Устройство для эвакуации и указатель пути эвакуации для него

Изобретение относится к устройству для эвакуации из разного рода объектов, в которых находятся люди. Технический результат заключается в том, что разработано надежное устройство для эвакуации. Объект, например здание, подразделяется на различные сегменты (1, 2). Каждый сегмент (1, 2) объекта имеет несколько вычислительных устройств (13), которые в каждом случае осуществляют управление отдельными указателями (3, 4, 5) пути эвакуации и/или группой указателей (3, 4, 5) пути эвакуации сегмента (1, 2) объекта. В вычислительных устройствах (13) каждого сегмента (1, 2) объекта заложен план сегмента (1, 2) объекта и алгоритм управления для наиболее безопасного пути эвакуации из сегмента (1, 2) объекта. Кроме того, объектом изобретения является указатель пути эвакуации, который может применяться для такого устройства. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к устройству для эвакуации из объектов, в которых находятся люди, прежде всего для зданий, торговых центров, промышленных сооружений, туннелей и других подземных сооружений и кораблей, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения. Предметом изобретения также является указатель пути эвакуации для такого устройства для эвакуации.

Подобное устройство известно из WO 2006/086812 А2. При этом датчики контроля и указатели пути эвакуации соединены, например, кабельным жгутом с центральным вычислительным устройством объекта. В случае пожара кабельный жгут может быть поврежден и, тем самым, все устройство для эвакуации выходит из строя.

Задачей изобретения является разработка надежного устройства для эвакуации для подобных объектов. Согласно изобретению эта задача решена в устройстве, охарактеризованном в пункте 1 формулы изобретения устройства.

Зависимые пункты формулы изобретения отражают преимущественные формы осуществления изобретения.

Предлагаемое устройство предназначено для эвакуации из любых объектов, в которых находятся люди, прежде всего для зданий, таких как многоэтажные здания, вокзалы, здания аэропорта или торговые центры, а также для промышленных сооружений, туннелей или других подземных сооружений, например подземных вокзалов, а также кораблей или т.п. Экстренный случай может представлять собой, например, пожар, террористический акт или т.п.

Предлагаемое в изобретении устройство содержит указатели пути эвакуации, датчики контроля, по меньшей мере одно вычислительное устройство, которое на основании данных датчиков контроля управляет указателями пути эвакуации, и канал передачи данных между вычислительным устройством, датчиками контроля и указателями пути эвакуации.

В соответствии с изобретением каждый сегмент объекта имеет несколько вышеупомянутых вычислительных устройств, каждое из которых осуществляет управление отдельным указателем пути эвакуации и/или группой указателей пути эвакуации сегмента объекта, при этом вычислительные устройства сегмента объекта управляются датчиками контроля сегмента объекта, и в вычислительных устройствах каждого сегмента объекта заложен по меньшей мере план сегмента объекта и алгоритм управления для наиболее безопасного пути эвакуации из сегмента объекта.

Как указано выше, согласно изобретению объект подразделен на отдельные сегменты, при этом каждый указатель пути эвакуации в отдельных сегментах может быть оснащен в каждом случае вычислительным устройством, которое соединено с датчиками контроля этого сегмента объекта. Для этого в каждый указатель пути эвакуации сегмента объекта такое вычислительное устройство может быть интегрировано.

Как указано выше, вместо того, чтобы снабжать каждый указатель пути эвакуации вычислительным устройством, также можно управлять группами, то есть, например, двумя или более указателями эвакуации сегмента объекта, от одного вычислительного устройства.

Вычислительное устройство, которым оснащены указатели пути эвакуации или группа указателей пути эвакуации, может быть выполнено, например, в форме микропроцессора с микросхемой памяти, то есть просто и экономично.

Таким образом, согласно изобретению для соответствующего сегмента объекта обеспечивается децентрализованная система навигации пути эвакуации, в которой указатели пути эвакуации в случае аварийной ситуации, зарегистрированной соответствующими датчиками контроля, управляются вычислительными устройствами таким образом, что они делают возможной безопасную эвакуацию из сегмента объекта, даже если каналы передачи данных ко всем остальным сегмента объекта прерваны.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении надежности устройства за счет обеспечения автономности работы указателей пути эвакуации, в частности при отсутствии связи с остальными сегментами объекта.

Указатели пути эвакуации могут при этом представлять собой светящиеся знаки спасения, так как они описаны, например, в DE 19722406 В4, то есть с индикаторной поверхностью для индикации по выбору по меньшей мере двух эвакуационных знаков, например в форме указывающих в различных направлениях стрелок.

Вместе с тем, указатели пути эвакуации предлагаемого устройства также могут быть выполнены в форме других управляемых индикаторов, прежде всего, оптических или акустических индикаторов, например за счет напольной маркировки, такой как врезанная в пол, например, проходящая поперек светящаяся линия или другие светящиеся средства, такие как утопленные в пол светящиеся полосы, которые последовательно управляются по типу бегущего огня.

Датчики контроля могут представлять собой датчики пожара, то есть, прежде всего, датчики дыма и тепловые датчики, при этом, например, в случае датчиков дыма дополнительно могут быть предусмотрены датчики воздушных потоков для возможности определения распространения дыма при пожаре.

В случае промышленных сооружений датчики контроля также могут быть рассчитаны, например, на распознавание опасных материалов, например горючих или ядовитых газов. Кроме того, например, в целях борьбы с терроризмом могут быть предусмотрены датчики контроля, при помощи которых происходит обнаружение, например, взрывоопасных веществ, биологических средств и/или радиоактивного излучения.

