Грунтовая смесь для дорожного строительства (варианты)

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат: повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси, а также экономической эффективности строительства. Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит минеральное вяжущее, грунт, воду и кремнийорганическую жидкость - октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %: грунт - 100, портландцемент - 6-12 (сверх 100%), октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%), вода - 8-20 (сверх 100%). Также описан вариант грунтовой смеси. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог.

Наиболее перспективным направлением в решении проблемы отсутствия прочных каменных материалов и реальной возможностью снижения стоимости строительства и затрат ресурсов является использование местных укрепленных материалов в конструкциях дорожных одежд. Обобщая многолетний отечественный и зарубежный практический опыт применения укрепленных грунтов, можно сделать вывод о том, что грунты, укрепленные одним вяжущим, характеризуются большим набором отрицательных свойств, в особенности низкой водо- и морозостойкостью, значительно снижающих срок службы конструктивного слоя. Решение существующей проблемы возможно с помощью модификации цементогрунта различными целевыми добавками.

Известна смесь укрепленного грунта, содержащая легкий пылеватый суглинок, углеводородсодержащее связующее и воду. В качестве углеводородсодержащего связующего смесь содержит нефтяной шлам (патент №2107703, опубликовано 27.03.1998).

Недостатком данной смеси является то, что состав нефтяного шлама, являющегося отходом производства при подготовке нефти на нефтепромыслах в виде донного слоя нефтепромыслового амбара, неоднороден. Это приводит к тому, что физико-механические характеристики получаемого материала меняются с изменением состава нефтешлама.

Известна укрепляющая грунтовая композиция, содержащая наполнитель крупной фракции, вяжущее и фермент-уплотнитель, в которой в качестве наполнителя крупной фракции использован щебень, наполнителя мелкой фракции - известняковый и бруситовый отсев, в качестве вяжущего - доломитовая известь и цеолит, в качестве фермента-уплотнителя - ПАВ на основе протеинов и сахаров (патент №2236504, опубликовано 20.09.2004).

Однако данная грунтовая композиция имеет высокую прочность на сжатие, что требует устройства деформационных швов при использовании в покрытии или основании автомобильных дорог, что в свою очередь ведет к удорожанию строительно-монтажных работ и увеличению сроков строительства.

Известна смесь из укрепленного портландцементом грунта с химической добавкой - катионным поверхностно-активным веществом ДОН-52КП (патент №2305149, опубликовано 27.08.2007 г.).

Недостатком данной смеси являются недостаточные для использования в основании и покрытии автомобильных дорог физико-механические характеристики, а именно морозостойкость.

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является смесь, включающая грунт, неорганическое вяжущее - цемент и химическую добавку, в качестве которой используют кремнийорганическую гидрофобизирующую жидкость ГКЖ-94 (полиэтилгидросилоксан) (В.М. Безрук. «Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве». Изд-во «Транспорт», 1971 г., стр.125-126), при следующем соотношении компонентов, %:

- грунт- 100,

- цемент - 8-12 (сверх 100%),

- ГКЖ-94 - 0,3-0,7 (сверх 100%),

- вода - оптимальная влажность.

Однако недостатками данного метода укрепления являются недостаточные показатели морозостойкости, краевого угла смачивания и водонасыщения, а также повышенный расход химической добавки, что значительно снижает экономический эффект строительства.

Технический результат изобретения - повышение гидрофобности и морозостойкости грунтовой смеси.

Результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, согласно изобретению содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %:

- грунт - 100,

- портландцемент - 6-12 (сверх 100%),

- октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%),

- вода - 8-20 (сверх 100%).

Результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, согласно изобретению содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан и дополнительно щелочь, при следующем соотношении, %:

- грунт - 100,

- портландцемент - 6-10 (сверх 100%),

- октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%),

- щелочь - 0,1-0,7 (сверх 100%),

- вода - 8-20 (сверх 100%).

Характеристика исходных материалов:

1. Минеральное вяжущее - портландцемент 400-Д0 ГОСТ 10178-85.

