 43,8% (70 человек) имели нарушения психологического развития (F83). Предлагаемый опросник позволяет с большой точностью определить степень суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказать своевременную помощь в соответствии с принятыми стандартами психотерапевтической (психиатрической) помощи.

Исследование проводилось индивидуально (со слабослышащими) или в малых группах (до 7 человек). Учащимся предлагалось указать свой возраст, имя и фамилию - по желанию. Анонимность позволяла подросткам давать искренние ответы, в то же время у исследователя была возможность определения респондента. По результатам скрининга выявлен средний уровень суицидального риска у 15,6% (25 человек) и высокий уровень суицидального риска у 5,6% (9 человек). При клиническом обследовании лиц с высоким уровнем суицидального риска выявлено психодезадаптационное состояние доклинического уровня - у 6 человек, расстройство адаптации (F43) - у 2 человек и легкий депрессивный эпизод (F33.1) - у одного учащегося. Диагностированные психические нарушения доклинического и клинического уровня, степень выраженности суицидального поведения определяют характер и объем лечебных и психокоррекционных мероприятий.

Пример 1. Анна, 15 лет, диагноз ДЦП, нарушения психологического развития F83. Положительно ответила на вопрос о наличии сниженного настроения (1 балл), в качестве причины указала проблемы в отношениях с любимым человеком (1 балл). Согласилась с утверждением, что «понимает тех людей, которые» (2 балла), ее посещали мысли о суициде (2 балла) и даже представляла, как сможет уйти из жизни (2 балла). Итоговая сумма баллов составила 8, что соответствует среднему уровню суицидального риска.

При клиническом обследовании выявлены лабильность настроения, плаксивость, инфантильность. Девочка охотно рассказывает о своих переживаниях, главное место отводится отношениям с мальчиком, к которому испытывает чувство любви. Накануне он стал оказывать знаки внимания ее подруге, считает, что «они оба ее предали», описывает в ярких образах картины возможного ухода из жизни, комментируя словами «чтобы он понял, кто его по-настоящему любит», при этом наблюдает за производимым впечатлением. При психологическом обследовании определены средний уровень тревоги, заниженная самооценка, актуальны переживания о собственной «неполноценности» в связи с инвалидизирующим заболеванием. Классный руководитель отметил, что у девочки часто меняется настроение, может вспылить, резко ответить педагогу или другим ученикам. Родители девочки не замечали явных изменений в поведении, характеризуют ее как эмоциональную, общительную, впечатлительную.

При консультации с психотерапевтом определена индивидуально значимая ситуация, выявлен доклинический уровень психических нарушений (психодезадаптационное состояние), суицидальное поведение оценено как демонстративное. Однако состояние девочки требует коррекции и наблюдения в динамике, так как импульсивность, свойственная подростковому возрасту, и демонстративные черты могут облегчить реализацию суицидальной попытки. Индивидуальная психотерапия направлена на повышение стрессоустойчивости, формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования. Психокоррекционная и психообразовательная составляющая включали участие в групповом тренинге, на котором обсуждались проблемы взаимоотношений и психологические особенности подростков, организация досуга, выбор увлечений, хобби. Период наблюдения составил 2 месяца, в динамике отмечено повышение уверенности в себе, выравнивание эмоционального фона, отсутствие признаков суицидального поведения.

Пример 2. Алексей, 14 лет, учащийся коррекционной школы III вида, диагноз: врожденная аномалия развития органа зрения. Подросток положительно ответил на вопросы о наличии сниженного настроения (1 балл), определил причину снижения настроения - «чувство одиночества, непонимание со стороны родителей» (1 балл), согласился с утверждением «я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие» - 2 балла, отметил, что «стал меньше общаться с друзьями» (1 балл), положительно ответил на вопрос о наличии суицидальных мыслей (2 балла), периодически возникающем состоянии, когда «так плохо, что хочется умереть» - 2 балла и наличии суицидальных планов («думал, как можно умереть») - 2 балла. Отрицательно ответил на вопросы о занятиях (увлечениях), от которых он получает удовольствия (1 балл), и наличии планов на будущее (1 балл). Сумма баллов составила 13, что соответствует высокому уровню суицидального риска.

При клиническом обследовании выявлено снижение настроения, раздражительность, негативная настроенность на общение с врачом. После установления контакта мальчик сообщает о проблемах в семье, из-за которых он чувствует себя ненужным, одиноким («меня никто не любит», «никто не понимает», «папа нас предал»). Из беседы с классным руководителем стало известно, что подросток в течение последнего месяца стал хуже учиться, пропускает первые уроки, на занятиях бывает вялым, сонливым, замкнулся в себе. Были приглашены на консультацию родители мальчика, при общении с мамой выяснилось, что в последние месяцы в семье участились конфликты между родителями, связанные с решением отца уйти из семьи. Отец стал меньше внимания уделять семье, часто приходит домой в состоянии опьянения, грубо разговаривает с женой и сыном. Мама пытается оказывать влияние на отца, манипулируя инвалидностью сына, вовлекая его в родительские конфликты.

При консультации с психотерапевтом определена индивидуально значимая для подростка проблемная ситуация, выявлено нарушение адаптации, кратковременная депрессивная реакция (F 43.2). Клиническое обследование подтверждает высокий суицидальный риск, выявленный при скрининге. Состояние подростка требует проведения индивидуальной психотерапии, направленной на повышение стрессоустойчивости, формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования и разделения ответственности за происходящее в семье, отвлечение от ситуации, участие в занятиях со сверстниками (спорт, учеба, хобби). Кратность терапии 2 раза в неделю в течение первых трех недель, затем 1 раз в неделю в течение 6 месяцев. В динамике - стабилизация настроения, подросток пережил ситуацию развода родителей, «принял» сложившуюся ситуацию, формально поддерживает отношения с отцом, стал больше внимания уделять учебе, начал посещать секцию волейбола, где нашел друзей. Суицидальные мысли и намерения отрицает.

Применение предлагаемого способа позволяет провести скрининговое обследование подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в коррекционных школах, и определить группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия.

Источники информации

1. Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. - Шадринск, 1993. - С. 17.

2. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С. 135-139.

Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ, заключающийся в использовании скринингового опросника, отличающийся тем, что ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют, наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов, затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл, отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл, отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла и при значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, в частности к способам оценки психологических особенностей личности человека, и может быть использовано для проведения исследований путем психологического тестирования лиц для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях.

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда, и к эргономике. Предварительно в состоянии высокой бдительности при активной зрительно-моторной деятельности и в процессе реальной деятельности проводят анализ частотных характеристик электроэнцефалограммы методом периодометрического анализа.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения скорости и точности двигательных действий спортсмена в игровых видах спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности.

Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений. Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3).

Изобретение относится к области медицины, конкретно к экспериментальной медицине. Осуществляют однократное тестирование белых крыс в установке «открытое поле».
Изобретение относится к медицине, а именно к профилактической медицине, и предназначено для выявления лиц молодого возраста с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний для своевременной его коррекции.

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано для определения рейтинга спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки быстроты и точности двигательных действий спортсменов-единоборцев. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку не совпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок не совпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Быстроту двигательных действий испытуемого оценивают по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок не совпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутому в область отрицательных значений, точность двигательных действий - по меньшему значению вариационного размаха ошибок не совпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет повысить достоверность оценки двигательных действий спортсменов-единоборцев путем определения их быстроты и точности за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий единоборствами. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения его положения с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки, вычисляют вариационный размах ряда и отмечают на числовой оси отрезок, ограниченный наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда. Отбор выполняют по расположению на числовой оси отрезка, ограниченного наибольшим и наименьшим членами вариационного ряда ошибок несовпадения точечного объекта и метки, наиболее сдвинутом в область отрицательных значений, и меньшему значению вариационного размаха ошибок несовпадения точечного объекта и метки. Способ позволяет оценить быстроту и точность двигательных действий испытуемого, тем самым повысить достоверность отбора подростков для занятий единоборствами за счет инструментальных исследований. 11 ил., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психогигиене и психофизиологии, и может быть использовано для оценки динамики психофизиологического развития групп детей и подростков в процессе их взросления и обучения. Проводят психофизиологические обследования группы учащихся одного года поступления в школу на двух этапах их обучения с интервалом времени в один год с помощью «Компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат». После чего по каждому показателю психофизиологических функций дифференцированно определяют возрастной и образовательный компоненты динамики их развития. При этом возрастной компонент динамики развития определяют как среднее значение двух коэффициентов регрессии показателей психофизиологических функций относительно возраста обследуемой группы учащихся. Каждый коэффициент оценивают по результатам одного обследования. Образовательный компонент динамики развития определяют как разность между среднегрупповой величиной изменения показателя за год и возрастным компонентом развития. Затраты организма оценивают по изменению психологических и психофизиологических показателей текущего состояния нервно-психической сферы за год обучения. При этом влияние образования на развитие психофизиологических функций учащихся считают полноценным при высоких значениях образовательного компонента динамики развития в комплексе с низкими психологическими и психофизиологическими затратами за пройденный год обучения. Способ позволяет провести дифференцированную оценку возрастного и образовательного компонентов динамики психофизиологического развития в комплексе с психологическими и психофизиологическими затратами учащихся за пройденный год учебной деятельности за счет определения психофизиологических параметров. 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к психологии и предназначено для диагностики психологических особенностей индивида. Испытуемому лицу предъявляют набор изображений с персонажами. В качестве набора изображений испытуемому лицу предъявляют по 40 изображений с различными персонажами и ситуациями, которые распределены по четырем сферам: семья; интимная и сексуальная сфера; профессиональная сфера; сфера межличностных отношений и досуг. Затем испытуемому предлагают посмотреть на изображения и выбрать из них два изображения, которые в большей степени привлекают или соответствуют его жизненной ситуации, и два изображения, которые неприятны или не соответствуют его жизненным ситуациям по каждой сфере. Каждому изображению соответствует номер и знак, которые определяют, фиксируют выбранные номера со знаками изображений в соответствующие ячейки в бланке. Далее определяют кодовый номер архетипа и его знак, причем знак соответствует положительной и отрицательной психологической характеристике архетипов. Каждый выбранный архетип оценивают в 1 балл, после чего подсчитывают частоту выбора испытуемым архетипов и проводят обработку данных с помощью компьютера. По результатам обработки составляют портрет психологического профиля личности. Способ позволяет повысить эффективность и объективность интегральной оценки психологического профиля личности за счет определения, подходящего для каждого индивида, архетипических изображений в различных сферах жизнедеятельности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил., 10 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии труда. По критериям и классификациям условий труда согласно Р.2.2.2006-05 определяют класс условий труда, на основании которых определяют величину показателей, относящихся к видам трудовой нагрузки - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной, и режим работы. Вычисляют уровень каждого вида из трудовых нагрузок - интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной, монотонной и режима работы по математической формуле. Далее определяют продолжительность смены, уровень личностной тревожности по тесту Спилбергера, уровень мотивации к труду по шкалам теста САН. На основании полученных данных определяют уровень функционального напряжения организма человека, процент от значения в начале смены при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках по математическому выражению. По полученному значению уровня напряжения организма человека при умственных и нервно-эмоциональных нагрузках определяют стадию функционального напряжения организма: как оптимальное напряжение, как допустимое напряжение, как перенапряжение I степени, как перенапряжение II степени или как перенапряжение III степени. Способ позволяет осуществить количественное определение стадий последовательного перехода функционального состояния от напряжения к перенапряжению различной степени выраженности, а также снижение трудоемкости определения функционального напряжения организма человека при воздействии факторов напряженности трудового процесса в любых производственных условиях за счет определения и расчета условий труда и видов трудовой нагрузки, а также психологических свойств личности. 4 табл., 2 пр.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их состояния работоспособности. Оператору в случайном порядке предъявляют одинаковые по характеристикам стимулы и регистрируют время сенсомоторной реакции нажатием на кнопку. Предъявляют различающиеся по цвету и длительности свечения зрительные стимулы в виде цветовых пятен, перемещаемых по дискретным позициям на экране нейтрального фона с остановками, причем единовременно на текущей дискретной позиции предъявляют только одно пятно, цвет которого отличен от цвета пятна на предыдущей и последующей позициях, а длительность свечения пятен характеризуется первой и второй, увеличенной относительно первой, длительностью. Регистрируют время реагирования только на предъявление пятна с увеличенной длительностью посредством нажатия на кнопку, соответствующую цвету текущего пятна, определяют число ошибок, среднеарифметическое время реагирования на сигналы за весь тест, по которым оценивают работоспособность оператора. Способ позволяет повысить достоверность определения отклонений в состоянии работоспособности оператора по снижению уровня показателей внимания за счет инструментальных исследований. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно используется в психофизиологических исследованиях. Устройство содержит датчик частоты движений, счетчики импульсов, блок измерения времени, блок индикации и анализатор-регистратор. При этом выход датчика чистоты движений соединен с первым входом первой логической схемы, первые выходы которой соединены с входами прямого счета первого, второго и третьего счетчиков импульсов. Блок измерения времени включает генератор импульсов, счетный триггер и кнопку пуска, выход которой соединен со счетным входом счетного триггера, входы анализатора-регистратора соединены с выходами первого, второго и третьего счетчиков импульсов, а выходы - с блоком индикации. Синхровод и вход запуска распределителя импульсов соединены с выходами генератора импульсов и счетного триггера соответственно, а выходы - с вторыми входами первой логической схемы, вторые выходы которой соединены с входами обратного счета первого, второго и третьего счетчиков импульсов. Первый вход второй логической схемы соединен с выходом генератора, вторые выходы - с выходами распределителя, первые выходы - с входами сброса счетного триггера и первого, второго и третьего счетчиков импульсов соответственно, а вторые выходы - с входами записи первого, второго и третьего счетчиков импульсов соответственно, при этом информационные входы и выходы первого счетчика соединены соответственно с информационными выходами третьего и информационными выходами второго счетчиков, а выходы переноса и заема первого счетчика - с входами анализатора. Управляющий выход второй логической схемы соединен с входом шины начальной установки устройства. Использование изобретения позволяет повысить точность и уменьшить трудоемкость процедуры оценки центральной нервной системы человека. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, нейрохирургии, рентгенологии, неврологии, и может быть использовано для диагностики поясничных спинальных стенозов. Проводят оценку клинической картины заболевания по заполненным пациентом оценочным шкалам Освестровского опросника и Швейцарской шкалы спинального стеноза, с помощью МРТ проводят измерение параметров позвоночного канала поясничного отдела позвоночника на уровне L1-L5 позвонков, на полученных аксиальных срезах на уровне середины межпозвонкового диска и фасеточных суставов измеряют 6 линейных величин в исследуемом сегменте или сегментах: переднезадний диаметр дурального мешка, поперечный диаметр дурального мешка, межфасеточное расстояние, глубину левого и правого латеральных каналов, уровень измерения позвоночного канала, для исследуемого сегмента рассчитывают коэффициент стеноза, и при значении коэффициента стеноза 0,19 и менее и данных оценочных шкал более 61% и более 80% соответственно степень сужения оценивают как выраженную с наличием резко выраженного болевого синдрома и ивалидизации, при значении этого показателя от 0,20 до 0,24 и данных оценочных шкал 41-60% и 61-79% соответственно степень сужения оценивают как клинически значимую с наличием выраженного болевого синдрома и значительной нетрудоспособности, при значении этого показателя 0,25-0,29 и данных оценочных шкал 21-40% и 40-60% соответственно сужение канала оценивают как вероятное с наличием умеренно выраженного болевого синдрома и умеренной нетрудоспособности, при значении коэффициента 0,30 и выше и отсутствии клинической картины судят об отсутствии сужения позвоночного канала. Способ обладает высокой точностью, информативностью и объективностью, позволяет проводить оценку степени сужения позвоночного канала с учетом выраженности клинической картины заболевания и индивидуально разрабатывать дальнейшую лечебную тактику. 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской технике. Техническое решение позволяет осуществлять в экспресс-режиме достоверное распознавание обмана и изобличения лжи по изменению оптической плотности тканей в ответ на словесное воздействие на исследуемого человека. Устройство для распознавания обмана и изобличения лжи содержит изолирующую от внешних воздействий измерительную камеру, содержащую излучатель, имеющий два светодиода, один из которых излучает волны видимого спектра излучения, а другой в инфракрасном спектре излучения и выполненный с возможностью генерировать проникающее излучение на помещенную в указанную изолирующую измерительную камеру часть тела, а также фотоприемник, соединенный с регистрирующим и усиливающим поступающие сигналы вычислительным блоком, с выходами сигналов управления, с дополнительными удаленными исполнительными элементами, и блок беспроводной передачи полученной информации на расстояние. 1 ил.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся с заданной скоростью по окружности. Испытуемый, наблюдая за движением точечного объекта, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности. Затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности. Испытуемый выполняет описанную процедуру заданное число раз, после чего определяют максимальное абсолютное значение Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки. Строят вариационный ряд ошибок несовпадения точечного объекта и метки. Вычисляют вариационный размах ряда, вычисляют верхнюю квартиль максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки, процент П абсолютных значений ошибок несовпадения точечного объекта и метки, находящихся в верхней квартили максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки. Рейтинг Р вычисляют как обратную величину среднеарифметического значения максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки, вариационного размаха R и процента П абсолютных значений ошибок несовпадения точечного объекта и метки, находящихся в верхней квартили максимального абсолютного значения Tp max ошибки несовпадения точечного объекта и метки, умноженную на 100, по формуле Р=100×1/(Tp max+R+П)/3=300/(Tp max+R+П). Способ позволяет повысить достоверность определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта за счет инструментальных измерений. 11 ил., 3 пр.
Наверх