Кроме того, в целях борьбы с терроризмом датчики контроля также могут быть рассчитаны, например, на обнаружение опасных предметов. Таким образом, например, может быть предусмотрена камера с устройством распознавания изображения, при помощи которой регистрируется изображение человека, который удалился от оставленного предмета, например чемодана. Кроме того, датчики могут быть выполнены в виде микрофонов, которые регистрируют звуки паники. В дополнение к датчикам контроля могут быть предусмотрены аварийные сигнализаторы, такие как пожарная сигнализация в каждом сегменте объекта.

Под аварийной ситуацией согласно изобретению также следует понимать случай тревоги или случай необходимости.

Дополнительные датчики контроля, которые могут применяться согласно изобретению, представляют собой датчики присутствия людей для того, чтобы, например, определить количество людей, которые в случае аварийной ситуации используют определенный путь эвакуации. Таким образом, в качестве датчика присутствия людей, например, на полу может быть предусмотрено устройство для измерения давления или устройство, фиксирующее проходящих людей на основании эффекта Доплера в отношении высокочастотного излучения, за счет чего, например, наряду с количеством людей, проходящих мимо датчика, также может определяться направление их движения.

Предлагаемое устройство также может использоваться для блокировки или маркировки опасных зон в сегменте объекта. Кроме того, могут быть предусмотрены исполнительные элементы, которые управляют соответствующими устройствами в сегменте объекта. Это приспособление объекта может представлять собой, например, дверь, окно или подобное заграждающее проходное отверстие устройство, которое может запираться при помощи такого исполнительного элемента, который управляется от децентрализованного вычислительного устройства сегмента объекта. Также такое устройство может представлять собой, например, лифт, эскалатор или подобное устройство для транспортировки людей, которое может включаться или останавливаться при помощи исполнительного элемента, управляемого вычислительным устройством сегмента объекта.

Маркировка опасного сегмента может осуществляться при помощи тех же самых указателей, которые формируют устройство для эвакуации. При этом, прежде всего, используют символы и знаки, которые представляют собой предупреждение.

Сегмент объекта, который выполнен согласно изобретению, в общем является ограниченным сегментом, то есть, например, в случае торгового центра одним зданием, которое отделено от других зданий, например, брандмауэром или противопожарными дверьми, или же, например, этаж или другой сегмент здания, отделенный от других сегментов здания каменной стеной противопожарной защиты, противопожарными дверьми или подобными средствами.

Предпочтительным образом, сегмент объекта, наряду с указателями пути эвакуации, также оснащен указателями для работы служб спасения. При помощи указателей пути для проведения спасательных работ сотрудникам службам спасения, например пожарным, указывается путь для проведения аварийно-спасательных работ, то есть так называемый путь достижения цели. Также при помощи указателей спасательным службам подается сигнал об опасности.

Указатели пути для спасательных служб в сегменте объекта могут так же, как и указатели пути эвакуации, быть оснащены соответственно по одному или групповым образом вычислительным устройством, которое посредством канала передачи данных соединено с датчиками контроля сегмента объекта. Предпочтительным образом, вычислительное устройство, которым оснащен отдельный указатель пути эвакуации или группа указателей пути эвакуации сегмента объекта, одновременно представляет собой вычислительное устройство для указателя пути для проведения аварийно-спасательных работ. Прежде всего, это встречается тогда, когда указатели пути для проведения аварийно-спасательных работ расположены вблизи указателя пути эвакуации или группы указателей пути эвакуации с вычислительным устройством, так как тогда канал передачи данных между указателем пути для проведения аварийно-спасательных работ и вычислительным устройством может быть выполнен коротким.

Таким образом, указатель пути для проведения аварийно-спасательных работ может быть расположен, например, на обратной стороне указателя пути эвакуации, который, например, выступает из перекрытия или из стены в путь эвакуации. Также указатель пути для проведения аварийно-спасательных работ, как и указатель пути эвакуации, может быть выполнен в виде светодиодного индикатора, но иметь другой символ.

Кроме того, для повышения надежности каждый указатель пути эвакуации и/или указатель пути для проведения аварийно-спасательных работ или же группа указателей пути эвакуации или указателей пути для проведения аварийно-спасательных работ в сегменте объекта могут иметь собственное электропитание, например аккумулятор. Если указатель пути для проведения аварийно-спасательных работ находится рядом с указателем пути эвакуации или группой указателей пути эвакуации, то электропитание, то есть, например, аккумулятор, указателя пути эвакуации может использоваться также для указателя пути для проведения аварийно-спасательных работ.

Каналы передачи данных, которые предусмотрены между вычислительным устройством, датчиками контроля, указателями пути эвакуации и, при необходимости, указателями пути для проведения аварийно-спасательных работ, могут представлять собой радиосвязь или сигнальный провод, например проводную или волоконно-оптическую линию.

Предпочтительным образом, канал передачи данных для передачи сигналов датчика контроля на вычислительные устройства сегмента объекта обладает избыточностью. Избыточность может выражаться в двух физически различных способах передачи данных, например радиосвязи, с одной стороны, и проводной или волоконно-оптической линии, с другой стороны. Таким образом, радиосвязь может, например, при террористическом акте при помощи помех может быть легко выведена из строя, но это не затронет сигнальный провод, в то время как, наоборот, в случае пожара сигнальный провод может быть разрушен ранее, чем радиосвязь.