2. Кремнийорганическая жидкость - октилтриэтоксисилан ТУ 2437-224-40245042-08.

3. Щелочь - едкий натр ГОСТ 2263-79.

4. Грунты. Для изготовления образцов использовали суглинок легкий пылеватый ГОСТ 25100-95.

5. Вода по ГОСТ 23732-79.

Приготовление и методика испытания образцов предлагаемой грунтовой смеси для дорожного строительства

Вариант 1. Грунты высушили до воздушно-сухого состояния. Грунты просеяли через сито с отверстиями 5 мм (грунты предварительно размельчили). Влажность грунта определили путем высушивания навесок грунта в термостате до постоянной массы при температуре +105°C. Затем внесли вяжущее - портландцемент, смесь перемешали. Ввели водную эмульсию добавки октилтриэтоксисилан, растворенную в оптимальном количестве воды (для получения оптимальной влажности цементогрунта), затем тщательно перемешали в лабораторной лопастной мешалке в течение 4-6 мин. Из полученных смесей изготовили по 12 образцов-цилиндров диаметром 5,0±0,5 см трамбованием на приборе стандартного уплотнения. Число ударов гири при уплотнении смеси такое же, как при уплотнении грунтов. Изготовленные образцы поместили в эксикаторы над водой и хранили таким образом в течение 28 суток для проведения на них испытания с целью определения показателей физико-механических свойств укрепленных грунтов.

Перед испытаниями образцы насытили водой при температуре +18±2°C в течение 48 ч. Вначале образцы залили водой на 1/3 высоты, а через 6 ч - полностью, и выдержали 42 ч. Предел прочности на сжатие и растяжение при расколе образца определили на прессах гидравлических. Рабочая скорость свободного хода поршня 3 мм/мин. Предел прочности вычислили с точностью до 0,5 кгс/см как среднее арифметическое результатов испытаний трех образцов. Расхождение между результатами испытаний отдельных образцов не должно превышать 15%. Предел прочности на растяжение при изгибе определили перерасчетом результатов испытаний на раскол. Испытание образцов на морозостойкость произвели также после их твердения в течение 28 суток и водонасыщения в течение 48 ч. Каждый цикл замораживания-оттаивания состоял из следующих операций: сначала образцы замораживали в морозильной камере в течение 2,5 ч при температуре -18±2°C, затем образцы погрузили в воду на 2±0,5 ч при температуре +18±2°C. После проведения установленного количества циклов замораживания-оттаивания на оттаявших образцах определили предел прочности на сжатие.

Вариант 2. Грунтовую смесь для дорожного строительства, содержащую дополнительно минеральный заполнитель, приготовили и испытали следующим образом.

Грунты высушили до воздушно-сухого состояния. Грунты просеяли через сито с отверстиями 5 мм (грунты предварительно размельчили). Влажность грунта определили путем высушивания навесок грунта в термостате до постоянной массы при температуре +105°C. Затем внесли вяжущее - портландцемент, смесь перемешали. Ввели водную эмульсию добавки октилтриэтоксисилан и щелочи, растворенных в оптимальном количестве воды (для получения оптимальной влажности цементогрунта), затем тщательно перемешали в лабораторной лопастной мешалке в течение 4-6 мин. Из полученных смесей изготовили по 12 образцов-цилиндров диаметром 5,0±0,5 см трамбованием на приборе стандартного уплотнения. Число ударов гири при уплотнении смеси такое же, как при уплотнении грунтов. Изготовленные образцы поместили в эксикаторы над водой и хранили таким образом в течение 28 суток для проведения на них испытания с целью определения показателей физико-механических свойств укрепленных грунтов.

Испытание данной грунтовой смеси проводили по той же схеме, что и по варианту 1.

Пример. В табл.1 показаны физико-механические характеристики различных составов укрепленного портландцементом грунта с добавлением октилтриэтоксисилана и щелочи.

