Самосмазывающийся подшипник скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Самосмазывающийся подшипник скольжения содержит металлическую втулку с антифрикционным полимерным покрытием, при этом на внутренней поверхности металлической втулки выполнены кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста и в них установлены продольно замкнутые упругие элементы. Кольцевые канавки с размещенными в них замкнутыми упругими элементами заполнены антифрикционным покрытием. Замкнутые упругие элементы выполнены в виде полых резиновых колец с внутренней и наружной металлической оплеткой. Наружный диаметр сечения резинового кольца не превышает наименьшей ширины кольцевой канавки. Полость резинового кольца заполнена парафином. Технический результат: повышение долговечности, износостойкости и ударопрочности самосмазывающегося подшипника скольжения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен самосмазывающийся подшипник скольжения, содержащий металлическую втулку с антифрикционным полимерным покрытием (Полимеры в узлах трения машин и приборов: Справочник / Е.В. Зиновьев и др. - М.:. Машиностроение, 1980, с.40-41).

Недостатком этого самосмазывающегося подшипника скольжения является недостаточная долговечность в связи с отслаиванием антифрикционного самосмазывающегося покрытия и разрушение его под воздействием ударных нагрузок.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является самосмазывающийся подшипник скольжения, содержащий металлическую втулку с антифрикционным полимерным покрытием, при этом на внутренней поверхности металлической втулке выполнены кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста и в них установлены продольно замкнутые упругие элементы, при этом кольцевые канавки с размещенными в них замкнутыми упругими элементами заполнены антифрикционным покрытием (Патент РФ на полезную модель №126067, F16C 17/02, опубл. 20.03.2013).

Однако известный подшипник не обладает долговечностью, так как замкнутые упругие элементы выполнены в виде пружин, витки которых под воздействием нагрузок образуют микротрещины в антифрикционном полимерном покрытии, что ведет к усталостному разрушению самосмазывающегося подшипника.

Задача, на решение которой направлено данное изобретение, состоит в повышении долговечности самосмазывающегося подшипника скольжения.

Технический результат, достигаемый при реализации заявленного изобретения, состоит в повышении износостойкости и ударопрочности самосмазывающегося подшипника скольжения.

Указанный технический результат достигается тем, что в самосмазывающемся подшипнике скольжения, содержащем металлическую втулку с антифрикционным полимерным покрытием, при этом на внутренней поверхности металлической втулки выполнены кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста и в них установлены продольно замкнутые упругие элементы, при этом кольцевые канавки с размещенными в них замкнутыми упругими элементами заполнены антифрикционным покрытием, согласно изобретению замкнутые упругие элементы выполнены в виде полых резиновых колец с внутренней и наружной металлической оплеткой. Кроме того, наружный диаметр сечения резинового кольца не превышает наименьшей ширины кольцевой канавки. Кроме того, полость резинового кольца заполнена парафином.

Выполнение замкнутых упругих элементов в виде полых резиновых колец с внутренней и наружной металлической оплеткой повышает надежность крепления антифрикционного полимерного покрытия и позволяет ему работать с динамическими нагрузками, что повышает долговечность.

Выполнение наружного диаметра сечения резинового кольца не превышающим наименьшей ширины кольцевой канавки позволяет участвовать резиновому кольцу в обеспечении работы сил трения между антифрикционным полимерным покрытием и контртелом, что повышает износостойкость.

Заполнение полости резинового кольца парафином повышает надежность работы антифрикционного полимерного покрытия при увеличение температуры в зоне трения самосмазывающегося подшипника.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид самосмазывающегося подшипника скольжения.

Самосмазывающийся подшипник скольжения содержит металлическую втулку 1 с антифрикционным полимерным покрытием 2 (например, в виде эпоксидной смолы с наполнителем из порошка фторопласта и порошка графита). На внутренней поверхности металлической втулки 1 выполнены кольцевые канавки 3 с профилем в виде ласточкина хвоста и в них установлены продольно упругие элементы в виде полых резиновых колец 4 с внутренней и наружной металлической оплеткой 5. Диаметр сечения резинового кольца 4 не превышает наименьшей ширины кольцевой канавки 3. Полость резинового кольца 4 заполнена парафином известным способом.

На внутренней поверхности металлической втулки 1 может быть выполнено несколько кольцевых канавок 3.

