Способ определения пространственного положения подводного трубопровода методом магнитометрической съемки

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для определения пространственного положения подводного трубопровода. В способе измеряют модуль вектора индукции магнитного поля Земли (ВИМПЗ) при помощи магнитометров, установленных совместно с точкой приема сигнала на одном вертикальном носителе, буксируемом за судном. Определяют градиент модуля ВИМПЗ и осуществляют совместную обработку магнитометрических данных и координат магнитометров. Координаты магнитометров определяют расчетным путем на основании измеренных координат и углов наклона носителя с учетом рассчитанных поправок на деформацию носителя. В процессе совместной обработки магнитометрических данных и координат магнитометров определяют x, y, z координаты в точках пересечения траектории движения вертикального носителя с трубопроводом, найденных по аномальным значениям модуля ВИМПЗ. По упомянутым координатам судят о пространственном положении трубопровода. Техническим результатом является повышение точности определения местоположения локальных объектов. 3 ил.

 

Изобретение относится к области магнитной съемки и может быть использовано для определения пространственного положения подводного трубопровода, в частности, в условиях засыпки его в траншее грунтом.

Известен способ бесконтактного выявления наличия и местоположения дефектов металлических трубопроводов (патент РФ №2264617, G01N 27/82, опубл. 20.11.2005), включающий измерение над трубопроводом в заданных точках в процессе перемещения векторов магнитного поля в прямоугольных координатах, по крайней мере, двумя трехкомпонентными датчиками. Составляют тензор градиентов магнитного поля. Путем матричного преобразования проводят обработку полученной информации. По результатам обработки определяют фоновое значение и отклонения от этого значения, по отличию которых на заданную критериальную величину от фонового значения судят о наличии и местоположении дефектов металлических трубопроводов и строят магнитограмму с указанием местоположения дефектов. В случае линейного протяженного объекта, в частности, трубопровода, к недостаткам данного метода можно отнести необходимость в выборе зафиксированной базы датчиков, привязанной к оси сооружения с заданным шагом, что очень труднодостижимо в условиях съемки на акватории при неустойчивых погодных условиях.

Наиболее близким к предлагаемому способу (прототипом) является способ морской магнитной съемки (патент РФ №2390803, G01V 3/08, опубл. 27.05.2010), в котором синхронно измеряют модуль вектора индукции магнитного поля Земли (ВИМПЗ) при помощи двух скалярных магнитометров, размещенных в отдельных гондолах. Определяют градиент модуля ВИМПЗ и интегрируют его по пройденному пути. Осуществляют низкочастотную фильтрацию результатов интегрирования. Дополнительно измеряют модуль ВИМПЗ при помощи двух дополнительных скалярных магнитометров, размещенных в отдельных гондолах, буксируемых за судном таким образом, чтобы система из четырех магнитометров не находилась в одной плоскости. Синхронно с измерениями модуля ВИМПЗ измеряют координаты магнитометров. В процессе совместной обработки магнитометрических данных и координат магнитометров определяют три ортогональные компоненты градиента модуля ВИМПЗ, а также приращение модуля ВИМПЗ относительно начальной точки измерения. Недостатком указанного способа является невысокая точность измерения модуля ВИМПЗ и невысокая точность определения местоположения локальных объектов. Причиной накапливающихся ошибок измерения является сложность системы измерения координат гондол (носителей), основанной в горизонтальной плоскости на данных гидролокатора, два приемника которого размещены за кормой судна и разнесены по фронту перпендикулярно курсу судна, а в вертикальной плоскости - на данных, полученных с датчиков глубины, которые размещаются в каждой гондоле. Пространственную конфигурацию указанной системы сложно реализовать при волнении поверхности воды в условиях неустойчивых погодных условий.

Решение инженерных задач требует измерения магнитного поля от локальных объектов с высокой точностью, при этом для повышения точности определения местоположения локальных объектов необходимо улучшать соотношение сигнал/шум при съемке магнитного поля. Следствием этого является необходимость, с одной стороны, увеличить полезный сигнал путем регулируемой длины вертикального носителя, а с другой стороны, уменьшить шум путем размещения магнитометров и точки приема сигнала на одном вертикальном носителе магнитометрической обработки с учетом углов наклона и деформаций носителя.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание способа, позволяющего получить данные измерений, обработка которых обеспечит возможность определения с высокой точностью пространственного положения локальных объектов, в частности, подводного трубопровода.

Техническим результатом, достигаемым при реализации способа, является повышение точности определения местоположения подводных локальных объектов, за счет размещения магнитометров и точки приема сигнала на одном вертикальном носителе и обработки магнитометрических данных с учетом координат и углов крена вертикального носителя.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе определения пространственного положения подводного трубопровода методом магнитометрической съемки, включающем измерение модуля вектора индукции магнитного поля Земли (ВИМПЗ) при помощи магнитометров, установленных на носителе, буксируемом за судном, определение градиента модуля ВИМПЗ и совместную обработку магнитометрических данных и координат магнитометров, все магнитометры размещают совместно с точкой приема сигнала на одном вертикальном носителе. Координаты магнитометров определяют расчетным путем на основании измеренных координат вертикального носителя и измеренных углов наклона вертикального носителя с учетом рассчитанных поправок на деформацию вертикального носителя. Расчет координат каждого из магнитометров выполняют синхронно с измерением упомянутым магнитометром модуля ВИМПЗ. Магнитометрическую съемку осуществляют путем криволинейного перемещения вертикального носителя над трубопроводом, при этом измерение модуля ВИМПЗ выполняют в заданных предварительно точках пересечения траектории движения вертикального носителя с трубопроводом. В процессе совместной обработки магнитометрических данных и координат магнитометров определяют x, y, z координаты в точках пересечения траектории движения вертикального носителя с трубопроводом, найденных по аномальным значениям модуля ВИМПЗ. По упомянутым координатам судят о пространственном положении трубопровода.

На фиг.1 представлена схема размещения точки приема сигнала и магнитометров на вертикальном носителе:

- точка приема сигнала (1);

- передатчик беспроводной связи Bluetooth (2);

- буксировочный трос (3);

- поверхность воды (4);

- поплавок (5);

- инклинометр (6);

- магнитометр (7);

- вертикальный носитель (8).

На фиг.2 представлены магнитометрические данные до обработки, на фиг.3 - магнитометрические данные после обработки.

Способ осуществляют следующим образом.

Измеряют модуль ВИМПЗ и его градиент на акватории с учетом поправок на вариации магнитного поля Земли, регистрацию которых осуществляют посредством магнитовариационных станций, установленных на суше. Измерения выполняют с помощью магнитометров (7), закрепленных на вертикально погружаемом немагнитном вертикальном носителе (8). Буксировку носителя осуществляют немагнитным судном (шлюпка с пластиковым корпусом). Максимальная скорость буксировки не более 10 узлов. Расстояние между судном и носителем 20÷30 м. Вертикальный носитель выполнен в виде алюминиевой штанги с поплавком (5) для поддержания необходимой плавучести (верхушка штанги поднята над поверхностью воды на 0,5 м). Длину носителя можно увеличивать путем установки дополнительных секций длиной 2 м и изменять ее от 2 м до 10 м. На надводной части вертикального носителя размещена точка приема сигнала - антенна GPS (1) дециметрового диапазона для определения координат верхушки алюминиевой штанги и передатчик беспроводной связи Bluetooth (2) для передачи полученных данных на судно. Через каждые 2 м на вертикальном носителе размещены акселерометры-инклинометры (6) (точность 0,1 градус), с помощью которых измеряют углы наклона вертикального носителя. На погруженной в воду части вертикального носителя закреплены с равномерным шагом от 2 до 4 магнитометров, в зависимости от длины вертикального носителя. Длину вертикального носителя определяют по известным батиметрическим данным. Для измерений используют магнитометры МФ-03-Р (высокочувствительный магнитометр, выполненный на основе однокомпонентного феррозондового датчика в виде переносного прибора, предназначенный для измерения модуля ВИМПЗ и его составляющих). Одновременно с измерением модуля ВИМПЗ измеряют координаты верхней (надводной) части вертикального носителя, буксируемого за судном, и углы наклона вертикального носителя в условиях акватории. Формирование массива данных, состоящего из координат верхушки вертикального носителя, измерений модуля ВИМПЗ и углов наклона вертикального носителя, осуществляют в режиме реального времени с частотой 10 кГц. Сформированный массив данных каждые 0,1 с по каналу беспроводной связи Bluetooth передают и записывают на ПК, находящийся на судне. При этом с помощью ПК в соответствии с заданной программой осуществляют расчет поправок на деформацию вертикального носителя (движение точки приема сигнала относительно магнитометров). Синхронно с измерением модуля ВИМПЗ рассчитывают с помощью ПК координаты (система координат WGS 84) каждого из магнитометров. Затем выполняют топографическую привязку полученных данных о градиенте модуля ВИМПЗ к траектории движения вертикального носителя и определяют точки пресечения трубопровода с траекторией движения носителя по повышению значения модуля ВИМПЗ. Данные модуля ВИМПЗ, полученные с помощью верхнего магнитометра (по расположению на вертикальном носителе), принятые в качестве опорных, вычитают из показаний нижних магнитометров, а полученные при этом значения являются разностными характеристиками модуля ВИМПЗ относительно верхнего магнитометра. После чего выполняют известными методами математическое моделирование: просчитывают с шагом 0,1 м модели бесконечной горизонтальной трубы с диаметром, толщиной и заглублением согласно проектной или исполнительной документации. После этого полученные разностные характеристики модуля ВИМПЗ со второго, третьего и четвертого магнитометров (сверху вниз по расположению на носителе) в найденных точках пресечения траектории движения вертикального носителя с трубопроводом итерационно сравнивают с математическими моделями, полученными для разной глубины залегания трубы, что позволяет определить пространственное положение подводного трубопровода (x, y, z координаты в системе WGS 84) с необходимой точностью. Участок съемки подводного трубопровода отрабатывают движением судна над трубопроводом по криволинейной траектории, пересекающей направление трубопровода в точках, расстояние между которыми задают в зависимости от диаметра и длины трубопровода. Съемку магнитного поля и его градиента осуществляют на различных глубинах (их тем больше, чем больше вынос штанги), что позволяет с высокой точностью определить пространственное положение подводного трубопровода.

Предлагаемый способ осуществляли при определении пространственного положения магистрального газопровода на участке морского подводного перехода через Байдарацкую губу. Отрабатывали участок подводного перехода длиной около 75 км перемещением немагнитного судна по криволинейной траектории длиной 200 м с пересечением направления трубопровода в точках, расположенных через каждые 100 м. Для учета вариаций геомагнитного поля на Уральском (Ямальском) береговых участках были установлены магнитовариационные станции. На вертикальном носителе установили три магнитометра с шагом 60-80 см. Собственный шум магнитометров не превышал 0,2 пкТл, частотный диапазон - 1 кГц (-3 дБ). При проведении измерений использовали высокоточные многоканальные GNSS-приемники. Точность измерений в плане ± 10 мм + 1 мм/км, по высоте ± 20 мм + 1 мм/км, частота записи - 1 секунда. В качестве аналого-цифрового преобразователя использовали 4-канальный 24-разрядный AD7734, что позволило осуществить оцифровку всего диапазона входного сигнала (±100 пкТл) с точностью 0,19 пкТл. В процессе обработки полученных данных (фиг.2) показания верхнего магнитометра (по расположению на вертикальном носителе) принимали в качестве опорных и вычитали их из показаний двух других магнитометров. Полученные результаты (фиг.3) использовали для определения пространственного положения трубопровода на основе итерационного метода, что позволило обеспечить точность определения до 10 см на глубинах до 25 м.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет обеспечить более точное определение трех ортогональных компонент градиента модуля ВИМПЗ при помощи системы магнитометров (от 2 до 4 магнитометров), расположенных друг над другом на вертикальном носителе на фиксированном расстоянии. Кроме того, возможность регулировать длину вертикального носителя в предлагаемом способе позволяет приблизить магнитометры к поверхности дна и увеличить соотношение сигнал/шум при измерении магнитного поля, что обеспечивает определение местоположения локальных объектов на дне с высокой точностью.

Способ определения пространственного положения подводного трубопровода методом магнитометрической съемки, включающий измерение модуля вектора индукции магнитного поля Земли (ВИМПЗ) при помощи магнитометров, установленных на носителе, буксируемом за судном, определение градиента модуля ВИМПЗ и совместную обработку магнитометрических данных и координат магнитометров, отличающийся тем, что все магнитометры размещают совместно с точкой приема сигнала на одном вертикальном носителе, координаты магнитометров определяют расчетным путем на основании измеренных координат вертикального носителя и измеренных углов наклона вертикального носителя с учетом рассчитанных поправок на деформацию вертикального носителя, причем расчет координат каждого из магнитометров выполняют синхронно с измерением упомянутым магнитометром модуля ВИМПЗ, магнитометрическую съемку осуществляют путем криволинейного перемещения вертикального носителя над трубопроводом, при этом измерение модуля ВИМПЗ выполняют в заданных предварительно точках пересечения траектории движения вертикального носителя с трубопроводом, а в процессе совместной обработки магнитометрических данных и координат магнитометров определяют x, y, z координаты в точках пересечения траектории движения вертикального носителя с трубопроводом, найденных по аномальным значениям модуля ВИМПЗ, и по упомянутым координатам судят о пространственном положении трубопровода.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту, в частности к защитным устройствам и к устройствам для наблюдения за оборудованием. Предложено предохранительное устройство для заглушки трубы и для трубы, в котором заглушка содержит закрывающую внутреннюю стенку трубы гильзу, при этом предохранительное устройство выполнено для выработки сигнала тревоги.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки жидкости и газа, например для контроля и управления блоком электроприводных задвижек на участках нефтепроводов, газопроводов, водоводов, расположенных в труднодоступной местности.

Способ и устройство предназначены для управления внутритрубным объектом. Способ заключается в дистанционном управлении внутритрубным объектом с помощью команд управления по двум каналам управления - низкочастотному электромагнитному каналу и радиоканалу метрового диапазона волн, причем низкочастотные электромагнитные сигналы излучают и принимают с помощью приемо-передающего оборудования, установленного вне и внутри трубопровода, а сигналы, передающиеся по радиоканалу метрового диапазона волн, излучают и принимают с помощью приемо-передающего оборудования, установленного внутри трубопровода, используя его в качестве волновода, с размещением одного комплекта приемо-передающего оборудования метрового диапазона волн на внутритрубном объекте.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности средствам бесконтактной диагностики, представляет собой устройство для диагностики технического состояния металлических трубопроводов и может быть использовано при дефектоскопическом контроле состояния, например напряженно-деформированного состояния металла трубопровода, нарушения целостности трубопровода и изоляционного покрытия и т.п., подводных и/или подземных нефте- и газопроводов и других металлических трубопроводов.

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано для укрытия вантуза, располагаемого на линейной части магистрального трубопровода, с целью защиты от несанкционированного доступа к вантузу сторонних лиц.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтегазохимических продуктов, в частности к приборам и устройствам для контроля технического состояния трубопровода.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и предназначено для определения мест образования неполной закупорки в трубопроводе при транспорте сжимаемой жидкости, например нестабильного конденсата.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для контроля движения очистных, диагностических и иных объектов в трубопроводах в потоке перекачиваемого продукта, например скребков, разделителей и т.д.

Изобретение относится к области техники неразрушающего контроля качества магистральных газопроводов, в частности к обеспечению взрывозащиты дефектоскопа-снаряда.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения профиля искривления протяженных трубчатых каналов. Измеритель искривления трубчатого канала содержит датчики изгиба (4), подключенные к измерительной схеме. Измеритель искривления трубчатого канала выполнен в виде несущего корпуса (2), размещенного внутри трубчатого канала (1) по всей его длине и жестко связанного с внутренними стенками трубчатого канала (1) радиальными перемычками (3). На несущем корпусе (2) закреплен, по меньшей мере, один механический преобразователь радиуса изгиба в величину зазора между перемещаемыми при изгибе деталями, на которых установлены датчики изгиба (4). В частных случаях исполнения устройства датчик изгиба (4) выполнен в виде конденсаторов, пластины которых закреплены на деталях, образующих зазор, или в виде магнитопроводов с обмотками и магнитных сердечников, закрепленных на деталях, образующих зазор. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей измерителя искривления трубчатого канала. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системам управления, предназначенным для обеспечения дистанционного контроля технологическим процессом транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам. Технический результат - обеспечение надежности и безопасности перекачки нефти. Система содержит связанные каналами связи с контролируемыми нефтеперекачивающими станциями (НПС) территориальные (ТДП), районные (РДП) и местные (МДП) диспетчерские пункты, осуществляющие соответственно верхний, средний и нижний уровни контроля и управление тремя технологическими участками (ТУ-1, ТУ-2, ТУ-3) с использованием протокола IEC-608750-5. В состав программно-технического комплекса верхнего и нижнего уровней входят серверы ввода-вывода, серверы математической модели, контроллеры алгоритмов, видеостена, межсетевые экраны, автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера. В состав программно-технического комплекса нижнего уровня входят сервер ввода-вывода микропроцессорной системы автоматизации (МПСА) НПС, сервер ввода-вывода линейной телемеханики (ЛТМ), межсетевые экраны, АРМы оператора НПС, оператора ЛТМ и системы измерения количества и показаний качества нефти (СИКН). Предусмотрена блокировка управления из РДП и МДП при управлении технологическим процессом транспортировки нефти из ТДП. Предусмотрена передача функции управления на средний или нижний уровень, а также возврат функции управления от среднего и нижнего уровня в ТДП. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Способ относится к системам автоматического контроля работы нефтегазового оборудования и позволяет своевременно обнаруживать предаварийные ситуации, связанные с отложением гидратов в газовом оборудовании. В способе периодически измеряют давление газа до и после газового оборудования, температуру газа внутри или до и после газового оборудования, расход газа через газовое оборудование или перепад давления газа на замерном сужающем устройстве, находящемся в потоке газа, проходящем через газовое оборудование. По измеренным значениям формируют показатель загидрачивания работающего газового оборудования и по степени отклонения текущего значения этого показателя от базового, определенного при заведомо безгидратном режиме работы газового оборудования, судят о степени его загидрачивания. При формировании показателя загидрачивания газового оборудования, регулирующего поток газа, дополнительно используют относительную площадь или степень открытия его проходного сечения. Определяемые в безгидратном режиме работы базовые значения показателя загидрачивания используют в качестве показателя технического состояния газового оборудования. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Устройство и способ предназначены для определения положения трубопровода в пространстве при эксплуатации и строительстве трубопроводов. Устройство состоит из аппаратной части: акселерометров, гироскопов и одометра, и программной части, при этом аппаратная часть установлена на внутритрубный инспекционный прибор и состоит из набора датчиков. Программная часть состоит из алгоритмов определения навигационных параметров в следующей последовательности: расчет линейной скорости, выставка, то есть определение положения в пространстве внутритрубного инспекционного прибора, расчет навигационных параметров, расчет радиусов изгиба трубопровода, коррекция траектории. Данные, полученные с аппаратной части, переписываются и расчет навигационных параметров производится с использованием программной части. При этом способ заключается в том, что данные, полученные с диагностического комплекса для определения положения трубопровода, располагаются по таблицам и совмещаются по дистанциям, и данные пропуска внутритрубного инспекционного прибора с установленной на нем аппаратной частью диагностического комплекса для определения положения трубопровода с более ранней датой считаются базовыми, а данные последующих пропусков сравниваются с базовыми, а критерием наличия перемещения трубопровода на инспектируемом участке является превышение модуля разностной кривизны заданного порогового значения. Технический результат - повышается точность измерений пространственного положения трубопровода. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля качества магистральных трубопроводов, в частности, к способам внутритрубной дефектоскопии с помощью дефектоскопов-снарядов. Способ заключается в измерении параметров материалов и выявлении дефектов в магистральных трубопроводах с меняющимися плотностями и скоростями транспортируемого продукта при помощи двухмодульного дефектоскопа-снаряда с изменяемой площадью поперечного сечения по внешнему обводу корпуса и получение изображения внутренней поверхности трубопровода в видимом диапазоне длин волн. В устройстве двухмодульного дефектоскопа-снаряда на одном из модулей в плоскости, перпендикулярной его продольной оси, размещены плоские створки, выполненные с возможностью синхронного раскрытия и увеличения площади поперечного сечения дефектоскопа-снаряда, установлен дополнительный аэродинамический винт с направлением вращения противоположном первому, применены средства балансировки центров масс и установлено многоканальное оптикоэлектронное устройство для получения информации о внутренней поверхности трубопровода. Предлагаемое техническое решение позволяет получить более достоверную и точную информации о состоянии внутренней поверхности магистральных трубопроводов при изменяющихся условиях движения транспортируемого продукта и, как следствие, повышает эффективность применения дефектоскопа-снаряда. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Технический результат - создание экономичной, стационарной оптической системы мониторинга надземных переходов магистральных трубопроводов, позволяющей получать информацию о реальном изменении геометрии трубы надземного перехода и положения ее опор в формате 3D. Система диагностики технического состояния магистрального трубопровода на участках надземных переходов содержит оптическое устройство и аппаратно-программный комплекс. Она также снабжена мишенями-маркерами, закрепленными на трубопроводе и его опорах и выполненными с вертикальными и горизонтальными градуировками, эталонные снимки которых занесены в базу данных аппаратно-программного комплекса. В качестве оптического устройства использован фотоаппарат. Аппаратно-программный комплекс выполнен с возможностью обработки снимка каждой мишени-маркера посредством наложения на ее эталонный снимок и расчета величины отклонения геометрии трубопровода и положения его опор по величине смещений вертикальных и горизонтальных градуировок мишеней-маркеров от их положений на эталонных снимках. 3 ил.

Изобретение относится к области мониторинга состояния трубопроводов. Технический результат - повышение точности контроля. Способ включает установку датчиков на трубопроводе, измерение ими параметров текущего состояния трубопровода, определение отклонения текущих параметров состояния трубопровода от нормы, получение адаптированной к текущему состоянию модели состояния трубопровода и оценку дальнейшего состояния трубопровода. При этом в качестве датчиков используют распределенные или квазираспределенные волоконно-оптические датчики, расположенные непрерывно по всей длине трубопровода в виде секций. Датчики измеряют в непрерывном режиме магнитное, электрическое, тепловое и акустическое поля в качестве текущих параметров состояния трубопровода. Анализируют отклонения измеренных полей от нормы, выявляют на трубопроводе участки проявления отклонений, осуществляют местную диагностику состояния трубопровода в указанных участках. При этом либо устраняют выявленную неисправность, либо, при отсутствии неисправности, адаптируют модель состояния трубопровода к текущему состоянию путем включения в указанную модель описания выявленного отклонения. Также изобретение относится к системе мониторинга технического состояния трубопровода, предназначенной для осуществления указанного способа. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области диагностики и контроля состояния подземных стальных трубопроводов и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности, коммунальном хозяйстве и других областях промышленности, эксплуатирующих стальные трубопроводы. Способ определения положения кольцевых сварных швов подземного трубопровода, изготовленного из ферромагнитного материала, включает измерение индукции постоянного магнитного поля над осью трубопровода с определенным шагом, построение графика и поиск экстремумов зависимости параметров индукции магнитного поля от линейной координаты, осуществляют приведение измеренных значений параметров индукции к среднему значению глубины заложения трубопровода, определяют значения высоты экстремумов, линейные координаты экстремумов, высота которых превышает заданное пороговое значение, считают вероятными координатами кольцевых сварных швов трубопровода. Технический результат - повышение достоверности определения линейных координат кольцевых сварных швов подземного трубопровода на основании результатов наземных магнитометрических измерений и обеспечение возможности проведения поиска швов в автоматизированном режиме. 1 з.п. ф-лы, 10 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики напряженно-деформированного состояния магистральных трубопроводов. Комплекс содержит герметичный контейнер 1, GSV-канал связи 8, сервер 9, электронный блок 2, магнитошумовые датчики 3,4,5,6 напряженно-деформированного состояния. На боковых образующих трубопровода во взаимно перпендикулярных осях с привязкой к линии горизонта устанавливают четыре тензометрических датчика 10,11,12,13 в точках, сходных с точками установки магнитошумовых датчиков. Комплект из четырех тензометрических датчиков связан с электронным узлом 20, входящим в электронный блок 2. С помощью электронного узла происходит вычисление вектора механических деформаций трубопровода в плоскости установки тензометрических датчиков и определение угла и направления действия оползневых масс на трубопровод. Достигается предотвращение разрушения трубопровода. 3 ил.

Изобретение относится к области добычи природного газа и, в частности, к определению коэффициента фактического гидравлического сопротивления газосборного шлейфа. Автоматизированная система управления технологическими процессами газового промысла в реальном масштабе времени контролирует значение коэффициента эффективности эксплуатации газопромыслового шлейфа Е по паспортным параметрам шлейфа, данным по его эксплуатации и контролируемым технологическим параметрам. Если значение коэффициента Е вышло за допустимые границы, то констатируют: нормальный режим работы скважин и шлейфа нарушены (в шлейфе кроме газа присутствует выше допустимой нормы иной фактор: газовый гидрат, пластовая вода, механические примеси). Способ позволяет оперативно выявлять потенциальную возможность отказа газосборного шлейфа.
Наверх