Таблица 1
№ п/п Грунт, % Вяжущее, % Кремнийорганическая жидкость, % Щелочь, % Вода (оптимальная влажность), % Физико-механические характеристики Краевой угол смачивания, °
Пред. прочности при сжатии, МПа Пред. прочности на растяжение при изгибе, МПа Коэффициент морозостойкости Водонасыщение, %
Вариант 1
1 100 6 0,01 - 12 2,4 0,65 0,75 3,5 86
2 100 6 0,3 - 12 2,4 0,65 0,82 2,6 92
3 100 8 0,01 - 12 3,05 0,88 0,77 2,9 90
4 100 8 0,3 - 12 3,05 0,88 0,85 2,0 97
5 100 10 0,01 - 12 3,7 1,11 0,79 2,4 94
6 100 10 0,3 - 12 3,7 1,11 0,87 1,6 102
7 100 12 0,01 - 12 4,35 1,35 0,81 1,9 98
8 100 12 0,3 - 12 4,35 1,35 0,92 1,2 108
Вариант 2
9 100 6 0,01 0,1 12 2,9 0,71 0,75 3,5 86
10 100 6 0,3 0,1 12 2,9 0,71 0,82 2,6 92
11 100 6 0,01 0,7 12 3,5 0,78 0,75 3,5 86
12 100 6 0,3 0,7 12 3,5 0,78 0,82 2,6 92
13 100 8 0,01 0,1 12 3,6 0,92 0,77 2,9 90
14 100 8 0,3 0,1 12 3,6 0,92 0,85 2,0 97
15 100 8 0,01 0,7 12 3,9 1,16 0,77 2,9 90
16 100 8 0,3 0,7 12 3,9 1,16 0,85 2,0 97
17 100 10 0,01 0,1 12 4,0 1,24 0,79 2,4 94
18 100 10 0,3 0,1 12 4,0 1,24 0,87 1,6 102
19 100 10 0,01 0,7 12 4,40 1,36 0,79 2,4 94
20 100 10 0,3 0,7 12 4,40 1,36 0,87 1,6 102
Прототип 100 12 0,5* - 12 4,35 1,35 0,65 3,5 86
* в качестве химической добавки - кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94

Анализ полученных результатов показал, что введение октилтриэтоксисилана приводит к росту краевого угла смачивания и уменьшению водонасыщения, т.е. повышению гидрофобности, а также росту морозостойкости.

Из таблицы видно, что при введении дополнительно щелочи наблюдается прирост прочности на сжатие и на растяжение при изгибе.

Установлено, что при введении кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан в состав грунта укрепленного 6-10% цемента позволяет использовать полученный материал в основаниях переходного типа, дополнительных слоях основания капитального и облегченного типа дорожных одежд; при введении в состав грунта укрепленного 12% цемента - в основаниях облегченного типа и покрытиях переходного типа дорожных одежд.

Также определено, что при введении кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан совместно с щелочью в состав грунта укрепленного 10% цемента позволяет использовать полученный материал в основаниях облегченного типа, покрытиях переходного типа дорожных одежд.

Устойчивая положительная динамика всех определяемых физико-механических характеристик полученного материала дает широкую область его применения в дорожном строительстве.

Рост экономической эффективности обусловлен высокой долговечностью материала, а следовательно, увеличенными межремонтными сроками и сроком службы дорожной одежды.

1. Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, отличающаяся тем, что содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан, при следующем соотношении компонентов, %:
- грунт - 100,
- портландцемент - 6-12 (сверх 100%),
- октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%),
- вода - 8-20 (сверх 100%).

2. Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, кремнийорганическую жидкость, воду и грунт, отличающаяся тем, что содержит в качестве кремнийорганической жидкости октилтриэтоксисилан и дополнительно щелочь, при следующем соотношении, %:
- грунт - 100,
- портландцемент - 6-10 (сверх 100%),
- октилтриэтоксисилан - 0,01-0,3 (сверх 100%),
- щелочь - 0,1-0,7 (сверх 100%),
- вода - 8-20 (сверх 100%).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к геополимерным композициям. Сухая смесь для геополимерного связующего содержит, по меньшей мере, одну летучую золу, содержащую оксид кальция в количестве меньшем или равном 15 вес.%; по меньшей мере, один ускоритель гелеобразования и, по меньшей мере, один ускоритель твердения, имеющий состав, отличный от состава указанной золы.
Изобретение относится к области строительных материалов, в частности к технологии получения самоуплотняемых грунтовых смесей с гидравлическим вяжущим, которые могут быть использованы в устройстве дорожных оснований и обвалований, при прокладке инженерных коммуникаций, заполнении траншей и выемок различной конфигурации в грунтах, в подземном строительстве и др.

Изобретение относится к строительству дорожных одежд для автомобильных дорог и аэродромных покрытий. .
Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству и может быть использовано при реконструкциях и ремонтах дорожных одежд в ходе холодной регенерации и укрепления слоев, выполняемых из асфальтогранулята, щебня или песчано-гравийных смесей.

Изобретение относится к битумному дорожному покрытию. .
Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги. .
Изобретение относится к области автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, в частности к профилактическому ремонту дефектов и ямок на поверхности дороги. .
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве дорожных оснований и покрытий. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве дорог и площадок с центробежными покрытиями. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве дорог или площадок с цементобетонными покрытиями. .

Изобретение относится к области формирования дороги. Технический результат: повышение долговечности дорожного покрытия.

Изобретение относится к устройству для смешивания почвенных материалов, в особенности к устройству для смешивания примесей непосредственно с почвенными материалами земли.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат - повышение прочности на сжатие материалов из грунтовых смесей до 2 раз, достижение требуемого нормативными документами предела прочности на растяжение при изгибе и коэффициента морозостойкости, рост экономической эффективности, обусловленный пониженным расходом цемента, высокой долговечностью материала, а следовательно, увеличенными межремонтными сроками и сроком службы дорожной одежды.

Изобретение относится к области строительства с использованием георешетки. Предложен усовершенствованный укладчик георешетки, содержащий оборудование для хранения и расправления георешетки, включающее вращающийся на раме барабан, служащий для навивки, хранения и съема плети георешетки, состоящей из последовательно соединенных отдельных модулей георешетки заданных размеров, сопряженный с актуатором, обеспечивающим регулировку равномерной навивки и/или съема плети георешетки вдоль оси барабана, средства для продвижения плети георешетки по направляющей с барабана, по крайней мере, две траверсы, обеспечивающие расправление георешетки, выполненные с возможностью разведения для образования заданного угла между ними, сопряженные с зацепными средствами для удерживания краев георешетки в процессе ее расправления между указанными траверсами.
Изобретение относится к способу закрепления грунтов и фундаментов. Способ заключается в обработке последних содержащим латексный полимер закрепителем, применяемым в смеси с водой.

Изобретение относится к горному машиностроению, в частности к машинам для рекультивации карьерных отвалов и уступов из мягких пород или покрытых плодородным слоем.

Изобретение относится к области строительства и ремонта линейных объектов, расположенных на карстоопасных участках, а именно к укреплению грунтового основания. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое решение, является повышение безопасности линейных объектов, расположенных на карстоопасных участках. Способ усиления линейных объектов на карстоопасных участках заключается в том, что определяют участок линейного объекта, на котором возможно образование, по меньшей мере, одной карстовой полости диаметром не более 4 м, на этом участке удаляют проезжую часть, вырезают слой грунта с образованием под ней котлована, ширина которого не меньше ширины проезжей части, для обеспечения содержания суглинка в грунте от 25% до 35% и песка средней крупности в диапазоне от 75% до 65% соответственно, производят обработку грунта в котловане и вырезанного слоя грунта в отвале путем внесения в него суглинка или песка в зависимости от первоначального состава грунта, после чего грунт в котловане и в отвале обрабатывают полифилизатором "ПГСЖ 1" в жидком виде и полифилизатором "ПГСП 3" в виде порошка и перемешивают его. На обработанный в котловане грунт укладывают в проекции под прилагаемыми подвижными нагрузками стальные оцинкованные гофрированные листы и соединяют их, сверху укладывают слои георешетки, на которые укладывают слой грунта, обработанный в отвале, уплотняют его в котловане, на уплотненный грунт укладывают еще один слой георешетки, на которую в несколько слоев укладывают обработанный в отвале грунт, уплотняют каждый слой и устраивают проезжую часть. 7 з.п. ф-лы.

Заявляемый способ укладки геоматериалов направлен на расширение возможности применения грунтоупрочняющих геоматериалов, таких как объемная георешетка и геотекстиль, так как позволяет механизированно, с применением носителя высокой проходимости, обустраивать ими неограниченную площадь поверхности в любом, обусловленном заданием направлении, при простом способе хранения и использования георешетки (пакета), при менее сложной конструкции, поскольку отсутствуют известные по прототипу барабан, с навитой на него плетью объемной георешетки, и устройства, обеспечивающие и регулирующие скорость вращения барабана, при этом в пакете хранится большая длина плети георешетки, чем на барабане допустимых для дорожного транспорта габаритов, что сокращает число простоев, связанных с пополнением расходуемого материала. Техническое решение позволяет производить работы по оборудованию дорожного полотна при существенном сокращении ручного труда и времени выполнения работ. Конструкция заявляемой машины для осуществления способа состоит из стандартного носителя высокой проходимости, платформы с установленными на ней пакетами объемной георешетки, устройства содержания рулонов геотекстиля, устройств для вытягивания объемной георешетки из пакета, растягивания ее на требуемую величину, устройств для сохранения растянутой формы георешетки до ее фиксации засыпной смесью, устройств для содержания засыпной смеси, ее транспортировки на растянутую георешетку, разравнивания и уплотнения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение касается самоходной поверхностной фрезы, например представляющей собой асфальтовую фрезу, снежную фрезу или дорожный комбайн, снабженной рабочим агрегатом, включающим в себя приводимый во вращательное движение корпус барабана, а также по меньшей мере один приводной узел барабана, который помещен внутри корпуса барабана и образует по меньшей мере одну часть вращающейся опоры корпуса барабана на опорной раме барабана, при этом по меньшей мере один приводной узел барабана имеет неподвижную, закрепленную на опорной раме барабана часть привода и вращаемую, соединенную с корпусом барабана часть привода. Вращаемая часть привода приводного узла барабана опирается на корпус барабана посредством геометрически замкнутого захватывающего соединения с передачей крутящего момента, но с возможностью продольного перемещения. Захватывающее соединение вращательно захватывает корпус барабана, чтобы иметь возможность передавать приводные вращательные движения части привода на корпус барабана. Вращаемая часть привода может совершать относительно корпуса барабана возвратно-поступательное движение в направлении его продольной оси, чтобы компенсировать осевое смещение вследствие, например, тепловых расширений или допусков размеров или неточностей монтажа. 24 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Техническим результатом является повышение морозостойкости и прочности материалов из грунтовых, песчаных, и щебеночно-песчаных смесей, а также экономической эффективности строительства. Состав для дорожного строительства содержит минеральное вяжущее, заполнитель, воду и химические добавки октилтриэтоксисилан/эмульсия октилтриэтоксисилана и водный раствор сополимера на основе полиоксиэтиленовых производных ненасыщенных карбоновых кислот/карбоксилатный полиэфир, при следующем соотношении компонентов, масс. %: портландцемент - 6-12, заполнитель - 72-88, октилтриэтоксисилан/эмульсия октилтриэтоксисилана - 0,005-0,04, водный раствор сополимера на основе полиоксиэтиленовых производных ненасыщенных карбоновых кислот/карбоксилатный полиэфир - 0,02-0,20, - вода - 4,83-17,94. 1 табл., 1 пр.
Наверх