При эксплуатации самосмазывающегося подшипника скольжения кольцевые канавки 3 с резиновыми кольцами 4 надежно удерживают антифрикционное полимерное покрытие 2 от разрушения. При этом в связи с тем, что резиновые кольца 4 выполнены полыми и с внутренней и наружной металлической оплеткой, обеспечивается упругость антифрикционного полимерного покрытия 2, гарантирующая работоспособность подшипника скольжения при динамических нагрузках (нагрузки гасятся металлической оплеткой 5). Это увеличивает долговечность подшипника скольжения. При возникновении перегрева узла трения (либо при чрезмерной нагрузке либо при превышении скорости скольжения) парафин в полостях резиновых колец растопляется, превращается в жидкость с расширением объема, что позволяет более эффективно работать антифрикционному полимерному покрытию 2 (лучше проявляются свойства наполнителей) и препятствовать разрушению самосмазывающегося подшипника от динамических нагрузок (вибрации, ударов и т.д.).

Таким образом, повышается долговечность самосмазывающегося подшипника скольжения, так как исключается разрушение и отслоение антифрикционного полимерного покрытия, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.

1. Самосмазывающийся подшипник скольжения, содержащий металлическую втулку с антифрикционным полимерным покрытием, при этом на внутренней поверхности металлической втулки выполнены кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста и в них установлены продольно замкнутые упругие элементы, при этом кольцевые канавки с размещенными в них замкнутыми упругими элементами заполнены антифрикционным покрытием, отличающийся тем, что замкнутые упругие элементы выполнены в виде полых резиновых колец с внутренней и наружной металлической оплеткой.

2. Самосмазывающийся подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что наружный диаметр сечения резинового кольца не превышает наименьшей ширины кольцевой канавки.

3. Самосмазывающийся подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что полость резинового кольца заполнена парафином.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям подшипников, и может быть использовано в различных отраслях промышленности. .

Изобретение относится к подшипниковому устройству для опирания вала машин, применяемых в определенных областях промышленности, например в пищевой, лекарственной промышленности или промышленности по производству напитков.

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению изделий с антифрикционными покрытиями. .

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. .

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления антифрикционных изделий. .

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки. .

Изобретение относится к гидродинамическому подшипнику (1), предназначенному для удержания полого барабана (2), в случае необходимости деформирующегося в радиальном направлении, приводимого в движение вращения вокруг своей оси.

Изобретение относится к возобновляемым источникам энергии и, в частности, к устройству для производства электроэнергии из возобновляемого источника энергии, включающего шарнирное сочленение, имеющее подшипник.

Изобретение относится к триботехнике, а именно к области износостойких подшипников скольжения. .

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к компрессорным машинам (центробежные компрессоры, винтовые компрессоры, авиационные двигатели, насосы и т.п.).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения устройств, работающих при высоких скоростях скольжения при реверсивном вращательном движении, при частых пусках и остановках.

Изобретение относится к ручным ударным инструментам, а именно к перфораторам или отбойным молоткам. .

Изобретение относится к тяговым двигателям железнодорожных локомотивов и, в частности, к подшипникам или опорам скольжения, при помощи которых тяговый двигатель частично удерживается на оси колесной пары в днище локомотива.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, где имеют место высокие окружные скорости и нагрузки, в частности в дизельных двигателях в качестве опор коленчатого вала, шатунных вкладышей, опор вала турбокомпрессора, в буксовых узлах вагонов и в других механических системах.

Изобретение относится к способам сборки подшипников скольжения различных машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения машин и механизмов с жидкостной смазкой. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлургической, строительной, горнорудной промышленностях для обеспечения надежной и долговечной работы оборудования при значительных снижениях затрат на изготовление и эксплуатацию машин. Радиальный подшипник жидкостного трения включает втулку-цапфу (1), расположенную во втулке-вкладыше (3). На поверхности втулки-цапфы (1) сформирована система параллельных мартенситных валиков (3), которая при движении подшипника обеспечивает максимальное количество масляных клиньев, создающих гидродинамические силы поддержания втулки-цапфы. Валики (3) сформированы на втулке-цапфе (1) в виде системы параллельных валиков (3) один за другим на расстоянии L=(1,5÷3)h друг от друга, где h - ширина валика (3), выступающего над поверхностью на 0,3÷1,5 мм, в направлении, параллельном оси подшипника. Валики сформированы на втулке-цапфе (1) в виде двух систем параллельных валиков: одна за другой, в виде сетки под углом 2β=60÷120°, причем обе системы расположены симметрично относительно направления движения подшипника в эксплуатации на окружном расстоянии L1=Lcosβ друг от друга. Технический результат: создание радиального подшипника жидкостного трения с конструкцией, позволяющей создать максимально возможное количество масляных клиньев. При этом конструкция учитывает следующие условия работы: возможность кратковременной работы при малых скоростях скольжения, изменение направления нагрузки на подшипник, возможность реверсивной работы. Подшипник прост в изготовлении, долговечен и не дорогостоящий. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх