Устройство пассивной защиты аппаратуры от вибрационных микроускорений на космическом аппарате

В виброзащитной платформе крепление и расфиксация подвижной части (2) с основанием (1) осуществляется автоматически с помощью системы, содержащей фиксаторы с реверсивными электромоторами-редукторами (6) и концевыми выключателями (15), срабатывающими в крайних положениях подвижной части виброзащитной платформы и отключающими электромоторы-редукторы. При расфиксации подвижная часть оказывается связанной с неподвижным основанием через четыре виброизолятора (4), выполненные каждый в виде «креста» из четырех одинаковых, витых из стальной проволоки круглого сечения без предварительного натяжения витков цилиндрических пружин растяжения с шарнирным креплением одних концов между собой в центре «креста», а других концов - двух горизонтальных пружин через рамки (3) с неподвижным основанием, а двух вертикальных пружин посредством кронштейнов (5) с подвижной частью виброзащитной платформы. Повышается эффективность работы платформы. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области виброзащиты, а именно к устройствам виброизоляции оборудования для технологических экспериментов по производству материалов в космосе, более известным как виброзащитные платформы (ВЗП) и предназначенным для использования в условиях, близких к невесомости при воздействии низкочастотных вибрационных микроускорений на борту орбитальных космических аппаратов (КА).

При орбитальном полете на борту КА обычно находится и работает большое количество различного оборудования, в том числе и точной, чувствительной к микроускорениям аппаратуры для целей космического производства и технологии. Появление микроускорений, в основном низкочастотных, может быть обусловлено перемещением космонавтов на борту, переориентацией КА, работой служебных систем и т.д. и может отрицательно влиять на течение технологических процессов и качество получаемых при этом материалов.

Известен созданный и испытанный на орбитальной космической станции (ОКС) «Мир» (в 1991 г.) экспериментальный виброзащитный модуль «Вибрация». (Ф.К. Калашников, В.Л. Левтов, Л.В. Лесков, В.В. Романов. Система виброзащиты бортовой технологической аппаратуры. - Механика жидкости и газа, №5, 15-21, 1994). Этот модуль состоял из основания, жестко крепящегося к борту ОКС, подвижной (виброзащищенной) платформы с трехосным акселерометром, кюветы (объектом исследования) и малогабаритным электромеханическим вибратором. Система арретирования и виброзащищающие узлы механически связывали основание и подвижную платформу. Оператор с помощью арретиров устанавливал либо жесткую механическую связь платформы с бортом, либо освобождал платформу, и ее связь с бортом осуществлялась только через амортизаторы. С помощью модуля «Вибрация» удалось снизить бортовые вибрации амплитудой (10-5÷10-4)g в частотном диапазоне 1÷60 Гц в 20÷50 раз. Кроме этого, была отработана методика бортового комплексного эксперимента по исследованию виброзащитных систем и получен опыт по особенностям работы космонавтов-операторов с такими системами.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является принятое в качестве прототипа устройство пространственной виброзащиты исследовательской аппаратуры от микроускорений под названием «Виброзащитная платформа ВЗП-1К», испытанное на ОКС «Мир» (В.Л. Левтов, В.В. Романов, А.И. Иванов, С.Б. Рябуха, В.В. Сазонов. Результаты летно-космических испытаний виброзащитной платформы ВЗПК-1К. - Космические исследования, №2, 148-160, том 39, 2001). Это устройство представляет собой пассивную виброзащитную платформу, содержащую основание и подвижную часть. На основании установлены четыре пары вертикальных стоек по две с каждой стороны подвижной части. Между стойками каждой пары расположен виброизолирующий узел (подобный узлу модуля «Вибрация»), состоящий из четырех цилиндрических пружин. Пружины образуют крест и жестко соединены в его центре. Концы горизонтальных пружин жестко соединены со стойками основания, концы вертикальных пружин посредством кронштейнов жестко соединены с подвижной частью. Здесь же, между вертикальными стойками, расположены подведенные к подвижной части электрические кабели, выполненные в виде петель. Подвижная часть имеет относительно основания шесть степеней свободы. Подвижная часть платформы служит для размещения оборудования, которое следует защищать от вибраций (F.К. Kalashnikov, V.L. Levtov, V.V. Romanov. A.M. Turchaninov. A.Y. Kalery, S.В. Ryabukha, A. Kalmykov. Passive vibration protective system «VZP-1K» for onboard equipment. Proceedings of the Joint Xth European and VIth Russian symposium on physical sciences in microgravity, St. Petersburg, Russia, 15-21 June 1997, volume II, 313-316, Moscow, Russia 1997. В.Л. Левтов, В.В. Романов, В.А. Новиков, А.M. Турчанинов, С.В. Авдеев, Н.M. Бударин, А.И. Иванов, M.С. Кудашкина, И.Е. Рославцева, С.Б. Рябуха, Г.И. Падалка, В.M. Афанасьев, Т.А. Мусабаев, П.А. Сабуров, В.Г. Елезов. Результаты исследований виброзащитных систем технологических установок на ПКК «МИР», Сборник трудов VII российского симпозиума «Механика невесомости. Итоги и перспективы фундаментальных исследований гравитационно-чувствительных систем», 11-14 апреля 2000 года, Москва, 493-502, Москва, 2001). Виброзащитная платформа ВЗП-1К снабжена системой крепления подвижной части к основанию (системой арретирования), в составе которой имеются фиксаторы (арретиры), содержащие фиксирующие элементы на основании и подвижной части ВЗП. Каждый фиксирующий элемент подвижной части выполнен в виде пластины с отверстием, имеющим коническую фаску, а каждый ответный фиксирующий элемент основания выполнен с центрирующим конусом. При фиксации центрирующий конус основания плотно вводится в ответное отверстие с конической фаской, выполненное на пластине подвижной части. Арретирование и расфиксация осуществляется вручную, оператором. Результаты одновременных измерений микроускорений на подвижной части платформы и на корпусе космического пилотируемого комплекса вблизи платформы показали, что в диапазоне частот свыше 1 Гц платформа снижает вибрационную составляющую микроускорения более чем в 10 раз, причем некоторые гармоники с большой амплитудой гасятся более чем в 50 раз.

Недостатком виброзащитной платформы ВЗП-1К, выбранной в качестве прототипа, является то, что система арретирования содержит фиксаторы, которые приводятся в действие вручную, оператором. Это исключает ее использование на беспилотных космических аппаратах. Этот недостаток отсутствует в заявляемом изобретении благодаря тому, что система крепления подвижной части к основанию (система арретирования) выполнена с автоматическими фиксаторами. Недостатком также является выполнение связи подвижной части с основанием с помощью электрических кабелей, хотя и в виде петель.

Еще одним недостатком прототипа является отсутствие виброзащиты на собственной резонансной частоте виброизолирующей системы и близких к ней частотах. Этот недостаток частично устраняется изменением конструкции соединения пружин в центре креста.

В предложенном устройстве пространственной пассивной защиты оборудования для технологических экспериментов по производству материалов в космосе от вибрационных микроускорений, система крепления и расфиксации подвижной части с основанием выполнена автоматической. Это обеспечивается тем, что ее фиксаторы содержат реверсивные электромоторы-редукторы в качестве исполнительных механизмов и концевые выключатели, которые срабатывают в крайних положениях подвижной части виброзащитной платформы при ее креплении и расфиксации и отключающие электромоторы-редукторы фиксаторов. При этом соединение пружин в центре креста выполнено шарнирным, что положительно влияет на снижение амплитуды резонансных колебаний подвижной части. Кроме того, в предложенном устройстве электрические соединения между подвижной частью и основанием, для уменьшения жесткости, осуществляются с помощью петель, выполненных из отдельных, не собранных вместе, проволочных жил кабеля, что снижает резонансную частоту колебаний подвижной части.

Авторам неизвестна такая конструкция устройства для пассивной пространственной защиты оборудования для технологических экспериментов по производству материалов в космосе от вибрационных микроускорений ни из патентной, ни из научно-технической литературы.

На фиг.1 схематично показано заявляемое устройство в состоянии арретирования, т.е. жесткого соединения подвижной части с основанием.

На фиг.2 представлен чертеж общего вида предложенного устройства.

На фиг.3 представлен вид сбоку предложенного устройства.

На фиг.4 показан вид снизу этого же устройства.

На фиг.5 изображено сечение Б-Б устройства (один из фиксаторов в состоянии арретирования).

На фиг.6 приведено сечение Б-Б устройства (один из фиксаторов в состоянии расфиксации).

Устройство имеет прямоугольное неподвижное основание 1 и подвижную часть 2. На основании прикреплено четыре вертикальных рамки 3, по две с каждой из противоположных сторон подвижной части 2. Внутри каждой рамки 3 помещены виброизоляторы 4. Каждый виброизолятор представляет собой «пружинный крест», выполненный состоящим из четырех одинаковых, витых из стальной проволоки круглого сечения без предварительного натяжения витков цилиндрических пружин растяжения с шарнирным креплением одних концов между собой в центре «креста». Другие концы двух горизонтальных пружин через рамки 3 скреплены с неподвижным основанием 1, а двух вертикальных пружин посредством кронштейнов 5 скреплены с подвижной частью 2 виброзащитной платформы. В состав системы арретирования входят закрепленные снизу на неподвижном основании четыре фиксатора, по два на каждой из противоположных сторон прямоугольного основания. Каждый из фиксаторов состоит из реверсивного электромотора-редуктора 6 и приводного валика 7 с резьбой, соединенного торцом с валом реверсивного электромотора-редуктора 6, а резьбовой поверхностью через втулку 8 с ответной резьбой с установленным на ней фиксирующим элементом, выполненным в виде подпружиненного центрирующего конуса 9. Втулка 8 с подпружиненным конусом 9 внутри находится в полости корпуса 10 с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль приводного валика 7 по резьбе при работе реверсивного электромотора-редуктора 6. Корпус 10 жестко связан с основанием 1. На подвижной части 2 устройства имеется ответный фиксирующий элемент для центрирующего конуса 9 каждого из фиксаторов. Он выполнен в виде отверстия 11, имеющего коническую фаску под конус 9 на прикрепленной к подвижной части 2 пластине 12. Во втулку 8 ввинчен ограничитель хода 13, который может передвигаться вдоль продольного паза 14, выполненного в корпусе 10, во время перемещения втулки 8. В начале и в конце паза 14 корпуса 10 установлены концевые микровыключатели 15 для отключения электромотора-редуктора 6 с помощью ограничителя хода 13 по завершении операции арретирования или расфиксации.

Устройство имеет два режима работы:

- режим изоляции от вибраций подвижной части 2 виброзащитной платформы с закрепленным на ней экспериментальным оборудованием для проведения научных экспериментов и

- режим жесткого механического крепления подвижной части 2 к неподвижному основанию 1 виброзащитной платформы и передачи вибраций, возникающих на борту КА, напрямую на оборудование для экспериментов по исследованию влияния вибраций на тепломассоперенос в жидкой фазе при осуществлении технологических производства материалов.

Для работы на борту беспилотного КА в режиме изоляции от вибрационных микроускорений подвижной части виброзащитной платформы с закрепленным на ней оборудованием при получении команды на расфиксацию подвижной части 2 начинают работать все четыре реверсивных электромотора-редуктора 6, вращая каждый свой приводной валик 7 с резьбой. При этом втулка 8 с ответной резьбой начинает втягиваться во внутрь своего корпуса 10, выводя фиксирующий элемент основания 1, в виде подпружиненного центрирующего конуса 9, из ответного фиксирующего элемента подвижной части 2, представляющего собой отверстие 11 с конической фаской в прикрепленной к подвижной части 2 пластине 12. По мере втягивания втулки 8 в полость корпуса 10 ограничитель хода 13, двигаясь вдоль паза 14 корпуса 10, приближается к концевому микровыключателю 15 и, достигнув его, нажатием на кнопку 16 отключает реверсивный электромотор-редуктор 6. В это время все четыре подпружиненных центрирующих конуса 9 оказываются полностью выведенными из отверстий 11 каждый в полость своего корпуса 10, и подвижная часть 2 виброзащитной платформы оказывается связанной с неподвижным основанием 1 только через виброизоляторы 4.

Для работы в режиме жесткого механического крепления подвижной части 2 к неподвижному основанию 1 виброзащитной платформы подается соответствующая команда и начинают работать все четыре реверсивных электромотора-редуктора 6, вращая каждый свой приводной валик 7 с резьбой. При этом втулка 8 с ответной резьбой начинает выдвигаться из корпуса 10, вводя фиксирующий элемент основания 1 в виде подпружиненного центрирующего конуса 9 в ответный фиксирующий элемент подвижной части 2, выполненный в виде отверстия 11 с конической фаской в прикрепленной к подвижной части 2 пластине 12. По мере входа конуса 9 в отверстие 11 он устанавливается по центру отверстия, его коническая поверхность прилегает к фаске отверстия 11 и при дальнейшем продвижении втулки 8 плотно прижимается пружиной. При полном сжатии пружины ограничитель хода 13, достигнув кнопки 16 концевого микровыключателя 15, отключает реверсивный электромотор-редуктор 6. В это время все четыре подпружиненных центрирующих конуса 9 оказываются полностью введенными в отверстия 11 и плотно подпружиненными к их коническим фаскам. Подвижная часть 2 виброзащитной платформы оказывается надежно связанной с неподвижным основанием, жестко соединенным с корпусом КА.

Как показали результаты лабораторных исследований шарнирное соединение виброизоляторов в центре креста позволяет повысить эффективность их работы более чем на порядок. Кроме того, шарнирное крепление положительным образом влияет на снижение амплиттуды резонансных колебаний виброзащитной платформы.

Предлагаемое устройство пассивной защиты объектов от малых виброускорений снабжено системой автоматического крепления и расфиксации подвижной части, что позволяет использовать ее на беспилотных КА, на которых при проведении научных исследований еще не использовалась защита оборудования от вибрационных микроускорений.

1. Устройство пассивной защиты аппаратуры от вибрационных микроускорений на космическом аппарате, содержащее электрически связанные подвижную часть и неподвижное основание с установленными на нем рамками с виброизоляторами из четырех цилиндрических пружин, соединенных одними концами между собой в центре образованного ими креста, а другими концами - попарно с вертикальными стойками каждой из рамок и кронштейнами, установленными на подвижной части, и систему крепления и расфиксации подвижной части и основания с фиксаторами в виде центрирующих конусов, установленных на основании, и отверстий, выполненных на подвижной части, отличающееся тем, что система крепления и расфиксации подвижной части и основания содержит реверсивные электромоторы-редукторы, связанные с центрирующими конусами, и концевые выключатели, при этом пружины в центре креста соединены шарнирно, а провода электрической связи основания с подвижной частью выполнены в виде отдельных петлей.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в нем каждый из реверсивных электромотор-редукторов связан со своим центрирующим конусом через закрепленный на его валу одним концом приводной валик и навинченной на него одним торцом втулки, в другой торцевой части которой сделана полость для концентрирующего конуса, выполненного подпружиненным, при этом названная втулка расположена с возможностью возвратно-поступательного движения по резьбе вдоль валика при вращении вала электромотора-редуктора внутри цилиндрической полости корпуса, скрепленного с основанием, и снабжена ввинченным в нее ограничителем хода, перемещающимся по мере движения втулки вдоль паза в упомянутом корпусе до концевых выключателей, установленных в начале и конце названного паза в корпусе.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шарнирное соединение пружин каждого из виброизоляторов в центре креста выполнено в виде кольца с зацепленными за него крючками из загнутых концов четырех пружин.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что четыре пружины креста выполнены в виде одинаковых, цилиндрических пружин растяжения, витых из стальной проволоки круглого сечения без предварительного натяжения витков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической отрасли и касается узлов и элементов крепления оборудования космического аппарата (КА) на его силовой конструкции из полимерных композиционных материалов (ПКМ).

Группа изобретений относится к методам и средствам прицеливания (наведения) бортовых приборов, преимущественно аэрокосмического пилотируемого аппарата (ПА). Предлагаемый способ включает определение положения и ориентации свободно перемещаемого прибора внутри ПА.

Изобретение относится к области машиностроения. Шариковый замок содержит рабочую поверхность, выполненную в виде конической поверхности.

Изобретение относится к космической технике, а именно к средствам обеспечения деятельности и безопасности космонавтов в процессе работы в открытом космосе. Страховочное устройство для условий невесомости содержит страховочный фал (СФ), гильзы с резьбой на наружной поверхности, пальцы, пружина растяжения (ПР), накидные гайки, чехол из мягкого материала, обоймы.

Изобретение относится к космической технике, а именно к средствам обеспечения деятельности космонавтов в условиях невесомости. Устройство фиксации предметов в невесомости содержит фиксатор в виде проволоки (из материала, обладающим свойством остаточной пластической деформации) в неметаллической оболочке, рычаг (с возможностью вращения и поступательного движения относительно фиксатора) с щелевым отверстием шириной, соизмеримой с диаметром фиксатора.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения состояния поверхности космического аппарата, а также других поверхностей в нанометровом диапазоне.

Группа изобретений относится к управлению движением космических объектов, в частности стабилизации относительного (вокруг собственного центра масс) движения фрагментов космического мусора.

Изобретение относится к области космической техники, а более конкретно к способам космического захоронения радиоактивных отходов и космическим аппаратам (КА) с электроракетной двигательной установкой для транспортировки на орбиты захоронения в дальний космос радиоактивных отходов (РАО).

Изобретение относится к космической технологии, конкретнее - к технике объемной (3D) печати по принципу послойного наращивания твердой геометрической фигуры пучком электронов.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для маскировки космических объектов путем формирования ложных целей. Надувная ложная цель содержит надувную трансформируемую оболочку с остаточным газом, газогенератором с электрозапалом, источником тока с выключателем, гибкие упругие связи. Диаметральные плоскости сечения оболочки содержат локальные утолщения материала со сквозными каналами-отверстиями с ниппельными устройствами, продольная ось отверстий расположена в плоскости сечения оболочки под углом. Изобретение позволяет распознавать КО и ложные цели. 2 ил.

Изобретение относится к методам снижения угрозы для Земли от опасных космических объектов (ОКО): астероидов, комет и т.п. Способ включает посылку к ОКО космического аппарата с оборудованием для разрушения ОКО и посадку на ОКО. Определяют плотность ОКО, а затем производят последовательное отделение от ОКО частей контролируемых размеров. Последние выбирают так, чтобы масса каждой из частей была наименее опасной для Земли. Полное разделение ОКО на части заканчивают незадолго до сближения ОКО с Землей на расстояние предела Роша (для «жидкого спутника»). Отделённые части перемещают для обеспечения доступа к остальной массе ОКО. Положение частей друг относительно друга ограничивают так, чтобы не происходило их соединение между собой, но было возможным их удаление друг от друга под действием градиента поля тяготения Земли. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к космической области, а именно к радиоэлектронным устройствам космического модуля. Технический результат - расширение функциональных возможностей радиоэлектронного блока за счет крепления устройств жизнеобеспечения и полезной нагрузки космического модуля непосредственно на его корпусе, что уменьшает объем и массу модуля. Достигается тем, что модуль дополнительно содержит несущие рамные элементы с монтажными площадками, на которые крепятся устройства жизнеобеспечения и полезная нагрузка, например солнечные батареи и солнечные датчики. Несущие рамные элементы помещены между ячейками радиоэлектронного блока, надеты на шпильки и стянуты гайками. 4 ил.

Изобретение относится к управлению ориентацией космического аппарата (КА). Способ включает закрутку КА, измерение расстояния от научной аппаратуры КА по изучению конвекции до оси закрутки, измерение и фиксацию температуры в этой аппаратуре, а также угловой скорости КА. При этом скорость закрутки КА изменяют с учетом взаимообусловленных изменений указанных измеряемых параметров. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности изучения влияния уровня микроускорений на процесс конвекции при управлении ориентацией КА.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для передачи телеметрической информации со спускаемого космического аппарата (СКА). Устройство передачи телеинформации со СКА содержит камеру телезонда с теплозащитной оболочкой, телезонд, крышку камеры, два вышибных заряда. Число телезондов в капсуле определяется временными промежутками, через которые требуется передавать телеинформацию. Изобретение позволяет передавать текущую телеинформацию важнейших параметров с борта СКА в ЦУП или в поисково-спасательные службы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам подачи топлива в космических аппаратах (КА). Устройство отбора топлива из баков КА в условиях невесомости для жидкостной реактивной двигательной установки содержит баки компонентов топлива и расположенную на оси в каждом баке возле одной из его стенок локальную систему отбора жидких компонентов топлива с капиллярным заборным устройством емкостного типа. Внутри каждого бака установлена перегородка с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси бака. Перегородка прилегает с зазором к внутренним стенкам бака. Со стороны, обращенной к капиллярному заборному устройству (КЗУ), перегородка имеет углубление. Перегородка, перемещаясь с ускорением в сторону КЗУ, собирает в своем углублении остатки топлива в баке. Для предупреждения расплескивания топлива в углублении перегородки закреплен накопитель емкостного типа из капиллярно-сетчатого материала. Техническим результатом изобретения является увеличение надежности работы устройства отбора топлива из баков. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к активным исследованиям астрономического объекта (АО), например астероида или кометы. Способ включает воздействие на поверхность АО направленным электронным лучом с борта космического аппарата, зависшего над поверхностью этого АО. Продукты испарения грунта АО улавливаются сборником вещества (подложкой с блендой), установленным на аппарате перед источником электронного луча. Техническим результатом группы изобретений является повышение надежности и безопасности взятия проб вещества с поверхности астрономических объектов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения уровня диэлектрических жидкостей, находящихся в баках ракет-носителей (РН). Устройство для измерения уровня топлива в баках РН включает в себя емкостный датчик в виде электродов и элементы его крепления. Устройство выполнено в виде трубы, жестко закрепленной к днищу бака. По высоте трубы установлены дополнительные емкостные датчики. Электроды каждого емкостного датчика выполнены в виде медных пластинок, установленных на расстоянии друг от друга на шпильках. Четные медные пластинки припаяны к шпилькам, расположенным по диагонали, а нечетные медные пластинки - к оставшимся шпилькам. Концы шпилек закреплены в колодках, жестко установленных в трубе, а на одной из колодок выполнены отверстия под электропровода, взаимодействующие с двумя четными и двумя нечетными медными пластинками, выводы которых выведены за пределы трубы, что обеспечивает электрическую связь всех емкостных датчиков. Концы медных пластинок жестко зафиксированы. Провода электрической связи емкостных датчиков защищены кожухом, а верхняя часть трубы крышкой. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения уровня топлива в баках РН. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к страховочным средствам внекорабельной деятельности космонавта, а также может быть использована в других видах монтажных работ. Система фиксации включает в себя поручни, закрепленные на внешней поверхности космического объекта, и закрепленную на скафандре космонавта лебедку со страховочным тросом. Свободный конец троса зафиксирован на неподвижном элементе конструкции объекта. На поручнях установлены кронштейны с цилиндрическими винтовыми спиралями с одним полным и двумя полувитками. По мере продвижения космонавта он продевает трос через данные спирали, которые установлены в начале и конце прямолинейных участков, на поворотах и изломах трассы поручней с шагом порядка досягаемости вытянутой руки космонавта. Техническим результатом является повышение безопасности и эргономичности процесса фиксации космонавтом страховочного троса для предотвращения его неконтролируемой миграции. 2 н.п. ф-лы, 12 ил., 1 табл.

Группа изобретений относится к космической технике, а именно к средствам обеспечения безопасной деятельности на внешней поверхности космического объекта (КО), например орбитальной станции (ОС). Система фиксации космонавта при передвижении по внешней поверхности КО включает поручни, жестко закрепленные на внешней поверхности корпуса КО, закрепленную на скафандре космонавта страховочную лебедку со страховочным тросом, свободным концом зафиксированным на внешней поверхности КО. В систему введены кронштейны с плоскими спиралями, каждая из которых выполнена из сопряженных между собой концентрических витков, или с жесткими пластинами, в каждой из которых выполнено центральное отверстие, переходящее в кольцевой участок в виде сквозного паза с прорезью наружного контура пластины. В способе эксплуатации системы страховочный трос по мере разматывания вводят между витками спирали или через прорезь наружного контура пластины с протяжкой троса в направлении движения космонавта. Техническим результатом группы изобретений является повышение безопасности, надежности и быстродействия фиксации космонавта. 4 н.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.
Наверх