Автотранспортное средство

Изобретение относится к транспортным средствам с системой кондиционирования. Автотранспортное средство содержит блок (3) кабины, наклоняемый относительно рамы (2) транспортного средства между опущенным состоянием и поднятым состоянием, первый контур (10), расположенный на раме транспортного средства для циркуляции первого вещества, второй контур (20), расположенный в блоке кабины для циркуляции второго вещества, и теплопередающее приспособление (4) для теплообмена между указанными веществами. Теплопередающее приспособление содержит первый теплопередающий блок (11), установленный на раме транспортного средства и включенный в первый контур для того, чтобы через него протекало первое вещество, и второй теплопередающий блок (21), установленный в блоке кабины и включенный во второй контур для того, чтобы через него протекало второе вещество. Эти теплопередающие блоки (11, 21) находятся в теплопередающем контакте друг с другом, когда блок кабины находится в опущенном состоянии, и отделены друг от друга, когда блок кабины находится в поднятом состоянии. Достигается уменьшение износа и разрыва шлангов, проходящих между блоком кабины и рамой автотранспортного средства в ходе его эксплуатации. 13 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

ОБЛАСТЬ И УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Настоящее изобретение относится к автотранспортному средству согласно ограничительной части п. 1 формулы изобретения.

В автотранспортном средстве, как правило, существует множество компонентов, вырабатывающих тепло, которые нуждаются в охлаждении, например двигатель внутреннего сгорания, как правило, охлаждаемый охлаждающим веществом на водной основе, или коробка передач, как правило, охлаждаемая при помощи масла в качестве охлаждающего вещества. Тепло, поглощаемое охлаждающим веществом, может передаваться в окружающую среду при помощи радиаторного устройства, расположенного спереди транспортного средства и содержащего один или несколько радиаторных элементов для охлаждения охлаждающего вещества. Каждый радиаторный элемент имеет вытянутые трубопроводы с присоединенными к ним охлаждающими ребрами, и охлаждающее вещество, подлежащее охлаждению, проводится по этим трубопроводам для передачи тепла через их стенки и ребра охлаждения окружающему воздуху, проходящему через воздушные проходы между трубопроводами. Охлаждающее вещество, таким образом, охлаждается окружающим воздухом, проходящим между трубопроводами. Охлаждающий поток окружающего воздуха через воздушные проходы создается под действием движения транспортного средства вперед и/или при помощи вентилятора. Тепло, поглощаемое охлаждающим веществом, может также быть использовано для подогрева пространства для водителя транспортного средства или пространства для пассажиров путем проведения охлаждающего вещества через теплообменник, таким образом, передавая тепло воздуху, проходящему через теплообменник. Подогретый воздух затем направляется в пространство для водителя и/или в пространство для пассажиров.

Современные автотранспортные средства зачастую оборудованы системой кондиционирования воздуха для охлаждения пространства для водителя и/или пространства для пассажиров. Такая система кондиционирования воздуха содержит, помимо прочего, испаритель, в котором рабочее вещество системы испаряется, таким образом, поглощая тепло из проходящего воздуха. Воздух, охлажденный таким образом, подводится в пространство для водителя и/или пространство для пассажиров. Система кондиционирования воздуха дополнительно содержит конденсатор, который может быть расположен спереди транспортного средства и в котором конденсируется рабочее вещество, таким образом, отдавая тепло проходящему окружающему воздуху.

В некоторых большегрузных автотранспортных средствах, например определенных типах тракторных установок и грузовиков, пространство для водителя расположено в блоке кабины, который шарнирно соединен с рамой транспортного средства и может наклоняться относительно рамы транспортного средства между опущенным положением и поднятым положением. В обычной ситуации блок кабины находится в опущенном состоянии и может быть наклонен вперед в поднятое положение для обеспечения доступа для обслуживания или ремонта двигателя, расположенного под блоком кабины. В автотранспортных средствах с наклоняемым блоком кабины теплообменник, расположенный в блоке кабины для нагрева или охлаждения воздуха в кабине, соединен с трубопроводами, расположенными на раме транспортного средства, формирующими часть контура охлаждения или системы кондиционирования воздуха, при помощи гибких шлангов, проходящих между блоком кабины и рамой транспортного средства. Эти шланги должны быть относительно длинными для обеспечения сохранения соединения между блоком кабины и рамой транспортного средства, когда блок кабины наклонен вперед от опущенного положения в поднятое положение, что означает, что шланги занимают относительно большое пространство. Они также подвержены риску износа и разрыва в ходе эксплуатации транспортного средства и износу, разрыву и излому в ходе наклона блока кабины относительно рамы транспортного средства.

ЗАДАЧА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Задачей настоящего изобретения является решение упомянутой проблемы повреждения шлангов, проходящих между наклоняемым блоком кабины и соединенной с ним рамой автотранспортного средства.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В соответствии с настоящим изобретением указанная задача достигается при помощи автотранспортного средства, обладающего признаками, определенными в пункте 1 формулы изобретения.

Автотранспортное средство в соответствии с изобретением содержит:

- первый контур, расположенный на раме транспортного средства, для циркуляции первого вещества,

- второй контур, расположенный на наклоняемом блоке кабины транспортного средства для циркуляции второго вещества, и

- теплопередающее приспособление для передачи тепла между указанными веществами.

Теплопередающее приспособление содержит первый теплопередающий блок, установленный на раме транспортного средства, обращенный к блоку кабины и включенный в первый контур для того, чтобы через него протекало указанное первое вещество, и второй теплопередающий блок, установленный в блоке кабины, обращенный в раме двигателя и включенный во второй контур для того, чтобы через него протекало указанное второе вещество. Эти теплопередающие блоки предназначены для теплопередающего контакта друг с другом, когда блок кабины находится в опущенном положении, и для отделения друг от друга, когда блок кабины находится в поднятом положении.

Блок кабины, таким образом, оборудуется независимым циркуляционным контуром, который находится в теплопередающем контакте с циркуляционным контуром, установленным на раме транспортного средства, когда блок кабины занимает опущенное положение. В опущенном положении блока кабины теплопередающие блоки находятся в теплопередающем контакте друг с другом и таким образом совместно составляют теплообменник, при этом один теплопередающий блок выполняет функцию основного контура теплообменника, и другой теплопередающий блок выполняет функцию вспомогательного контура теплообменника. Наклон блока кабины к поднятому положению вынуждает теплопередающий блок, установленный в блоке кабины, отклоняться от рамы транспортного средства совместно с блоком кабины и, таким образом, отделяться от теплопередающего блока, установленного на раме транспортного средства, таким образом, разрывая теплопередающий контакт между циркуляционным контуром блока кабины и циркуляционным контуром, расположенным на раме транспортного средства. Решение в соответствии с изобретением обеспечивает возможность устранить упомянутые выше шланговые соединения между блоком кабины и рамой транспортного средства, таким образом, устраняя вышеуказанные проблемы гибких шлангов между блоком кабины и рамой двигателя, заключающиеся в том, что они занимают много места и подвержены повреждениям.

В соответствии с одним воплощением изобретения первый теплопередающий блок подвешен на пружинах на раме транспортного средства, и/или второй теплопередающий блок подвешен на пружинах в блоке кабины. Это обеспечивает возможность поддержания удовлетворительной силы опоры между теплопередающими блоками, в то же время позволяя им абсорбировать перемещения блока кабины относительно рамы транспортного средства, когда автомобиль находится в движении.

В соответствии с другим воплощением изобретения первый теплопередающий блок имеет профилированную, например волнистую, поверхность контакта, предназначенную для теплопередающего зацепления с соответствующей профилированной контактной поверхностью второго теплопередающего блока. Профилирование поверхностей взаимного контакта теплопередающих блоков обеспечивает возможность образования относительно большой теплопередающей поверхности между теплопередающими блоками, в то же время профилирование способствует поддержанию поверхностей контакта в определенном положении относительно друг друга в горизонтальных направлениях, когда блок кабины занимает опущенное положение.

В соответствии с еще одним воплощением изобретения теплообменник для подогрева или охлаждения воздуха в кабине включен во второй контур последовательно со вторым теплопередающим блоком. Это обеспечивает возможность веществу во втором контуре, расположенном в блоке кабины, поглощать тепло от вещества в первом контуре, расположенном на раме транспортного средства, при помощи теплопередающего приспособления, и отдавать это тепло для подогрева кабины при помощи указанного теплообменника, или охлаждать вещество из первого контура при помощи теплопередающего приспособления и охлаждать воздух в кабине при помощи указанного теплообменника.

В соответствии с еще одним воплощением изобретения радиаторное устройство, установленное, например, на крышу блока кабины, включено во второй контур последовательно со вторым теплопередающим блоком для охлаждения второго вещества при помощи окружающего воздуха, проходящего через радиаторное устройство. Путем охлаждения вещества во втором контуре, расположенном в блоке кабины, радиаторное устройство может напрямую способствовать охлаждению вещества в первом контуре, расположенном на раме транспортного средства.

Прочие преимущественные признаки автотранспортного средства в соответствии с изобретением указаны в независимых пунктах формулы изобретения и описании, приведенном ниже.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Изобретение описано более подробно далее на основании примеров его воплощений со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг. 1 - схематичный вид сбоку автотранспортного средства в соответствии с одним воплощением настоящего изобретения с наклоняемым блоком кабины в опущенном состоянии;

Фиг. 2 - автотранспортное средство с Фиг. 1 с блоком кабины в поднятом состоянии;

Фиг.3a - схема расположения частей автотранспортного средства в соответствии с Фиг.1 и 2, когда его блок кабины находится в опущенном состоянии;

Фиг. 3b - те же части, что и Фиг. 3а, когда блок кабины транспортного средства находится в поднятом состоянии;

Фиг. 4 - схема расположения частей автотранспортного средства в соответствии с альтернативным воплощением изобретения;

Фиг. 5 - схема расположения частей автотранспортного средства в соответствии с еще одним альтернативным воплощением изобретения; и

Фиг. 6 - схема расположения частей автотранспортного средства в соответствии с дополнительным альтернативным воплощением изобретения.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

На Фиг. 1 и 2 показано автотранспортное средство 1 в соответствии с воплощением настоящего изобретения. В этом случае, автомобиль представляет собой тягач. Он содержит раму 2 транспортного средства и блок кабины 3 с пространством для водителя. Блок 3 кабины шарнирно соединен с рамой 2 транспортного средства и может быть наклонен относительно нее между опущенным положением (см. Фиг. 1) и поднятым положением (см. Фиг. 2). В обычной ситуации, помимо прочего, когда автомобиль находится в движении, блок 3 кабины занимает опущенное положение и может быть наклонен вперед к поднятому положению для обеспечения доступа для обслуживания и ремонта двигателя, расположенного под блоком кабины.

Фиг. 3a и 3b схематично изображают части транспортного средства 1. На Фиг. 3а и 3b, а также на Фиг. 4 и 6 рама 2 транспортного средства и блок 3 кабины изображены в соответствующих квадратах, ограниченных пунктирными линиями. Первый контур 10 для циркуляции первого вещества оборудован на раме 2 транспортного средства, и второй контур 20 для циркуляции второго вещества оборудован в блоке 3 кабины. Автомобиль 1 дополнительно содержит теплопередающее приспособление 4 для передачи теплоты между указанными веществами. Теплопередающее приспособление содержит первый теплопередающий блок 11, установленный на раме 2 транспортного средства и обращенный к блоку 3 кабины, и второй теплопередающий блок 21, установленный в блоке 3 кабины и обращенный к раме 2 транспортного средства. Первый теплопередающий блок 11 включен в первый контур 10 для того, чтобы вещество из первого контура протекало через него, и второй теплопередающий блок 21 включен во второй контур 20 для того, чтобы вещество из второго контура протекало через него. Теплопередающие блоки 11, 21 предназначены для теплопередающего контакта друг с другом, когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии, как показано на Фиг. 3а, и для отделения друг от друга, когда блок 3 кабины находится в поднятом состоянии, как показано на Фиг.3b. Второй теплопередающий блок 21 отклоняется вверх в соединении с блоком 3 кабины от рамы 2 транспортного средства в ходе наклона блока кабины и, таким образом, отделяется от первого теплопередающего блока 11, посредством чего разрывается механический и термический контакт между этими теплопередающими блоками 11, 21. Когда блок 3 кабины занимает опущенное положение, тепло может, таким образом, передаваться между веществом в первом контуре 10 и веществом во втором контуре 20 при помощи теплопередающего приспособления 4, но такая теплопередача невозможна, когда блок 3 кабины находится в поднятом состоянии.

В воплощении, показанном на Фиг. 3а и 3b, первый теплопередающий блок 11 на пружинах подвешен на раме 2 транспортного средства при помощи подходящей пружинной конструкции 5, содержащей одно или несколько пружинных приспособлений, предназначенных для упругого прижатия первого теплопередающего блока 11 ко второму теплопередающему блоку 21, когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии, так что теплопередающие блоки 11, 21, таким образом, поддерживаются в контакте друг с другом в ходе совместных перемещений между блоком 3 кабины и рамой 2 транспортного средства, когда автомобиль 1 находится в движении. Альтернативно, второй теплопередающий блок 21 может быть подвешен на пружинах в блоке 3 кабины при помощи пружинной конструкции, содержащей одно или несколько пружинных приспособлений, предназначенных для упругого прижатия второго теплопередающего блока 21 к первому теплопередающему блоку 11, когда блок 3 кабины занимает опущенное положение. Подобным образом, третье теплопередающее приспособление 31, 31', упомянутое ниже, может быть на пружинах подвешено на раме 2 транспортного средства, и четвертое теплопередающее приспособление 41', упомянутое ниже, может быть на пружинах подвешено в блоке 3 кабины.

Первый теплопередающий блок 11 преимущественно имеет профилированную, например волнистую, контактную поверхность 11а, предназначенную для теплопередающего зацепления с соответствующей профилированной контактной поверхностью 21а второго теплопередающего блока 21, когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии. Третье и четвертое теплопередающие приспособления 31, 31', 41', упомянутые ниже, предпочтительно подобным образом оборудованы профилированными контактными поверхностями.

Одно или несколько направляющих приспособлений 6 предпочтительно оборудованы вблизи теплопередающих блоков 11, 21 для подержания их в определенном положении относительно друг друга в горизонтальных направлениях, когда блок 3 кабины занимает опущенное положение. Эти направляющие приспособления 6 предпочтительно составляют целую часть соответствующих теплопередающих блоков 11, 21. Подобным образом, одно или несколько направляющих приспособлений предпочтительно оборудованы вблизи третьего и четвертого теплопередающих приспособлений 31, 31', 41', упомянутых ниже.

В воплощении, показанном на Фиг. 3а и 3b, первый контур 10 соединен с двигателем 7 внутреннего сгорания транспортного средства для его охлаждения. Вещество в первом контуре 10 имеет форму, в этом случае, радиаторной жидкости, и охладитель 12 радиаторной жидкости, традиционной конфигурации, включен в первый контур 10 для охлаждения этой радиаторной жидкости. В показанном примере, первый теплопередающий блок 11 расположен последовательно между охладителем 12 радиаторной жидкости и двигателем 7. В этой ситуации, радиаторная жидкость протекает через двигатель 7, поглощая от него тепло, и затем через первый теплопередающий блок 11, отдавая тепло веществу во втором контуре 20, и после этого через охладитель 12 радиаторной жидкости, отдавая тепло окружающему воздуху, проходящему через охладитель 12 радиаторной жидкости, после чего радиаторная жидкость возвращается к двигателю 7. Циркуляционный насос 13 оборудован в первом контуре 10 для циркуляции вещества в этом контуре.

В воплощении, показанном на Фиг. 3а и 3b, радиаторное устройство 22 включено во второй контур 20 последовательно со вторым теплопередающим блоком 21 для охлаждения второго вещества при помощи окружающего воздуха, проходящего через радиаторное устройство. Радиаторное устройство 22, предпочтительно, установлено на крыше 8 блока кабины, как показано на Фиг. 1 и 2.

В воплощении, показанном на Фиг. 3a и 3b, теплообменник 24 для подогрева воздуха кабины также включен во второй контур 20 последовательно со вторым теплопередающим блоком 21 и радиаторным устройством 22. Этот теплообменник 24 предпочтительно расположен дальше по потоку относительно второго теплопередающего блока 21 и раньше по потоку относительно радиаторного устройства 22. В этой ситуации, вещество во втором контуре 20, таким образом, протекает через второй теплопередающий блок 21, поглощая тепло от вещества во втором контуре 10, и затем через теплообменник 24, отдавая тепло воздуху, проходящему через этот теплообменник и затем в пространство для водителя в кабине. Вещество во втором контуре 20 затем протекает через радиаторное устройство 22, таким образом, отдавая тепло окружающему воздуху, проходящему через это радиаторное устройство, после чего вещество возвращается ко второму теплопередающему блоку 21. Циркуляционный насос 23 оборудован во втором контуре 20 для циркуляции вещества в этом контуре.

В воплощении, показанном на Фиг. 4, первый контур 10 и второй контур 20 совместно формируют систему кондиционирования воздуха транспортного средства 1. В этом случае первый теплопередающий блок 11 имеет форму испарителя, предназначенного для испарения вещества в первом контуре 10, тем самым поглощая теплоту из вещества во втором контуре 20 при помощи второго теплопередающего блока 21. Первый контур 10, который в этом случае служит контуром охлаждения для охлаждения вещества во втором контуре 20, дополнительно содержит компрессор 14, конденсатор 15 и расширительный клапан 16, включенные последовательно друг с другом и последовательно с первым теплопередающим блоком 11. Вещество в первом контуре 10 в этом случае представляет собой охлаждающее вещество подходящего типа. Охлаждающее вещество подводится в жидкой форме к испарителю, т.е. к первому теплопередающему блоку 11, в котором оно превращается в пар путем нагрева от вещества во втором контуре 20. Пар сжимается до высокого давления при помощи компрессора 14 и затем проходит в конденсатор 15, в котором он конденсируется до жидкого состояния, таким образом, отдавая тепло окружающему воздуху, проходящему через конденсатор. Охлаждающее вещество покидает конденсатор 15 в форме жидкости под высоким давлением и возвращается в испаритель 11 при помощи расширительного клапана 16. В ходе прохождения через расширительный клапан 16 давление и температура охлаждающей жидкости падают при ее входе в испаритель 11 в форме жидкости под высоким давлением.

В воплощении, показанном на Фиг. 4, теплообменник 24 для охлаждения воздуха в кабине включен во второй контур 20 последовательно со вторым теплопередающим блоком 21. В этом случае вещество во втором контуре 20, таким образом, протекает через второй теплопередающий блок 21, отдавая тепло охлаждающему веществу в первом контуре 10, и затем через теплообменник 24, поглощая тепло от воздуха, проходящего через этот теплообменник и затем в пространство для водителя в кабине, после чего вещество во втором контуре 20 возвращается ко второму теплопередающему блоку 21.

В воплощении, показанном на Фиг. 5, автомобиль 1 содержит первый контур 10, расположенный на раме 2 транспортного средства, для циркуляции первого вещества, второй контур 20, расположенный в блоке 3 кабины, для циркуляции второго вещества, и третий контур 30, расположенный на раме 2 транспортного средства для циркуляции третьего вещества. Теплопередающее приспособление 4 содержит в этом случае первый теплопередающий блок 11, включенный в первый контур 10, второй теплопередающий блок 21, включенный во второй контур 20, и третий теплопередающий блок 31, включенный в третий корпус 30. Первый и третий теплопередающие блоки 11, 31 установлены на раму 2 транспортного средства и обращены к блоку 3 кабины, и второй теплопередающий блок 21 установлен в блоке 3 кабины и обращен к раме 2 транспортного средства. В этом случае первый и третий теплопередающие блоки 11, 31 предназначены для теплопередающего контакта со вторым теплопередающим блоком 21, когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии, и для отделения от второго теплопередающего блока 21, когда блок кабины находится в поднятом состоянии. Когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии, тепло может передаваться через теплопередающее приспособление 4 между веществами в указанных первом и втором контурах 10, 20 и между веществами в указанных втором и третьем контурах 20, 30.

В воплощении, показанном на Фиг. 6, автомобиль 1 содержит первый контур 10, расположенный на раме 2 транспортного средства для циркуляции первого вещества, второй контур 20, расположенный в блоке 3 кабины для циркуляции второго вещества, третий контур 30, расположенный на раме 2 транспортного средства для циркуляции третьего вещества, и четвертый контур 40, расположенный в блоке 3 кабины для циркуляции четвертого вещества. Автомобиль 1 содержит в этом случае первое теплопередающее приспособление 4 для передачи тепла между веществами в первом и втором контурах 10, 20, и второе теплопередающее приспособление 4' для передачи тепла между веществами в третьем и четвертом контурах 30, 40. Первое теплопередающее приспособление 4 содержит первый теплопередающий блок 11, включенный в первый контур 10, и второй теплопередающий блок 21, включенный во второй контур 20, в то время как второе теплопередающее приспособление 4' содержит теплопередающий блок 31', называемый здесь третьим теплопередающим блоком, включенный в третий контур 30, и теплопередающий блок 41', называемый здесь четвертым теплопередающим блоком, включенный в четвертый контур 40. Первый и третий теплопередающие блоки 11, 31' установлены на раме 2 транспортного средства и обращены к блоку 3 кабины, и второй и четвертый теплопередающие блоки 21, 41' установлены в блоке 3 кабины и обращены к раме 2 транспортного средства. В этом случае первый теплопередающий блок 11 расположен так, чтобы быть в теплопередающем контакте со вторым теплопередающим блоком 21, и третий теплопередающий блок 31' расположен так, чтобы быть в теплопередающем контакте с четвертым теплопередающим блоком 41', когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии, и для отделения друг от друга, когда блок кабины находится в поднятом состоянии. Когда блок 3 кабины находится в опущенном состоянии, теплота может передаваться через первое теплопередающее приспособление 4 между веществами в указанных первом и втором контурах 10, 20 и через второе теплопередающее приспособление 4' между веществами в указанных третьем и четвертом контурах 30, 40.

В воплощениях, показанных на Фиг. 5 и 6, первый контур 10 соединен с двигателем 7 внутреннего сгорания транспортного средства для его охлаждения. Вещество в первом контуре имеет форму, в этом случае, радиаторной жидкости, и охладитель 12 радиаторной жидкости традиционной конфигурации включен в первый контур 10 для ее охлаждения. В показанных примерах, первый теплопередающий блок 11 соединен параллельно с охладителем 12 радиаторной жидкости. В этом случае радиаторная жидкость протекает через двигатель 7, таким образом, поглощая от него теплоту, и затем через первый теплопередающий блок 11, отдавая теплоту веществу во втором контуре 20, или через охладитель 12 радиаторной жидкости, отдавая теплоту окружающему воздуху, проходящему через охладитель 12 радиаторной жидкости. Циркуляционный насос 13 оборудован в первом контуре 10 для циркуляции вещества в этом контуре. Регулирующий клапан 17 включен в первый контур 10 последовательно с первым теплопередающим блоком 11. Этот регулирующий клапан 17 может быть использован для регулирования и, при необходимости, сдерживания потока радиаторной жидкости через первый теплопередающий блок 11. Термостат 18 также традиционным образом включен в первый контур 10 между двигателем 7 и охладителем 12 радиаторной жидкости. Радиаторная жидкость проходит от двигателя 7 к охладителю 12 радиаторной жидкости через этот термостат 18. На начальном этапе после запуска двигателя 7, пока он еще не нагрелся как следует, термостат 18 предназначен для направления радиаторной жидкости обратно к двигателю 17 без прохождения через охладитель 12 радиаторной жидкости, для способствования быстрому подогреву двигателя до желаемой рабочей температуры.

В воплощении, показанном на Фиг. 5, третий теплопередающий блок 31 имеет форму испарителя, предназначенного для испарения вещества в третьем контуре 30, для поглощения, таким образом, теплоты от вещества во втором контуре 20 через второй теплопередающий блок 21. В воплощении, показанном на Фиг. 6, третий теплопередающий блок 31' подобным образом имеет форму испарителя, предназначенного для испарения вещества в третьем контуре 30, таким образом, поглощая теплоту от вещества в четвертом контуре 40 через четвертый теплопередающий блок 41'. Третий контур 30, который в этом случае служит контуром охлаждения для охлаждения вещества во втором контуре 20 и четвертом контуре 40, дополнительно содержит компрессор 34, конденсатор 35 и расширительный клапан 36, включенные последовательно друг с другом и последовательно с третьим теплопередающим блоком 31, 31'. Вещество в третьем контуре 30 в этом случае представляет собой охлаждающее вещество подходящего типа. Охлаждающее вещество подводится в жидкой форме к испарителю, т.е. третьему теплопередающему блоку 31, 31', в котором оно превращается в пар при помощи теплоты от веществ во втором контуре 20 и четвертом контуре 40 соответственно. Пар сжимается до высокого давления при помощи компрессора 34 и подводится к конденсатору 35, в котором он конденсируется до жидкости, таким образом, отдавая теплоту окружающему воздуху, проходящему через конденсатор 35. Охлаждающее вещество покидает конденсатор 35 в форме жидкости под высоким давлением и возвращается в испаритель 31, 31' при помощи расширительного клапана 36. В ходе его прохода через расширительный клапан 36 давление и температура охлаждающего вещества падают, и оно выходит в испаритель 31, 31' в форме жидкости под низким давлением.

В воплощении, показанном на Фиг. 5, теплообменник 24 для нагрева или охлаждения воздуха в кабине включен во второй контур 20 последовательно со вторым теплопередающим блоком 21. Когда регулирующий клапан 17 открыт и компрессор 34 выключен в ходе работы двигателя 7, радиаторная жидкость протекает через первый теплопередающий блок 11, при этом никакой охлаждающей жидкости не протекает через третий теплопередающий блок 31. В этом случае вещество во втором контуре 20 протекает через второй теплопередающий блок 21, таким образом, поглощая теплоту от радиаторной жидкости в первом контуре 10, и затем через теплообменник 24, отдавая теплоту воздуху, проходящему через этот теплообменник и затем в пространство для водителя в блоке кабины. Таким образом, осуществляется подогрев воздуха в кабине.

Когда регулирующий клапан 17 закрыт и компрессор 34 работает, охлаждающая жидкость протекает через третий теплопередающий блок 31, но при этом радиаторная жидкость не протекает через первый теплопередающий блок 11. В этом случае вещество во втором контуре 20, таким образом, протекает через второй теплопередающий блок 21 и затем через теплообменник 24, таким образом, поглощая теплоту из воздуха, проходящего через этот теплообменник и затем в пространство для водителя в блоке кабины. Таким образом, осуществляется охлаждение воздуха в кабине.

Воплощение в соответствии с Фиг. 6 обеспечивает возможность использования третьего и четвертого контуров 30, 40 для высушивания воздуха в кабине при помощи теплообменника 44 четвертого контура и затем для подогрева этого высушенного воздуха в кабине при помощи теплообменника 24 во втором контуре. Альтернативно, теплообменник 24 во втором контуре 20 и теплообменник 44 в четвертом контуре 40 могут быть использованы по-одному в разное время для подогрева воздуха в кабине и/или охлаждения воздуха в кабине соответственно.

Регулируемый вентилятор 9 оборудован вблизи вышеуказанных теплообменников 24, 44 в блоке 3 кабины для проведения воздуха через каждый из них. Воздух, проводимый через каждый из теплообменников 24, 44, приходит либо из воздухозаборника из окружения двигателя или из воздухозаборника из пространства для водителя.

Вышеуказанный охладитель 12 радиаторной жидкости преимущественно расположен спереди транспортного средства и содержит один или несколько радиаторных элементов для охлаждения радиаторной жидкости. Каждый радиаторный элемент имеет вытянутые трубопроводы с присоединенными к ним ребрами охлаждения, и радиаторная жидкость подводится через эти трубопроводы для отдачи теплоты через стенки трубопроводов и ребра охлаждения окружающему воздуху, проходящему через проходы для воздуха между трубопроводами. Радиаторная жидкость, таким образом, охлаждается окружающим воздухом, проходящим между трубопроводами. Охлаждающий поток окружающего воздуха через проходы для воздуха создается при помощи движения транспортного средства вперед и/или при помощи вентилятора.

Вышеуказанные конденсаторы 15, 35 предпочтительно расположены спереди транспортного средства, и охлаждающий поток окружающего воздуха через них создается под действием движения транспортного средства вперед и/или с помощью вентилятора.

В воплощениях в соответствии с Фиг. 3а, 3b, 5 и 6 первый контур 10 может альтернативно быть соединен с коробкой передач транспортного средства для ее охлаждения вместо соединения с двигателем транспортного средства, в этом случае вещество в первом контуре будет, предпочтительно, иметь форму охлаждающей вещества в форме масла.

Каждый теплопередающий блок 11, 21, 31, 31', 41' оборудован одним или несколькими трубопроводами или коробами, изготовленными из материала с хорошей теплопроводностью, и контактной поверхностью, предназначенной для теплообмена с сообщающимся теплопередающим блоком, которая располагается вблизи указанных трубопроводов/коробов для обеспечения хорошей эффективности в приеме теплоты/отдаче теплоты веществу, протекающему через трубопроводы/короба.

Автотранспортное средство в соответствии с изобретением предпочтительно представляет собой большегрузный автомобиль, например тягач или грузовик.

Изобретение, конечно, ни в коей мере не ограничено воплощениями, описанными выше, поскольку множество возможностей для его модификации очевидны специалисту в данной области техники и не нарушают, таким образом, основной концепции изобретения, определенной в прилагаемой формуле изобретения.

1. Автотранспортное средство (1), содержащее:
раму (2) транспортного средства,
блок (3) кабины, содержащий пространство для водителя, шарнирно соединенный с рамой (2) транспортного средства и выполненный с возможностью наклона относительно рамы транспортного средства между опущенным положением и поднятым положением, и
первый контур (10) для циркуляции первого вещества, расположенный на раме (2) транспортного средства, отличающееся тем, что
оно содержит второй контур (20) для циркуляции второго вещества, расположенный в блоке (3) кабины, и теплопередающее приспособление (4) для обеспечения теплообмена между указанными веществами,
при этом теплопередающее приспособление (4) содержит первый теплопередающий блок (11), установленный на раме (2) транспортного средства, обращенный к блоку (3) кабины и включенный в первый контур (10) для того, чтобы первое вещество протекало через него, и второй теплопередающий блок (21), установленный в блоке (3) кабины, обращенный к раме (2) транспортного средства и включенный во второй контур (20) для того, чтобы второе вещество протекало через него, причем указанные теплопередающие блоки (11, 21) выполнены с возможностью теплопередающего контакта друг с другом, когда блок (3) кабины находится в опущенном состоянии, и с возможностью отделения друг от друга, когда блок кабины находится в поднятом состоянии.

2. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что первый теплопередающий блок (11) подвешен посредством пружин на раме (2) транспортного средства, и/или второй теплопередающий блок (21) подвешен посредством пружин на блоке (3) кабины.

3. Автотранспортное средство по п.1 или 2, отличающееся тем, что первый теплопередающий блок (11) имеет профилированную, например волнистую, поверхность (11а) контакта, предназначенную для теплопередающего взаимодействия с соответствующей профилированной поверхностью (21а) контакта второго теплопередающего блока (21).

4. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что вблизи теплопередающих блоков (11, 21) выполнено, по меньшей мере, одно направляющее приспособление (6) для их поддержания в определенном положении относительно друг друга в горизонтальных направлениях, когда блок (3) кабины находится в опущенном состоянии.

5. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что теплообменник (24) для подогрева или охлаждения воздуха в кабине включен во второй контур (2) последовательно со вторым теплопередающим блоком (21).

6. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что во второй контур (20) последовательно со вторым теплопередающим блоком (21) для охлаждения второго вещества окружающим воздухом, проходящим через это радиаторное устройство (22), включено радиаторное устройство (22), установленное, например, на крыше (8) блока кабины.

7. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что первый контур (10) соединен с двигателем (7) внутреннего сгорания транспортного средства для его охлаждения, в то время как первый теплопередающий блок (11) предназначен для отдачи теплоты второму теплопередающему блоку (21).

8. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что первый теплопередающий блок (11) имеет форму испарителя, предназначенного для испарения первого вещества, для поглощения, таким образом, теплоты от второго теплопередающего блока (21), в то время как теплообменник (24) для охлаждения воздуха в кабине включен во второй контур (20) последовательно со вторым теплопередающим блоком (21).

9. Автотранспортное средство по п.8, отличающееся тем, что первый контур (10) содержит компрессор (14), конденсатор (15) и расширительный клапан (16), включенные последовательно друг с другом и последовательно с первым теплопередающим блоком (11).

10. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что оно содержит третий контур (30) для циркуляции третьего вещества, расположенный на раме (2) транспортного средства, причем теплопередающее приспособление (4) содержит третий теплопередающий блок (31), установленный на раме (2) транспортного средства, обращенный к блоку (3) кабины и включенный в третий контур (30) для того, чтобы через него протекало третье вещество, при этом третий теплопередающий блок (31) выполнен с возможностью теплопередающего контакта со вторым теплопередающим блоком (21), когда блок (3) кабины находится в опущенном состоянии, и с возможностью отделения от второго теплопередающего блока (21), когда блок кабины находится в поднятом положении.

11. Автотранспортное средство по п.10, отличающееся тем, что:
первый контур (10) присоединен к двигателю (7) внутреннего сгорания транспортного средства для его охлаждения, в то время как первый теплопередающий блок (11) предназначен для отдачи теплоты второму теплопередающему блоку (21),
третий теплопередающий блок (31) имеет форму испарителя, предназначенного для испарения третьего вещества, таким образом, поглощая теплоту от второго теплопередающего блока (21), и
теплообменник (24) для подогрева или охлаждения воздуха кабины включен во второй контур (20) последовательно со вторым теплопередающим блоком (21).

12. Автотранспортное средство по п.1, отличающееся тем, что оно содержит третий контур (30) для циркуляции третьего вещества и четвертый контур (40) для циркуляции четвертого вещества, при этом третий контур (30) расположен на раме (2) транспортного средства, а четвертый контур (40) расположен в блоке (3) кабины,
причем автотранспортное средство (1) содержит дополнительное теплопередающее приспособление (4') для теплообмена между третьим и четвертым веществами, и
при этом дополнительное теплопередающее приспособление (4') содержит теплопередающий блок (31'), называемый здесь третьим теплопередающим блоком, установленный на раме (2) транспортного средства, обращенный к блоку (3) кабины и включенный в третий контур (30) для того, чтобы через него протекало третье вещество, и теплопередающий блок (41'), называемый здесь четвертым теплопередающим блоком, установленный в блоке (3) кабины, обращенный к раме (2) транспортного средства и включенный в четвертый контур (40) для того, чтобы четвертое вещество протекало через него, при этом третий теплопередающий блок (31') предназначен для теплопередающего контакта с четвертым теплопередающим блоком (41'), когда блок (3) кабины находится в опущенном состоянии, и для отделения от четвертого теплопередающего блока (41'), когда блок кабины находится в поднятом состоянии.

13. Автотранспортное средство по п.12, отличающееся тем, что:
первый контур (10) соединен с двигателем (7) внутреннего сгорания транспортного средства для его охлаждения, в то время как первый теплопередающий блок (11) предназначен для передачи теплоты второму теплопередающему блоку (21),
теплообменник (24) для подогрева или охлаждения воздуха в кабине включен во второй контур (20) последовательно со вторым теплопередающим блоком (21),
третий теплопередающий блок (31') имеет форму испарителя, предназначенного для испарения третьего вещества, посредством чего он поглощает теплоту от четвертого теплопередающего блока (41'), и
теплообменник (44) для охлаждения воздуха в кабине включен в четвертый контур (40) последовательно с четвертым теплопередающим блоком (41').

14. Автотранспортное средство по п.11 или 13, отличающееся тем, что третий контур (30) содержит компрессор (34), конденсатор (35) и расширительный клапан (36), включенные последовательно друг с другом и последовательно с третьим теплопередающим блоком (31; 31').



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для регулирования температуры (Thab) пассажирского салона посредством инициализации при запуске предполагаемой температуры (T^ hab) пассажирского салона начальной температурой (Tinit), предопределенной временным интервалом остановки, предшествующим запуску, с тем чтобы выдавать регулируемую тепловую мощность (Preg), которая уменьшает расхождение между заданной температурой (T*hab) и предполагаемой температурой (T^ hab).

Изобретение относится к устройству охладителя, по меньшей мере, для одной аккумуляторной батареи (8) в транспортном средстве (1). Устройство содержит контур (12a-f) охлаждения с циркуляционным носителем охлаждения, средства (13) циркуляции, приспособленные к циркуляции носителя охлаждения в контуре (12a-f) охлаждения и зоне (А) охлаждения, где носитель охлаждения предназначен для охлаждения аккумуляторной батареи (8).

Предложен способ управления системой кондиционирования воздуха для моторного транспортного средства. Способ включает обеспечение управления компрессором таким образом, чтобы добиваться желаемой температуры испарителя.

Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха. Термоэлектрический кондиционер содержит термоэлектрические модули, холодные и горячие радиаторы.
Изобретение относится к средствам обогрева транспортных средств при безгаражном хранении в условиях отрицательных температур. Обогрев салона транспортного средства осуществляется через лобовое, заднее и боковые стекла электромагнитным излучателем, в том числе инфракрасным, направленным внутрь салона для обогрева элементов салона.

Изобретение относится к области кондиционирования воздуха транспортного средства. Система кондиционирования воздуха транспортного средства содержит компрессор (9) хладагента, испаритель (6), электронагреватель (10, 12), датчик температуры (21, 22), контроллер (20, 30) кондиционера воздуха.

Изобретение относится к контуру кондиционирования автотранспортного средства. Контур содержит компрессор (1), соединенный трубопроводами (2, 3) с конденсатором (4) и с испарителем (5).

Изобретение относится к отопительным приборам для транспортных средств. Вентилятор, в частности вентилятор для воздуха для горения для отопительного прибора транспортного средства, включает образованный в корпусе (12) вентилятора, простирающийся кольцеобразно вокруг оси (А) вращения и открытый на первой осевой стороне (14) транспортный канал (20), вращающееся вокруг оси (А) рабочее колесо (16) с простирающейся кольцеобразно вокруг оси (А) вращения и перекрывающей на первой осевой стороне (14) транспортный канал (20) транспортной областью (22) и приводной электродвигатель (28) для привода рабочего колеса (16) со статором (30) и вращающимся относительно статора (30) ротором (32).

Изобретение относится к устройствам внутри кабины тяжелого транспортного средства. Транспортное средство, такое как сельскохозяйственный трактор, содержит кабину (1) с системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (ОВКВ) для кабины трактора содержит вентилятор (22), который всасывает воздух в систему с помощью средств (13) забора воздуха, имеющихся в крыше (14) кабины (10).

Изобретение относится к охлаждающим устройствам для транспортных средств. Транспортное средство снабжено по меньшей мере одним компонентом (K), который в целях охлаждения обдувается нагнетаемым с помощью по меньшей мере одного нагнетательного устройства, такого как вентилятор (L) или спойлер, массовым потоком охлаждающего воздуха, для которого предопределено номинальное значение, обеспечивающее для принятой максимальной тепловой нагрузки указанного по меньшей мере одного компонента (K) достаточное для его эксплуатации охлаждающее действие. Устройство (S) управления для управления силой массового потока охлаждающего воздуха выполнено таким образом, что массовый поток охлаждающего воздуха с учетом тепловых требований компонента (K) по меньшей мере в одном верхнем диапазоне скорости движения рассчитан так, что сумма потребляемой мощности указанного по меньшей мере одного компонента (K), указанного по меньшей мере одного нагнетательного устройства и приходящейся на нагнетание массового потока охлаждающего воздуха доли тяговой мощности транспортного средства меньше, чем сумма потребляемой мощности указанного по меньшей мере одного компонента (K), указанного по меньшей мере одного нагнетательного устройства и приходящейся на нагнетание массового потока охлаждающего воздуха с его предопределенным номинальным значением доли тяговой мощности транспортного средства. Достигается уменьшение транспортным средством потребляемой мощности при эксплуатации средств охлаждения и регулирования температуры. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к двунаправленному тросовому приводу для применения в установке кондиционирования автомобиля. Средство управления установкой кондиционирования включает сдвоенный двунаправленный тросовый привод, выполненный из двух частей - оболочки, или закрепленной части, в виде внешней трубы и внутренней трубы, и подвижных тросов. Подвижные тросы выполнены с возможностью передачи движения от рукояти управления по сдвоенному тросу к механизму для перемещения створки. Привод прикреплен к корпусу и к панели управления посредством быстроразъемного соединения. Достигается упрощение конструкции привода. 11 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к рельсовому транспортному средству. Транспортное средство включает установку водоснабжения для потребителей (4, 5) воды и установку (1) охлаждения, которая имеет сливной трубопровод для отвода конденсационной воды, возникающей при работе установки (1) охлаждения. Сливной трубопровод установки (1) охлаждения соединен с по меньшей мере одним потребителем (4, 5) воды. В сливной трубопровод установки (1) охлаждения встроен промежуточный резервуар (2), который служит для сбора конденсированной воды и который посредством трубопровода подключен к резервуару (3) с запасом воды установки водоснабжения, который через дополнительный трубопровод соединен с по меньшей мере одним потребителем (4, 5). Изобретение сокращает расход воды. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области электроотопительной техники, а также к составной части оборудования воздушно-тепловых завес дверных проемов салонов и тамбуров вагонов электротранспорта. Устройство нагрева воздуха содержит корпус с входом и выходом воздушного потока и размещенные в нем нагревательный узел и центробежный вентилятор. Нагревательный узел включает обечайку и заключенные в нее участки спиральных элементов, электрически соединенных последовательно и закрепленных своими концами на винтах, которые стягивают изоляторы. Изоляторы расположены на аксиально протяженных опорных пластинах, которые сформированы во внутренний узел в виде многогранника, крепящийся к обечайке. Центробежный вентилятор помещен к выходной стенке корпуса, установлен после нагревательного узла, имеет кожух в виде «улитки». Выходное отверстие кожуха соответствует выходному отверстию корпуса. Входное отверстие центробежного вентилятора, являясь конфузором, соответствует выходному отверстию обечайки нагревательного узла. Устройство может содержать полые уплощенные кольцеобразные держатели, которые расположены коаксиально обечайке нагревательного узла внутри нее. Кольцеобразные держатели удалены друг от друга к противоположным концам нагревательного узла и вместе с аксиально протяженными опорными пластинами образуют внутренний узел нагревательного узла 6, который крепится к его обечайке. Аксиально протяженные опорные пластины разнесены на кольцеобразных держателях в азимутальном направлении. Достигается расширение функциональных возможностей устройства нагрева воздуха с сохранением безынерционности и компактности устройства. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 пр.

Посредством контроллера (1) формируют несколько уровней нагрева нагревательного элемента. Включение, переход от одного уровня нагрева к другому и выключение нагревательного элемента осуществляют последовательным нажатием на нажимной элемент двухплечевой клавишный переключатель (2, 4, 5). Включенное состояние нагревательного элемента и его нахождение на одном из уровней нагрева сопровождается включением одного из индикаторов, расположенных около нажимного элемента клавиш (2, 4, 5). Используют двухплечевой клавишный переключатель (2, 4, 5) по меньшей мере с двумя коммутационными нормальноразомкнутыми группами (3), каждая из которых связана с одним из плеч переключателя. Включение нагревательного элемента осуществляют нажатием на любое из плеч (4, 5) переключателя, формируя при этом один из крайних уровней нагрева нагревательного элемента. Достигается более удобное регулирование нагревательного элемента в автомобиле, которое обеспечено как в сторону повышения, так и в сторону понижения нагрева. Введение разноразмерных и разноцветных индикаторов уровней нагрева повышает информированность водителя. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам с двигателем внутреннего сгорания: автомобилям, боевой, сельскохозяйственной и строительной технике, судам, легкомоторным летательным аппаратам. Система отопления салона содержит вентилятор и электронагревательный элемент, имеющий полную или частичную рециркуляцию салонного воздуха через штатный радиатор отопления и/или через дополнительный электронагревательный элемент. Управление степенью рециркуляции, включая полное перекрытие одного из каналов, может осуществляться с помощью заслонки. Достигается улучшение обогрева салона транспортного средства.

Изобретение относится к системе отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Кабина (10) сельскохозяйственного транспортного средства имеет сиденье для оператора и консоль (26), расположенную впереди от сиденья для размещения приборной панели. Кабина (10) оснащена системой ОВКВ, содержащей теплообменный блок (36), расположенный внутри консоли (26), и вентилятор (32), расположенный на полу кабины под или рядом с сиденьем и служащий для продувания воздуха посредством расположенного на уровне пола канала (34) в теплообменный блок (36). Достигается повышение эффективности системы и ОВКВ и уменьшение габаритов. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для снабжения автотранспортных средств теплом и электрической энергией при неработающем двигателе. Система содержит устройства продуцирования электрической и тепловой энергий, теплообменник. Система дополнительно содержит сцепную и обгонную муфты. Устройство продуцирования тепловой энергии выполнено в виде кривошипно-шатунного механизма, системы охлаждения которого и ДВС автомобиля объединены. В головке цилиндра с возможностью вращения установлены кинематически связанные с кривошипом и одной половиной сцепной муфты цилиндрический ротор с лопастями и ролики, имеющие впадины и разделяющие пространство между головкой цилиндра и ротором на кольцевые камеры. Камеры сообщены с полостью цилиндра. Другая половина сцепной муфты соединена с валом автомобильного генератора, который кинематически связан через обгонную муфту с коленчатым валом ДВС. Достигается упрощение конструкции и повышение эксплуатационных характеристик. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к электротранспортному машиностроению и может быть использовано, в частности, при изготовлении электромобилей. Для охлаждения электропривода транспортного средства используют термодатчики и регулирующие устройства, способствующие понижению и стабилизации рабочих температур компонентов привода. Осуществляют принудительное циркулирование теплоносителя по замкнутому гидравлическому контуру, объединяющему в систему переноса теплообменные устройства. В качестве теплоносителя используют низкокипящий хладагент, который подают с обеспечением понижения давления в испарители, совмещенные тяговым двигателем и силовым контроллером, обеспечивающим частотное регулирование. Повышают давление хладагента и подают его конденсаторы-радиаторы, сравнивают сигналы, поступающие от термодатчиков, контролирующих температуру компонентов привода и воздушной среды. С помощью системы термостабилизации сравнивают их с оптимальными значениями рабочих температур, регулируют теплообмен в системе, обеспечивая заданные диапазоны рабочих температур. Достигается снижение удельных энергозатрат транспортного средства, возможность отопления салона или кабины в холодное время года за счет тепловыделения привода.

Изобретение относится к области теплоэнергетического машиностроения и предназначено в качестве предпусковых и вспомогательных теплоэнергетических установок транспортных средств. Климатическая система содержит детандер, электрогенератор, нагревательное устройство, испаритель, конденсатор, циркуляционный насос с электроприводом, гидролинии, трубопроводы. Система дополнительно содержит теплообменник отопитель кабины, вентилятор конденсатора, воздуховоды, заслонку, ДВС, кондиционер. Система охлаждения ДВС содержит трехходовой кран с электроуправлением. Достигается повышение эффективности системы предпускового подогрева транспортного средства путем прогрева его охлаждающей жидкости и моторного масла, обеспечение его тепловой и электрической энергией во время длительных стоянок в холодное время года, кондиционирование воздуха в рабочей зоне транспортных средств в условиях высоких температур окружающего воздуха, снижение расхода топлива. 1 ил.
Наверх