Вместо этого избыточность может быть реализована за счет, например, кольцевой шины, которая соединяет между собой датчики контроля, вычислительные устройства и, при необходимости, исполнительные элементы. За счет этого каждое вычислительное устройство, каждый датчик контроля и, при необходимости, каждый исполнительный элемент в сегменте объекта подсоединяется при помощи двух проводов, то есть имеется двунаправленное соединение, при котором каждый вход вычислительного устройства, датчиков контроля и исполнительного элемента одновременно представляет собой выход и наоборот. Кольцевая шина может быть выполнена, например, из огнезадерживающего кабеля. За счет предусмотренной изобретением избыточности каналов передачи данных отказоустойчивость предлагаемого устройства существенно повышается.

Предпочтительным образом, между соседними сегментами объекта предусмотрены каналы передачи данных. Таким образом, один сегмент объекта, в котором произошла аварийная ситуация, может передать сигнал в соседний сегмент объекта для того, чтобы, например, включить эскалатор в соседнем сегменте объекта в направлении пути эвакуации покидающих сегмент объекта в аварийной ситуации, подлежащих эвакуации людей и/или, например, другой эскалатор в соседнем сегменте объекта в направлении пути для проведения аварийно-спасательных работ в сегмент объекта, в котором произошла авария.

Кроме того, выполненный предлагаемым образом сегмент объекта может иметь еще одно вычислительное устройство, которое, например, имеет форму интерфейса с узлом связи или служит для документального подтверждения аварийной ситуации, то есть в котором собираются и сохраняются полученные при помощи датчиков контроля данные. Еще одно вычислительное устройство может быть также использовано для постоянного контроля.

В каждом вычислительном устройстве в сегменте объекта, например в микросхеме памяти, записан по меньшей мере план сегмента объекта, то есть в случае здания по меньшей мере горизонтальная проекция сегмента здания, который в случае аварийной ситуации должен быть эвакуирован. Кроме того, в вычислительном устройстве сохранен алгоритм управления, который определяет наиболее безопасный путь эвакуации из сегмента объекта, и, если сегмент объекта оснащен указателем пути для проведения аварийно-спасательных работ, дополнительно путь для проведения аварийно-спасательных работ, который проходит в соответствии с наиболее безопасным путем эвакуации из сегмента объекта.

В основе алгоритма управления может лежать алгоритм Дейкстры или другой алгоритм выбора траектории для расчета наиболее короткого пути эвакуации. Для расчета наиболее короткого пути эвакуации используются узловые точки и ребра. Узловая точка устанавливается либо на выходе из сегмента объекта либо на месте сегмента объекта, в которой установлен указатель пути эвакуации или путь подъезда для осуществления аварийно спасательных работ, в то время как ребра образованы расстоянием между двумя узловыми точками. Кроме того, на ребре может быть расположен датчик контроля, прежде всего датчик аварийной сигнализации, то есть, например, датчик пожарной сигнализации или датчик наличия опасных материалов или предметов, так что путь не может быть больше использован, если по меньшей мере один расположенный на этом пути датчик контроля подает аварийные сигналы.

Если в сегменте объекта предусмотрены датчики аварийной сигнализации, например датчик пожарной сигнализации, они также могут относиться к ребрам, то есть использоваться для того, чтобы заблокировать путь, если по меньшей мере один расположенный на этом пути датчик аварийной сигнализации подает аварийный сигнал. Предпочтительным образом, ребра классифицированы в соответствии с их пригодностью для эвакуации, то есть, прежде всего, в соответствии с максимально возможной пропускной способностью людей в единицу времени. Таким образом, например, широкому коридору, выходу, лестнице или т.п. соответствует более высокая значимость по сравнению с узким проходом и т.д.

Кроме того, определение значимости может осуществляться динамически, например, если в сегменте объекта предусмотрены датчики, которые определяют количество эвакуируемых людей в единицу времени на траектории между двумя узловыми точками, то есть вдоль одного ребра. Прежде всего, когда имеется опасность затора на пути эвакуации, при помощи алгоритма управления могут быть указаны несколько путей эвакуации и, тем самым, эвакуирующееся люди разделяются по нескольким путям эвакуации.

Предпочтительным образом, алгоритм выбора траектории указывает не наиболее короткий, а наиболее безопасный путь эвакуации. Это возможно за счет взаимного обмена сигналами о локальной ситуации. Прежде всего, также могут определяться два и более пути эвакуации. Прежде всего, это имеет значение в тех случаях, когда количество эвакуируемых людей настолько велико, что они должны быть эвакуированы по двум и более путям и/или для того чтобы для аварийных служб путь для проведения аварийно-спасательных работ оставался свободным.

В алгоритме выбора траектории учитывается количество людей в охваченном пожаром сегменте объекта или в ином сегменте таким образом, что при превышении определенного количества людей за счет алгоритма выбора траектории задаются различные альтернативные пути эвакуации из этого сегмента для предотвращения образования заторов, например, в узких проходах, на лестницах или на прочих узких сегментах. Это также может привести к тому, что предлагаются пути эвакуации, которые существенно длиннее, но безопаснее, чем рассчитанный в первую очередь кратчайший путь эвакуации.

Чтобы дать эвакуирующимся людям и, при необходимости, спасательным службам обзор пути или путей эвакуации или же пути для проведения в сегменте объекта аварийно-спасательных работ, в сегменте объекта может быть предусмотрено табло или аналогичное устройство вывода информации, которое показывает план сегмента объекта и путь или пути эвакуации или же пути для проведения аварийно-спасательных работ. Предпочтительным образом, путь эвакуации или путь для проведения аварийно-спасательных работ связаны с каналами передачи данных сегмента объекта. Путь эвакуации или путь для проведения аварийно-спасательных работ могут иметь, например, форму светодиодного индикатора. Чтобы спасательные службы могли при нахождении снаружи сегмента объекта получить обзор пути для проведения аварийно-спасательных работ, канал передачи данных может быть выполнен, например, в виде радиосвязи.

Как было упомянуто, по меньшей мере при помощи одного вычислительного устройства в сегменте объекта осуществляется постоянный контроль и документирование для того, чтобы определять поврежденные или вышедшие из строя указатели пути эвакуации и/или пути для проведения аварийно-спасательных работ и/или вышедшие из строя каналы передачи данных. Таким образом, заблаговременно может быть сообщено о предстоящей внутренней технической неполадке. Такие сообщения о поврежденных или вышедших из строя указателях пути эвакуации и/или пути для проведения аварийно-спасательных работ могут передаваться на центральное устройство или в режиме он-лайн по Интернету на определенный адрес. Выход из строя указателя пути эвакуации и/или пути для проведения аварийно-спасательных работ может быть отличен от выхода из строя канала передачи данных, например, посредством регулярных опросов канала передачи данных, то есть, например, волоконно-оптических и/или медных кабелей или приборов радиосвязи. Выход из строя указателя пути эвакуации и/или пути для проведения аварийно-спасательных работ может быть учтено при расчете траектории.

Если указатель имеет светоизлучающие средства, также может сообщаться о выходе из строя этих светоизлучающих средств. Светоизлучающие средства могут представлять собой любой электрический источник света, например светодиоды или лампы, такие как галогеновые лампы, лампы накаливания, люминофоры или т.п. Если, например, предусмотренное количество светоизлучающих средств, таких как светодиоды, выходит из строя, то пути эвакуации и/или пути для проведения аварийно-спасательных работ деактивируется соответствующим ему вычислительным устройством для предотвращения ложной оценки.

Предпочтительным образом, в вычислительных устройствах, которые управляются датчиками контроля, заложена программа заранее сконфигурированных сценариев аварийной ситуации. При этом имеется возможность сохранения нескольких заранее сконфигурированных сценариев аварийной ситуации. В этом отношении децентрализованная эвакуация в охваченном пожаром или подобном сегменте объекта также безопаснее, так как, как правило, в аварийном случае выходит из строя только один сегмент, а не несколько одновременно. Поэтому, заранее проводят моделирование различных ситуаций распространения, например, для дымовых газов, которые закладываются в виде таблицы в вычислительное устройство, которое передает временные изменения в опасном сегменте в зависимости от источника первой причины опасности.

Если теперь в одном месте сработал датчик, например датчик дымовых газов, то должны проверяться различные варианты достоверности сигнала тревоги, вслед за чем из памяти вычислительного устройства запрашивается подходящая, заранее рассчитанная схема распространения опасности и используется при расчете пути эвакуации. Но пути эвакуации по сценарию «худшего случая» также могут меняться во времени, даже если новых сообщений от датчиков не поступает. Такая интеллектуальная избыточность обеспечивает безопасность, также в случае, если система пожарной сигнализации (внешняя или внутренняя сигнализация) откажет, так как с точки зрения программного обеспечения она может быть выполнена по меньшей мере с частичным самоконтролем. При этом следует учитывать приоритет возможных других поступающих сигналов, которые вызывают новые расчеты траектории, если аварийная динамика становится распознаваемой в других местах в результате ручной сигнализации или сигнализации датчика.

Для предупредительной эвакуации могут иметься один или несколько заранее сохраненных сценариев стандартной эвакуации в зависимости от конкретного случая. Соответствующий сценарий вызывается при активизации, например, приводимым в действие ключом выключателем, или введением кода, и подходящая схема маршрута передается на указатели пути эвакуации или пути для проведения аварийно-спасательных работ.

Эвакуация также может осуществляться, например, в банке в результате тревоги в случае нападения для того, чтобы вывести людей из зоны опасности преступника. Для этого аналогичным образом, как при предупредительной эвакуации, может использоваться заранее подготовленная схема маршрута. Особое свойство сигнала тревоги в случае нападения на банк заключается в том, что он осуществляется не акустически. Пусковым устройством подобной эвакуации может, например, служить аварийный выключатель, который может быть приведен в действие служащим банка.

Алгоритм выбора маршрута может быть выполнен таким образом, чтобы спасательная служба имела возможность активировать на приемно-контрольной панели пожарной сигнализации или в пункте управления режим, который должен увести эвакуируемых людей от места, на котором вовнутрь объекта хотят войти спасательные службы для того, чтобы обезопасить путь достижения цели. Это служит для избегания столкновений и заторов.

Объектом изобретения является также указатель пути эвакуации для предлагаемого в изобретении устройства эвакуации. Такой указатель пути эвакуации снабжен по меньшей мере одним ультразвуковым или СВЧ доплеровским датчиком для распознавания направления потока людей и содержит интерфейс для подключения датчика, устройства пожарной сигнализации и/или кольцевой шины для канала передачи данных. Кроме того, указатель пути эвакуации содержит светоизлучающие средства, образованные электрическими источниками света и управляемые вычислительным устройством в пульсирующем режиме или в режиме последовательного включения.

Предпочтительным образом, указатель пути эвакуации также имеет корпус, оснащенный индикаторным табло (также стандартный светящийся знак спасения). В корпусе предусмотрено вычислительное устройство указателя пути эвакуации, а также, предпочтительным образом, собственное электропитание, например батарейка или аккумулятор внутри указателя или рядом с ним.

Аккумулятор или же батарейка служит в основном для аварийного оснащения электроэнергией. В неаварийном случае также может осуществляться энергопитание от сети.

Предпочтительным образом, вычислительное устройство имеет микропроцессор с запоминающим устройством. Кроме того, указатель пути эвакуации, предпочтительным образом, оснащен входом и выходом для кольцевой линии, к которой подключены вычислительные устройства остальных указателей пути эвакуации соответствующего сегмента объекта, а также, при необходимости, датчики или т.п. для передачи данных.

Предпочтительным образом, в состав индикаторного табло входит одно или несколько светоизлучающих средств (источников света), которые могут управляться вычислительным устройством указателя пути эвакуации, например светодиоды.

Как указано выше, указатель пути эвакуации оснащен по меньшей мере одним датчиком. Датчик может быть предусмотрен в корпусе указателя пути эвакуации или рядом с ним. Кроме того, указатель пути эвакуации оснащен интерфейсом, например штекерным разъемом, для подключения датчика и/или кольцевой шины и/или пожарного извещателя или т.п.

Датчик может представлять собой, например, датчик задымления, температуры и/или освещенности. За счет датчика предлагаемый указатель пути эвакуации получает еще два свойства. Во-первых, он распознает опасность и реагирует (внутренним) аварийным сигналом в эвакуируемом сегменте объекта, то есть в случае здания, например, в определенной части этажа или на лестничной клетке, и, с другой стороны, рассчитывает локально и затем в комбинации с другими указателями пути эвакуации этого сегмента, которые, например, еще не установили наличие задымления, но установили более высокую температуру, где в данный момент находится наиболее выгодный путь эвакуации. Он может снова измениться уже спустя небольшое время. Таким образом, добиваются получения в целом улучшенного динамического указателя пути эвакуации.

За счет датчика освещенности, который предпочтительным образом, находится в указателе пути эвакуации, может контролироваться яркость светоизлучающих средств индикаторного табло. Таким образом, вычислительное устройство может управлять светоизлучающими средствами индикаторного табло так, чтобы они имели максимальную яркость при освещенности окружающей среды от 5 до 50%, предпочтительно менее 20%, для экономного использования батарейки указателя пути эвакуации. Напротив, в случае аварийной ситуации яркость светоизлучающих средств существенно повышается, а именно, предпочтительно до 70-90% своей максимальной яркости, при аварийной ситуации без задымления и до максимальной яркости в случае аварийной ситуации с задымлением.

Датчик освещенности также может использоваться для аварийной сигнализации об открытом пламени, которое, как известно, колышется. Колыхание происходит в результате того, что приток кислорода к пламени происходит неравномерно, то есть реакция сгорания происходит не постоянно, а к пламени при оскудении притока кислорода стремится воздух, за счет чего пламя почти мгновенно снова разрастается и, тем самым, становится светлее. Если локальная реакция сгорания в пламени затухла, то пламя становится меньше и, тем самым, его яркость слабее. Как правило, эта реакция быстрого колебания яркости находится в диапазоне от 300 до 800 мс и может математически рассчитываться путем определения значения частоты колебаний яркости. Если это быстрое изменение колебаний яркости обнаружено в определенном значении яркости, то указатель пути эвакуации может дать по меньшей мере один сигнал предварительного предупреждения. Этот расчет осуществляется при помощи имеющегося внутри указателя пути эвакуации вычислительного устройства, то есть, например, микропроцессора. Так как он имеет запоминающее устройство данных, требуется только установить программное обеспечение.

В случае всех систем аварийной сигнализации возникает проблема предотвращения ошибочных сигналов тревоги. Выбираемое за счет заранее задаваемого предельного значения и соответствующего алгоритма, зависящее от условий сгорания изменение яркости совместно с типичной частотой колышущегося пламени представляет собой еще одно существенное улучшение предлагаемого указателя пути эвакуации. Также следует учесть, что пламя часто сначала не дает задымления, а колышется и при этом становится светлее.

Вычислительное устройство предлагаемого указателя пути эвакуации может быть оснащено логической схемой программы для осуществления подачи сигнала раннего обнаружения. То есть, указатель пути эвакуации, который при помощи датчика температуры установил, что он скоро выйдет из строя, может подать об этом сигнал до выхода из строя. Вычислительное устройство может быть оснащено часами реального времени и быть выполнено таким образом, чтобы подавался сигнал раннего обнаружения, если заданная температура превышается, и превышение длится заданный промежуток времени. Если заданная температура, например, настроена на 40°C, и датчик температуры указателя пути эвакуации до и после заданного промежутка времени, например, в 100 секунд замеряет более высокую температуру, чем 40°C, то тогда может подаваться сигнал раннего обнаружения. Таким образом, этот сигнал не подается в случае, если температура в течение, например, 100 секунд снова становится ниже 40°C. Причиной является то факт, что электроника выдерживает перегрев только в течение короткого времени. Если же датчик освещенности сообщает, что на индикаторное табло попадают лучи, например, солнца или прожектора, то есть падающий свет не колышется, то аварийная температурная сигнализация не срабатывает. При помощи предлагаемых указателей пути эвакуации за счет сенсора также распознается опасная тенденция, и сообщается об этом.

Датчик задымления предлагаемого указателя пути эвакуации может быть выполнен таким образом, что он может отличать дым низкой концентрации, который не затрудняет видимость, от дыма высокой концентрации, который является практически непроницаемым для зрения. Кроме того, датчик задымления может иметь светодиод или источник света с длинноволновым, например красным, светом и источник света с коротковолновым, например синим, светом для того, чтобы можно было различить размер частиц дыма.

Датчик давления может представлять собой, например, точечный датчик перед дверью или дверным порогом для распознавания людей.

Кроме того, предлагаемый указатель пути эвакуации может иметь приводимое в действие вручную устройство пожарной сигнализации, например кнопку пожарной сигнализации.

Кроме того, предлагаемый указатель пути эвакуации может иметь громкоговоритель. Для этого вычислительное устройство указателя пути эвакуации имеет, например, память для речевых сигналов, которая активируется датчиком, например датчиком задымления или температуры. Так как услышать, например, сообщение еще возможно также и в сильно задымленной обстановке. Память для речевых сигналов может выдавать различные сигналы оповещения в результате оценки различных датчиков в логической связи.

Кроме того, предлагаемый указатель пути эвакуации может иметь видеокамеру для распознавания опасной ситуации за счет обработки изображения при помощи вычислительного устройства указателя пути эвакуации.

За счет оснащенного светоизлучающими средствами индикаторного табло открывается возможность получения информации, которая выходит далеко за пределы «заблокировано» или подобных кратких информационных оповещений. Так, прежде всего, за счет последовательной настройки светоизлучающих средств может быть создана бегущая строка. Кроме того, вычислительное устройство может иметь память для хранения текстов, так что бегущая строка может демонстрировать различные тексты, например, также и расстояние до следующего выхода. Также светоизлучающие средства могут быть выполнены с возможностью последовательной настройки для образования бегущей строки.

Так как указатель пути эвакуации для инвалидов должен иметь повышенную распознаваемость, то в случае аварийной тревоги светоизлучающие средства также могут настраиваться пульсирующим образом светлее и темнее или с усилением и ослабеванием.

Предпочтительным образом, указатель пути эвакуации технически приводится в соответствие тому месту, на котором он должен быть установлен или повешен. Это относится, например, к прочности корпуса и индикаторного табло, при этом указатель пути эвакуации, если он должен быть установлен недалеко от пола, должен быть, например, также ударопрочным и водонепроницаемым. В отличие от зданий, где монтаж указателей пути эвакуации может быть осуществлен, например, над головой, в туннелях устройства сигнализации, в большинстве случаев, устанавливаются недалеко от пола. Согласно этому, в туннеле предлагаемый указатель пути эвакуации, например, также может быть установлен вблизи от пола.

Предлагаемый указатель пути эвакуации представляет собой стандартный знак спасения, а именно знак спасения с аварийным освещением или без него. Настройка указателя пути эвакуации также может осуществляться от пожарного извещателя, который срабатывает от радиосигнала, как альтернатива кабелю, например, медному кабелю. Указатель пути эвакуации может затем функционировать как пожарный извещатель, если в рассматриваемом здании или прочем объекте не предписано наличие установки пожарной сигнализации. Указатель пути для проведения аварийно-спасательных работ может быть выполнен таким же образом, как указатель пути эвакуации. Это означает, что согласно изобретению, указатели могут быть расположены в сегменте объекта в обоих направлениях, то есть, с одной стороны, в направлении пути эвакуации и, с другой стороны, в направлении пути проведения аварийно-спасательных работ. При этом в вычислительное устройство указателя пути для проведения аварийно-спасательных работ также закладывают план сегмента объекта и алгоритм управления для наиболее выгодного, то есть наиболее эффективного пути достижения цели.

Ниже в качестве примера показана форма осуществления предлагаемого устройства и предлагаемого указателя пути эвакуации на основе прилагаемого чертежа. На чертеже показаны:

Фигура 1 схематическое изображение устройства для эвакуации многоэтажного здания; и

Фигура 2 вид спереди на указатель пути эвакуации со снятым индикаторным табло и извлеченными деталями.

Согласно чертежу в здании имеется два противопожарных сегмента 1, 2. Как показано на примере противопожарного сегмента 1, каждый противопожарный сегмент оснащен указателями 3, 4, 5 пути эвакуации, датчиками 6 контроля, одним или несколькими исполнительными элементами 7, устройством 8 обзора путей эвакуации и информационным вычислительным устройством 9.

Указатели 3, 4, 5 пути эвакуации, датчики 6 контроля или исполнительные элементы 7, устройство 8 обзора путей эвакуации и информационное вычислительное устройство 9 соединены между собой кольцевой шиной 10.

Указатели 3, 4, 5 пути эвакуации имеют в каждом случае индикаторную поверхность, которая может быть оснащена светодиодами для того, чтобы демонстрировать различные знаки 12 спасения, например стрелки в различных направлениях.

Каждый указатель 3, 4, 5 пути эвакуации каждого противопожарного сегмента 1, 2 оснащен вычислительным устройством 13, которое может состоять из, например, микропроцессора 14 и микросхемы 15 памяти и быть подключено к кольцевой шине 10 посредством в каждом случае одного входа и одного выхода. Кроме того, каждый указатель 3, 4, 5 пути эвакуации имеет аккумулятор или подобное ему собственное устройство 16 электропитания, которые, например, также могут питать датчики 6 контроля через кольцевую шину 10. Исполнительный элемент или исполнительные элементы 7, устройство 8 обзора путей эвакуации и информационное вычислительное устройство 9 также могут иметь собственно электропитание.

Вместо того, чтобы оснащать каждый из указателей 3, 4 пути эвакуации собственным вычислительным устройством 13, также может быть предусмотрено общее вычислительное устройство 13 с общим устройством 16 электропитания для их группы, то есть для обоих указателей пути 3, 4 эвакуации противопожарного сегмента.

В каждом вычислительном устройстве 13, то есть в микросхеме 15 памяти, сохранен план соответствующего противопожарного сегмента 1, 2, то есть, например, его горизонтальная проекция. Кроме того, в каждом вычислительном устройстве 13 заложен алгоритм управления для наиболее безопасного пути эвакуации из соответствующего сегмента 1, 2, при помощи которого осуществляется управление указателями 3, 4 и 5 пути эвакуации и для демонстрации различных знаков 12 спасения.

Кольцевые шины 10 каждого сегмента 1, 2 соединены друг с другом каналом 17 передачи данных, который выполнен, например, в виде радиосвязи.

Устройство 7 обзора путей эвакуации может также иметь форму светодиодного указателя. Оно демонстрирует план соответствующего противопожарного сегмента 1, 2, а также определенной при помощи вычислительного устройства 18 путь эвакуации.

К вычислительному устройству 13 указателей 3, 4 пути эвакуации могут быть присоединены указатели 19, 20 пути для проведения аварийно-спасательных работ. Кроме того, предусмотрено устройство 21 обзора путей для проведения аварийно-спасательных работ, которое выполнено в соответствии с устройством 7 обзора путей эвакуации и указывает дорогу к указанному на устройстве обзора путей эвакуации дополняющему (комплементарному) пути для проведения аварийно-спасательных работ. Устройство 21 обзора путей для проведения аварийно-спасательных работ оснащено вычислительным устройством 22 и посредством, например, радиосвязи 23 соединено с кольцевой шиной 10.

Указатель 5 пути эвакуации согласно фигуре 2 имеет корпус 25, на котором может быть закреплено индикаторное табло 26. Корпус 25 имеет переднюю стенку 2 под индикаторном табло 26, заднюю стенку 28 и две боковые стенки 29 и 30.

На индикаторном табло 26 предусмотрено множество светодиодов и/или других светоизлучающих средств 31, которые припаяны к оснащенной соответствующими проводящими полосками плате. Индикаторным табло 26 или же платой управляет вычислительное устройство 13, которое, в свою очередь, имеет плату 32 с микропроцессором 15. Плата 32 оснащена часами 33 реального времени. Для электропитания в корпусе 25 предусмотрена батарейка 16 или альтернативным образом аккумулятор снаружи корпуса.

Кроме того, в корпусе 25 расположен датчик 35 задымления, который имеет два светодиода 36 в качестве источника света и приемник 37 света, а также датчик температуры 38. Датчик 35 задымления и датчик 38 температуры управляют вычислительным устройством 13.

В переднюю стенку 2 встроены видеокамера 39 и громкоговоритель 40, которые также соединены с вычислительным устройством 13.

Кроме того, на боковых стенках 29, 30 и/или с, например, задней стороны предусмотрены штекерные разъемы 41-44, например, для возможности подключения кольцевой шины 10 (фигура 1) к вычислительному устройству 13.

Кроме того, при помощи штекерных разъемов 41-44 к вычислительному устройству 13 могут быть подключены, например, другие датчики, например, датчики давления, а также пожарные извещатели и т.п.

1. Устройство для эвакуации из объектов, в которых находятся люди, в случае аварии, содержащее указатели (3, 4, 5) пути эвакуации, датчики (6) контроля, по меньшей мере одно вычислительное устройство (13), которое на основании данных датчиков (6) контроля управляет указателями (3, 4, 5) пути эвакуации, и канал передачи данных между вычислительным устройством (13), датчиками (6) контроля и указателями (3, 4, 5) пути эвакуации, отличающееся тем, что каждый сегмент (1, 2) объекта имеет несколько вышеупомянутых вычислительных устройств (13), каждое из которых осуществляет управление отдельным указателем (3, 4, 5) пути эвакуации и/или группой указателей (3, 4, 5) пути эвакуации сегмента (1, 2) объекта, при этом вычислительные устройства (13) сегмента (1, 2) объекта управляются датчиками (6) контроля сегмента (1, 2) объекта, и в вычислительных устройствах (13) каждого сегмента (1, 2) объекта заложен по меньшей мере план сегмента (1, 2) объекта и алгоритм управления для наиболее безопасного пути эвакуации из сегмента (1, 2) объекта.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сегмент (1, 2) объекта оснащен указателями (19, 20) пути для проведения аварийно-спасательных работ для сотрудников служб спасения.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что отдельные указатели (19, 20) пути для проведения аварийно-спасательных работ и/или отдельные группы указателей пути для проведения аварийно-спасательных работ сегмента (1, 2) объекта управляются в каждом случае вычислительным устройством, в котором заложен план сегмента (1, 2) объекта и алгоритм управления для пути проведения аварийно-спасательных работ в сегменте (1, 2) объекта.

4. Устройство по пп.1 и 3, отличающееся тем, что вычислительные устройства (13) сегмента объекта, которые осуществляют управление указателями (3, 4, 5) пути эвакуации или группами указателей пути эвакуации сегмента (1, 2) объекта, одновременно являются вычислительными устройствами для указателей (19, 20) пути для проведения аварийно-спасательных работ.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый указатель (3, 4, 5) пути эвакуации и/или указатель (19, 20) пути для проведения аварийно-спасательных работ и/или группа указателей пути эвакуации и/или указателей пути для проведения аварийно-спасательных работ сегмента (1, 2) объекта имеет свое собственное электропитание (16).

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между соседними сегментами (1, 2) объекта предусмотрен канал (17) передачи данных.

7. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что предусмотрен указатель (8) обзора путей эвакуации и/или указатель (21) обзора путей для проведения аварийно-спасательных работ, который показывает план сегмента (1, 2) объекта и рассчитанный на основе алгоритма управления вычислительного устройства (13) путь эвакуации или же путь для проведения аварийно-спасательных работ сегмента (1, 2) объекта.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что датчики (6) контроля представляют собой пожарные извещатели, датчики опасных материалов или предметов, датчики движения воздушных потоков и/или датчики присутствия людей.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый сегмент (1, 2) объекта образует противопожарный сегмент.

10. Устройство по п.1 или 3, отличающееся тем, что в основании алгоритма управления лежат узловые точки и ребра, при этом узловые точки образуют выход или место в сегменте (1, 2) объекта, в котором предусмотрен указатель (3, 4, 5) пути эвакуации и/или указатель (19, 20) пути для проведения аварийно-спасательных работ, а ребра представляют собой путь между двумя узловыми точками.

11. Устройство по п.10, отличающееся тем, что узловые точки классифицированы в зависимости от пропускной способности людей.

12. Устройство по п.3, отличающееся тем, что алгоритм управления для пути проведения аварийно-спасательных работ является комплементарным к наиболее безопасному пути эвакуации.

13. Устройство по п.1, отличающееся тем, что канал передачи данных в сегменте (1, 2) объекта образован кольцевой шиной (10).

14. Устройство по п.1, отличающееся тем, что канал передачи данных по меньшей мере частично выполнен с избыточностью.

15. Устройство по п.14, отличающееся тем, что для избыточности канал передачи данных имеет канал радиосвязи и по меньшей мере еще один физически отличающийся способ передачи данных.

16. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый сегмент объекта (1, 2) имеет вычислительное устройство (9) для непрерывного наблюдения и/или документальной фиксации аварийной ситуации.

17. Устройство по п.16, отличающееся тем, что за счет постоянного наблюдения являются обнаруживаемыми поврежденные или вышедшие из строя указатели (3, 4 или 5) пути эвакуации, и/или указатели (19, 20) пути для осуществления аварийно-спасательных работ, и/или поврежденные или вышедшие из строя каналы (10, 17, 23) передачи данных.

18. Устройство по п.1 или 16, отличающееся тем, что в вычислительные устройства (13), которыми управляются датчиками (6) контроля, заложены предварительно сконфигурированные сценарии аварийной ситуации.

19. Указатель пути эвакуации для устройства эвакуации по одному из предшествующих пунктов, снабженный по меньшей мере одним ультразвуковым или СВЧ доплеровским датчиком для распознавания направления потока людей и содержащий интерфейс для подключения датчика, устройства пожарной сигнализации и/или кольцевой шины (10) для канала передачи данных и светоизлучающие средства, образованные электрическими источниками (31) света и управляемые вычислительным устройством (13) в пульсирующем режиме или в режиме последовательного включения.

20. Указатель пути эвакуации по п.19, отличающийся тем, что вычислительное устройство (13) настраивает электрические источники (31) света таким образом, что они при освещенности окружающей среды имеют от 5 до 50% своей максимальной яркости, в случае аварии без задымления - от 70 до 90% своей максимальной яркости и в случае аварии с задымлением - свою максимальную яркость.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при построении систем автоматизированного управления складами, а именно для облегчения поиска грузов, в системах поиска шахтеров в шахтах после аварий, отслеживания перемещений персонала по территории охраняемых и важных объектов.

Изобретение относится к устройствам сигнализации и может быть использовано при создании сигнальных устройств, предупреждающих об оставленных в помещении невыключенных электроприборах.

Изобретение относится к осветительной технике. Осветительная система содержит ковровую структуру и управляющий блок.

Изобретение относится к устройствам для навигации морских судов. .

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к осветительным устройствам для зонтов. .

Изобретение относится к сигнальным устройствам и может быть использовано для оповещения людей об аварийной ситуации. .

Изобретение относится к технике приборостроения. .

Изобретение относится к информационным и сигнальным устройствам, в частности к оптическим сигнальным устройствам. .

Изобретение относится к светоизлучающему участку с повышенной интенсивностью светоизлучения, к фотоэлектрическому датчику дыма с этим светоизлучающим участком и к системе для определения присутствия дыма с этим фотоэлектрическим датчиком дыма.
Наверх