База подводников

Изобретение относится к судостроению, в частности к предприятиям, предназначенным для базирования, техосмотра и переоснащения судов, а также для первоначальных операций, связанных с добычей углеводородов. База подводного нефтедобывающего флота включает административно-бытовой комплекс, док, осмотрон, железнодорожную станцию, аэропорт с вертолетной площадкой. Док выполнен с возможностью техосмотра подводных аппаратов, которые добывают нефть под дрейфующими льдами, и является перевалочным пунктом при доставке нефти радиоуправляемыми рейдерами в сетчатых контейнерах, которые заполняют полимерные емкости с нефтью на сухогрузы для доставки контейнеров на нефтеперерабатывающие заводы. Крыша дока оборудована снегосберегающими канистрами, из которых талая вода может быть использована для поднятия уровня воды в отдельных отсеках дока и для выработки электроэнергии в гидротурбине. Достигается организация базы подводного нефтедобывающего флота для обеспечения техосмотра судов, смен экипажей, пополнения комплектующих материалов и для службы перевалочного пункта при доставке нефти рейдерами на сухогрузы. 8 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к предприятиям, предназначенным для базирования, техосмотра и переоснащения судов, а также для перевалочных операций, связанных с добычей углеводородов.

В настоящее время важной проблемой является надежное энергоснабжение промышленности и населенных мест, при этом ключевую роль играют углеводородные ресурсы, причем по мере истощения их запасов на суше добыча этих ископаемых переносится на акватории морей и, в частности, шельф Северного Ледовитого океана, где сосредоточены их значительные запасы.

В последнее время широкое распространение получил способ добычи нефти с использованием нефтедобывающих платформ, однако в условиях Севера, где превалируют дрейфующие паковые льды, этот способ неприемлем.

Поэтому был предложен подводный аппарат, приспособленный для добычи нефти под мощным ледяным покровом с транспортировкой ее в сферических полимерных емкостях, заполняемых в сетчатые контейнеры, которые буксируют отделяемые от подводного аппарата рейдеры, управляемые по радио [1].

Однако при этом не были раскрыты вопросы базирования подводных аппаратов и действия рейдеров после их отделения от аппаратов.

В данном предложении речь идет об организации базы подводного нефтедобывающего флота, где можно обеспечить техосмотр судов, смену экипажей, пополнение комплектующих материалов и служить перевалочным пунктом при доставке нефти рейдерами на сухогрузы.

При этом учитывается, что на территории России имеется много рек, берущих свое начало на юге страны и впадающих в северные моря. К ним относятся такие крупные реки, как Обь, Енисей и Лена, в устьях которых невысокая плотность населения и неразвитая инфраструктура, а у истоков рек сосредоточены крупные предприятия и транспортные коммуникации. Нами предлагается организовать перегрузку контейнеров с нефтью на этой базе с рейдеров на сухогрузы, способные обеспечить их надежную доставку по реке на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), расположенные на юге, где есть возможность после глубокой переработки нефти отправлять нефтепродукты по имеющимся там магистралям потребителям.

Учитывая нецелесообразность порожних рейсов, предлагается загружать сухогрузы на обратном пути продуктами переработки древесины на деревообрабатывающих предприятиях (ДОП), расположенных в низовьях реки, с последующей их доставкой на океанские ледоколы в порт, находящийся на Севере.

Рейдеры же, освободившиеся от контейнеров, будут возвращены на свои подводные аппараты.

Проблемы энергоснабжения базы предлагается решить за счет возобновляемых ресурсов, в частности за счет возведения крупных осмотронов, установленных в устье реки, где происходит смешение пресной речной воды с соленой водой океана [2]. Дополнительную экологически чистую энергию предлагается получать за счет крыши дока, оборудованной системой снегосберегающих канистр, талая вода из которых, падая на вращающуюся гидротурбину, приведет в действие гидроэлектрогенератор [3] и, кроме того, будет использована для поднятия уровня воды в отдельных отсеках дока.

Подводные аппараты предлагается модернизировать за счет замены биоэнергетических двигателей биохимическими (БХД), в которых порожние держатели в обратной трубе поднимают за счет использования полимерных гидрогелей, что превращает их в активный элемент двигателя и что способствует повышению их энергетической мощности [4]. Учитывая суровый климат Арктики [5], вертикальные стойки аппаратов оборудуют ледорезами. Такими же двигателями и ледорезами оснащены сухогрузы. В подводных аппаратах откорректирован механический отсек, где имеются средства для изготовления полимерных емкостей для нефти из заготовок, поставляемых с НПЗ.

В структуре базы кроме дока предусмотрены административно-бытовой комплекс, где обеспечивается комфортабельное проживание персонала, экипажей плавсредств и их семей. В этом же комплексе предусмотрена автоматизированная система управления (АСУ), гарантирующая синхронизацию всех технологических процессов и рациональное использование ресурсов и энергетики базы. Кроме того, на базе имеются складские помещения, железнодорожная станция, аэродром с вертолетной площадкой и общий энергоблок.

На фиг.1 приведена примерная схема размещения задействованных объектов и путей перемещения плавсредств; на фиг.2 - разрез дока по А-А на фиг.3; на фиг.3 - план дока на уровне В-В на фиг.2; на фиг.4 - продольный разрез сухогруза; на фиг.5 - аксонометрия сухогруза в момент раскрытия сверху первого отсека; на фиг.6 - схема сетчатого контейнера, выстреленного из пневмопушки подводного аппарата; на фиг.7 - то же после заполнения контейнера сферическими емкостями; на фиг.8 - продольный разрез подводного аппарата.

На фиг.1 показано схематическое размещение океана 1, реки 2, дока 3, административно-бытового комплекса 4, осмотрона 5, железнодорожных станций 6, аэродрома 7, портов 8, подводных аппаратов 9, сухогрузов 10, рейдеров 11, НПЗ 12, ДОП 13, океанских ледоколов 14 и маршрутов плавсредств 15:

- на фиг.2, 3, 6 и 7 - док 3, опоры 16, фермы 17, кровля 18, комплекты снегосберегающих канистр 19, водосток 20, гидротурбина 21, портальный кран 22, подводные агрегаты 9, сухогрузы 10, рейдеры 11, сетчатые контейнеры 23 с полимерными емкостями 24;

- на фиг.4 - сухогруз 10, трюм 25, рубка 26 с бытовым отсеком, БХД сухогруза 27, вертикальные колонны 28, горизонтальные двигатели 29, отсеки 30 трюма 25, створки 31, элементы 32 верхнего покрытия, горизонтальные балки 33, грейферный захват 34, шаровой шарнир 35, обоймы сетчатых контейнеров: обойма R - 36, присасывающаяся к рейдеру в океане, обойма РА 37, прикрепленная к подводному аппарату до тех пор, пока к контейнеру не присосется рейдер, фиксатор верхний 38, фиксатор нижний 39, телескопические стойки 40, пневмоамортизатор 41.

Перегрузка сетчатых контейнеров с рейдеров, а сухогруз 10 осуществляется в следующем порядке: на сухогрузе, находящемся на плаву в доке 3, раскрываются створки 31, шарнирно закрепленные на корме сухогруза, и элементы 32 верхнего покрытия, шарнирно прикрепленной к горизонтальной балке 33 сухогруза, при этом грейферный захват 34 портального крана 22 ухватывает шаровой шарнир 35 обоймы РА 37 контейнера 23. Когда шарнир 35 захвачен, рейдер 11 освобождается от обоймы R 36 и, поднырнув по сигналу АСУ под сухогруз, перемещается к находящемуся в доке подводному аппарату 9. Оставшийся на весу контейнер портальный кран переносит в свободный отсек 30 трюма 25 возле рубки 26 и фиксирует контейнер 23 при помощи нижнего фиксатора 39, а потом, когда все отсеки 30 будут заполнены, и верхних фиксаторов 38, находящихся на верхней кромке элементов 32 верхнего покрытия. Задраивание элементов 32 верхнего покрытия и кормовых створок 31 осуществляется при помощи пневматических телескопических стоек 40, причем все стойки и фиксаторы оборудованы вакуумными электромагнитными устройствами с дистанционным управлением. После загрузки всех отсеков 30 контейнерами 23 наполняют сжатым воздухом пневмоамортизаторы 41, установленные в трюме на границах отсеков, после чего сухогруз отправляют на соответствующий НПЗ 12, где произойдет разгрузка сухогруза в доке при НПЗ, но в обратном порядке: от кормы к рубке. Извлечение полимерных емкостей из сетчатых контейнеров 23 осуществляется путем расстегивания застежек 42, выполненных по аналогии с широко известными застежками типа «молния», расположенных по бокам контейера (фиг.6).

Когда вся нефть слита, емкости промывают керосином, подсушивают, дробят на мелкие гранулы, из которых на НПЗ делают заготовки 43 для новых емкостей. Эти заготовки занимают небольшой объем; их помещают в специальные упаковки 44 и вместе с такими же упаковками, содержащими опорожненные сетчатые контейнеры 23, грузят на очередной рейс сухогруза для отправки на док 3. Там их погрузят на подводный аппарат, где перед заполнением заготовки раздуют горячим воздухом до нужного размера, заполнят нефтью, загерметизируют и при помощи рейдеров доставят на док 3, после чего цикл повторится.

Остальной объем трюма сухогруза заполняют в порту при ДОП 13 продукцией деревопереработки, которую сухогруз доставит на океанский ледокол 14.

На фиг.8 - модернизированный подводный аппарат [1], включающий основной корпус 45, бытовой корпус 46, БХД 47, балластную колонну 48 с закрепленными на ней ледорезами 49 и рейдерами 11, а также теплогенератор 50, газгольдер 51, газогенератор 52, механический отсек 53, пункт заполнения емкостей 54, пункт герметизации 55, пневмопушку 56 и контейнерный люк 57.

Источники информации

1. RU 2237597 C2, 2004.

2. Мосин О.В. Обратный осмос// Сантехника. - 2007. - №2.

3. RU 2475612, 2013.

4. RU 2424404, 2011.

5. Алексеева Т.И. Региональные особенности градостроительства в Сибири и на Севере. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987. - 208 с.; ил.

База подводного нефтедобывающего флота, включающая административно-бытовой комплекс, док, осмотрон, железнодорожную станцию, аэропорт с вертолетной площадкой, отличающаяся тем, что док выполнен с возможностью техосмотра подводных аппаратов, добывающих нефть под дрейфующими льдами, и является перевалочным пунктом при доставке нефти радиоуправляемыми рейдерами в сетчатых контейнерах, заполненных полимерными емкостями с нефтью, на сухогрузы для доставки контейнеров на нефтеперерабатывающие заводы, причем крыша дока оборудована снегосберегающими канистрами, талая вода из которых может быть использована для поднятия уровня воды в отдельных отсеках дока, а также для выработки электроэнергии в гидротурбине.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении маневра подводной лодки. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с ходовым винтом в кормовой части и с экипажем, которую функционально связывают стыковочным устройством с дополнительной подводной лодкой с дистанционным управлением и ходовым винтом, при этом функциональную связь стыковочного устройства основной подводной лодки позиционно располагают снизу передней части основного корпуса подводной лодки, который выполняют в виде цилиндра, и стыковочное устройство выполняют с возможностью разворота, а нижний конец его фиксируют сверху средней части корпуса дополнительной подводной лодки для выполнения ее разворота при маневре.

Изобретение относится к судовой электротехнике для использования на перспективных неатомных подводных лодках. Электроэнергетическая система содержит аккумуляторную батарею, два дизель-генератора, распределительные щиты, щиты управления с коммутационно-защитной аппаратурой, систему электродвижения.

Изобретение относится к судовой электротехнике, а именно для использования на перспективных неатомных подводных лодках и в подводных аппаратах с электродвижением.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается эксплуатации подводных лодок. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с экипажем и гребными винтами, которую функционально связывают стыковочным устройством с дополнительной подводной лодкой с дистанционным управлением и ходовым винтом.

Изобретение относится к подводным обитаемым и необитаемым аппаратам с автоматическим и телеуправляемым регулированием, преимущественно тихоходным, используемым для освоения мирового океана.
Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации подводных судов в ледовых условиях. Подводная лодка содержит корпус, емкости для изменения плавучести лодки путем заполнения их забортной водой или воздухом.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении маневра подводной лодки. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус подводной лодки цилиндрической конфигурации, на которой устанавливают несколько ходовых винтов с возможностью вращения, при этом несколько ходовых винтов выполняют в виде многовитковой спирали или в виде шнека и позиционно располагают и фиксируют с нижней носовой части корпуса подводной лодки с возможностью вращения в секторе относительно осевой плоскости корпуса подводной лодки.

Изобретение относится к области кораблестроения и может быть использовано при выполнении маневра подводной лодки. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с экипажем и ходовыми винтами в кормовой ее части, носовую часть которой функционально связывают стыковочным устройством с кормовой частью дополнительной подводной лодки с дистанционным управлением.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается эксплуатации подводных лодок. Предложен способ повышения маневренности подводной лодки, включающей корпус основной подводной лодки с экипажем, которую функционально связывают стыковочным устройством с кормовой частью дополнительной подводной лодки с дистанционным управлением и ходовыми винтами.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии.

Изобретение относится к плавучим баржам, используемым для установки верхнего строения для морских оснований, а более конкретно к системам и способам стабилизации вертикальной качки, вызываемой волновым действием на систему баржи во время установки верхнего строения.

Изобретение относится к области обеспечения разведочного морского бурения на арктическом шельфе России. Самоходное буровое судно имеет корпус, выполненный с возможностью вращения относительно смонтированной в нем турели с системой якорного удержания судна, палубу, жилой блок, буровую шахту под турелью, расположенные на верхней палубе технологический буровой комплекс и буровую вышку с проходящей через турель и шахту буровой колонной, движительно-рулевой комплекс, размещенный в корпусе энергетический комплекс.

Изобретение относится к плавучей морской добывающей платформе. Платформа состоит из полупогружного корпуса платформы в форме цилиндра, расположенного вертикально выше и ниже уровня моря.

Группа изобретений относится к конструкциям плавающих бассейнов для купания людей. Плавающий бассейн содержит ёмкость и понтоны, соединённые одной стороной с верхним краем ёмкости и расположенные по его периметру.

Группа изобретений относится к области обработки грунта выемки, извлеченного с помощью земснаряда. Способ транспортировки грунта выемки от областей извлечения к расположенной на большом расстоянии от них области повторного использования включает в себя этапы, на которых осуществляют постановку на стоянку вблизи области извлечения морского транспортного судна со значительно большими размерами, чем земснаряд, выполненного с возможностью приема большого количества грунта выемки в пригодном для транспортировки состоянии, извлечение грунта выемки, используя по меньшей мере один земснаряд, доведение грунта выемки до пригодного для транспортировки состояния посредством подачи грунта выемки от земснаряда к центробежному сепаратору, разделяющему грунт выемки на влажную фракцию и сухую фракцию, при этом сухую фракцию собирают и подают к гравитационному сепаратору, дополнительно разделяющему собранную сухую фракцию на более сухую и более влажную фракции, в сравнении с сухой фракцией, в котором более сухую фракцию собирают в транспортном судне, выполненном с возможностью приема более сухой фракции грунта выемки и транспортировку более сухой фракции к области повторного использования, используя транспортное судно, постановку на стоянку транспортного судна в области повторного использования и выгрузку более сухой фракции из транспортного судна в области повторного использования.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским технологическим платформам различного назначения и может быть использовано при создании плавучих, погружных и стационарных морских платформ для освоения месторождений шельфа.
Группа изобретений относится к добыче углеводородного флюида на арктическом шельфе. Способ включает использование морского технологического комплекса, содержащего морскую платформу, подводные сателлиты и береговую технологическую базу, связанные между собой технологическими коммуникациями.

Изобретение относится к плавучим средствам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам, в частности к плавучим парковочным платформам.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для подводной добычи жидких или газообразных сред. Устройство для приема и переработки жидких или газообразных сред, таких как газ или нефть, состоит из плавучего объекта, например судна, снабженного одноточечной поворотной системой постановки на мертвый якорь, образованной из турели, шарнирно закрепленной на горловине, в форме вертикального колодца, проходящего через корпус плавучего объекта, мертво закрепленного на морском дне и через который проходят трубопроводы, подающие жидкость к оборудованию плавучего объекта.
Изобретение относится к конструкции глубоководных буровых нефтегазовых платформ, предназначенных для использования в условиях арктического шельфа. Полупогружная буровая платформа катамаранного типа размещена на двух понтонах, корпус которой поддерживают стабилизирующие колонны и натяжное вертикальное якорное крепление, с компьютерным динамическим позиционированием при использовании подводных движителей.

Группа изобретений относится к системе транспортировки текучего продукта между двумя судами в открытом море. Система транспортировки содержит два трубчатых устройства (2), которые являются независимыми друг от друга и каждое из которых содержит два сегмента (2а, 2b), шарнирно соединенных друг с другом при помощи первого из своих концов. Второй конец первого из двух сегментов подвешен с возможностью вращения к опорному рычагу (1) с помощью узла (12) трех двойных вращающихся соединений. Второй конец второго сегмента соединен с соединительным средством (6), установленным во втором местоположении. Система содержит первое средство (13, 15) для поворота каждого первого сегмента (2а) относительно опорного рычага с целью опускания его первого конца из положения хранения на ту же сторону, что и опорный рычаг, и второе средство (33, 11) для присоединения второго конца каждого второго сегмента к соединительному средству (6) снизу соединительного средства посредством подтягивания второго конца каждого второго сегмента (2b) вверх из второго местоположения к соединительному средству. Улучшаются условия эксплуатации системы транспортировки. 4 н. и 15 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх