Редуктор вертолёта

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Редуктор вертолета содержит корпус, в котором размещены конические зубчатые колеса, связанные с валами несущих винтов вертолета, коническая шестерня, образующая зацепления с вышеуказанными коническими зубчатыми колесами валов винтов и связанная с валом, установленным на конических подшипниках качения и с размещенным на этом валу зубчатым колесом. Внутренние кольца конических подшипников зафиксированы в осевом направлении относительно вала, а наружные кольца поставлены с упором в заплечики корпуса и втулки по схеме «в растяжку». Внешнее кольцо подшипника, установленное рядом с зубчатым венцом конической шестерни, имеет возможность жесткого контакта с заплечиком корпуса, а внешнее кольцо другого подшипника - возможность опоры на внутренний заплечик втулки. Последняя размещена в отверстии корпуса, имеющем паз для взаимодействия со шпонкой, связанной с поверхностью названной втулки. Поверхность втулки выходит за пределы корпуса своей наружной резьбой, сопряженной с резьбой гайки. Торец гайки имеет возможность контакта с корпусом редуктора снаружи. Гайка выполнена в виде глухого стакана с пазами, в одном из которых размещен зуб фиксатора, закрепленного на корпусе редуктора вертолета. Достигается повышение надежности и ремонтопригодности редуктора. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано в конструкциях вертолетов, преимущественно с малой массой и габаритами.

Известны конструкции редукторов с коническими передачами, с валами, установленными на конических подшипниках качения, содержащие ведущий вал с шестерней конической передачи и подшипники, установленные по схемам «в распор» или «в растяжку», допускающие регулировку зазоров гайками, сопряженными с резьбовым участком вала, как в названном источнике на рис. 12.6-б. Наличие легко деформируемой втулки дает возможность косвенно оценить величину зазора по моменту на ключе при затяжке гайки (Конструирование узлов и деталей машин. / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. - М: Высшая школа. 1998. - 447 с. - С.194-197).

Однако в конструкциях известных редукторов отсутствует возможность размещения между внутренними кольцами подшипников жесткой детали, например зубчатого колеса, без ужесточения допусков размеров, что отражается на стоимости изделия и его надежности.

Известен главный редуктор вертолета, содержащий коническую зубчатую передачу с шестерней, образующей зацепление с двумя коническими колесами (Патент №2059535 RU. Опубл. 10.05.1996 г.).

Однако в известном главном редукторе вертолета недостатком является необходимость обеспечения зазоров необходимой величины за счет изменения толщины прокладок между корпусными деталями, что исключает возможность корректировки зазоров в подшипниках без разборки редуктора.

Известна проходная главная передача транспортного средства, содержащая коническую зубчатую шестерню, установленную на конических подшипниках качения, размещенных в стакане, удлиненном в радиальном направлении, зацепленную с коническим колесом (Патент №2472646 RU. Опубл. 20.01.2013 г.).

Однако, несмотря на то, что в известном изобретении допускается регулирование зазоров в подшипниках за счет изменения толщины прокладки между стаканом и крышкой корпуса на ведущем валу, но в его конструкции отсутствует возможность не дискретного регулирования зазоров в подшипниках без дополнительной доводки толщины прокладки.

Это устройство является наиболее близким техническим решением и выбрано в качестве близкого аналога.

Задачей изобретения является создание редуктора вертолета, преимущественно малогабаритного с небольшой полетной массой, конструктивно простого, с низкой стоимостью и высокой надежностью и ремонтопригодностью, результат которого проявляется в возможности дискретного регулирования зазоров в подшипниках без дополнительной доводки толщины прокладки.

Поставленная задача решается тем, что в редуктор вертолета, содержащем корпус с размещенными в нем коническими зубчатыми колесами, связанными с валами несущих винтов вертолета, коническую шестерню, образующую зацепления с этими колесами, связанную с валом, установленным на конических подшипниках качения и с размещенным на этом валу зубчатым колесом, причем внутренние кольца конических подшипников зафиксированы в осевом направлении относительно вала, а наружные кольца поставлены с упором в заплечики корпуса и втулки по схеме «в растяжку», внешнее кольцо подшипника, установленного рядом с зубчатым венцом конической шестерни, имеет возможность жесткого контакта с заплечиком корпуса, а внешнее кольцо другого подшипника опирается на внутренний заплечик втулки, размещенной в отверстии корпуса, имеющем паз для взаимодействия со шпонкой, связанной с наружной цилиндрической поверхностью названной втулки, выходящей за пределы корпуса своей наружной резьбой, сопряженной с резьбой гайки своим торцом, упирающейся в корпус редуктора снаружи и выполненной в виде глухого стакана с пазами, в одном из которых размещен зуб фиксатора, закрепленного на корпусе редуктора вертолета.

Настоящее изобретение поясняют подробным описанием и чертежами, на которых:

Фиг.1 иллюстрирует конструкцию редуктора вертолета с частичным разрезом вертикальной плоскостью, согласно изобретению;

Фиг.2 показывает проекцию по виду А, то же что и на фиг 1.

Редуктор вертолета собран в корпусах 1 и 2, разделенных прокладкой 3 на два отсека (Фиг.1). В левом отсеке расположены два одинаковых конических зубчатых колеса 4, образующих два зацепления с конической шестерней 5, выполненной заодно целое с промежуточным валом, на котором размещены: конический роликовый подшипник 6; зубчатое колесо 7; конический роликовый подшипник 8. Колесо 7 и подшипники 6 и 8 установлены внутри корпуса 2 посредством стакана 9 и втулки 10, на внешней резьбе которой навинчена гайка 11, опирающаяся на внешний торец корпуса 2 и выполненная в форме глухого стакана. На внешней цилиндрической поверхности втулки 10 размещена связанная с ней шпонка 12, входящая в соответствующий паз Б корпуса 2. Посредством гайки 13 зафиксированы внутренние кольца подшипников 6 и 8, и зубчатое колесо 7 в требуемом осевом положении. Внешние кольца этих подшипников имеют возможность опоры на заплечиках стакана 9 и втулки 10. Зазор «δ» в подшипниках обеспечен соответствующим положением гайки 11, зафиксированной стопором 21 посредством винтов 22 (Фиг.2).

Ведущий вал редуктора 14 связан с цилиндрической шестерней 15, имеющей возможность зацепления с колесом 7 (Фиг.1). Ведущий вал редуктора 14 установлен в корпусе 2 на подшипниках 16 посредством стаканов 17 и 18. Конические колеса 4 сопряжены с валом верхнего несущего винта (ВНВ) 19 и, коаксиально, относительно последнего, расположенного вала нижнего несущего винта (ННВ) 20.

Работает редуктор вертолета следующим образом.

Вращение ведущего вала 14 передается через цилиндрическую зубчатую передачу шестерней 15 на колесо 7 и далее на коническую шестерню коническим зубчатым колесам 4, приводящим в движение вал ВНВ 19 и вал ННВ 20, вращающиеся в разные стороны. Нагрузки, возникающие в зацеплениях зубчатых передач, воспринимаются подшипниками. В частности, подшипники конические 6 и 8 нагружены усилиями, возникающими в конической и цилиндрической передачах редуктора.

Известно, что конические подшипники качения обеспечивают необходимое положение оси вала с достаточной точностью лишь в случае, если радиальный зазор «δ» равен нулю. Это может быть обеспечено при сборке редуктора вращением гайки 11, которая смещает втулку 10 на необходимую до устранения зазора величину. В процессе регулирования зазора втулка удерживается от вращения шпонкой 12, входящей в паз Б. При необходимости подшипники могут быть отрегулированы на натяге.

После регулирования устанавливается и крепится фиксатор 21.

Регулирование зазоров и пятка контакта в конической передаче колесами 4 и шестерней 5 частично достигается подбором прокладки 3 и аналогичными прокладками в опорах конических зубчатых колес 4.

В процессе регулирования подшипника на нулевой зазор необходимо руководствоваться зависимостью угла поворота гайки

ϕ = δ 360 p sinα

где «δ» - исходное значение зазора (мм);

p - шаг резьбы втулки 10 (мм);

α - угол контакта в подшипнике (°);

φ - угол поворота гайки 11 (°) относительно корпуса редуктора.

Предложенный редуктор вертолета позволяет осуществлять дискретное регулирование зазоров в подшипниках без дополнительной доводки толщины прокладки. Кроме того, конструкция предложенного редуктора является простой, малогабаритной с небольшой полетной массой.

Предложенный редуктор вертолета имеет низкую стоимость, высокую надежность, обладает ремонтопригодностью, с сохранением надежной работы подшипников, оптимального положения осей валов и значением зазоров в зацеплениях передач редуктора вертолета.

Редуктор вертолета, содержащий корпус с размещенными в нем коническими зубчатыми колесами, связанными с валами несущих винтов вертолета, коническую шестерню, образующую зацепления с этими колесами, связанную с валом, установленным на конических подшипниках качения и с размещенным на этом валу зубчатым колесом, причем внутренние кольца конических подшипников зафиксированы в осевом направлении относительно вала, а наружные кольца поставлены с упором в заплечики корпуса и втулки по схеме «в растяжку», отличающийся тем, что внешнее кольцо подшипника, установленного рядом с зубчатым венцом конической шестерни, имеет возможность жесткого контакта с заплечиком корпуса, а внешнее кольцо другого подшипника опирается на внутренний заплечик втулки, размещенной в отверстии корпуса, имеющем паз для взаимодействия со шпонкой, связанной с наружной цилиндрической поверхностью названной втулки, выходящей за пределы корпуса своей наружной резьбой, сопряженной с резьбой гайки своим торцом, упирающейся в корпус редуктора снаружи и выполненной в виде глухого стакана с пазами, в одном из которых размещен зуб фиксатора, закрепленного на корпусе редуктора вертолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным редукторам. Трехсателлитный планетарный редуктор содержит входное зубчатое колесо, три сателлита (2, 3, 4), первый трехпарный шатун (5), второй трехпарный шатун (6), водило и неподвижное зубчатое колесо (8).

Изобретение относится к приводу регулировки для регулировочных устройств автомобильного сиденья. Привод регулировки для регулировочного устройства автомобильного сиденья содержит приводной двигатель, двухступенчатый понижающий редуктор и корпус для установки приводного двигателя и крепления двухступенчатого понижающего редуктора в оболочке корпуса, закрывающейся крышкой корпуса.

Изобретение относится к механизмам, обеспечивающим орбитальное движение дисков (колеса) редуктора, и может применяться в качестве механизма, преобразующего вращательное движение в возвратно-поступательное.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромеханических приводах, в приборостроении, в средствах автоматизации для различных технологических линий.

Изобретение относится к механическим зубчатым передачам эксцентрикового типа и может быть использовано в машиностроении при проектировании и эксплуатации редукторов и механизмов.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Двухступенчатый планетарно-цевочный редуктор имеет входную (2) и выходную (1)ступени, выполненные в виде планетарно-цевочных передач.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Двухступенчатый планетарно-цевочный редуктор содержит входную (2) и выходную (1) передачи.

Изобретение относится машиностроению. Передача с объемно-пространственным зацеплением содержит червячное колесо и взаимодействующий с ним червяк, выполненный в виде цилиндрического вала и охватывающей его витой пружины, закрепленной на этом валу в профилированных кольцах.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электромеханическим усилителям тормозного привода. Электромеханический усилитель тормозного привода, предназначенный для передачи мускульного усилия, прикладываемого водителем, и собственного дополнительного усилия в качестве приводного усилия на поршень главного тормозного цилиндра имеет электродвигатель и приводимый им в действие передаточный механизм.

Изобретение относится к многоступенчатым планетарным механизмам, используемым в автомобилестроении, в частности для открытия и закрытия крышек багажника автомобилей.

Изобретение относится к многопоточному редуктору, в частности к редуктору с разделением потока крутящего момента на множество потоков для летательного аппарата, предпочтительно в варианте одновинтового винтокрылого летательного аппарата большой грузоподъемности.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторам вертолетов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам вертолетов. .

Изобретение относится к конструкциям главного редуктора вертолета с приводом от двух и более двигателей. .

Изобретение относится к узлам планетарной зубчатой передачи, в частности к узлам планетарной зубчатой передачи с многоуровневой ступенчатой компоновкой сателлитов для трансмиссии вертолета.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения редуктора привода несущего винта вертолета. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы. На одном конце каждого вала закреплен несущий винт. Маслосборник расположен в камере корпуса и с помощью подшипников и конических зубчатых передач соединен со вторыми концами пустотелых валов верхнего и нижнего несущих винтов. При этом на валу верхнего несущего винта установлено насосное колесо с лопатками, выполненными на его внутренней поверхности под углом α относительно его радиуса, и оснащенное равномерно расположенными на нижней торцевой поверхности отверстиями, оси которых расположены параллельно оси насосного колеса. По внутренней поверхности маслосборника выполнены лопатки под углом β относительно его радиуса, противоположно направленные наклону лопаток упомянутого насосного колеса. Корпус камеры заполнен смазочным материалом и посредством канала, зазоров и калиброванных отверстий гидравлически связан с подшипниками и зубчатыми передачами. Достигается повышение надежности редуктора соосных винтов. 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам автоматического управления летательными аппаратами. Способ помощи пилоту однодвигательного винтокрылого летательного аппарата (1) на этапе полета в режиме авторотации включает мониторинг работы во время полета теплового двигателя (13), чтобы определить его отказ, в частности, через падение мощности на указанном несущем винте (2), и затем, когда определен отказ указанного теплового двигателя (13), управляют электрической машиной (12) на подачу вспомогательной мощности We на указанный несущий винт (2), чтобы помочь, таким образом, пилоту указанного летательного аппарата (1) управлять указанным летательным аппаратом (1) на этапе полета в режиме авторотации вследствие указанного отказа. Летательный аппарат (1) содержит гибридную силовую установку, снабженную тепловым двигателем (13), электрической машиной (12) и главным редуктором (11), средство накопления (14) электроэнергии и несущий винт (2), механически связанный с указанной гибридной силовой установкой (5), устройство помощи пилоту (10), средство управления (15) электрической машиной, снабженное памятью (16). Достигается возможность перехода на этап полета в режиме авторотации и осуществления посадки при работе несущего винта в указанном режиме. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Трансмиссия вертолета, содержит двигатель, посредством муфты своим валом соединенный с ведущим валом редуктора, кинематически связанным с валом несущего винта вертолета, со ступицей винта, несущей шарнирно связанные с ней лопасти с комлями, снабженными поводками для связи с автоматом перекоса. Вал двигателя соединен с полумуфтой, имеющей пазы, выполненные с криволинейными стенками и расположенные параллельно ее оси, в которые входят пакеты из плоских пружин, связанные с ведомой полумуфтой. Полумуфта соединена с возможностью свободного относительного вращения с ведущим валом редуктора, соединенным с барабаном храповым колесом. Зубья храпового колеса расположены с возможностью зацепления с зубьями на буксе, связанной с ведомой полумуфтой цилиндрическим шлицевым соединением и имеющей проточку. На внешней поверхности расположено водило с осевыми пазами, в которых размещены соответствующие зубья буксы. Водило имеет внутренний пустотелый цилиндрический выступ, наружная поверхность которого оснащена кольцевым гребнем. На наружной поверхности расположены колодки с проточками для гребня, снабженные осевыми пазами, имеющие возможность контакта с зубьями вилки. Между зубьями вилки и пазами колодок установлены пружины дугообразной формы. Между водилом и буксой установлены пружины, имеющие возможность опоры на соответствующие торцы водила и буксы. Достигается повышение надежности трансмиссии вертолета в периоды неустановившегося движения и в случае полета в режиме авторотации при отказе двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к невращающемуся универсальному шарниру, предназначенному для соединения корпусов двигателя и редуктора вертолета. Невращающийся универсальный шарнир (10) для привода вертолета имеет крестовину, определяемую кольцом (30), которое имеет четыре соединительные части (31), разнесенные на 90° друг от друга, и взаимодействующие с соответствующими вильчатыми элементами (15), образующими концы соответствующих консолей (14) двух соединительных элементов (11, 12), которые при использовании зафиксированы относительно корпуса (6) двигателя (2) и корпуса (7) редуктора (3). Каждый вильчатый элемент (15) и соответствующая соединительная часть (31) имеют соответствующие сквозные отверстия (19, 20, 32), которые коаксиальны друг с другом и в которые входит винт (34). Демпфирующие элементы (55) расположены между соединительными частями (31) кольца (30) и стержнями (39) винтов (34) и между соединительными частями (31) кольца (30) и вильчатыми элементами (15). Технический результат: уменьшение износа, вызываемого фреттинг-коррозией и ударной нагрузкой, и уменьшение массы невращающегося универсального шарнира простым способом, который предпочтительно легко устанавливать между двигателем и редуктором вертолета. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям силовых установок летательных аппаратов. Летательный аппарат (1) оснащен вращающейся несущей поверхностью (2) и газотурбинными двигателями (11, 12, 13) для приведения в движение упомянутой вращающейся несущей поверхности (2). Летательный аппарат содержит два идентичных основных газотурбинных двигателя (11, 12), каждый из которых может работать, по меньшей мере, в одном специфическом режиме, связанном с основной мощностью (PMD, PIU), и вспомогательный газотурбинный двигатель (13), который может работать в указанном, по меньшей мере, одном специфическом режиме, выдавая вспомогательную мощность (PMD', PIU'), пропорциональную соответствующей основной мощности (PMD, PIU) с коэффициентом пропорциональности (k), меньшим или равным 0,5. При этом упомянутый летательный аппарат имеет систему (20) управления для приведения в действие вращающейся несущей поверхности за счет непрерывной работы каждого основного газотурбинного двигателя (11, 12) во время полета и дополнительно вспомогательного газотурбинного двигателя (13), по меньшей мере, во время одной заранее определенной специфической фазы. Достигается снижение удельного расхода топлива при крейсерском полете. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх